Логопедические задания после инсульта

Логопедические задания после инсульта thumbnail
  • Содержание

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного

После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Почему нарушается речь после инсульта

Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

Моторная зона отвечает за:

  • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
  • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

Ответственность этой зоны:

  1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
  2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

Виды мозгового инсульта

Главная опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

Разновидности речевых расстройств

Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

Различают такие виды нарушений речи после инсульта:

  • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
  • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
  • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.

Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.

Как восстанавливать речевую функцию

Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.

Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

Оценка речевых способностей после перенесенного инсульта

Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

  1. занятия с врачом-логопедом;
  2. различные физиологические процедуры;
  3. лечение медикаментами;
  4. регулярные физические нагрузки;
  5. интенсивные дыхательные упражнения;
  6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.

Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.

Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.

Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.

Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.

Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

Занятия с врачом-логопедом

Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.

Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта

Общими для всех методик являются следующие приемы:

  • пение для завершения предложений;
  • при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
  • произносить окончания предложений вместе с пациентом;
  • подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
  • повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
  • демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
  • поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
  • чтение скороговорок;
  • заучивание отрывков стихотворений.

Домашние упражнения в реабилитационный период

После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.

Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.

В этот период родственникам рекомендуется:

  1. разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
  2. по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
  3. не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
  4. не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.

Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.

Логопедический массаж для восстановления речи в домашних условиях

Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.

Поэтому в общении с больным следует:

  • разговаривать с больным короткими предложениями;
  • формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
  • не перескакивать с одной темы на другую;
  • если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
  • для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
  • убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.

Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.

Возможные проблемы при реабилитации

В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.

Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.

Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.

Заключение

В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.

Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.

Видео: Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсульт

Источник

Инсульт – очень сложная болезнь. Расстройство речи – одно из самых распространенных нарушений психических процессов, которые наблюдаются при инсульте. Случится болезнь может практически в любом возрасте. Различают ишемический и геморрагический виды инсульта. И тот, и другой требует длительного восстановления физических и психических функций организма. Медиками разработаны специальные упражнения для восстановления речи после инсульта, которыми можно заниматься и самостоятельно дома.

Расстройство речи

Для нормального восприятия происходящего вокруг человек нуждается в понимании речи и способности самому воспроизводить слова и строить из них предложения. Правильное произношение и понимание сказанного – жизненнонеобходимо для полноценной жизни.

На сколько затянется процесс восстановления, зависит от многих факторов, в том числе и упорства медиков, родственников и самого больного. У одних он составляет от нескольких недель до пары месяцев, для других может растянуться и на дольше. К сожалению, есть и такие, которым так и не удается заговорить.

Афазия (нарушение способности говорить) развивается из-за повреждения речевой зоны головного мозга.

Для того чтобы правильно выбрать метод лечения, следует разобраться с видом нарушения.

Логопедические задания после инсульта

Различают следующие виды афазии:

  • Тотальная — больной не способен сам ничего сказать и понять, что пытаются ему сказать. Он ничего не помнит и никого не узнает.
  • Моторная — зачастую этот вид сменяет тотальную спустя несколько дней после перенесенного инсульта. Больной узнает родных и близких, понимает, что говорят ему, но сам сказать ничего не может. Со временем может пытаться воспроизводить звуки, используя интонацию для лучшего понимания.

Логопедические задания после инсульта

В этом случае наблюдаются нарушения центра Брока (речедвигательного), который отвечает за моторную функцию. Больной все понимает, но сам воспроизвести речь не может. Человек часто воспроизводит звуки, но правильно объединить их не может, путает похожие по артикуляции звуки.

  • Афазия Вернике (сенсорная). При этом виде нарушения больной не понимает родной речи. Воспринимает ее как набор звуков и не улавливает смысл сказанного. В этом случае довольно сложно определить масштабы нарушения.
  • Семантическая. Больной понимает только простые предложения. Сложные речевые обороты не поддаются его пониманию.
  • Амнестическая. Больной может вести диалог, но часто забывает названия предметов.

Логопедические задания после инсульта

Наиболее опасной считается сенсорная афазия. Речь очень тяжело восстанавливается.

Лечение после инсульта

Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозное лечение.
  • Артикуляционная гимнастика с логопедом.
  • Систематическое выполнение упражнений.
  • Комфортная атмосфера.

Логопедические задания после инсульта

Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило. Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор. Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем.

Логопедические задания после инсульта

Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух. Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день. Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.

