Когда зельдин перенес инфаркт
Актер ушел накануне в 101-летнем возрасте — почти до последнего дня он играл на сцене. Как? Есть восемь секретов
Каждый раз, когда брали интервью у Владимира Зельдина, разговор так или иначе заходил о секрете его долголетия. И физического, и творческого. Надо отдать должное Владимиру Михайловичу — на эту тему, наверняка ему поднадоевшую, он терпеливо и подробно отвечал.
Мы попросили прокомментировать его ответы президента европейской ассоциации геронтологии, членкора РАН, профессора Владимира Хавинсона. Кстати, Владимир Хацкелевич тоже беседовал с актером-долгожителем, и тоже с профессиональным интересом. Пару лет назад Зельдина пригласили на конференцию по геронтологии. К удивлению профессоров и академиков, Владимир Михайлович без посторонней помощи поднялся на трибуну, откуда здраво и независимо отвечал на вопросы изумленной аудитории.
СЕКРЕТ №1: НИКОТИНУ — НЕТ!
Владимир Зельдин:
— Я никогда не курил. В родительском доме тоже никто не курил и не пил. Я с детства не переношу табачного дыма.
Кстати, в театре Российской Армии, где больше 70 лет прослужил Владимир Михайлович, многие об этом знали. Поэтому в его присутствии никто не курил — из уважения к актеру.
Комментарий геронтолога:
— Курение — один из достоверных факторов риска преждевременной смерти, со всеми вытекающими последствиями: рака, диабета, инсульта, инфаркта… Кроме того, курение ускоряет старение.
СЕКРЕТ №2: СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Владимир Зельдин:
— В семье моих родителей не было скандалов и конфликтов. Очень многое в твоей жизни зависит от семьи, в которой ты родился и вырос.
Комментарий геронтолога:
— Отсутствие избыточного стресса — тоже важный фактор крепкого здоровья. Хронический стресс провоцирует болезнь, вплоть до рака, поскольку ведет к подавлению иммунитета. Это научно доказанный факт.
СЕКРЕТ №3: ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС
Владимир Зельдин:
— Нельзя быть загнанной лошадью, то есть во всем надо знать меру. Единственный способ продлить творческий марафон — оставлять время на отдых.
Комментарий геронтолога:
СЕКРЕТ №4: НЕ ПЕРЕЕДАТЬ!
Жена, Иветта Евгеньевна, не раз говорила, что Зельдин ест все, лишь бы вкусно было. И не только гречневую кашу, как ему приписывала народная молва. Правда, ест по чуть-чуть, почти детскими порциями.
Комментарий геронтолога:
— Ограничение калорийности — важнейшее правило здорового образа жизни и доказанный способ замедлить наступление возрастных заболеваний. Сокращение калорий на 20-30 процентов повышает качество жизни на 15-20 процентов. Соответственно увеличивает ее продолжительность. Необязательно сидеть на диете, или быть вегетарианцем: в нашем организме есть ферменты, переваривающие мясо, значит, его нужно есть. Главное — не переедать. Избыточный вес и переедаение — главные причины преждевременной смерти.
СЕКРЕТ №5: ПЕШКОМ К ЗДОРОВЬЮ
В свое время Владимир Михайлович подобрал на улице дворняжку и выгуливал ее вместо зарядки по полтора часа в любую погоду, при любом самочувствии, после спектаклей и съемок. В этом была его гимнастика. Боря прожил в семье актера 17 лет — тоже своего рода собачий долгожитель.
Комментарий геронтолога:
— Ежеденевная физкультура — тоже важный фактор долголетия. Час — полтора в парке — идеальная формула, как прожить долго. Очень полезна скандинавская ходьба в парке. Или прогулки с собакой. И наоборот, низкая физическая активность — фактор риска преждевременной смерти.
СЕКРЕТ №6: ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ
Владимир Зельдин:
— В молодости у меня было амплуа лирического любовника. Я стольких любовников переиграл, столько наобъяснялся в любви, что, казалось бы, должен был устать от любви… Но женщины меня до сих пор интересуют. Это чудо природы. У меня сохранилось чувство влюбленности в женщин, и в театре об этом знают. Если актер сохранил непосредственность юности, значит, он молод, значит его внутренний костер не затух.
