Клинические рекомендации острая сердечная недостаточность у детей

Клинические рекомендации (протокол)  по оказанию скорой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности  у детей

Басаргина Елена  Николаевна — д-р мед. наук, проф., руководитель кардиологического отделения ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, профессор кафедры педиатрии и детской ревматологии ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России
Харькин Андрей Валерьевич — д-р мед. наук, врач анестезиолог-реаниматолог отделения реанимации и интенсивной терапии ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
Куприенко Наталья Борисовна — канд. мед. наук, доц. кафедры педиатрии ГБОУ ВПО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова» Минздрава РоссииОпределение
 Острая сердечная недостаточность (ОСН) — клинический синдром, характеризующийся быстрым возникновением симптомов, определяющих нарушение систолической и/или диастолической функции сердца (сниженный сердечный выброс, недостаточную перфузию тканей, повышенное давление в капиллярах легких, застой в тканях) [3] в условиях нормализованных пред- и постнагрузки.Коды по МКБ-10
I50.0 Застойная сердечная недостаточность.
I50.1 Левожелудочковая недостаточность.
I50.9 Сердечная недостаточность неуточненная.Классификация
Общепринятой классификации ОСН у детей нет. Использование для этой цели классификации хронической сердечной недостаточности не может быть безоговорочным, поскольку при острых состояниях само заболевание уже в покое способствует развитию сердечной недостаточности I степени [4].
В зависимости от остроты процесса и степени декомпенсации выделяют две основные разновидности сердечной недостаточности: 
1) синдром малого сердечного выброса — кардиогенный шок, аритмогенный шок;
2) застойную сердечную недостаточность с перегрузкой малого или большого кругов кровообращения.
По выраженности ОСН у детей А.В. Папаян и Э.К. Цыбулькин (1984) выделяют следующие степени: I, IIА, IIБ, III.

Для выбора правильной тактики лечения необходимо определить особенности патогенеза ОСН: 
– преимущественно систолическая дисфункция миокарда (со сниженной фракцией выброса левого желудочка); 
„- преимущественно диастолическая дисфункция миокарда (с сохраненной фракцией выброса левого желудочка); 
„- остро возникшие нарушения ритма и/или проводимости; 
„- острое нарушение внутрисердечной гемодинамики вследствие перфорации створок клапанов при бактериальном эндокардите, отрыва сосочковых мышц, разрыва хорд и межжелудочковой перегородки, травмы и др.; тампонада сердца; 
„- несоответствие пред- или постнагрузки и производительности камер сердца (артериальная гипертензия, легочная гипертензия, избыточное поступление или пониженной выделение жидкости, выраженная тахикардия с высокой фракцией выброса левого желудочка при анемии, инфекции и др.).

ОКАЗАНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВЫЕЗДНЫМИ БРИГАДАМИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Диагностика 
Объем обследования следующий.
„- При сборе анамнеза необходимо выяснить обстоятельства, предшествующие развитию ОСН (чем болел ребенок, когда началось данное заболевание, с чем оно связано, было ли подобное состояние раньше; наличие и степень коррекции порока сердца, кардита, нарушений ритма, почечной недостаточности, диагностированных ранее). Отягощенный семейный анамнез по заболеваниям сердца.
„- При физикальном обследовании следует провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию сердца, оценить сердечный толчок, наличие расширения зоны относительной сердечной тупости, сердечные тоны, наличие III и IV тонов, шумов, их локализацию, степень гепатомегалии.
„- Оценка клинических данных: наличие акроцианоза, цианоза, одышки (чаще экспираторной или смешанной), боли за грудиной, беспокойства, набухания шейных вен, симптома головы Медузы, положения ортопноэ, изменения ногтевых фаланг по типу барабанных палочек.
„- Определение варианта ОСН.Синдром малого сердечного выброса (кардиогенный шок) — характерны артериальная гипотония и признаки централизации кровообращения: 
– прогрессирующее снижение систолического артериального давления; 
„- уменьшение пульсового давления (менее 20 мм рт.ст.); 
„- признаки нарушения микроциркуляции и перфузии тканей (холодная кожа, покрытая липким потом, бледность, мраморный рисунок кожи, олигурия).Особым клиническим вариантом кардиогенного шока является аритмогенный шок, который развивается в результате снижения минутного объема кровообращения вследствие тахикардии/тахиаритмии (токсикоз Кишша, острая коронарная недостаточность у детей раннего возраста, наджелудочковая пароксизмальная тахикардия, мерцание и трепетание предсердий и др.) или брадикардии/брадиаритмии (синусовые или атриовентрикулярные блокады, фибрилляция желудочков, групповые желудочковые экстрасистолы).Синдром малого сердечного выброса развивается также при острой тампонаде перикарда, экстракардиальной тампонаде сердца (при астматическом статусе, интерстициальной эмфиземе), в терминальной стадии застойной сердечной недостаточности при декомпенсированных пороках сердца, миокардитах и миокардиопатиях) [4].Синдром застойной сердечной недостаточности характеризуется перегрузкой малого (одышкой, влажными хрипами в нижних отделах легких, клинической картиной отека легких, неэффективностью ингаляции больших концентраций кислорода) и/или большого (периферическими отеками, увеличением печени, контурированием шейных вен, асцитом, гидротораксом) круга кровообращения. 
Определение степени/стадии ОСН [4] (табл. 1).
Диагностические мероприятия: ЭКГ, измерение АД, пульсоксиметрия, мониторинг частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, характера сердечного ритма, насыщения крови кислородом, соотношения введенной и выделенной жидкости. Таблица 1. Определение степени/стадии острой сердечной недостаточности

