Конспект первая помощь при инсульте

Разработал:
Преподаватель-организатор ОБЖ
Ответственный по комплексной безопасности
Алексей Александрович Евдокимов
Первая помощь при инсульте
Инсульт – это острое нарушение мозгового кровообращения, при котором пораженные участки центральной нервной системы перестают получать кровь. В результате нейроны безвозвратно погибают. Инсульт является серьезным заболеванием, которое часто приводит к инвалидности. Предотвратить острое нарушение мозгового кровообращения гораздо легче, чем лечить его последствия.
Где бы не случился и каким бы не был инсульт – и сам больной (если позволяет состояние), и окружающие должны действовать согласно четкому алгоритму:
Не паникуйте!!!
Оцените общее состояние больного: сознание, дыхание, сердцебиение, давление.
Определите явные признаки инсульта: односторонний паралич руки и ноги, перекошенное лицо, нарушение речи, отсутствие сознания, судороги.
Оцените общее состояние
В первую очередь, обратите внимание на:
Сознание: его полное отсутствие или любая степень помрачения (заторможенность, сонливость) – признак тяжелого инсульта. Легкие формы не сопровождаются нарушением сознания.
Дыхание: оно может быть не нарушено, а может отсутствовать, быть прерывисты, шумным, частым или редким. Делать искусственное дыхание можно лишь при полном отсутствии дыхательных движений.
Пульс и сердцебиение: они могут хорошо прослушиваться, быть учащенными, аритмичными или ослабленными.
Вызовите скорую помощь по телефону 103!, 112!
Выясните обстоятельства болезни (по возможности, кратко).
Окажите реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, сердечный массаж), но только в том случае, если в них есть необходимость (отсутствие дыхания, сердцебиения и широкие зрачки).
Правильно уложите больного – на спину или набок либо со слегка приподнятыми головой и туловищем, либо строго горизонтально.
Обеспечьте условия для хорошего доступа кислорода к легким и кровообращения во всем организме.
Следите за состоянием больного.
Правильное положение больного
Независимо от того, нарушено или не нарушено сознание и общее состояние у больного инсультом, ему нужен покой. Любые движения, тем более самостоятельное передвижение, категорически запрещены. Положение может быть:
На спине с приподнятыми головой и грудной клеткой – при сохраненном сознании.
Горизонтально на боку с повернутой набок головой – при отсутствии сознания, рвоте, судорогах.
Если есть судороги
Судорожный синдром в виде сильного напряжения всего тела или периодического подергивания конечностей – признак тяжелого инсульта. Что делать с больным в таком случае:
Уложите набок, повернув голову, чтобы слюна и рвотные массы не попали в дыхательные пути.
Если сможете, поместите между челюстями любой предмет, обернутый тканью. Сделать это удается редко, поэтому не прилагайте больших усилий – от них будет больше вреда, чем пользы.
Не пытайтесь раздвинуть челюсти пальцами – это невозможно. Лучше ухватитесь за углы нижней челюсти, попытайтесь вывести ее вперед.
Не вставляйте свои пальцы в рот больному (угроза травмы и потери пальца).
Удерживайте больного в таком положении до окончания судорог. Будьте готовы к тому, что они могут повториться.
Какие медикаменты можно давать при инсульте
Если скорая помощь вызвана сразу после возникновения инсульта, самостоятельно давать больному любые медикаменты не рекомендуется. Если доставка в больницу задерживается, поддержать клетки мозга в домашних условиях помогают такие препараты (лучше в виде внутривенных уколов):
Если инсульт геморрагический
Симптомы, говорящие в пользу геморрагического инсульта:
возник резко на высоте физической или психоэмоциональной нагрузки;
отсутствует сознание;
есть судороги;
напряжены затылочные мышцы, невозможно согнуть голову;
высокое артериальное давление.
Таким больным помимо стандартной помощи необходимо:
Положение строго с приподнятым головным концом (за исключением судорог или реанимации).
Прикладывание пузыря со льдом к голове (лучше к той половине, в которой предположительно кровоизлияние – противоположная обездвиженным напряженным конечностям).