(Кстати, жена актера относилась терпимо к тому, что ее муж ухаживает за молодыми женщинами, мудро, понимая, что это молодость его заряжает энергией).
Комментарий геронтолога:
— Соприкосновение с прекрасным, интерес к красоте — это полезно для здоровья. Ухаживать за женщинами так же полезно, как ходить в музеи, где тебя окружает красота. Это формирует внутренний позитивный мир.
СЕКРЕТ №7: БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ — БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ
Люди, которые близко знали Владимира Михайловича, как один говорят, что он был очень светлым, чистым человеком, никогда плохого о людях не говорил. Кроме того, очень скромный, несмотря на все свои регалии. Маленькая двухкомнатная квартира, жилплощадью в 31 квадратный метр. Не было собственной дачи — жил летом на казенной. Одним словом, — бессребреник. О других — хлопочет, для себя — ничего. Не тратится на бытовые хлопоты.
Комментарий геронтолога:
— Скромность — тоже фактор долголетия. Большое богатство — большие проблемы и головная боль. Надо расходовать энергию на сохранение этого богатства.
СЕКРЕТ №8: ВЕК УЧИСЬ
Комментарий геронтолога:
ОПРОВЕРГАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Пример Владимира Зельдина как будто бы опровергает законы генетики, мол, долгожители — это наследственно. У него же родители умерли рано.
Мама — в 47 лет. Отец — в 52 года. По мнению геронтолога, этому тоже есть объяснение — генетика не только от родителей зависит, но и от всех предшествующих поколений его семьи. Комбинация генов может быть необычной. У Зельдина явно был уникальный генотип.
21.11.2011 в 13:50, просмотров: 326
Сегодня днем Владимир Зельдин в личном автомобиле был доставлен в одну из клиник столицы в связи с сердечным недомоганием. В больнице 96-летнего актера кроме водителя сопровождала его супруга Иветта.
Медики очень обеспокоены состоянием знатного пациента. В свое время Владимир Михайлович перенес инфаркт, и эскулапы теперь тщательно следят за сердечной деятельностью организма актера. Как только Владимир Зельдин сообщил лечащему врачу о приступе, ему немедленно предложили прибыть в клинику. Оказав первую помощь пациенту, специалисты приступили к углубленному обследованию. В свои годы Владимир Михайлович выглядит великолепно, но сердечный недуг дает о себе знать, в этот день актер был очень бледным, но мужественно перемещался по клинике самостоятельно.
- Самое интересное
- Комментарии
Популярно в соцсетях
На днях, 10 февраля, легендарному актеру Центрального академического театра Российской армии Владимиру Михайловичу Зельдину исполнилось 100 лет.
Он единственный в мире актер, который в таком возрасте продолжает выходить на сцену и играть в самых сумасшедших спектаклях.
Владимир Зельдин слышал живьем Владимира Маяковского, к нему в гримерку заходила Анна Ахматова, он запросто общался с сыном генералиссимуса Василием Сталиным, ему приписывали роман с Мариной Ладыниной…
Владимир Михайлович несколько раз стоял на пороге смерти, но каждый раз судьба хранила его. В 37‑м вызвали на Лубянку, но сфабрикованное дело чудом рассыпалось. Его отправили на фронт в первые же месяцы войны, но потом вернули на съемочную площадку. В 80 лет он перенес обширный инфаркт, но уже через четыре месяца вновь вышел на сцену. А в 90 дебютировал в новом спектакле, где пел и танцевал, как сорокалетний.
– Конечно. И я всегда отшучиваюсь… Ну если это секрет, как я могу вам его запросто открыть. На самом деле секрета особого нет. Я никогда не курил. Никогда не злоупотреблял спиртным. И не потому, что я такой правильный. У нас так в семье было заведено.
– А кем были ваши родители?
– Мама у меня была учительницей – после она ушла из школы, полностью посвятила себя семье. Папа окончил Московскую филармонию по классу тромбона, но после стал дирижером военного оркестра. Но суть-то не в этом. У меня было три сестры, брат… Но мною – младшим – никто особо не занимался. Это все накладывало отпечаток и на воспитание, и на здоровье, и на прочие вещи…
Я ни разу не слышал, чтобы отец с матерью говорили между собой на повышенных тонах. Никогда не видел, чтобы отец приходил домой пьяный или даже просто с бутылкой вина. Ну вот поэтому я за всю свою жизнь ни разу не напился, ни разу не закурил, и вообще я с детства любил спорт…
– А как вы связаны со спортом?
