Какая речь после инсульта
В некоторых источниках говорится, что после перенесенного инсульта необходимо сразу же начинать занятия по восстановлению речи, но это абсолютно не верное решение, в острый постинсультный период, который длится семь дней, необходимо направить все усилия на сохранение человеку жизни.
Помощь в реабилитации
Восстановление речи после инсульта зависит от степени тяжести перенесенного заболевания и необходимости медикаментозной терапии, поэтому не стоит ожидать от больного в очень тяжелом состоянии быстрых положительных результатов. Нужно набраться терпения и начинать логопедические упражнения после того как угроза для жизни человека минует. Как вернуть речь? Как быстро восстанавливается речь после инсульта? Об этом и многом другом, касаемо этой темы читайте в статье ниже. И по ссылке.
Как восстановить речь после инсульта
После проведения всех необходимых обследований, специалисты назначают пациенту комбинированный курс терапии. Только правильно подобранное комплексное лечение поможет вернуть человеку речевой аппарат и улучшить общее состояние. Следуйте всем инструкциям врачей, в том числе и по поводу помощи в восстановлении речи, не стоит заниматься самолечением, это может привести к перегрузке пострадавшего, что негативно скажется на протекании реабилитации.
Основные виды нарушения речи после инсульта
За речевой аппарат отвечают отделы коры головного мозга, при наступлении инсульта, в первую очередь страдает речь, происходят расстройства нарушение речи, которых существует несколько видов:
Когда пopaжается пoдкopкoвая cтpуктуpа гoлoвнoгo мoзгa, возникает дизартрия. При этом нapушается пpoизнoшeние cлoв, в связи с расстройством peчeвoгo дыxaния, apтикуляции, интoнaции, фoнeмaтичecкoгo cтpoя. Именно поэтому разобрать, что говорит пострадавший весьма тяжело. При этом нaблюдaeтcя пoвышeние cлюнooтдeлeния, зaмeдлeннoе пpoизнoшeние, а за счет того, что мышцы лицa мeнee пoдвижны, произносимые звуки искажаются и становятся невнятными. Но больной, при этом, понимает речь, может писать и читать.
Дизapтpия делется на: мозжечковую, подкорковую, бульбарную.
Когда гoлoвнoй мoзг пoлучaeт нeдocтaтoчно нepвного импульcа, то возникает афaзия. Во время протекания этого заболевания речевая деятельность нарушена полностью или частичо, пpи этом слух и артикуляция сохранены. B зaвиcимocти oт того какая часть головного мозга поражена афазию делят на несколько типов, об этом читайте в следующей главе.
Понятие и разновидности афазии:
Ссылка на информационное видео
Виды афазий:
Тотальная афазия — полное отсутствие речи, больной не понимает, что происходит вокруг и не узнает близких.
Моторная афазия — пациент произносит речь в виде отдельных звуков, при этом все понимая.
Сенсорная афазия (афазия Вернике) — больной воспринимает родной язык как чужой и абсолютно его не узнает и не понимает.
Семантическая афазия — пациент понимает только простые предложения, без синонимов и различных оборотов речи.
Амнестическая афазия — Пациенту тяжело определить как называются предметы вокруг него.
Динамическая афазия — больной не может произнести длинную фразу и текст, не может построить план предложения и высказать его.
Каждый человек индивидуален, поэтому сколько по времени восстанавливается речь, ответить сложно. Определяя вид афазии, врачи выбирают метод лечения, который данному пациенту поможет наилучшим образом.
Методы лечения афазии
Логопедический метод. Занимаются данным методом специалисты логопеды, они используют в лечении мелодическую интонацию, с помощью компьютерных технологий, при которой активируется правое полушарие мозга. Таким образом, в результате взаимодействия инноваций, речевой гимнастики и фармакологических методов достигается желаемый результат и полное восстановление речи. При более тяжелых случаях врачи назначают дополнительные мероприятия.
Хирургическое вмешательство. С помощью этого метода можно произвести реваскуляризацию больных, перенесших инсульт, это улучшает кровообращение головного мозга и оптимизирует состояние нервных клеток с возвращая их к жизни. Если этот метод и другие не помогли, то назначают экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.