Стадия Характеристика
I Тахикардия и одышка, отчетливо
проявляющиеся у ребенка в покое; изменение соотношения между частотой
сердечных сокращений и дыхания: у детей до 1 года отношение частоты пульса к
частоте дыхания — свыше 3,5; у детей старше 1 года — 4,5; глухость тонов, расширение
границ относительной сердечной тупости
IIА Преобладание декомпенсации только в
одном круге кровообращения.
Если преобладают явления застоя в
большом круге кровообращения, у больного увеличиваются размеры печени, могут
быть периорбитальные отеки. ЦВД повышается только в том случае, если
декомпенсация развивается быстро, в течение минут или нескольких часов. Если
недостаточность нарастает постепенно в течение 1–2 сут, ЦВД может оставаться
нормальным на фоне прогрессивного набухания печени. Печень в этих случаях
играет роль буфера. Обязательна приглушенность тонов сердца, возможно
расширение границ относительной сердечной тупости.
Если преобладают явления застоя в малом
круге кровообращения, помимо относительной тахикардии, усиливается цианоз,
степень которого не уменьшается под влиянием оксигенотерапии. В легких
появляются рассеянные мелкопузырчатые хрипы, определяется акцент II тона на
легочной артерии
IIБ Тотальная недостаточность
кровообращения: к перечисленным признакам присоединяются олигурия,
периферические отеки, возможен отек легких
III Гипосистолическая форма сердечной
недостаточности с развитием артериальной гипотензии на фоне клинической
картины перегрузки малого круга кровообращения (кардиогенный шок)

Лечение 
Кардиогенный шок — см. клинические рекомендации (протокол) по оказанию скорой медицинской помощи при шоке у детей.Особенности оказания скорой медицинской помощи при аритмогенном шоке у детей 
1. Устранение аритмогенных факторов: негативного влияния блуждающего нерва, гипоксии, ацидоза, алкалоза, электролитных нарушений (коррекция гипо- и гиперволемии, анемии, гипогликемии). 
При брадиаритмическом шоке — атропина сульфат из расчета первая доза 0,02 мг/кг, при необходимости повторить (минимальная доза — 0,1 мг, максимальная доза для ребенка — 1 мг). Добутамин в дозе 10–15 мкг/(кг×мин). При отсутствии эффекта от медикаментозной терапии показана электрокардиостимуляция.
При наджелудочковой тахиаритмии — прокаинамид в дозе 15 мг/кг внутривенно в течение 30–60 мин. Альтернативный препарат — АТФ в дозе 50 мкг/кг (быстро болюсно с использованием трехходового краника и двух шприцев). Дозу можно увеличивать на 50 мкг/кг каждые 2 мин до максимальной дозы 250 мкг/кг.
При желудочковой аритмии назначают прокаинамид в дозе 15 мг/кг внутривенно в течение 30–60 мин или 5% раствор амиодарона очень медленно (в течение 5–10 мин) на 10–20 мл 5% раствора глюкозы в дозе 5 мг/кг (исключить одновременное назначение прокаинамида и амиодарона). Альтернативный препарат — лидокаин в дозе 1 мг/кг, вводят в течение 10 мин. Если эффекта нет, повторить введение в 2 раза меньшей дозе спустя 5–10 мин. 
Если эффекта не наблюдается, проводят чреспищеводную электрокардиостимуляцию или электроимпульсную терапию.
При тахиаритмическом варианте аритмогенного шока возможно применение электродеполяризации (2 Вт/с на 1 кг массы тела).Острая застойная левожелудочковая недостаточность (А, 1+)
При I стадии ОСН
1. Придать больному возвышенное положение — полусидя с опущенными ногами, обеспечить доступ свежего воздуха.
2. При невыраженном застое в легких, нормальном или повышенном артериальном давлении можно дать нитроглицерин под язык 1/8–1 таблетку в зависимости от возраста, ввести сосудорасширяющие препараты (папаверин 2% раствор 0,1 мл на год жизни, можно использовать дротаверин, ксантинола никотинат).
3. Мочегонные средства: фуросемид 1% раствор в разовой дозе 1–2 мг/кг массы тела.
4. Кардиотрофические препараты и сердечные гликозиды показаны в условиях стационара.При II стадии ОСН
1. Тактика скорой медицинской помощи принципиально не отличается, но сосудорасширяющие средства не вводят.
2. Провести ингаляцию увлажненного кислорода, для снижения пенообразования пропущенного через 33% этиловый спирт в течение 25–30 мин с чередованием ингаляций воздушно-кислородной смесью по 10–15 мин.
3. При появлении угрозы отека легких, снижении артериального давления ввести преднизолон внутривенно в дозе 1–3 мг/кг.
4. При психомоторном возбуждении ввести диазепам 0,5% раствор в дозе 0,05 мл/кг или пропофол 9–15 мг/(кг×ч).
5. Сердечные гликозиды показаны в условиях стационара. 
6. При острой застойной левожелудочковой недостаточности, сочетающейся с кардиогенным шоком, или при снижении артериального давления на фоне терапии, не давшей положительного эффекта, дополнительно назначают негликозидные инотропные средства: внутривенное капельное введение добутамина в дозе 5–15 мкг/(кг×мин), допамина в дозе 3–10 мкг/ (кг×мин) [0,01 мл/(кг×мин)], эпинефрина в дозе 0,05–0,3 мкг/(кг×мин). При III стадии ОСН
Требуется дифференцированное применение кардиотонической терапии в зависимости от уровня артериального давления (АД). 
1. При пониженном АД: 
„- титрованное введение допамина в дозе 3–10 мкг/(кг×мин) [0,01 мл/(кг×мин)] и поляризующей смеси; 
„- при их неэффективности добавляют препараты с более выраженным β1стимулирующим эффектом: добутамин 10–15 мкг/(кг×мин), при отсутствии эффекта — эпинефрин в дозе 0,05–0,3 мкг/(кг×мин); 
„- при неэффективности — назначают сердечные гликозиды (только при тахикардии) в дозе насыщения 0,1 мг/кг (0,4 мл/кг) для детей первого года жизни, 0,075 мг/кг (0,3 мл/кг) — 2–3 лет и 0,06 мг/кг (0,24 мл/кг) — старше 3 лет. Половину дозы вводят одномоментно внутривенно медленно, а вторую половину — внутримышечно (под контролем плазменной концентрации калия).
2. При повышенном АД:
„- нитроглицерин титрованно в дозе 0,5–5,0 мкг/(кг×мин); 
„- или 0,25% раствор дроперидола в дозе 0,1 мл/кг внутривенно или внутримышечно; 
„- или 5% раствор азаметония бромида детям 1–3 лет в дозе 1–3 мг/кг, старше 3 лет — 0,5–1,0 мг/кг внутривенно.
3. При развитии критического состояния показаны проведение интубации трахеи и перевод на ИВЛ [2].Острая застойная правожелудочковая недостаточность (А, 1+)
Лечение проводят с учетом причины, способствующей развитию острой перегрузки правого желудочка.
„- Придать больному возвышенное положение тела в постели.
„- Оксигенотерапия. 
„- Ввести 2% раствор фуросемида в дозе 2–3 мг/кг внутривенно струйно.
„- Ввести 3% раствор преднизолона в дозе 3–5 мг/кг внутривенно струйно.
„- Ввести 2,4% раствор аминофиллина в дозе 2–4 мг/кг внутривенно струйно медленно в 20–40 мл 0,9% натрия хлорида.
„- При болевом синдроме и выраженном психомоторном возбуждении ввести 1% раствор тримеперидина в дозе 1 мг на год жизни.
Больным с тромбоэмболией легочной артерии назначают гепарин натрия (20–400 ЕД/кг внутривенно) и фибринолитические средства (стрептокиназу), дипиридамол (5–10 мг/кг внутривенно). 
Эффективны периферические вазодилататоры (нитроглицерин и натрия нитропруссид внутривенно или нитроглицерин внутрь), которые, способствуя депонированию крови на периферии, могут улучшить функцию правого желудочка.
Сочетание острой застойной правожелудочковой и застойной левожелудочковой недостаточности служит показанием к проведению терапии в соответствии с принципами лечения последней.
При сочетании острой застойной правожелудочковой недостаточности и синдрома малого выброса (кардиогенного шока) основ терапии составляют инотропные средства из группы прессорных аминов [1, 5–9].Дальнейшее ведение пациента
Показания к доставке в стационар. Всем пациентам показана экстренная доставка в стационар с последующей госпитализацией в отделение (блок) интенсивной терапии или кардиореанимации При выраженной левожелудочковой недостаточности доставка в стационар возможна после ее купирования или специализированными бригадами скорой медицинской помощи. Пациентов с кардиогенным шоком следует по возможности доставлять в стационар, имеющий кардиохирургическое отделение. Госпитализация обязательна во всех случаях развития кардиогенного шока.
Больного транспортируют на носилках в горизонтальном положении при кардиогенном шоке и правожелудочковой недостаточности и в положении сидя при застойной левожелудочковой недостаточности на фоне продолжающейся оксигенотерапии.

ОКАЗАНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СТАЦИОНАРНОМ ОТДЕЛЕНИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Пациентов с острой сердечной недостаточностью госпитализируют в отделение реанимации, минуя СтОСМП.

01.06.2017 | 18:27:23

Источник

Ïîíÿòèå è ñóùíîñòü îñòðîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Îêàçàíèå ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè íà äîãîñïèòàëüíîì è ãîñïèòàëüíîì ýòàïå â ñòàöèîíàðíîì îòäåëåíèè ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ïðè îñòðîé ëåâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè ó äåòåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îáùåðîññèéñêàÿ îáùåñòâåííàÿ îðãàíèçàöèÿ

«Ðîññèéñêîå îáùåñòâî ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè»

Êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè (ïðîòîêîë) ïî îêàçàíèþ ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè îñòðîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè ó äåòåé

Àâòîð:Í.Á. Êóïðèåíêî, äîöåíò êàôåäðû ïåäèàòðèè Ïåðâîãî Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî ìåäèöèíñêîãî óíèâåðñèòåòà èìåíè àêàä. È.Ï. Ïàâëîâà

2014 ã.

Îïðåäåëåíèå

Îñòðàÿ ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü – êëèíè÷åñêèé ñèíäðîì, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ áûñòðûì âîçíèêíîâåíèåì ñèìïòîìîâ, îïðåäåëÿþùèõ íàðóøåíèå ñèñòîëè÷åñêîé è/ èëè äèàñòîëè÷åñêîé ôóíêöèè ñåðäöà (ñíèæåííûé ñåðäå÷íûé âûáðîñ, íåäîñòàòî÷íàÿ ïåðôóçèÿ òêàíåé, ïîâûøåííîå äàâëåíèå â êàïèëëÿðàõ ëåãêèõ, çàñòîé â òêàíÿõ) [11].

Êîä ïî ÌÊÁ-10

Íîçîëîãè÷åñêàÿ ôîðìà

I50.0

Çàñòîéíàÿ ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü

I50.1

Ëåâîæåëóäî÷êîâàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü

I50.9

Ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü íåóòî÷íåííàÿ

R57.0

Êàðäèîãåííûé øîê

ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß

Îáùåïðèíÿòîé êëàññèôèêàöèè îñòðîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè ó äåòåé íåò. Èñïîëüçîâàíèå äëÿ ýòîé öåëè êëàññèôèêàöèè õðîíè÷åñêîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè íå ìîæåò áûòü áåçîãîâîðî÷íûì, ïîñêîëüêó ïðè îñòðûõ ñîñòîÿíèÿõ ñàìî çàáîëåâàíèå óæå â ïîêîå ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè I ñòåïåíè [13].

Îáùåïðèçíàííîé ñ÷èòàåòñÿ êëàññèôèêàöèÿ ïî Í.Ä. Ñòðàæåñêî è Â.Õ. Âàñèëåíêî (1935), â êîòîðîé îñòðàÿ ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà ëåâîæåëóäî÷êîâóþ (ñåðäå÷íàÿ àñòìà è îòåê ëåãêèõ), ïðàâîæåëóäî÷êîâóþ è áèâåíòðèêóëÿðíóþ.

Îïðåäåëåííûé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿåò êëèíè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ îñòðîé ëåâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè T. Killip è J. Kimball (1967), ïðèìåíÿþùàÿñÿ, â ÷àñòíîñòè, ïðè îñòðîì èíôàðêòå ìèîêàðäà [6].

I êëàññ – êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè îòñóòñòâóþò.

II êëàññ – îòìå÷àåòñÿ óìåðåííàÿ îäûøêà, ðèòì ãàëîïà è/èëè çàñòîéíûå õðèïû ìåíåå ÷åì íàä 50% ïëîùàäè ëåãî÷íûõ ïîëåé.

III êëàññ – çàñòîéíûå õðèïû îïðåäåëÿþòñÿ áîëåå ÷åì íàä 50% ëåãêèõ èëè ðàçâèâàåòñÿ îòåê ëåãêèõ.

IV êëàññ – êàðäèîãåííûé øîê.

