Логопед для людей после инсульта
В клинике реабилитации Юсуповской больницы пациентам с нарушением речевой функции оказывают помощь лучшие логопеды Москвы. Цена услуг приемлема. Применение новейших методик диагностики нарушений речи, инновационных реабилитационных технологий, слаженная работа команды специалистов, в состав которой входит невролог, нейропсихолог, логопед-дефектолог позволяет вернуть радость общения пациентам, от которых отказались многие центры логопедии и дефектологии в Москве.
Сколько стоит занятие с логопедом, можно узнать в контакт-центре Юсуповской больницы. Пациентам после инсульта предлагают специальные программы реабилитации. Они позволяют получить в полном объёме все необходимые процедуры и сэкономить деньги.
Восстановление речи после инсульта
После перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения возникают речевые, двигательные, чувствительные, мнестические нарушения. Их по доступной цене восстанавливают реабилитологи Юсуповской больницы. Команда специалистов высокой квалификации проводит комплексную реабилитацию.
После инсульта часто развивается афазия – нарушение уже сформировавшейся речи. У правшей речевые центры находятся в левом полушарии мозга, у левшей – в правом. При повреждении этих отделов мозга возникают речевые нарушения. Их тяжесть зависит от площади повреждённого участка мозга. Речь пациента становится непонятной, она напоминает причудливый иностранный язык. Некоторые пациенты утрачивают способность воспринимать речь окружающих людей. В этом случае логопеды говорят ободной из самых тяжёлых афазий – сенсорно-моторной.
В менее тяжёлых случаях или при других типах афазий речь пациента становится нечёткой. Он может «застревать» на отдельных звуках, менять их местами, заикаться забывать слова или использовать их не по назначению, испытывать трудности с логико-грамматическими конструкциями.
Ни один логопед в Москве не может составить прогноз, сколько будет продолжаться реабилитация и полностью ли восстановится речь. После инсульта речевая функция восстанавливается после двигательной и чувствительной. В лёгких случаях улучшение наступает быстро, за пару недель. В тяжелых случаях длительность реабилитационного периода варьирует от нескольких месяцев до двух лет. Всё это время с пациентами работает логопед и нейропсихолог. После этого речь может не восстановиться полностью. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения уже в отделении реанимации и интенсивной терапии. Раннее начало реабилитационных мероприятий способствует быстрому устранению неврологического дефицита.
Рекомендации для родственников пациентов с нарушениями речи
Афазия (нарушение речи) не является психическим заболеванием даже в том случае, когда изъяснения пациента лишены всякого смысла. Пациенты понимают интонации, поэтому при общении с ними следует следить за своей речью, интонацией. Недопустимо повышать голос или допускать любые другие проявления агрессии, ведь больной человек не может защитить себя.
Восстановление речи наступает быстрее, если пациента вовлекают в общение даже тогда, когда он говорит крайне неразборчиво или молчит. Если человек вычеркнут из общения, шансов на восстановление речи практически нет. Пациенту надо предоставлять возможность смотреть телевизор, слушать радио, любимую музыку. Моно петь любимые песни человека, предлагая ему подпевать, если не словами, то звуком или мычанием.
Роль близких людей в восстановлении речевой функции не меньшая, чем работа логопеда. С пациентом нужно заниматься, даже если он упорно молчит, отказывается от занятий и не отвечает на задаваемые вопросы. Можно работать над пониманием обращённой речи:
- «Пожалуйста, возьми карандаш»;
- «Покажи мне, ты хочешь сливу или абрикос»;
- «Дай мне свою руку».
Поскольку у пациентов после перенесённого инсульта часто развивается депрессия, фон настроения может быть пониженным, как и мотивация к деятельности. Это следует учитывать при общении с больным. Больного человека не следует ругать за лень. Нужно обращать внимания на малейшие успехи, поддерживать близкого человека в сложной ситуации.
Не стоит прерывать пациентов во время их попыток что-то сказать, даже если это тянется долго. Не договаривайте за ними фразы, не закачивайте их. Подобная помощь экономит время, но, как считают логопеды, ухудшает прогноз.
Пациенты с нарушениями речи с большим трудом понимают или совсем не понимают длинные и быстро произносимые предложения. С ними следует говорить короткими, простыми фразами, в медленном темпе. При необходимости повторяйте уже сказанное, дополняйте слова картинками или жестами.
