Логопед для инсульта в больнице
После перенесённого инсульта у человека возникают нарушения речи. Но для комфортной жизни в социуме это необходимы навык. Поэтому, вернуть речь нужно как можно скорее. У одних пациентов это занимает всего несколько недель, у других, около года и чтобы ускорить этот процесс, нужно непрерывно заниматься.
Удар и его последствия
Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга и отмирание нейронов. Когда кровообращение нарушается, погибают участки мозга, отвечающие за определённые функции организма. То, на сколько сильно будет поражён речевой аппарат и как скоро заговорит пациент зависит от:
- степени поражения;
- своевременности реабилитационных мероприятий;
- какой центр речи поражён.
ВАЖНО! Полностью восстановить функции речи у взрослого человека возможно даже при полной её утрате.
Виды нарушений речи
Утрата речи после инсульта называется афазией и возникает вследствие отмирания центра речи.
Это осложнение встречается как после геморрагического, так и ишемического инсульта.
Виды нарушения речи:
- Сенсорное – поражение центра Вернике. Он расположен между теменной и височной долями головного мозга. В этом случае, человек полностью утрачивает возможность воспринимать речь. Воспроизведение отдельных слов под силу, а смысловая нагрузка отсутствует, и речь не контролируется пациентом. Способность к чтению сохраняется, но пациент не понимает смысла написанного. Навык письменности также отсутствует;
- Моторное – поражение центра Брока. Располагается между лобной и височными долями. Способность воспринимать речь на слух полностью сохраняется. Пациент предпринимает попытки в общении, ответах на вопросы, но ничего не выходит. Способность читать и писать практически полностью утрачивается;
- Семантическое – поражение задне-центральной и теменной областей коры. Человек способен воспринимать и воспроизводить несложные речевые конструкции. Сложные диалоги он поддержать не способен. Логические связи в речи больного практически отсутствуют;
- Акустико-мнестическое – поражение среднего отдела височной коры мозга, а именно, 2-ой височной извилины. По признакам схожее с семантическим поражение. Пациент может говорить несложные предложения из 3-4 слов. Навыки чтения и письменности сохранены в малом объёме;
- Оптико-мнестическое – поражение нижневисочно-затылочного отдела. Способность к восприятию речи сохранена в большей степени. Больному тяжело опознавать предметы, он вечно находится в поиске нужного слова. Речь иногда не связана, но в меньшей степени в сравнении с остальными видами;
- Динамическая – пре-моторная зона. Нарушена функция активной речи. Пациент может повторить сказанное предложение, но сам не в силах сконструировать сложные речевые обороты. Из речи часто выпадают глаголы. Ответы на вопросы – односложные. Часто повторение последнего слова собеседника.
СПРАВКА! «Чистые» степени афазий встречаются крайне редко, обычно это комбинация нескольких с преобладанием одной над другими.
Помощь специалиста
Логопед – обязательная ступень на пути пациента к выздоровлению и не стоит самому пытаться научить говорить больного.
Не редко из-за неправильных действий, речь так и остаётся не полностью восстановленной.
Важно вовремя начать процесс реабилитации.
Установлено, что наибольшего прогресса можно достичь в первые 3 месяца после поражения. В дальнейшем результаты будут менее стремительные. Методы работы разнятся от состояния пациентов: от относительно не сильного поражения, когда сохранены некоторые речевые функции, до полного её отсутствия. Для начала, врачом-неврологом определяется степень поражения и на основании его прогноза, логопед начинает работу.
Логопедические занятия проводятся в домашних условиях, для больного эта обстановка комфортная, а значит он сможет полностью сосредоточиться на упражнениях.
Методы при моторной форме
В этом случае, нужно преодолеть неспособность пациента перейти со слога на слог, что напоминает заикание. Специалист медленно, протяжно напевает цифры от 1 до 10, бытовые фразы, дни недели. Это делается для того, что бы пациенту было легче уловить все звуки в словах:
- Проговариваются пословицы без последнего слова, что бы пациент пытался его сказать;
- Игры в шахматы, лото, карты, сборка конструкторов;
- Методы выделения элементов речи, например, выделить число при счёте;
- Метод противопоставления – логопед говорит одно слово «чёрный», пациент должен ответить «белый».