Ïî Ý.Ê. Öûáóëüêèíó (1994), â çàâèñèìîñòè îò îñòðîòû ïðîöåññà è ñòåïåíè äåêîìïåíñàöèè âûäåëÿþò äâå îñíîâíûõ ðàçíîâèäíîñòè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè:

– ñèíäðîìîì ìàëîãî ñåðäå÷íîãî âûáðîñà (ÑÌÑÂ) â âèäå àðòåðèàëüíîé ãèïîòîíèè è ïðèçíàêîâ öåíòðàëèçàöèè êðîâîîáðàùåíèÿ;

– çàñòîéíîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ (ÇÑÍ) ñ ïåðåãðóçêîé ìàëîãî èëè áîëüøîãî êðóãîâ êðîâîîáðàùåíèÿ. Ïðèçíàêè çàñòîÿ â áîëüøîì êðóãå: ïåðèôåðè÷åñêèå îòåêè, óâåëè÷åíèå ïå÷åíè, êîíòóðèðîâàíèå øåéíûõ âåí, àñöèò, ãèäðîòîðàêñ. Ïðèçíàêè çàñòîÿ â ìàëîì êðóãå: îäûøêà, âëàæíûå õðèïû â íèæíèõ îòäåëàõ ëåãêèõ, êëèíèêà îòåêà ëåãêèõ, íåýôôåêòèâíîñòü èíãàëÿöèè áîëüøèõ êîíöåíòðàöèé êèñëîðîäà.

Çàñòîéíàÿ ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü èìååò ïîäîñòðîå è õðîíè÷åñêîå òå÷åíèå ñ?ïîñòåïåííîé àäàïòàöèåé êðîâîîáðàùåíèÿ, ïîýòîìó ïðîÿâëÿåòñÿ íå ñòîëüêî ñíèæåíèåì?ñåðäå÷íîãî îòòîêà, ñêîëüêî íåâîçìîæíîñòüþ ñåðäöà ñïðàâèòüñÿ ñ ïðåäíàãðóçêîé (âåíîçíûì?ïðèòîêîì). Âûäåëÿþò ÇÑÍ òîòàëüíóþ è ñ ïåðåãðóçêîé ìàëîãî èëè áîëüøîãî êðóãîâ?êðîâîîáðàùåíèÿ [14].

Ïî ñòåïåíè âûðàæåííîñòè À.Â. Ïàïàÿí è Ý.Ê. Öûáóëüêèí (1984) âûäåëÿþò 3 ñòåïåíè îñòðîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè:

Îñòðàÿ ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü I ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ òàõèêàðäèåé è îäûøêîé, îò÷åòëèâî ïðîÿâëÿþùåéñÿ ó ðåáåíêà â ïîêîå. Ñàìûì âàæíûì ñèìïòîìîì ÿâëÿåòñÿ èçìåíåíèå ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó ÷àñòîòîé ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé è äûõàíèÿ.  ýòèõ ñëó÷àÿõ ó äåòåé äî 1 ãîäà îòíîøåíèå ÷àñòîòû ïóëüñà ê ÷àñòîòå äûõàíèÿ áóäåò ñâûøå 3,5; ó äåòåé ñòàðøå 1 ãîäà – 4,5. Èìåþòñÿ ïðèçíàêè ïîðàæåíèÿ ñåðäöà: ãëóõîñòü òîíîâ, ðàñøèðåíèå ãðàíèö îòíîñèòåëüíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè.

Îñòðóþ ñåðäå÷íóþ íåäîñòàòî÷íîñòü II ñòåïåíè, ñàìîé âàæíîé îñîáåííîñòüþ êîòîðîé ñëåäóåò ñ÷èòàòü êîìïåíñàòîðíóþ ãèïåðâîëåìèþ, â çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè ìîæíî ïîäðàçäåëèòü íà 2 ñîñòîÿíèÿ: ñ ïðåîáëàäàíèåì äåêîìïåíñàöèè òîëüêî â îäíîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ èëè ñ òîòàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ êðîâîîáðàùåíèÿ.

Ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè II À ñòåïåíè, åñëè ïðåîáëàäàþò ÿâëåíèÿ çàñòîÿ â áîëüøîì êðóãå, ó áîëüíîãî óâåëè÷èâàþòñÿ ðàçìåðû ïå÷åíè, ìîãóò áûòü ïåðèîðáèòàëüíûå îòåêè. ÖÂÄ ïîâûøàåòñÿ òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè äåêîìïåíñàöèÿ ðàçâèâàåòñÿ áûñòðî, â òå÷åíèå ìèíóò èëè íåñêîëüêèõ ÷àñîâ. Åñëè íåäîñòàòî÷íîñòü íàðàñòàåò ïîñòåïåííî â òå÷åíèå 1-2 ñóò., òî ÖÂÄ ìîæåò îñòàâàòüñÿ íîðìàëüíûì íà ôîíå ïðîãðåññèâíîãî íàáóõàíèÿ ïå÷åíè. Ïå÷åíü â ýòèõ ñëó÷àÿõ èãðàåò ðîëü áóôåðà. Îáÿçàòåëüíà ïðèãëóøåííîñòü òîíîâ ñåðäöà, âîçìîæíî ðàñøèðåíèå ãðàíèö îòíîñèòåëüíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè. Åñëè ïðåîáëàäàþò ÿâëåíèÿ çàñòîÿ â ìàëîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ, ïîìèìî îòíîñèòåëüíîé òàõèêàðäèè, óñèëèâàåòñÿ öèàíîç, ñòåïåíü êîòîðîãî íå óìåíüøàåòñÿ ïîä âëèÿíèåì îêñèãåíîòåðàïèè.  ëåãêèõ ïîÿâëÿþòñÿ ðàññåÿííûå ìåëêîïóçûð÷àòûå õðèïû, îïðåäåëÿåòñÿ àêöåíò II òîíà íà ëåãî÷íîé àðòåðèè.

Ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè II Á ñòåïåíè ê ïåðå÷èñëåííûì ïðèçíàêàì ïðèñîåäèíÿþòñÿ îëèãóðèÿ, ïåðèôåðè÷åñêèå îòåêè, âîçìîæåí îòåê ëåãêèõ.

Îñòðàÿ ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü III ñòåïåíè – ãèïîñèñòîëè÷åñêàÿ ôîðìà ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè ñ ðàçâèòèåì àðòåðèàëüíîé ãèïîòåíçèè íà ôîíå êëèíèêè ïåðåãðóçêè ìàëîãî êðóãà êðîâîîáðàùåíèÿ [13].

ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ðåáåíîê ïîìîùü

ÎÊÀÇÀÍÈÅ ÑÊÎÐÎÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÎÉ ÏÎÌÎÙÈÍÀ ÄÎÃÎÑÏÈÒÀËÜÍÎÌ ÝÒÀÏÅ

Äèàãíîñòèêà (D,4)

Îáúåì îáñëåäîâàíèÿ

1. Ïðè ñáîðå àíàìíåçà âûÿñíèòü îáñòîÿòåëüñòâà, ïðåäøåñòâóþùèå ðàçâèòèþ ÎÑÍ (÷åì áîëåë ðåáåíîê, êîãäà íà÷àëîñü äàííîå çàáîëåâàíèå, ñ ÷åì îíî ñâÿçàíî, áûëî ëè ïîäîáíîå ñîñòîÿíèå ðàíüøå; íàëè÷èå ïîðîêà ñåðäöà, êàðäèòà, íàðóøåíèé ðèòìà, äèàãíîñòèðîâàííûå ðàíåå). Îòÿãîùåííûé ñåìåéíûé àíàìíåç ïî çàáîëåâàíèÿì ñåðäöà.

2. Ïðè ôèçèêàëüíîì îáñëåäîâàíèè ñëåäóåò ïðîâåñòè îñìîòð, ïàëüïàöèþ, ïåðêóññèþ è àóñêóëüòàöèþ ñåðäöà, îöåíèòü ñåðäå÷íûé òîë÷îê, íàëè÷èå ðàñøèðåíèÿ çîíû îòíîñèòåëüíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè, ñåðäå÷íûå òîíû, íàëè÷èå III è IV òîíîâ, øóìîâ.

Îöåíêà êëèíè÷åñêèõ äàííûõ: íàëè÷èå àêðîöèàíîçà, öèàíîçà, îäûøêè (÷àùå ýêñïèðàòîðíîé èëè ñìåøàííîé), áîëè çà ãðóäèíîé, áåñïîêîéñòâî.

3. Îïðåäåëåíèå âàðèàíòà îñòðîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè:

* ñèíäðîì ìàëîãî ñåðäå÷íîãî âûáðîñà (êàðäèîãåííûé øîê) — õàðàêòåðíû àðòåðèàëüíàÿ ãèïîòîíèÿ è ïðèçíàêè öåíòðàëèçàöèè êðîâîîáðàùåíèÿ;

· ïðîãðåññèðóþùåå ïàäåíèå ñèñòîëè÷åñêîãî àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ;

· óìåíüøåíèÿ ïóëüñîâîãî äàâëåíèÿ – ìåíåå 20 ìì ðò. ñò.;

· ïðèçíàêè íàðóøåíèÿ ìèêðîöèðêóëÿöèè è ïåðôóçèè òêàíåé – õîëîäíàÿ êîæà, ïîêðûòàÿ ëèïêèì ïîòîì, áëåäíîñòü, ìðàìîðíûé ðèñóíîê êîæè, â ðÿäå ñëó÷àåâ – ñïàâøèåñÿ ïåðèôåðè÷åñêèå âåíû [12].

* ñèíäðîì çàñòîéíîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè (ÑÇÑÍ) — õàðàêòåðèçóåòñÿ ïåðåãðóçêîé ìàëîãî êðóãà êðîâîîáðàùåíèÿ (îäûøêà, âëàæíûå õðèïû, îòåê ëåãêèõ), òàêæå — ïåðåãðóçêîé áîëüøîãî êðóãà êðîâîîáðàùåíèÿ (îòåêè, óâåëè÷åíèå ïå÷åíè, êîíòóðèðîâàíèå øåéíûõ âåí, àñöèò, ãèäðîòîðàêñ).

5. Äèàãíîñòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ: ÝÊÃ, ïóëüñîêñèìåòðèÿ, ìîíèòîðèíã.

Ëå÷åíèå(D,4)

Êàðäèîãåííûé øîê

Îêàçàíèå ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè äîëæíî íà÷èíàòüñÿ ñ ìåðîïðèÿòèé ïî óñòðàíåíèþ ïðè÷èí êàðäèîãåííîãî øîêà.

1. Îáåñïå÷èòü ñâîáîäíóþ ïðîõîäèìîñòü äûõàòåëüíûõ ïóòåé.

2. Êèñëîðîäîòåðàïèÿ.

3. Îáåñïå÷èòü äîñòóï ê âåíå, ò.ê. èíûå ïóòè ââåäåíèÿ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ âñëåäñòâèå íàðóøåíèé ìèêðîöèðêóëÿöèè íåýôôåêòèâíû.

4. Ââåñòè â/â êàïåëüíî ðåîïîëèãëþêèí 5-8 ìë/êã, 10% ðàñòâîð ãëþêîçû è 0,9% ðàñòâîð õëîðèäà íàòðèÿ â ñîîòíîøåíèè 2:1 â äîçå 50 ìë/êã, êîêàðáîêñèëàçó 100-200 ìã, 7,5% ðàñòâîð õëîðèäà êàëèÿ â äîçå 0,5 ìë/êã.

5. Ââåñòè â/â ãèäðîêîðòèçîí 10-15 ìã/êã èëè ïðåäíèçîëîí â/â ñòðóéíî â äîçå 2-5 ìã/êã.

6. Ïðè âûðàæåííîì áîëåâîì ñèíäðîìå â/â ñòðóéíî ïðîìåäîë 1% ðàñòâîð 0,1 ìë/ãîä æèçíè èëè áàðàëãèí 0,1-0,2 ìë/ãîä æèçíè èëè àíàëüãèí 50% ðàñòâîð 0,1-0,2 ìë/ãîä æèçíè.

7. Ïðè íàëè÷èè ïñèõîìîòîðíîãî âîçáóæäåíèÿ – äèàçåïàì (ñåäóêñåí, ðåëàíèóì, ñèáàçîí) 0,5% ðàñòâîð 0,1-0,3 ìã/êã â/â ñòðóéíî èëè äðîïåðèäîë 0,25% ðàñòâîð 0,05 ìë/êã â/â.