Пациенты с афазией очень чувствительны к шуму и внешним раздражителям. С ними логопеды занимаются индивидуально, в тихой комнате. Родственники могут участвовать в реабилитационном процессе после того, как логопед закончит занятие.
Упражнения для восстановления речи
Занятия по восстановлению речи родственникам необходимо согласовать с логопедом. Стоимость логопеда в Москве разная. Специалисты Юсуповской больницы оказывают помощь по умеренной цене. Логопед-афазиолог индивидуально подбирает комплекс упражнений, которые наиболее подходят данному пациенту.
Занятия с логопедом необходимы для пациентов со следующими расстройствами речевой функции:
- нарушениями произнесения звуков;
- сложностями «вступления в речь»;
- «забываниями» слов.
При каждом перечисленном варианте афазии логопеды индивидуально составляют план реабилитационных мероприятий. Применяют следующие упражнения:
- проговаривание автоматизированных речевых рядов: чисел по порядку от 1 до 10, имён близких людей, дней недели, месяцев;
- настольные игры, когда становится возможной спонтанная речевая активность («отлично», «молодец, «ух ты!», «вот тебе»), во время которых речь становится не предметом занятия, а его фоном;
- ответы на вопросы с глаголами («Мальчик…что делает? …бежит», «Солнышко…что делает? …светит»).
Во время занятий полезно сочетать устную и письменную речь. Разучивание слов нужно сопровождать картинками. При лёгких формах нарушений речи слово важно демонстрировать в разных падежах и контекстах: «Это стол. Мы все сидим за столом. Столы бывают письменными, обеденными. На столе лежит карандаш. Под столом сидит собака». В это время логопед показывает картинку стола или рисует стол – квадратный, круглый.
Можно называть цвета, которые видны вокруг, перечислять предметы в комнате или за окном. Пациенту предлагают договорить предложение с жёстко заданным и понятным финалом, когда высказывание можно закончить только одним-единственным словом, которое требует обдумывания:
- днём на небе светит яркое…солнце, дует сильный…ветер;
- на клумбах растут красивые…цветы;
- под деревом сидит злая…собака.
Занятия заканчивают позитивным моментом, ситуацией успешности пациента. Для этого возвращаются к более лёгким заданиям, если сложные упражнения не получаются. Это позволяет создать благоприятный психологический настрой, вселяет пациенту уверенность в себе и эффективность реабилитации в целом. Для того чтобы восстановить нарушенную речь по доступной цене, следует позвонить по телефону Юсуповской больницы и вас запишут на приём к логопеду.
Источник
После перенесённого инсульта у человека возникают нарушения речи. Но для комфортной жизни в социуме это необходимы навык. Поэтому, вернуть речь нужно как можно скорее. У одних пациентов это занимает всего несколько недель, у других, около года и чтобы ускорить этот процесс, нужно непрерывно заниматься.
Удар и его последствия
Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга и отмирание нейронов. Когда кровообращение нарушается, погибают участки мозга, отвечающие за определённые функции организма. То, на сколько сильно будет поражён речевой аппарат и как скоро заговорит пациент зависит от:
- степени поражения;
- своевременности реабилитационных мероприятий;
- какой центр речи поражён.
ВАЖНО! Полностью восстановить функции речи у взрослого человека возможно даже при полной её утрате.
Виды нарушений речи
Утрата речи после инсульта называется афазией и возникает вследствие отмирания центра речи.
Это осложнение встречается как после геморрагического, так и ишемического инсульта.