Особенности оказания помощи на улице
Если инсульт случился на улице, оказание первой помощи имеет такие особенности:
Привлеките к оказанию помощи несколько человек.
Организуйте действия каждого из них, четко распределив обязанности (кто-то вызывает скорую, а кто-то оценивает общее состояния и т. д.).
Уложив в нужное положение больного, освободите шею и грудную клетку, чтобы ему было легче дышать (снимите галстук, расстегните пуговицы, послабьте ремень).
Укутайте конечности, накройте человека теплыми вещами (в холодное время), массируйте и растирайте их.
Если есть мобильный телефон или контакты с родственниками, сообщите им о случившемся.
Особенности оказания помощи дома или в любом закрытом помещении
Если инсульт случился в закрытом помещении (в домашних условиях, в офисе, в магазине и т.д.), то помимо стандартной первой помощи обратите внимание на:
Свободный доступ свежего воздуха к больному: откройте форточку, окно, дверь.
Освободите грудную клетку и шею.
Источник
Тема урока
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНСУЛЬТЕ
Автор: Паутов А. М.
Цель: познакомить учащихся с понятием «инсульт», с причинами его возникновения, правилами оказания первой медицинской помощи при инсульте.
Оборудование: схемы кровообращения, сердечно-сосудистой системы, сердца (схемы из учебника или на отдельных листах наглядного материала кабинета биологии).
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение материала.
1. Беседа:
Повторение знаний из курса биологии по теме «Сердечно-сосудистая система».
Вопросы к беседе:
– Что представляет собой сердечно-сосудистая система и в чем ее значение? (Это единственная система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами.)
– Чем является сердце? (Сердце – орган кровеносной системы, создающий энергия движения крови.)
– Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды? (Кровеносные сосуды – эластичные трубки, образующие замкнутую систему циркуляции крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно (делится на артерии и вены). Артерии несут кровь от сердца к тканям, постепенно переходя в артериолы, капилляры, венулы, мелкие вены и крупные вены, переносящие кровь обратно к сердцу).
– Как характеризуется сердечная недостаточность? (Сердечная недостаточность – паталогическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца. Причины – заболевания и перегрузка сердечной мышцы. Подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет.)
Учитель напоминает понятия: «сердце», «кровеносные сосуды», 2сердечная недостаточность» и «инсульт».
С помощью схем учащиеся показывают направление кроведвижения, деятельность сердечно-сосудистой системы и работу сердца.
2. Анализ конкретной ситуации (АКС).
Учитель. Ознакомившись с реальным случаем из судебной практики, проанализируйте его, ответив на вопросы, записанные на доске:
– Имеются ли в описанной ситуации признаки необходимой обороны, крайней необходимости задержания преступника?
– Каковы условия правомерности причинения вреда?
– Соблюдены ли условия правомерности причинения вреда в данном случае?
– Не были ли превышены пределы необходимой обороны?
– Если условия правомерности не соблюдены, то в чем это конкретно выражено? Перечислить нарушения, их условия, дать АКС.
– Какова ответственность лиц, не соблюдавших условия правомерности?
3. Проверочная работа «О чем может рассказать пульс?».
Задание: закончите предложения (выполняется письменно).
- Частота пульса измеряется__________________________________________.
- Нормальный пульс: у ребенка_______________________________________,
у мужчин____________________, у женщин__________________________.
- Изменения частоты пульса вызывается_______________________________.
- Учащенный или слабый (неровный) пульс указывает на _________________
_______________________________________________________________,
а у человека, находящегося в состоянии покоя, на______________________
_______________________________________________________________
- Замедленный пульс указывает на____________________________________
________________________________________________________________.
Ответы: количеством ударов в минуту; до 90 ударов в минуту, от 60 до 80 ударов в минуту, от 78 до 82 ударов в минуту; различными заболеваниями и травмами; на шок, внутреннее кровоизлияние, перегрев, на нарушение сердечной деятельности; на переохлаждение организма.
