Лечение логопеда после инсульта

Лечение логопеда после инсульта thumbnail

После перенесённого инсульта у человека возникают нарушения речи. Но для комфортной жизни в социуме это необходимы навык. Поэтому, вернуть речь нужно как можно скорее. У одних пациентов это занимает всего несколько недель, у других, около года и чтобы ускорить этот процесс, нужно непрерывно заниматься.

Удар и его последствия

Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга и отмирание нейронов. Когда кровообращение нарушается, погибают участки мозга, отвечающие за определённые функции организма. То, на сколько сильно будет поражён речевой аппарат и как скоро заговорит пациент зависит от:

  1. степени поражения;
  2. своевременности реабилитационных мероприятий;
  3. какой центр речи поражён.

ВАЖНО! Полностью восстановить функции речи у взрослого человека возможно даже при полной её утрате.

Виды нарушений речи

Фото 1Утрата речи после инсульта называется афазией и возникает вследствие отмирания центра речи.

Это осложнение встречается как после геморрагического, так и ишемического инсульта.

Виды нарушения речи:

  1. Сенсорное – поражение центра Вернике. Он расположен между теменной и височной долями головного мозга. В этом случае, человек полностью утрачивает возможность воспринимать речь. Воспроизведение отдельных слов под силу, а смысловая нагрузка отсутствует, и речь не контролируется пациентом. Способность к чтению сохраняется, но пациент не понимает смысла написанного. Навык письменности также отсутствует;
  2. Моторное – поражение центра Брока. Располагается между лобной и височными долями. Способность воспринимать речь на слух полностью сохраняется. Пациент предпринимает попытки в общении, ответах на вопросы, но ничего не выходит. Способность читать и писать практически полностью утрачивается;
  3. Семантическое – поражение задне-центральной и теменной областей коры. Человек способен воспринимать и воспроизводить несложные речевые конструкции. Сложные диалоги он поддержать не способен. Логические связи в речи больного практически отсутствуют;
  4. Акустико-мнестическое – поражение среднего отдела височной коры мозга, а именно, 2-ой височной извилины. По признакам схожее с семантическим поражение. Пациент может говорить несложные предложения из 3-4 слов. Навыки чтения и письменности сохранены в малом объёме;
  5. Оптико-мнестическое – поражение нижневисочно-затылочного отдела. Способность к восприятию речи сохранена в большей степени. Больному тяжело опознавать предметы, он вечно находится в поиске нужного слова. Речь иногда не связана, но в меньшей степени в сравнении с остальными видами;
  6. Динамическая – пре-моторная зона. Нарушена функция активной речи. Пациент может повторить сказанное предложение, но сам не в силах сконструировать сложные речевые обороты. Из речи часто выпадают глаголы. Ответы на вопросы – односложные. Часто повторение последнего слова собеседника.

СПРАВКА! «Чистые» степени афазий встречаются крайне редко, обычно это комбинация нескольких с преобладанием одной над другими.

Помощь специалиста

Фото 2Логопед – обязательная ступень на пути пациента к выздоровлению и не стоит самому пытаться научить говорить больного.

Не редко из-за неправильных действий, речь так и остаётся не полностью восстановленной.

Важно вовремя начать процесс реабилитации.

Установлено, что наибольшего прогресса можно достичь в первые 3 месяца после поражения. В дальнейшем результаты будут менее стремительные. Методы работы разнятся от состояния пациентов: от относительно не сильного поражения, когда сохранены некоторые речевые функции, до полного её отсутствия. Для начала, врачом-неврологом определяется степень поражения и на основании его прогноза, логопед начинает работу.

Логопедические занятия проводятся в домашних условиях, для больного эта обстановка комфортная, а значит он сможет полностью сосредоточиться на упражнениях.

Методы при моторной форме

В этом случае, нужно преодолеть неспособность пациента перейти со слога на слог, что напоминает заикание. Специалист медленно, протяжно напевает цифры от 1 до 10, бытовые фразы, дни недели. Это делается для того, что бы пациенту было легче уловить все звуки в словах:

  1. Проговариваются пословицы без последнего слова, что бы пациент пытался его сказать;
  2. Игры в шахматы, лото, карты, сборка конструкторов;
  3. Методы выделения элементов речи, например, выделить число при счёте;
  4. Метод противопоставления – логопед говорит одно слово «чёрный», пациент должен ответить «белый».

Пациент должен стараться проговаривать все выполняемые им действия, когда речь начинает формироваться.

Метод при динамической форме

Фото 3Нужно восстановить структурированные высказывания, актуализировать глаголы.

