Логопедический массаж при инсульте
Аннотация. Статья посвящена роли и значимости применения логопедического массажа при остром нарушении мозгового кровообращения. Анализируются особенности проведения логопедического массажа. Рассматриваются виды и техника применения массажа.
Ключевые слова: логопедический массаж, реабилитация, острое нарушение мозгового кровообращения.
Abstract. The article is devoted to the role and importance of the speech therapy massage in acute cerebral circulation disorders. The features of speech therapy massage are analyzed. The types and techniques of massage are considered.
Key words: speech therapy massage, rehabilitation, disorder of cerebral circulation.
В настоящее время катастрофически растет число людей, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения «инсульт». Среди заболевших постоянно увеличивается число людей молодого и юного возраста. Наиболее частым последствием «инсульта» являются нарушения речи. У части пациентов речь становится невнятной и сбивается, у других полностью пропадает возможность выражать свои мысли словами. Люди, перенесшие это заболевание, сталкиваются с такими видами речевой патологии как: афазия,
дизартрия, дисфония, дисфагия. Это приводит не только к общему дискомфорту, но и угнетению общего состояния человека. Чтобы повысить шансы на полное восстановление утраченной функции, необходимо своевременно начать реабилитацию. Одним из таких специалистов — реабилитологов, является логопед. Главной целью логопедической работы является восстановление речевой функции. Одной из самых эффективных техник логопедической работы, способствующей нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, перенесших «инсульт», является логопедический массаж.
Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. (стр 2 учебное пособие для студентов). Он входит в комплексную медико-логопедическую систему реабилитации лиц, перенесших «инсульт».
Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог, либо медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. (стр 3 учеб пособие).
Эта процедура имеет множество особенностей и нюансов, не зная которые можно навредить больному. Рассмотрим, как же правильно проводить логопедический массаж, какие техники и степень воздействия должны быть оказаны на пациента.
Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются противопоказания:
- повышенная температура тела;
- простудные вирусные заболевания;
- конъюнктивит;
- кожные заболевания;
- обострение лабиального герпеса;
- стоматит.
Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога об отсутствии противопоказаний.(интернет источник 1)
Общие правила. Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Массаж рекомендуется проводить циклами по 10 — 15 сеансов, каждый день или через день. После перерыва цикл можно повторить. Длительность процедуры можно варьировать в зависимости от тяжести нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная
длительность первых сеансов составляет от 5 до 10 минут, а конечная — от 15 до 30 минут.(Архипова стр 38)
Виды и Техника массажа. (Краузе стр 11)
К основным видам логопедического массажа относятся:
- классический ручной;
- точечный;
- зондовый, аппаратный (вибрационные, вакуумные приборы).
Основные приемы и техника ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа.
Растирание — прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев. Этот прием выполняется в различных направлениях: прямолинейное, круговое, спиралевидное. Для области лица рекомендовано щипцеобразное разминание, захватывая, оттягивая, разминая локальные участки.
При вибрации массирующая рука (или вибрационный аппарат) передает телу массируемого, колебательные движения. Для выполнения вибрирующих движений на лице используется прием «пунктирование». Выполняется прием концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме, большого.
Разминание-прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.
Точечный массаж. Воздействие на биологически активные точки (БАТ)
представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Имеется тесная функциональна взаимосвязь, между биологически активными точками и определенными органами, системами организма. Целями специального точечного массажа, используемого в логопедической практике, являются: нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата; регуляция вегетативных функций; восстановление эмоционального фона; профилактика заболеваний верхних дыхательных путей ( Дьякова стр 75)
Приемом точечного массажа является воздействие на определенную точку. В зависимости от техники воздействие может быть как тонизирующим или успокаивающим. При повышенном тонусе используют расслабляющую технику. Найдя необходимую точку, специалист производит вращательные надавливающие движения по часовой стрелке, фиксируя, положение в течение 5-6 секунд постепенно углубляясь. Затем та же техника, применяется, но против часовой стрелки, уменьшая силу воздействие на точку. (76 стр)
При явлениях пониженного тонуса применяется стимулирующая техника. Найдя точку, проводя вращательные движения в течение 3 — 4 секунд, палец резко отрывают от точки. Это движение повторяют 6 — 10 раз. (Дьякова76 стр) В логопедической практике при коррекции речи у пациентов, страдающих дизартрическими нарушениями: всеми формами парезов артикуляционной мускулатуры применяется зондовый массаж. Е. В Новикова (2000 г.) разработала технологию зондового массажа и набор зондов. Основная цель метода-нормализация речевой моторики. Предлагаются 8 специальных зондов на определенную группу мышц, языка губ, щек, мягкого неба. Зонды должны быть устойчивы к циклу обработки, состоящему из дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации в соответствии с режимами по ОСТ 42-21-2-85. (Новикова 10 стр)
Библиографический список
- Показания, эффективность и тонкости проведения логопедического массажа
[Электронный ресурс].-Режим доступа: - Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст]/ Е.Ф. Архипова Изд.
