Конспект первая помощь при инсульте

Конспект первая помощь при инсульте thumbnail

Разработал:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Ответственный по комплексной безопасности

Алексей Александрович Евдокимов

Первая помощь при инсульте

Инсульт – это острое нарушение мозгового кровообращения, при котором пораженные участки центральной нервной системы перестают получать кровь. В результате нейроны безвозвратно погибают. Инсульт является серьезным заболеванием, которое часто приводит к инвалидности. Предотвратить острое нарушение мозгового кровообращения гораздо легче, чем лечить его последствия.

hello_html_m454aafc3.jpg

hello_html_1f2242aa.jpg

Где бы не случился и каким бы не был инсульт – и сам больной (если позволяет состояние), и окружающие должны действовать согласно четкому алгоритму:

  • Не паникуйте!!!

  • Оцените общее состояние больного: сознание, дыхание, сердцебиение, давление.

  • Определите явные признаки инсульта: односторонний паралич руки и ноги, перекошенное лицо, нарушение речи, отсутствие сознания, судороги.

  • Оцените общее состояние

В первую очередь, обратите внимание на:

  • Сознание: его полное отсутствие или любая степень помрачения (заторможенность, сонливость) – признак тяжелого инсульта. Легкие формы не сопровождаются нарушением сознания.

  • Дыхание: оно может быть не нарушено, а может отсутствовать, быть прерывисты, шумным, частым или редким. Делать искусственное дыхание можно лишь при полном отсутствии дыхательных движений.

  • Пульс и сердцебиение: они могут хорошо прослушиваться, быть учащенными, аритмичными или ослабленными. 

  • Вызовите скорую помощь по телефону 103!, 112!

  • Выясните обстоятельства болезни (по возможности, кратко).

  • Окажите реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, сердечный массаж), но только в том случае, если в них есть необходимость (отсутствие дыхания, сердцебиения и широкие зрачки).

  • Правильно уложите больного – на спину или набок либо со слегка приподнятыми головой и туловищем, либо строго горизонтально.

  • Обеспечьте условия для хорошего доступа кислорода к легким и кровообращения во всем организме.

  • Следите за состоянием больного.

hello_html_64bbf2c1.jpg

Правильное положение больного

Независимо от того, нарушено или не нарушено сознание и общее состояние у больного инсультом, ему нужен покой. Любые движения, тем более самостоятельное передвижение, категорически запрещены. Положение может быть:

  • На спине с приподнятыми головой и грудной клеткой – при сохраненном сознании.

  • Горизонтально на боку с повернутой набок головой – при отсутствии сознания, рвоте, судорогах.

hello_html_m13661ebb.jpg

Если есть судороги

Судорожный синдром в виде сильного напряжения всего тела или периодического подергивания конечностей – признак тяжелого инсульта. Что делать с больным в таком случае:

  • Уложите набок, повернув голову, чтобы слюна и рвотные массы не попали в дыхательные пути.

  • Если сможете, поместите между челюстями любой предмет, обернутый тканью. Сделать это удается редко, поэтому не прилагайте больших усилий – от них будет больше вреда, чем пользы.

  • Не пытайтесь раздвинуть челюсти пальцами – это невозможно. Лучше ухватитесь за углы нижней челюсти, попытайтесь вывести ее вперед.

  • Не вставляйте свои пальцы в рот больному (угроза травмы и потери пальца).

  • Удерживайте больного в таком положении до окончания судорог. Будьте готовы к тому, что они могут повториться.

Какие медикаменты можно давать при инсульте

Если скорая помощь вызвана сразу после возникновения инсульта, самостоятельно давать больному любые медикаменты не рекомендуется. Если доставка в больницу задерживается, поддержать клетки мозга в домашних условиях помогают такие препараты (лучше в виде внутривенных уколов):

hello_html_m1539f2b9.jpg

Если инсульт геморрагический

Симптомы, говорящие в пользу геморрагического инсульта:

  • возник резко на высоте физической или психоэмоциональной нагрузки;

  • отсутствует сознание;

  • есть судороги;

  • напряжены затылочные мышцы, невозможно согнуть голову;

  • высокое артериальное давление.

Таким больным помимо стандартной помощи необходимо:

  • Положение строго с приподнятым головным концом (за исключением судорог или реанимации).