Логопедические задания после инсульта

Советы для родственников

Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Поэтому следует придерживаться простых правил:

  • Не стоит говорить с человеком как с обреченным. С ним нужно вести разговор спокойно, внимательно наблюдать за реакцией и всеми изменениями.
  • Больному не стоит общаться с агрессивными или безразличными особами. Его должны окружать близкие и любящие люди.
  • Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.
  • Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.
  • Не стоит слишком утомлять: «Тише едешь – дальше будешь».

Эти рекомендации помогут поскорее преодолеть трудности и вернуть человека в привычную жизнь.

Логопедические задания после инсульта

Работа с логопедом

Если в больнице, где лежит больной, есть логопед, то он начнет заниматься с пациентом, как только это будет возможно. Нельзя терять время зря. Работа может продолжаться и после выписки, а затем и самостоятельно дома.

Работа со специалистом:

  • Логопед осторожно прощупывает масштабы повреждения, он проверяет реакцию больного на тихий голос, затем на шепот.
  • Постепенно усложняет задания.
  • Специалист не учит произносить отдельные слова и звуки, ему важно слышать их в контексте, пациент должен научиться пользоваться ими в речи.
  • Упражнения подбираются индивидуально, исходя из вида афазии.
  • Специалист начинает предложение, пациент его заканчивает.
  • Если у больного есть любимые песни, специалист обязательно их использует в своей работе.
  • Если состояние больного улучшилось, врач может предложить срисовать предложенные картинки.

Поначалу уроки логопеда длятся не более 15 минут, постепенно увеличивая время.

Логопедические задания после инсульта

Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

Упражнения для самостоятельного выполнения

Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.

Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:

  • Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
  • Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
  • Верхней челюстью тянуться к подбородку.

Задания для языка:

  • Вытянуть язык трубочкой.
  • Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
  • Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
  • Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
  • Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
  • Издавать «цокающие» звуки.
  • Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.

Логопедические задания после инсульта

Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.

Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.

При невнятной речи и для улучшения голоса рекомендуется массировать язык обычной зубной щеткой утром и вечером. Это упражнение расслабляет орган и помогает улучшить речь.

Лечение лекарственными препаратами

Человечество еще не изобрело такой таблетки, которая помогла бы восстановить речь. Медикаменты, назначенные врачом, направлены на улучшение кровообращения в мозге и питание нервных клеток. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают внимание, что в комплексе положительно сказывается на общем состоянии организма.

Логопедические задания после инсульта

Хирургическое вмешательство

В случаях ишемического инсульта, когда перепробованы все способы, остается еще один — формирование экстра-интракраниального микроанастомоза. Это операция, во время которой нейрохирурги создают дополнительное соединение между участками мозга: неповрежденным сосудом и речевой областью. Кровообращение возобновляется, и состояние больного быстро улучшается.

Лечебная физкультура

Нарушения речи наблюдаются не только при нарушениях соответствующей области мозга, но и при параличе мимических мышц. Они не могут выполнять свою работу, поэтому человек утрачивает речевую функцию. ЛФК помогает восстановить возможность говорить.

Логопедические задания после инсульта

Лечение стволовыми клетками

Современная медицина не перестает удивлять. Сейчас есть возможность восстановить речь с помощью стволовых клеток. Такая терапия помогает не только восстановить речь, но и запустить защитные функции организма, пробудить желание выздороветь и как можно быстрее заговорить. Пересадку стволовых клеток проводят амбулаторно дважды. Второй раз спустя 3 месяца после первого. Сосуды восстанавливаются, ликвидируются бляшки и тромбы. В пораженных местах начинают строиться новые клетки.

Максимальное восстановление речевой функции должно проводиться на первом году после инсульта, продолжаться реабилитация может до 5 лет. После этого нарушения, которые имеются у больного, остаются навсегда. Все упражнения, которые проводятся для восстановления речи после инсульта, нужно выполнять регулярно и систематически. Только тогда они принесут реальную пользу.

Восстановление речи после инсульта Упражнение для восстановления речи при моторной афазии Речь после инсульта. Cистема по восстановлению Ora Light на русском языке

Загрузка…

Источник

После перенесённого инсульта у человека возникают нарушения речи. Но для комфортной жизни в социуме это необходимы навык. Поэтому, вернуть речь нужно как можно скорее. У одних пациентов это занимает всего несколько недель, у других, около года и чтобы ускорить этот процесс, нужно непрерывно заниматься.

