Как после инсульта управлять автомобилем

Как после инсульта управлять автомобилем thumbnail

Многие люди, пережившие мозговой удар опасаются, разрешат ли им вновь садиться за руль, работать водителями. Ведь даже после полноценной реабилитации у многих пациентов остаются различные нарушения большей или меньшей степени тяжести. Разберемся, можно ли водить машину после инсульта, какие существуют ограничения, риски.

Пенсионер за рулем

Возможные последствия инсульта

Во время мозгового удара определенный участок головного мозга отмирает. Для больного это означает утрату нервных функций, за которые отвечала данная зона нервной ткани:

  • слабость или утрату подвижности одной или всех четырех конечностей;
  • нарушение координации, мелкой моторики рук;
  • двоение зрения;
  • выпадение полей зрения (человек видит только 25-50% «картинки»);
  • снижение слуха;
  • расстройства памяти;
  • трудности с принятием решений, концентрацией, вниманием;
  • проблемы с восприятием/воспроизведением речи;
  • потеря временной, пространственной ориентации;
  • депрессия, психические расстройства.

Эти нарушения могут быть временными или постоянными.

Возвращение к вождению: возможно ли?

Перенесенный инсульт не является противопоказанием к управлению автомобилем. Значение имеют лишь нарушения, сохранившиеся после окончания реабилитационного периода. Если они не влияют на способность управлять человека автотранспортом, то после прохождения медицинской комиссии можно садиться за руль.

Абсолютные противопоказания к вождению автомобиля (1):

  • психические расстройства: бред, перепады настроения, неврозы, расстройства личности, умственная отсталость, галлюцинации;
  • постинсультная эпилепсия;
  • двухсторонняя слепота;
  • раздвоение зрения в результате косоглазия;
  • дрожание зрачка (нистагм);
  • ограничение поля зрения более чем на 200;
  • деформация обеих кистей;
  • хронические головокружения.

Существует ряд случаев, когда человеку не противопоказано вождение автомобиля, при условии выбора транспорта, компенсирующего дефицит отдельных функций:

  • при деформации стопы, параличе, парезе ног машина должна быть оборудована ручным управлением;
  • людям с деформацией одной кисти, неподвижностью 2 и более пальцев правой, 3 и более пальцев левой руки, невозможности полного приведения хотя бы одного пальца, гемиплегией разрешено управлять автомобилем исключительно с автоматической коробкой передач.

Сколько времени необходимо воздержаться от вождения?

МСЭ

Согласно российскому законодательству водить машину после инсульта можно через 3-6 месяцев, если нет медицинских противопоказаний. Решение о допуске принимается специальной медицинской комиссией, оценивающей общее состояние здоровья человека.

К сожалению, такая проверка не является обязательной. Поэтому часто пациент самостоятельно решает, когда ему можно садиться за руль. Однако такой подход неверный. Сам больной может неадекватно оценивать свое состояние, отрицать очевидные проблемы. Пройти врачебное обследование, прежде всего в его интересах. Если решение медицинской комиссии кажется предвзятым, разумно получить консультацию независимого эксперта.

В нашей стране микроинсульт не рассматривается как состояние, требующее отстранения от управления автомобилем. Однако во всем мире лицам, пережившим транзиторную ишемическую атаку (ТИА) рекомендуют воздержаться от управления транспортом на протяжении 2-4 недель. Такая предосторожность связана с высоким риском развития повторного микроинсульта или полномасштабного инсульта через некоторое время после ТИА.

Как оценивается способность человека управлять автомобилем?

Экзамен с инструктором по вождению

Самый распространенный тип тестирования – учебный выезд с инструктором. Он может проходить на реальном автомобиле или компьютерном симуляторе. За 45 минут езды инструктор оценивает количество ошибок, нарушений, адекватность принятых решений. По результатам заезда он составляет свое заключение.

Альтернативный вариант – тест, предложенный бельгийскими учеными. Он занимает гораздо меньше времени (15 минут), проводится в кабинете врача. Во время тестирования пациенту предлагают задания на:

  • распознавание дорожных знаков, разметки. Помогает оценить знания ПДД, правильность реакции в конкретных дорожных условиях;
  • ориентацию, скорость восприятия, принятия решений;
  • прокладывание маршрута;
  • зрительную оценку пространства;
  • зрительно-двигательное слежение.