  • Прикладывание пузыря со льдом к голове (лучше к той половине, в которой предположительно кровоизлияние – противоположная обездвиженным напряженным конечностям).

Особенности оказания помощи на улице

Если инсульт случился на улице, оказание первой помощи имеет такие особенности:

  • Привлеките к оказанию помощи несколько человек.

  • Организуйте действия каждого из них, четко распределив обязанности (кто-то вызывает скорую, а кто-то оценивает общее состояния и т. д.).

  • Уложив в нужное положение больного, освободите шею и грудную клетку, чтобы ему было легче дышать (снимите галстук, расстегните пуговицы, послабьте ремень).

  • Укутайте конечности, накройте человека теплыми вещами (в холодное время), массируйте и растирайте их.

  • Если есть мобильный телефон или контакты с родственниками, сообщите им о случившемся.

Особенности оказания помощи дома или в любом закрытом помещении

Если инсульт случился в закрытом помещении (в домашних условиях, в офисе, в магазине и т.д.), то помимо стандартной первой помощи обратите внимание на:

  • Свободный доступ свежего воздуха к больному: откройте форточку, окно, дверь.

  • Освободите грудную клетку и шею.

hello_html_6bf6c1e3.jpg

Источник

Тема урока

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНСУЛЬТЕ

Автор: Паутов А. М.

Цель: познакомить учащихся с понятием «инсульт», с причинами его возникновения, правилами оказания первой медицинской помощи при инсульте.

Оборудование: схемы кровообращения, сердечно-сосудистой системы, сердца (схемы из учебника или на отдельных листах наглядного материала кабинета биологии).

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Повторение материала.

1. Беседа:

Повторение знаний из курса биологии по теме «Сердечно-сосудистая система».

Вопросы к беседе:

– Что представляет собой сердечно-сосудистая система и в чем ее значение? (Это единственная система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами.)

– Чем является сердце? (Сердце – орган кровеносной системы, создающий энергия движения крови.)

Читайте также:  Компьютерные программы для восстановления речи после инсульта

– Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды? (Кровеносные сосуды – эластичные трубки, образующие замкнутую систему циркуляции крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно (делится на артерии и вены). Артерии несут кровь от сердца к тканям, постепенно переходя в артериолы, капилляры, венулы, мелкие вены и крупные вены, переносящие кровь обратно к сердцу).

– Как характеризуется сердечная недостаточность? (Сердечная недостаточность – паталогическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца. Причины – заболевания и перегрузка сердечной мышцы. Подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет.)

Учитель напоминает понятия: «сердце», «кровеносные сосуды», 2сердечная недостаточность» и «инсульт».

С помощью схем учащиеся показывают направление кроведвижения, деятельность сердечно-сосудистой системы и работу сердца.

2. Анализ конкретной ситуации (АКС).

Учитель. Ознакомившись с реальным случаем из судебной практики, проанализируйте его, ответив на вопросы, записанные на доске:

– Имеются ли в описанной ситуации признаки необходимой обороны, крайней необходимости задержания преступника?

– Каковы условия правомерности причинения вреда?

– Соблюдены ли условия правомерности причинения вреда в данном случае?

– Не были ли превышены пределы необходимой обороны?

– Если условия правомерности не соблюдены, то в чем это конкретно выражено? Перечислить нарушения, их условия, дать АКС.

– Какова ответственность лиц, не соблюдавших условия правомерности?

3. Проверочная работа «О чем может рассказать пульс?».

Задание: закончите предложения (выполняется письменно).

  • Частота пульса измеряется__________________________________________.
  • Нормальный пульс: у ребенка_______________________________________,

у мужчин____________________, у женщин__________________________.

  • Изменения частоты пульса вызывается_______________________________.
  • Учащенный или слабый (неровный) пульс указывает на _________________

_______________________________________________________________,

а у человека, находящегося в состоянии покоя, на______________________

_______________________________________________________________

  • Замедленный пульс указывает на____________________________________

________________________________________________________________.

Ответы: количеством ударов в минуту; до 90 ударов в минуту, от 60 до 80 ударов в минуту, от 78 до 82 ударов в минуту; различными заболеваниями и травмами; на шок, внутреннее кровоизлияние, перегрев, на нарушение сердечной деятельности; на переохлаждение организма. 