Виды нарушения речи:
- Сенсорное – поражение центра Вернике. Он расположен между теменной и височной долями головного мозга. В этом случае, человек полностью утрачивает возможность воспринимать речь. Воспроизведение отдельных слов под силу, а смысловая нагрузка отсутствует, и речь не контролируется пациентом. Способность к чтению сохраняется, но пациент не понимает смысла написанного. Навык письменности также отсутствует;
- Моторное – поражение центра Брока. Располагается между лобной и височными долями. Способность воспринимать речь на слух полностью сохраняется. Пациент предпринимает попытки в общении, ответах на вопросы, но ничего не выходит. Способность читать и писать практически полностью утрачивается;
- Семантическое – поражение задне-центральной и теменной областей коры. Человек способен воспринимать и воспроизводить несложные речевые конструкции. Сложные диалоги он поддержать не способен. Логические связи в речи больного практически отсутствуют;
- Акустико-мнестическое – поражение среднего отдела височной коры мозга, а именно, 2-ой височной извилины. По признакам схожее с семантическим поражение. Пациент может говорить несложные предложения из 3-4 слов. Навыки чтения и письменности сохранены в малом объёме;
- Оптико-мнестическое – поражение нижневисочно-затылочного отдела. Способность к восприятию речи сохранена в большей степени. Больному тяжело опознавать предметы, он вечно находится в поиске нужного слова. Речь иногда не связана, но в меньшей степени в сравнении с остальными видами;
- Динамическая – пре-моторная зона. Нарушена функция активной речи. Пациент может повторить сказанное предложение, но сам не в силах сконструировать сложные речевые обороты. Из речи часто выпадают глаголы. Ответы на вопросы – односложные. Часто повторение последнего слова собеседника.
СПРАВКА! «Чистые» степени афазий встречаются крайне редко, обычно это комбинация нескольких с преобладанием одной над другими.
Помощь специалиста
Логопед – обязательная ступень на пути пациента к выздоровлению и не стоит самому пытаться научить говорить больного.
Не редко из-за неправильных действий, речь так и остаётся не полностью восстановленной.
Важно вовремя начать процесс реабилитации.
Установлено, что наибольшего прогресса можно достичь в первые 3 месяца после поражения. В дальнейшем результаты будут менее стремительные. Методы работы разнятся от состояния пациентов: от относительно не сильного поражения, когда сохранены некоторые речевые функции, до полного её отсутствия. Для начала, врачом-неврологом определяется степень поражения и на основании его прогноза, логопед начинает работу.
Логопедические занятия проводятся в домашних условиях, для больного эта обстановка комфортная, а значит он сможет полностью сосредоточиться на упражнениях.
Методы при моторной форме
В этом случае, нужно преодолеть неспособность пациента перейти со слога на слог, что напоминает заикание. Специалист медленно, протяжно напевает цифры от 1 до 10, бытовые фразы, дни недели. Это делается для того, что бы пациенту было легче уловить все звуки в словах:
- Проговариваются пословицы без последнего слова, что бы пациент пытался его сказать;
- Игры в шахматы, лото, карты, сборка конструкторов;
- Методы выделения элементов речи, например, выделить число при счёте;
- Метод противопоставления – логопед говорит одно слово «чёрный», пациент должен ответить «белый».
Пациент должен стараться проговаривать все выполняемые им действия, когда речь начинает формироваться.
Метод при динамической форме
Нужно восстановить структурированные высказывания, актуализировать глаголы.
Для реабилитации логопедом используются приёмы:
- Начать разговор с пациентом на тему, острую для него;
- Прослушать ситуативный текст, на который нужно дать простые ответы «Да, нет»;
- Задавать вопросы, добиваясь получения ответа с минимальным использованием слов из вопроса;
- Чтение слов, которые хорошо знакомы пациенту;
- Раскладывать картинки, создавая сюжет и попросить пациента рассказать этот сюжет;
- Составление поздравлений, писем;
- Сконструировать беседу по ролям.
Метод при сенсорной форме
Задачей является восстановление контроля над речевым аппаратом и восприятия устной речи пациентом. Так как любые попытки устного общения будут бесполезны, лечение начинается с картинок:
- Демонстрация картинок с объектам или действиями;
- Демонстрация изображений по категориям;
- Демонстрация изображений частей тела;
- Попросить пациента выбрать верное название предмета и действия среди нескольких изображений;
- Задавать вопросы и попросить больного отвечать жестами или односложными «да, нет»;
- Раскладывание карточек со словами под соответствующим изображением;
- Односложные ответы на вопросы при помощи зрительного восприятия;
- Чтение слогов, букв и слов, вслух;
- Менять ритм и длину слов;
- Заполнение пробелов во фразах;
- Прослушивать тексты и отвечать на вопросы касательно них;
- Пересказы текстов;
- Чтение более сложных, развёрнутых текстов.
Методика при акустико-мнестической форме
Следует увеличить объём воспринимаемой информации, и увеличить связь предметов со словами.
