Конспект урока по обж 11 класс первая помощь при инсульте

Конспект урока по обж 11 класс первая помощь при инсульте thumbnail

             МБОУ Фоминская СОШ

                 План-конспект

       Урока по ОБЖ в 11 классе по теме:

«Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».

Преподаватель ОБЖ – Грищенко П. П.

Цель урока:  Формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.

Задачи: а) Образовательная :

-сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;

-обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;

-обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.

           б) Воспитательная:

-способствовать воспитанию ответственности за будущее;

-уделить внимание социальному воспитанию.

           в) Развития:

-навыков принятия ответственных решений;

-планирование здорового будущего;

-интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.

Формы проведения: общеклассная,  индивидуальная.

Оборудование:

  • таблички с симптомами инфаркта и инсульта;
  • таблица «Анатомия сердца и мозга»;
  • магнитофонная запись вызова «скорой помощи».

Методы урока: 

Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.

Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковой.

Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение.

Контроль: устный, письменный.

Ход урока: 

1. Подготовка к эффектному восприятию.

Учитель ОБЖ:

– Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока- заболевания сердечно- сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

1. Причины сердечно – сосудистых заболеваний.

2. Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.

3. Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.

4. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.

5. Правила ухода за больным.

  Хотелось бы узнать, такие ассоциации у вас вызывает слово «сердце» (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)            

2. Изложение нового материала.

Учитель ОБЖ:

– Итак, жизнь, смерть, сердце.… Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно – сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно – сосудистой системы? ( Варианты ответов (В.О.) : инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.

Учащийся:

  Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос ( вопросы в приложении). Из 130 опрошенных- 44% , почти половина, на первом месте среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно – сосудистые заболевания.

Учитель ОБЖ:

– А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?

1. Оказывается, сердечно – сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.

2. Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.

3. Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.

4. В Гороховецком районе много людей, у которых повышено давление, и только 15% об этом знают.

   То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что не зря сердечно – сосудистые заболевания называют болезнями века.

Учащийся:

– По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно – сосудистые заболевания, следующие:

– малоподвижный образ жизни;

– курение, употребление алкоголя;

– стрессы;

– нерациональное питание.

Учитель ОБЖ:

– В этот список можно добавить и такие факторы риска:

– избыточная масса тела;

– нарушение углеводно – солевого обмена;

– генетический фактор.

  Среди всех сердечно – сосудистых заболеваний наиболее серьезные – инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?

Учитель ОБЖ:

– Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного ( зачитываются карточки и вывешиваются на доску):

Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице

Нарушение зрения

Боль отдает в левую руку, плечо

Внезапная головная боль

Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок

Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок

Сердце будто сжимается в кулак

Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин

Задание для самостоятельной работы в тетради:

1-й вариант – выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;

2-й вариант – симптомы проявления инсульта.

  После выполнения – разбор задания.

  Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? ( Включается запись вызова « скорой помощи» и сирены.)

   Да, конечно же, самое первое – это вызвать « скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?

  1. Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ .

  2. Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот , галстук, ремень брюк.

  3. Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.

  4. Осторожно положить теплую грелку к ногам.

  Часто инфаркты, инсульты сопровождаются потерей сознания- обморока. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.

Учащийся:

– Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?

– Побрызгайте на лицо и грудь водой.

– Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.

– Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.

*Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.

Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.

Учитель ОБЖ:

– Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний?

Учащийся:

– Десяти – и одиннадцатиклассники  сами предлагали следующие профилактические мероприятия:

   1. Регулярно посещать врачей.

   2. Соблюдать режим дня.

   3. Принимать витамины.

   4. Бегать по утрам.

Но наиболее часто в опросе предлагалось:

   1. Вести здоровый         образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.

   2. Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.

  3. Не иметь вредных привычек.

Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.

Учитель ОБЖ:

– Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.

  Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?

Под уходом понимается:

– поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;

– устройство удобной постели и ее чистота;

– оказание помощи во время приема пищи, туалета;

– поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;

– организация досуга больного;

– регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.

  Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть.

Ежедневно проводить влажную уборку.

При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:

 1. Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.

 2. Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).

 3. Несколько раз в сутки помогать, больному переменить, положение в постели.

 4. Кожу и спины и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.

Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.

Организация правильного ухода за больным – предпосылка к скорому выздоровлению.

3. Закрепление пройденного материала.

Учитель ОБЖ:

– Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем « круглый стол» и попросим принять в нем участие врача – кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).

  Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14 – летнюю девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли и это вообще быть в таком возрасте?

  Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.

  Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?

  Ответ : для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.

  Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?

  Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть отдышка, а также перебои в работе сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно – вести активный образ жизни, но не надрываться.

  Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце?

  Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.

Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?

  Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно – сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, нечего однозначно рекомендовать нельзя.

                                        Поведение итогов урока;

                                                  Домашнее задание.

Источник

УРОК ПО ОБЖ В 11 КЛАССЕ

Тема:

«Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»Цели урока:

  • Обучающие – познакомить учащихся с основными понятиями – острая сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт , причинами их возникновения и правилами оказания первой медицинской помощи.

