Как лечили инсульт в древности

Как лечили инсульт в древности thumbnail

Давно ли люди знают об инсульте?

Всю историю человечества. Окружающих больного людей издавна поражало, что на первый взгляд здоровый человек внезапно падает с перекошенным лицом, теряет сознание и, если не умирает, то нередко остается навсегда парализованным.

Помните ли вы знаменитую фотографию: Черчилль, Рузвельт и Сталин на фоне зимнего крымского пейзажа на Ялтинской конференции, определившей судьбу и структуру послевоенного мира?

Все члены этого великого триумвирата раньше или позже погибли от инсульта. Сначала, в 1945 году, покинул наш мир Рузвельт, в 1953 г. был найден без сознания на своей даче парализованный Сталин, а в 1965 г. на 90-м году жизни – умер от инсульта могучий ветеран Уинстон Черчилль.

Но не все так печально: знаменитый химик и бактериолог Луи Пастер, в 1868 году (в возрасте 45 лет) перенес кровоизлияние в мозг. Он остался инвалидом: левая рука бездействовала, левая нога волочилась по земле. Он едва не погиб, но, в конце концов, поправился и после выздоровления сделал еще не одно великое открытие.

В старой литературе смерть от апоплексического удара не редкость. «Государь Император и Самодержец Всероссийский Павел Первый скоропостижно скончался сей ночью от апоплексическаго удара», помните?

В Египте в период Древнего царства была сделана надпись на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии — Неферирка-Ра (XXV “в. до н. э.). В этой записи говорится о том, что Уаш-Птах скоропостижно скончался в присутствии фараона,— это самое древнее упоминание о болезни, которая напоминает инсульт или инфаркт миокарда. Уже в середине II тысячелетия до н. э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т. д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с влиянием догматов религии. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э. Смита, в котором движение мозга в открытой ране сравнивается с «кипящей медью».

Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела (например, паралич конечностей), и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое на звание «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных средств до сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение. Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т. д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями. Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Но, как это ни удивительно, но первое упоминание об инсульте, как заболевании, мы встречаем в трудах Гиппократа. Да-да, того самого Гиппократа, клятву которому никто из современных врачей не дает. Как оказывается, к счастью! Потому что Гиппократ на самом деле никого никогда бесплатно не лечил и ученикам своим строго-настрого это запрещал. Почему потом люди решили, что Гиппократ был бессеребренником – никто не знает. Тем не менее, приблизительно в 460 г. до н.э. (2500 лет назад!) он, описывая случаи потери сознания по причине болезни головного мозга, перечислил важнейшие признаки этого заболевания, при котором «внешне здоровый человек внезапно испытывает резчайшую головную боль, у него возникает расстройство речи, и он умирает на седьмой день от начала заболевания».

«Невозможно вылечить от жестокого приступа инсульта и очень тяжело лечить от мягкого» (из античных источников)

Через пятьсот лет другой античный римский врач, Гален, ввел понятие “апоплексия” – apoplexy (удар, сбивание с ног), которым обозначил подобные явления: «Боль внезапно охватывает голову, пациент немедленно лишается дара речи и теряет власть над собой» (из античных источников). Гален уже знал строение мозга и его сосудов у животных, но считал, что инсульт – следствие дисгармонии жидкостей тела: крови, желчи, флегмы, воды и т.д. Врачи тогда знали очень немногое о причинах инсульта, и единственной терапией была тщательная забота о пациенте. В античном мире активно использовалась физиотерапия: горячие ванны, повязки, вызов чихания и рвоты, прижигания парализованных конечностей. Использовалась особая диета: «согревающая» еда и напитки, горячие супы. Особым образом заваривались травяные чаи с “опорожняющими” и “разогревающими” травами, например, горчицей, тмином, орегано. Пробовали и хирургические “эвакуационные” процедуры: надрез лобной доли, рассекание шейных вен, прижигание головы, т.к. согласно учению Галена, холодную, влажную и “ядовитую” флегму надлежало удалить. К сожалению, до нас не дошли записи об излечении от инсульта от древних эскулапов, только скупые строчки о неминуемой смерти пациента. Но медицинская наука не стояла на месте.

