Как можно удалить зуб после инфаркта
Людям, страдающим от сердечно-сосудистых заболеваний, тоже может понадобиться стоматологическая помощь. По статистике российских врачей, 20-30% пациентов стоматологов страдают различными хроническими заболеваниями, в число которых входят гипертония, ишемическая болезнь сердца и т. п. Зачастую пациенты кардиолога сами боятся садиться в стоматологическое кресло, потому что не уверены в своем здоровье. Однако больные, нелеченные зубы и сами по себе представляют опасность для таких больных. Поэтому больное сердце и сосуды — это лишь повод предварительно обсудить будущее лечение и с кардиологом, и со стоматологом. Ведь в ходе лечения зубов используются анестезия и другие медикаменты, может возникнуть кровотечение, наконец, сам пациент переживает дополнительный стресс. MedAboutMe разбирался в нюансах лечения зубов у людей с больным сердцем.
Опасность кариеса для здоровья пациентов кардиолога
Кариес — это дополнительный источник инфекции в организме. Пациенты с больным сердцем входят в группу риска по развитию таких тяжелых осложнений, как инфекционный эндокардит. Этот недуг поражает и миокард (сердечную мышцу), и клапаны сердца. Бактерии Streptococcus mutans, обитающие во рту, обладают специальным коллаген-связывающим белком (CNM), который позволяет им проникать в эндокард. Это значит лишь то, что от кариеса нужно избавляться как можно скорее — особенно, если у человека больное сердце.
Ученые также говорят о повышенном риске развития инсульта и других сердечных заболеваний. Так, было доказано, что инсульт на 57% чаще поражает людей, у которых менее 25 зубов, по сравнению с обладателями полного набора. Правда, в другом исследовании ученые доказали, что своевременное лечение хронических заболеваний десен и зубов не снижает вероятность развития ишемической болезни сердца. Но, так или иначе, зубы лечить надо.
Риски после операций на сердце, инфаркта, инсульта
Многие пациенты, перенесшие инфаркт, инсульт или операцию на сердце по замене клапанов, принимают антикоагулянты — препараты, разжижающие кровь. Они снижают риски тромбообразования, но при некоторых стоматологических процедурах может развиться слишком сильное кровотечение, опасное для пациента.
Для уменьшения рисков для пациента, следует заранее предупредить стоматолога о принимаемых препаратах, чтобы он мог выдать свои рекомендации. Обычно прием лекарств приостанавливается за несколько дней до процедуры.
После лечения, если у пациента в результате инсульта развился центральный прозопарез — паралич мимических мышц лица, гемипарез — ослабление мышц одной половины тела и т. п., стоматолог может помочь подобрать зубную щетку для поддержания гигиены полости рта.
Гипертония и анестезия
При стенокардии и гипертонии (повышенном артериальном давлении) назначаются препараты, многие из которых приводят к ощущению сухости во рту (ксеростомия) и изменению вкуса. Например, такой эффект наблюдается при приеме блокаторов кальциевых каналов. При этом десны пересыхают и воспаляются, ткани могут начать разрастаться, человек начинает испытывать трудности с жеванием. При избыточном разрастании тканей может даже понадобиться удаление их хирургическим путем — эта операция называется гингивэктомия.
Еще один фактор риска при лечении зубов у гипертоников — анестезия. Некоторые анестетики содержат адреналин. А его прием в ходе лечения зубов может привести к:
- усилению действия обезболивающих и сосудосуживающих компонентов;
- неконтролируемому скачку давления и тем самым спровоцировать целый ряд опасных состояний.
В целом, это повышает риск развития аритмии, инсульта и инфаркта. Поэтому выбор анестетика зависит от состояния пациента:
- если у него умеренная гипертония, то можно использовать препараты с минимальной дозой адреналина (эпинефрина) — 1:200000. Такими препаратами являются «Убистезин 1:200000» и «Ультракаин ДС»;
- если речь идет о выраженной гипертонии, то используются анестетики совсем без адреналина, например, «Ультракаин Д».
Следует добавить, что стоматологическое лечение пациентов с нестабильной стенокардией, то есть в период обострения ишемической болезни, должно проводиться только в экстренных случаях и в клинике с возможностью мониторинга работы сердца во время проведения процедур.
Сухость во рту может быть также результатом приема диуретиков, нередко назначаемых при гипертонии и сердечной недостаточности. В целом, чтобы справиться с ксеростомией, следует больше пить, использовать жевательную резинку без сахара или воспользоваться гипосаликсом — искусственной слюной, специальным пероральным увлажнителем.
Подготовка к лечению у стоматолога
Прежде всего, следует учитывать, что после перенесенного инфаркта или инсульта обращение к стоматологу возможно не ранее, чем через полгода. До этого момента лечение проводится только в экстренных случаях и под контролем кардиолога и анестезиолога.
В некоторых клиниках для обеспечения максимальной безопасности пациента перед началом лечения проводится обследование, которое состоит из следующих этапов:
- общий анализ крови;
- анализ свертывающей системы крови;
- ЭКГ;
- УЗИ сердца.