Ãîñïèòàëèçàöèÿ îáÿçàòåëüíà âî âñåõ ñëó÷àÿõ ðàçâèòèÿ êàðäèîãåííîãî øîêà ïðè [9].

Îñòðàÿ çàñòîéíàÿñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü:

ïðè I ñòàäèè ÎÑÍ:

– ïîëîæåíèå áîëüíîãî ñ îïóùåííûìè íîãàìè;

– ñîñóäîðàñøèðÿþùèå ïðåïàðàòû – ïàïàâåðèí;

– ëàçèêñ 2-4 ìã/êã;

– äîñòàâêà â ñòàöèîíàð.

ïðè II ñòàäèè ÎÑÍ:

– ïîëîæåíèå áîëüíîãî ñ îïóùåííûìè íîãàìè;

– äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà;

– ëàçèêñ 2-4 ìã/êã;

– âûçîâ ñïåöèàëèçèðîâàííîé áðèãàäû ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.

ïðè III ñòàäèè ÎÑÍ:

– ïîëîæåíèå áîëüíîãî ñ îïóùåííûìè íîãàìè;

– äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà;

– ïðåäíèçîëîí 5 ìã/êã;

– âûçîâ ñïåöèàëèçèðîâàííîé áðèãàäû ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. [12].

Ñêîðîé ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ïðè îñòðîé ëåâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè íà äîãîñïèòàëüíîì ýòàïå.

Ïðè I ñòàäèè ÎÑÍ

1. Ïðèäàòü áîëüíîìó âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå ïîëóñèäÿ ñ îïóùåííûìè íîãàìè, îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà.

2. Ïðîâåñòè èíãàëÿöèþ óâëàæíåííîãî êèñëîðîäà, äëÿ ñíèæåíèÿ ïåíîîáðàçîâàíèÿ – ïðîïóùåííîãî ÷åðåç 33% ýòèëîâûé ñïèðò èëè 10% ðàñòâîð àíòèôîìñèëàíà â òå÷åíèå 25-30 ìèíóò ñ ÷åðåäîâàíèåì èíãàëÿöèé âîçäóøíî-êèñëîðîäíîé ñìåñüþ ïî 10-15 ìèíóò.

3. Ïðè íåðåçêî âûðàæåííîì çàñòîå â ëåãêèõ, íîðìàëüíîì èëè ïîâûøåííîì àðòåðèàëüíîì äàâëåíèè ìîæíî äàòü íèòðîãëèöåðèí ïîä ÿçûê 1/2-1 òàá., ââåñòè ñîñóäîðàñøèðÿþùèå ïðåïàðàòû (ïàïàâåðèí 2% ðàñòâîð 0,1 ìë/ãîä æèçíè, ìîæíî èñïîëüçîâàòü íèêîøïàí, êîìïëàìèí).

4. Ìî÷åãîííûå ñðåäñòâà: ëàçèêñ 1% ðàñòâîð â ðàçîâîé äîçå 1-2 ìã/êã ìàññû.

5. Êàðäèîòðîôè÷åñêèå ïðåïàðàòû è ñåðäå÷íûå ãëèêîçèäû ïîêàçàíû â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà.

Ïðè II ñòàäèè ÎÑÍ

1. Òàêòèêà ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðèíöèïèàëüíî íå îòëè÷àåòñÿ, íî ñîñóäîðàñøèðÿþùèå ñðåäñòâà íå ââîäÿòñÿ, ìîãóò áûòü äîáàâëåíû êàðäèîòðîôè÷åñêèå ïðåïàðàòû: ïîëÿðèçóþùàÿ ñìåñü (ãëþêîçà 10% – 5,0 ìë/êã, ïàíàíãèí 1 ìë/ãîä æèçíè, êîêàðáîêñèëàçà 8-10 ìã/êã ìàññû).

2. Ïðè ïîÿâëåíèè óãðîçû îòåêà ëåãêèõ, ïðè ñíèæåíèè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ – ââåñòè ïðåäíèçîëîí â/â â äîçå 1-3 ìã/êã â ñóòêè.

3. Ïðè íàëè÷èè ïñèõîìîòîðíîãî âîçáóæäåíèÿ ââåñòè ñåäóêñåí 0,5% ðàñòâîð â äîçå 0,05 ìë/êã èëè äðîïåðèäîë 0,05 – 0,1 ìë/êã.

4. Ñåðäå÷íûå ãëèêîçèäû ïîêàçàíû â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà.

Ïðè III ñòàäèè ÎÑÍ

Òðåáóåòñÿ äèôôåðåíöèðîâàííîå ïðèìåíåíèå êàðäèîòîíè÷åñêîé òåðàïèè â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (ÀÄ).

1. Ïðè ïîíèæåííîì ÀÄ:

– òèòðîâàííîå ââåäåíèå äîïàìèíà â äîçå 3-5 ìêã/êã/ìèí (0,01 ìë/êã/ìèí.) è ïîëÿðèçóþùåé ñìåñè;

– ïðè èõ íåýôôåêòèâíîñòè äîáàâëÿþò ïðåïàðàòû ñ áîëåå âûðàæåííûì Â1-ñòèìóëèðóþùèì ýôôåêòîì: äîáóòðåêñ 10 ìêã/êã/ìèí, èçàäðèí èëè àíàäðåíàëèí 0,5-1,0 ìêã/êã/ìèí;

– ïðè íåýôôåêòèâíîñòè – íàçíà÷èòü ñåðäå÷íûå ãëèêîçèäû â äîçå íàñûùåíèÿ 0,1 ìã/êã (0,4 ìë/êã) äëÿ äåòåé 1 ãîäà æèçíè, 0,075 ìã/êã (0,3 ìë/êã) – 2-3 ëåò è 0,06 ìã/êã (0,24 ìë/êã) – ñòàðøå 3 ëåò. Ïîëîâèíó äîçû ââîäÿò îäíîìîìåíòíî â/â, à 2-þ ïîëîâèíó â/ì;

2. Ïðè ïîâûøåííîì ÀÄ:

– íèòðîãëèöåðèí òèòðîâàííî â äîçå 0,1-0,7 ìêã/êã/ìèí, èëè

– 0,25% ðàñòâîð äðîïåðèäîëà â äîçå 0,1 ìë/êã â/â èëè â/ì, èëè

– 5% ðàñòâîð ïåíòàìèíà äåòÿì 1-3 ëåò â äîçå 1-3 ìã/êã, ñòàðøå 3 ëåò – 0,5-1 ìã/êã èëè 2% ðàñòâîð áåíçîãåêñîíèÿ – äåòÿì 1-3 ëåò â äîçå 0,5-1,5 ìã/êã, ñòàðøå 3 ëåò â äîçå 0,25-0,5 ìã/êã â/ì.