Удар и его последствия

Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга и отмирание нейронов. Когда кровообращение нарушается, погибают участки мозга, отвечающие за определённые функции организма. То, на сколько сильно будет поражён речевой аппарат и как скоро заговорит пациент зависит от:

  1. степени поражения;
  2. своевременности реабилитационных мероприятий;
  3. какой центр речи поражён.

ВАЖНО! Полностью восстановить функции речи у взрослого человека возможно даже при полной её утрате.

Виды нарушений речи

Фото 1Утрата речи после инсульта называется афазией и возникает вследствие отмирания центра речи.

Это осложнение встречается как после геморрагического, так и ишемического инсульта.

Виды нарушения речи:

  1. Сенсорное – поражение центра Вернике. Он расположен между теменной и височной долями головного мозга. В этом случае, человек полностью утрачивает возможность воспринимать речь. Воспроизведение отдельных слов под силу, а смысловая нагрузка отсутствует, и речь не контролируется пациентом. Способность к чтению сохраняется, но пациент не понимает смысла написанного. Навык письменности также отсутствует;
  2. Моторное – поражение центра Брока. Располагается между лобной и височными долями. Способность воспринимать речь на слух полностью сохраняется. Пациент предпринимает попытки в общении, ответах на вопросы, но ничего не выходит. Способность читать и писать практически полностью утрачивается;
  3. Семантическое – поражение задне-центральной и теменной областей коры. Человек способен воспринимать и воспроизводить несложные речевые конструкции. Сложные диалоги он поддержать не способен. Логические связи в речи больного практически отсутствуют;
  4. Акустико-мнестическое – поражение среднего отдела височной коры мозга, а именно, 2-ой височной извилины. По признакам схожее с семантическим поражение. Пациент может говорить несложные предложения из 3-4 слов. Навыки чтения и письменности сохранены в малом объёме;
  5. Оптико-мнестическое – поражение нижневисочно-затылочного отдела. Способность к восприятию речи сохранена в большей степени. Больному тяжело опознавать предметы, он вечно находится в поиске нужного слова. Речь иногда не связана, но в меньшей степени в сравнении с остальными видами;
  6. Динамическая – пре-моторная зона. Нарушена функция активной речи. Пациент может повторить сказанное предложение, но сам не в силах сконструировать сложные речевые обороты. Из речи часто выпадают глаголы. Ответы на вопросы – односложные. Часто повторение последнего слова собеседника.

СПРАВКА! «Чистые» степени афазий встречаются крайне редко, обычно это комбинация нескольких с преобладанием одной над другими.

Помощь специалиста

Фото 2Логопед – обязательная ступень на пути пациента к выздоровлению и не стоит самому пытаться научить говорить больного.

Не редко из-за неправильных действий, речь так и остаётся не полностью восстановленной.

Важно вовремя начать процесс реабилитации.

Установлено, что наибольшего прогресса можно достичь в первые 3 месяца после поражения. В дальнейшем результаты будут менее стремительные. Методы работы разнятся от состояния пациентов: от относительно не сильного поражения, когда сохранены некоторые речевые функции, до полного её отсутствия. Для начала, врачом-неврологом определяется степень поражения и на основании его прогноза, логопед начинает работу.

Логопедические занятия проводятся в домашних условиях, для больного эта обстановка комфортная, а значит он сможет полностью сосредоточиться на упражнениях.

Методы при моторной форме

В этом случае, нужно преодолеть неспособность пациента перейти со слога на слог, что напоминает заикание. Специалист медленно, протяжно напевает цифры от 1 до 10, бытовые фразы, дни недели. Это делается для того, что бы пациенту было легче уловить все звуки в словах:

  1. Проговариваются пословицы без последнего слова, что бы пациент пытался его сказать;
  2. Игры в шахматы, лото, карты, сборка конструкторов;
  3. Методы выделения элементов речи, например, выделить число при счёте;
  4. Метод противопоставления – логопед говорит одно слово «чёрный», пациент должен ответить «белый».

Пациент должен стараться проговаривать все выполняемые им действия, когда речь начинает формироваться.

Метод при динамической форме

Фото 3Нужно восстановить структурированные высказывания, актуализировать глаголы.

