Как научить сидеть при инсульте

Как научить сидеть при инсульте thumbnail

К счастью, в большинстве случаев развившиеся в результате инсульта симптомы — параличи и парезы, афазии, агнозии — со временем становятся менее выраженными или проходят вовсе. [mor] Постепенно появляются движения в парализованных конечностях, а  с авосстанавливающиеся  с афазией начинают понимать речь окружающих, говорить отдельные слова.

Принципы восстановления

   От чего зависят степень и темп восстановления нарушенных функций? Почему у одних все проходит бесследно, а у других остается выраженный дефект?
Возможности спонтанного (самопроизвольного) восстановления зависят от многих факторов, среди которых главную роль играют размеры очага поражения и его локализация по отношению к той или иной функциональной области мозга.

 

Даже небольшая зона поражения в области двигательного анализатора в коре больших полушарий в первые дни после инсульта может привести к развитию грубых двигательных нарушений. Однако сохранившиеся нервные клетки постепенно перестраивают свою работу так, чтобы заменить выбывшие из строя, и в результате нарушенная двигательная функция восстанавливается. Если же поражены все или почти все нервные элементы двигательного анализатора либо грубо повреждены пути, проводящие нервные импульсы к двигательным клеткам спинного мозга, восстановление двигательных функций идет значительно хуже.
 

При закупорке кровеносного сосуда, снабжающего определенную область мозга, большое значение для восстановления функции имеет развитие коллатерального (окольного) пути кровоснабжения. Сущность этого явления состоит в следующем. Наряду с ответвлениями основного кровеносного сосуда, снабжающего ту или иную область мозга, к ней приходят и коллатерали других сосудов. При нормальном кровотоке по основному сосуду такие запасные пути кровоснабжения обычно как бы закрыты, а усиленно функционировать они начинают лишь при недостаточном кровоснабжении такого участка.
 

Самый мощный коллектор перераспределения кровотока (Виллизиев круг) расположен в основании головного мозга. В нем соединяются все основные стволы крупных мозговых сосудов, и такой коллектор обеспечивает выравнивание кровотока при закупорке одного из них. И восстановление нарушенных функций во многом зависит от того, как быстро начинает функционировать система коллатерального кровоснабжения, насколько полно ей удается компенсировать нарушенный кровоток.

В значительной части случаев инсульта спонтанное (самопроизвольное) восстановление оказывается недостаточным. Вот почему такую большую роль в восстановлении функций играет специальное восстановительное лечение и обучение (переобучение) восстанавливающихся

  .          .. …    Так, при двигательных нарушениях основным методом восстановительного лечения является лечебная гимнастика, а при речевых нарушениях — занятия с логопедом-афазиологом.
С одной стороны, методы восстановительного лечения способствуют тому, что начинают активно включаться в работу заторможенные, временно не функционирующие клетки вблизи очага поражения, с другой — методы направлены и на то, чтобы нервные клетки других функциональных областей мозга как бы «подключались» к восстановлению той функции, которая оказалась нарушенной.

Одним из основных принципов восстановительного лечения является его самое раннее начало.

Целый ряд восстановительных мероприятий (занятия с логопедом, массаж и пассивную гимнастику, дыхательную гимнастику) начинают уже в первые дни после инсульта при условии сохранности сознания и относительно удовлетворительного общего состояния больного.

Другой важный принцип восстановительной терапии — длительность и непрерывность ее проведения в течение нескольких (обычно не менее 4—6) месяцев после инсульта. В России действует система поэтапного лечения больных, перенесших инсульт.
В первый же день пострадавшие поступают в неврологическое отделение больницы, а в случае тяжелого инсульта — в специализированные палаты интенсивной терапии (или в реанимационное отделение).

В неврологическом отделении, где пострадавшие находятся 1 —1,5 месяца, они проходят первый этап восстановительной терапии, затем переводятся в специализированное восстановительное отделение, где в течение 1—2 месяцев получают активное комплексное лечение, включающее занятия лечебной гимнастикой, массаж, физиотерапию, психотерапию, трудотерапию, а при речевых нарушениях — занятия с логопедом. В дальнейшем их выписывают на амбулаторное лечение в восстановительном отделении поликлиники, и  восстанавливающиеся       с относительно хорошим восстановлением функций могут быть направлены в реабилитационный санаторий.


