Как научиться писать после инсульта

Как научиться писать после инсульта thumbnail

Авторы:

Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.

Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Как научиться писать после инсульта

Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами. В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих. Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.

Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.

Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет. И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны. Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.

Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности. Так, известный русский композитор Альфред  Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.

Моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения. При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова. Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач. Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.

Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже. И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н. «телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».

Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».

Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.

По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».

По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:

— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);

— Рассказ по картинке;

— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;

— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;

— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.

На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.

Сенсорная афазия

В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.

Понимание речи включает три основных компонента:

— Понимание значения слова;

— Понимание значения предложения;

— Понимание значения целевого высказывания.

Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом. Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник. Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.

Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.

Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).

Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические  параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки. Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом. Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.

Восстановление чтения и письма

Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать  и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой. Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к.  письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни. Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к. у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.

Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:

— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);

— Разрезная азбука, букварь;

— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.

Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление. В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз. Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.

Источник

восстановление после инсультаВосстановление способности читать и писать- важный шаг на пути реабилитации после инсульта.  К сожалению, человеку порой не удается, несмотря на все его старания, вернуться к письму правой рукой. Не следует возводить это в абсолют: «Не получается правой, будем учиться писать левой!» У некоторых больных даже появляется что-то вроде азарта, когда они начинают овладевать новым видом письма.

А вот заменять «чистописание» набором текста на компьютере или пишущей машинке нецелесообразно, поскольку письмо от руки очень тесно связано с речевой функцией. В дальнейшем по мере успешного восстановления речи компьютерный набор или печатание текста на машинке вполне допустимы, особенно если человек владел этими навыками до болезни или они составляли часть его деятельности.

Обучение начинайте с написания печатных букв. В дальнейшем можно перейти к заданиям с использованием прописных букв, написанных четко и разборчиво.

Обучение письму состоит из нескольких этапов. Сначала человек просто «списывает», например, с азбуки или другого обучающего детского пособия отдельные буквы. Затем пишет короткие, хорошо знакомые слова, после чего переходит к переписыванию сложных слов, далее — простых, потом сложных предложений, небольших текстов.

Следующий этап — письмо под диктовку. Процесс идет в той же последовательности: отдельные буквы — простые слова — сложные слова — простые предложения — сложные предложения — короткие тексты.

В дальнейшем попросите больного написать изложение по прочитанному вами тексту или небольшое сочинение на тему, которая может представлять для него особый интерес, или по сюжетной картинке, какому-либо событию.

Из подобных этапов строится и процесс обучения чтению: чтение простых слов, после чего следует раскладывание подписей под картинками, на которых изображен какой-то один предмет, например, цветок или животное. Затем идет раскладывание подписей под картинками с сюжетом или действием, например, дети высаживают деревья, больной использует ингалятор, спортсмен пересекает финишную прямую, человек играет с собакой…

Предметные и сюжетные картинки можно вырезать из старых книжек для детей младшего возраста, использовать азбуку, букварь или пособия для обучения иностранцев русскому языку.

На следующем этапе переходите к чтению отдельных фраз и небольших текстов. Кстати, хорошо, если больной будет просматривать газеты/журналы, которые читал до инсульта. Дело в том, что у человека даже с нарушением принципов аналитического чтения сохраняются функции так называемого чтения угадывающего.

Если больной хорошо себя чувствует, занятия по восстановлению письма и речи могут длиться от тридцати минут до часа, проводите их два-три раза в день. Имейте в виду, что длительное умственное напряжение, концентрация внимания зачастую вызывают головную боль, повышение артериального давления, сердцебиение, общую слабость. Поэтому спрашивайте «пациента» о его самочувствии и в подобных случаях прекращайте занятия, не настаивая на непременном проведении. Справиться с ситуацией помогут средства фитотерапии. Лучше ограничьте время занятий 10-20 минутами, увеличив при этом их количество до 5-7 раз в день.

Проявляйте выдержку, когда больной хочет что-либо сказать, но у него это плохо получается. Помогите преодолеть стеснительность, подбодрите, порадуйтесь даже самому незначительному успеху.

Благоприятный психологический климат в семье поможет заболевшему человеку быстрее вернуться к активной социальной жизни, а если повезет, то и к труду.

Источник

Перед началом восстановительного лечения проводится комплексная диагностика, которая помогает правильно оценить состояние компонентов речи пациента:

  • понимание обращенной речи, в том числе сложных лексико-грамматических конструкций, объем восприятия речи на слух;
  • степень самостоятельности и произвольности при построении речевого высказывания, возможность удерживаться в речевой деятельности;
  • состояние активной речи, наличие речевых шаблонов, стереотипов;
  • наличие или отсутствие дефектов номинации (называния, выбора нужного слова из семантического поля);
  • наличие или отсутствие дефектов внутренней речи, трудностей в формулировании высказывания;
  • состояние произносительной стороны речи;
  • степень контроля за собственной речью;
  • состояние счетных операций, навыков чтения и письма.