Некий юноша подвергся страшному испугу, что привело к спутанности сознания и параличу правой части тела. Из-за своей тяжкой болезни он также потерял слух, способность двигаться и осязать языком. Он целыми днями был прикован к постели в столь жалком положении. Одним утром Святой Франциск появился в лазарете…, вытянул свою руку, провёл лёгким движением над правой частью тела
молодого человека от головы до пят, касаясь его мягко, положил пальцы на уши юноши и сказал: «Сие будет знаком тебе, что Господь чрез меня восстановил здоровье твоё сполна». На этих словах молодой человек встал и зашёл в церковь к чрезвычайному удивлению братьев». (Бонавентура, Легенды о Св. Франциске, ок. 1250)

Многие непонятные явления в Средние века объяснялись божественной природой, а эксперименты запрещались церковью, поэтому работы в области медицины сталкивалась с большими препятствиями. Болезни же рассматривались не как непосредственный результат каких либо неправильных действий человека или распространение инфекций, а как наказание божье за грехи. Европейская средневековая медицина знала лишь несколько универсальных “лекарств” — клизмы, рвотное, кровопускание, прижигание, хлорид ртути и, конечно, молитва. Весь этот набор “лекарственных средств” больше вредил излечению больных, чем помогал.

Кровопускание начали практиковать с VII века. Ни причины, ни истоки этой процедуры не известны. Возможно, что практика кровопускания была принята, как сказано в одном старом тексте, по “медицинским” соображениям: лекарств существовало мало, или они отсутствовали вообще. Представление о полезности кровопусканиях с детально разработанной техникой такого «лечения» достигло расцвета после XI века, когда кровопусканием стали врачевать любую хворь. Это было практически единственное средство лечения всех болезней, вне зависимости ни от чего, тем более – от диагноза. Обоснованиями, как водится, никто себя не утруждал. Все были просто уверены, что там, где болит, застоялась “дурная кровь”. До сих пор в интернете гуляет рецепт, в котором от инсульта можно вылечить путем прокалывания кончиков пальцев. И никого не останавливает, что пациент в трактате назван “жертвой”, как это было принято во времена Священной Инквизиции…

Кровопусканиями в миру занимались не хирурги, а цирюльники. Им доверяли не только стрижку, бритье, удаление зубов, но и Главную Лечебную Процедуру средневековья – кровопускание. В средние века читать мало кто умел, и реклама должна была быть, в отличие от современных вывесок, наглядной – на улицах городов часто можно было видеть вывеску, на которой рядом с надписью «Цирюльня» красовался тазик с кровью. Некоторые цирюльники для «наглядной агитации» поступали еще проще – выставляли над дверьми на полке банки для кровопускания. Если больной и после этого (неисповедимы пути твои, Господи!) подает признаки жизни, то можно его подвесить за ноги, обсыпать землей с могилы и ждать, пока “яд болезни” выльется из ушей… Так лечили вплоть до середины XIX века.

Несмотря на это, многие ученые умудрялись сделать основополагающие открытия. Например, в 1543 году великий анатом Ренессанса Андрис Ван Весел впервые изобразил на рисунке головной мозг.

К сожалению, понять, что и как происходит при этом в мозге, ученым не удавалось. Вот как описан результат вскрытия мозга у пациента, перенёсшего апоплексический удар, выполненного швейцарским врачом Феликсом Платтером: «Флегматический гумор засорил внутренние протоки мозга» (Платтер, Praxeos … том III, 1608). В 1658 году швейцарец Йохан Якоб Вепфер обозначил причины инсульта: закупорку артерий или излитие крови в ткань мозга.

В современной медицине инсульт, возникающий по причине закупорки сосудов, называют ишемическим, а инсульт, возникающий из-за прорыва крови в ткань мозга, – геморрагическим. Этому же ученому принадлежит описание клинических случаев – первых упоминаний о транзиторных ишемических атаках (преходящие нарушения мозгового кровообращения). Именно тогда инсульт стал называться “цереброваскулярная болезнь“. Но Вепфер описывает инсульт как “расстройство духа”: тромбы в артериях у него блокируют “дух жизни”, кровоизлияние в мозг блокирует “животный дух”.