Для реабилитации логопедом используются приёмы:

  1. Начать разговор с пациентом на тему, острую для него;
  2. Прослушать ситуативный текст, на который нужно дать простые ответы «Да, нет»;
  3. Задавать вопросы, добиваясь получения ответа с минимальным использованием слов из вопроса;
  4. Чтение слов, которые хорошо знакомы пациенту;
  5. Раскладывать картинки, создавая сюжет и попросить пациента рассказать этот сюжет;
  6. Составление поздравлений, писем;
  7. Сконструировать беседу по ролям.

Метод при сенсорной форме

Задачей является восстановление контроля над речевым аппаратом и восприятия устной речи пациентом. Так как любые попытки устного общения будут бесполезны, лечение начинается с картинок:

  1. Демонстрация картинок с объектам или действиями;
  2. Демонстрация изображений по категориям;
  3. Демонстрация изображений частей тела;
  4. Попросить пациента выбрать верное название предмета и действия среди нескольких изображений;
  5. Задавать вопросы и попросить больного отвечать жестами или односложными «да, нет»;
  6. Раскладывание карточек со словами под соответствующим изображением;
  7. Односложные ответы на вопросы при помощи зрительного восприятия;
  8. Чтение слогов, букв и слов, вслух;
  9. Менять ритм и длину слов;
  10. Заполнение пробелов во фразах;
  11. Прослушивать тексты и отвечать на вопросы касательно них;
  12. Пересказы текстов;
  13. Чтение более сложных, развёрнутых текстов.

Методика при акустико-мнестической форме

Фото 4Следует увеличить объём воспринимаемой информации, и увеличить связь предметов со словами.

Последовательность следующая:

  1. Показывать изображения по категориям;
  2. Выполнять построение несложных речевых конструкций;
  3. Прослушивать тексты и отвечать на них максимально развёрнуто;
  4. Письмо под диктовку с постепенным усложнением речевых оборотов;
  5. Чтение рассказов с последующим пересказом;
  6. Повторные показы картинок с интервалом в 1 минуту;
  7. Самостоятельная классификация слов одним обобщающим словом;
  8. Пересказ текстов по плану, потом без него;
  9. Объёмные беседы на бытовые темы.

При семантической форме

Нужно восстановить восприятие предметов в пространстве.

  1. Показывать изображения планировки комнаты;
  2. Работа с географическими картами, механическими часами;
  3. Заполнение пропущенных элементов во фразе;
  4. Конструирование фраз пространственного значения;
  5. Импровизированный рассказ предоставленную тему;
  6. Разбор сложных по смысловой нагрузке слов.

При амнестической форме

Задачей является расширение словарного запаса, восстановление функции восприятия образов. Способы реабилитации:

  1. Выявление существенных признаков различных объектов;
  2. Демонстрация предметов и частей тела в соответствии с их названиями;
  3. Самостоятельное рисование предметов с подписями;
  4. Самостоятельная классификация и подбором обобщающего слова.

Важно! Что касается продолжительности занятий, то на начальных этапах длительность не превышает 5 минут и к середине курса доходит до 20 минут.

Сложные случаи в логопедической практике

Фото 5Наиболее сложными пациентами для логопеда являются те, кто начал позднее лечение.

Эти люди уже с головой погрузились в своё состояние.

Вера в восстановление отсутствует, состояние подавленное.

В работе с такими людьми нужно постараться дать результат уже после первых занятий, что бы у больного появился стимул.

Ещё одним сложным случаем считаются люди, которые самостоятельно научились произносить некоторые слова или даже предложения, но делают они это не правильно. Выкидывают буквы из слов, проглатывают звуки, часто повторяют одно и то же слово. Сложность в том, что куда проще научить чему-то новому, чем переучивать на новый лад.

Полезное видео

Предлагаем вам посмотреть интересное видео по теме:

Прогноз на восстановление речи

Восстановить речевые функции до уровня, на котором они были до инсульта – более чем реально. Однако, чем старше человек, тем труднее это сделать. На скорость восстановления также влияют индивидуальный настрой пациента и своевременно начатый процесс реабилитации. По заверениям врачей, начинать этот процесс лучше в первую неделю после перенесённого инсульта.

В заключении, если кто-то из близких оказался в подобной ситуации, не нужно самим пытаться обучить его. Даже, подробно расписанные инструкции в интернете не могут заменить специалиста. Стоит проконсультироваться с врачом и как можно быстрее найти логопеда, способного вернуть родственнику возможность общаться. В этот момент пациенту нужно особое внимание, с ним надо постоянно разговаривать, всячески поощрять попытки заговорить и подталкивать к этому.

Источник

Реабилитация больных с нарушениями речи после инсульта

Проблемы с речью – один из основных признаков ишемического и геморроидального инсультов. При нарушении кровообращения головного мозга человек не всегда может связно выстраивать слова в словосочетания и предложения или же вовсе утрачивает способность разговаривать. В этом случае восстановление речи является частью реабилитации.