 Неоценимую помощь медицинским работникам здесь могут оказать родные и близкие восстанавливающегося .
Успех восстановительного лечения во многом зависит от активной позиции самого пациента. Это связано с тем, что в восстановительной терапии основную роль играет процесс обучения.

И тут, как и в школе, могут попадаться способные и менее способные, активные и малоактивные «ученики». Помочь  хорошо восстанавливающемуся  освоить «предметы» на занятиях лечебной гимнастикой, логопедическими упражнениями — важная задача не только специалистов по восстановительному обучению, но и родных, близких восстанавливающегося.

Учимся сидеть.        

Если большое количество времени Вы проводили лёжа, то лежачий образ жизни стал для Вас нормой.

Начинайте приучать себя к вертикальному образу жизни. Вначале Вам надо научиться сидеть в постели: Вы лежите на спине, под туловище и голову помощник подкладывает подушки, количество которых постепенно увеличивается. При этом Ваше тело должно помощником удерживаться очень хорошо, и со всех сторон должны быть подушки.

Первый раз сидеть можно не более полминуты (или меньше). Через несколько дней – минута. Контролируйте себя, и при сильном головокружении вновь прилягте на кровать. С каждым днём увеличивайте на несколько минут то время, которое Вы проводите сидя. Когда сидите, контролируйте положение Ваших ног, старайтесь не подгибать их.

Почувствуйте нагрузку, когда ноги касаются пола, старайтесь эту нагрузку контролировать, равномерно распределяя вес на обе ноги. Затем надо научиться садиться из положения лёжа на боку с опусканием ног с кровати. Сначала это действие надо выполнять с опорой на локоть, а затем – на выВВВВ­прямленную руку. Когда научитесь сидеть, опустив ноги на пол, то надо периодически выполнять упражнение «ходьба сидя». Его суть в том, что Вам надо сесть, ноги поставить на пол, зафиксировать (подушками) тело в вертикальном положении. И перетаптываться ногами вперёд-назад, имитируя ходьбу.

Источник

Учусь сидеть.

Первые три недели после инсульта, я в основном лежал. Каждый день, пытался сидеть. Постепенно увеличивали время и количество раз. Ежедневно прибавляли по одному разу, не много сокращая промежутки на отдых и увеличивали время сидения на 1 мин. Четко все считали и засекали по часам. Если, что-то становилось не под силу, переставали прибавлять, а иногда и убавляли. Я понимал, что тело стало совсем слабым. Любой перегиб с нагрузкой, мог всё испортить. В начале я пытался сидеть обложенный и подпёртый со всех сторон подушками. Даже сидя, падал вбок, в основном на левую сторону. Тянуло туда, как магнитом. Завалюсь на бок, меня мои опять усаживают, обкладывают подушками. Снова заваливаюсь. Есть кукла «Неваляшка». Я был куклой «Валяшкой»

Постепенно научился сидеть на кровати, упираясь в нее руками и облокотившись спиной на спинку. Дней 5-7 это закрепляли. Как только стало получаться уверенно, перешли к следующему этапу. Меня подтаскивали к краю кровати, спускали на пол ноги. В таком положении, тоже учился сидеть. Что бы не упасть вперед Лена или Никита меня страховали. Но назад и вбок, я навалялся от души. Там мягко, матрас. Упаду, опять усаживаемся и так пока не просижу установленное время. Начали с двух минут, они мне показались, как 2 часа. После первых попыток сидеть, на краю кровати, валился в постель без сил, иногда просто засыпал. Поняли, сколько надо времени на восстановление сил. Выбрали промежуток три часа. Если трёх часов не хватало, что бы набраться сил, увеличивали интервал. Пока силы не появлялись. Если силы появлялись раньше, начинали учиться сидеть раньше. Важно не лениться и не давать себе халявить. Постепенно старался самостоятельно доползать до края кровати и усаживаться. Хорошая нагрузка на все тело и особенно на руки. Вначале, не получалось даже просто упереться руками, они подгибались, как тряпочные.

Иногда меня пересаживали в кресло-качалку. В нём было, замечательно, как в люльке. Со всех сторон подпор. Вперед упасть нельзя, так как сидишь откинувшись назад. По бокам подлокотники, сзади спинка. В кресле меня подтаскивали к окну или к столу. Хватало сил посидеть несколько минут. Потом силы заканчивались. Казалось, что тело весит тонну, меня прямо сдавливало, не работали мышцы поддерживающие спину и я перебирался в кровать, отдыхать.

