Каша во рту инсульт

Каша во рту инсульт thumbnail

По словам Екатерины Волосач, очень многое зависит именно от скорости оказания медицинской помощи.

Фото: Александр КАТЕРУША

29 октября – Всемирный день борьбы с инсультом, а в последнюю неделю октября во всем мире проходят профилактические акции и просветительские лекции о причинах и последствиях этой болезни. Накануне эту тему на радио «Комсомольская правда Калининград» обсудили с Екатериной Волосач.

О пациентах и их ошибках

– Как часто привозят в Городскую больницу скорой медицинской помощи Калининграда пациентов с инсультом?

– Ежедневно с подозрением на инсульт в больницу поступают 10-15 человек. При этом состояние пациентов – разное: бывает, что сразу все десять – тяжелые, с грубыми неврологическими дефицитами. Бывает, что подозрение на инсульт не подтверждается.

– Часто можно услышать, что инсульт молодеет. Вы сталкиваетесь в своей работе с такими случаями?

– В этом году к нам поступила 21-летняя студентка, которая старалась совместить учебу и работу. Сильное переутомление. При этом девушка не знала, что у нее тяжелая патология сосудов. Вот одно на другое наложилось, и случился инсульт. Получилось, что здесь в отделении мы ее подготовили к госпитализации в федеральный медицинский центр дл оперативного лечения. За минувший год были пациенты в возрасте 31 год, 37 лет, 38 лет.

– 21-летняя пациентка могла предупредить удар?

– С ее заболеванием ангеография (метод исследования сосудов. – Ред.) могла бы указать на патологию. Но такое исследование, как правило, абсолютно всем пациентам для предупреждения инсульта не назначают.

– Врачи порой говорят, что калининградцы, подозревая, что у близкого инсульт, боятся вызывать «скорую»…

– Бывают такие ситуации. Недавно поступил пациент. У него инсульт случился, он к врачам не обратился, потому что боялся увольнения. На следующий день пришел на работу, коллеги ему, конечно же, сразу вызвали скорую. В этой ситуации мы говорим о потерянном времени, пациент находился в тяжелом состоянии сутки! А для эффективного лечения инсульта очень важно «уложиться» в терапевтическое окно для ишемического инсульта, в «золотые» четыре с половиной часа! Давайте, запомним это время, и всегда будем стараться помочь человеку с признаками инсульта оказаться в больнице как можно скорее.

– Что делают пациенту с инсультом за период «золотых часов»?

– Как только пациент поступает в больницу – проводим КТ, берем ряд анализов, если нет противопоказаний, если имеем дело с ишемическим инсультом, проводим тромболитическую терапию. Мы применяем мультидисциплинарный подход. Обязательно корректируем давление, уровень сахара пациента. Помощь клинического психолога, логопеда, эндокринолога, кардиолога, инструктору ЛФК – вся помощь, которая требуется пациенту, перенесшему инсульт, оказывается в отделении неврологии Городской больницы скорой медицинской помощи.

– Помощь клинического психолога порой требуется и родственникам такого пациента.

– Да, далеко не все родственники осознают, что от их поведения, помощи тоже зависит восстановление больного. Прийти в больницу и подержать папу за руку, поплакать вместе с ним – этого мало. Восхищаюсь семьями, где над выздоровлением близкого трудятся все!

Инсульт – это удар

– В ситуации с инсультом очень важно правильно оказать доврачебную помощь. Что делать, а что – категорически нельзя, если рядом человек вдруг не может поднять руку, нормально разговаривать, жалуется на головокружение?

– Верно, вы называете признаки инсульта. Но запомните, самое лучшее , что вы можете сделать для такого человека, – как можно быстрее вызвать “Скорую помощь”. При вызове так и говорите, что у вашего близкого или прохожего – подозрение на инсульт. От скорости оказания медицинской помощи зависит очень многое. Но самое главное – спасем ли мы пациента от тяжелейших последствий инсульта – инвалидизации.

– Напомните, что в состоянии больного указывает на инсульт?

– Что такое инсульт? Это – удар. Врачи пользуются аббревиатурой – УДАР, и расшифровывают ее так: улыбка, движение, артикуляция, решение. Улыбка, потому что при инсульте у человека наблюдается асимметрия лица, человек не сможет полноценно улыбнуться, один уголок рта «уйдет» вниз. Движение, потому что при инсульте одна сторона тела не будет «слушаться». Попросите поднять руку или ногу – человек не сможет этого сделать. Артикуляция, потому что больной не сможет выговаривать слова, у него может быть ощущение «каши» во рту, совсем сложно, когда человек утрачивает способность говорить. Решение, потому что состояние у человека может быть очень сложным, ему будет казаться, что пол с потолком меняются местами, все кружится, он может испытывать резкую головную боль, и в таком состоянии принимать решений человек не может.