  • Развивающие – развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации.

  • Воспитывающие – воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.

Тип урока: усвоение новых знаний. 
Оборудование:

компьютер, интерактивная доска;

лицензионный диск ;

раздаточный материал,

плакаты по теме: «Кровеносная система человека»
План урока:

1.Организационный момент. 

  • Приветствие, проверка присутствующих;

  • сообщение темы и целей урока.

2.Проверка домашнего задания.(п.2.7.)

  • Сообщения учащихся.

  • Определение пульса.(зад.37 учебника)

3.Изучение новой темы.(п.2.8. учебника).

  • Просмотр презентации.

  • Запись основных понятий.

  • Заполнение таблицы в тетради.

4.Подведение итогов урока. Задание на дом.(п.2.8. учебника).^ ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг… на него или рядом с ним падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или, в лучшем случае, стрессовое состояние выводят человека их строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несёт нам технический прогресс, надо платить.Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при сердечнососудистой патологии. Тема сегодняшнего урока «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»(слайд 1)В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь. Поэтому вопросы и ^ Цели урока🙁 Слайд 2)Обучающие – познакомить учащихся с основными понятиями – острая сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт , причинами их возникновения и правилами оказания первой меРазвивающие – развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации.Воспитывающие – воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.
2.Проверка домашнего задания.(п.2.7.)
На прошлом занятии вы получили задание . Давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца. Ученица рассказывает о строении и функции сердца(слайд 3)Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий.Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков. Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков – минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и становится наименьшим в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и низким давлением в полых венах обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам.У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме 100 + возраст, но не более 140 мм.рт.ст.., а минимальное –23 от верхнего. Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается. (Слайд 4) Кровеносная системаКровеносная система человека имеет большое разветвление. От сердца в момент сокращения ток крови по аорте, артериям и капиллярам расходится до клеток организма, доставляя им кислород и питательные вещества. От клеток по венам возвращается к сердцу. Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 60-70 ударов в минуту. Оно обеспечивает постоянный кровоток по сосудам, благодаря этому осуществляются обменные процессы между кровью и тканями.^ Вопрос классу: «Как вы думаете, какая протяженность кровеносной системы человека?» (Выслушиваю ответы учеников). Протяженность кровеносных сосудов человека составляет около ста тысяч километров. Жизнедеятельность всех клеток нашего организма зависит состояния каждого сосуда. Очень важно заботится о состоянии наших кровеносных сосудов и сердца.^ Вопрос классу: «Какой внешний признак определяет работу сердца?»( ответы учеников) (Слайд 5) ПульсПульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту. Тахикардия – учащение пульса.Брадикардия – урежение пульса.
^ Вопрос классу: «Где мы чаще всего определяем пульс(Выслушиваю ответы учеников). На запястье.По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту. Демонстрация ( слайд 6) Места определения пульса Пульс проверяется четырьмя пальцами в области переднего края мышцы шеи движением пальцев к кадыку. Читаю задание 37 (стр.107 учебника) Попробуйте определить пульс на сонной артерии у своего друга, подруги или соседа по парте. Проделайте это несколько раз, фиксируя время.Задание классу: «Определите пульс на сонной артерии, на запястье у себя»Работа в парах: «Определите пульс на сонной артерии друг у друга» Мы вспомнили основные моменты работы сердца. Вдруг возникает ситуация, когда сердце прекращает свою деятельность. ^ Вопрос классу «Что произойдет в такой ситуации с человеком? Назовите признаки остановки сердца» (Выслушиваю ответы учеников)Потеря сознания, бледность, отсутствие пульса на сонных артериях; отсутствует дыхание, отсутствует реакция зрачка на свет;Признаком отсутствия дыхания является состояние, когда в течение 10-15с нет отчетливых координационных дыхательных движений, в состоянии покоя ритм дыхания человека составляет 16-18 вдохов и выдохов за одну минуту, поэтому определение затруднительно при очень слабом дыхании; признаком прекращения сердечной деятельности является отсутствие пульса на сонных артериях. ^ Вопрос классу «В чём заключается первая помощь при остановке сердца?» (Выслушиваю ответы учеников)Первая помощь при остановке сердца заключается в проведении реанимационных мер.Задание 38 (стр.107 учебника) Ответ: д,в,а,г,е,б.3.Изучение новой темы. Заполнение таблицы в процессе беседы и просмотра презентации.

Источник

Разработал:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Ответственный по комплексной безопасности

Алексей Александрович Евдокимов

Первая помощь при инсульте

Инсульт – это острое нарушение мозгового кровообращения, при котором пораженные участки центральной нервной системы перестают получать кровь. В результате нейроны безвозвратно погибают. Инсульт является серьезным заболеванием, которое часто приводит к инвалидности. Предотвратить острое нарушение мозгового кровообращения гораздо легче, чем лечить его последствия.

hello_html_m454aafc3.jpg

hello_html_1f2242aa.jpg

Где бы не случился и каким бы не был инсульт – и сам больной (если позволяет состояние), и окружающие должны действовать согласно четкому алгоритму:

  • Не паникуйте!!!

