Клепацкая восстановление речи после инсульта упражнения
Рецензент: Т. Г. Визель, медицинский психолог
НИИ психиатрии Росгосздрава, профессор, доктор наук,
консультант Центра патологии речи и нейрореабилитации
Клепацкая Л.Б.
Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. — М.: В.Секачев, 2011.
Пособие для логопедов, работающих в медицинских учреждениях с больными, перенесшими инсульт, травму или другие поражения головного мозга.
Введение
В предлагаемом пособии представлены упражнения и тексты, направленные на восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи у больных со средней и лёгкой формой афазии.
Задания 1 раздела направлены на стимуляцию способности адекватно осмысливать, понимать речь как в пределах одного взятого предложения, фразы, так и целого текста от короткого простого до более развёрнутого и сложного. Сюда вошли упражнения, которые больной должен внимательно прочитать, осмыслить, найти ошибку в построении предложения, переписать правильно. Другой вариант: составить предложения из разрозненных частей; найти недостающую часть предложения во второй части текста; составить рассказ из данных предложений и др. Эти упражнения развивают у пациентов речевое мышление, заставляют логично думать и формулировать фразы.
Во 2 разделе собраны упражнения и тексты, направленные на расширение у пациентов словарного запаса. Чем богаче у больного словарный запас, тем более полной и развёрнутой становится его фразовая речь. Упражнения рассчитаны на пополнение словаря глагольной лексикой, существительными, прилагательными, наречиями, на подбор слов антонимов, синонимов, а также правильного употребления их при составлении предложений, рассказов, в собственной речи.
В 3 разделе представлен материал для работы над смысловой структурой слова. Это — преобразования различного рода словоформ, например: от глаголов в существительные; от существительных — в прилагательные, наречия; прилагательных в наречия; слова с уменьшительным значением слова и т.д. Нередко, приставка, ударение, суффикс или слово, близкое по звучанию, создают для больного трудности в правильном его осмыслении, а также и назначении. Например: поделка — подделка — разные приставки существенно изменяют смысл всего слова. Или слова: временный—современный; атлас—атлас.
4 раздел направлен на восстановление у пациентов с афазией развёрнутой фразовой речи. Задания составлены таким образом, чтобы развить у пациентов способность речевого программирования, конструирования и развёртывания фразы простой синтаксической модели до (3-5 слов) до предложений сложносочинённого и сложноподчинённого типа, включающих от 6 до 12 и более слов. Отдельное внимание уделяется использованию причастных и деепричастных оборотов, союзных слов, предлогов…
Упражнения на дополнение незаконченных фраз заставляет больного логически завершить и грамматически правильно оформить предложение.
В 5 разделе представлен комплекс упражнений, предназначенных для оживления «чувства родного языка», восстановления представления о его нормах. Это — дописывание окончаний, вставление пропущенных предлогов, изменение формы слова путём использования приставок, суффиксов, расстановка ударения, употребление слова в правильной падежной форме.
Задания 6 раздела направлены на развитие у пациентов способности различения согласных звуков по акустической близости. Такие больные не дифференцируют звонкие и глухие звуки: б-п; д-т; з-с; г-к; ж-ш; ц-ч. Другие пациенты смешивают звуки, близкие по месту образования — т-н; л-н; р-н; р-л; к-г-х и др. Ряд упражнений преследует задачу устранения дефектов акустической дифференциации звуковых рядов.
Упражнения 7 раздела способствуют расширению у пациентов объёма слухоречевой памяти, укреплению акустических следов. Используется повторение за логопедом речевых и числовых рядов, повторение сочетаний слов по два, три, воспроизведение по памяти предложений из 4-8 и более слов, пересказ текстов по памяти, а также через определённый промежуток времени.
Автор выражает глубокую благодарность всем, кто оказывал помощь при создании данной работы. Прежде всего, это доктор психологических наук, профессор Т.Г. Визель.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов. 5
II. Расширение словарного запаса. 23
III. Работа над смысловой структурой слова. 54
IV. Работа над формированием фразы. 68
V. Восстановление грамматических форм русского языка. 109
VI. Дифференциация звуков. 141
VII. Расширение объёма слухоречевой памяти,
укрепление слухоречевых следов. 145
перейти в каталог файлов
Источник
Реабилитация больных с нарушениями речи после инсульта
Проблемы с речью – один из основных признаков ишемического и геморроидального инсультов. При нарушении кровообращения головного мозга человек не всегда может связно выстраивать слова в словосочетания и предложения или же вовсе утрачивает способность разговаривать. В этом случае восстановление речи является частью реабилитации.