– При инсульте человек может терять сознание?

– Да, бывают и такие случаи.

– Важно ли человека с подозрением на инсульт до приезда врача обязательно положить. Или если сидит – пусть сидит…

– Если человек в состоянии прилечь – путь приляжет. Если сидит в кресле, на диване – пусть сидит. Важно сохранять спокойствие и дожидаться помощи медиков.

Чтобы не ударило

– Сколько инсультов может пережить человек?

– В моей практике был случай, когда пожилой человек в период с 60 до 89 лет пережил пять инсультов. С одной стороны, врачи умеют работать с инсультами, с другой – состояние здоровья пациента, его внутренний ресурс играет огромную роль в восстановлении, желании жить дальше. Вот сейчас у нас в отделении лежит 80-летняя пациентка, восстанавливается после инсульта. Переживает, что пока не может вернуться к своей обычной физической форме и… сесть на шпагат.

– Назовите основные меры профилактики инсульта.

– Если у вас высокое давление, узнайте причину, принимайте назначенную терапию. Если у вас сахарный диабет, выполняйте рекомендации врача, держите болезнь под контролем. Если у вас мерцательная аритмия – сходите к кардиологу. Узнайте все о своей болезни, научитесь с ней жить. И никогда самостоятельно не бросайте назначенную терапию! Больше двигайтесь. Привожу в пример Вьетнам – страну, которая победила и онкологию и заболевания сердечно-сосудистой системы. Знаете, как? Благодаря тому, что ежедневно в пять утра все граждане выходят на зарядку. И еще. Расставайтесь с привычкой курить.

– И за охватом талии нужно следить. Верно?

– Да, у женщин нома – 88 сантиметров, у мужчин – 102. Если полнота начинается с живота, обязательно выясняйте причину. Следите за своим здоровьем!

Гвардейск – Смоленск – Калинниград

– Екатерина Юрьевна, расскажите, где вы учились неврологии?

– В июне 2013 года я закончила лечебный факультет Смоленской государственной медицинской академии. С 2013 по 2014 год проходила обучение в интернатуре по специальности «Неврология» на базе кафедры неврологии и нейрохирургии Смоленской академии. А после этого еще два года обучалась в ординатуре. После получения сертификата специалиста, с 2014 года, работала врачом-неврологом в неврологическом отделении для больных с ОНМК в больнице скорой помощи Смоленска.

– А в Калининграде как оказались?

– В Калининград переехала в конце августа 2018 года. До этого, с 1 сентября 2017 года, работала врачом-неврологом в неврологическом отделении для больных с ОНМК Городской больницы скорой медицинской помощи Калининграда. А с апреля 2018 года начала руководить отделением. Дело в том, что я родилась в Гвардейске, здесь живет моя бабушка. Раз в год я приезжала к ней в гости, каждый раз мечтала переехать жить в Калининград. Очень люблю этот город, ведь у него особая атмосфера. И вот в один прекрасный момент мечта сбылась. Ни на минуту не задумывалась, когда мне предложили сюда переехать.

Источник

Речь – отличительная человеческая черта, позволяющая нам общаться между собой. Ее нарушение может повлиять на качество жизни и взаимодействие с другими людьми. Нарушение речи (афазия) может быть двух типов: расстройство понимания или произношения. При этом способности к чтению и письму могут сохраняются.

Афазия развивается при поражении определенных участков головного мозга, и в зависимости от того, какой участок повреждается, такой тип афазии и разовьется.

Моторная афазия (она же афазия Брока) – у человека нарушается речь, ему трудно произносить слова, но при этом понимание речи не изменяется. То есть, вас пациенты поймет, а вы его – нет. Анатомически это повреждение задней нижней лобной извилины.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) – пациент не понимает чужую и собственную речь. Он может свободно разговаривать, но при этом в его разговоре появляются неологизмы и парафразы. Сам пациент не замечает «неправильности» своих фраз и предложений, он считает, что говорит адекватно. При этом слушателю довольно сложно понять пациента. Анатомически – это поражение задней части верхней височной извилины. Эта область получает входящие импульсы от слуховой коры, и их связь обеспечивает понимание речи на слух.

Есть и другие области головного мозга (со своими конкретными функциями), поражение которых может приводить к тем или иным отклонениям в речи.

· Угловая извилина в нижней теменной дольке располагается близко к визуальной коре, отвечает за восприятие письменной речи.

· Островок участвует в формировании правильной артикуляции.

· Адекватная передача нервных импульсов в лобной и височной областях обеспечивает правильное построение речи и последовательность слов в предложении.

· Височная, теменная, затылочная области отвечают за запоминание слов и их значений.