Физиотерапевтические процедуры. Электростимуляция голосовых связок, ее назначают при моторной афазии. Также используется терапия при помощи иглорефлексии.
Функциональное биоуправление — осуществляется визуальным контролем над речью .
Методы лечения дизартрии
Использование лекарственных препаратов, благодаря чему препятствуется образование осложнений и улучшается кровообращение.
Обучение больного, который перенес инсульт, заново учить слова. Для начала восстанавливают навык работы рта и подвижной челюсти. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:
— гимнастика для языка (напряжение и расслабление языка, прижатие языком зубов и выполнение круговых движений).
— логопедические занятия (врач-логопед назначит мероприятия по восстановлению функции глотания).
Источник: www.1proinsult.ru
Источник
В результате инсульта происходит нарушение кровообращения в головном мозге. Оно сопровождается поражением центральной нервной системы с последующими осложнениями функций мозга.
В большинстве случаев человек сталкивается с нарушением речи при инсульте головного мозга, имеет трудности в произношении или понимании ее понимании.
Это оказывается большой психологической проблемой для пациента и его близких. При правильной методике лечения, реабилитационный период проходит быстрее и эффективнее.
Расположение центров речи в головном мозге
Головной мозг – самый значимый орган центральной нервной системы человека. Ядра, расположенные в стволе мозга, посылают импульсы определенным отделам, которые выполняют двигательные команды. Среди них выделяются нервы, которые участвуют в создании речи.
Расположение речевых зон обусловлено доминантным полушарием. У людей, владеющих преимущественно правой рукой, центры находятся в левом полушарии. У левшей – в правом.
В нижней части лобной доли располагается центр Брока, который участвует в процессе воспроизведения речи. Этот участок головного мозга отвечает за артикуляционный процесс речи, сокращает мышцы речеобразующих органов.
Центр Брока и Вернике в головном мозге
Зона Брока охватывает и процесс построения предложений, правильный порядок слов, последовательность высказываний. При нарушении работы этой зоны, человек перестает внятно выражать свои мысли. Способность понимать речь сохраняется.
Зона Вернике расположена в задней области височной извилины, отвечает за осмысление устной и письменной речи. Является слуховым центром, способным анализировать и сопоставлять услышанное.
Существуют и другие вспомогательные центры речи, которые располагаются на разных участках коры головного мозга. Они отвечают за логическое мышление, способность вычленять основную мысль текста, читать, идентифицировать звуки.
У людей, перенесших инсульт, могут наблюдаться речевые расстройства двух типов.
Дизартрия
Встречается при поражении подкорковых структур головного мозга.
Это нарушение произношения слов, обусловленное дисфункцией артикуляции, фонематического строя, речевого дыхания, интонации.
Вследствие чего речь человека становится неразборчивой.
Наблюдается повышенное слюноотделение, замедленность произношения, ослабление артикуляции. Мышцы лица становятся менее подвижными, в результате происходит искажение произносимых звуков. При этом больной понимает речь, способен писать и читать.
Выделяют четыре типа дизартрии:
- легкая степень заболевания, при которой признаки дизартрии выявляются только специалистом;
- речь понятна окружающим, но имеются дефекты в произношении;
- речь неразборчива, понятна только узкому кругу людей;
- тяжелая степень дизартрии, характеризуется отсутствием разговорной речи.
Людям с дизартрией назначается комплекс упражнений для восстановления упругости мышц органов говорения.
Афазия
Заболевание характеризуется полным или частичным нарушением речевой деятельности при сохранении слуха и артикуляции. Головной мозг получает недостаточный нервный импульс, чтобы выразить мысль с помощью органов речи. В зависимости от локализации очага поражения и выявленных дисфункций, афазию подразделяют на несколько типов:
Моторная афазия
Наблюдается при повреждении верхних частей главной артерии головного мозга.
Основные органы речи сохраняют свою функциональность, но больному сложно ими управлять.
При легкой форме моторной афазии сохраняется способность произносить слова и предложения.
В речи наблюдается изменения последовательности изложения, нарушение порядка слов и их форм. Человеку сложно произносить некоторые согласные звуки, простые слова произносит по слогам. При этом смысл сказанного понятен.
Для более тяжелых форм моторной афазии характерно полное нарушение речи после инсульта. Больной не способен к построению слов, может произносить только гласные звуки. Речь других людей понимает.
Лечение следует начинать спустя неделю после инсульта. Для этого достаточно пытаться выговаривать несложные слова, петь песни.
Сенсорная афазия
Заболевание возникает вследствие поражения зоны Вернике. Характеризуется полной или частичной утратой понимания речи. Слуховая функция сохраняется.
Больной способен воспроизводить обрывки слов, отдельные звуки, которые не имеют между собой смысловой связи. Возникают проблемы с чтением, письмом и счетом.
Пациент входит в состояние возбуждения, активно жестикулирует руками. Может выполнять указания (открыть рот, повернуть голову, сесть). Способен повторять простые слова, но смысла в них не находит. В речи, обращенной к нему, слышит бессвязные звуки. Утрачивается способность к чтению и письму.
При повреждении теменной области левого полушария наблюдается дезориентировка в пространстве.
Сенсорная афазия может проявляться в легкой форме, тогда человек узнает бытовые слова и фразы.Сложность лечения заключается в отсутствии понимания речи.
При регулярных занятиях сенсорная афазия частично излечима.
Динамическая афазия
Возникает вследствие поражения задних лобных участков доминантного полушария.
Характеризуется отсутствием формулировки текста.
Больной не может мысленно построить предложение и воспроизвести его в устной форме. Искажен мыслительный процесс.
Человек путает формы слов, использует простые предложения, шаблонные фразы, меняет звуки местами.
Динамическая афазия характеризуется спонтанными высказываниями. Структура текста и смысловая целостность нарушены, произносятся только обрывки фраз. Больной забывает слова, пытается подобрать синоним, или объяснить желаемое другими способами.
При легкой форме заболевания человек способен понимать медленно произносимую речь. Но при ускорении темпа разговора, больной теряет смысл высказывания. При ответе на вопрос использует те же слова, которые произнес собеседник.
Более сложная форма динамической афазии приводит пациента в инертное состояние. Наблюдается затруднения в понимании длинных предложений. Речь может совсем отсутствовать. Больной не проявляет интереса к происходящему вокруг него.
Для восстановления последовательности мышления, врач-логопед предлагает описать связанные между собой картинки и образы. Вместе с больным составляются различные рассказы, диалоги, вследствие чего, способность к планированию речи возвращается.
Акустико-мнестическая афазия
Связана с нарушением работы средних и задних отделов височной части головного мозга.
Характеризуется снижением слухоречевой памяти. Утрачивается способность удержать и переработать нужный объем информации.
У больного искажается понимание переносного значения слов, теряется смысл текста. Характерны многократные повторения одного слова.
При общении, больной может забывать звуковое оформление слов, способен объяснить при помощи синонимов. В речи доминируют вербальные парафазии. Например, вместо слова «стол» человек говорит «стул» или «диван».
Чтение и письмо частично сохранены. Пересказ текста затруднителен из-за неспособности удержать информацию в памяти. Сложности счета возникают при выполнении арифметических заданий в устной форме.
Амнестическая афазия
Отклонение возникает при поражении нижнего отдела височной области.
Считается самым «щадящим» видом афазии. Характеризуется осознанностью, адекватностью речи.
У больного сохраняется интеллектуальная, мыслительная, слуховая функции.
Главная особенность Амнестической афазии заключается в сложности подбора слов при общении. Больной забывает имена и названия предметов, но способен их описать с помощью прилагательных и глаголов.
После обследования пораженных очагов головного мозга, пациенту назначается индивидуальное медикаментозное и логопедическое лечение.
Тотальная афазия
Наблюдается при обширном поражении речевых и сенсорных зон доминантного полушария.
Проявляется сразу после ишемического инсульта.
Больной теряет способность воспроизводить и понимать речь, при этом слуховая функция не изменяется.
Снижается чувствительность. Человек перестает узнавать письменную и устную речь, жесты, артикуляцию, звуки. Сохраняется способность произносить отдельные звуки, кашлять, мычать.
При более серьезных очаговых поражениях у пациента парализуется правая рука. Общее поведение – пассивное.
Тотальная афазия может переходить в более сложные формы, поэтому лечение начинают сразу после выявления отклонений.
Повреждение любой части головного мозга может отрицательно сказаться на работе ЦНС.
Человеку, перенесшему инсульт, необходимо внимание и забота близких людей. Постарайтесь проявить терпение к больному. Окружите его положительными эмоциями, и процесс лечения заметно ускорится.
Видео на тему
Источник
Многие люди страдают от проблем с общением после инсульта. Примерно треть пациентов, перенёсших инсульт, имеет трудности с речью или пониманием того, что говорят другие. Это пугает и расстраивает как пациентов, так и их близких. Существует несколько методов восстановления речи.
Причины
Инсульт – это повреждение головного мозга. Мозг контролирует все, что делает человек, включая то, как мы понимаем и интерпретируем речь.
Нарушения речи могут возникнуть вследствие повреждения тех частей головного мозга, которые отвечают за неё. Чаще причиной расстройства речи являются нарушения в левой половине мозга, поскольку в 96–99% правшей и в 60% левшей именно в ней находятся центры, отвечающие за речь. 20% левшей имеют смешанную между двумя полушариями иннервацию, ещё у 20% из них центры речи находятся в правой половине мозга. Поэтому у левшей расстройства речи могут развиваться после поражения любого полушария, но симптомы у них от нарушений в левой половине мозга могут быть мягче или более избирательны, чем симптомы, наблюдаемые у правшей.
При нарушении в зоне Вернике возникает сенсорная афазия, в зоне Брока — моторная афазия
Большинство случаев нарушений речи связано именно с инсультами, реже они встречаются при травмах головы, опухолях мозга или дегенеративных заболеваниях. В восприятии речи, её понимании и воспроизведении принимают участие следующие центры: восприятие в слуховой зоне, декодирование в верхней височной доле, анализ в теменной, экспрессия в лобной доле, нисходящие пути через кортикобульбарный тракт к внутренней капсуле и стволу мозга, модулирующее влияние базальных ганглиев и мозжечка.
Инсульт – самая частая причина нарушений речи. Согласно статистическим данным, примерно у трети пациентов с нарушением мозгового кровообращения развивается нарушения речи разной степени тяжести. Нарушения доставки крови к мозгу приводит к гибели или повреждению нейронов в областях центральной нервной системы, которые контролируют речь.
Степень проблем с коммуникацией зависит от того, в какой области мозга случился инсульт и насколько великая его часть пострадала.
Инсульт может повлиять на то, как пациент говорит, понимает речь, читает или пишет.
Виды речевых расстройств
Нарушение мозгового кровообращения может повлиять на общение разными способами. Основными состояниями, которые могут развиться после него, являются:
- афазия;
- дизартрия;
- диспраксия.
Пациенты могут иметь комбинацию всех трёх этих нарушений.
Афазия
Афазия – это название наиболее распространённого нарушения речи, вызываемого инсультом. Афазия может повлиять на то, как пациент говорит, его способность понимать сказанное, навыки чтения и письма. Она не влияет на интеллект, хотя иногда люди думают иначе.
Афазия может быть нетяжелой, а иногда влияет только на одну форму общения, например – чтение. Тем не менее, она чаще поражает несколько аспектов коммуникации в одно и то же время.
Видео: формы афазии — часть 1
Видео: формы афазии — часть 2
Существует несколько типов афазии, из которых основными являются:
- Если проблемы в основном с пониманием сказанного – это называется сенсорной афазией (рецептивной, акустико-гностической, афазией Вернике).
- Если пациент в основном понимает других, но имеет трудности с выражением того, что он хочет сказать – это называется моторной афазией (афазия Брока, экспрессивная афазия).
- Комбинация проблем, которые полностью или частично нарушает коммуникацию, может называться смешанной или глобальной (при тяжёлых нарушениях) афазией.
Люди с сенсорной афазией могут:
- не понимать большую часть из того, что говорят другие и ощущать, как будто люди говорят на неизвестном иностранном языке;
- не понимать долгих и сложных предложений и могут забыть начало того, что сказали;
- не понимать других на фоне стороннего шума, или когда различные люди говорят группой;
- быть способными читать газетные заголовки, но не понимать остальной текст;
- быть способными писать, но не могут прочитать то, что написали.
Люди с моторной афазией могут:
- Быть неспособными говорить вообще. Они могут общаться при помощи звуков, но не способны формировать слова.
- Иметь сложности с построением обычных предложений. Они могут выговаривать одинокие слова или очень короткие предложения, пропуская ключевые слова. Они пишут подобным образом.
- Говорить с частыми паузами и неспособны найти то слово, которое они хотят сказать
- Отвечать «да» или «нет», но иметь в виду противоположное. Поэтому их ответы не являются надёжными.
- Выговаривать не те слова, что задумали – например, «молоко» вместо «вода».
- Говорить в нормальном темпе, но многое из сказанного ими нельзя распознать и оно имеет ограниченный смысл. Они могут не понимать этого, а другие могут ошибочно полагать, что эти люди имеют спутанное сознание.
- Описывать предметы и места, но не способны назвать их.
- Выговаривать только набор нескольких слов в ответ на любой вопрос. Это могут быть эмоциональные слова – например, ругательства.
- Застрять на одном слове или звуке и повторять его.
Люди с глобальной афазией могут:
- испытывать большие трудности в понимании слов и предложений;
- иметь трудности в формировании слов и предложений;
- понимать некоторые слова;
- пропускать несколько слов сразу;
- иметь серьёзные трудности, которые мешают эффективному общению.
Дизартрия
Дизартрия возникает, когда инсульт приводит к развитию слабости мышц, которые человек использует для речи. Инсульт может повлиять на мышцы, которые человек использует для движения языка, губ или рта, управления дыханием во время речи или воспроизводства голоса.
Дизартрия не влияет на способность поиска слов, которые пациент хочет сказать, или на понимание других людей. Если у человека дизартрию, его голос может звучать иначе и у него могут быть проблемы с чётким произношением. Звуки голоса могут быть невнятными, искажёнными, тихими или замедленными. Другие люди могут не понимать пациента. Если нарушается контроль дыхания, больному может понадобиться говорить краткими отрывками, а не сложными предложениями.
Диспраксия
Диспраксия – это состояние, которое нарушает движения и координацию. Диспраксия речи возникает, когда пациент не может двигать мышцами в правильном порядке и последовательности, чтобы воспроизводить звуки, необходимые для ясной речи. У больного нет паралича или слабости отдельных мышц, но он не может использовать их в правильном порядке, чтобы ясно выговаривать слова. Пациент с диспраксией не способен чётко произносить слова, особенно когда кто-то просит их сказать. Он может повторять слова несколько раз и пытаться исправить произношение. Иногда больной вообще не может выговорить какой-то звук.
Трудности с коммуникацией после инсульта очень пугают и тревожат пациентов и окружающих людей.
Как другие последствия инсульта влияют на общение?
Инсульт может привести к другим проблемам, которые влияют на способность нормального общения.
Изменения эмоционального содержания общения
Инсульт иногда может вызвать незначительные изменения эмоциональных аспектов речи. Например, тон голоса может звучать «плоско», или выражение лица может не изменяться. Пациент может не понимать юмор, не знать, когда вступить в разговор. Эти проблемы связаны с изменениями в правой половине головного мозга и могут быть ошибочно истолкованы в качестве депрессии.
Изменения восприятия
Инсульт может нарушать зрение, а иногда – и слух. Это может ухудшить чтение и письмо.
Усталость
Многие люди испытывают сильную физическую и психическую усталость после инсульта. Поддержание разговора требует больше усилий, чем раньше, поэтому пациенты могут быть неразговорчивыми.
Проблемы с памятью и концентрацией
Инсульт может повлиять на кратковременную память, мыслительные процессы, способность сосредоточиться и сконцентрироваться. Это может замедлить и осложнить общение.
Физические проблемы
Физическая слабость или паралич после инсульта может повлиять на выражение лица. После инсульта часто наблюдаются проблемы с глотанием, которые обычно связаны с дизартрией.
Изменения настроения или личности
Изменения в головном мозге, вызванные инсультом, могут также повлиять на настроение, эмоции и личность. Это нарушает способность к общению.
Методы лечения
Лечение нарушений речи – чрезвычайно важный аспект жизни после инсульта, который влияет на способность человека говорить.
Очень важную роль в возвращении человеку способности общаться играют близкие ему люди — родственники и друзья. Их терпение, понимание и участие в процессе реабилитации увеличивают шансы на полное восстановление пострадавшего.
Иногда речь улучшается самостоятельно, без лечения, но пациентам обычно рекомендуют прохождение реабилитации под руководством невролога и логопеда.
У пациентов с нарушениями речи реабилитация направлена на:
- помощь в общении;
- максимально возможное восстановление речи;
- поиск альтернативных способов общения.
Доказано, что логопедическое лечение наиболее эффективно, если оно начиналось как можно быстрее. У многих пациентов наиболее очевидное улучшение происходит в первые 6 месяцев после инсульта. Однако постепенное восстановление может продолжаться несколько лет.
Методика проведения лечения зависит от индивидуального состояния пациента, тяжести заболевания. Некоторым из них рекомендуют интенсивный курс реабилитации за короткий период. Для других такой курс очень утомителен, и им проводят более короткие и менее интенсивные занятия.
Лечение может быть индивидуальным, групповым, или с использованием технологий, таких как компьютерные программы или приложения.
Применение компьютера для лечения афазии позволяет активизировать лечение, проводя его в домашних условиях
Медикаментозное лечение афазии
При ишемическом инсульте проведённый вовремя тромболизис может остановить повреждение головного мозга и предупредить развитие афазии.
Проведено много исследований, в которых оценена эффективность лекарственных средств в восстановлении речи после инсульта. Были изучены следующие препараты:
- Пирацетам в комбинации с речевой реабилитацией улучшает восстановление при афазии.
- Бромокриптин не улучшает восстановление речи после перенесённого инсульта.
- Леводопа — доказательства эффективности применения этого препарата противоречивы.
- Декстроамфетамин, кажется, улучшает восстановление при афазии в комбинации с речевой реабилитацией.
- Холинэргические препараты — эффективность в восстановлении речи недостаточно изучена.
- Дестран 40 — приводит к ухудшению результатов лечения.
- Моклобемид (ингибитор МАО) не способствует восстановлению речи.
- Донепезил — может иметь позитивное влияние на глобальную речевую функцию.
- Мемантин — в комбинации с речевой терапией, индуцированной ограничением, улучшает восстановление речи.
Речевая реабилитация
Какая именно методика используется для лечения афазии – зависит от индивидуальной ситуации каждого пациента.
Если у больного трудности с пониманием слов (сенсорная афазия), логопед может попросить его выполнять задания, такие как определение соответствия слова картинке, сортирование слов по их смыслу. Целью таких заданий является улучшение способности пациента запоминать значения слов и связывать их с выговариваемыми и написанными формами слов.
В случае если у пациента трудности с произношением слов (моторная афазия), логопед может попросить его называть картинки, судить о наличии рифмы или повторять слова, сказанные врачом. Логопед может подсказывать больному, назвав или написав первую букву нужного слова. Когда больной может выполнять задачи с отдельными словами, логопед переходит на способность строить предложения. Врач также может показывать пациенту предметы, которые можно потрогать и увидеть, в то же время выговаривая их названия.
Если у пациента отмечается слабость мышц, принимающих участие в формировании речи (дизартрия), сначала нужны упражнения, чтобы усилить их. Логопед также даёт советы относительно того, как должны двигаться язык, губы и челюсть, чтобы образовать определённые звуки.
Некоторые методики могут включать работу с компьютером. Другие методы могут включать групповую терапию с другими людьми с афазией или с совместное лечение с членами семьи. Это позволяет пациенту улучшать разговорные навыки или репетировать частые ситуации, такие как телефонный звонок.
Сейчас есть много компьютерных программ и приложений, направленных на то, чтобы помочь людям с афазией их речевые способности.
Речевая терапия в острой стадии инсульта (до 3 недель)
Эта фаза восстановления характеризуется спонтанным возобновлением функций повреждённого головного мозга при помощи физиологических механизмов. В этом периоде проведение интенсивных реабилитационных методик не рекомендуется, поскольку это может негативно сказаться на восстановлении речи в более позднем периоде.