В какой-то момент, стал пытаться пересаживаться в кресло сам. Тот ещё атракцион))). Идея идиотская. Потом допёр. Пересадку из кровати в кресло разделил на четыре части: 1. Научился стоять, около кровати. 2. Научился стоя возле кровати, поворачиваться к ней боком. 3. Научился руками находить подлокотники, стоя спиной к креслу. 4. Научился ухватившись за подлокотники, придерживать кресло и плавно опускать «корму» в кресло. Сначала плавно садиться в кресло не получалось. Обрушивался в него со всей дури. Позже научился удерживаться за подлокотники рукам и спокойно усаживаться. Хотя часто руки промахивались мимо подлокотников и я с треском падал в плетеное кресло. То есть, простую процедуру, перемещения из кровати в стоящее около нее кресло, надо разбивать на четыре этапа. Ни одному специалисту по восстановлению после инсульта, это в страшном сне не присниться. Только испытав это на себе, можно понять и осознать, как делать.

Я понял, что все «простые» действия и движения, надо разбивать, на еще более простые. Учится делать более простые и потом их объединять.

Нормально пересесть в кресло-качалку из кровати у меня получилось только после того, как я научился уверенно стоять и поворачиваться стоя. Важно, что бы всегда была страховка, так как падаешь и теряешь равновесие все время. Добавить к  последствиям инсульта, еще и разбитую башку, это значит откинуть себя назад в восстановлении, пока «боевые» раны не затянуться.

Сделал себе жесткую установку: ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ БЕЗ ТРАВМ !!!

Продолжение: Ст.4. Учусь вставать.

Восстановление после инсульта реабилитация после инсульта Речь

Please reload

Приглашаем к сотрудничеству клиники, реабилитационные центры, врачей и специалистов по восстановлению

Источник

Как научить сидеть при инсультеКак научить сидеть при инсультеКак научить сидеть при инсульте

Методики восстановления после инсульта. Учимся сидеть, стоять, ходить

Автор: Головков Александр Владимирович, травовед и специалист по здоровому образу жизни, anti-insult@mail.ru
Источник: posleinsulta.narod.ru

Методики восстановления после инсульта.  Учимся сидеть, стоять, ходить

Учимся сидеть

Если большое количество времени Вы проводили лёжа, то лежачий образ жизни стал для Вас нормой.

Начинайте приучать себя к вертикальному образу жизни.

Вначале Вам надо научиться сидеть в постели: Вы лежите на спине, под туловище и голову помощник подкладывает подушки, количество которых постепенно увеличивается.

При этом Ваше тело должно помощником удерживаться очень хорошо, и со всех сторон должны быть подушки.

Первый раз сидеть можно не более полминуты (или меньше).

Через несколько дней – минута. Контролируйте себя, и при сильном головокружении вновь прилягте на кровать.

С каждым днём увеличивайте на несколько минут то время, которое Вы проводите сидя.

Когда сидите, контролируйте положение Ваших ног, старайтесь не подгибать их.

Почувствуйте нагрузку, когда ноги касаются пола, старайтесь эту нагрузку контролировать, равномерно распределяя вес на обе ноги.

Затем надо научиться садиться из положения лёжа на боку с опусканием ног с кровати.

Сначала это действие надо выполнять с опорой на локоть, а затем – на вы­прямленную руку.

Когда научитесь сидеть, опустив ноги на пол, то надо периодически выполнять упражнение «ходьба сидя».

Его суть в том, что Вам надо сесть, ноги поставить на пол, зафиксировать (подушками) тело в вертикальном положении. И перетаптываться ногами вперёд-назад, имитируя ходьбу.

Учимся стоять

При первых попытках постоять после длительного пребывания в лежачем состоянии следует учесть, что мышцы поражённой после инсульта ноги очень слабые, и большинство из них атрофированы.

Учтите также, что и мышцы непоражённой ноги очень слабые и также некоторые из них могут быть атрофированными.

Начинать становиться на ноги необходимо только с помощником, так как самому это сделать будет очень тяжело и опасно.

Обучение переходу в вертикальную позу производится так. Исходное положение – сидя. Ваши ноги стоят на полу на ширине плеч.

Помощник сидит напротив. Ваши колени упираются в колени помощника, ладони которого находятся под Вашими бёдрами.

Вы, опираясь о плечи помощника, с его помощью встаёте.

Когда будете подниматься, не сразу нагружайте поражённую ногу.

