Кадыков реабилитация после инсульта
А.С. Кадыков
М.: Миклош, 2003. 176 с.
Предлагаемая вниманию читателей книга – плод многолетней практической работы автора – профессора А.С. Кадыкова, руководителя отделения реабилитации НИИ неврологии РАМН.
Достижения последних лет в области лечения сосудистых катастроф, и в том числе инсультов, наряду с возрастающей распространенностью этих заболеваний в популяции, привело к тому, что значительно возросло число больных, переживших инсульт и нуждающихся в восстановительном лечении. Читатели найдут здесь современную классификацию инсультов и их последствий, подробный рассказ об основных методиках, применяемых в реабилитации больных, перенесших инсульт.
Книга предназначена для врачей-невропатологов, физиотерапевтов, логопедов, инструкторов по лечебной физкультуре – всех, кто принимает участие в возвращении больных к нормальной, полноценной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Нарушения мозгового кровообращения
1.1. Эпидемиология
1.2. Ишемический инсульт (инфаркт мозга)
1.2.1. Атеротромботический инсульт
1.2.2. Гемодинамический инсульт
1.2.3. Кардиоэмболический инсульт
1.2.4. Некардиогенные эмболические инсульты
1.2.5. Лакунарный инфаркт
1.2.6. Гемореологические инсульты
1.3. Внутримозговые кровоизлияния (геморрагический инсульт)
1.4. Субарахноидальные кровоизлияния
1.5. Дисциркуляторная (сосудистая) энцефалопатия
1.6. Исследования в ангионеврологии
Литература к 1 главе
Глава 2. Последствия инсульта
2.1. Параличи и парезы
2.2. Изменения мышечного тонуса
2.3. Нарушение функции ходьбы
2.4. Нарушение чувствительности. Центральный болевой синдром
2.5. Зрительные и глазодвигательные нарушения
2.6. Бульбарные и псевдобульбарные нарушения (дисфагия, дизартрия, дисфония)
2.7. Постинсультные трофические нарушения
2.8. Речевые нарушения
2.9. Неречевые очаговые нарушения высших функций у больных, перенесших инсульт
2.9.1. Зрительная агнозия
2.9.2. “Чистая” алексия
2.9.3. Слуховая агнозия
2.9.4. Агнозии, характерные для поражения правого полушария
2.9.5. Апраксия
2.9.6. Акалькулия
2.10. Постинсультные когнитивные и эмоционально-волевые нарушения.
Нейропсихопатологические синдромы
2.10.1. Когнитивные нарушения
2.10.2. Эмоционально-волевые нарушения
2.10.3. Нейропсихопатологические синдромы
2.11. Вторичные постинсультные осложнения
2.11.1. Осложнения острого периода инсульта
2.11.2. Контрактуры
2.11.3. Склонность к падениям
2.11.4. Нарушение тазовых функций
2.11.5. Психическая и социальная дезадаптация. Нарушение сна
2.11.6. Постинсультная эпилепсия
2.11.7. Апаллический синдром и другие особые состояния в постинсультный период
2.12. Социальные последствия инсульта
2.12.1. Нарушение повседневной жизненной активности
2.12.2. Нарушение поведения, коммуникации, социальных контактов
2.12.3. Потеря трудоспособности
2.12.4. Качество жизни после инсульта
Литература ко 2 главе
Глава 3. Прогностические факторы восстановления
3.1. Теоретические предпосылки восстановления функций
3.2. Предикторы восстановления
3.2.1. Размеры и локализация очага поражения. Характер инсульта
3.2.2. Латерализация поражения. Леворукость
3.2.3. Состояние мозгового кровотока
3.2.4. Биологические факторы
3.2.5. Прогностическое значение некоторых клинических факторов
3.3. Факторы реабилитации
Литература к 3 главе
Глава 4. Реабилитация после инсульта
4.1. Основные принципы реабилитации
4.2. Раннее начало реабилитации. Особенности реабилитации в остром периоде инсульта
4.3. Длительность и систематичность реабилитации. Поэтапное построение системы реабилитации
4.4. Участие больного и его семьи в реабилитационном процессе
4.5. Реабилитация больных с двигательными нарушениями
4.5.1. Кинезотерапия
4.5.2. Лечебный массаж
4.5.3. Физиотерапия
4.5.4. Биоуправление с обратной связью
4.5.5. Протезно-ортопедические приспособления
4.5.6. Трудотерапия
4.6. Восстановительное обучение больных с нарушением речи, чтения и письма
4.7. Психотерапия. Работа с семьей
4.8. Реабилитационные комплексы при различных постинсультных синдромах
4.9. Исходы восстановления после инсульта
Литература к 4 главе
Глава 5. Профилактика повторных инсультов
5.1. Основные факторы риска развития инсульта и возможности их коррекции
5.2. Профилактика повторных инсультов
5.2.1. Профилактика инфаркта мозга при субарахноидальном кровоизлиянии
5.2.2. Профилактика повторных кровоизлияний в мозг
Литература к 5 главе
2003 г.