– Напрямую! Я, конечно, человек малообразованный – окончил семилетку, но меня спорт привлекал всегда. Сначала были коньки. Это было здорово! Но коньки быстро надоели, потому что каток всегда ограничивает пространство. Потому я вскоре перешел на лыжи. На них хоть куда! Они были самодельными, но все равно пробежка на них давала ощущение пространства, больше свободы.
– Сейчас на советский период истории наклеивается много ярлыков, многие обвиняют предыдущее поколение в молчаливом потакании власти.
– Мое поколение было законопослушным. Верили, когда нам говорили, что мы будем жить при коммунизме. Но самое главное – мы были влюблены в свое Отечество. Такого поколения больше не будет, оно уходит… Это святое поколение, оно на себе вынесло всю тяжесть военных и послевоенных лет. За 5 лет восстановили разрушенные города, села, промышленность.
– А как вы относитесь к своим дням рождения? Любите ли их отмечать?
Источник
Пусть говорят — Владимир Зельдин: на все сто! Повтор программы от 07.02. 2013 года
Он слышал вживую выступление Владимира Высоцкого, был знаком с Анной Ахматовой, которая иногда посещала его в гримерке, он лично знал Василия Сталина и Юрия Гагарина. Владимир Зельдин прожил долгую и трудную жизнь, он был старше Октябрьской революции, пережил крах Империи и развал СССР, несколько раз он был на волоске от смерти, но судьбе было угодно, чтобы он дожил до 101 года, и при этом выходил на сцену практически до самой смерти. Он был старейшим играющим актером, таких как он больше нет, и наверное, не будет никогда.
Родился Владимир Зельдин 28 января 1915 года в небольшом городке Козлов под Тамбовом, в семье музыкантов. Сейчас его переименовали в Мичуринск. В семье Зельдиных подрастало пятеро детей, и все они были окружены заботой и вниманием родителей, росли в творческой обстановке. Папа Михаил Зельдин профессионально занимался музыкой, работал дирижером. Владел несколькими музыкальными инструментами, особенно любил тромбон. Мама Нина Зельдина всю свою короткую жизнь преподавала музыку. Родители старались привить любовь к музыке всем детям, они тоже постепенно овладевали музыкальными инструментами.
Владимир Зельдин в детстве
В 1920 году, в разгар Гражданской войны Зельдины переехали в Тверь, к родной сестре отца. Именно в этом городе Володя пошел в первый класс. Он отучился всего четыре года, и в 1924-м уже стал учеником одной из московских школ – семья перебралась в столицу.
Зельдины жили дружно и счастливо, но вскоре этой идиллии пришел конец. В 1929 году умер отец, которому было всего 52 года, спустя три года не стало и мамы, а ведь ей только исполнилось сорок семь. Володе на тот момент было всего четырнадцать лет, и он запросто мог пополнить ряды беспризорников, которых в то время было очень много. Но мальчик сам изменил свою судьбу, и не дал себе оказаться на дне жизни. Он стал курсантом военизированной школы на Таганке, которая славилась строжайшей дисциплиной и повышенными спортивными нагрузками. Здесь Володя преуспел в ходьбе на лыжах, в совершенстве играл в теннис, волейбол и футбол.
На фото Владимир Зельдин в молодости
После окончания школы Владимир собирался сделать военную карьеру, его манило море, и парень всерьез задумывался податься в военные моряки. К сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться, у него была близорукость, и о море пришлось забыть. Зельдин устроился на завод, и его взяли слесарем. Оказалось, что здесь работает кружок художественной самодеятельности, и Владимир от нечего делать в него записался. Вскоре он уже стоял на сцене, и понял, что ему очень нравится это занятие. Зельдин решил испытать судьбу, и пошел на пробное прослушивание в театр Моссовета, где в то время объявили о наборе на актерский курс. Владимир легко справился с заданием, и попал в число студентов.
Наставником Зельдина стал Евгений Лепковский, хореографию будущие актеры постигали под руководством знаменитой балерины Веры Мосоловой, бывшей примы Большого театра. В 1935-м обучение на курсах закончилось. Примечательно, что из двадцати пяти человек, которые были набраны на этот курс, успешными стали только двое – Владимир Зельдин и Николай Парфенов. Зельдину предложили остаться в труппе Театра им.Моссовета, и именно здесь стартовала театральная биография артиста. Эта сцена видела его первые шаги в профессии.