Последовательность следующая:
- Показывать изображения по категориям;
- Выполнять построение несложных речевых конструкций;
- Прослушивать тексты и отвечать на них максимально развёрнуто;
- Письмо под диктовку с постепенным усложнением речевых оборотов;
- Чтение рассказов с последующим пересказом;
- Повторные показы картинок с интервалом в 1 минуту;
- Самостоятельная классификация слов одним обобщающим словом;
- Пересказ текстов по плану, потом без него;
- Объёмные беседы на бытовые темы.
При семантической форме
Нужно восстановить восприятие предметов в пространстве.
- Показывать изображения планировки комнаты;
- Работа с географическими картами, механическими часами;
- Заполнение пропущенных элементов во фразе;
- Конструирование фраз пространственного значения;
- Импровизированный рассказ предоставленную тему;
- Разбор сложных по смысловой нагрузке слов.
При амнестической форме
Задачей является расширение словарного запаса, восстановление функции восприятия образов. Способы реабилитации:
- Выявление существенных признаков различных объектов;
- Демонстрация предметов и частей тела в соответствии с их названиями;
- Самостоятельное рисование предметов с подписями;
- Самостоятельная классификация и подбором обобщающего слова.
Важно! Что касается продолжительности занятий, то на начальных этапах длительность не превышает 5 минут и к середине курса доходит до 20 минут.
Сложные случаи в логопедической практике
Наиболее сложными пациентами для логопеда являются те, кто начал позднее лечение.
Эти люди уже с головой погрузились в своё состояние.
Вера в восстановление отсутствует, состояние подавленное.
В работе с такими людьми нужно постараться дать результат уже после первых занятий, что бы у больного появился стимул.
Ещё одним сложным случаем считаются люди, которые самостоятельно научились произносить некоторые слова или даже предложения, но делают они это не правильно. Выкидывают буквы из слов, проглатывают звуки, часто повторяют одно и то же слово. Сложность в том, что куда проще научить чему-то новому, чем переучивать на новый лад.
Полезное видео
Предлагаем вам посмотреть интересное видео по теме:
Прогноз на восстановление речи
Восстановить речевые функции до уровня, на котором они были до инсульта – более чем реально. Однако, чем старше человек, тем труднее это сделать. На скорость восстановления также влияют индивидуальный настрой пациента и своевременно начатый процесс реабилитации. По заверениям врачей, начинать этот процесс лучше в первую неделю после перенесённого инсульта.
В заключении, если кто-то из близких оказался в подобной ситуации, не нужно самим пытаться обучить его. Даже, подробно расписанные инструкции в интернете не могут заменить специалиста. Стоит проконсультироваться с врачом и как можно быстрее найти логопеда, способного вернуть родственнику возможность общаться. В этот момент пациенту нужно особое внимание, с ним надо постоянно разговаривать, всячески поощрять попытки заговорить и подталкивать к этому.
Источник
- Содержание
Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного
После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.
Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.
Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.
Почему нарушается речь после инсульта
Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.
Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.
Моторная зона отвечает за:
- правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
- управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.
Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.
Ответственность этой зоны:
- связь отдельных слов в осмысленные предложения;
- сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.
На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.
Главная опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.
Разновидности речевых расстройств
Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.
Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.
Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.
Различают такие виды нарушений речи после инсульта:
- дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
- афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
- диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.
Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.
Как восстанавливать речевую функцию
Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.
Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.
Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:
- занятия с врачом-логопедом;
- различные физиологические процедуры;
- лечение медикаментами;
- регулярные физические нагрузки;
- интенсивные дыхательные упражнения;
- работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.
Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.
Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.
Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.
Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.
Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.
Занятия с врачом-логопедом
Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.
Общими для всех методик являются следующие приемы:
- пение для завершения предложений;
- при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
- произносить окончания предложений вместе с пациентом;
- подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
- повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
- демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
- поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
- чтение скороговорок;
- заучивание отрывков стихотворений.
Домашние упражнения в реабилитационный период
После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.
Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.
В этот период родственникам рекомендуется:
- разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
- по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
- не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
- не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.
Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.
Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.
Поэтому в общении с больным следует:
- разговаривать с больным короткими предложениями;
- формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
- не перескакивать с одной темы на другую;
- если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
- для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
- убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.
Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.
Возможные проблемы при реабилитации
В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.
Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.
Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.
Заключение
В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.
Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.
Видео: Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсульт
Источник