ПОЧЕМУ ПРИ ИНСУЛЬТЕ БОЛЬНОЙ УТРАЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ
Инсульт представляет собой острое нарушение кровотока в головном мозге. В зависимости от области поражения страдают разные отделы мозга, в том числе отвечающие за речь и мышление.
Афазия – это термин, который обозначает потерю речи и навыков общения и является общим для описания данных последствий после инсульта. Однако это касается только проблем с языком и мышлением. Афазия бывает нескольких видов:
- сенсорная (афазия Вернике) – нарушение понимания речи из-за неспособности выделять и различать звуки, невнятная и несвязная речь больного;
- моторная (афазия Брока) – нарушение произнесения слов с сохранением способности произносить отдельные звуки и понимать чужую речь;
- амнестическая – нарушение памяти, связанное с трудностью называния предметов, основное назначение которых является предельно ясным;
- смешанная – эффертно-моторная с сенсорной, аффертно-моторная с сенсорной, тотальная (полное разрушение речевого аппарата).
Трудности с произнесением слов и звуков в связи с ослаблением и парализацией лица, рта, языка и челюсти называют дизартрией. Симптомы заболевания включают невнятную речь, замедленную или, наоборот, слишком быструю скорость речи, нарушение тона и ритма речи, повышенное слюноотделение и сниженная подвижность рта. В зависимости от области поражения выделяют следующие виды дизартрии:
- бульбарная;
псевдобульбарная;
мозжечковая;
корковая;
подкорковая;
экстрапирамидная.
Диспраксия – утрата речи в связи с нарушением движения и координации мышц, которые позволяют произносить звуки. При этом мышцы не оказываются парализованными, а работают в неправильном порядке, что препятствует возможности правильно произносить слова.
Данные нарушения речи существенно затрудняют процесс общения и могут повлиять на взаимодействие с семьей, друзьями и близкими. Однако существуют и другие факторы, которые отражаются на коммуникативных навыках после перенесенного инсульта:
- изменение эмоционального фона и личности;
ухудшение работы органов чувств;
физическая и психологическая усталость;
снижение памяти и концентрации внимания;
проблемы с глотанием.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ЧАСТИЧНОГО И ПОЛНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
Скорость процесса восстановления напрямую зависит от степени повреждения мозга и области и объема кровоизлияния, если речь идет о геморрагическом инсульте. Также на длительность реабилитационного периода влияют индивидуальные особенности больного, такие как наличие заболеваний, состояние иммунитета, разновидность болезни, влияющей на работу речевого аппарата. Если в одних случаях спустя несколько месяцев лечения удается достичь частичного или полного восстановления речи, то в других никаких изменений не происходит.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ПОСЛЕ ИШЕМИЧЕСКОГО И ГЕМОРРОИДАЛЬНОГО ИНСУЛЬТОВ
Существуют способы восстановления речи после инсульта, поэтому возможно научиться снова общаться. Необходимо комплексное лечение, которое включает следующие реабилитационные методы:
- прием медикаментозных препаратов;
скороговорки;
проговаривание и заучивание словосочетаний, крылатых фраз и небольших стихотворений;
магнитотерапия;
занятия с логопедом;
сеансы психотерапии;
музыкотерапия;
занятия с логопедом;
дыхательная гимнастика;
иглотерапия;
массаж лица и языка;
рефлексотерапия;
миостимуляция мышц.
МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ В ПЕРИОД РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
Одной из составляющих терапии является медикаментозное лечение. Препараты подбирает лечащий врач после предварительного осмотра и обследования.
