Лечебная гимнастика при сердечной недостаточности

Лечебная гимнастика при сердечной недостаточности thumbnail

Одышка

Продолжим про сердечную недостаточность. Теперь обсудим основные принципы физической нагрузки.

Физические упражнения при сердечной недостаточности должен одобрить кардиолог.

Есть три варианта упражнений:

  1. Аэробная нагрузка. Её еще называют кардио или тренировкой выносливости. Она буквально тренирует сердце.
  2. Тренировка силы мышц. Это важно для людей со слабыми руками, которые с трудом себя обслуживают. Больше всего пользы бывает для пожилых женщин, если добавить им упражнения для рук с небольшим отягощением.
  3. Тренировка дыхательных мышц. Это полезно для людей, у которых кроме сердечной недостаточности есть еще и хроническое заболевание легких, или для тех, кому уже приходилось побывать в реанимации.

Аэробная нагрузка

Это такая нагрузка, при которой надо перемещать свое тело в пространстве: ходить пешком, плавать, танцевать, кататься на велосипеде или играть в спортивные игры.

Если нет возможности выбраться в спортивный зал, то можно ограничиться даже просто быстрой ходьбой по 20 – 30 минут в день. Можно ходить не только по улице, но и дома. Можно подниматься и спускаться по лестнице или ходить из комнаты в комнату.

Интересная идея – это походить в каком-нибудь крупном магазине. Там хороший пол, крыша защищает от дождя и кондиционированный воздух. Некоторые магазины работают круглосуточно и для больного человека можно выбрать удобное время.

Гулять нужно тогда, когда человек с сердечной недостаточностью чувствует себя лучше. После еды гулять не советуют. Люди в это время вялые.

Силовые упражнения

Тут важно не задерживать дыхание и не тужиться, потому что во время натуживания больному сердцу сложнее перекачивать кровь.

В упражнениях для рук используют отягощения с весом примерно 30 – 40% от максимального, который можно поднять один раз. Обычно с таким весом можно сделать 12 – 15 повторов каждого упражнения.

Тренировка дыхательных мышц

Мы с вами уже обсуждали тренировку дыхательных мышц в истории про восстановление после пневмонии. Только там были упражнения на выдохе, а тут нужно тренировать мышцы на вдохе. Те же 60% от максимального усилия. Только вдоха, а не выдоха. Это обсуждают с лечащим врачом.

Как организуют тренировки

Тренироваться нужно не реже трех раз в неделю. Лучше тренироваться бОльшую часть дней в неделю. Обычно меньше трех месяцев не тренируются.

В начале тренировки должна быть разминка 5 – 10 минут, во время которой надо подвигать руками и ногами, чтобы разогнать пульс до рабочего.

Сама тренировка должна продолжаться не меньше 20 минут. Лучше, если это будет 30 – 45 минут.

После тренировки должна быть заминка 5 – 10 минут, когда нужно постепенно снижать нагрузку. Это важно для того, чтобы не завалиться в обморок от резкого падения артериального давления.

Нагрузку часто подбирают по пульсу. Рабочий диапазон пульса во время тренировки может быть где-то от 55 до 90% от максимального. Максимальный пульс получают, вычитая возраст в годах из 220. Такой подсчет не сработает, если человек принимает лекарства, урежающие пульс. В этом случае придется требовать от кардиолога определить нужную нагрузку.

Как увеличивать нагрузку

Тут нет четких рекомендаций. Обычно это дело регулируют по самочувствию.

Если что не понятно, то пишите в комментариях и потом пойдем дальше.

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Почитайте мои статьи на смежные темы.

Как понять, что сердце не справляется

Как следить за лекарствами при сердечной недостаточности

Признаки сердечной недостаточности

Способы облегчения одышки

Источник

Физические упражнения нужны и здоровым людям, и больным. Есть различные методики, позволяющие положительно влиять на определенные органы и системы человеческого организма. Особенно полезны сочетания физической нагрузки с упражнениями. Врачи рекомендуют людям с больным сердцем обращать внимание на технику дыхания. Гимнастика при сердечной недостаточности, упражнения которой несложны и доступны для людей любых возрастов, окажет заметное влияние на состояние сердечной мышцы.

В чем польза дыхания

Многие опасаются нагружать свое сердце упражнениями, но даже при различных патологиях, а особенно при сердечной недостаточности, жизненно важному органу необходимо давать нагрузку, но в пределах разумного. Когда сердце работает не на полную мощность, человек ощущает нехватку воздуха.

Дыхательная гимнастика – именно то, что нужно в этом случае. Это аэробная нагрузка, которая имеет достаточно преимуществ. Она доступна и эффективна для:

  • любого возраста;
  • людей, имеющих заболевания;
  • пациентов в плохой физической форме.

Девушка дышитУченые подтвердили действенность этой гимнастики, поэтому кардиологи советуют своим пациентам использовать упражнения для реабилитации.

Причина частого обращения к такому методу профилактики сердечно-сосудистых заболеваний проста: есть прямая связь между количеством кислорода, поступающего в кровь, и работоспособностью миокарда. Состояние легких также влияет на деятельность сердца.

Но на этом польза аэробных нагрузок не заканчивается, она распространяется на весь организм. Например, в результате дыхательных упражнений:

  • нормализуется движение диафрагмы (правильность ее перемещений служит массажем внутренних органов);
  • ускоряется газообмен в тканях;
  • нормализуется работа нервных клеток, человек легче справляется со стрессами и волнениями;
  • в сердце кровь поступает в необходимом объеме;
  • увеличивается объем легких;
  • восстанавливается частота сердечных сокращений;
  • клетки хорошо снабжаются кислородом, а значит, получают нормальное питание;
  • полнота дыхания предотвращает давление диафрагмы на сердечную мышцу;
  • возникает искусственная гипоксия, которая усиливает вдох.