Пациент должен стараться проговаривать все выполняемые им действия, когда речь начинает формироваться.
Метод при динамической форме
Нужно восстановить структурированные высказывания, актуализировать глаголы.
Для реабилитации логопедом используются приёмы:
- Начать разговор с пациентом на тему, острую для него;
- Прослушать ситуативный текст, на который нужно дать простые ответы «Да, нет»;
- Задавать вопросы, добиваясь получения ответа с минимальным использованием слов из вопроса;
- Чтение слов, которые хорошо знакомы пациенту;
- Раскладывать картинки, создавая сюжет и попросить пациента рассказать этот сюжет;
- Составление поздравлений, писем;
- Сконструировать беседу по ролям.
Метод при сенсорной форме
Задачей является восстановление контроля над речевым аппаратом и восприятия устной речи пациентом. Так как любые попытки устного общения будут бесполезны, лечение начинается с картинок:
- Демонстрация картинок с объектам или действиями;
- Демонстрация изображений по категориям;
- Демонстрация изображений частей тела;
- Попросить пациента выбрать верное название предмета и действия среди нескольких изображений;
- Задавать вопросы и попросить больного отвечать жестами или односложными «да, нет»;
- Раскладывание карточек со словами под соответствующим изображением;
- Односложные ответы на вопросы при помощи зрительного восприятия;
- Чтение слогов, букв и слов, вслух;
- Менять ритм и длину слов;
- Заполнение пробелов во фразах;
- Прослушивать тексты и отвечать на вопросы касательно них;
- Пересказы текстов;
- Чтение более сложных, развёрнутых текстов.
Методика при акустико-мнестической форме
Следует увеличить объём воспринимаемой информации, и увеличить связь предметов со словами.
Последовательность следующая:
- Показывать изображения по категориям;
- Выполнять построение несложных речевых конструкций;
- Прослушивать тексты и отвечать на них максимально развёрнуто;
- Письмо под диктовку с постепенным усложнением речевых оборотов;
- Чтение рассказов с последующим пересказом;
- Повторные показы картинок с интервалом в 1 минуту;
- Самостоятельная классификация слов одним обобщающим словом;
- Пересказ текстов по плану, потом без него;
- Объёмные беседы на бытовые темы.
При семантической форме
Нужно восстановить восприятие предметов в пространстве.
- Показывать изображения планировки комнаты;
- Работа с географическими картами, механическими часами;
- Заполнение пропущенных элементов во фразе;
- Конструирование фраз пространственного значения;
- Импровизированный рассказ предоставленную тему;
- Разбор сложных по смысловой нагрузке слов.
При амнестической форме
Задачей является расширение словарного запаса, восстановление функции восприятия образов. Способы реабилитации:
- Выявление существенных признаков различных объектов;
- Демонстрация предметов и частей тела в соответствии с их названиями;
- Самостоятельное рисование предметов с подписями;
- Самостоятельная классификация и подбором обобщающего слова.
Важно! Что касается продолжительности занятий, то на начальных этапах длительность не превышает 5 минут и к середине курса доходит до 20 минут.
Сложные случаи в логопедической практике
Наиболее сложными пациентами для логопеда являются те, кто начал позднее лечение.
Эти люди уже с головой погрузились в своё состояние.
Вера в восстановление отсутствует, состояние подавленное.
В работе с такими людьми нужно постараться дать результат уже после первых занятий, что бы у больного появился стимул.
Ещё одним сложным случаем считаются люди, которые самостоятельно научились произносить некоторые слова или даже предложения, но делают они это не правильно. Выкидывают буквы из слов, проглатывают звуки, часто повторяют одно и то же слово. Сложность в том, что куда проще научить чему-то новому, чем переучивать на новый лад.
Полезное видео
Предлагаем вам посмотреть интересное видео по теме:
Прогноз на восстановление речи
Восстановить речевые функции до уровня, на котором они были до инсульта – более чем реально. Однако, чем старше человек, тем труднее это сделать. На скорость восстановления также влияют индивидуальный настрой пациента и своевременно начатый процесс реабилитации. По заверениям врачей, начинать этот процесс лучше в первую неделю после перенесённого инсульта.