Группы препаратов
Назначение
антидепрессанты
борьба с депрессией и стрессами
седативные препараты
успокоение, снятие эмоционального напряжения, облегчение наступления естественного сна
нейропротекторы
сохранение строения и функций нейронов
антикоагулянты
препятствование тромбообразованию, разжижение крови
ноотропы
улучшение запоминания и восприятия информации, ускорение навыков мышления
НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ НАРУШЕНИИ КРОВООБРАЩЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Фитотерапия является дополнением в основной терапии при инсульте. Лечебные травы оказывают общеоздоравливающее действие на организм, успокаивают, снимают нервное и эмоциональное напряжение и обладают другими эффектами, необходимыми для восстановления речи. Длительность приема отваров и виды трав и сборов рекомендуется согласовать со специалистом, поскольку лечебные растения имеют определенные противопоказания и побочные действия. В лечение последствий инсульта эффективны следующие варианты:
шалфей;
алоэ;
чистотел;
арника;
полынь;
лофант;
подорожник;
боярышник;
зверобой;
пустырник;
земляника;
шиповник;
тысячелистник;
еловые шишки;
серый желтушник;
укропные семена;
скорлупа кедрового ореха;
календула;
василек;
зоря лекарственная;
чернокорень;
донник;
корень синюхи;
мята;
первоцвет;
чернобыльник.
ТИПЫ МАССАЖЕЙ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
В зависимости от причины проблем с речью подбираются определенные виды массажей. Массаж языка назначают, если снизилась его подвижность и пропала чувствительность во рту. Так как язык участвует в артикуляции, необходимо восстановить его функции. Подбор действий, направленных на повышение чувствительность органа ротовой полости, рекомендуется доверить логопеду, который также назначит дополнительные методы восстановления.
Массаж лица помогает справиться с ослаблением мышц и параличом. Следует обратиться к квалифицированному специалисту, чтобы получить максимальный эффект от процедуры, а именно улучшение кровообращения, устранение усталости, стресса и напряжения, повышение тонуса мышц.
Стоит учитывать, что боль во время выполнения и после массажа, синяки, круги под глазами, трещины и другие негативные последствия указывают на повреждение строения волокон мышц и нарушение циркуляции крови. В этом случае стоит отказаться от дальнейших сеансов или сменить массажиста, если его компетентность находится под сомнением.
КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГАЮТ ВОССТАНОВИТЬ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ
В зависимости от степени тяжести последствий после инсульта возможно частичное или полное восстановление речи с помощью упражнений, однако в некоторых случаях терапия оказывается неэффективной. Как правило, так происходит при серьезных повреждениях отделов, отвечающих за речь и мышление.
В комплекс входят следующие упражнения для восстановления способности общаться:
- Разминка для губ. Проводить языком по губам сначала в одну, а потом в другую сторону.
- Разминка для языка. Напрячь язык, прикоснуться его кончиком к верхнему небу, вернуть в исходное положение и расслабить.
- Улучшение подвижности языка. Высунуть язык. Тянуться кончиком сначала по направлению к носу, а потом к подбородку.
- Проговаривание гласных звуков. Произносить каждый гласных звук, растягивая его и стараясь правильно артикулировать.
- Проговаривание шипящих согласных звуков. Произносить каждый шипящий согласный, максимально выдвигая язык вперед.
- Чтение по слогам. Заниматься по учебникам для детей, в которых слова прописаны крупно и разделены по слогам.
- Работа с карточками. Называть предметы, изображенные на картинках. Когда больной будет справляться с задачей, можно приступить к описанию составляющих изображения.
- Пение. Петь вместе с больным его любимые песни.
- Игра на губной гармошке. Ежедневно играть на гармошке 3-5 минут. По возможности можно обучить больного его любимым мелодиям.
- Просмотр небольших роликов или фильмов. Смотреть передачи и фильмы и после этого обсуждать. Рекомендуется выбирать жанры, которые интересны больному.
СКОРОГОВОРКИ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
Скороговорки – еще одно упражнение для восстановления речевых навыков. На начальных этапах стоит проговаривать простые предложения, при этом постепенно переходя на более быстрый темп. Когда задача перестанет представлять сложность для больного, можно переходить к более сложным вариантам.
Список простых скороговорок:
- Петр Петру пек пироги.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Купила бабуся бусы Марусе.