- Изучение новой темы.
1. Объяснение-рассказ учителя.
Учитель. Инсульт (апоплексия – удар мозговой) – острое нарушение кровообращения в головном мозгу, вызывающее гибель мозговой ткани (кровоизлияние в мозг), вызывается психической или физической перегрузкой организма. (Учащиеся записывают определение в тетрадь.)
Способствуют развитию инсульта малоподвижный образ жизни, стрессовые ситуации, курение, ожирение, обезвоживание организма. Инсульт сопровождается нарушением сознания длительностью от нескольких часов до нескольких дней.
Признаки: парезы, параличи. Нарушения чувствительности, головокружения, помрачения сознания, нарушение речи и зрения.
Оказание помощи:
- Необходимо создать покой, осторожно раздеть больного.
- Уложить больного (если находится в сознании) так, чтобы голова и плечи были немного приподняты.
- Открыть форточку или окно.
- Дать выпить чайную ложку кордиамина.
- Повернуть голову больного набок и следить за тем, чтобы он не повредил себя, чтобы слюна могла свободно вытекать изо рта.
- Для предупреждения прикуса языка вставить между коренными зубами черенок ложки, обернутый носовым платком или марлей. Следить за тем, чтобы язык не запал.
- Очищать рот больного от слизи пальцем, обернутым носовым платком.
- Вызвать скорую помощь.
- Если прекратились дыхание и сердечная деятельность, сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Вам не раз приходилось слышать о терминальном состоянии пострадавшего. Что включает в себя это понятие? (Это состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма.)
При терминальном состоянии речь о первой медицинской помощи не идет. В данном случае экстренная помощь – оживление (реанимация) умирающего. Опытные специалисты проводят массаж сердца и искусственное дыхание.
2. Анализ алгоритма.
Учитель. Рассмотрите алгоритмы оказания помощи и прокомментируйте их.
АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
если у пострадавшего нет признаков жизни
АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
пострадавшему в состоянии комы
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕКАРДИАЛЬНОГО УДАРА
и непрямого массажа сердца
ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА
- Нельзя прекращать непрямой массаж сердца даже при переломе ребер.
- Нельзя прерывать непрямой массаж сердца более чем на 15-20 секунд.
- Нельзя прекращать реанимацию при таких признаках ее эффективности, как сужение зрачков и порозовение кожи, но при отсутствии пульса на сонной артерии.
АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
после оживления
ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАНИМАЦИИ И УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ РАЗВИТИЯ
ОТЕКА ГОЛОВНОГО МОЗГА
- Приложить к голове холод.
- Давить кулаками на брюшной отдел аорты на протяжении реанимации.
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ
ЖИЗНИ СПАСЕННОГО
- Обязательно вызвать бригаду «Скорой помощи».
- Ни на секунду не прекращать наблюдения за состоянием пострадавшего.
- Быть готовым в любой момент вновь приступить к реанимации.
- В случае, если появились самостоятельное дыхание и пульс на сонной артерии, но пострадавший так и не пришел в сознание – обязательно повернуть его на живот и приложить к голове холод.
3. Практический тренинг.
Учащиеся отрабатывают в парах навыки выполнения искусственного дыхания под руководством учителя и следуя его рекомендациям и указаниям.
- Итог урока.
Учитель. Сделайте выводы по теме сегодняшнего урока. Что следует понимать под «терминальным состоянием»? Каковы возможности оживления организма? Из каких компонентов складывается техника сердечно-легочной реанимации?
Домашнее задание: найти определение видов инсультов, выявить их отличия и формы заболевания, а также правила оказания первой медицинской помощи при инсульте.
Источник
План-конспект
Урока по ОБЖ в 11 классе по теме:
«Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».
Учитель:
Цель урока: Формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.
Задачи: а) Образовательная :
-сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;
-обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;
-обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.
б) Воспитательная:
-способствовать воспитанию ответственности за будущее;
-уделить внимание социальному воспитанию.
в) Развития:
-навыков принятия ответственных решений;
-планирование здорового будущего;
-интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.