Когда человек дышит определенным образом, у него в крови резко изменяется количество кислорода. Это позволяет больным людям избавиться от многих заболеваний, например, стенокардии.

Аэробная гимнастика способствует устранению припухлостей в различных частях тела: на лице, в конечностях. Такие отеки обычно бывают у больных-сердечников. Застойные явления, зафиксированные в легких, также остаются в прошлом. Человек перестает страдать от учащенного сердцебиения и аритмии.

Поскольку кровь снабжает кислородом все органы человека, то и мозг начинает получать его в достаточном количестве. А это оказывает положительное влияние на ЦНС. Это важно при проблемах с сердцем, потому что многие заболевания сердечно-сосудистой системы сопровождаются беспричинными страхами и тревогами.

Подготовка к гимнастике

К дыхательным упражнениям нужно подготовиться. Для этого следует соблюдать такие правила:

  • в комнате, где будут проводиться тренировки при сердечной недостаточности, нужно вытереть пыль, сделать влажную уборку и проветрить помещение;
  • проводить упражнения необходимо натощак или через 2 – 3 часа после еды;
  • одеться рекомендуется в свободную одежду, чтобы обеспечить легкость движений;
  • при выполнении дыхательных упражнений важно следить за тем, чтобы не напрягались мышцы тела.

Когда человек делает глубокий долгий выдох, у него расширяются сосуды. Это хорошая профилактика тромбозов. Просветы способствуют снижению кровяного давления. Если такую гимнастику сделать доброй традицией, у гипертоников нормализуется общее состояние. Хорошее снабжение клеток кислородом улучшает настроение и самочувствие. У человека увеличивается работоспособность.

Противопоказания

Несмотря на то, что дыхательные упражнения полезны для всех, есть некоторые ограничения и противопоказания к занятиям аэробной гимнастикой. Ее не стоит делать людям с такими заболеваниями:

  • проблемами с межпозвоночными дисками и хрящами;
  • патологиями позвоночника;
  • поражением корешков спинного мозга (радикулит);
  • тромбофлебитом в острой стадии;
  • психическими заболеваниями;
  • травмами головы;
  • кровотечениями;
  • скачками давления, которые с трудом поддаются стабилизации;
  • состоянием после инфаркта;
  • тяжелыми заболеваниями дыхательной системы;
  • сильными ожогами.

При наличии какого-либо из этих диагнозов больному следует проконсультироваться у специалиста. Он может скорректировать упражнения, которые будут безопасны и не усложняет течение заболевания.

Методики упражнений

На сегодня существует масса методик проведения дыхательной гимнастики. Они по-разному воздействуют на организм человека. Наиболее известные и распространенные – системы дыхания по Бутейко, Стрельниковой, цигун, йога.

Занятия по системе Константина Бутейко направлены на нормализацию дыхания при астме, а способ Стрельниковой улучшает состояние при стенокардии и нарушении работы сердца.

Существуют восточные методики, согласно которым человек может прожить долгую жизнь, освоив технику правильного дыхания, например, 3 упражнения Цзяньфэй, которые делают 3 раза в день.

  • Волна.

Исходное положение – лежа на спине с согнутыми в коленях ногами (угол между бедром и голенью – 90˚). Ступни – на полу. Вдох: грудь наполняется воздухом и расправляется, живот втягивается. При выдохе – наоборот (живот выпячивается, а грудь опускается). Ритм дыхания обычный. Вначале следует дышать таким способом 40 раз, постепенно увеличивая количество дыхательных движений.

Лежа на полу

  • Лягушка.

Исходное положение – сидя. Колени немного развести в стороны. Угол между голенью и бедром – прямой. Одну руку согнуть в кулак (у женщин это левая рука, у мужчин – правая), другую положить сверху. Локти упираются в колени, а лоб – в кулак. Упражнение выполняется при максимальном расслаблении и закрытых глазах.

Вдохнуть воздух носом, а выдыхать ртом. Все делать плавно. Живот расслаблен. После 2 дыхательных движений сделать вдох и задержать дыхание на 2 с. Затем сделать еще один резкий вдох (не выдыхая), а затем – медленный выдох. Повторить 3 раза.

Дыхательная техника

Такое упражнение позволяет массировать внутренние органы. Женщинам во время месячных следует от него отказаться.

Польза: нормализуется кровообращение, обмен веществ, улучшается самочувствие.

  • Лотос

Это известное йоговское упражнение. Выполняется сидя со скрещенными ногами (у женщин левая нога находится над правой, у мужчин – наоборот). Ладони рук – на коленях. Спина прямая, плечи опущены. Глаза закрыты, а подбородок опущен вниз. Кончик языка касается неба. Дальше дышат особым способом по несколько минут.

Поза лотоса

  1. Вначале 5 минут нужно глубоко дышать (живот и грудь остаются неподвижными).
  2. Следующие 5 минут вдох обычный, а во время выдоха нужно как можно больше расслабиться. Выдох – долгий.
  3. Следующие 10 минут дыханием управлять не следует. Все дыхательные движения происходят естественно.

Среди западных методик популярна Бодифлекс. Дыхание по такой системе укрепляюще действует на организм. В основе лежит диафрагменное дыхание, которым обычно дышат дети (животом). Оно считается наиболее естественным и правильным.

Здесь важно соблюдать последовательность. Начинают с выдоха (живот втянуть), затем быстро и резко делают вдох, выпятив живот, потом снова выдох. На этом этапе задерживают дыхание на несколько секунд и максимально втягивают живот. Задержку дыхания нужно довести до 8 – 10 с. Такое дыхание приводит к активизации лимфотока, массажу внутренних органов и ускорению обмена веществ, что особенно важно для тех, кому необходимо сбросить лишние килограммы.