Результаты тестов позволяют отсеять 80-85% ненадежных водителей.

Чем опасно вождение после перенесенного мозгового удара?

Люди, пережившие инсульт, находятся в группе риска рецидива заболевания. Спровоцировать повторный удар могут стрессовые ситуации, без которых на дороге не обойтись. Если приступ случится за рулем, избежать ДТП будет сложно. Пострадать можете не только вы, но и пассажиры, водители соседних машин, пешеходы.

Также даже специалисты могут пропустить какие-то остаточные нарушения, оставшиеся после инсульта. Признаки небезопасного вождения:

  • слишком быстрая/медленная езда для конкретных дорожных условий;
  • игнорирование дорожных знаком, светофоров, сигналов других участников дорожного движения;
  • некорректный/медленный выбор расстояния;
  • потеря ориентации в знакомых местах;
  • не соблюдение рядности (езда между полосами, смещение на соседние полосы без необходимости);
  • водитель не может управлять автомобилем самостоятельно, просит помощи, подсказок пассажиров, излишне эмоционально реагирует на происходящее.

Если вы заметили у себя или водителя один из перечисленных признаков, самое лучшее остановиться, смениться или оставить машину, вызвать такси или воспользоваться общественным транспортом. Прежде чем снова садиться за руль нужно взвесить все «за», «против», поставив на первое место безопасность.

При первых признаках инсульта: головная боль, головокружение, ушной шум, необходимо немедленно припарковать автомобиль. Дальнейшая езда противопоказана, даже если состояние улучшиться.

Можно ли работать водителем?

Ответ зависит от типа транспортного средства, которым вам предстоит управлять, последствий инсульта. Медицинская комиссия вряд ли разрешит работать водителем грузовика, автобуса или троллейбуса, поскольку эти виды транспорта предполагают повышенную ответственность. Другое дело, если вам предстоит управлять легковым автомобилем, развозящим пиццу. При отсутствии выраженных двигательных, психологических нарушений, ясности мышления, четкого зрения в работе не откажут.

Читайте также:  Реабилитационные санатории после ишемического инсульта

Литература

  1. Постановление правительства РФ от 29.12.2014 №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»
  2. James R. Healey. Driving After a Stroke is Possible, 2018

Ирина Костылева

Высшее медицинское образование. Кировская государственная медицинская академия (КГМА). Участковый терапевт. Подробнее об авторе

Последнее обновление: 22 августа, 2019

Источник

После выписки из больницы, где пациент лечится от инсульта, наступает восстановительный период. Постепенно человек возвращается к привычному образу жизни, однако в ней теперь существуют определенные запреты и правила. В данной статье мы рассмотрим, можно ли после перенесенного инсульта вновь садиться за руль машины.

Особенности вождения после удара

Фото 1Нередко после инсульта наблюдаются самые разрушающие последствия.

Они могут быть следующими:

  1. психические расстройства;
  2. паралич конечностей;
  3. невропатия;
  4. афазия;
  5. нарушение зрительной функции;
  6. отсутствие координации движений;
  7. инвалидность.

После инсульта пациента ждет длительный курс реабилитации. Если он хочет вновь сесть за руль, ему предстоит пройти обследование, по результатам которого медики определяют возможность водить транспортное средство.

На вопрос, можно ли вернуться к вождению автомобиля, нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от конкретного клинического случая и тяжести болезни.

Справка! Категорически запрещается садиться за руль, если наблюдается эпилепсия и онемение конечностей.

При вождении важным фактором является нормальное зрение. Подобные проблемы фиксируются у 30% постинсультных больных. Конечно, со временем зрительная функция восстанавливается, однако это происходит, если поражен только небольшой отдел головного мозга. Когда его размер внушительный, то возможна утрата данной ключевой функции.

У пациента могут быть диагностированы следующие проблемы:

  1. отсутствие периферического зрения;
  2. выпадение полей зрения;
  3. паралич глазного нерва;
  4. полное или частичное отсутствие бокового зрения.