Основные направления работы логопеда: методики и приемы

Первый этап

Выявленные отклонения могут иметь разную степень выраженности, некоторые функции могут полностью сохраняться при частичном или полном нарушении других. На первом этапе работа логопеда по восстановлению функций речи может включать следующие упражнения и приемы.

  1. Создание условий, в которых пациент вынужден обрабатывать поступающую информацию. Устранение «режима молчания», каждые 15 минут (интервал может увеличиваться в зависимости от общего состояния) специалист обращается к пациенту с вопросами даже в том случае, если он не в состоянии ответить. Короткими простыми фразами в медленном темпе говорит на любую бытовую тему, обращая на себя внимание и призывая пациента слушать речь. Удержание зрительного контакта.
  2. Использование альтернативных вопросов. Специалист строит вопрос таким образом, чтобы пациент не мог ограничиться жестом. Например, не подходит вопрос: «Будете ли Вы воду?» Следует спросить: «Вы будете воду или сок? Что Вы будете пить?».
  3. Называние предметов. Пациенту показывают карточки с изображениями предметов и объектов окружающего мира и просят его называть увиденное. Используя карточки, можно просить пациента выбирать правильное название среди нескольких предложенных вариантов.
  4. Узнавание знакомых лиц. Задание похоже на предыдущее, однако в качестве рабочего материала используются фотографии из семейного альбома.
  5. Называние букв и цифр. Пациенту показывают расположенные произвольно ряды букв или цифр (размер и количество элементов зависят от степени поражения речевой функции и общего состояния пациента) и просят называть их.
  6. Ответы с использованием слов из вопроса. Можно предложить пациенту отвечать на вопросы, повторяя слова и меняя их порядок.
  7. Работа с рядами. Часто пациент в состоянии называть привычные ряды (алфавит, дни недели, месяцы). Следует использовать такую возможность и предлагать воспроизводить ряды в обратном порядке (считать, например, от пяти до пятнадцати и обратно, считать двойками, перечислять родственников или сослуживцев и т.д.).
  8. Чтение и письмо. В том случае, если навыки чтения или письма не нарушаются, их активно используют для скорейшей реабилитации. Пациента просят медленно читать вслух отдельные слова, фразы или фрагменты текста, задавая вопросы по содержанию прочитанного.

Второй этап

Когда состояние пациента улучшается, предлагаются более сложные задания.

1. Восстановление связей между словом и образом (в том числе между зрительным образом и словом), исправление дефектов номинации. Способность произвольно удерживать заданную речевую конструкцию. Самостоятельное построение фраз, исправление дефектов внутренней речи.

  • Демонстрация картинок и называние изображенных на них предметов; выбор правильного названия предмета или действия с опорой на карточку; подбор карточки к слову и слова к изображению;
  • ответы на вопросы с использованием слов из вопроса;
  • работа с сюжетными картинами и сериями картин с последовательным сюжетом; составление рассказа с заранее заданным количеством слов, предложений;
  • подбор слов согласно заданному признаку;
  • работа с ритмом, темпом, интонационной стороной высказывания;
  • работа со схемами предложений, составление плана речевого высказывания, пересказ текстов различной сложности с использованием опорных слов и изображений (с постепенным увеличением степени самостоятельности при построении высказывания);
  • чтение и письмо под диктовку и самостоятельно.

2. Понимание речи. Восстановление контроля над собственной речью.

  • Восстановление и уточнение пространственных представлений;
  • конструирование, воспроизведение заданных эталонов (в том числе речевых);
  • классификация и сортировка слов по значению;
  • построение высказывания с использованием опорных слов, имеющих пространственное значение, предлогов и союзов;
  • импровизации на заданную тему;
  • толкование сложных по смыслу слов;
  • счетные операции;
  • выполнение сложных инструкций.

3. Коррекция произношения. Преодоление инертности в речевом процессе. Восстановление артикуляции.

  • Работа с темпом, ритмом, интонационной стороной высказывания;
  • восстановление артикуляционных укладов;
  • вербализация действий;
  • работа с речевыми шаблонами (в том числе используются числовые и буквенные ряды, стихи, пословицы и поговорки);

4. Восстановление навыков счета, чтения и письма.

  • Узнавание и называние букв и цифр;
  • звукобуквенный анализ с использованием схем;
  • работа с техникой чтения и анализ прочитанного;
  • восстановление графических навыков.

Реабилитационные мероприятия проводятся по возможности сразу после инсульта, количество и частота встреч с логопедом зависят от степени тяжести нарушений речи и общего состояния пациента. Решение о необходимости логопедической коррекции и реабилитации принимается коллегиально совместно с неврологом.

Оценить

Средняя: 3,67 (3 оценки)

Источник