“Апоплексия – это кровоизлияние в мозг, в виде разрыва, сопровождается в той или иной степени изменением его вещества» (Жан-Андрэ Рошу, «Размышления об апоплексии», 1812/1814)

Большой вклад в исследование инсульта сделал Рудольф Вирхов в XIX веке. Именно им были предложены термины «тромбоз» и «эмболия», которые до сих пор являются ключевыми при профилактике, диагностике и лечении инсульта. Немного позже он доказал, что тромбоз артерий вызван не воспалением, а жировым перерождением сосудистой стенки. В 1856 году Вирхов, работавший над темой инсульта, даже был вынужден выпускать свой собственный журнал для публикации своих научных работ, поскольку другие популярные медицинские издания их не брали. Большая часть исследований и открытий в изучении инсульта сделаны в XX веке. Но и этих знаний недостаточно – появляется новое исследовательское и диагностическое оборудование для изучения инсульта как одного из самых распространенных заболеваний человечества.

Технологии XX века
• 1891: Спинномозговая пункция
• 1900: Черепная рентгенограмма
• 1918: Пневмоэнцефалография
• 1927: Церебральная артериография
• 1929: Электроэнцефалограмма
• 1953: Ультразвуковая эхография
• 1965: Методы вызванного потенциала
• ок. 1970: Компьютерная томография
• ок. 1980: МРТ, позитронно-эмиссионная томография, гамма-томография
• ок. 1990: функциональная МРТ

В наши дни, широко распространилось мнение, что именно сейчас в медицинских знаниях наступил некий регресс. Проскальзывают утверждения о том, что раньше-то все было хорошо, чуть ли не золотой век медицины. Мол, наши предки мало болели, и знали многие секреты лечения, которые мы по головотяпству своему утратили. А врачи сейчас способны только химией лечить да отрезать, все из ненужного.

Однако, как видим, медицина, как и любая другая научная дисциплина, развивалась последовательно, от полного примитива к получению истинных знаний. И предел ее развития еще очень далек от нас с вами. Но однозначно можно утверждать, что как бы мы не ругали современную медицину, она шагнула далеко вперед в сравнении с древними, немного смешными, но чаще ужасными методами лечения и представлениями о человеке.

Источник

Особенно тяжко приходилось истеричным женщинам – их могли и прооперировать

В старину врачи не поняли бы, о чем идет речь, услышав современные диагнозы вроде «грипп», «инсульт» или «инфаркт». Они пытались исцелять людей совсем от других заболеваний.

Удар

Склонными к удару считали людей тучных и немолодых, обладающих короткой толстой шеей, легко краснеющих, быстро впадающих в ярость и ведущих невоздержанный образ жизни. К удару приводили регулярное винопитие, любовь к жирной обильной пище, длительное нахождение в помещении со спертым воздухом, а также сильные переживания. Другое название удара – апоплексия.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и орден Феникса. Дядюшка Вернон выглядит так, будто его вот-вот хватит удар

Удар описывался так: у больного кружится голова, темнеет в глазах, немеют конечности, отмечается резкое ухудшение памяти и утрата речи, рвота, сильное потоотделение, возможны обмороки.

Лечили удары попеременным кровопусканием из обеих рук, солеными клистирами (клизмами). Ноги стягивали тугими повязками, парили в горячей воде. Если пропадала способность говорить, больным давали жевать имбирь или другие жгучие пряности. Спать апоплексиков укладывали чуть ли не сидя – чтобы голова была на возвышении. Прогнозы были неутешительные: даже если человек восстановится, через несколько лет его ждет новый удар.

Сейчас таким больным, скорее всего, ставили бы инсульт – ишемический либо геморрагический.

Читайте также: Самые зверские древние способы лечения >>

Антонов огонь

Так, начиная со Средних веков, называли омертвение конечностей или органов, а также всевозможные воспаления. Чаще всего этот термин применяли к отравившимся спорыньей, которая могла попасть в организм вместе с зараженным хлебом. Спорынья может вызывать галлюцинации, судороги и омертвение тканей. За больными нередко ухаживали монахи ордена Антония Великого, вселяя в них надежду исцелиться у алтарей этого святого.

На Руси этот недуг называли дерготой или злой корчей; люди образованные настаивали, что речь идет о «хлебной болезни». Со второй половины XIX века врачи начали объяснять крестьянам, что зерно перед обмолотом очень важно грамотно сортировать, чтобы спорынья не попала в муку.

Спорынья. wikipedia

Долгое время «антонов огонь» лечили примочками из простокваши, щавеля и репы – и это в лучшем случае. Некоторые чудо-лекари прикладывали к больным конечностям экскременты человека или компресс из водки с ацетатом свинца; последнее средство вместо желанного исцеления вызывало головную боль, ломоту в суставах и омертвение десен.