Таким образом, только доктор может определить, будет ли человек ездить за рулем, и каковы последствия вождения для больного. Не стоит пренебрегать рекомендациями лечащего врача, чтобы не допустить рецидива данного заболевания.

Когда можно садиться за руль

Фото 2За руль автомобиля постинсультному больному можно садиться после полного восстановления.

У каждого человека этот период разный.

Все согласовывается с лечащим врачом.

Длительность ожидания зависит, прежде всего, от степени тяжести инсульта и темпов улучшения общего состояния здоровья.

За руль снова можно сесть только после выполнения тестов на стимуляторе и прохождения медицинской комиссии.

Чтобы определить, остались ли у человека водительские навыки, необходимо пройти специально разработанный тест. Он выполняется непосредственно в машине в присутствии инструктора или посредством компьютерного стимулятора. Этот вид исследования имеет недостатки:

  • высокая стоимость;
  • длительность выполнения всех заданий (порядка 45 минут).

Важно! Прежде чем приступать к тестам, необходимо в полном объеме восстанавливать все утраченные способности. Только тогда комиссия выдаст разрешение для возвращения водительских прав.

Задачи тестирования:

  1. проверка имеющихся знаний ПДД. Инструктор, находящийся рядом с водителем, определит, насколько адекватно тот обращает внимание на знаки и распознает их. Именно таким образом проверяют восстановление зрительного восприятия;
  2. выявление пространственной ориентации. Тут внимание будет уделяться правильности выполнения конкретных действий и координации движений;
  3. определение возможности самостоятельно без всяческой помощи прокладывать себе маршрут. Здесь важно оценить характер мышления постинсультного больного, его логичность мыслей и суждений.

Тест представляет собой набор определенных действий и задач. Его автором является бельгийский ученый, который предварительно исследовал свыше 1,5 тысячи историй болезней постинсультных пациентов.

Люди, вернувшиеся к езде после инсульта, обычно рассказывают, что этот процесс является сложным и длительным. Сначала практически невозможно собраться, трудно переключать внимание. Субъективные ощущения говорят о том, что у водителя остается только треть прежних умений, поэтому всему приходится учиться заново.

Сначала эксперты советуют передвигаться по малооживленным автодорогам, где отсутствует активное движение. Желательно, чтобы скорости были низкими, нельзя отвлекаться на разговоры. Руль нужно держать исключительно двумя руками.

Полезное видео

Предлагаем вам посмотреть полезное видео по теме:

Проблемы, с которыми может столкнуться больной

Фото 3В случае успешного курса реабилитации больной не всегда может снова водить автомобиль.

Этому мешают такие проблемы:

  1. сложность в произведении оценки ситуации на дороге;
  2. отсутствие четкости мышления;
  3. трудности со своевременным торможением;
  4. осложненность действий и плохая реакция;
  5. суженный зрительный обзор.
Читайте также:  Полезные продукты после ишемического инсульта

Соответствующие факторы негативно влияют на поведение человека в период езды. Такой водитель представляет собой риск для остальных автомобилистов. Он и сам может травмироваться.

Важно! Категорическими показателями для возобновления вождения являются когнитивные нарушения и плохие зрительные способности.

Статистическая информация говорит о том, что после перенесенного инсульта в 70% случаев дают знать о себе отклонения когнитивного характера. Речь идет об ухудшении:

  1. внимания;
  2. памяти;
  3. ориентации.

Именно эти нарушения вызывают опасение у специалистов, таким образом, они не могут выдать разрешение на вождение транспортного средства.

Разрешается ли работать водителем?

Фото 4Решение по этому вопросу принимает специальная комиссия после детального обследования и получения результатов всех тестов.

В целом, конечно, специалисты рекомендуют сменить профессию, ведь человек за рулем ответственен за жизни пассажиров.

Кроме этого, восстановление после геморрагического вида болезни осуществляется сложнее.

По факту садиться за руль авто может не менее чем через три месяца. В других странах мира восстановительный период не превышает и 30 дней. Именно врач должен донести пациенту об опасности работы водителем после этого неврологического заболевания, ведь она сопровождается:

  1. повышением АД;
  2. паникой;
  3. частыми стрессами.