Есть еще система «Дыхание даосов». В его основе лежит осознание того, что жизненно важный орган человека напрямую связано со всеми пережившими эмоциями. Поэтому важно поддерживать сердце в рабочем состоянии как можно больше. Когда человек дышит по системе даосов, во время вдоха он поднимает руки и скрещивает пальцы, при этом ладони смотрят вверх. На выдохе нужно громко произносить звукосочетание «хау» с протяжным звуком У. При этом следует наклониться вправо.

Выполняя упражнение, необходима фантазия и умение визуализировать. Нужно представить сердце, находящееся в мешке. Когда произносится целительный звук, из сердца как будто выходит вся негативная энергия, и оно постепенно приобретает красный цвет – цвет жизни, энергии и силы. Если делать такое упражнение 3 раза в день, то это благотворно отразится на деятельности сердечной мышцы.

Правила дыхания по Стрельниковой

Александра Стрельникова разработала свой комплекс упражнений, который:

  • помогает избавиться от заболеваний, даже хронических;
  • укрепляет организм, увеличивает его защитные силы, помогающие бороться с инфекциями;
  • справляется с бронхитами, воспалением легких;
  • улучшает состояние при хроническом насморке, гриппе.

Используют эти упражнения при сердечной недостаточности. Эта методика имеет большой спектр положительных моментов. Ее называют парадоксальной, потому что дыхательные движения выполняются не совсем привычным образом.

Вдох происходит одновременно с наклоном вперед. Затем сводят руки и делают плавный естественный выдох. Это основа системы Стрельниковой. Обычно дыхание происходит не так: на вдохе мы выпрямляемся, а на выдохе немного наклоняемся.

Дыхание по стрельниковой

Поскольку мышцы рук и груди не участвуют в дыхательном процессе, то мышцы, участвующие в нем, получают дополнительную нагрузку. Если дыхательные упражнения при сердечной недостаточности делать регулярно, мышцы укрепляются, что приводит к усиленному газообмену. В результате происходит обогащение клеток кислородом, и это положительно отражается на жизненном тонусе человека.

Такая гимнастика проводится утром и вечером (до еды или через 1,5 часа после принятия пищи), если ее цель – лечебный эффект. Количество вдохов должно быть 1500. Если же гимнастику делают с профилактическими целями, то достаточно уделить этому утреннее время на голодный желудок.

Система включает такие движения: повороты и наклоны головы в разные стороны (вперед – назад, влево – вправо), которые заканчиваются резким вдохом (носом). Скорость дыхания – 1 вдох в течение секунды.

Но есть и ограничения, если у человека есть такие патологии:

  • межпозвоночные грыжи;
  • повышенное артериальное давление;
  • остеохондроз позвоночника;
  • проблемы с сетчаткой глаза (глаукома);
  • близорукость.

При коротком и сильном вдохе не происходит увеличения объема легких, они даже сжимаются. В этот момент воздух заполняет их максимально. В отличие от вдоха выдох спокойный и незаметный. Делая упражнения, считают до 8. Ритм – как при строевом шаге. Гимнастика по Стрельниковой удобна тем, что дает возможность делать ее в любой позе – сидя, стоя или даже лежа.

Кроме зарядки, следует думать и о профилактике проблем с сердцем. Для этого следует уделять внимание прогулкам на свежем воздухе, в лесу (дефицит кислорода в городах пагубно сказывается на здоровье), правильному питанию и здоровому образу жизни. Важно регулярно посещать врача. Следует избегать стрессовых ситуаций и заниматься любимым делом. Окружите себя позитивом и забудьте о болезнях.

Источник

ËÔÊ è ìàññàæ ïðè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè

Ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü – ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì íå ïîëíîñòüþ îáåñïå÷èâàþòñÿ ïîòðåáíîñòè îðãàíèçìà â êðîâîñíàáæåíèè. Ýòî ðåçóëüòàò äëèòåëüíîé ïåðåãðóçêè ñåðäöà. Ïðè÷èíàìè ìîãóò áûòü âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â ñåðäå÷íîé ìûøöå, íàðóøåíèå îáìåíà âåùåñòâ â ìèîêàðäå, òîêñèêîçû, èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ, ñàõàðíûé äèàáåò. Ôàêòîðàìè ðèñêà ÿâëÿþòñÿ: äëèòåëüíàÿ âûíóæäåííàÿ ãèïîäèíàìèÿ, ðàçëè÷íûå âðåäíûå ïðèâû÷êè, î÷àãè õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè. Ïðè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè íàðóøàåòñÿ ãåìîäèíàìèêà (óìåíüøàåòñÿ óäàðíûé îáúåì, óâåëè÷èâàåòñÿ ÷àñòîòà ñîêðàùåíèé), íàðóøàåòñÿ ñåðäå÷íûé (êîðîíàðíûé) êðîâîòîê, óõóäøàåòñÿ ýíåðãåòèêà â ìèîêàðäå, çàìåäëÿåòñÿ ñêîðîñòü êðîâîòîêà â îðãàíèçìå, ðàçâèâàåòñÿ ãèïîêñèÿ, ñòðàäàåò ôóíêöèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, íåðâíîé ñèñòåìû. Ïðè òÿæåëîé ôîðìå ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïîÿâëÿþòñÿ îòåêè âñëåäñòâèå ïîâûøåíèÿ âåíîçíîãî äàâëåíèÿ, íàðóøåíèÿ ñîñóäèñòîé ïðîíèöàåìîñòè, çàäåðæêè ñîëåé íàòðèÿ è âîäû â îðãàíèçìå.

