Как разговаривает человек после инсульта

Как разговаривает человек после инсульта thumbnail

Одним из последствий инсульта является нарушение речи разной степени тяжести. О важности ранней реабилитации под наблюдением специалиста, а также о том, как близкие пациента могут, сами того не желая, навредить ему, Medical Note поговорил с врачом-нейропсихологом московской Клиники восстановительной неврологии Алиной Николаевной Ильичевой.

Врач-нейропсихолог московской Клиники восстановительной неврологии Алина Николаевна Ильичева.

Инсульт занимает третье место в мире среди причин смертности, а также является одной из основных причин инвалидизации. Если человека удается спасти, какие последствия возможны?

— Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое достаточно быстро развивается (несколько минут или часов) и влечет за собой гибель клеток головного мозга из-за кислородного голодания. Различают несколько видов инсульта. Преобладает инсульт по ишемическому типу (инфаркт мозга) — это более 70% всех инсультов.

Последствия очень серьезные и зависят от того, в каком полушарии случилось сдавливание или разрыв сосудов: в доминантном или в субдоминантном.

Сдавливание сосуда происходит из-за закупоривания тромбом, поэтому клетки мозга не получают кислород. Ведь мозг насыщается кислородом, благодаря кровеносной системе. И если сосуд закупорился оторвавшимся тромбом, нарушается питание мозга, и в этом случае говорят об ишемическом инсульте.

Причиной геморрагического инсульта становится разрыв сосуда, когда мозг заливает кровью. В доминантном полушарии — у большинства людей это левое — находятся речевые центры.

Если инсульт случился в доминантном полушарии, то последствием станет афазия, то есть нарушение речи. Оно может быть полным или частичным и охватывает все языковые уровни: лексику, грамматику, фонетику, синтаксис.

Наиболее часто встречаются два вида: моторная афазия, когда человек теряет способность говорить, произносить звуки и слова, и сенсорная афазия, когда человек перестает понимать речь, значение слов.

Есть также речевые афазии, которые затрагивают мнестические процессы (память): человек не помнит недавние события и не может о них сказать.

Все эти нарушения речи, вызванные инсультом, можно и нужно корректировать с нейропсихологом в процессе реабилитации.

Нарушения речи после инсульта корректирует нейропсихолог.

Как скоро после инсульта надо приступать к реабилитации?

— Реабилитацию надо начинать, как только стабилизируется общее состояние, как только человек придет в состояние сознания. Надо, конечно, понимать, что реабилитация предстоит длительная, но затягивать с ее началом нельзя.

Какие методики по восстановлению речи используют в вашей клинике?

— Для восстановления речи после инсульта используется медикаментозная поддержка, физиотерапия, а также различные развивающие методики, которыми занимается нейропсихолог. Они направлены на восстановление памяти, гнозиса (восприятия), праксиса (способности выполнять целенаправленные двигательные акты, например, шевелить рукой), речи.

С пациентом в период реабилитации также занимается логопед и логопед-афазиолог.

Если у пациента в результате инсульта поражено доминантное полушарие, то в работе по восстановлению речи врач может опереться на зеркальные центры, которые находятся в субдоминантном полушарии.

Например, человек — правша, у него не работает правая рука, но его можно научить писать левой, пусть и не так хорошо, как он писал правой. Но не надо забывать, что письмо и жесты — это вид речевой деятельности. Поэтому если пациент полностью утратил речь, можно использовать криптограммы (карточки с рисунками) для общения или язык жестов.

Как правильно вести себя родственникам человека, перенесшего инсульт?

— Родственникам надо сохранять спокойствие, доброжелательность по отношению к больному и обязательно довериться специалистам. Очень важно, чтобы родные сами, без консультации с врачом, не принимали решений о тех или иных способах реабилитации.

Не надо покупать буквари, давать больному карточки со словами или буквами, предлагать различные упражнения без консультации специалиста.

Желая достичь максимально быстрого выздоровления, близкие в интернете находят программы реабилитации и просят больного все это выполнить, а у него не получается. И в такие моменты он только укрепляется в своей неполноценности. Ведь человек уже пострадал, перенес серьезное заболевание, у него и так высок риск развития постинсультной депрессии, а тут еще упражнения, которые не соответствуют его плану реабилитации.