3. Ïðè âûðàæåííîé òÿæåñòè ñîñòîÿíèÿ, óãðîçå îñòàíîâêè ñåðäöà è äûõàíèÿ ïîêàçàíî ïðîâåäåíèå èíòóáàöèè òðàõåè è ïåðåâîä íà ÈÂË [9].

Äàëüíåéøåå âåäåíèå ïàöèåíòà

Ïîêàçàíèÿ ê äîñòàâêå â ñòàöèîíàð.

Âñåì ïàöèåíòàì ïîêàçàíà ýêñòðåííàÿ äîñòàâêà â ñòàöèîíàð ñ ïîñëåäóþùåé ãîñïèòàëèçàöèåé â îòäåëåíèå (áëîê) èíòåíñèâíîé òåðàïèè èëè êàðäèîðåàíèìàöèè) Ïðè âûðàæåííîé ëåâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè äîñòàâêà â ñòàöèîíàð âîçìîæíà ïîñëå åå êóïèðîâàíèÿ èëè ñïåöèàëèçèðîâàííûìè áðèãàäàìè ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Ïàöèåíòîâ ñ êàðäèîãåííûì øîêîì ñëåäóåò, ïî âîçìîæíîñòè, äîñòàâëÿòü â ñòàöèîíàð, èìåþùèé êàðäèîõèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå. Ãîñïèòàëèçàöèÿ îáÿçàòåëüíà âî âñåõ ñëó÷àÿõ ðàçâèòèÿ êàðäèîãåííîãî øîêà.

Áîëüíîãî òðàíñïîðòèðóþò íà íîñèëêàõ â ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè ïðè êàðäèîãåííîì øîêå è ïðàâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè è â ñèäÿ÷åì ïîëîæåíèè ïðè çàñòîéíîé ëåâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè íà ôîíå ïðîäîëæàþùåéñÿ îêñèãåíîòåðàïèè.

ÎÊÀÇÀÍÈÅ ÑÊÎÐÎÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÎÉ ÏÎÌÎÙÈ ÍÀ ÃÎÑÏÈÒÀËÜÍÎÌ ÝÒÀÏÅ Â ÑÒÀÖÈÎÍÀÐÍÎÌ ÎÒÄÅËÅÍÈÈ ÑÊÎÐÎÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÎÉ ÏÎÌÎÙÈ (ÑòÎÑÌÏ)

Ïàöèåíòû ñ îñòðîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ ãîñïèòàëèçèðóþòñÿ â îòäåëåíèå ðåàíèìàöèè, ìèíóÿ ÑòÎÑÌÏ.

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Bengur A.R., Meliones J.N. Cardiogenic shock. New Horiz. Sci. and Pract. of Acute Med. 1998; 6(2): 139-149.

2. Federmann M., Hess O.M. () Differentiation between systolic and diastolic dysfunction // Eur. Heart J. 1994; 12(15): 2-6.

3. Hsu D.T. and Pearson G.D. Heart Failure in Children : Part II: Diagnosis, Treatment, and Future Directions. Circ Heart Fail 2009; 2: 490-498

4. Hunt S.A., Abraham W.T., Chin M.H. et al. ACC/AHA 2005 Guideline Update for the Diagnosis and Management of Chronic Heart Failure in the Adult. A Report of the American College of Cardiology/American Heart Association Task Force on Practice Guidelines (Writing Committee to Update the 2001 Guidelines for the Evaluation and Management of Heart Failure): Developed in Collaboration With the American College of Chest Physicians and the International Society for Heart and Lung Transplantation: Endorsed by the Heart Rhythm Society. Circulation 2005; 112: e154-e235.

5. ISHLT: Practice Guidelines for Management of Heart Failure in Children (Guidelines). J Heart Lung Transplant 2004; 23(12):1313-1333)

6. Killip T., Kimball J.T. Treatment of myocardial infarction in a coronary care unit. A two year experience with 250 patients. Am J Cardiol. 1967; 20 (4): 457-64.

7. Schocken D.D., Benjamin E.J., Fonarow G.C. et al. Prevention of Heart Failure. A Scientific Statement From the American Heart Association Councils on Epidemiology and Prevention, Clinical Cardiology, Cardiovascular Nursing, and High Blood Pressure Research; Quality of Care and Outcomes Research Interdisciplinary Working Group; and Functional Genomics and Translational Biology Interdisciplinary Working Group. Circulation 2008; 117; 2544-2565.

8. Áåëîêîíü Í.À., Êóáåðãåð Ì.Á. Áîëåçíè ñåðäöà è ñîñóäîâ ó äåòåé. Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé.  2 òîìàõ. Ì. Ìåäèöèíà, 1987; 918 ñ.

9. Â.È.Ìàêàðîâà è äð. Â ïîìîùü ïðàêòèêóþùåìó âðà÷ó. Îêàçàíèå ýêñòðåííîé ïîìîùè äåòÿì íà äîãîñïèòàëüíîì ýòàïå. Ñåðèÿ – Ïåäèàòðèÿ. Âûïóñê 20. Àðõàíãåëüñê, 2003.: 57 ñ.

10. Âîðîáüåâ À.Ñ., Áóòàåâ Ò.Ä. Êëèíè÷åñêàÿ ýõîêàðäèîãðàôèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ: Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé. Ñïåöèàëüíàÿ ëèòåðàòóðà, ÑÏá., 2001; 423 ñ.

11. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå îñòðîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Íàöèîíàëüíûå ðåêîìåíäàöèè ÂÍÎÊ. Êàðäèîâàñêóëÿðíàÿ òåðàïèÿ è ïðîôèëàêòèêà, 2006; 5 (6), Ïðèëîæåíèå 1. Ñ. 443- 472

12. Çóáîâ Ë.À. Îñòðàÿ ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ó äåòåé. https://www.medafarm.ru

13. Ïàïàÿí À.Â., Öûáóëüêèí Ý.Ê. Îñòðûå òîêñèêîçû â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå. 2-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. Ìåäèöèíà, Ë., 1984; 73 ñ.