Îñíîâíûå ñèìïòîìû. Ðàçëè÷àþò ëåâî– è ïðàâîæåëóäî÷íóþ ñåðäå÷íóþ íåäîñòàòî÷íîñòü. Ïðè ëåâîæåëóäî÷êîâîé ðàçâèâàåòñÿ çàñòîé êðîâè â ìàëîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ (îäûøêà, êàøåëü, îòåê ëåãêèõ, ïðèñòóïû ñåðäå÷íîé àñòìû). Ïðè ïðàâîæåëóäî÷íîé – çàñòîé êðîâè â áîëüøîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ, (óâåëè÷åíèå ïå÷åíè, îòåê íîã, æèäêîñòü â æèâîòå – àñöèò).

Ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ìîæåò áûòü òðåõ ñòåïåíåé:

• I ñòåïåíü (Í-I) – ïðèçíàêè íåäîñòàòî÷íîñòè (óòîìëÿåìîñòü, îäûøêà, ñåðäöåáèåíèå) ïîÿâëÿþòñÿ íà ôîíå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè (ó ãðóäíûõ äåòåé – íà ôîíå ãðóäíîãî êîðìëåíèÿ);

• II ñòåïåíü (Í-II) ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà äâå ñòàäèè. Í-IIÀ – âñå ñèìïòîìû âîçìîæíû íà ôîíå áûòîâîé íàãðóçêè. Ñèìïòîìû çàñòîÿ êðîâè ëèáî â ìàëîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ êàê èòîã íåäîñòàòî÷íîé äåÿòåëüíîñòè ëåâîãî æåëóäî÷êà (êàøåëü ñ ìîêðîòîé, áîëè â ãðóäíîé êëåòêå); ëèáî â áîëüøîì (ïðàâîæåëóäî÷êîâàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü: óâåëè÷åíèå ïå÷åíè, îòåêè íà íîãàõ). Í-IIÁ – ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîêîå, çàñòîé êðîâè â îáîèõ êðóãàõ êðîâîîáðàùåíèÿ (îäûøêà â ïîêîå, îòåêè äî ñåðåäèíû ãîëåíè, öèàíîç, òàõèêàðäèÿ â ïîêîå, óâåëè÷åíèå ïå÷åíè);

• III ñòåïåíü – òÿæåëûå íåîáðàòèìûå îðãàíè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíàõ è ñèñòåìàõ.

ËÔÊ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç êîìïîíåíòîâ ëå÷åíèÿ, òàê êàê ñïîñîáñòâóåò êîìïåíñàöèè ïðèçíàêîâ íåäîñòàòî÷íîñòè, óëó÷øåíèþ êîðîíàðíîãî êðîâîòîêà è îáìåíà âåùåñòâ â ìèîêàðäå, àêòèâèçàöèè âíåñåðäå÷íûõ ôàêòîðîâ êðîâîîáðàùåíèÿ, óëó÷øåíèþ íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòàòóñà ÷åëîâåêà, ïðåäóïðåæäåíèþ îñëîæíåíèé.

ËÔÊ ïðîâîäèòñÿ èíäèâèäóàëüíûì ìåòîäîì â ïàëàòå äëèòåëüíîñòüþ ïî 15 ìèí. Âûïîëíÿþòñÿ àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ìåëêèõ è ñðåäíèõ ìûøö â ìåäëåííîì òåìïå, ïàññèâíûå – äëÿ êðóïíûõ èç îáëåã÷åííûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèé; äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå, à òàêæå óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå. Òàêàÿ ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà õàðàêòåðíà äëÿ II ñòàäèè (Í-II).

Ïðè I ñòàäèè (Í-I) ðåæèì ÷àùå âñåãî ïîëóïîñòåëüíûé. ËÔÊ âûïîëíÿåòñÿ ìàëîãðóïïîâûì ìåòîäîì èëè èíäèâèäóàëüíûì èç âñåõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèé â âèäå àêòèâíûõ óïðàæíåíèé äëÿ âñåõ ìûøå÷íûõ ãðóïï, íî áåç îòÿãîùåíèÿ, áåç ñîïðîòèâëåíèÿ. Äîïóñêàåòñÿ õîäüáà, êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ, íà ðàññëàáëåíèå, äûõàòåëüíûå â ìåäëåííîì è ñðåäíåì òåìïå â òå÷åíèå 20 ìèí.

Ïî ìåðå èñ÷åçíîâåíèÿ êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ áîëåçíè îñíîâíîé çàäà÷åé ñòàíîâèòñÿ ïîñòåïåííî óñèëèâàþùàÿñÿ òðåíèðîâêà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû ñ öåëüþ ïîâûøåíèÿ àäàïòàöèè îðãàíèçìà ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì.  çàíÿòèÿ âêëþ÷àþòñÿ óïðàæíåíèÿ äëÿ ñðåäíèõ è êðóïíûõ ìûøå÷íûõ ãðóïï, ðàçëè÷íûå âèäû õîäüáû è ìåäëåííûé áåã. Óïðàæíåíèÿ óìåðåííîé è (èçðåäêà) áîëüøîé èíòåíñèâíîñòè äîëæíû ÷åðåäîâàòüñÿ ñ óïðàæíåíèÿìè äëÿ äèñòàëüíûõ îòäåëîâ ðóê è íîã è äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè. Îñíîâíûå èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ – ëåæà, ñèäÿ è ñòîÿ – òîæå äîëæíû ÷åðåäîâàòüñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî çàíÿòèÿ. Êîëè÷åñòâî óïðàæíåíèé, âûïîëíÿåìûõ â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà, íåñêîëüêî óìåíüøàåòñÿ. ×ÑÑ íà ìàêñèìóìå íàãðóçêè íà ïåðâûõ çàíÿòèÿõ ìîæåò óâåëè÷èâàòüñÿ íà 24–30 óä./ìèí, à ïî ìåðå àäàïòàöèè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå íà 60–80 % ïî îòíîøåíèþ ê èñõîäíîìó, íî íå äîëæíî ïðåâûøàòü 120–140 óä./ìèí. Óïðàæíåíèÿ ÷åðåäóþòñÿ ñ, ðåêîìåíäîâàííûìè äëÿ Í-II è Í-III. Êàæäîå óïðàæíåíèå ïîâòîðÿåòñÿ 5–8 ðàç.

Ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ âî II ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ äâèãàòåëüíûé ðåæèì áîëüíîãî çíà÷èòåëüíî îãðàíè÷åí, ïîýòîìó íà çàíÿòèÿõ ËÔÊ âîçðàñòàåò ðîëü îáùåòîíèçèðóþùåãî äåéñòâèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé. Óïðàæíåíèÿ ìàëîé èíòåíñèâíîñòè äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà óìåíüøåíèå íåáëàãîïðèÿòíîãî âëèÿíèÿ ãèïîêèíåçèè, óëó÷øåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ è îáìåííûõ ïðîöåññîâ â ìèîêàðäå, ïîâûøåíèå ôóíêöèè ÖÍÑ è íàñòðîåíèÿ.

Óïðàæíåíèÿ äëÿ äèñòàëüíûõ îòäåëîâ ðóê è íîã è äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñòèìóëèðóþò ýêñòðàêàðäèàëüíûå ôàêòîðû êðîâîîáðàùåíèÿ, îáëåã÷àþò ðàáîòó ñåðäöà, êîìïåíñèðóþò ÿâëåíèÿ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ýòè óïðàæíåíèÿ ñïîñîáñòâóþò óðåæåíèþ ñîêðàùåíèé ñåðäöà ïðè òàõèêàðäèè, óëó÷øåíèþ îáìåííûõ ïðîöåññîâ â ñåðäöå, àêòèâèçàöèè ïåðèôåðè÷åñêîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, óìåíüøåíèþ ãèïîêñåìèè è çàñòîéíûõ ÿâëåíèé.  çàíÿòèÿõ ëå÷åáíîé è óòðåííåé ãèìíàñòèêîé èñïîëüçóþòñÿ èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ ëåæà è ñèäÿ, à ïðè óëó÷øåíèè ñîñòîÿíèÿ è ñòîÿ.  çàíÿòèÿ ËÔÊ âêëþ÷àþòñÿ óïðàæíåíèÿ â õîäüáå. ×ÑÑ âî âðåìÿ ïåðâûõ çàíÿòèé äîëæíà óâåëè÷èâàòüñÿ íå áîëåå ÷åì íà 8—10 óä./ìèí, à ê êîíöó çàíÿòèÿ âîçâðàùàòüñÿ ê èñõîäíîìó óðîâíþ èëè áûòü íåçíà÷èòåëüíî âûøå èñõîäíîãî. Ïî ìåðå óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïðè ìàêñèìóìå íàãðóçêè îíà ìîæåò âîçðàñòàòü íà 18–24 óä./ìèí. Êàæäîå óïðàæíåíèå âûïîëíÿåòñÿ 4–6 ðàç. Ïðèìåíÿþòñÿ òàêæå óïðàæíåíèÿ, ðåêîìåíäîâàííûå äëÿ áîëüíûõ ñ Í-III â èñõîäíîì ïîëîæåíèè íå òîëüêî ëåæà, íî è ñèäÿ.

Ïåðå÷åíü óïðàæíåíèé, ïðèìåíÿåìûõ ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ I ñòàäèè

È. ï. – ëåæà, äûõàíèå ñâîáîäíîå, ïîâòîðèòü 10–12 ðàç.

1. Äóãàìè âïåðåä ðóêè ââåðõ – âäîõ, ðóêè ÷åðåç ñòîðîíû âíèç – âûäîõ.

2. Ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîã â ñòîðîíó.

3. Ïîäíÿâ íîãó, êðóãîâûå äâèæåíèÿ â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå.

4. Èìèòàöèÿ äâèæåíèé íîã ïðè åçäå íà âåëîñèïåäå.

5. Ïåðåõîä â ïîëîæåíèå ñèäÿ ñ ïîìîùüþ è áåç ïîìîùè ðóê.

6. È. ï. – ñèäÿ, íîãè ñîãíóòû. Ïîî÷åðåäíîå èëè îäíîâðåìåííîå îòâåäåíèå ðóê â ñòîðîíû – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

7. Ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

8. Ïîâîðîò òóëîâèùà â ñòîðîíó ñ îòâåäåíèåì îäíîèìåííîé ðóêè – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

9. Íàêëîí òóëîâèùà â ñòîðîíó, ðóêà òÿíåòñÿ ê ïîëó – âûäîõ. È. ï. – âäîõ.

10. Ðóêè ê ïëå÷àì, âðàùåíèå â ïëå÷åâûõ ñóñòàâàõ.

11. Ïîî÷åðåäíîå ðàçãèáàíèå è ñãèáàíèå íîã â êîëåííûõ ñóñòàâàõ.

12. Èìèòàöèÿ õîäüáû.

13. Ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîã â ñòîðîíû ñ âûïðÿìëåíèåì â êîëåííûõ ñóñòàâàõ.

14. Ïîâîðîò ãîëîâû â ñòîðîíó.

15. Íàêëîí ãîëîâû âïåðåä è íàçàä.

È. ï. – ñèäÿ.

1. «Õîäüáà» (ñèäÿ). Òåìï ñðåäíèé. 30–60 ðàç.

2. Ïîòÿãèâàíèå. È. ï. – ðóêè çà ãîëîâó. Ðóêè ââåðõ – âäîõ, çàäåðæêà äûõàíèÿ (2–4 ñ). È. ï. – âûäîõ. 6–8 ðàç.