Может быть назначено также биохимическое исследование крови.
Однако в некоторых случаях стоматологу достаточно ознакомиться с заключениями терапевта и кардиолога, а также измерить пульс и давление у пациента, чтобы определиться с выбором безопасной стратегии лечения.
Помимо подобранной для кардиологического пациента анестезии, врач может также назначить успокаивающие препараты для снижения стресса: седуксен, диазепам и др.
Выводы
- Пациенту кардиолога перед походом к стоматологу следует посетить врача и обсудить с ним предстоящее лечение. То есть лечение зубов у стоматолога должно проходить под контролем кардиолога. Многие клиники сегодня предлагают и такие услуги.
- Возможен предварительный подбор медикаментов на период лечения, стоматолог использует максимально щадящие методы, некоторые клиники имеют возможность наладить мониторинг сердечной деятельности в ходе лечения.
- Пациент также должен предоставить стоматологу полный список всех принимаемых им препаратов, включая как лекарства, так и БАД, как рецептурные, так и безрецептурные средства.
Источник
shurumka
16.04.2019, 09:59
Добрый день,женщина, 49 лет, 3 мая 2017 перенесла инфаркт. Назначения-Коплавикс, метопролол, эналаприл, аторвастатин 40мг. Не пропускала. Нужно удалить зуб, кардиолог сказала- отменить коплавикс, на пятый день удалить, через четыре дня после удаления начать пить аспирин-кардио. Скажите пожалуйста, все правильно? Из-за коплавикса очень обильные менструации, поэтому есть опасения по поводу удаления. Спасибо!
Yudina77
16.04.2019, 16:12
Здравствуйте. Здесь нужно соотносить риски.
Инфаркт у молодой женщины, которая даже ещё не в менопаузе – редкое явление, значит была тому веская причина. Если факт инфаркта подтверждён, дозировка стандартная и нет дополнительных рисков возникновения кровотечения, то я бы даже и не стала ничего отменять.
А вообще, было бы интересно подробнее проанализировать ситуацию, посмотреть ЭКГ, выписку.
Лично я согласен с кардиологом. Это стандартная рекомендованная тактика. Плюс ещё одно, больная получает Плавикс уже два года? Вполне можно рассмотреть вопрос о его полной отмене.
Yudina77
16.04.2019, 19:01
В большой хирургии – согласна, при экстракции зуба – вопрос спорный:/
Хочется побольше узнать о пациентке, информация скудная, а может там вообще стенты стоят)
В большой хирургии – согласна, при экстракции зуба – вопрос спорный:/
Хочется побольше узнать о пациентке, информация скудная, а может там вообще стенты стоят)
В том то и дело, что информация скудная. Это касается и другой стороны – рисков.
Мы не знаем какой зуб будут удалять, какой сложности будет удаление…
Если удаление моляра на фоне двух антиагрегантов, то это почти “полостная операция” по возможной кровопотери.
В большой хирургии – согласна, при экстракции зуба – вопрос спорный:/
Хочется побольше узнать о пациентке, информация скудная, а может там вообще стенты стоят)
Информации более, чем достаточно для принятия решения: экстракция зуба – показание к отмене ингибиторов P2Y12, тем более через 2 года после инфаркта миокарда, независимо от наличия стентов. Клопидогрел не имеет показания для применения более 12 месяцев в составе двойной антиагрегантной терапии, это офф-лейбл. На данный момент показание для длительного более 12 месяцев приема имеет только тикагрелор в составе ДАТ. Единственной ситуацией, когда было бы оправдано продолжение клопидогрела в описанной ситуации, если бы у пациента имел место повторный инфаркт миокарда в анамнезе при попытке отмены P2Y12 ингибитора.
Уважаемые доктора,спасибо вам! Мне поставили 5 стентов, за 2 раза. Врачи склоняются к наследственности, папа умер в 47 лет. Было это в 1994, умер в поезде в командировке. Мама говорит, вскрытие не делали. Тем не менее, причину смерти написали “атеросклероз”. Плавикс пила 1 год, до сегодняшнего момента, зуб 7. Попробую выложить экг и выписку.
shurumka
17.04.2019, 07:19
И прошу прощения, я вас ввела в заблуждение, инфаркт был год назад, 3 мая 2018…
В большой хирургии – согласна, при экстракции зуба – вопрос спорный:/
Хочется побольше узнать о пациентке, информация скудная, а может там вообще стенты стоят)
В принципе, Александр Иванович подробно ответил на этот вопрос. Кровотечение может возникнуть при экстракции любого зуба. При этом, польза от Клопидогреля на отрезке более года не настолько высока, чтобы рисковать (на что справедливо указала Yariko).
И прошу прощения, я вас ввела в заблуждение, инфаркт был год назад, 3 мая 2018…
Год вполне достаточный срок. Ещё раз повторю, мнение Вашего кардиолога выглядит весьма разумным.