Список скороговорок средней степени сложности:
- Батон, буханку, баранку пекарь пек спозаранку.
- Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
- Хитрую сороку поймала морока. А сорок сорок – сорок морок.
Список сложных скороговорок:
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
- Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Заключение
Нарушение речи является одним из признаков и последствий ишемического и геморроидального инсультов. Восстановление нормальной работы речевого аппарата всегда требует времени, однако не во всех случаях удается полностью вернуть утраченные навыки. Реабилитация включает прием лекарств, массажи, упражнения и другие методы. Также не стоит забывать, что восстановление лучше всего будет проходить, если больной регулярно будет слышать речь и постепенно становиться таким же участником разговора, как и все остальные.
Цитаты врачей
Ожегина Ольга Сергеевна:
«Одним из распространенных последствий у лиц, перенесших инсульт, являются речевые нарушения, которые серьезно препятствуют коммуникации и полноценному функционированию человека в обществе. В тяжелых случаях возникает и распад речевой функции, когда человек не только теряет способность говорить, произносить, но также возникают серьезные трудности понимания речи. Логопедическая работа – это возвращение состояния речевой функции к норме, максимальное возвращение.»
Наталья Игоревна Кулакова:
«При эфферентной афазии происходят трудности переключения с одного звука на другой, с одного положения артикуляционных органов на другое. Например, с «к» на «о». Человек по отдельности может сказать эти звуки, а слить их в слово чаще всего не может либо испытывает большие трудности. Вот в этом проявляется эфферентная моторная афазия.»
Реабилитационные центры после инсульта
Источник
VI. Дифференциация звуков.
1. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы: Д, Т.
_уча, _аз, _ыква, _очь, _ухи, _ело, _акси, _аракан, _ом, _орога, _ыня, _уз, _абак, _елефон, _уб, _ар, _ача, _ень, _ри, _оска, _оговор, _апочки, _анк, _ым, _уш, _олг, _умбочка, _уфли, _еньги, _ятел, _етерев.
2. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Д, Т — подчеркните.
Жёлудь
У _ороги лежал _олстый крепкий желу_ь, а ря_ом ую_но расположилось в ямке семечко. После первого _еплого _ождя семечко проросло. _оненький рос_ок _янулся всё выше и выше. А жёлудь не прорас_ал, _олько сильнее бурел. «Почему ты не рас_ёшь, жёлу_ь? _ы не хочешь посмо_реть, ч_о делае_ся вокруг?» — спросило семечко. Жёлу_ь о_ветил: «Я рас_у пока вниз, чтобы крепко врас_и в землю, набра_ься сил. Так учил меня _уб, на ко_ором я вырос». У_ивилось семечко, посмеялось над глупым жалуем. Но вот начался ураган. Сильный ветер по_нимал с земли всё, что было на его пу_и. Ког_а всё с_ихло, жёлудь хо_ел про_олжить разговор, но семечка уже не было. Его унёс ве_ер.
3. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы: Б, П.
_очта, _альма, _улка, _ублик, _аранки, _олотенце, _аспорт, _анка, _арабан, _ыль, _еро, _анан, _ак, _есня, _альто, _атон, _алалайка, _атон, _исьмо, _еченье, _илет, _ак, _локнот, _оезд, _ионер, _еро, _отинки, _абушка, _олото, _ух, _ар, _евец, _очтальон, _атефон, _елка, _орщ, _ирог, _утерброд, _омидор, _омощь, _утылка, _усы, _опутай, _ерёза, _инт, _оловник, _етрушка, _атарея, _ег, _ерет, _аук, _ерец, _ена.
4. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Б, П — подчеркните.
Ледоход
Маша легко _ере_рыгивала с льдины на льдину и скоро _ыла уже далеко от берега. Вдруг на реке о_разовалась широкая _олынья. Льдину с Машей _онесло к мосту. Это увидел _аренёк. Он быстро _одбежал к _ерегу, рас_ахнул куртку, с_росил рюкзак и оторвал от него лямки, _отом он _ыстро связал ремень и лямки, _рыгнул на лёд и стал осторожно _родвигаться к Маше. У самого края льдины он _росил один конец ремня Маше и крикнул: «Лови, девочка!» Маша _оймала конец ремня, и мальчик стал медленно _одтягивать её к себе, _отом он схватил Машу за руку и _овёл за собой. Так они до_рались до _ерега.
5. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы: Г, К.
_од, _алка, _от, _уры, _олова, _ород, _орова, _олбаса, _араж, _иря, _орох, _остюм, _уртка, _ость, _усь, _орзина, _артофель, _апуста, _рибы, _амак, _лён, _рот, _ласс, _олос, _оры, _азета, _олено, _ачели, _астрюля, _еоргин, _ладиолус, _ран.
6. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Г, К — подчеркните.
В грозу
Стоял июльс_ий жар_ий день. _осыми жар_ими лучами солнце ж_ло сухую землю. _устая пыль поднималась по доро_е. Обла_а собирались в большую тучу. Про_ремел дальний _ром. И вот уже обла_а начинают за_рывать солнце. Оно вы_лянуло последний раз и исчезло. В природе всё рез_о изменилось. Налетел вихрь. От порывов сильного ветра осин_и и _лёны _нутся до земли. У реч_и _лухо шумит _устой _амыш. Блеснула молния, раздался о_лушительный удар _рома. Упала первая _рупная _апля дождя. Хлынул пото_ воды.
7. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Л, Н — подчеркните.
Лес
Как хорош _ес осе_ью! С си_его _еба посы_ает сол_це прощаль_ые _учи. Детые, ора_жевые _истья мед_е__о падают и _ожатся _а зем_ю.
Птицы уже у_етели в да_ьние тёп_ые стра_ы.
Прекрасе_ _ес и в зим_ий мороз_ый де_ь. Рых_ый с_ег покрыл все тропи_ки в _есу. Чудесе_ _ес и _етом. Зелё_ым ковром покрыта зем_я. Свежо и прохад_о под се_ью _ип и к_ёнов. Мож_о до_го г_ядеть сквозь ветки в прозрач_ое си_ее _ебо.
8. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Б, Д.
Грибы
Со_ирать гри_ы мы _ыли _ольшими охотниками. К о_еду полные кошёлки на_ерём, отнесём их в _еревню, выложим на _ольшой стол. Отец все гри_ы, что растут по_лизости, сам со_ерёт. Вот _ольшая ель. Гри_ов не ви_но. Я ещё раз огля_елся по сторонам и о_мер: ещё два _елых почти ря_ом растут, а немного по_альше ещё о_ин. Свою чу_есную нахо_ку я положил поверх _ругих гри_ов. _ень кончался, на запа_е разгоралась яркая, уже по-осеннему прохла_ная заря.
9. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы: Ц или Ч.
_асы, _еловек, _апля, _ирк, _емодан, _етыре, _арапина, _етверг, _уб, _емент, _иферблат, _асть, _епь, _ыган, _айник, _ерепаха, _едра, _ебурек, _ена, _ек, _айка, пле_о, ов_а, бо_ка, по_та, паль_ы, ре_епт, ко_ка, ру_ка, по_ка, каль_ий, ули_а, тигри_а, бабо_ка, коле_ко, колоколь_ик, кон_ерт, больни_а, зая_, мя_, клюю_, оте_, огуре_, гра_, коне_, вра_, кала_, мудрее_, холоде_, кирпи_.
10. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Ц, Ч.
Цветочные часы
Многие _веточные растения открывают и закрывают вен_ики своих _ветков по определённому расписанию. Дневные _веты пробуждаются, когда _уть на_инается рассвет. Открывает голубые звёздо_ки своих _ветов _икорий, расправляет широкие лепестки шиповник, раскрывают лепестки нар_исы. К шести часам утра на_инают тянуть к солне_ным лу_ам жёлтые головки одуван_ики. Солн_е уже заливает ярким светом лес, поле и реку. Тогда раскрывает свой вен_ик лилия. Дневные _веты обы_но первыми и засыпают. Кон_ается летний день, солн_е опускается всё ниже. И тут на_инают оживать но_ные _веты.
VII. Расширение объёма слухоречевой памяти,
укрепление слухоречевых следов.
Повторение речевых рядов.