3. Ïîâîðîò âïðàâî, ïðàâóþ ðóêó â ñòîðîíó (âäîõ), ôèêñàöèÿ â êðàéíåé ïîçèöèè. È. ï. – âûäîõ. Ïî 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

4. È. ï. – ðóêàìè äåðæàòüñÿ çà ñèäåíüå ñòóëà. Ñ âûäîõîì ñãèáàòü òî ëåâóþ, òî ïðàâóþ íîãó, ïîäòÿãèâàÿ áåäðî ê æèâîòó ñ ôèêñàöèåé â òå÷åíèå 1–2 ñ. Ïî 3–5 ðàç êàæäîé íîãîé.

5. Ãðóäíîå äûõàíèå ñ çàäåðæêîé íà âäîõå â òå÷åíèå 2–4 ñ è ïîñëåäóþùèì ñòóïåí÷àòîîáðàçíûì âûäîõîì (4–6 ñ). Ïîâòîðèòü 3–5 ðàç.

6. Ïîïåðåìåííîå ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ, ôèêñàöèÿ â êðàéíåé ïîçèöèè. Òåìï ñðåäíèé. 4–6 ðàç äëÿ êàæäîé ðóêè.

7. Íàêëîíû ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. Íàêëîí âëåâî (ôîðñèðîâàííûé âäîõ), ïðàâàÿ ðóêà ââåðõ (íàä ãîëîâîé). È. ï. – âûäîõ. Òî æå â äðóãóþ ñòîðîíó. Ïî 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

8. Îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà è äåðæàñü çà ñèäåíèå, ìåäëåííî âûòÿíóòü íîãè, çàôèêñèðîâàòü â êðàéíåé ïîçèöèè íà 2–3 ñ, âûïðÿìèâ òóëîâèùå ñäåëàòü âäîõ, è. ï. – âûäîõ (ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå âûïîëíÿòü íå îòðûâàÿ ïÿòîê îò ïîëà). 4–6 ðàç.

9. Ñîãíóòü ðóêè ê ïëå÷àì, ñâîäÿ ëîïàòêè, ðàçâåðíóâ ãðóäü (âäîõ). È. ï. – âûäîõ. 4–6 ðàç.

10. Ìåäëåííî ïåðåñòóïàòü íîãàìè íà ìåñòå (5—10 ñì îò ïîëà) â òå÷åíèå 1–1,5 ìèí.

11. Ñèäÿ ñ ðàññëàáëåíèåì ìûøö ìåäèòàòèâíàÿ ðåëàêñàöèÿ 30 ñ.

È. ï. – ñòîÿ. Ïîâòîðèòü 8—10 ðàç.

1. Ðóêè ââåðõ, íîãó íàçàä íà íîñîê – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

2. Ïîâîðîòû íàïðàâî, ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ. È. ï. – âûäîõ. Òî æå â äðóãóþ ñòîðîíó.

3. Ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ, íàêëîí âïåðåä, êèñòè êàñàþòñÿ êîëåíåé – âûäîõ, âûïðÿìèòüñÿ, ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

4. Âûïàä âïðàâî (âëåâî), ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

5. Ïðèñåä, ðóêè âïåðåä – âäîõ. È. ï. – âûäîõ. È. ï. – ñòîÿ íîãè âðîçü. Ïîâòîðèòü 10–12 ðàç.

6. Äåðæàñü ðóêàìè çà ñïèíêó ñòóëà, íåáîëüøîé íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä – âûäîõ. È. ï. – âäîõ.

7. Äåðæàñü ðóêàìè çà ñïèíêó ñòóëà, ïîäíèìàíèå íà íîñêè – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

8. Ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå ñîãíóòîé â êîëåííîì ñóñòàâå íîãè – âûäîõ. È. ï. – âäîõ.

9. Äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà, ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîãè â ñòîðîíó.

10. Äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà, ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîãè íàçàä.

11. Äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà, ïîëóïðèñåä – âûäîõ. È. ï. – âäîõ.

Ïðèìåðíûé ïåðå÷åíü óïðàæíåíèé ïðè II ñòàäèè. Ïîâòîðèòü 5–7 ðàç

Óïðàæíåíèÿ âûáèðàþòñÿ ìåòîäèñòîì â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà. È. ï. – ëåæà íà ñïèíå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà.

1. Ïîî÷åðåäíîå èëè îäíîâðåìåííîå ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

2. Ïîî÷åðåäíîå èëè îäíîâðåìåííîå îòâåäåíèå ðóê â ñòîðîíû – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

3. Ñîãíóòü ðóêè, êèñòè ñêîëüçÿò ïî òóëîâèùó ê ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

4. Îïèðàÿñü ðóêàìè, ñîãíóòûìè â ëîêòÿõ, ïðîãíóòüñÿ â ãðóäíîé ÷àñòè ïîçâîíî÷íèêà – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

5. Ïîäíèìàíèå îäíîé ðóêè ââåðõ, ñìåíà ïîëîæåíèÿ ðóê.

6. Ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå íîã â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ.

7. Ïîäíèìàíèå ïðÿìîé íîãè – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

8. Ðàçâåäåíèå íî㠖 âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

È. ï. – ëåæà íà ñïèíå, ðóêè çà ãîëîâó, ëîêòè âïåðåä.

9. Ðàçâåäåíèå ëîêòåé – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

È. ï. – ëåæà íà ñïèíå, óïîð ðóêàìè î ïîñòåëü.

10. Ïåðåõîä â ïîëîæåíèå ñèäÿ ñ ïîìîùüþ ðóê – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

11. Ïîâîðîò íà ïðàâûé áîê, ïåðåõîä â ïîëîæåíèå ñèäÿ ñî ñïóùåííûìè íîãàìè.