Сначала аккуратно становитесь на здоровую, а потом постепенно нагружайте и другую.

Следите за своим самочувствием. Контролируя себя, постепенно увеличивайте то время, которое Вы проводите стоя на ногах.

Учитесь равномерно распределять вес на обе ноги.

Со временем начнут происходить изменения на анатомическом уровне – мышцы начинают выполнять свою прямую обязанность, соответственно увеличивается приток крови к нижним конечностям, начинают восстанавливаться нейроцепочки.

Все эти процессы не могут происходить незаметно, поэтому будьте осторожны и готовы к плохому самочувствию, головокружению, зуду в ноге.

Учимся ходить

Если Ваше состояние уже позволяет стоять на ногах, то можно начинать делать первые шаги.

Сделать несколько первых шагов и удержаться на ногах будет очень трудно, поэтому ходить начинайте только с помощником.

Помощь заключается в поддержке Вас с поражённой стороны. Помощник закидывает Вашу руку себе на шею и своим коленом поддерживает Ваше колено, фиксируя таким способом коленный сустав на месте. Этот метод хорош за исключением некоторых нюансов.

Очень сложно с Вашей стороны держаться за помощника поражённой рукой, тем более что чувствительность руки ещё очень низкая, и Вы будете неправильно оценивать ту силу, с которой опираетесь на помощника.

И с психологической стороны слабочувствительная рука создаёт очень неприятные ощущения.

С ногой ситуация тоже непростая. В большинстве случаев для того, чтобы сделать шаг, Вы будете закидывать ногу в сторону, и нога помощника, которой он пытается фиксировать Ваше колено будет, просто мешать.

Ситуация, когда помощник поддерживает Вас с не поражённой стороны, более комфортабельна и представляет больше свободы передвижения.

Но и здесь есть свои недостатки – коленный сустав ничем не фиксируется и нет возможности придержаться здоровой рукой за стену или мебель.

Основная задача во время передвижения – научить больного сгибать пораженную ногу во всех трёх суставах, чтобы стопа не цеплялась за пол носком.

Для этого помощник, поддерживая больного, подаёт команду “поднять ногу как можно выше, согнуть её в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах”.

Для облегчения координации движения ног во время ходьбы рекомендуется пользоваться специальной дорожкой с разметкой постановки стоп.

Чтобы больной не забывал выше поднимать ногу, между “отпечатками следов” укладывают брусочки, через которые необходимо перешагивать.

Чтобы предупредить отвисание пораженной руки и выход головки плечевой кости из суставной впадины во время передвижения, эту руку необходимо фиксировать на косынке.

Во время обучения передвижению следует следить за состоянием сердечно-сосудистой системы и строго регулировать отдых в положении сидя.

Когда освоите передвижение с помощником и головокружений уже не будет, начинайте осваивать самостоятельное передвижение – держась за стену, или переставляя впереди себя стул, или с тростью.

Не старайтесь щадить больную ногу и переносить основную нагрузку на ногу здоровую.

Наоборот – всячески тренируйте повреждённую инсультом сторону тела.

Дальнейшее развитие двигательных функций ноги, её силовые характеристики и скорость восстановления будут зависеть от Ваших тренировок и от Вашего упорства.

При этом помните, что ноги отвыкли от ходьбы, поэтому в голеностопном суставе нога часто будет подгибаться и выворачиваться.

Поэтому осваивать ходьбу рекомендуется в обуви с высокими голенищами, фиксирующими голеностопный сустав. Подойдут сапоги или валенки.

Время, за которое нужно научиться самостоятельно ходить, для каждого больного разное. Учитывая множество факторов, влияющих на скорость восстановления, постарайтесь за один-три месяца приучить себя к самостоятельному передвижению.

Естественно, походка у Вас не будет идеальной, сложно будет преодолевать ступеньки, но всё же без помощника Вы сможете пройтись.

Вот теперь нужно развивать и усовершенствовать тот минимум, которого Вы добились.

Ровный пол в квартире или асфальтовая дорога со временем перестанут давать необходимую нагрузку вашей ноге.

Один из способов дать нагрузку ноге – передвижение в вязкой среде, которая и будет являться нагрузкой.

В самом простом случае средой, которая будет нагружать ногу, может служить густая высокая трава, а в зимний период – густой снег.

Также средой, которая дает нагрузку, является вода. Очень интересный эффект получается при ходьбе в воде при небольшом уровне воды – приблизительно по колено или ниже.