  1. Изучение новой темы.

1. Объяснение-рассказ учителя.

Учитель. Инсульт (апоплексия – удар мозговой) – острое нарушение кровообращения в головном мозгу, вызывающее гибель мозговой ткани (кровоизлияние в мозг), вызывается психической или физической перегрузкой организма. (Учащиеся записывают определение в тетрадь.)

Способствуют развитию инсульта малоподвижный образ жизни, стрессовые ситуации, курение, ожирение, обезвоживание организма. Инсульт сопровождается нарушением сознания длительностью от нескольких часов до нескольких дней.

Признаки: парезы, параличи. Нарушения чувствительности, головокружения, помрачения сознания, нарушение речи и зрения.

Оказание помощи:

  • Необходимо создать покой, осторожно раздеть больного.
  • Уложить больного (если находится в сознании) так, чтобы голова и плечи были немного приподняты.
  • Открыть форточку или окно.
  • Дать выпить чайную ложку кордиамина.
  • Повернуть голову больного набок и следить за тем, чтобы он не повредил себя, чтобы слюна могла свободно вытекать изо рта.
  • Для предупреждения прикуса языка вставить между коренными зубами черенок ложки, обернутый носовым платком или марлей. Следить за тем, чтобы язык не запал.
  • Очищать рот больного от слизи пальцем, обернутым носовым платком.
  • Вызвать скорую помощь.
  • Если прекратились дыхание и сердечная деятельность, сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

Вам не раз приходилось слышать о терминальном состоянии пострадавшего. Что включает в себя это понятие? (Это состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма.)

При терминальном состоянии речь о первой медицинской помощи не идет. В данном случае экстренная помощь – оживление (реанимация) умирающего. Опытные специалисты проводят массаж сердца и искусственное дыхание.

2. Анализ алгоритма.

Учитель. Рассмотрите алгоритмы оказания помощи и прокомментируйте их.

АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

если у пострадавшего нет признаков жизни

АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

пострадавшему в состоянии комы

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕКАРДИАЛЬНОГО УДАРА

и непрямого массажа сердца

ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА

  • Нельзя прекращать непрямой массаж сердца даже при переломе ребер.
  • Нельзя прерывать непрямой массаж сердца более чем на 15-20 секунд.
  • Нельзя прекращать реанимацию при таких признаках ее эффективности, как сужение зрачков и порозовение кожи, но при отсутствии  пульса на сонной артерии.

АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

после оживления

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАНИМАЦИИ И УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ РАЗВИТИЯ

ОТЕКА ГОЛОВНОГО МОЗГА

  • Приложить к голове холод.
  • Давить кулаками на брюшной отдел аорты на протяжении реанимации.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ

ЖИЗНИ СПАСЕННОГО

  • Обязательно вызвать бригаду «Скорой помощи».
  • Ни на секунду не прекращать наблюдения за состоянием пострадавшего.
  • Быть готовым в любой момент вновь приступить к реанимации.
  • В случае, если появились самостоятельное дыхание и пульс на сонной артерии, но пострадавший так и не пришел в сознание – обязательно повернуть его на живот и приложить к голове холод.

3. Практический тренинг.

Учащиеся отрабатывают в парах навыки выполнения искусственного дыхания под руководством учителя и следуя его рекомендациям и указаниям.

  1. Итог урока.

Учитель. Сделайте выводы по теме сегодняшнего урока. Что следует понимать под «терминальным состоянием»? Каковы возможности оживления организма? Из каких компонентов складывается техника сердечно-легочной реанимации?

Домашнее задание: найти определение видов инсультов, выявить их отличия и формы заболевания, а также правила оказания первой медицинской помощи при инсульте.

Читайте также:  Какие бывают виды инсульта

Источник

План-конспект

       Урока по ОБЖ в 11 классе по теме:

«Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».

Учитель:

Цель урока:  Формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.

Задачи: а) Образовательная :

-сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;

-обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;

-обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.

           б) Воспитательная:

-способствовать воспитанию ответственности за будущее;

-уделить внимание социальному воспитанию.

           в) Развития:

-навыков принятия ответственных решений;

-планирование здорового будущего;

-интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.