Все эти факторы являются предвестниками мозгового кровоизлияния. Не исключаются и аварийные ситуации на дорогах. Если вдобавок, водитель нечленораздельно говорит, то могут произойти конфликты с сотрудниками правоохранительных органов.

Выводы медицинской комиссии зависят от общего состояния здоровья больного, вида неврологического недуга и степени поражения. В любом случае, необходимо помнить, что рецидив может повториться в любой момент. В категории риска находятся люди более старшего возраста.

Выводы

Несмотря на то, что инсульт сказывается на качестве жизни человека, у него все-таки есть шанс сесть за руль. Рекомендуется делать это только после прохождения реабилитации. Чтобы быстрее восстановиться, необходимо соблюдать все предписания доктора. Если по каким-то причинам врач запрещает садиться за руль, не нужно игнорировать его слова.

Источник

Инфаркт и инсульт считаются главными «убийцами» XXI века. У этих болезней высокая степень летальности. А если человек выживает, что часто становится инвалидом или имеет серьезные осложнения, что не может не влиять на образ жизни. Людям, перенесшим инфаркт или инсульт, приходится менять свои привычки. Иногда это может касаться и вождения авто. Могут ли отказать в замене водительских прав после инфаркта или инсульта, АиФ.ru спросил у юриста Сергея Кормилицина. По его словам, если эти заболевания не привели к серьезным осложнениям, к постановке новых диагнозов, то человек имеет право водить машину.

«Перенесенные инфаркт или инсульт никак не влияют на способность управлять транспортным средством, если не повлекли за собой развитие каких-либо болезней из этого списка — «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».

Данным постановлением устанавливается перечень заболеваний, при которых нельзя управлять транспортными средствами. И в данном списке нет никакого упоминания инфаркта или инсульта, поэтому отказать в замене или в выдаче водительских прав не имеют права», — сказал эксперт.

Как после инсульта управлять автомобилем

Когда после инсульта нельзя водить машину?

После перенесенного инсульта накладывается общий запрет на управление автомобилями на период 3-6 месяцев. Далее медицинская комиссия, руководствуясь степенью поражения и тяжестью болезни, после изучения всех развившихся осложнений вынесет решение о возможности вождения. Например, при уменьшении поля зрения свыше 20 градусов медицинская комиссия не даст разрешение на управление автомобилем.

В результате инсульта часто страдает и психика человека. Могут наблюдаться резкие перепады настроения, депрессии, невозможность адекватно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения. При этом практически все препараты, используемые для коррекции психических проблем, противопоказаны при вождении автомобиля.

Осложнения в виде частичного паралича или спастичности мышц также являются полным противопоказанием к вождению.

Иногда после нарушения циркуляции крови в головном мозге развивается эпилепсия. В этом случае водить машину невозможно.

Как после инсульта управлять автомобилем

Когда после инсульта можно водить машину?

Водить автомобиль можно, если острота зрения, функции мышц и скорость мыслительного процесса удовлетворительные и позволяют пациенту садиться за руль.

Человек должен полностью пройти курс реабилитации и получить заключение специальной комиссии, что ему можно садиться за руль. При этом надо обязательно пройти специальное тестирование.

После инфаркта

После перенесенного инфаркта человек восстанавливается от одного до нескольких месяцев, все зависит от тяжести болезни, от возраста и сопутствующих заболеваний. Конечно, после инфаркта надо избегать лишних стрессов, а вождение — это стрессовая ситуация, особенно при загруженном трафике. Садиться за руль можно только после заключения врача о том, что нет противопоказаний к вождению. И еще специалисты говорят, что у человека не должно быть страха. Если он присутствует, лучше не садиться и избавить себя от таких нагрузок.

Читайте также:  Как восстановиться после инсульта и какие методы

Смотрите также:

  • Насколько дороже станет получение медсправки для водительских прав? →
  • Как при получении прав будут проверять на хронический алкоголизм? →
  • Когда пожилые водители не пройдут медкомиссию для замены прав? →

Оставить
комментарий (1)

Источник

На проводившейся в г. Нэшвиль (Теннесси) международной конференции по проблемам инсульта (International Stroke Conference, ISC) были представлены результаты небольшого канадского исследования, которое показало, что недавно перенесшие легкий ишемический инсульт пациенты делают больше ошибок при управлении автомобилем, особенно в сложных с когнитивной точки зрения ситуациях. 