Формы проведения: общеклассная, индивидуальная.
Оборудование:
таблички с симптомами инфаркта и инсульта;
таблица «Анатомия сердца и мозга»;
магнитофонная запись вызова «скорой помощи».
Методы урока:
Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.
Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковой.
Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение.
Контроль: устный, письменный.
Ход урока:
1. Подготовка к эффектному восприятию.
Учитель ОБЖ:
– Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока- заболевания сердечно- сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:
1. Причины сердечно – сосудистых заболеваний.
2. Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.
3. Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.
4. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.
5. Правила ухода за больным.
Хотелось бы узнать, такие ассоциации у вас вызывает слово «сердце» (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)
2. Изложение нового материала.
Учитель ОБЖ:
– Итак, жизнь, смерть, сердце. Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно – сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно – сосудистой системы? (Варианты ответов (В.О.): инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.
Учащийся:
Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос (вопросы в приложении). Из 130 опрошенных- 44%. почти половина, на первом месте среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно – сосудистые заболевания.
Учитель ОБЖ:
– А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?
1. Оказывается, сердечно – сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.
2. Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.
3. Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.
4. В Гороховецком районе много людей, у которых повышено давление, и только 15% об этом знают.
То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что, не зря сердечно – сосудистые заболевания называют болезнями века.
Учащийся:
– По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно – сосудистые заболевания, следующие:
– малоподвижный образ жизни;
– курение, употребление алкоголя;
– стрессы;
– нерациональное питание.
Учитель ОБЖ:
– В этот список можно добавить и такие факторы риска:
– избыточная масса тела;
– нарушение углеводно – солевого обмена;
– генетический фактор.
Среди всех сердечно – сосудистых заболеваний наиболее серьезные – инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?
Учитель ОБЖ:
– Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного (зачитываются карточки и вывешиваются на доску):
Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице
Нарушение зрения
Боль отдает в левую руку, плечо
Внезапная головная боль
Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок
Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок
Сердце будто сжимается в кулак
Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин
Задание для самостоятельной работы в тетради:
1-й вариант – выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;
2-й вариант – симптомы проявления инсульта.
После выполнения – разбор задания.
Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? (Включается запись вызова «скорой помощи» и сирены.)
Да, конечно же, самое первое – это вызвать «скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?
1. Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ.
2. Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот, галстук, ремень брюк.
3. Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.
4. Осторожно положить теплую грелку к ногам.
Часто инфаркты, инсульты сопровождаются потерей сознания- обморока. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.
Учащийся:
– Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?
– Побрызгайте на лицо и грудь водой.
– Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.
– Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.
*Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.
Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.
Учитель ОБЖ:
– Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний?
Учащийся:
– Десяти – и одиннадцатиклассники сами предлагали следующие профилактические мероприятия:
1. Регулярно посещать врачей.
2. Соблюдать режим дня.
3. Принимать витамины.
4. Бегать по утрам.
Но наиболее часто в опросе предлагалось:
1. Вести здоровый образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.
2. Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.
3. Не иметь вредных привычек.
Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.
Учитель ОБЖ:
– Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.
Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?
Под уходом понимается:
– поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;
– устройство удобной постели и ее чистота;
– оказание помощи во время приема пищи, туалета;
– поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;
– организация досуга больного;
– регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.
Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть.
Ежедневно проводить влажную уборку.
При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:
1. Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.
2. Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).
3. Несколько раз в сутки помогать, больному переменить, положение в постели.
4. Кожу и спины, и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.
Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.
Организация правильного ухода за больным – предпосылка к скорому выздоровлению.
3. Закрепление пройденного материала.
Учитель ОБЖ:
– Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем «круглый стол» и попросим принять в нем участие врача – кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).
Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14 – летнюю девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли и это вообще быть в таком возрасте?
Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.
Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?
Ответ: для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.
Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?
Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть отдышка, а также перебои в работе сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно – вести активный образ жизни, но не надрываться.
Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце?
Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.
Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?
Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно – сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, нечего однозначно рекомендовать нельзя.
Поведение итогов урока;
Домашнее задание.
Источник