· Правильный грамматический строй речи обеспечивается мозжечком.

Для формирования языковой функции важную роль имеет «доминирование» одного из полушарий. У правшей более чем в 95% случаев доминантным является левое полушарие головного мозга, а у левшей только от 31 до 70% доминантным полушарием будет левое.

У пациентов с правополушарным доминированием языковой функции при повреждении одноименной половины головного мозга развивается менее тяжелое и менее стойкой нарушение речи, предполагая что латерализация у таких людей является неполной. Латерализация – это процесс, когда определенная функция высшей нервной деятельности присваивается одному из полушарий.

Причины нарушения речи

Ишемический инсульт (наиболее частая причина), геморрагический инсульт, новообразования и абсцессы головного мозга, энцефалиты и другие инфекции центральной нервной системы, травмы головы. Описаны редкие случаи афазии при рассеянном склерозе и остром рассеянном энцефаломиелите. В данном случае афазия развивает остро или подостро и имеет продолжительный характер. Необходимо устранить причину для лечения афазии.

Транзиторная афазия (временная) может быть при ТИА, мигрени или эпилепсии. Наличие афазии у пациентов с ТИА является высоким фактором риска развития инсульта в ближайшие несколько дней или недель. Афазия во время эпиприступов может быть судорожным феноменом (в начале сложного или генерализованного припадка) или же расстройство речи формируется после припадка.

Прогрессирующая афазия является признаком нейродегенеративного заболевания. Такие расстройства, как болезнь Альцгеймера, Клянцфельтера-Якоба, лобно-височная деменция обычно развиваются в пожилом возрасте. У таких больных важно дифференцировать признаки деменции и признаки афазии между собой. Однако нейродегенеративные заболевания могут встречаться и у детей, например эпиелептическая энцефалопатия (синдром Ландау-Клеффнера), при котором афазия наблюдается в 40% случаев.

Как диагностировать афазию?

Категории, по которым отличают качество и расстройства речи друг от друга: беглость и плавность, содержание, умение повторять за говорящим, понимание, чтение и письмо, способность называть предметы.

При нейропсихологическом исследовании для оценки речи важно учитывать эмоциональное состояние пациента, уровень образованности, сознания и внимания, памяти, праксиса, состояние органов зрения и слуха. Если есть отклонение хотя бы в одном из этих критериев, оценка речевых функцией затрудняется.

· Беглость и плавность речи: оценивается как качественный признак беглой речи пациента. Нарушение этой функции характеризуется следующими признаками:

– уменьшение количества произнесенных слов в минуту, замедление речи

– укорочение фраз, обычно вместе произносится не более пяти слов

– аграмматизм (пропуски слов, замена слов, нарушение временных конструкций, вместо настоящего пациент употребляет прошедшее время)

– заминки и нарушение мелодичности

Наилучший способ оценки беглости речи – записать речи пациента и посчитать количество произнесенных слов и фраз.

· Содержание речи. Следует отмечать ошибки во время разговора с пациентом. Особенно это касается пациентов с афазией Вернике.

· Повторение слов. Тест проводят в несколько этапов, с каждым этапов усложняя задания. Вначале это могут быть буквы алфавита и цифры, затем слоги, отдельные слова, фразы, и наконец, целые предложения. Усложнение может быть также путем выбора редко встречающихся слов.

· Названия предметов. В идеале использовать картинки с различными предметами, так же от часто встречающихся до редко встречающихся предметов (например, предметы быта будут наиболее узнаваемыми). Если под рукой нет картинок, можно использовать ручку ножницы, указывать на части лица и т.д. Утяжеляя задание, можно просить пациента дать название предмету по описанию.

· Понимание речи. Оценивается по выполнению команд. Сначала это легкие команды: «закройте глаза», затем команды в несколько действий: «возьмите лист бумаги и сложите его пополам». Чем больше должно быть выполнено движений, тем сложнее команда. «Встать, повернуться на 360 градусов, поднять руки и сесть». Еще более сложные – это действия с пересечением середины тела: «достаньте правым указательным пальцем до левого уха».

Источник

С вами Ольга, многомама и логопед, и я продолжаю рассказывать о признаках одного из самых распространенных сейчас нарушений речи – дизартрии. В предыдущей статье я писала, что дизартрию, в отличие от множества других нарушений речи, можно заподозрить даже в раннем младенчестве. Сегодня расскажу, как развивается ребенок, которому в будущем может быть поставлен этот диагноз.

Напоминаю, что дизартрия – это нарушение лишь звукопроизносительной стороны речи. То есть ребенок нормально накапливает словарный запас, а него нет проблем с согласованием слов в предложения и выражением своих мыслей – то есть у него сохранно освоение речи как системы. Однако ребенок, подозреваемый по дизартрии, часто начинает говорить с задержкой. Почему?