È. ï. – ñèäÿ, íîãè ñîãíóòû.

12. Ïîî÷åðåäíîå èëè îäíîâðåìåííîå îòâåäåíèå ðóê â ñòîðîíû – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

13. Ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

14. Ïîâîðîò òóëîâèùà â ñòîðîíó ñ îòâåäåíèå îäíîèìåííîé ðóêè – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

15. Íàêëîí òóëîâèùà â ñòîðîíó, ðóêà òÿíåòñÿ ê ïîëó – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

16. Ðóêè ê ïëå÷àì, âðàùåíèå â ïëå÷åâûõ ñóñòàâàõ.

17. Ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå íîã â êîëåííûõ ñóñòàâàõ.

18. Èìèòàöèÿ õîäüáû.

19. Ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîã â ñòîðîíû ñ âûïðÿìëåíèåì â êîëåííûõ ñóñòàâàõ.

20. Ïîâîðîò ãîëîâû â ñòîðîíó.

21. Íàêëîí ãîëîâû âïåðåä è íàçàä.

È. ï. – ñòîÿ.

22. Ïîî÷åðåäíîå èëè îäíîâðåìåííîå îòâåäåíèå ðóê â ñòîðîíû – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

23. Ñîãíóòü ðóêè â ïëå÷àõ, âðàùåíèå â ïëå÷åâûõ ñóñòàâàõ.

24. Îäíîâðåìåííî ñîãíóòü ðóêó â ëîêòåâîì ñóñòàâå è ðàçîãíóòü â äðóãîì.

25. Ïîâîðîò òóëîâèùà ñ îòâåäåíèåì îäíîèìåííîé ðóêè – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

26. Íàêëîí òåëà â ñòîðîíó, îäíîèìåííàÿ ðóêà ñêîëüçèò âíèç, ðàçíîèìåííàÿ – ââåðõ ê ïîäìûøå÷íîé âïàäèíå – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

27. Äåðæàñü ðóêàìè çà ñïèíêó êðîâàòè, íåáîëüøîé íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

28. Äåðæàñü ðóêàìè çà ñïèíêó êðîâàòè, ïîäíèìàíèå íà íîñêè – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

29. Ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå ñîãíóòîé â êîëåííîì ñóñòàâå íîãè – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

30. Äåðæàñü çà ñïèíêó êðîâàòè, ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîãè â ñòîðîíó.

31. Äåðæàñü çà ñïèíêó êðîâàòè, ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîãè íàçàä.

32. Äåðæàñü çà ñïèíêó êðîâàòè, ïîëóïðèñåä – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

Èííîâàöèîííûå âàðèàíòû ËÔÊ ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ II ñòåïåíè

È. ï. – ñòîÿ, ðóêè íà ïîÿñå.

1. Õîäüáà 1–2 ìèí. Òåìï ìåäëåííûé, çàòåì ñðåäíèé.

Äàëåå ðèòìû äûõàíèÿ âûïîëíÿþòñÿ ñîãëàñîâàííî ñ ðèòìîì äâèæåíèÿ.

2. Äâèæåíèÿ ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè â ñòîðîíû. Ñêðåñòèòü ðóêè ïåðåä ãðóäüþ, çàõâàòèâ ëàäîíÿìè ïëå÷è, – âäîõ, è. ï. – âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 10–15 ðàç.

3. Íàêëîíû ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè çà ãîëîâó. Íàêëîíû âëåâî è âïðàâî íà âäîõå, ïðè âûïðÿìëåíèè – âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 5–8 ðàç.

4. È. ï. – î. ñ. Äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà, âûïîëíèòü íà âûäîõå 2–3 ïðóæèíÿùèõ ïîëóïðèñåäàíèÿ. È. ï. – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 8—10 ðàç.

5. Ïîäíèìàÿñü íà íîñêè, íà âäîõå ïîñëåäîâàòåëüíîå (íèæíÿÿ, ñðåäíÿÿ, âåðõíÿÿ ÷àñòè) çàïîëíåíèå ãðóäíîé êëåòêè. È. ï. – ìåäëåííûé âûäîõ. 4–6 ðàç.

6. È. ï. – íîãè âðîçü, ïàëüöû ñæàòû â êóëàê. Ïîïåðåìåííîå ïîäíèìàíèå ðóê âïåðåä. 8—10 ðàç.

7. È. ï. – íîãè âðîçü. Ïîâîðîò âëåâî (âïðàâî), ðóêè â ñòîðîíû, ôèêñàöèÿ â êðàéíåé ïîçèöèè – âäîõ. È. ï. – âûäîõ. Òåìï ñðåäíèé, ïî 3–6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

8. È. ï. – áîêîì ê ñïèíêå ñòóëà; îäíà ðóêà íà ñïèíêå ñòóëà, äðóãàÿ íà ïîÿñå. Ìåäëåííî ñîãíóòü îäíó íîãó, ïîäíèìàÿ êîëåíî âïåðåä, çàòåì, ðàçãèáàÿ, îòâåñòè åå â ñòîðîíó; âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 4–5 ðàç.

9. Äâèæåíèÿ ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè ê ïëå÷àì. Ðóêè ââåðõ, ïðîãíóòüñÿ è ïîñìîòðåòü íà íèõ – âûäîõ; È. ï. – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 4–6 ðàç.

10. Ìåäëåííàÿ õîäüáà. 1–2 ìèí.

11. Îòäûõ ñèäÿ. Ìåäèòàòèâíàÿ ðåëàêñàöèÿ 1–2 ìèí.

Èííîâàöèîííûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïðè Í-II

È. ï. – ñòîÿ.

1. Õîäüáà íà íîñêàõ. Òåìï ñðåäíèé. 1–1,5 ìèí.