Yudina77
17.04.2019, 08:21
Спасибо, доктора, про сроки я не подумала.
shurumka
17.04.2019, 08:46
shurumka
17.04.2019, 08:56
181336
shurumka
17.04.2019, 08:58
181338
shurumka
17.04.2019, 09:04
В принципе, Александр Иванович подробно ответил на этот вопрос. Кровотечение может возникнуть при экстракции любого зуба. При этом, польза от Клопидогреля на отрезке более года не настолько высока, чтобы рисковать (на что справедливо указала Yariko).
Год вполне достаточный срок. Ещё раз повторю, мнение Вашего кардиолога выглядит весьма разумным.
Сергей Александрович, благодарю!
Источник
16.04.2019, 09:59 | |||
| |||
Год после инфаркта, удаление зуба Добрый день,женщина, 49 лет, 3 мая 2017 перенесла инфаркт. Назначения-Коплавикс, метопролол, эналаприл, аторвастатин 40мг. Не пропускала. Нужно удалить зуб, кардиолог сказала- отменить коплавикс, на пятый день удалить, через четыре дня после удаления начать пить аспирин-кардио. Скажите пожалуйста, все правильно? Из-за коплавикса очень обильные менструации, поэтому есть опасения по поводу удаления. Спасибо! |
16.04.2019, 16:12 | |||
| |||
Здравствуйте. Здесь нужно соотносить риски. |
16.04.2019, 17:22 | ||||
| ||||
Лично я согласен с кардиологом. Это стандартная рекомендованная тактика. Плюс ещё одно, больная получает Плавикс уже два года? Вполне можно рассмотреть вопрос о его полной отмене. Комментарии к сообщению: __________________ |
16.04.2019, 19:01 | |||
| |||
В большой хирургии – согласна, при экстракции зуба – вопрос спорный:/ |
16.04.2019, 22:06 | ||||
| ||||
Цитата: Сообщение от Yudina77 В большой хирургии – согласна, при экстракции зуба – вопрос спорный:/ В том то и дело, что информация скудная. Это касается и другой стороны – рисков. __________________ |
17.04.2019, 02:10 | |||
| |||
Цитата: Сообщение от Yudina77 В большой хирургии – согласна, при экстракции зуба – вопрос спорный:/ Информации более, чем достаточно для принятия решения: экстракция зуба – показание к отмене ингибиторов P2Y12, тем более через 2 года после инфаркта миокарда, независимо от наличия стентов. Клопидогрел не имеет показания для применения более 12 месяцев в составе двойной антиагрегантной терапии, это офф-лейбл. На данный момент показание для длительного более 12 месяцев приема имеет только тикагрелор в составе ДАТ. Единственной ситуацией, когда было бы оправдано продолжение клопидогрела в описанной ситуации, если бы у пациента имел место повторный инфаркт миокарда в анамнезе при попытке отмены P2Y12 ингибитора. __________________ |
17.04.2019, 07:09 | |||
| |||
Уважаемые доктора,спасибо вам! Мне поставили 5 стентов, за 2 раза. Врачи склоняются к наследственности, папа умер в 47 лет. Было это в 1994, умер в поезде в командировке. Мама говорит, вскрытие не делали. Тем не менее, причину смерти написали “атеросклероз”. Плавикс пила 1 год, до сегодняшнего момента, зуб 7. Попробую выложить экг и выписку. |
17.04.2019, 07:19 | |||
| |||
И прошу прощения, я вас ввела в заблуждение, инфаркт был год назад, 3 мая 2018… |
17.04.2019, 07:32 | ||||
| ||||
Цитата: Сообщение от Yudina77 В большой хирургии – согласна, при экстракции зуба – вопрос спорный:/ В принципе, Александр Иванович подробно ответил на этот вопрос. Кровотечение может возникнуть при экстракции любого зуба. При этом, польза от Клопидогреля на отрезке более года не настолько высока, чтобы рисковать (на что справедливо указала Yariko). Цитата: Сообщение от shurumka И прошу прощения, я вас ввела в заблуждение, инфаркт был год назад, 3 мая 2018… Год вполне достаточный срок. Ещё раз повторю, мнение Вашего кардиолога выглядит весьма разумным. __________________ |
17.04.2019, 08:21 | |||
| |||
Спасибо, доктора, про сроки я не подумала. |
17.04.2019, 08:46 | |||
| |||
17.04.2019, 08:56 | |||
| |||
17.04.2019, 08:58 | |||
| |||
17.04.2019, 09:04 | |||
| |||
Цитата: Сообщение от Abugov В принципе, Александр Иванович подробно ответил на этот вопрос. Кровотечение может возникнуть при экстракции любого зуба. При этом, польза от Клопидогреля на отрезке более года не настолько высока, чтобы рисковать (на что справедливо указала Yariko). Год вполне достаточный срок. Ещё раз повторю, мнение Вашего кардиолога выглядит весьма разумным. Сергей Александрович, благодарю! |
Источник