Для реабилитации логопедом используются приёмы:

  1. Начать разговор с пациентом на тему, острую для него;
  2. Прослушать ситуативный текст, на который нужно дать простые ответы «Да, нет»;
  3. Задавать вопросы, добиваясь получения ответа с минимальным использованием слов из вопроса;
  4. Чтение слов, которые хорошо знакомы пациенту;
  5. Раскладывать картинки, создавая сюжет и попросить пациента рассказать этот сюжет;
  6. Составление поздравлений, писем;
  7. Сконструировать беседу по ролям.

Метод при сенсорной форме

Задачей является восстановление контроля над речевым аппаратом и восприятия устной речи пациентом. Так как любые попытки устного общения будут бесполезны, лечение начинается с картинок:

  1. Демонстрация картинок с объектам или действиями;
  2. Демонстрация изображений по категориям;
  3. Демонстрация изображений частей тела;
  4. Попросить пациента выбрать верное название предмета и действия среди нескольких изображений;
  5. Задавать вопросы и попросить больного отвечать жестами или односложными «да, нет»;
  6. Раскладывание карточек со словами под соответствующим изображением;
  7. Односложные ответы на вопросы при помощи зрительного восприятия;
  8. Чтение слогов, букв и слов, вслух;
  9. Менять ритм и длину слов;
  10. Заполнение пробелов во фразах;
  11. Прослушивать тексты и отвечать на вопросы касательно них;
  12. Пересказы текстов;
  13. Чтение более сложных, развёрнутых текстов.

Методика при акустико-мнестической форме

Фото 4Следует увеличить объём воспринимаемой информации, и увеличить связь предметов со словами.

Последовательность следующая:

  1. Показывать изображения по категориям;
  2. Выполнять построение несложных речевых конструкций;
  3. Прослушивать тексты и отвечать на них максимально развёрнуто;
  4. Письмо под диктовку с постепенным усложнением речевых оборотов;
  5. Чтение рассказов с последующим пересказом;
  6. Повторные показы картинок с интервалом в 1 минуту;
  7. Самостоятельная классификация слов одним обобщающим словом;
  8. Пересказ текстов по плану, потом без него;
  9. Объёмные беседы на бытовые темы.

При семантической форме

Нужно восстановить восприятие предметов в пространстве.

  1. Показывать изображения планировки комнаты;
  2. Работа с географическими картами, механическими часами;
  3. Заполнение пропущенных элементов во фразе;
  4. Конструирование фраз пространственного значения;
  5. Импровизированный рассказ предоставленную тему;
  6. Разбор сложных по смысловой нагрузке слов.

При амнестической форме

Задачей является расширение словарного запаса, восстановление функции восприятия образов. Способы реабилитации:

  1. Выявление существенных признаков различных объектов;
  2. Демонстрация предметов и частей тела в соответствии с их названиями;
  3. Самостоятельное рисование предметов с подписями;
  4. Самостоятельная классификация и подбором обобщающего слова.

Важно! Что касается продолжительности занятий, то на начальных этапах длительность не превышает 5 минут и к середине курса доходит до 20 минут.

Сложные случаи в логопедической практике

Фото 5Наиболее сложными пациентами для логопеда являются те, кто начал позднее лечение.

Эти люди уже с головой погрузились в своё состояние.

Вера в восстановление отсутствует, состояние подавленное.

В работе с такими людьми нужно постараться дать результат уже после первых занятий, что бы у больного появился стимул.

Ещё одним сложным случаем считаются люди, которые самостоятельно научились произносить некоторые слова или даже предложения, но делают они это не правильно. Выкидывают буквы из слов, проглатывают звуки, часто повторяют одно и то же слово. Сложность в том, что куда проще научить чему-то новому, чем переучивать на новый лад.

Полезное видео

Предлагаем вам посмотреть интересное видео по теме:

Прогноз на восстановление речи

Восстановить речевые функции до уровня, на котором они были до инсульта – более чем реально. Однако, чем старше человек, тем труднее это сделать. На скорость восстановления также влияют индивидуальный настрой пациента и своевременно начатый процесс реабилитации. По заверениям врачей, начинать этот процесс лучше в первую неделю после перенесённого инсульта.

В заключении, если кто-то из близких оказался в подобной ситуации, не нужно самим пытаться обучить его. Даже, подробно расписанные инструкции в интернете не могут заменить специалиста. Стоит проконсультироваться с врачом и как можно быстрее найти логопеда, способного вернуть родственнику возможность общаться. В этот момент пациенту нужно особое внимание, с ним надо постоянно разговаривать, всячески поощрять попытки заговорить и подталкивать к этому.

Источник