Центр «Астрель» - Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений
- Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика
- Дьякова Е. А. Логопедический массаж 2005г.
- Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения
Кузнецова Мария Сергеевна
логопед, ГБУЗ ООКБ
г. Оренбург
Источник
Большая часть больных, перенесших инсульт, страдает от нарушения речи. Помимо расстройства двигательных функций, проблемы с речью являются одним из наиболее тяжелым для самого больного. Ведь отсутствие общения, возможность разговаривать со своими близкими является дополнительным стрессом.
Очень важно постараться восстановить речь больного, однако надо понимать, что этим должен заниматься исключительно специалист-логопед.
Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта
Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:
- Тотальная афазия — полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
- Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
- При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
- Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
- При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
- После инсульта возможно появление дисфонии — нарушения голоса.
Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами дизартрии. Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.
Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта
Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.
Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.
В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:
- Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта — первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
- Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
- В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
- Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
- Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
- В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
- В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.
Работа родственников больного с логопедом-афазиологом
Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата — это регулярная и тщательная работа.
Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.
Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.
Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:
- Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
- Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
- Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома. Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
- Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
- Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.
Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!
Источник: https://karkusha.su/zanyatiya-logopeda-posle-insulta-na-domu/
Источник
Восстановление речи после инсульта – одна из важнейших задач при реабилитации больного. Важно не откладывать этот процесс на потом: чем позже начать, тем меньше шансов на успех. И лучше, если к восстановлению речи у больного сразу подойти грамотно.
В этой статье мы рассмотрим необходимые этапы реабилитации и все способы как восстановить речь после инсульта, которые при этом возможны.
Если вдруг случился инсульт
Что происходит при инсульте? Повреждается кровообращение в различных участках головного мозга в той или иной степени, страдает нервная система, повреждается связь с мозгом. Человек лишается многих возможностей своего организма, о которых он раньше и не задумывался.
Инсульт безжалостно делит жизнь человека на «до» и «после». В лучшем случае, это незначительные изменения в памяти, в речи, в движении. И если вовремя и правильно провести лечение и реабилитацию, человек быстро восстановится и вернется к обычной жизни.
Но случается и полная потеря всех этих и некоторых других функций организма. И тогда человек никогда не станет прежним. Это трагедия как для него самого, так и для его близких.
В этой ситуации нельзя допускать паники. Нужно запастись терпением и предпринять все возможные способы для максимальной помощи больному. Ведь ему предстоит научиться жить заново.
Что необходимо для успешного восстановления больного после инсульта:
- Конечно же медикаментозное лечение, назначенное врачом. Оно стимулирует нарушенное мозговое кровообращение. Его важно проводить постоянно.
- Восстановление двигательных функций. Здесь требуются занятия лечебной физкультурой, физиотерапия, возможно использование специальных тренажеров для возвращения чувствительности парализованных конечностей.
- Работа по восстановлению речи, памяти, способности читать и писать, восприятию действительности. Без помощи логопеда и правильно выстроенной системы занятий тут не обойтись.
- Комфортный климат в семье, психологический настрой самого пациента, а также его родственников, море терпения и оптимизма.
Нарушение речи при инсульте
Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.
Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.
Если отказывает речь, значит нарушения произошли в левом полушарии головного мозга. При таком инсульте правая сторона парализована и речь отсутствует.
Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.
Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?
Разберемся с видами афазии и их последствиями:
- Амнестическая. Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
- Семантическая. В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
- Сенсорная. Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
- Моторная. Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
- Тотальная. Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.
Может ли восстановиться речь после инсульта
и как быстро это произойдет?
Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.
Несложные проблемы с речью решаются за 2–6 месяцев при выполнении специальных регулярных тренировок и занятий. Если степень нарушения больше, то и времени потребуется больше.
Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.
В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом. Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять. Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.
Вот обычные рекомендации врачей родственникам пациента:
- Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
- С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
- Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
- Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
- Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.