Владимир Зельдин в театре
Этому театру артист служил на протяжении трех лет, а потом перешел в Театр Транспорта, который впоследствии переименовали в Театр им.Гоголя. Здесь Зельдин был задействован в основном в классическом репертуаре.
Личная жизнь Владимира Зельдина удалась не сразу. Его первой гражданской женой стала Людмила Мартынова, с которой он жил на протяжении одного года. В 1939 году у них родился сын, ставший единственным ребенком артиста. Но так случилось, что он умер еще младенцем.
Владимир Зельдин с Генриеттой Островской
Владимир Зельдин и его жена Иветта Капралова
И только в 1964-м его личная жизнь наладилась окончательно. Официальной женой Владимира стала Иветта Капралова, разница в возрасте с которой составляла два десятка лет. Она в свое время закончила журфак, и занимала должность редактора в Бюро пропаганды киноискусства. Их счастливая семейная жизнь продолжалась до самой смерти Зельдина.
Владимира Зельдина не стало 31 октября 2016 года. На тот момент он уже три недели лечился в клинике Склифосовского. Владимир начал жаловаться на слишком низкое давление, и доктора настояли на госпитализации.
СМИ запестрели сообщениями о состоянии любимого артиста, а они были очень неутешительные. Доктора называли его состояние очень тяжелым, и в 9 часов утра 31 октября его не стало. Владимиру Зельдину шел 102-й год.
Похороны Владимира Зельдина
Местом упокоения великого артиста стало Новодевичье кладбище столицы, где его и похоронили с воинскими почестями 3 ноября 2016 года.
- 1938 Семья Оппенгейм
- 1941 Свинарка и пастух
- 1956 Карнавальная ночь
- 1970 Дядя Ваня
- 1975 Полковник в отставке
- 1979 Добряки
- 1981 Женщина в белом
- 1990 Канувшее время
- 1992 Тайна
- 1998 Классик
- 2006 Андерсен. Жизнь без любви
- 2006 Парк советского периода
- 2006 Чёртово колесо
- 2010—2011 Сваты
- 2015 Убежать, догнать, влюбиться
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Народный артист СССР В.М. Зельдин с директором драматического театра Г.Н. Поповой
10 февраля нашему земляку народному артисту СССР лауреату Государственной премии СССР Владимиру Михайловичу ЗЕЛЬДИНУ исполняется 95 лет. Осознавая значимость такого события, мы решили посвятить юбиляру разворот сегодняшнего номера. От имени редакции, читателей и поклонников желаем вам, уважаемый ВладимирМихайлович, крепкого здоровья, интересных ролей, творческого долголетия. Мы хотим, чтобы, держа в руках этот номер «Мичуринской правды», вы почувствовали тепло своей малой Родины, где вас помнят, любят и с нетерпением ждут.
В.М. Зельдин приехал в свой родной город Мичуринск (до 1932 г. — Козлов) 18 октября 2008 года из Тамбова, где участвовал в фестивале «Костры горят далёкие» и был принят губернатором О.И. Бетиным. В поездке его сопровождали начальник Тамбовского областного управления культуры и архивного дела (ныне вице-губернатор) С.А. Чеботарёв, друг артиста С.Л. Шебеко. В осенний день в зале Мичуринского драматического театра собрались актёры, сотрудники театра, представители городской общественности. Владимир Михайлович отказался подняться на сцену, беседовать начал, стоя спиной к сцене, лицом к залу.
В.М. ЗЕЛЬДИН. — Я уже слышал о театре от Сергея Алексеевича, что у вас в городе хороший театр, гастроли интересные, спектакли интересные, сильный директор. Это очень важно, что в маленьком городе работает театр. У вас совершенно настоящий театр. Очень красивый! А сколько в зале мест?
Г.Н. ПОПОВА, директор. — Сейчас в зале 500 мест, а раньше было 800.
В.М. ЗЕЛЬДИН. — А какая у вас сцена?
Г.Н. ПОПОВА. — Десять на десять, глубина 14 метров.
В.М. ЗЕЛЬДИН. — Высокая какая сцена! А сколько в труппе актёров?