Источник
Наука
- Научно-координационный и образовательный отдел
- Основные направления научной деятельности
- Научные подразделения
- Научные достижения
- Ученый совет
- Диссертационный совет
- Лекции, мастер-классы и другие научные мероприятия
- Участие в Федеральных целевых программах
- Центр коллективного пользования “Структурно-функциональное картирование мозга”
- О ЦКП
- Услуги и методики ЦКП
- Оборудование ЦКП
- Заявка на проведение исследования
- Документы
- Контакты
- Монографии, руководства и методические рекомендации
- Журналы
- Патенты
- Совет молодых учёных
- Международная деятельность
- Сотрудничающие центры (филиалы)
- Федеральный научный центр рассеянного склероза
- Национальное общество по изучению болезни Паркинсона и расстройств движений
- Премия имени профессора П.Я. Гапонюка в области сосудистой патологии мозга 2017
- МАНН
- Локальный этический комитет
- Новости
- Статьи для практикующих врачей
Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В.
М.: ООО “Медицинское информационное агентство”, 2017. 240 с.: ил.
Достижения последних лет в области лечения сосудистых катастроф, в том числе инсультов, наряду с возрастающей распространенностью этих заболеваний в популяции привели к тому, что значительно возросло число больных, переживших инсульт и нуждающихся в восстановительном лечении.
В книге читатели найдут современную классификацию инсультов и их последствий, подробный рассказ об основных методиках, применяемых в реабилитации больных, перенесших инсульт. Для врачей-неврологов, врачей общей практики, физиотерапевтов, логопедов, инструкторов по лечебной физкультуре – всех, кто принимает участие в возвращении больных к нормальной, полноценной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Нарушения мозгового кровообращения
1.1. Классификация сосудистых заболеваний головного мозга
1.2. Эпидемиология инсульта
1.3. Патогенетическая гетерогенность инсульта
Глава 2. Принципы нейрореабилитации
2.1. Нейропластичность мозга — основа восстановления нарушенных функций
2.2. Предикторы восстановления
Глава 3. Основные принципы реабилитации
3.1. Ранняя реабилитаци
3.2. Длительность и систематичность реабилитации. Поэтапное построение системы реабилитации
3.3. Участие больного и его семьи в реабилитационном процессе
Глава 4. Постинсультные синдромы. Методы восстановительного лечения
4.1. Параличи и парезы. Изменения мышечного тонуса
4.2. Нарушения функции ходьбы
4.3. Нарушения чувствительности. Центральный болевой синдром
4.4. Зрительные и глазодвигательные нарушения.
4.5. Бульбарные и псевдобульбарные нарушения.
4.6. Постинсультные трофические нарушения. Артропатии
4.7. Речевые нарушения
4.8. Неречевые очаговые нарушения высших корковых функций у больных, перенесших инсульт
4.9. Постинсультные когнитивные нарушения
4.10. Постинсультные эмоционально-волевые нарушения. Нейропсихопатологические синдромы
4.11. Вторичные постинсультные осложнения
4.12. Нарушения тазовых функций (П.Г. Шварц)
4.13. Психологическая и социальная дезадаптация. Нарушения сна
4.14. Постинсультная эпилепсия
4.15. Социальные последствия инсульта. Качество жизни после инсульта
4.16. Исход восстановления после инсульта
Глава 5. Профилактика повторных инсультов.
5.1. Основные факторы риска развития инсульта и возможность их коррекции
5.2. Профилактика повторных инсультов с учетом патогенеза развития первого инсульта
Приложение
2017 г.