Что делать, если при инсульте происходит потеря речи
Как же вернуть речь после инсульта? Сразу же после первой необходимой помощи больному, важно обратиться к логопеду.
Только этот специалист сможет правильно оценить степень повреждения речи и составить эффективный комплекс мер для ее восстановления. Главная задача такого комплекса: восстановить речевое дыхание, голос, артикуляцию, интонацию, тембр.
Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Не стоит заниматься самолечением в этом случае. Только после показанных логопедом упражнений и массажей, можно будет регулярно выполнять их самостоятельно в домашних условиях при помощи родных.
Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях
Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.
Артикуляционно-дыхательные упражнения
Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.
Артикуляционная гимнастика после инсульта
Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.
Упражнения для языка и мягкого неба
- Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
- Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
- Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
- Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
- Направить язык в правую и левую щёку.
- Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
- Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
- Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.
Упражнения для губ
- Губы подать трубочкой вперед.
- Сложить в улыбку с закрытым ртом.
- Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
- Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
- Расслабить губы и подуть через щель в них.
Упражнения для голоса
Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.
- Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
- Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
- Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
- Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.
Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.
Упражнения на скороговорки после инсульта
Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.
Упражнения для мимических мышц лица
- Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
- Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
- Улыбнуться, не открывая рта.
- Надуть и сдуть щеки.
- Губы вытянуть как для поцелуя.
- Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
- Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.
Логопедический массаж после инсульта
После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.
Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.
Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.
Особенности работы доктора с больным
- Главная задача всех действий специалиста – это растормаживание речи. И для этого используют все те возможности больного, какие у него есть на данный момент. Занятия не должны утомлять пациента. Начинаются они с простых элементов и длятся 10-15 минут. После программа усложняется, и время занятия увеличивается.
- Разговаривать с больным нужно спокойно и медленно, чтобы он понимал речь. Если он не может ничего сказать, то просим его кивать в ответ, показывая, что он понимает.
- Если больному сложно говорить, нужно попросить его выдать любые звукоподражания, которые он может сделать. Если он может произнести только один слог, то следует подобрать слова, которые начинаются с этого слога, и пусть он пробует постепенно их закончить.
- То же самое с пословицами и поговорками, названиями известных фильмов. Нужно начать фразу и попросить больного ее завершить, то ли словом, то ли слогом, как у него получится. Все слова, которые мы обычно произносим автоматически, следует ему предлагать проговорить. Это могут быть дни недели, месяцы, обычный счет до десяти.
- Хорошо приобщить к работе карточки с рисунками. Можно задавать простые вопросы: «Что это? Что он делает? Какой он?» При этом важно двигаться в этих заданиях постепенно. Сначала называются существительные. Через время, когда этот этап отработан, подключают глаголы, и только потом прилагательные.
- Постепенно в реабилитационных мероприятиях включаются упражнения на рисование и письмо. Сначала человеку предлагается просто вставить пропущенные в слове буквы, потом срисовать все слово. Задания постепенно усложняются.
- Хороши будут упражнения, основанные на задаваемых больному вопросах. Сначала задаются простые вопросы с возможностью ответить «да» или «нет». После вопросы усложняются так, чтобы в самом вопросе содержался односложный ответ. И это слово и должен проговорить больной в качестве ответа.
Другие методы восстановления речи после инсульта
Музыкотерапия
Часто бывает так, что человеку, перенесшему инсульт, сложно говорить, но он может петь. Тогда все логопедические упражнения со звуками, слогами, словами выполняются как песня.
Лицевая рефлексотерапия.
На биологически активные точки на лице производятся определенным образом воздействия.
Лечение стволовыми клетками.
При введении таких клеток в пораженные ткани можно добиться восстановления их целостности.
Иглорефлексотерапия.
Такой способ используют в основном при моторной афазии. Таким образом, корректируют речевую деятельность у человека.
Заключение и выводы
И в заключение хочется подчеркнуть наиболее важные моменты, о которых нельзя забывать при восстановлении речи у больного после инсульта:
- Это быстрое реагирование на проблему и не откладывание мероприятий по реабилитации на потом,
- умеренность во всем,
- постепенное увеличение нагрузок при занятиях,
- обязательное обращение к логопеду, а возможно и к дефектологу,
- строгое выполнение всех их предписаний,
- огромное терпение и создание максимально доброжелательной атмосферы в доме.
Инсульт – серьезное заболевание, но при таком подходе его гораздо легче одолеть.
Источник