Г.Н. ПОПОВА. — В труппе нашего театра тридцать актёров, в том числе шесть заслуженных артистов России. Труппа стабильная. Мы много играем классики. На театральных фестивалях наши спектакли награждаются дипломами, например, «За верность классике». Более десяти лет главным режиссёром нашего театра был известный московский режиссёр заслуженный деятель искусств России Валерий Персиков, который очень любит пьесы Гоголя, Чехова. Кстати, на открытии нашего здания в декабре 1913 г. первый спектакль был «Дядя Ваня» А.П. Чехова. И на 100-летие театра из Москвы был специально приглашён В.А. Персиков для постановки спектакля «Дядя Ваня» в память о первом спектакле в этих стенах.
В.М. ЗЕЛЬДИН. — Может быть, я самый великовозрастный актёр из всей нашей актёрской братии и продолжаю работать в театре, который раньше назывался театром Красной Армии, потом Советской Армии, теперь Российской армии. Служу в этом театре нашему Отечеству, зрителю почти 65 лет. А работаю в театральном искусстве 70 лет… (Аплодисменты).
Я занят в репертуаре, постоянно играю, вот недавно приехал из Петербурга, где играл в спектакле «Человек из Ламанчи» по книге Сервантеса «Дон Кихот». Произведение великое. За эту роль я получил московскую премию от Ю.М. Лужкова, для меня это очень важно, и орден от короля Испании, где также высоко оценили мою работу…
Передо мной сидит молодёжь, молодые очаровательные мои коллеги. Я очень рад встрече с вами и надеюсь, что всё-таки приеду в Козлов, во-первых, посмотрю ваши спектакли, потому что мне очень интересно. Город, где я родился, мне очень дорог, хотя и не был в нём много лет, так вот получалось. Может быть, с творческим вечером приехать или, может быть, даже со спектаклем «Человек из Ламанчи», потому что я увидел вас. Это такое чудо произошло в моей жизни.
Моя творческая карьера началась со спектакля. Вот, казалось бы, армейский театр, военная тема, военные спектакли, классика, современные спектакли. Театром руководил Алексей Дмитриевич Попов, выдающийся режиссёр, ученик К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Ещё не закончилась Великая Отечественная война. И вот в этом театре ставится спектакль по пьесе знаменитого испанского драматурга Лопе де Веги «Учитель танцев» в переводе Т.Л. Щепкиной-Куперник, которая была знакома с А.П. Чеховым, очаровательная женщина. Пьеса до этого не шла в Советском Союзе. И вот она перевела пьесу, и меня пригласили на главную роль. А пьеса интересная, с яркой любовной интригой, с музыкой и танцами, фехтованием, а я и танцевал, и занимался вокалом. Этот спектакль поставил Владимир Семёнович Канцель. Спектакль пришёлся ко времени. Только что кончилась страшная многолетняя война, люди возвращались с фронта, соскучились по любви, по красоте.
И вот в театре раздалась великолепная музыка Александра Крейна (у нас в оркестре было 35 человек), прекрасная режиссура, художник Федотов, декорации прекрасные, костюмы. Раскрылся занавес, и публика обомлела. Это был триумф. Не потому, что я играл в этом спектакле, весь коллектив этого спектакля был просто великолепный. Было точное попадание каждого актёра в роль, это очень важно, абсолютно точное попадание в «десятку».
Вот такое памятное начало было у меня, этот спектакль вошёл в историю советского театра. В 50-е годы наш театр гастролировал в Выборге, и этот спектакль мы играли на сцене Выборгского Дома культуры, а через несколько десятилетий я на той же сцене в Выборге сыграл «Человека из Ламанчи». Это очень примечательно.
Думаю, что возраст — понятие довольно относительное. Оскар Уайльд сказал, что трагедия старости не в том, что ты старый, а в том, что ты в старости чувствуешь себя молодым. Вы понимаете? (Смех в зале).
Поэтому, пока позволяют мне физические силы, здоровье (у меня какой-то Ангел-хранитель), я продолжаю работать. Вот о себе вкратце.
Мне у вас очень интересно. Такой красивый театр у вас. Играть в таком театре, на такой сцене, я считаю, — это просто огромное счастье. Я уверен, что вы делаете большое дело, прививая зрителям любовь к искусству, любовь к прекрасному. Нельзя переоценить творческую работу провинциальных театров.