Или родные предлагают больному такие упражнения, которые у него не вызывают никаких трудностей, тогда он слышит: «А ты, оказывается, все умеешь. А почему не говоришь? Ты, наверное, просто ленишься». Это тоже усугубляет положение. Такое поведение родственников — это то же самое, как бездумно назначать лекарства, заниматься самолечением.

Реабилитацию при нарушениях речи после инсульта надо начинать как можно скорее и проводить под контролем нейропсихолога.

От каких еще ошибок поможет уберечь специалист, занимающийся реабилитацией после инсульта?

— Родным людям бывает тяжело понять, что реабилитация больного, перенесшего инсульт, — тяжелый, кропотливый труд для него. Часто близкие, не видя мгновенных результатов, начинают нервничать и упрекать больного: «Ты не хочешь, не стараешься». А ведь в его состоянии успех — даже то, что он пальцем может показать предмет или самостоятельно сел.

И неспециалист не понимает, что даже такие простые вещи — это положительная динамика реабилитационного процесса. Родственники не могут правильно интерпретировать достижения больного, не могут из-за отсутствия медицинских знаний оценить, сколько ему труда потребовалось.

От чего зависит прогноз реабилитации?

— Прогноз зависит от величины очага поражения, локализации, от того, какие корковые зоны поражены, насколько затронуты высшие психические функции. Главное, как можно раньше начать реабилитацию под контролем специалиста.

Нейропсихолог занимается больным каждый день?

— Интенсивность и частота занятий зависят от общего состояния больного, от степени его утомления и истощаемости. Важна поддержка семьи и общий настрой. Доказано, что при инсультах страдает мышление, правда, не все его виды.

Однако это может оценить только нейропсихолог. Исходя из этого, и строятся сеансы по реабилитации. Процесс восстановления речи занимает минимум от трех до шести месяцев.

Читайте также:  Папа лежит с инсультом

Возможно ли полное излечение, восстановление после инсульта?

— Шансы на восстановление повышаются при ранней реабилитации, сохранности интеллекта больного, активной заинтересованности больного в восстановлении и поддержке семьи, правильно подобранной программе реабилитации.

Существует ли профилактика инсульта? Как защитить себя и близких от такого тяжелого заболевания?

— Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни. Человек должен правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, работы и отдыха, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, а также регулярно проходить диспансеризацию и проверять сосуды.

В зоне риска находятся мужчины старше 50 лет. Однако в последние годы инсульт молодеет и затрагивает людей и в 40, и в 30 лет. К этому приводят эмоциональные перегрузки и малоподвижный образ жизни, неправильное питание.

Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни.

Что бы вы посоветовали тем, кто столкнулся с этой бедой и старается вернуться к полноценной жизни?

— Реабилитацию после инсульта не надо откладывать на время после выписки из больницы, начинать надо как можно быстрее и обязательно под контролем специалистов. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что непрофессиональный подход к реабилитации вредит больному, увеличивает вероятность развития депрессии, потери желания что-то делать.

Часто родственники быстро все бросают, так как не видят сиюминутных улучшений. Или же, наоборот, окружают больного гиперопекой и не дают ему самому делать то, что он вполне может делать самостоятельно, тем самым снижая его мотивацию на восстановление.

Читайте также:

Что такое качественная реабилитация: интервью с доктором Купрейчиком

Источник

Различные нарушения речевой функции — частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.

Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.

Почему человек теряет способность говорить?

Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.

Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.

Речевые центры головного мозга
Типичные центры речи у человека

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

Другие нарушения речи

В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.

Другой вариант — отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.

Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.

Как развивается потеря и восстановление речи

В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.

Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.

Далее пациент начинает произносить отдельные звуки, не умея соединить их в слова. Чтобы заново научить пациента артикуляции, требуется время.

Советы и приемы логопеда

Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.

Несколько советов для родственников:

  1. Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
  2. Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
  3. Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
  4. Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
  5. Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.

Способы работы логопеда

Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.

  • Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
  • Задания усложняются постепенно.
  • Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
  • Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
  • Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
  • Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
  • Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.
Читайте также:  Инсульт геморрагический что делать

Занятие с логопедом после инсульта
Врач называет словами изображенные предметы, пациент вспоминает их значение и пытается произнести

Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.

В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.

Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей.

Какие упражнения можно выполнять дома

Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения — до 10.

  1. Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
  2. Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
  3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.

Занятия с логопедом
Важно объяснить больному значение и методику упражнений

«Языковые» упражнения:

  • скрутить язык в «трубочку»;
  • при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
  • упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
  • облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
  • такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
  • закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
  • «цокать», соприкасаясь с небом;
  • пытаемся достать кончика носа и подбородка.

Рекомендуется заканчивать «урок» заданиями, улучшающими настроение:

  • посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
  • широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.

Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.

Источник

Личный опыт нейробиолога Джил Болте Тейлор, которая перенесла инсульт, дал мощный толчок  ее исследованиям. В итоге Джил посвятила свою работу повышению осведомленности и расширению знаний об инсульте.

Если вы еще не видели ее выступление на TED Talk, то обязательно стоит посмотреть — оно невероятно вдохновляет. И если вы пока не прочитали ее книгу «Удивительный удар прозрения» (My stroke of Insight), то она еще лучше.

В книге доктор Тейлор перечисляет 40 вещей, которые были ей просто необходимы во время реабилитации после инсульта. И это очень важный урок для каждого — ухаживающих, друзей, семьи и общества в целом.

Вот несколько самых основных пунктов от Джил Тейлор.

1. Когда вы будете что-то мне объяснять в двенадцатый раз, пожалуйста, будьте так же терпеливы, как и в первый.

Восстановление после инсульта — это обучение с нуля. Если ребенок с первого раза не может по памяти воспроизвести алфавит, вы не станете нервничать и терять терпение. Вы ведь понимаете, что это первый раз, когда ребенок пытается запомнить новое и незнакомое. Примерно то же происходит и с человеком после инсульта: он учится всему так, как будто делает это первый раз в жизни. Поэтому будьте терпеливы, проявите сострадание и заботу.

2. Я не глупый, я нездоров. Пожалуйста, уважайте меня.

Инсульт не повреждает интеллект человека. Пациенту может потребоваться больше времени, чтобы подобрать правильное слово. Но внутри он остается таким же умным, как прежде. Любой переживший инсульт человек достоин уважения.

3. Оберегайте энергию, которая у меня есть. Не надо включать бессмысленно тараторящее радио или телевизор, не надо приглашать в гости нервных людей.

Сохранение энергии человека — одна из причин, почему техника осознанности так важна при реабилитации после инсульта. Во время восстановления мозгу требуются дополнительные стимулы, чтобы лечить самого себя. Но стимуляция нужна строго определенная, и ее не должно быть слишком много!

Например, стимуляция в форме упражнений для руки очень полезна. Она помогает мозгу налаживать новые нейронные связи, за счет которых улучшится состояние руки. Но стимуляция в форме фонового шума только истощает ограниченный запас энергии, который есть у мозга на восстановление. Поэтому постарайтесь максимально уменьшить число отвлекающих факторов.

4. Наладьте со мной зрительный контакт. Я здесь, внутри, найдите меня. Воодушевите меня.

Если какой-то человек избегает смотреть в глаза, вас это расстроит, вызовет замешательство, будет пугать и может быть довольно травмирующим, да? Правильно, так чувствует любой человек. Поэтому возьмите за правило всегда смотреть собеседнику в глаза, в том числе вашему близкому, перенесшему инсульт.

Читайте также:  Как ухаживать за лежачим больным с инсультом

5. Не оценивайте мои когнитивные навыки по скорости, с которой я говорю.

После инсульта головной мозг человека тратит много времени на установление новых связей между клетками. Это достигается за счет нейропластичности. В ходе этого процесса здоровые участки мозга берут на себя функции поврежденных. И это требует времени.