Логопед произносит ряд слогов,
пациент внимательно слушает и повторяет.
Повторение начинают с двух слогов, затем с трех, четырех и более.
То же самое и при повторении ряда слов — от трёх слов с постепенным наращиванием ряда до шести, семи слов.
Следующий вид работы — повторение ряда слов через определённый промежуток времени.
1. Повторите слоги.
Да-ба; ла-на; за-жа; ка-ча; ла-ха; ра-жа; ша-ца.
Га-ла-за; жа-на-та; са-ца-ха; ва-па-ша; на-да-ха.
За-на-ца; ба-да-фа; ра-ма-на; ха-ка-ща; та-да-ла.
Ра-га-ла-жа; ца-за-ха-са; да-ма-на-та; фа-ра-та-ва.
Ла-са-ча-на-ха; за-ша-ча-ца-да; да-ма-ча-ва-ка.
Ча-за-ша-ха-ца; ва-та-фа-ра-га; та-на-жа-ка-ча.
Ба-ма-фа-ва-та-да; жа-ка-за-ча-ца-ща; са-за-ца-ча-та-ша.
2. Повторите ряд слов (то же самое — повторение ряда слов через определённый промежуток времени),
— дом — лес — ночь
— кот — сом — река
— мак — дуб — роща
— стол — ручка — окно — диван
— яблоко — вода — лимон — вишня
— сирень — груша — сад — забор — беседка
— ручка — альбом — книга — журнал — тетрадь
— зеркало — лампа — торшер — ковёр — бра
— лук — хлеб — соль — дыня — салат — арбуз
* * * *
— ночь — луна — подъезд — фонарь — аптека — машина
— лиса — волк — змея — гусь — сорока — лев
— лето — озеро — камыш — лодка — утки — свет
— работа — власть — карьера — экзамен — день — сон
— врач — строитель — художник — учитель — садовник — рыбак
— город — театр — музей — улица — метро — фонтан
— весна — погода — шум — река — лето — дорога
— небо — луг — степь — радуга — озеро — горы
— море — парус — лодка — ветер — берег — волны — кит
— дорога — дом — луна — соловей — роща — гром — сосна
* * * *
— вяжет — моет — режет — бежит — читает — идёт
— любит — говорит — несёт — ждёт — слушает — звонит
— красный — белый — пёстрый — чистый — новый — плохой
— синий — розовый — зелёный — частый — мелкий — молодой
— Калуга — Тула — Харьков — Омск — Новосибирск — Рязань
— Берлин — Москва — Рим — Варшава — Париж — Киев — Сочи
— Некрасов — Пушкин — Байрон — Фет — Шекспир — Есенин — Блок
— США — Чили — Европа — Азия — Австралия
— Арктика — Африка — Антарктида — Англия
3. Повторите ряд чисел.
14 — 5 — 1—3
9 — 4 — 20 — 6
7—11—32—18 — 40
16 — 34 — 5 — 61 — 13
12—17 — 20—150 — 38 — 6
23 — 14 — 67 — 9 — 54—10
0,6 — 0,1 — 0,5 — 0,4
0,7 — 0,9 — 0,2 — 0,8 — 0,5
0,5 — 0,7 — 0,9 — 0,2 — 0,8 — 4
502 — 303 — 600 — 70 — 200 — 1000
120 — 63 — 820 — 1300 — 900 — 1
720 — 410 — 69 — 5000 — 106 — 3
4. Повторение 2-х и 3-х словосочетаний.
Логопед произносит сразу два словосочетания,
пациент слушает и повторяет.
Логопед называет сразу три словосочетания,
пациент повторяет и т.д.
То же самое с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением.
Повторите два словосочетания.
— ветка сирени — летний вечер
— берег реки — новая сумка
— синие глаза — белые розы
— соломенная шляпа — красная косынка
— морской прибой — гнездо ласточки
— запах жасмина — пение соловья
— холодная вода — темная туча
— спелая вишня — лесной зверь
Повторите три словосочетания.