2. Ïîî÷åðåäíîå ìåäëåííîå ñãèáàíèå ðóê ê ïëå÷àì, çàôèêñèðîâàòü êðàéíþþ ïîçèöèþ, âåðíóòüñÿ â è. ï., ïàëüöû ñæàòü â êóëàê íà 2–3 ñ. Òåìï ñðåäíèé. 10–12 ðàç.

3. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè íà ïîÿñå. Ìåäëåííî íàêëîíÿÿñü âïåðåä (ïîñòåïåííûé âäîõ), ïðîãíóâ ñïèíó è çàôèêñèðîâàâ êðàéíþþ ïîçèöèþ, ôîðñèðîâàííûé âûäîõ. È. ï. – âäîõ.

4. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè âïåðåä, ïàëüöû ñæàòû â êóëàê. Íàêëîíÿÿñü âïåðåä èìèòèðîâàòü îòòàëêèâàíèå ëûæíûìè ïàëêàìè íà âûäîõå. È. ï. – âäîõ. Ïîâòîðèòü 8—12 ðàç.

5. Äâèæåíèÿ ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè çà ãîëîâó. Ðóêè ââåðõ, ïðîãíóòü ñïèíó – âûäîõ, è. ï. – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 6–8 ðàç.

6. È. ï. – î. ñ., ðóêè âíèçó, ïàëüöû ñæàòû â êóëàê. Ìåäëåííî íàïðÿæåííî ñãèáàòü ðóêè ê ïëå÷àì è ðàçãèáàòü èõ â ñòîðîíû. 8—10 ðàç.

7. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè çà ãîëîâó. Ïîâîðîòû â ñòîðîíû, îäíîâðåìåííî ðàçãèáàÿ â ñòîðîíó ðóêè. Òåìï ñðåäíèé. Ïîâòîðèòü 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

8. Ðèòìè÷íîå ìåäèòàòèâíîå äûõàíèå. Íà 3–4 ñ÷åòà – âäîõ, íà 4–5 – âûäîõ. 30–40 ñ.

9. È. ï. – î. ñ. Âûïàä îäíîèìåííîé ñëåãêà ñîãíóòîé â êîëåííîì ñóñòàâå íîãîé â ñòîðîíó, ðóêè â ñòîðîíû. Òåìï ñðåäíèé. 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

10. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè âíèçó. Ìåäëåííûå êðóãîâûå äâèæåíèÿ ïëå÷åâûì ïîÿñîì âïåðåä-ââåðõ – âäîõ, íàçàä-âíèç – âûäîõ. 8—10 ðàç.

11. Õîäüáà íà ìåñòå ñ ãëóáîêèì äûõàíèåì. 1,5–2 ìèí.

12. Ìåäèòàòèâíàÿ ðåëàêñàöèÿ 2–3 ìèí, îòäûõ ñèäÿ ñ ïîî÷åðåäíûì ðàññëàáëÿþùèì äâèæåíèåì ìûøö ãîëîâû è øåè, ëèöà, ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ðóê, òóëîâèùà, íîã.

Ïðèìåðíûé ïåðå÷åíü óïðàæíåíèé ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ III ñòàäèè

Âñå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå, ñ ïðèïîäíÿòûì èçãîëîâüåì, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. Ñïîêîéíîå, íåãëóáîêîå, ïîëíîå äèàôðàãìàëüíî-ãðóäíîå è äèàôðàãìàëüíîå ñòàòè÷åñêîå äûõàíèå. Óïðàæíåíèÿ äëÿ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå, ðàçâåäåíèå è ñâåäåíèå ïàëüöåâ. Ïðîòèâîïîñòàâëåíèå áîëüøîãî ïàëüöà îñòàëüíûì. Ñãèáàíèå, ðàçãèáàíèå è âðàùåíèå â ëó÷åçàïÿñòíûõ ñóñòàâàõ. Ñóïèíàöèÿ è ïðîíàöèÿ, îòâåäåíèå è ïðèâåäåíèå (ðóêè ñîãíóòû â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ). Óïðàæíåíèÿ äëÿ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ. Ñãèáàíèå, ðàçãèáàíèå è âðàùåíèå â ãîëåíîñòîïíûõ ñóñòàâàõ. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ (íå îòðûâàÿ ñòîï îò ïîñòåëè). Îòâåäåíèå, ïðèâåäåíèå è ðîòàöèÿ ïðÿìûõ íîã (íå îòðûâàÿ íîã îò ïîñòåëè). Îòâåäåíèå è ïðèâåäåíèå íîã, ñîãíóòûõ â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ. Ïðî÷èå óïðàæíåíèÿ. Ïîâîðîòû ãîëîâû. Íàêëîí ãîëîâû âïåðåä. Ïðèïîäíèìàíèå òàçà â ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå ñ ñîãíóòûìè íîãàìè. Ïîâîðîò íà ïðàâûé áîê. Ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ: óïðàæíåíèÿ äëÿ ïàëüöåâ ðóê è íîã, ãîëåíîñòîïíîãî è ëó÷åçàïÿñòíîãî ñóñòàâîâ âûïîëíÿþòñÿ àêòèâíî, îñòàëüíûå – àêòèâíî èëè ñ íåáîëüøîé ïîìîùüþ èíñòðóêòîðà. Äâèæåíèÿ â òàçîáåäðåííîì è ïëå÷åâîì ñóñòàâàõ âûïîëíÿþòñÿ ïîî÷åðåäíî êàæäîé êîíå÷íîñòüþ. Äâèæåíèÿ â äèñòàëüíûõ ñóñòàâàõ âûïîëíÿþòñÿ îäíîâðåìåííî. Ìîæíî ñî÷åòàòü âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé ðóêàìè è íîãàìè.

Источник