 Эти результаты подчеркивают важность обсуждения проблемы вождения с перенесшими инсульт пациентами. Принятые в ряде стран рекомендации предписывают пациентам после инсульта воздержаться от вождения автомобиля хотя бы на месяц, однако около 35% пациентов после легкого инсульта возвращаются к управлению автомобилем раньше. Причиной этого нередко является отсутствие соответствующих рекомендаций со стороны врача, существуют данные о том, что рекомендации по вождению автомобиля получают всего 9% пациентов с инсультом. В то же время, объективности ради, следует признать, что на данный момент не существует общепринятых тестов, которые помогали бы врачам определить готовность пациента к вождению.

В обсуждаемом исследовании использовался симулятор вождения. В него были включены 10 пациентов, которые перенесли в течение предшествующей недели легкий инсульт (с оценкой по шкале инсульта Национального института здоровья <7 баллов) и 10 здоровых контрольных испытуемых, сопоставимых с основной группой по возрасту и опыту вождения в годах. Участникам предлагались два 30-минутных сценария симулированного вождения. Первый имитировал вождение в городских условиях и включал в себя относительно прямолинейное движение с обычными правыми и левыми поворотами без других транспортных средств на перекрестке, а затем более сложное с когнитивной точки зрения задание – поворот налево при наличии других участников дорожного движения. Левый поворот на загруженном перекрестке – это ситуация, в которой случается значительное число аварий. При повороте налево при наличии других транспортных средств приходится обрабатывать большое количество зрительной информации и выбирать верный момент для безопасного выполнения маневра. 

Второй сценарий был ближе к вождению на шоссе. Он включал необходимость движения за автобусом, который постоянно менял свою скорость, при этом требовалось сохранять безопасную дистанцию. Это задание требует достаточной способности к удержанию внимания. 

В целом, пациенты с инсультом допустили более чем в два раза больше ошибок, чем контрольная группа (12,4 против 6,0; P <0,01). Они делали больше ошибок и во время левого поворота на загруженном перекрестке (2,4 против 1,3; P < 0,05) и при следовании за автобусом (8,2 против 2,1; P < 0,05). При выполнении простых поворотов количество ошибок в двух группах не различалось.

На той же конференции были представлены результаты еще одной работы, выполненной в том же центре и с использованием тех же протоколов симулированного вождения, но с участием пациентов, которые перенесли аневризматическое субарахноидальное кровоизлияние (9 пациентов в основной группе и 9 сопоставимых контрольных участника). Несмотря на то, что общее среднее число ошибок в двух группах было одинаковым, пациенты после субарахноидального кровоизлияния допустили больше опасных ошибок, в том числе и приведших к столкновениям (2,4 против 0,1; P < 0,05). Кроме того, общее число ошибок при поворотах на перекрестках было выше в основной группе (7,7 против 3,2; P < 0,05). Это был первый опыт оценки нарушения способности к вождению после субарахноидального кровоизлияния. В дальнейшем необходимы более масштабные исследования, включающие оценку как симулированного вождения, так и реального поведения на дороге, которые позволят оценить, насколько результаты симулированного вождения соответствуют вождению в реальных условиях.

В настоящее время Канадская медицинская ассоциация рекомендует воздержаться от управления автомобилем в течение хотя бы одного месяца после инсульта. Аналогичные рекомендации существуют в Великобритании, а в США, наоборот, не существует четких временных критериев готовности к вождению. 

 Во многих местностях вопрос о вождении после инсульта является достаточно деликатным, поскольку способность управлять автомобилем является важным фактором, обеспечивающим независимость пациента, и покушение на это право со стороны врача угрожает доверительным отношениям с пациентом. Если речь идет о пациенте с двигательными нарушениями или выпадением полей зрения, противопоказания к управлению автомобилем бывают достаточно очевидными, однако при наличии когнитивных нарушений дело усложняется, поскольку на данный момент остается неясным, насколько они влияют на способность водить машину. Следует отметить, что какая-то степень когнитивных нарушений присутствует у более чем 70% пациентов после инсульта.

Источник