Да потому, что им просто трудно. Центр (головной мозг) посылает сигналы периферии (органам ротовой полости), но в процессе где-то замыкает, и на периферии мы видим неточность артикуляционного движения, нарушения мышечного тонуса, подвижности органов артикуляции. Мозг даёт сигнал подняться языку вверх, например, для произнесения звука Ш, но тонус уводит язык вбок, слабость не позволяет подняться, а нарушения чувствительности не позволяют ребенку быть уверенным, действительно ли язык там, где нужно.

Дети с легкой дизартрией (а мы сейчас говорим именно о лёгкой степени, ведь дети с тяжёлой часто в принципе не способны даже пошевелить языком) головушкой уже до речи дозревают, но управлять своими органами артикуляции им труднее, чем обычным детям. Первые простые слова появляются обычно вовремя, но вот переход к фразе и накапливанию активного словаря происходит медленнее, потому что для этого требуется быстрое и уверенное переключение между разными артикуляционным позами, а это как раз ребенку и трудно.

Как было у моего сына Дани, у которого я заподозрила дизартрию года в два. Могла бы и раньше – даже в грудном возрасте, как писала а прошлой статье, но не очень хотела верить.

В два года фраза у него была – Мама, ням-ням. Биби туту. И тому подобное. А вот слов с переключением (вода, коты и тп) – не было почти до трёх лет. Мои предыдущие дети начинали хорошо говорить ровно в 2 года 3 месяца, Даня по их стопам не шел. Себя он именовал Няня, и виртуозно использовал свою ограниченную лексику. Например, словом нямням он называл все вкусное, словом дябдяб – так себе еду, и словом бьябья – совершенную гадость . Все это было безумно мило, но ближе к Данным трем годам начало меня напрягать .

Спас сенсорный удар. Это мой личный термин. Ребенок приехал на море. Первые слова с переключением появились у него через неделю, к концу трехнедельного отдыха он говорил понятно для окружающих. Речевой взрыв за две недели. Наращивание лексики с тех пор происходило лавинообразно, и в сентябре я изумлялась своим же записям его смешных словечек – неужели это было так недавно ?

Но оптимизм оптимизмом, а факты фактами – задержка речевого развития имела место быть, и виной тому – дизартрия. Именно тогда я начала ее впервые подозревать. А особенности речи меня в этой мысли укрепили .

Наш легонький дизартрик заговорил, и что мы слышим? Слышим в общем нормально по возрасту развитую речь. Дети с дизартрией не испытывают проблем с усвоением и реализацией лексико-грамматической системы языка и, кое-как управившись с непослушными языком и губами, нормально наращивают лексику и зачастую обладают речью в целом довольно развитой.

Но их речь часто слегка замедленная, производит впечатление обстоятельной. Ребенку с дизартрией нужно больше времени, чем ребенку без нее, для того чтобы переключаться между артикуляционными укладами . Иногда такой ребенок выглядит очень умным. Его медленное и обстоятельное изложение тому способствует. Он критично относится а своей речи и стремится сделать её понятной, как может.

Это если мы берём ребенка без сопутствующих нарушений высших психических функций, лёгкого снижения интеллекта. А такие проблемы могут сопутствовать дизартрии – ведь причина одна, повреждение мозга. Если сопутствующие нарушения есть – ребенок, наоборот, может абсолютно невнятно тараторить, некритично относясь к собственной речи, и нимало не беспокоясь о ее понятности.

Что еще. Глотает слоги или наоборот, повторяет многократно один и тот же слог. Мысль ушла вперёд, а язык на месте остался – вот полслова и проглотилось. Или застрял, на может переключиться. Или вперёд убежал, а потом опомнился и вернулся – следовательно слоги переставил. Всевозможные капетики и пикишоны у детей с дизартрией в речи сохраняются дольше, чем в норме .

Поскольку дизартрия – это не только нарушение артикуляции, а ещё и голоса, и дыхания, и интонационной выразительности – такие дети часто бывают либо слишком громкими и визгливыми, либо наоборот – тихо и монотонно говорящими, что делает их речь ещё более невнятной.

Ну и наша каша. Заплетающийся язык, зажатая речь – ребенок говорит как будто сквозь зубы, речь также может казаться сюсюкающей, а может все это сочетаться вместе. Все это – проявления нарушений мышечного тонуса и проблем с управлением органами артикуляции. Язык у таких детей действительно заплетается, не успевая за течением речи, тонус мышц губ и языка приводит к ощущению зажатости, а повышенный тонус спинки языка – к смягчению звуков и, следовательно, к сюсюкающей интонации .

И самое главное – очень специфические нарушения звукопроизношения. Об этом в следующей статье.

Источник