В заключении, если кто-то из близких оказался в подобной ситуации, не нужно самим пытаться обучить его. Даже, подробно расписанные инструкции в интернете не могут заменить специалиста. Стоит проконсультироваться с врачом и как можно быстрее найти логопеда, способного вернуть родственнику возможность общаться. В этот момент пациенту нужно особое внимание, с ним надо постоянно разговаривать, всячески поощрять попытки заговорить и подталкивать к этому.
Источник
В клинике реабилитации Юсуповской больницы пациентам с нарушением речевой функции оказывают помощь лучшие логопеды Москвы. Цена услуг приемлема. Применение новейших методик диагностики нарушений речи, инновационных реабилитационных технологий, слаженная работа команды специалистов, в состав которой входит невролог, нейропсихолог, логопед-дефектолог позволяет вернуть радость общения пациентам, от которых отказались многие центры логопедии и дефектологии в Москве.
Сколько стоит занятие с логопедом, можно узнать в контакт-центре Юсуповской больницы. Пациентам после инсульта предлагают специальные программы реабилитации. Они позволяют получить в полном объёме все необходимые процедуры и сэкономить деньги.
Восстановление речи после инсульта
После перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения возникают речевые, двигательные, чувствительные, мнестические нарушения. Их по доступной цене восстанавливают реабилитологи Юсуповской больницы. Команда специалистов высокой квалификации проводит комплексную реабилитацию.
После инсульта часто развивается афазия – нарушение уже сформировавшейся речи. У правшей речевые центры находятся в левом полушарии мозга, у левшей – в правом. При повреждении этих отделов мозга возникают речевые нарушения. Их тяжесть зависит от площади повреждённого участка мозга. Речь пациента становится непонятной, она напоминает причудливый иностранный язык. Некоторые пациенты утрачивают способность воспринимать речь окружающих людей. В этом случае логопеды говорят ободной из самых тяжёлых афазий – сенсорно-моторной.
В менее тяжёлых случаях или при других типах афазий речь пациента становится нечёткой. Он может «застревать» на отдельных звуках, менять их местами, заикаться забывать слова или использовать их не по назначению, испытывать трудности с логико-грамматическими конструкциями.
Ни один логопед в Москве не может составить прогноз, сколько будет продолжаться реабилитация и полностью ли восстановится речь. После инсульта речевая функция восстанавливается после двигательной и чувствительной. В лёгких случаях улучшение наступает быстро, за пару недель. В тяжелых случаях длительность реабилитационного периода варьирует от нескольких месяцев до двух лет. Всё это время с пациентами работает логопед и нейропсихолог. После этого речь может не восстановиться полностью. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения уже в отделении реанимации и интенсивной терапии. Раннее начало реабилитационных мероприятий способствует быстрому устранению неврологического дефицита.
Рекомендации для родственников пациентов с нарушениями речи
Афазия (нарушение речи) не является психическим заболеванием даже в том случае, когда изъяснения пациента лишены всякого смысла. Пациенты понимают интонации, поэтому при общении с ними следует следить за своей речью, интонацией. Недопустимо повышать голос или допускать любые другие проявления агрессии, ведь больной человек не может защитить себя.
Восстановление речи наступает быстрее, если пациента вовлекают в общение даже тогда, когда он говорит крайне неразборчиво или молчит. Если человек вычеркнут из общения, шансов на восстановление речи практически нет. Пациенту надо предоставлять возможность смотреть телевизор, слушать радио, любимую музыку. Моно петь любимые песни человека, предлагая ему подпевать, если не словами, то звуком или мычанием.
Роль близких людей в восстановлении речевой функции не меньшая, чем работа логопеда. С пациентом нужно заниматься, даже если он упорно молчит, отказывается от занятий и не отвечает на задаваемые вопросы. Можно работать над пониманием обращённой речи:
- «Пожалуйста, возьми карандаш»;
- «Покажи мне, ты хочешь сливу или абрикос»;
- «Дай мне свою руку».
Поскольку у пациентов после перенесённого инсульта часто развивается депрессия, фон настроения может быть пониженным, как и мотивация к деятельности. Это следует учитывать при общении с больным. Больного человека не следует ругать за лень. Нужно обращать внимания на малейшие успехи, поддерживать близкого человека в сложной ситуации.