«Компьютер» в голове совершенно сбит с толку происходящим, поэтому пациенту требуется больше времени, чтобы вернуться в прежнее состояние. Это вовсе не означает, что он потерял рассудок или его интеллект снизился. Он просто испытывает трудности при обработке информации.

6. Не бойтесь повторяться: представьте, что я ничего не знаю и начинаю учить все с самого начала, снова и снова.

По мере того как мозг восстанавливается после травмы, ему требуется очень много ресурсов. Поэтому если пациент с трудом вас понимает, повторять нужно все послание целиком, а не только последнюю часть. Собирание информации по кусочкам — излишний и ненужный процесс.

Вместо этого повторите все с самого начала и постарайтесь быть максимально терпеливыми.

7. Стимулируйте работу моего мозга, когда у меня есть силы, но помните, что даже небольшой объем работы может совершенно меня истощить.

После инсульта много спать совершенно нормально. Пациент может внезапно уснуть сразу после занятий или после утренних процедур. Действия, которые раньше не вызывали ни малейших усилий, теперь требуют колоссальных затрат сил (помните, что восстановление мозга требует огромного количества ресурсов).

Во время физических упражнений и выполнения ежедневной деятельности, происходит необходимая стимуляция мозга. Но после занятий требуется много времени на сон.

Поэтому если ваш близкий, перенесший инсульт, хочет спать, дайте ему такую возможность.

8. Пожалуйста, не повышайте голос. Я не глухой, я нездоров.

Вернемся к пункту 6: человеку с инсультом требуется больше времени, чтобы осознать и отреагировать на ваши слова. Поэтому если он просит вас повторить то, что вы сказали, это просьба только о повторе. Если вы произнесете фразу на повышенных тонах, это никак не поможет вашему близкому быстрее и лучше ее обработать.

Спокойствие, сострадание и замедление скорости — гораздо более эффективные способы наладить коммуникацию.

9. Мое желание спать имеет отношение только к восстановлению мозга. Оно никак не связано с ленью.

Инсульт разрушает участки мозга, которым затем необходимо восстановиться. При переломе костей требуется время и силы для заживления, точно также и с мозгом. Поэтому если пациент хочет спать, вместо того, чтобы чем-то заниматься, это не из-за лени. Это потому, что мозг восстанавливается и ему требуется очень много энергии.

10. Пожалуйста, относитесь с терпением к моим нарушениям памяти.

Инсульт может затронуть как кратковременную, так и долговременную память. Может пострадать и познавательная способность. Мозг пациента занят восстановлением. Во время этого процесса все кругом изменяется и как будто крутится. И это усложняет восприятие информации.

Поэтому если человек не помнит чего-то, что вы сказали месяц/день/час назад, пожалуйста, не воспринимайте это на свой счет. Отнеситесь с терпением к процессу излечения близкого.

11. Если я «застрял» и не могу что-то сделать, не берите инициативу на себя и не выполняйте действие за меня.

Со временем восприятие пациентом информации становится лучше и лучше, но это не линейный и постоянный процесс. Будут дни, когда вам придется проявлять больше терпения и давать более подробные объяснения.

Пациенту очень помогают побуждения к действию и тренировки. Если вы возьмете все в свои руки и выполните действие за него, пользы будет крайне мало.

Чтобы восстановиться, человек должен делать самостоятельно то, что ему максимально по силам. Не отнимайте у него эту возможность.

12. Я не «эмоционален». Я восстанавливаюсь.

Инсульт может затронуть центр эмоций в головном мозге. Поэтому пациенту может быть сложно контролировать свои чувства и переживания. Если поражения значительны, такое состояние называется эмоциональная лабильность. Но в любом случае, как бы сильно пациента ни качало в эмоциональном плане, пожалуйста, будьте терпимы.

То, что раньше было самим собой разумеющимся и не требовало никаких усилий для выполнения, теперь занимает массу времени и отнимает много сил. Это может вызвать гнев, растерянность, раздражение, как в случае любого трудного задания. Если ваш близкий расстраивается, впадает в депрессию, постарайтесь понять, как восстанавливающийся мозг может реагировать на разные жизненные ситуации.

Пожалуйста, дайте человеку после инсульта всю поддержку, на которую вы способны.

Источник