— яркое солнце — кудрявый мальчик
— лесное озеро — новый дом
— грустная песня — спелое яблоко
— большая удача — высокие скалы
— сосновая роща — чистая вода
— весенний день — долгий путь
— гремит гром — говорит диктор
— падают листья — шумит машина
— бежит ручей — сверкает роса
— яркая птица — кожаный мяч
— выходной день — звонкий голос
— чёрные перчатки — белая метель
— звуки свирели — ночной звонок
— лист клёна — весёлая прогулка
— аромат лугов — каштановые волосы
5. Повторите предложения (повторить предложения через определённый промежуток времени).
— В саду поспевают груши.
— За лесом находится озеро.
— В театре много зрителей.
— Под горой журчит ручей.
— В саду цветут вишни и сливы.
— Над лесом летает могучий орёл.
— Ветер поднимает огромные волны.
— Охотник шёл по следу и увидел лису.
— Узкая тропинка огибает болото и ведёт к селу.
— Взошёл молодой месяц и осветил посёлок и рощу.
— Перед домом на клумбе распустились красные тюльпаны.
— Под крышей нашего дома ласточка свила гнездо и вывела птенцов.
— Весной на тополях появились зелёные листочки, в саду распустилась сирень.
— На столе стояли цветы, лежали хлеб, сыр и ветчина.
— Прогулка в лес оказалась удачной: мы набрали полные лукошки малины.
— Была осень, жёлтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели на солнце.
— Солнце медленно поднималось над заливом, золотые блики скользили по волнам, слепили глаза.
— На жердях под потолком висели пучки сухой полыни, зверобоя, мяты и ромашки.
5а. Послушайте, запомните и повторите предложения.
— Герань стоит на окне, ромашки стоят в вазе, картина висит на стене, ковёр лежит на полу.
— В магазине он купил сыр, в аптеке он купил аспирин, на рынке — лук и морковь, в киоске — сигареты.
— Пётр живёт на улице «Заречная», Кирилл — на «Сосновой», Олег — на «Молодёжной», Сергей — на «Весенней».
— Мы заказали обед: салат из свежих овощей, борщ со сметаной, биточки с жареным картофелем и апельсиновый сок.
— Книга лежит на столе, телефон лежит на тумбочке, ботинки стоят под кроватью, куртка висит на вешалке.
— У дороги растут клёны и берёзы, в саду растут вишни и сливы, на клумбе цветут розы.
— На удочку попался лещ, в сеть попали сом, щука и карась.
— По реке плывёт лодка, по морю плывёт пароход, над морем летают чайки, на скале сидит орёл.
— Мы работали в саду: подстригли кусты, убрали сухие ветки, посадили яблони, подмели дорожки.
— Сын работает адвокатом, дочь учится в институте, внук учится в 5 классе, внучка ходит в сад.
— Под сосной растут лисички, на сосне сидит дятел, в дупле живёт белка, на поляне поспела земляника.
— Сначала мы шли по деревне, потом — по дороге, потом свернули на тропинку и вышли к реке.
— Строители построили дом, отделали квартиры, вымостили дорожки, посадили деревья и кусты.
6. Внимательно прослушайте текст, повторите по памяти.
Ворона и человек
Ворона украла у Человека часы.
Человек взмолился
— Отдай часы, я принимаю по часам таблетки.
— Не расстраивайся, я тебя выручу — пообещала Ворона и украла у Человека таблетки.
7. Прослушайте текст, перескажите по памяти.
Медведь и груша
Груша упала на голову медведю. «Ты понимаешь, что делаешь?» — заревел медведь.
«Нет, не понимаю» — ответила груша.
«А если я на тебя упаду?» — снова заревел медведь.
Медведь залез на дерево и упал на грушу.
«Теперь понимаешь?» — спросил он у раздавленной груши. «Теперь понимаю!» — сказала груша. «Понимаю, что я созрела, а ты ещё нет».
Крот
Крот любил гулять по подземным переходам, которые прорыли его родители.
Однажды он обнаружил незнакомый лаз. Крот решил узнать, куда он ведёт.
Вдруг он услышал голос: Стой! Не ходи туда, там опасно! Но крот не послушался. Он раскидал лапами землю и увидел голубую -преголубую бездну.
Это было последнее, что он увидел в жизни. Яркий луч солнца ослепил его.