ПОЧЕМУ ПРИ ИНСУЛЬТЕ БОЛЬНОЙ УТРАЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ

Инсульт представляет собой острое нарушение кровотока в головном мозге. В зависимости от области поражения страдают разные отделы мозга, в том числе отвечающие за речь и мышление.

Афазия – это термин, который обозначает потерю речи и навыков общения и является общим для описания данных последствий после инсульта. Однако это касается только проблем с языком и мышлением. Афазия бывает нескольких видов:

  • сенсорная (афазия Вернике) – нарушение понимания речи из-за неспособности выделять и различать звуки, невнятная и несвязная речь больного;
  • моторная (афазия Брока) – нарушение произнесения слов с сохранением способности произносить отдельные звуки и понимать чужую речь;
  • амнестическая – нарушение памяти, связанное с трудностью называния предметов, основное назначение которых является предельно ясным;
  • смешанная – эффертно-моторная с сенсорной, аффертно-моторная с сенсорной, тотальная (полное разрушение речевого аппарата).

Трудности с произнесением слов и звуков в связи с ослаблением и парализацией лица, рта, языка и челюсти называют дизартрией. Симптомы заболевания включают невнятную речь, замедленную или, наоборот, слишком быструю скорость речи, нарушение тона и ритма речи, повышенное слюноотделение и сниженная подвижность рта. В зависимости от области поражения выделяют следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;
    псевдобульбарная;
    мозжечковая;
    корковая;
    подкорковая;
    экстрапирамидная.

Диспраксия – утрата речи в связи с нарушением движения и координации мышц, которые позволяют произносить звуки. При этом мышцы не оказываются парализованными, а работают в неправильном порядке, что препятствует возможности правильно произносить слова.
Данные нарушения речи существенно затрудняют процесс общения и могут повлиять на взаимодействие с семьей, друзьями и близкими. Однако существуют и другие факторы, которые отражаются на коммуникативных навыках после перенесенного инсульта:

  • изменение эмоционального фона и личности;
    ухудшение работы органов чувств;
    физическая и психологическая усталость;
    снижение памяти и концентрации внимания;
    проблемы с глотанием.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ЧАСТИЧНОГО И ПОЛНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Скорость процесса восстановления напрямую зависит от степени повреждения мозга и области и объема кровоизлияния, если речь идет о геморрагическом инсульте. Также на длительность реабилитационного периода влияют индивидуальные особенности больного, такие как наличие заболеваний, состояние иммунитета, разновидность болезни, влияющей на работу речевого аппарата. Если в одних случаях спустя несколько месяцев лечения удается достичь частичного или полного восстановления речи, то в других никаких изменений не происходит.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ПОСЛЕ ИШЕМИЧЕСКОГО И ГЕМОРРОИДАЛЬНОГО ИНСУЛЬТОВ

Существуют способы восстановления речи после инсульта, поэтому возможно научиться снова общаться. Необходимо комплексное лечение, которое включает следующие реабилитационные методы:

  • прием медикаментозных препаратов;
    скороговорки;
    проговаривание и заучивание словосочетаний, крылатых фраз и небольших стихотворений;
    магнитотерапия;
    занятия с логопедом;
    сеансы психотерапии;
    музыкотерапия;
    занятия с логопедом;
    дыхательная гимнастика;
    иглотерапия;
    массаж лица и языка;
    рефлексотерапия;
    миостимуляция мышц.

МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ В ПЕРИОД РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Одной из составляющих терапии является медикаментозное лечение. Препараты подбирает лечащий врач после предварительного осмотра и обследования.

Группы препаратов

Назначение
антидепрессанты
борьба с депрессией и стрессами
седативные препараты
успокоение, снятие эмоционального напряжения, облегчение наступления естественного сна
нейропротекторы
сохранение строения и функций нейронов
антикоагулянты
препятствование тромбообразованию, разжижение крови
ноотропы
улучшение запоминания и восприятия информации, ускорение навыков мышления

НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ НАРУШЕНИИ КРОВООБРАЩЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Фитотерапия является дополнением в основной терапии при инсульте. Лечебные травы оказывают общеоздоравливающее действие на организм, успокаивают, снимают нервное и эмоциональное напряжение и обладают другими эффектами, необходимыми для восстановления речи. Длительность приема отваров и виды трав и сборов рекомендуется согласовать со специалистом, поскольку лечебные растения имеют определенные противопоказания и побочные действия. В лечение последствий инсульта эффективны следующие варианты:

шалфей;
алоэ;
чистотел;
арника;
полынь;
лофант;
подорожник;
боярышник;
зверобой;
пустырник;
земляника;
шиповник;
тысячелистник;
еловые шишки;
серый желтушник;
укропные семена;
скорлупа кедрового ореха;
календула;
василек;
зоря лекарственная;
чернокорень;
донник;
корень синюхи;
мята;
первоцвет;
чернобыльник.

ТИПЫ МАССАЖЕЙ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

В зависимости от причины проблем с речью подбираются определенные виды массажей. Массаж языка назначают, если снизилась его подвижность и пропала чувствительность во рту. Так как язык участвует в артикуляции, необходимо восстановить его функции. Подбор действий, направленных на повышение чувствительность органа ротовой полости, рекомендуется доверить логопеду, который также назначит дополнительные методы восстановления.
Массаж лица помогает справиться с ослаблением мышц и параличом. Следует обратиться к квалифицированному специалисту, чтобы получить максимальный эффект от процедуры, а именно улучшение кровообращения, устранение усталости, стресса и напряжения, повышение тонуса мышц.
Стоит учитывать, что боль во время выполнения и после массажа, синяки, круги под глазами, трещины и другие негативные последствия указывают на повреждение строения волокон мышц и нарушение циркуляции крови. В этом случае стоит отказаться от дальнейших сеансов или сменить массажиста, если его компетентность находится под сомнением.

КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГАЮТ ВОССТАНОВИТЬ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ

В зависимости от степени тяжести последствий после инсульта возможно частичное или полное восстановление речи с помощью упражнений, однако в некоторых случаях терапия оказывается неэффективной. Как правило, так происходит при серьезных повреждениях отделов, отвечающих за речь и мышление.
В комплекс входят следующие упражнения для восстановления способности общаться:

  • Разминка для губ. Проводить языком по губам сначала в одну, а потом в другую сторону.
  • Разминка для языка. Напрячь язык, прикоснуться его кончиком к верхнему небу, вернуть в исходное положение и расслабить.
  • Улучшение подвижности языка. Высунуть язык. Тянуться кончиком сначала по направлению к носу, а потом к подбородку.
  • Проговаривание гласных звуков. Произносить каждый гласных звук, растягивая его и стараясь правильно артикулировать.
  • Проговаривание шипящих согласных звуков. Произносить каждый шипящий согласный, максимально выдвигая язык вперед.
  • Чтение по слогам. Заниматься по учебникам для детей, в которых слова прописаны крупно и разделены по слогам.
  • Работа с карточками. Называть предметы, изображенные на картинках. Когда больной будет справляться с задачей, можно приступить к описанию составляющих изображения.
  • Пение. Петь вместе с больным его любимые песни.
  • Игра на губной гармошке. Ежедневно играть на гармошке 3-5 минут. По возможности можно обучить больного его любимым мелодиям.
  • Просмотр небольших роликов или фильмов. Смотреть передачи и фильмы и после этого обсуждать. Рекомендуется выбирать жанры, которые интересны больному.

СКОРОГОВОРКИ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Скороговорки – еще одно упражнение для восстановления речевых навыков. На начальных этапах стоит проговаривать простые предложения, при этом постепенно переходя на более быстрый темп. Когда задача перестанет представлять сложность для больного, можно переходить к более сложным вариантам.


Список простых скороговорок:

  • Петр Петру пек пироги.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Купила бабуся бусы Марусе.

Список скороговорок средней степени сложности:

  • Батон, буханку, баранку пекарь пек спозаранку.
  • Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
  • Хитрую сороку поймала морока. А сорок сорок – сорок морок.

Список сложных скороговорок:

  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Заключение
Нарушение речи является одним из признаков и последствий ишемического и геморроидального инсультов. Восстановление нормальной работы речевого аппарата всегда требует времени, однако не во всех случаях удается полностью вернуть утраченные навыки. Реабилитация включает прием лекарств, массажи, упражнения и другие методы. Также не стоит забывать, что восстановление лучше всего будет проходить, если больной регулярно будет слышать речь и постепенно становиться таким же участником разговора, как и все остальные.

Цитаты врачей
Ожегина Ольга Сергеевна:
«Одним из распространенных последствий у лиц, перенесших инсульт, являются речевые нарушения, которые серьезно препятствуют коммуникации и полноценному функционированию человека в обществе. В тяжелых случаях возникает и распад речевой функции, когда человек не только теряет способность говорить, произносить, но также возникают серьезные трудности понимания речи. Логопедическая работа – это возвращение состояния речевой функции к норме, максимальное возвращение.»

Наталья Игоревна Кулакова:
«При эфферентной афазии происходят трудности переключения с одного звука на другой, с одного положения артикуляционных органов на другое. Например, с «к» на «о». Человек по отдельности может сказать эти звуки, а слить их в слово чаще всего не может либо испытывает большие трудности. Вот в этом проявляется эфферентная моторная афазия.»

Реабилитационные центры после инсульта

Источник