— Может быть, у вас есть вопросы? Я с удовольствием отвечу.
Р.Ф. МАХМУДОВ, корреспондент «Радио Мичуринска». — Уважаемый Владимир Михайлович! Вы родились в семье музыканта. Ваш папа закончил Московскую консерваторию, а мама была учительницей. Вы сами играете на трёх музыкальных инструментах. Как случилось, что вы не стали профессиональным музыкантом?
В.М. ЗЕЛЬДИН. — У нас была большая семья, семья музыкальная. Отец окончил Московскую консерваторию по классу тромбона и дирижёрский факультет. Но я не стал музыкантом. Может, я ленился, может, мне не очень нравилось, или интуиция подсказывала мне, что не смогу стать большим музыкантом, я и на скрипке и на рояле занимался, в военном оркестре играл на трубе. Папа умер, у нас были материальные затруднения, и папин товарищ, который был дирижёром в Высшей пограничной школе, взял в свой оркестр, там я играл на трубе, очень короткое время. Потом поступил в театральное училище. Я не думал, что стану актёром. Хотел поступать в военно-морское училище, но у меня было плохо со зрением, туда меня не взяли. Хотел выучиться на врача. Труд врача сродни труду артиста. Ведь артист также лечит человека, его душу. Я был молодой, легкомысленный, думал, артист — это всё-таки почище будет. До этого я учеником слесаря работал, приходил домой грязным, горячей воды не было, а холодной нельзя было вымыться. И вот я увидел объявление: “Приём в производственно-театральное училище”. Тогда рабочие были в большом фаворе. Я сдавал экзамены. Был легкомысленный, не трепетал, не дрожал, думал, примут — не примут, как и нынешние абитуриенты. Конкурс большой был. Так я парень ничего был. Шевелюра была ещё хорошая, не такая, конечно, как у Андрея Максимова, который ведёт «Ночной патруль» с Мишей Жванецким. Но всё-таки шевелюра была. Был обаятельный, темперамент, музыкальный, двигался хорошо. Читал ужасно, плохо, правда, громко и внятно. Сам не понимал, что читал, но в комиссии сказали: «Спасибо, молодой человек, приходите недели через две, посмотрите список». Я как ушёл, так и забыл об этом, потом вспомнил, пошёл в училище и увидел, что я принят. Так и начал учиться. И не жалею о выбранном пути.
Ю.С. ЛОГИНОВСКИЙ, заслуженный артист России. — Владимир Михайлович, мы все завидуем вашей образцовой физической форме. Расскажите, какими вы пользуетесь упражнениями.
В.М. ЗЕЛЬДИН. — Есть надо меньше. Ненавижу большие порции. Нельзя курить и пить. Для артиста курение — страшный вред, портятся связки. Я никогда не курил и не пил, вёл здоровый образ жизни. Всю свою жизнь я любил спорт и физические упражнения, скакал на лошади, много плавал. Когда мне было 80 лет, я пережил обширный инфаркт, и поэтому большие физические нагрузки мне пришлось отменить. Теперь моя зарядка состоит вечером в раскладывании дивана для сна, а утром его собираю. Ещё я гуляю с собакой.
Я.Б. ВОЛГОВСКОЙ, заслуженный артист России. — Раскройте нам, пожалуйста, рецепт вашего творческого долголетия.
В.М. ЗЕЛЬДИН. — Надо жить в состоянии постоянной влюблённости. Видеть красивых женщин и преклоняться перед их красотой. Мне повезло. Я играл в фильмах с М.А. Ладыниной, Л.М. Гурченко, на сцене нашего театра играл в спектаклях с Л. Фетисовой, Л. Касаткиной, Л. Голубкиной. В спектакле «Человек из Ламанчи» моя партнёрша — замечательная певица Тамара Гвердцители. Влюблённость в красоту продлевает жизнь.
Артисты и сотрудники Мичуринского театра, горожане долгими аплодисментами благодарят народного артиста СССР В.М. Зельдина за прекрасную встречу.
- Актер
- Дата и место рождения: 10 февраля 1915 (101 год), Мичуринск, Тамбовская область (Козлов, Тамбовская губерния)
- Дата смерти: 31 октября 2016
- Жены: Людмила Мартынова (в разводе, 1 ребёнок), Генриетта Островская (в разводе, нет детей), Иветта Капралова (в браке, нет детей)
Владимир Михайлович Зельдин являлся старейшим действующим актером в мире: в 100 лет он играл на театральной сцене и снимался в теле- и кинопроектах.