14. Öûáóëüêèí Ý.Ê. Íåîòëîæíàÿ ïåäèàòðèÿ â àëãîðèòìàõ. Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2007;165 ñ.

15. Øèëëåð Í., Îñèïîâ Ì.À. Êëèíè÷åñêàÿ ýõîêàðäèîãðàôèÿ. Ì., Ïðàêòèêà, 2005; 344 ñ.

ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ

Ñèëà ðåêîìåíäàöèé (À-D), óðîâíè äîêàçàòåëüñòâ (1++, 1+, 1-, 2++, 2+, 2-, 3, 4) ïî ñõåìå 1 è ñõåìå 2 ïðèâîäÿòñÿ ïðè èçëîæåíèè òåêñòà êëèíè÷åñêèõ ðåêîìåíäàöèé (ïðîòîêîëîâ).

Ðåéòèíãîâàÿ ñõåìà äëÿ îöåíêè ñèëû ðåêîìåíäàöèé (ñõåìà 1)

Óðîâíè äîêàçàòåëüñòâ

Îïèñàíèå

1++

Ìåòà-àíàëèçû âûñîêîãî êà÷åñòâà, ñèñòåìàòè÷åñêèå îáçîðû ðàíäîìèçèðîâàííûõ êîíòðîëèðóåìûõ èññëåäîâàíèé (ÐÊÈ), èëè ÐÊÈ ñ î÷åíü íèçêèì ðèñêîì ñèñòåìàòè÷åñêèõ îøèáîê

1+

Êà÷åñòâåííî ïðîâåäåííûå ìåòà-àíàëèçû, ñèñòåìàòè÷åñêèå, èëè ÐÊÈ ñ íèçêèì ðèñêîì ñèñòåìàòè÷åñêèõ îøèáîê

1-

Ìåòà-àíàëèçû, ñèñòåìàòè÷åñêèå, èëè ÐÊÈ ñ âûñîêèì ðèñêîì ñèñòåìàòè÷åñêèõ îøèáîê

2++

Âûñîêîêà÷åñòâåííûå ñèñòåìàòè÷åñêèå îáçîðû èññëåäîâàíèé ñëó÷àé-êîíòðîëü èëè êîãîðòíûõ èññëåäîâàíèé. Âûñîêîêà÷åñòâåííûå îáçîðû èññëåäîâàíèé ñëó÷àé-êîíòðîëü èëè êîãîðòíûõ èññëåäîâàíèé ñ î÷åíü íèçêèì ðèñêîì ýôôåêòîâ ñìåøèâàíèÿ èëè ñèñòåìàòè÷åñêèõ îøèáîê è ñðåäíåé âåðîÿòíîñòüþ ïðè÷èííîé âçàèìîñâÿçè

2+

Õîðîøî ïðîâåäåííûå èññëåäîâàíèÿ ñëó÷àé-êîíòðîëü èëè êîãîðòíûå èññëåäîâàíèÿ ñî ñðåäíèì ðèñêîì ýôôåêòîâ ñìåøèâàíèÿ èëè ñèñòåìàòè÷åñêèõ îøèáîê è ñðåäíåé âåðîÿòíîñòüþ ïðè÷èííîé âçàèìîñâÿçè

2-

Èññëåäîâàíèÿ ñëó÷àé-êîíòðîëü èëè êîãîðòíûå èññëåäîâàíèÿ ñ âûñîêèì ðèñêîì ýôôåêòîâ ñìåøèâàíèÿ èëè ñèñòåìàòè÷åñêèõ îøèáîê è ñðåäíåé âåðîÿòíîñòüþ ïðè÷èííîé âçàèìîñâÿçè

3

Íå àíàëèòè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ (íàïðèìåð: îïèñàíèÿ ñëó÷àåâ, ñåðèé ñëó÷àåâ)

4

Ìíåíèÿ ýêñïåðòîâ

Ðåéòèíãîâàÿ ñõåìà äëÿ îöåíêè ñèëû ðåêîìåíäàöèé (ñõåìà 2)

Ñèëà

Îïèñàíèå

À

Ïî ìåíüøåé ìåðå, îäèí ìåòà-àíàëèç, ñèñòåìàòè÷åñêèé îáçîð, èëè ÐÊÈ, îöåíåííûå, êàê 1++ , íàïðÿìóþ ïðèìåíèìûå ê öåëåâîé ïîïóëÿöèè è äåìîíñòðèðóþùèå óñòîé÷èâîñòü ðåçóëüòàòîâ èëè ãðóïïà äîêàçàòåëüñòâ, âêëþ÷àþùàÿ ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèé, îöåíåííûå, êàê 1+, íàïðÿìóþ ïðèìåíèìûå ê öåëåâîé ïîïóëÿöèè è äåìîíñòðèðóþùèå îáùóþ óñòîé÷èâîñòü ðåçóëüòàòîâ

Â

Ãðóïïà äîêàçàòåëüñòâ, âêëþ÷àþùàÿ ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèé, îöåíåííûå, êàê 2++, íàïðÿìóþ ïðèìåíèìûå ê öåëåâîé ïîïóëÿöèè è äåìîíñòðèðóþùèå îáùóþ óñòîé÷èâîñòü ðåçóëüòàòîâ èëè ýêñòðàïîëèðîâàííûå äîêàçàòåëüñòâà èç èññëåäîâàíèé, îöåíåííûõ, êàê 1++ èëè 1+

Ñ

Ãðóïïà äîêàçàòåëüñòâ, âêëþ÷àþùàÿ ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèé, îöåíåííûå, êàê 2+, íàïðÿìóþ ïðèìåíèìûå ê öåëåâîé ïîïóëÿöèè è äåìîíñòðèðóþùèå îáùóþ óñòîé÷èâîñòü ðåçóëüòàòîâ èëè ýêñòðàïîëèðîâàííûå äîêàçàòåëüñòâà èç èññëåäîâàíèé, îöåíåííûõ, êàê 2++

D

Äîêàçàòåëüñòâà óðîâíÿ 3 èëè 4 èëè ýêñòðàïîëèðîâàííûå äîêàçàòåëüñòâà èç èññëåäîâàíèé, îöåíåííûõ, êàê 2+

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник