Как вы искали логопеда после инсульта

Как вы искали логопеда после инсульта thumbnail

Самое долгое и сложное в восстановлении после инсульта, оказалось восстановление речи. Первые два дня, после инсульта, я говорил плохо, но понять меня было можно. На третьи сутки, произошло резкое ухудшение во всём и особенно с речью. Из больницы я выехал не просто в инвалидной коляске, но в добавок, почти не говорил. Мычание и нечленораздельные звуки, это всё, что я мог выдать. Сразу после больницы, подыскать логопеда, нам не удалось. Оказалось, не так это просто. Мы живем в Подмосковье. Возить, меня на занятия в Москву было не реально. Я был совершенно не транспортабельный. Приезжать к нам, особо ни кто не рвался. Спустя месяц после инсульта, мы начали заниматься самостоятельно.

Ежедневно я читал вслух. Начали с совсем детских книжек, моего сына. В них был очень простой текст. Даже в него, я въезжал с трудом. Благодаря крупным буквам, получалось хоть что-то разглядеть и прочесть. С моими глазами, была беда. Строчки скакали, как бешенные. Удержать строку, во время чтения, я смог только после двух недель упорных попыток.

Чтение выглядело так. Промычав вслух две-три строки, я уставал нереально и заканчивал это мучение. Постепенно, стало получаться читать больше и как мне тогда казалось, четче. Спустя три месяца после инсульта, я стал читать вслух 30-40 мин. Для чтения подбирали книги которые мне всегда нравились. Обязательным условием был шрифт покрупнее. Книга с которой мы начали, сборник Жуля Верна. «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой».

Тем временем мы нашли логопеда. Она согласилась приезжать к нам, два раз в неделю. На первом же занятии, она мне очень не понравилась. Более всего меня добил её диагноз – афазия. На тот момент, я проштудировал в интернете все, что пишут про инсульт и проблемы с речью, после него. Да же мне, с трудом соображающему, было совершенно очевидно, что у меня дизартрия. Позже это подтвердили, три логопеда. Я у неё уточнил, уверена ли она в диагнозе? Переспросил дважды, может всё таки у меня дизартрия? Не помогло. Лечиться, при неправильном диагнозе, мне ни разу не улыбалось. Уже тогда я понимал, что заниматься придётся не один месяц (наивный!). Несколько месяцев делать не то, что требуется , мы не собирались. Но на второе занятие, мы все таки её пригласили. Логопед же! Финальной точкой стало, когда она заявила, что она еще и реабилитолог. В моей больной голове тут же возник вопрос: «Может она ещё и масло в моторе может поменять?», раз уж такая невероятная ширина профиля))). Правда в дебаты, с ней я вступить не мог. Больше мы её не приглашали.

После визита этого «чуда», мы усиленно начали искать варианты. Никита предложил найти логопеда, который занимается по скайпу. Это решало проблему с местом нахождения логопеда и необходимостью приезжать к нам. Я подобрал в интернете двадцать вариантов логопедов по Skype. Разослал письма, с описанием моей ситуации и просьбой меня протестировать и понять. могут ли они мне помочь. Трое ответили оперативно, в течении нескольких часов. Еще двое, ответили через неделю и один, деятель, ответил спустя пол года. Остальные 14, не ответили вовсе. На хрена давать рекламу в интернете???

Я рассуждал так. Логопед, это работа. Если человек отвечает на письмо, связанное с его работой, неделю или больше, его надо гнать метлой с этой работы.

Так количество вариантов резко сократилось. По Skype, мы провели тест-занятия с тремя логопедами. От всех троих было разное впечатление. Тестировали они примерно одинаково, но тщательность, с которой это было сделано, сразу позволила выделить одного логопеда. Двое провели тест, словно в обеденный перерыв, быстро и довольно поверхностно. Хотя первые тест-занятия платные, у меня было чувство, что я не вовремя к ним впёрся, со своей дизартрией. Казалось, что у них кофе остывает, а тут я нарисовался)). Таким образом, отвалились ещё двое. Осталась один логопед. Но тут тоже оказалось, не всё просто. Занятия можно было начать, только через три недели. Я готов был подождать. Очень понравилось, как проходил тест. Врач очевидно тщательно подготовилась к нашему первому занятию. Всё записывала и внимательно следила за тем, что я «исполнял» и как. Ни куда не торопилась, подробно со мной пообщалась. Потом она взяла паузу, день «на подумать». Через день сообщила, что готова заниматься, со мной и сможет помочь. Сразу предупредила, что работа предстоит долгая и большая. Я сказал, что готов.

С тех пор мы занимаемся. Три раза в неделю.

Учит меня говорить,  логопед Наталья Игоревна Кулакова.  

За время наших занятий, я только утвердился в правильности своего решения. Результаты положительные и очевидные.

Видео как я говорю до занятий с логопедом и спустя один год и девять месяцев, Занимаемся два раза в неделю. 

Каждое занятие интересно для меня. Я много раз удивлялся терпению и доброжелательности Натальи Игоревны.

Речь, после перенесенного мной инсульта, пострадала очень сильно. От того, как я буду говорить зависит, как сложиться моя дальнейшая жизнь. Важно быть уверенным в человеке, который учит меня говорить. Я уверен)).

Восстановление после инсульта реабилитация после инсульта Речь

Please reload

Приглашаем к сотрудничеству клиники, реабилитационные центры, врачей и специалистов по восстановлению

Источник

Большая часть больных, перенесших инсульт, страдает от нарушения речи. Помимо расстройства двигательных функций, проблемы с речью являются одним из наиболее тяжелым для самого больного. Ведь отсутствие общения, возможность разговаривать со своими близкими является дополнительным стрессом.

Очень важно постараться восстановить речь больного, однако надо понимать, что этим должен заниматься исключительно специалист-логопед.

Читайте также:  Тактика ведения больного с инсультом

Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта

Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:

  • Тотальная афазия — полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
  • Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
  • При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
  • Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
  • При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
  • После инсульта возможно появление дисфонии — нарушения голоса.

Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами дизартрии. Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.

Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта

Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.

Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.

В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:

  • Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта — первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
  • Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
  • В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
  • Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
  • Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
  • В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
  • В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.

Работа родственников больного с логопедом-афазиологом

Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата — это регулярная и тщательная работа.

Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.

Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.

Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:

  • Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
  • Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
  • Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома. Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
  • Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
  • Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.

Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!

Источник: https://karkusha.su/zanyatiya-logopeda-posle-insulta-na-domu/

Источник

Распад речи, нарушение возможности общаться у взрослого или ребенка – глобальная  беда. Многие эту проблему называют самым страшным дефектом после инсульта. Название  этому – афазия.

Афазия бывает разная, в зависимости от места расположения очага поражения. Кто-то не может произнести ни одного звука, другой не может понять обращенную к нему речь. Третий не может ответить на вопрос, с трудом подбирает хотя бы односложный ответ, тяжело ворочает языком.

Единственный специалист, который может помочь в этот момент, – логопед. Причем не просто логопед, а специалист, умеющий читать медицинскую документацию, понимающий этиологию дефекта, клинику, последствия. И, самое главное, знает, как помочь, с чего начинать.

О том, почему нужен специалист с медицинским образованием и можно ли заниматься с больным самостоятельно, мы разговариваем с логопедом реабилитационного центра «Апрель» Анжелой Берг.

Как вы искали логопеда после инсульта

Пациенту обязательно проводят массаж языка Фото: Амир Закиров

Читайте также:  Последствия комы после инсульта

– Родственники  сразу могут заметить изменения речи или качество понимания у близкого, – говорит Анжела Геннадьевна. – Необходимо  обратиться  к логопеду, хорошо знающему работу по борьбе с нарушениями при афазиях. Промедление смерти подобно. Каждый пропущенный день – годы восстановления.

– Может случиться, что пациент больше не заговорит?

– Да, такое бывает. Но опускать руки нельзя. Есть, в конце концов, жестовая речь, символьная, то есть общение за счет показа специальных карточек. Мы должны помочь «вспомнить все»: начинаем с самого простого – с того, что знают все дети. Это счет, дни недели, месяцы, простые детские стишки. Специалист обозначает степень поражения, исследует все высшие психические функции, прописывает способы реабилитации. И все это на фоне изучения медицинских заключений, МРТ, компьютерной томограммы, анализов, диагнозов невролога, терапевта. Как без медицинского образования?

Великую помощь в искоренении дефекта имеет логопедический массаж. Научиться ему может каждый, а понимать, что ты в данный момент делаешь, разминая или расслабляя мышцы артикуляционного аппарата, – это может только специалист с медицинским образованием.

Еще раз повторю, что огромное значение имеет место локализации очага поражения, именно от этого отталкивается специалист-логопед. Последнее время очаги поражения стали обширнее, дефекты более стойкие, более разрушительные. Но, несмотря на огромные участки мозга, вовлеченные в процесс разрушения, люди начинают общаться после нескольких занятий. И хотя не у всех восстанавливается речь, но у пациента нет ужаса в глазах от безысходности. Его научили жить с таким нарушением, научили общаться, у него появились планы на будущее.

Как вы искали логопеда после инсульта

В случае, когда пациент вообще не говорит, ему растормаживают речь. Для начала озвучивая картинки Фото: Амир Закиров

– Кто еще может обратиться к вам за помощью?

Как логопед на базе реабилитационного центра я работаю с теми, у кого нарушения речи. В основном мои пациенты перенесли инсульты или черепно-мозговые травмы. Но я специалист широкого профиля, поэтому ко мне могут обратиться и взрослые с детьми, у которых проблемы с речью. Если я не могу помочь в их дефекте, хотя бы объясняю, как возникла проблема, помогаю составить индивидуальный путь реабилитации: к каким специалистам обращаемся, где лечимся, что делаем. И постепенно у таких детей идет восстановление.

Досье

Как вы искали логопеда после инсульта

Фото: Амир Закиров

Анжела Берг

Логопед реабилитационного центра «Апрель»

После окончания медицинского колледжа начала работать в реанимационном отделении больницы Первой помощи на Крайнем севере. Ей знакомы и санавиация, и работа на две операционные, и суточные дежурства в палате экстренной помощи. Затем учеба в Московском гуманитарном университете им М. А.Шолохова, на кафедре логопедии и дефектологии. Первое время работала с детьми как педагог, но медицинское призвание взяло верх. Теперь место работы непосредственно связано с реабилитацией больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму, потерявших речь или с ее нарушениями.

Как вы искали логопеда после инсульта

Реабилитационный центр «Апрель» работает с 2017 года для тех пациентов, кто нуждается в медицинской и социальной реабилитации после следующих заболеваний:

  • инфаркт
  • инсульт
  • черепно-мозговая травма
  • заболевания суставов
  • травмы и болезни опорно-двигательного аппарата
  • онкология

Пациентам предлагается круглосуточное пребывание, дневной стационар или амбулаторный прием. Палаты – одно- и двухместные с многофункциональными медицинскими кроватями и кнопкой вызова персонала.

Реабилитационный центр «Апрель» находится в живописной лесопарковой зоне. Питаются пациенты по системе «шведский стол» или по индивидуальному меню.

Миссия РЦ «Апрель»: используя профессиональные знания и современное медицинское оборудование, дать людям возможность вернуться к активной и полноценной жизни после перенесенного заболевания.

Остались вопросы? Звоните: (3412) 77-66-55

  • Адрес: г. Ижевск, Воткинское шоссе, д. 93
  • Сайт: aprelizh.ru
  • vk.com/aprelizh

Реклама

Источник

После перенесённого инсульта у человека возникают нарушения речи. Но для комфортной жизни в социуме это необходимы навык. Поэтому, вернуть речь нужно как можно скорее. У одних пациентов это занимает всего несколько недель, у других, около года и чтобы ускорить этот процесс, нужно непрерывно заниматься.

Удар и его последствия

Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга и отмирание нейронов. Когда кровообращение нарушается, погибают участки мозга, отвечающие за определённые функции организма. То, на сколько сильно будет поражён речевой аппарат и как скоро заговорит пациент зависит от:

  1. степени поражения;
  2. своевременности реабилитационных мероприятий;
  3. какой центр речи поражён.

ВАЖНО! Полностью восстановить функции речи у взрослого человека возможно даже при полной её утрате.

Виды нарушений речи

Фото 1Утрата речи после инсульта называется афазией и возникает вследствие отмирания центра речи.

Это осложнение встречается как после геморрагического, так и ишемического инсульта.

Виды нарушения речи:

  1. Сенсорное – поражение центра Вернике. Он расположен между теменной и височной долями головного мозга. В этом случае, человек полностью утрачивает возможность воспринимать речь. Воспроизведение отдельных слов под силу, а смысловая нагрузка отсутствует, и речь не контролируется пациентом. Способность к чтению сохраняется, но пациент не понимает смысла написанного. Навык письменности также отсутствует;
  2. Моторное – поражение центра Брока. Располагается между лобной и височными долями. Способность воспринимать речь на слух полностью сохраняется. Пациент предпринимает попытки в общении, ответах на вопросы, но ничего не выходит. Способность читать и писать практически полностью утрачивается;
  3. Семантическое – поражение задне-центральной и теменной областей коры. Человек способен воспринимать и воспроизводить несложные речевые конструкции. Сложные диалоги он поддержать не способен. Логические связи в речи больного практически отсутствуют;
  4. Акустико-мнестическое – поражение среднего отдела височной коры мозга, а именно, 2-ой височной извилины. По признакам схожее с семантическим поражение. Пациент может говорить несложные предложения из 3-4 слов. Навыки чтения и письменности сохранены в малом объёме;
  5. Оптико-мнестическое – поражение нижневисочно-затылочного отдела. Способность к восприятию речи сохранена в большей степени. Больному тяжело опознавать предметы, он вечно находится в поиске нужного слова. Речь иногда не связана, но в меньшей степени в сравнении с остальными видами;
  6. Динамическая – пре-моторная зона. Нарушена функция активной речи. Пациент может повторить сказанное предложение, но сам не в силах сконструировать сложные речевые обороты. Из речи часто выпадают глаголы. Ответы на вопросы – односложные. Часто повторение последнего слова собеседника.

СПРАВКА! «Чистые» степени афазий встречаются крайне редко, обычно это комбинация нескольких с преобладанием одной над другими.

Помощь специалиста

Фото 2Логопед – обязательная ступень на пути пациента к выздоровлению и не стоит самому пытаться научить говорить больного.

Читайте также:  При инсульте можно есть мед

Не редко из-за неправильных действий, речь так и остаётся не полностью восстановленной.

Важно вовремя начать процесс реабилитации.

Установлено, что наибольшего прогресса можно достичь в первые 3 месяца после поражения. В дальнейшем результаты будут менее стремительные. Методы работы разнятся от состояния пациентов: от относительно не сильного поражения, когда сохранены некоторые речевые функции, до полного её отсутствия. Для начала, врачом-неврологом определяется степень поражения и на основании его прогноза, логопед начинает работу.

Логопедические занятия проводятся в домашних условиях, для больного эта обстановка комфортная, а значит он сможет полностью сосредоточиться на упражнениях.

Методы при моторной форме

В этом случае, нужно преодолеть неспособность пациента перейти со слога на слог, что напоминает заикание. Специалист медленно, протяжно напевает цифры от 1 до 10, бытовые фразы, дни недели. Это делается для того, что бы пациенту было легче уловить все звуки в словах:

  1. Проговариваются пословицы без последнего слова, что бы пациент пытался его сказать;
  2. Игры в шахматы, лото, карты, сборка конструкторов;
  3. Методы выделения элементов речи, например, выделить число при счёте;
  4. Метод противопоставления – логопед говорит одно слово «чёрный», пациент должен ответить «белый».

Пациент должен стараться проговаривать все выполняемые им действия, когда речь начинает формироваться.

Метод при динамической форме

Фото 3Нужно восстановить структурированные высказывания, актуализировать глаголы.

Для реабилитации логопедом используются приёмы:

  1. Начать разговор с пациентом на тему, острую для него;
  2. Прослушать ситуативный текст, на который нужно дать простые ответы «Да, нет»;
  3. Задавать вопросы, добиваясь получения ответа с минимальным использованием слов из вопроса;
  4. Чтение слов, которые хорошо знакомы пациенту;
  5. Раскладывать картинки, создавая сюжет и попросить пациента рассказать этот сюжет;
  6. Составление поздравлений, писем;
  7. Сконструировать беседу по ролям.

Метод при сенсорной форме

Задачей является восстановление контроля над речевым аппаратом и восприятия устной речи пациентом. Так как любые попытки устного общения будут бесполезны, лечение начинается с картинок:

  1. Демонстрация картинок с объектам или действиями;
  2. Демонстрация изображений по категориям;
  3. Демонстрация изображений частей тела;
  4. Попросить пациента выбрать верное название предмета и действия среди нескольких изображений;
  5. Задавать вопросы и попросить больного отвечать жестами или односложными «да, нет»;
  6. Раскладывание карточек со словами под соответствующим изображением;
  7. Односложные ответы на вопросы при помощи зрительного восприятия;
  8. Чтение слогов, букв и слов, вслух;
  9. Менять ритм и длину слов;
  10. Заполнение пробелов во фразах;
  11. Прослушивать тексты и отвечать на вопросы касательно них;
  12. Пересказы текстов;
  13. Чтение более сложных, развёрнутых текстов.

Методика при акустико-мнестической форме

Фото 4Следует увеличить объём воспринимаемой информации, и увеличить связь предметов со словами.

Последовательность следующая:

  1. Показывать изображения по категориям;
  2. Выполнять построение несложных речевых конструкций;
  3. Прослушивать тексты и отвечать на них максимально развёрнуто;
  4. Письмо под диктовку с постепенным усложнением речевых оборотов;
  5. Чтение рассказов с последующим пересказом;
  6. Повторные показы картинок с интервалом в 1 минуту;
  7. Самостоятельная классификация слов одним обобщающим словом;
  8. Пересказ текстов по плану, потом без него;
  9. Объёмные беседы на бытовые темы.

При семантической форме

Нужно восстановить восприятие предметов в пространстве.

  1. Показывать изображения планировки комнаты;
  2. Работа с географическими картами, механическими часами;
  3. Заполнение пропущенных элементов во фразе;
  4. Конструирование фраз пространственного значения;
  5. Импровизированный рассказ предоставленную тему;
  6. Разбор сложных по смысловой нагрузке слов.

При амнестической форме

Задачей является расширение словарного запаса, восстановление функции восприятия образов. Способы реабилитации:

  1. Выявление существенных признаков различных объектов;
  2. Демонстрация предметов и частей тела в соответствии с их названиями;
  3. Самостоятельное рисование предметов с подписями;
  4. Самостоятельная классификация и подбором обобщающего слова.

Важно! Что касается продолжительности занятий, то на начальных этапах длительность не превышает 5 минут и к середине курса доходит до 20 минут.

Сложные случаи в логопедической практике

Фото 5Наиболее сложными пациентами для логопеда являются те, кто начал позднее лечение.

Эти люди уже с головой погрузились в своё состояние.

Вера в восстановление отсутствует, состояние подавленное.

В работе с такими людьми нужно постараться дать результат уже после первых занятий, что бы у больного появился стимул.

Ещё одним сложным случаем считаются люди, которые самостоятельно научились произносить некоторые слова или даже предложения, но делают они это не правильно. Выкидывают буквы из слов, проглатывают звуки, часто повторяют одно и то же слово. Сложность в том, что куда проще научить чему-то новому, чем переучивать на новый лад.

Полезное видео

Предлагаем вам посмотреть интересное видео по теме:

Прогноз на восстановление речи

Восстановить речевые функции до уровня, на котором они были до инсульта – более чем реально. Однако, чем старше человек, тем труднее это сделать. На скорость восстановления также влияют индивидуальный настрой пациента и своевременно начатый процесс реабилитации. По заверениям врачей, начинать этот процесс лучше в первую неделю после перенесённого инсульта.

В заключении, если кто-то из близких оказался в подобной ситуации, не нужно самим пытаться обучить его. Даже, подробно расписанные инструкции в интернете не могут заменить специалиста. Стоит проконсультироваться с врачом и как можно быстрее найти логопеда, способного вернуть родственнику возможность общаться. В этот момент пациенту нужно особое внимание, с ним надо постоянно разговаривать, всячески поощрять попытки заговорить и подталкивать к этому.

Источник