Леонардо да Винчи
8. Прослушайте и повторите рассказ.
Камень и дорога
Жил-был на свете большой камень. Мимо протекал ручей. Вода отполировала камень, и он сверкал на солнце. Шло время, ручей высох. Камень лежал один на пригорке. Вокруг него было много трав и ярких полевых цветов. Внизу проходила дорога. По обочине дороги лежали камни и булыжники. Камню было скучно лежать одному. Он с тоской смотрел вниз на дорогу, где всегда царило оживление.
Однажды он не выдержал, сдвинулся с места и покатился вниз. Камень оказался в дорожной суете. Его топтали, крошили, обдавали грязью, грубо швыряли в сторону. Куда девался его блеск? Всё чаще камень с грустью смотрел вверх на пригорок. Там он мирно лежал среди зелёной травы и ярких полевых цветов. Но былого не вернуть. Он мог об этом только мечтать.
Так и люди порой покидают родные сельские места, едут в шумные города, где оказываются во власти суеты, жажды денег, бесконечных тревог и волнений.
Леонардо да Винчи
9. Прослушайте текст, перескажите по памяти.
Первый подсолнух
Когда-то царь Пётр обучался в Голландии корабельному делу. В городе Амстердаме в одном саду он заметил удивительное растение. Такого цветка он ещё не видел. Царь приказал послать семена необычного растения в Петербург и посеять в аптечном огороде.
Сначала в России подсолнечник служил исключительно для украшения, затем стали грызть его семена.
Гораздо позже учёные установили, что подсолнечные семена являются не только прекрасной пищей для попугаев, но из них можно добывать масло и готовить кофе.
Первым, кто стал добывать масло из подсолнечных семян, был русский крестьянин Данила Бокарёв. Более 150 лет назад он построил первую в России маслобойню.
10. Внимательно прослушайте текст, перескажите по памяти.
Барсучий нос
Однажды вечером мы сидели у костра. Вдруг в зарослях начал сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.
Картошка жарилась на костре, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, видимо, прибежал на этот запах.
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками.
Наконец показалась полосатая шкурка.
Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало.
Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос…
Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.
Барсук долго не появлялся у нашего костра. Только через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники. С тех пор я его больше не видел.
К. Паустовский
11. Прочитайте внимательно рассказ, перескажите по памяти.
Ночной звонок
Резкий звонок прозвучал в три часа ночи у моих соседей. Хозяин ворча, пошёл открывать дверь.
Хозяин очень удивился, так как за дверью был кот!
В дом его взяли котёнком полгода назад. У него была чёрная шерсть, поэтому его назвали Цыганом.
Котёнок оказался очень смышлёный. Дочка хозяина Таня часто гуляла с ним. Когда она возвращалась домой, то нажимала кнопку звонка. Котёнок запомнил её действия и сам научился звонить.
Часто хозяину приходилось подниматься среди ночи из-за резкого звонка в дверь.
Открывает и видит: сидит Цыган на дверной ручке, левой лапой крепко держится за обивку двери, а правой лапой нажимает на кнопку звонка. В конце концов, хозяину надоели эти ночные звонки, и он увёз Цыгана к своим родителям в деревню.
12. Прочитайте внимательно рассказ, перескажите по памяти.
Кот-ворюга
Это был кот, который потерял всякую совесть. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он разрыл в чулане банку с червями. Он их не съел, но к банке сбежались куры и склевали весь наш запас червей.
Куры объелись червей, лежали на солнце и стонали.
Наша рыбная ловля была сорвана. Мы пришли в отчаяние.
Мы не знали, как поймать этого рыжего кота, который обворовывал нас каждую ночь. Почти месяц мы потратили на то, чтобы его выследить. Но однажды нам удалось заманить кота в дом.
Он попался. Впервые мы рассмотрели его как следует. Это был тощий, огненно-рыжий кот с белыми пятнами на животе.
Чтобы он больше не воровал, мы решили его хорошо накормить.
Мы дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.
Кот ел больше часа. Он вышел, шатаясь на крыльцо, и стал умываться.
Он смотрел на нас, на низкие звёзды своими нахальными глазами. С тех пор он у нас прижился и перестал воровать.
Источник