Владимир Михайлович Зельдин родился в городе Козлове (на данный момент — город Мичуринск, Тамбовская область). Отец, Михаил Евгеньевич, окончил Московскую консерваторию по классу тромбона и дирижерский факультет. Мама, Нина Николаевна работала учителем. Хотя Владимир и родился в Козлове, но большая часть его детства прошла в Твери. С этим городом связаны его самые лучшие воспоминания.
В 1924 году их семья переехала в Москву. А в 14 лет окончилось счастливое детство Владимира: умер отец. Спустя три года мальчик потерял и мать. Оставшись без родителей, Владимир, тем не менее, не попал в дурные компании, не стал пить и курить. В этом ему помогла школа. Школа была необычной – военизированной. Все здесь было проникнуто военно-патриотическим воспитанием, преклонением перед боевой славой России. Воспитанники даже участвовали в военных парадах на Красной площади. В 1930 году в параде принял участие и Владимир. Помимо учебы он активно занимался спортом: лыжами, коньками, футболом, волейболом, теннисом.
Все шло к тому, что по окончании школы Владимир Зельдин должен был стать военным. Большинство его одноклассников поступили в военные училища. Владимир решил пойти в мореходку, его привлекала офицерская форма, романтика походов. Но на его пути встала медкомиссия. Из-за недостатка зрения этот путь оказался для юноши закрытым.
Однажды, возвращаясь домой с завода, Владимир увидел на заборе объявление о приеме в театрально-производственное училище при Театре имени МГСПС (ныне театр им. Моссовета). Тогда он и решил попробовать себя.
В 1935 году Владимир Зельдин окончил училище и был принят в Театр им. МГСПС. Но долго он там не задержался и уже три года решил уйти в Центральный театр транспорта, который только что был создан. В этом театре он и проработал до начала войны.
Последовали пробы, на которых Владимир Зельдин произвел очень хорошее впечатление на режиссера. Но окончательное решение Пырьев принял чуть позже. Съемки фильма начались с заключительных сцен. Мусаиб приезжает в северную русскую деревню, а Глаша уже под венцом. Сняв крупные планы, Пырьев пригласил на просмотр всех женщин работавших на съемочной площадке — участниц массовки, костюмерш, реквизиторов. Показав эпизод, режиссер спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После чего Пырьев, удостоверившись в своем выборе, заключил с Зельдиным договор, и начал работу над фильмом.
После того как фильм был сдан руководству Комитета, вся студия была срочно эвакуирована в Казахстан. Там Зельдин был принят в труппу Русского драматического театра в Алма-Ате.
В Центральном театре транспорта у Владимира Зельдина дела шли неплохо. Была постоянная работа, главные роли. Но все же Театр Советской Армии, куда в 1945 году он был приглашен Николаем Васильевичем Петровым, давал ему большие возможности.
Все эти годы он много и разнообразно работал в театре. А роль блистательного учителя танцев Альдемаро играл много лет. Последний, тысячный раз — он сыграл эту роль в 60 лет.
Первой женой Владимира Зельдина была Людмила Мартынова. С Людмилой актер прожил всего год: с 1939 по 1940-й, когда гражданская жена уехала в Ялту. Общий сын Людмилы и Владимира скончался в 1941 году.
С 1964 года женой актера была Иветта Евгеньевна Капралова.
Летом 2015 года Владимир Зельдин был госпитализирован в Научный центр имени Бакулева с травмой: когда актер садился в кресло, он упал и попал в больницу с переломом шейки бедра. Операция по замене сустава, которую провели медики Центральной клинической больницы, завершилась успешно. Более того, после этого Зельдин смог вновь выйти на театральную сцену.
27 октября 2016 года в прессе появилась информация о том, что Владимир Зельдин находится в одной из столичных клиник, врачи говорили о состоянии актера как о стабильно тяжелом.
31 октября 2016 года актер Владимир Зельдин скончался на 102-м году жизни в московском Институте имени Склифосовского.
Прощание с Владимиром Михайловичем Зельдиным прошло с военными почестями. Актера похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с Львом Дуровым.
Источник