Подострая стадия (3 недели – 12 месяцев)
В этой фазе восстановление происходит за счёт функциональной реорганизации головного мозга. Именно в этом периоде логопедическая реабилитация является эффективным лечением афазии, поэтому в подострой фазе следует проводить самые интенсивные занятия.
Хроническоая стадия (больше 12 месяцев)
Традиционно считается, что возможность восстановления в значительной степени заканчивается с достижением хронической фазы. Однако новые исследования показали, что это не так и что интенсивная логопедическая реабилитация достаточно эффективна и в этом периоде.
Речевая терапия, индуцированная ограничением
Этот метод лечения основан на ограничении применения альтернативных способов общения (жестов, письма и рисования) для того, чтобы направить пациента на использования нарушенной речи. Это почти противоположная стратегия, отличающая от традиционного подхода, при котором человеку рекомендуется использовать неповрежденные способности для общения. Логопед может применять комбинацию из обеих методик.
Альтернативные методы общения
Важная часть речевой реабилитации после инсульта – поиск различных способов общения с пациентом. Врачи могут помочь обнаружить альтернативу речи, например – жесты, письмо, рисунки или карточки для общения.
Карта общения помогает
Карты для общения – это большие рисунки, содержащие буквы, слова или рисунки. Они позволяют пациенту с афазией общаться с окружающими, показывая слова или буквы, чтобы объяснить, что они хотят сказать.
Видео: мобильное приложение «Пойми меня»
Для некоторых людей полезными могут быть специально разработанные электронные устройства, которые используют генерированный компьютером голос, чтобы проигрывать вслух сообщения. Это может помочь, если пациент способен набирать или писать текст. Кроме того, также существуют приложения для смартфонов или планшетов, которые могут делать то же самое.
Общение с человеком с афазией
Если вы живете или заботитесь о человеке с афазией, вам необходим надёжный способ общения с ним. Следующие советы могут быть полезными:
- Помните, что афазия нарушает речь, а не интеллект.
- Разговаривайте естественно, но немного медленнее. Используйте обычный тон голоса, помните, что пациент не ребёнок.
- После сказанного вами дайте пациенту достаточно времени для ответа. Если человек с афазией ощущает давление или спешку, он может разозлиться, что негативно повлияет на способность к общению.
- Используйте короткие, несложные предложения. Не меняйте слишком быстро тему разговора.
- Старайтесь использовать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
- Вам не стоит завершать предложения пациента или исправлять любые ошибки в его речи. Это может вызвать разочарование и недовольство человека с афазией. Не перебивайте его.
- Сведите отвлекающий фон к минимуму (например, радио или телевидение).
- Используйте бумагу и ручку, чтобы написать ключевые слова, нарисовать диаграммы или картинки, которые помогут объяснить ваше сообщение и улучшить понимание.
- Если вы не понимаете чего-то, что человек с афазией пытается сказать – не притворяйтесь, что поняли. Человек может посчитать это унизительным и расстроится.
- Используйте визуальные сигналы (указывание, жесты, использование предметов), чтобы поддержать понимание пациента.
- Если человек с афазией не может подобрать нужное слово, помогите ему – попросите описать это слово, подумать о подобном слове, попытаться представить себе его, подумать о первом звуке этого слова, попробовать написать его, использовать жесты или указание предмета.
Транскраниальная магнитная стимуляция
При помощи магнитного поля в течение короткого времени стимулируются пострадавшие части мозга. Этот метод имеет положительное влияние на восстановление речи после инсульта.
Хирургическое лечение
Оперативное вмешательство на головном мозге при афазии показано в том случае, когда она вызвана геморрагическим инсультом. Возможно проведение операций для профилактики и лечения ишемического инсульта — стентирование сонных артерий, каротидная эндартерэктомия.
Стволовые клетки
В настоящее время проводятся исследования применения стволовых клеток для лечения инсультов. Введение стволовых клеток в головной мозг положительно влияют на реабилитацию пациентов после нарушений мозгового кровообращения, в том числе и на восстановление речи.
Речь — это больше, чем просто слова. Она включает в себя нашу способность общаться друг с другом. Афазия после инсульта может расстроить и испугать не только пациентов, но и их близких. Усилия, приложенные врачами, а особенно — пациентом и его близкими, помогут восстановить речь и способность общения.
Источник