Также выполняйте упражнения, которые будут задействовать всё тело целиком.

Повороты, приседания, наклоны в стороны и вперёд. Но помните: в первые месяцы после инсульта очень опасно наклонять голову ниже таза.

Поэтому наклоны до пола осваивайте очень постепенно. 

Как научить сидеть при инсультеКак научить сидеть при инсультеКак научить сидеть при инсульте

Смотрите также:

Источник

Инсульт уносит миллионы жизней по всему миру, оставляет людей инвалидами, и полностью восстановиться после приступа удаётся не каждому. Последствиями удара могут быть полная или частичная парализация, потеря привычных навыков, человек становится недееспособным и требует регулярного ухода за собой со стороны. Зависимость больного от ухаживающих людей наряду с состоянием здоровья провоцирует психологические проблемы. В этом случае требуется помощь психолога, пациенту необходимо быть готовым к трудностям на пути к выздоровлению.

Как научиться ходить после инсультаВосстановление двигательных функций – важный этап реабилитации.

Кроме поддержки близких людей, больной сам должен прилагать немалые усилия, чтобы восстановить утраченные функции. Реабилитационный период может длиться как несколько месяцев, так и лет. Курс заключается в использовании комплексных мер, направленных на восстановление речевых, двигательных, когнитивных функций. Когда кризисный период миновал, больному требуется долгая реабилитация, потому как научиться ходить после инсульта заново бывает очень нелегко. С реабилитационными мероприятиями не следует затягивать, начинать их нужно сразу же после медикаментозной терапии по восстановлению мозгового кровообращения. Больной не должен привыкать к постельному режиму, чем раньше его удастся поднять с кровати, тем быстрее запустится процесс восстановления.

Влияние инсульта на двигательные функции

Острое нарушение кровообращения вызывает сбои всех систем организма. Кроме бессвязной речи, дисфагии, у больного наблюдаются онемение конечностей, паралич. Если вовремя не принять меры, эти симптомы могут перетечь в постоянное явление. Наличие мышечных судорог может быть крайне опасным и предвещать повторение приступа.

Для нарушения двигательных функций характерны такие признаки:

  • наблюдается неуверенность, шаткость походки;
  • неспособность развивать скорость передвижения;
  • больной не может согнуть, разогнуть или максимально выпрямить руку или ногу;
  • болезненный спазм мышц ног препятствует сгибанию тазового и коленного суставов, часто возникает в стопе;
  • движения парализованной ноги могут усиливать спазмы руки;
  • координация движений нарушена;
  • частичное или полное отсутствие чувствительности конечностей;
  • у больного не получается поставить ногу на подошву, как следствие, при ходьбе движения начинаются с носка, а не с пятки;
  • ходьба после инсульта может сопровождаться внезапными падениями.

Помощь в реабилитации

Реабилитационные мероприятия начинают проводить в индивидуальном порядке, чётко установленных сроков для восстановительного процесса нет, всё зависит от состояния больного. Одни больные начинают ходить по истечении 2 – 3 месяцев, другим требуется намного больше времени на возвращение утраченных функций. В любом случае, больному и близким людям необходимо запастись терпением и работать для получения позитивного результата.

Несмотря на существенное влияние масштабов поражения головного мозга на динамику выздоровления, большое содействие в успешности мероприятий оказывает поддержка родных. Не менее важен и психологический настрой самого больного. Депрессивное состояние, вызванное ощущением беспомощности, обречённости и нежелание действовать, способны погубить на корню все развернувшиеся работы по реабилитации.

Медикаментозная терапия не заканчивается по истечении острой фазы патологии. Больному могут назначать лекарства на протяжении длительного периода, в зависимости от состояния и симптомов:

  • препараты, стабилизирующие нормальный кровоток по сосудам, нормализующие работу сердца;
  • средства для снижения артериального давления в случае его высоких показателей;
  • лекарства, разжижающие кровь, предотвращающие образование тромбов в конечностях (при геморрагическом инсульте не применяются);
  • миорелаксанты, снимающие мышечные спазмы;
  • нейротрофические препараты, способствующие двигательной активности;
  • антиоксиданты для восстановления клеток мозга.