Истерия

Ставили этот диагноз исключительно женщинам; даже само слово произошло от греческого ὑστέρα – «матка». Вплоть до XVIII века медики были уверены, что матка способна блуждать по организму; считалось, что именно блуждающая матка вызывает у женщин и девушек – особенно худеньких, флегматичных, с плохим пищеварением – такие разные симптомы, как головные и желудочные боли, неутолимый голод или полное отсутствие аппетита, потерю влечения к мужчинам или, наоборот, ненормально повышенную сексуальную активность (в этом случае говорили о бешенстве матки) – а также истерические приступы: когда женщина, задыхаясь и стиснув зубы, бьется в конвульсиях.

В XVIII веке истерию стали было приписывать к нервным болезням – тем более что у женщин, от истерии скончавшихся, при вскрытии обнаруживалась абсолютно нормальная матка, а никакая не блуждающая. В начале XIX века, впрочем, медики все еще усматривали связь истерик с женской репродуктивной системой – до тех пор, пока Жан Шарко, французский врач, не описал случаи истерии у мужчин и не уверил всех, что подобные расстройства следует связывать с нарушением функционирования периферической нервной системы.

До этого больных истерией лечили кто во что горазд: мускусом и бобровой струей, рвотными средствами и клистирами, бальзамами с опиумом – и даже удалением клитора, а то и матки.

Меланхолия

Уныние и неспособность радоваться долгое время тоже считалось болезнью, причем обусловленную изобилием черной желчи в организме. Считалось, что кровь по жилам меланхоликов течет густая и черная, и оттого они так печальны. Симптомами меланхолии, помимо постоянной грусти и неспособности нормально работать, считались запор и понос, сонливость и бессонница, страхи и чрезмерная любознательность – а также навязчивые мысли и странные фантазии.

Меланхоликам прописывали развлечения, легкую пищу и свежий воздух, прохладные ванны – а также менее приятные средства лечения: например, те же «вонючие пилюли», что пили истерички, а также нарывные мази и искусственные язвы. Вплоть до XVIII века лечили их и кровопусканиями – затем, к счастью, решили, что с меланхоликами нужно обходиться нежно и бережно; это избавило несчастных от ланцетов и пиявок.

*  *  *

Сейчас читать обо всех этих диагнозах, не говоря уж о методах лечения, жутковато – а ведь лекари относились ко всему этому всерьез. Кто знает, может быть, лет через двести современные диагнозы и назначения тоже будут казаться врачам будущего странными и нелепыми?

Источник

Давно ли люди знают об инсульте?

Всю историю человечества. Окружающих больного людей издавна поражало, что на первый взгляд здоровый человек внезапно падает с перекошенным лицом, теряет сознание и, если не умирает, то нередко остается навсегда парализованным.

Помните ли вы знаменитую фотографию: Черчилль, Рузвельт и Сталин на фоне зимнего крымского пейзажа на Ялтинской конференции, определившей судьбу и структуру послевоенного мира?

Все члены этого великого триумвирата раньше или позже погибли от инсульта. Сначала, в 1945 году, покинул наш мир Рузвельт, в 1953 г. был найден без сознания на своей даче парализованный Сталин, а в 1965 г. на 90-м году жизни – умер от инсульта могучий ветеран Уинстон Черчилль.

Но не все так печально: знаменитый химик и бактериолог Луи Пастер, в 1868 году (в возрасте 45 лет) перенес кровоизлияние в мозг. Он остался инвалидом: левая рука бездействовала, левая нога волочилась по земле. Он едва не погиб, но, в конце концов, поправился и после выздоровления сделал еще не одно великое открытие.

В старой литературе смерть от апоплексического удара не редкость. «Государь Император и Самодержец Всероссийский Павел Первый скоропостижно скончался сей ночью от апоплексическаго удара», помните?

В Египте в период Древнего царства была сделана надпись на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии — Неферирка-Ра (XXV “в. до н. э.). В этой записи говорится о том, что Уаш-Птах скоропостижно скончался в присутствии фараона,— это самое древнее упоминание о болезни, которая напоминает инсульт или инфаркт миокарда. Уже в середине II тысячелетия до н. э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т. д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с влиянием догматов религии. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э. Смита, в котором движение мозга в открытой ране сравнивается с «кипящей медью».

Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела (например, паралич конечностей), и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое на звание «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных средств до сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение. Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т. д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями. Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Но, как это ни удивительно, но первое упоминание об инсульте, как заболевании, мы встречаем в трудах Гиппократа. Да-да, того самого Гиппократа, клятву которому никто из современных врачей не дает. Как оказывается, к счастью! Потому что Гиппократ на самом деле никого никогда бесплатно не лечил и ученикам своим строго-настрого это запрещал. Почему потом люди решили, что Гиппократ был бессеребренником – никто не знает. Тем не менее, приблизительно в 460 г. до н.э. (2500 лет назад!) он, описывая случаи потери сознания по причине болезни головного мозга, перечислил важнейшие признаки этого заболевания, при котором «внешне здоровый человек внезапно испытывает резчайшую головную боль, у него возникает расстройство речи, и он умирает на седьмой день от начала заболевания».

«Невозможно вылечить от жестокого приступа инсульта и очень тяжело лечить от мягкого» (из античных источников)

Через пятьсот лет другой античный римский врач, Гален, ввел понятие “апоплексия” – apoplexy (удар, сбивание с ног), которым обозначил подобные явления: «Боль внезапно охватывает голову, пациент немедленно лишается дара речи и теряет власть над собой» (из античных источников). Гален уже знал строение мозга и его сосудов у животных, но считал, что инсульт – следствие дисгармонии жидкостей тела: крови, желчи, флегмы, воды и т.д. Врачи тогда знали очень немногое о причинах инсульта, и единственной терапией была тщательная забота о пациенте. В античном мире активно использовалась физиотерапия: горячие ванны, повязки, вызов чихания и рвоты, прижигания парализованных конечностей. Использовалась особая диета: «согревающая» еда и напитки, горячие супы. Особым образом заваривались травяные чаи с “опорожняющими” и “разогревающими” травами, например, горчицей, тмином, орегано. Пробовали и хирургические “эвакуационные” процедуры: надрез лобной доли, рассекание шейных вен, прижигание головы, т.к. согласно учению Галена, холодную, влажную и “ядовитую” флегму надлежало удалить. К сожалению, до нас не дошли записи об излечении от инсульта от древних эскулапов, только скупые строчки о неминуемой смерти пациента. Но медицинская наука не стояла на месте.

Некий юноша подвергся страшному испугу, что привело к спутанности сознания и параличу правой части тела. Из-за своей тяжкой болезни он также потерял слух, способность двигаться и осязать языком. Он целыми днями был прикован к постели в столь жалком положении. Одним утром Святой Франциск появился в лазарете…, вытянул свою руку, провёл лёгким движением над правой частью тела
молодого человека от головы до пят, касаясь его мягко, положил пальцы на уши юноши и сказал: «Сие будет знаком тебе, что Господь чрез меня восстановил здоровье твоё сполна». На этих словах молодой человек встал и зашёл в церковь к чрезвычайному удивлению братьев». (Бонавентура, Легенды о Св. Франциске, ок. 1250)

Многие непонятные явления в Средние века объяснялись божественной природой, а эксперименты запрещались церковью, поэтому работы в области медицины сталкивалась с большими препятствиями. Болезни же рассматривались не как непосредственный результат каких либо неправильных действий человека или распространение инфекций, а как наказание божье за грехи. Европейская средневековая медицина знала лишь несколько универсальных “лекарств” — клизмы, рвотное, кровопускание, прижигание, хлорид ртути и, конечно, молитва. Весь этот набор “лекарственных средств” больше вредил излечению больных, чем помогал.

Кровопускание начали практиковать с VII века. Ни причины, ни истоки этой процедуры не известны. Возможно, что практика кровопускания была принята, как сказано в одном старом тексте, по “медицинским” соображениям: лекарств существовало мало, или они отсутствовали вообще. Представление о полезности кровопусканиях с детально разработанной техникой такого «лечения» достигло расцвета после XI века, когда кровопусканием стали врачевать любую хворь. Это было практически единственное средство лечения всех болезней, вне зависимости ни от чего, тем более – от диагноза. Обоснованиями, как водится, никто себя не утруждал. Все были просто уверены, что там, где болит, застоялась “дурная кровь”. До сих пор в интернете гуляет рецепт, в котором от инсульта можно вылечить путем прокалывания кончиков пальцев. И никого не останавливает, что пациент в трактате назван “жертвой”, как это было принято во времена Священной Инквизиции…