  • Оцените общее состояние больного: сознание, дыхание, сердцебиение, давление.

  • Определите явные признаки инсульта: односторонний паралич руки и ноги, перекошенное лицо, нарушение речи, отсутствие сознания, судороги.

  • Оцените общее состояние

В первую очередь, обратите внимание на:

  • Сознание: его полное отсутствие или любая степень помрачения (заторможенность, сонливость) – признак тяжелого инсульта. Легкие формы не сопровождаются нарушением сознания.

  • Дыхание: оно может быть не нарушено, а может отсутствовать, быть прерывисты, шумным, частым или редким. Делать искусственное дыхание можно лишь при полном отсутствии дыхательных движений.

  • Пульс и сердцебиение: они могут хорошо прослушиваться, быть учащенными, аритмичными или ослабленными. 

  • Вызовите скорую помощь по телефону 103!, 112!

  • Выясните обстоятельства болезни (по возможности, кратко).

  • Окажите реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, сердечный массаж), но только в том случае, если в них есть необходимость (отсутствие дыхания, сердцебиения и широкие зрачки).

  • Правильно уложите больного – на спину или набок либо со слегка приподнятыми головой и туловищем, либо строго горизонтально.

  • Обеспечьте условия для хорошего доступа кислорода к легким и кровообращения во всем организме.

  • Следите за состоянием больного.

hello_html_64bbf2c1.jpg

Правильное положение больного

Независимо от того, нарушено или не нарушено сознание и общее состояние у больного инсультом, ему нужен покой. Любые движения, тем более самостоятельное передвижение, категорически запрещены. Положение может быть:

  • На спине с приподнятыми головой и грудной клеткой – при сохраненном сознании.

  • Горизонтально на боку с повернутой набок головой – при отсутствии сознания, рвоте, судорогах.

hello_html_m13661ebb.jpg

Если есть судороги

Судорожный синдром в виде сильного напряжения всего тела или периодического подергивания конечностей – признак тяжелого инсульта. Что делать с больным в таком случае:

  • Уложите набок, повернув голову, чтобы слюна и рвотные массы не попали в дыхательные пути.

  • Если сможете, поместите между челюстями любой предмет, обернутый тканью. Сделать это удается редко, поэтому не прилагайте больших усилий – от них будет больше вреда, чем пользы.

  • Не пытайтесь раздвинуть челюсти пальцами – это невозможно. Лучше ухватитесь за углы нижней челюсти, попытайтесь вывести ее вперед.

  • Не вставляйте свои пальцы в рот больному (угроза травмы и потери пальца).

  • Удерживайте больного в таком положении до окончания судорог. Будьте готовы к тому, что они могут повториться.

Какие медикаменты можно давать при инсульте

Если скорая помощь вызвана сразу после возникновения инсульта, самостоятельно давать больному любые медикаменты не рекомендуется. Если доставка в больницу задерживается, поддержать клетки мозга в домашних условиях помогают такие препараты (лучше в виде внутривенных уколов):

hello_html_m1539f2b9.jpg

Если инсульт геморрагический

Симптомы, говорящие в пользу геморрагического инсульта:

  • возник резко на высоте физической или психоэмоциональной нагрузки;

  • отсутствует сознание;

  • есть судороги;

  • напряжены затылочные мышцы, невозможно согнуть голову;

  • высокое артериальное давление.

Таким больным помимо стандартной помощи необходимо:

  • Положение строго с приподнятым головным концом (за исключением судорог или реанимации).

  • Прикладывание пузыря со льдом к голове (лучше к той половине, в которой предположительно кровоизлияние – противоположная обездвиженным напряженным конечностям).

Особенности оказания помощи на улице

Если инсульт случился на улице, оказание первой помощи имеет такие особенности:

  • Привлеките к оказанию помощи несколько человек.

  • Организуйте действия каждого из них, четко распределив обязанности (кто-то вызывает скорую, а кто-то оценивает общее состояния и т. д.).

  • Уложив в нужное положение больного, освободите шею и грудную клетку, чтобы ему было легче дышать (снимите галстук, расстегните пуговицы, послабьте ремень).

  • Укутайте конечности, накройте человека теплыми вещами (в холодное время), массируйте и растирайте их.

  • Если есть мобильный телефон или контакты с родственниками, сообщите им о случившемся.

Особенности оказания помощи дома или в любом закрытом помещении

Если инсульт случился в закрытом помещении (в домашних условиях, в офисе, в магазине и т.д.), то помимо стандартной первой помощи обратите внимание на:

  • Свободный доступ свежего воздуха к больному: откройте форточку, окно, дверь.

  • Освободите грудную клетку и шею.

hello_html_6bf6c1e3.jpg

Источник