Не стоит прерывать пациентов во время их попыток что-то сказать, даже если это тянется долго. Не договаривайте за ними фразы, не закачивайте их. Подобная помощь экономит время, но, как считают логопеды, ухудшает прогноз.
Пациенты с нарушениями речи с большим трудом понимают или совсем не понимают длинные и быстро произносимые предложения. С ними следует говорить короткими, простыми фразами, в медленном темпе. При необходимости повторяйте уже сказанное, дополняйте слова картинками или жестами.
Пациенты с афазией очень чувствительны к шуму и внешним раздражителям. С ними логопеды занимаются индивидуально, в тихой комнате. Родственники могут участвовать в реабилитационном процессе после того, как логопед закончит занятие.
Упражнения для восстановления речи
Занятия по восстановлению речи родственникам необходимо согласовать с логопедом. Стоимость логопеда в Москве разная. Специалисты Юсуповской больницы оказывают помощь по умеренной цене. Логопед-афазиолог индивидуально подбирает комплекс упражнений, которые наиболее подходят данному пациенту.
Занятия с логопедом необходимы для пациентов со следующими расстройствами речевой функции:
- нарушениями произнесения звуков;
- сложностями «вступления в речь»;
- «забываниями» слов.
При каждом перечисленном варианте афазии логопеды индивидуально составляют план реабилитационных мероприятий. Применяют следующие упражнения:
- проговаривание автоматизированных речевых рядов: чисел по порядку от 1 до 10, имён близких людей, дней недели, месяцев;
- настольные игры, когда становится возможной спонтанная речевая активность («отлично», «молодец, «ух ты!», «вот тебе»), во время которых речь становится не предметом занятия, а его фоном;
- ответы на вопросы с глаголами («Мальчик…что делает? …бежит», «Солнышко…что делает? …светит»).
Во время занятий полезно сочетать устную и письменную речь. Разучивание слов нужно сопровождать картинками. При лёгких формах нарушений речи слово важно демонстрировать в разных падежах и контекстах: «Это стол. Мы все сидим за столом. Столы бывают письменными, обеденными. На столе лежит карандаш. Под столом сидит собака». В это время логопед показывает картинку стола или рисует стол – квадратный, круглый.
Можно называть цвета, которые видны вокруг, перечислять предметы в комнате или за окном. Пациенту предлагают договорить предложение с жёстко заданным и понятным финалом, когда высказывание можно закончить только одним-единственным словом, которое требует обдумывания:
- днём на небе светит яркое…солнце, дует сильный…ветер;
- на клумбах растут красивые…цветы;
- под деревом сидит злая…собака.
Занятия заканчивают позитивным моментом, ситуацией успешности пациента. Для этого возвращаются к более лёгким заданиям, если сложные упражнения не получаются. Это позволяет создать благоприятный психологический настрой, вселяет пациенту уверенность в себе и эффективность реабилитации в целом. Для того чтобы восстановить нарушенную речь по доступной цене, следует позвонить по телефону Юсуповской больницы и вас запишут на приём к логопеду.
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
- Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.
Наши специалисты
Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, невролог, рефлексотерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре, кинезитерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Логопед-дефектолог
Врач-невролог, к.м.н.
Врач-невролог, к.м.н.
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник
Большая часть больных, перенесших инсульт, страдает от нарушения речи. Помимо расстройства двигательных функций, проблемы с речью являются одним из наиболее тяжелым для самого больного. Ведь отсутствие общения, возможность разговаривать со своими близкими является дополнительным стрессом.
Очень важно постараться восстановить речь больного, однако надо понимать, что этим должен заниматься исключительно специалист-логопед.
Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта
Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:
- Тотальная афазия — полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
- Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
- При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
- Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
- При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
- После инсульта возможно появление дисфонии — нарушения голоса.
Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами дизартрии. Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.
Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта
Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.
Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.
В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:
- Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта — первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
- Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
- В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
- Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
- Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
- В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
- В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.
Работа родственников больного с логопедом-афазиологом
Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата — это регулярная и тщательная работа.
Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.
Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.
Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:
- Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
- Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
- Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома. Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
- Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
- Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.
Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!
Источник: https://karkusha.su/zanyatiya-logopeda-posle-insulta-na-domu/
Источник