Кровопусканиями в миру занимались не хирурги, а цирюльники. Им доверяли не только стрижку, бритье, удаление зубов, но и Главную Лечебную Процедуру средневековья – кровопускание. В средние века читать мало кто умел, и реклама должна была быть, в отличие от современных вывесок, наглядной – на улицах городов часто можно было видеть вывеску, на которой рядом с надписью «Цирюльня» красовался тазик с кровью. Некоторые цирюльники для «наглядной агитации» поступали еще проще – выставляли над дверьми на полке банки для кровопускания. Если больной и после этого (неисповедимы пути твои, Господи!) подает признаки жизни, то можно его подвесить за ноги, обсыпать землей с могилы и ждать, пока “яд болезни” выльется из ушей… Так лечили вплоть до середины XIX века.

Несмотря на это, многие ученые умудрялись сделать основополагающие открытия. Например, в 1543 году великий анатом Ренессанса Андрис Ван Весел впервые изобразил на рисунке головной мозг.

К сожалению, понять, что и как происходит при этом в мозге, ученым не удавалось. Вот как описан результат вскрытия мозга у пациента, перенёсшего апоплексический удар, выполненного швейцарским врачом Феликсом Платтером: «Флегматический гумор засорил внутренние протоки мозга» (Платтер, Praxeos … том III, 1608). В 1658 году швейцарец Йохан Якоб Вепфер обозначил причины инсульта: закупорку артерий или излитие крови в ткань мозга.

В современной медицине инсульт, возникающий по причине закупорки сосудов, называют ишемическим, а инсульт, возникающий из-за прорыва крови в ткань мозга, – геморрагическим. Этому же ученому принадлежит описание клинических случаев – первых упоминаний о транзиторных ишемических атаках (преходящие нарушения мозгового кровообращения). Именно тогда инсульт стал называться “цереброваскулярная болезнь“. Но Вепфер описывает инсульт как “расстройство духа”: тромбы в артериях у него блокируют “дух жизни”, кровоизлияние в мозг блокирует “животный дух”.

“Апоплексия – это кровоизлияние в мозг, в виде разрыва, сопровождается в той или иной степени изменением его вещества» (Жан-Андрэ Рошу, «Размышления об апоплексии», 1812/1814)

Большой вклад в исследование инсульта сделал Рудольф Вирхов в XIX веке. Именно им были предложены термины «тромбоз» и «эмболия», которые до сих пор являются ключевыми при профилактике, диагностике и лечении инсульта. Немного позже он доказал, что тромбоз артерий вызван не воспалением, а жировым перерождением сосудистой стенки. В 1856 году Вирхов, работавший над темой инсульта, даже был вынужден выпускать свой собственный журнал для публикации своих научных работ, поскольку другие популярные медицинские издания их не брали. Большая часть исследований и открытий в изучении инсульта сделаны в XX веке. Но и этих знаний недостаточно – появляется новое исследовательское и диагностическое оборудование для изучения инсульта как одного из самых распространенных заболеваний человечества.

Технологии XX века
• 1891: Спинномозговая пункция
• 1900: Черепная рентгенограмма
• 1918: Пневмоэнцефалография
• 1927: Церебральная артериография
• 1929: Электроэнцефалограмма
• 1953: Ультразвуковая эхография
• 1965: Методы вызванного потенциала
• ок. 1970: Компьютерная томография
• ок. 1980: МРТ, позитронно-эмиссионная томография, гамма-томография
• ок. 1990: функциональная МРТ

В наши дни, широко распространилось мнение, что именно сейчас в медицинских знаниях наступил некий регресс. Проскальзывают утверждения о том, что раньше-то все было хорошо, чуть ли не золотой век медицины. Мол, наши предки мало болели, и знали многие секреты лечения, которые мы по головотяпству своему утратили. А врачи сейчас способны только химией лечить да отрезать, все из ненужного.

Однако, как видим, медицина, как и любая другая научная дисциплина, развивалась последовательно, от полного примитива к получению истинных знаний. И предел ее развития еще очень далек от нас с вами. Но однозначно можно утверждать, что как бы мы не ругали современную медицину, она шагнула далеко вперед в сравнении с древними, немного смешными, но чаще ужасными методами лечения и представлениями о человеке.

Источник