Медикаментозная терапия

Как начать ходить после инсульта

Чтобы как можно скорее поднять человека с постели, необходимо начинать с простых упражнений, постепенно переходя к более серьёзным тренировкам. Больной после инсульта крайне немотивирован и часто не хочет ничего делать для улучшения своего состояния. Задача психолога и близких людей – позитивно настроить пациента на выздоровление. Несмотря на длительность реабилитационного периода, у больного есть шанс вернуть полностью или частично утраченные в результате приступа функции.

Восстановительные процедуры заключаются в следующих мероприятиях:

  1. На первом этапе необходима пассивная зарядка, которая не требует вставать с постели. Её проводят медработники или близкие пациента. Гимнастика тренирует функцию сгибания суставов, для этого поочерёдно поднимают, сгибают в локте то одну, то другую руку, затем проводят аналогичные упражнения на каждую ногу.
  2. Тренажёр-кровать предусмотрен для начала процесса обучения правильного передвижения ногами на начальном этапе, он имитирует ходьбу.
  3. Приблизительно на 4 – 5 сутки после приступа больного пытаются усадить. Достичь вертикального положения помогает специальное приспособление. Сначала больной сидит на постели, затем свешивает ноги на пол.
  4. Далее, можно имитировать ходьбу, перебирая ногами в сидячем положении. Необходимость вертикального положения не установлена точными сроками и зависит от индивидуального состояния пациента.
  5. На этом этапе ведутся подготовительные работы к практике ходьбы, эффективно использовать движение «велосипед», поскольку оно задействует все группы мышц.
  6. Гидротерапия, предполагающая использование гидромассажа, способствует улучшению кровообращения.
  7. Озокеритовые аппликации, лечение парафиновыми компрессами.
  8. Массажи, являющиеся эффективной и неотъемлемой частью лечения.
  9. Гидротерапия, озокеритовые аппликации, массажи помогают избавиться от мышечных судорог.
  10. Успешно проводится реабилитация в домашних условиях, где больной пробует выполнять обычные бытовые действия, развивающие моторику.
  11. Использование тренажёров значительно ускоряет процесс восстановления. Существует несколько видов приспособлений для развития навыков ходьбы, вставания со стула, велотренажёры, беговые дорожки.
  12. По истечении некоторого времени (период реабилитации индивидуален) больному удаётся встать на ноги. Стояние и ходьба непросто даются больному в постинсультном состоянии. Начинать делать первые шаги следует с поддержкой другого человека, затем самостоятельно с помощью опор.
  13. Можно размечать следы больного с целью дальнейшей коррекции походки. Для закрепления навыка правильной постановки ноги нужно ходить по размеченной дорожке со специально нанесёнными на неё шагами.

Выполнение специальных упражнений

С началом этапа обучения навыку ходьбы необходимо будет обзавестись:

  • ортопедической обувью на широкой подошве с небольшим подъёмом;
  • для фиксации стопы используются специальные держатели;
  • также целесообразно надевать подколенники, чтобы во время ходьбы нога в колене не сгибалась.

Часто после инсульта плохо ходят ноги, что делать в таком случае, знают в реабилитационном центре, но возможность позволить себе дорогостоящие процедуры есть не у всех. Не менее эффективным может быть и домашнее обучение ходьбе по принципу «научу ходить так, как хожу сам», выполнение упражнений возможно с помощью близких людей.

Упражнения для восстановления навыка ходьбы

Число повторов будет зависеть от состояния пациента, если некоторые упражнения ему сделать не под силу, больному можно помогать. Слишком активные упражнения лучше проводить, когда больной чувствует себя лучше.

  • в положении лёжа при согнутых ногах в коленях больной выпрямляет то одну, то другую ногу, начиная движения со здоровой конечности;
  • перекидывание одной ноги на другую поочерёдно;
  • больной поворачивает стопы то вовнутрь, то в стороны;
  • разгибание и сгибание суставов рук и ног;
  • выполнение упражнения «велосипед»;
  • отведение ноги в сторону: упражнение выполняется лёжа на спине с выпрямленными или согнутыми в коленях ногами;
  • подъём таза: ноги согнуты в коленях, в положении лёжа больной поднимает и опускает таз;
  • перенос выпрямленной ноги над другой;
  • сгибание голеней;
  • лёжа на боку больному следует поднять и опустить ногу, затем, перевернувшись на второй бок, то же самое проделать со второй ногой.

Восстановить контроль над мышцами не так просто, но приложенные усилия со стороны пациента и его родных иногда достигают невероятных результатов. В медицинской практике много случаев, когда, казалось бы, совсем безнадёжные больные возвращались к прежней жизни.

Источник