Формы проведения: общеклассная, индивидуальная.

Оборудование:

  • таблички с симптомами инфаркта и инсульта;

  • таблица «Анатомия сердца и мозга»;

  • магнитофонная запись вызова «скорой помощи».

Методы урока: 

Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.

Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковой.

Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение.

Контроль: устный, письменный.

Ход урока: 

1. Подготовка к эффектному восприятию.

Учитель ОБЖ:

– Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока- заболевания сердечно- сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

1. Причины сердечно – сосудистых заболеваний.

2. Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.

3. Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.

4. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.

5. Правила ухода за больным.

  Хотелось бы узнать, такие ассоциации у вас вызывает слово «сердце» (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)            

2. Изложение нового материала.

Учитель ОБЖ:

– Итак, жизнь, смерть, сердце. Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно – сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно – сосудистой системы? (Варианты ответов (В.О.): инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.

Учащийся:

  Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос (вопросы в приложении). Из 130 опрошенных- 44%. почти половина, на первом месте среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно – сосудистые заболевания.

Учитель ОБЖ:

– А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?

1. Оказывается, сердечно – сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.

2. Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.

3. Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.

4. В Гороховецком районе много людей, у которых повышено давление, и только 15% об этом знают.

   То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что, не зря сердечно – сосудистые заболевания называют болезнями века.

Учащийся:

– По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно – сосудистые заболевания, следующие:

– малоподвижный образ жизни;

– курение, употребление алкоголя;

– стрессы;

– нерациональное питание.

Учитель ОБЖ:

– В этот список можно добавить и такие факторы риска:

– избыточная масса тела;

– нарушение углеводно – солевого обмена;

– генетический фактор.

  Среди всех сердечно – сосудистых заболеваний наиболее серьезные – инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?

Учитель ОБЖ:

– Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного (зачитываются карточки и вывешиваются на доску):

Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице

Нарушение зрения

Боль отдает в левую руку, плечо

Внезапная головная боль

Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок

Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок

Сердце будто сжимается в кулак

Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин

Задание для самостоятельной работы в тетради:

1-й вариант – выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;

2-й вариант – симптомы проявления инсульта.

  После выполнения – разбор задания.

  Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? (Включается запись вызова «скорой помощи» и сирены.)

   Да, конечно же, самое первое – это вызвать «скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?

  1. Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ.

  2. Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот, галстук, ремень брюк.

  3. Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.

  4. Осторожно положить теплую грелку к ногам.

  Часто инфаркты, инсульты сопровождаются потерей сознания- обморока. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.

Учащийся:

– Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?

Читайте также:  Ишемический инсульт методы диагностики

– Побрызгайте на лицо и грудь водой.

– Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.

– Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.

*Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.

Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.

Учитель ОБЖ:

– Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний?

Учащийся:

– Десяти – и одиннадцатиклассники сами предлагали следующие профилактические мероприятия:

   1. Регулярно посещать врачей.

   2. Соблюдать режим дня.

   3. Принимать витамины.

   4. Бегать по утрам.

Но наиболее часто в опросе предлагалось:

   1. Вести здоровый         образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.

   2. Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.

  3. Не иметь вредных привычек.

Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.

Учитель ОБЖ:

– Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.

  Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?

Под уходом понимается:

– поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;

– устройство удобной постели и ее чистота;

– оказание помощи во время приема пищи, туалета;

– поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;

– организация досуга больного;

– регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.

  Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть.

Ежедневно проводить влажную уборку.

При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:

 1. Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.

 2. Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).

 3. Несколько раз в сутки помогать, больному переменить, положение в постели.

 4. Кожу и спины, и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.

Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.

Организация правильного ухода за больным – предпосылка к скорому выздоровлению.

3. Закрепление пройденного материала.

Учитель ОБЖ:

– Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем «круглый стол» и попросим принять в нем участие врача – кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).

  Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14 – летнюю девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли и это вообще быть в таком возрасте?

  Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.

  Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?

  Ответ: для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.

  Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?

  Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть отдышка, а также перебои в работе сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно – вести активный образ жизни, но не надрываться.

  Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце?

  Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.

Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?

  Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно – сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, нечего однозначно рекомендовать нельзя.

                                        Поведение итогов урока;

                                                  Домашнее задание.

Источник