Источник
Наука
- Научно-координационный и образовательный отдел
- Основные направления научной деятельности
- Научные подразделения
- Научные достижения
- Ученый совет
- Диссертационный совет
- Лекции, мастер-классы и другие научные мероприятия
- Участие в Федеральных целевых программах
- Центр коллективного пользования “Структурно-функциональное картирование мозга”
- О ЦКП
- Услуги и методики ЦКП
- Оборудование ЦКП
- Заявка на проведение исследования
- Документы
- Контакты
- Монографии, руководства и методические рекомендации
- Журналы
- Патенты
- Совет молодых учёных
- Международная деятельность
- Сотрудничающие центры (филиалы)
- Федеральный научный центр рассеянного склероза
- Национальное общество по изучению болезни Паркинсона и расстройств движений
- Премия имени профессора П.Я. Гапонюка в области сосудистой патологии мозга 2017
- МАНН
- Локальный этический комитет
- Новости
- Статьи для практикующих врачей
Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В.
М.: 2014. 93 с.
Настоящие Методические рекомендации, разработанные сотрудниками Научного центра неврологии Российской академии медицинских наук, подробно рассматривают теоретические и практические аспекты реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, в резидуальный и восстановительный периоды. Детально раскрывают методологию проведения различных видов физиотерапевтической, нейропсихологической, психотерапевтической и медикаментозной реабилитации постинсультных больных. Описывают новейшие методы физической реабилитации пациентов. Большое внимание уделено принципам профилактики осложнений в постинсультном периоде, а также профилактике повторных инсультов.
Методические рекомендации предназначены врачам-неврологам, врачам-реабилитологам, физиотерапевтам, психологам,логопедам и другим специалистам, участвующим в восстановительном лечении пациентов, перенесших инсульт.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Основные принципы эффективной реабилитации
2. Двигательная реабилитация
2.1.Новые технологии в двигательной реабилитации
3. Речевая реабилитация
4. Реабилитация больных с когнитивными нарушениями
5. Реабилитация больных с постинсультными эмоционально-волевыми нарушениями
5.1.Постинсулыная депрессия (ПИД)
5.2. Апатия
6. Другие постинсультные расстройства, требующие проведения реабилитационных мероприятий
6.1.Центральный постинсультный болевой (таламический) синдром
6.2.Нарушение глотания (дисфагия)
6.3.Нарушение мочеиспускания
7. Профилактика осложнений постинсультного периода
7.1. Контрактуры
7.2. Падения
8. Роль медикаментозной терапии в реабилитации постинсультных больных
8.1.Антиоксидантная терапия
8.2. Нейротрофическая терапия
8.3. Миорелаксанты
9. Профилактика повторных инсультов А.С. Кадыков, Н.В. Шахпаронова
Приложения
1.Скандинавская шкала инсульта
2. Шкала инсульта национального института здоровья
3. Шкала исходов Глазго
4. Индекс мобильности Ривермид
5. Классификация афазий по А.Р.Лурия
6. Шкала оценки функции речи
7. Шкала оценки функции гнозиса и праксиса
8. Мини-исследование когнитивного состояния (mmse)
9. Монреальская шкала оценки когнитивных функций (моса)
10. Шкала самооценки Спилбергера-Ханина
11. Шкала самооценки депрессии Уэйкфилда
12. Опросник сан (самочувствие,активность,настроение)
13. Шкала депрессии Бека
14. Шкала Гамильтона для оценки депрессии (hdrs)
15. Тестирование функции глотания
16. Дневник мочеиспусканий (НЦН РАМН)
17. Опросник Аддисона
18. Шкала мышечной спастичности Ашворта
19. Шкала НИИневрологии РАМН для определения степени пареза
20. Шкала НИИневрологии РАМН для определения степени изменения мышечного тонуса
21. Шкала НИИневрологии РАМН для определения степени нарушения навыка ходьбы
22. Шкала оценки общей устойчивости
23. Шкала самооценки бытовых возможностей повседневной жизни Мертон и Саттон
2014 г.
Источник
À. Ñ. Êàäûêîâ, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïðîôåññîð,
Í. Â. Øàõïàðîíîâà, êàíäèäàò ìåäèöèíñêèõ íàóê,
ÍÈÈ íåâðîëîãèè ÐÀÌÍ, Öåíòð ïî èçó÷åíèþ èíñóëüòà ÌÇ ÐÔ
Åæåãîäíî â Ðîññèè ïðîèñõîäèò îêîëî 400 òûñÿ÷ èíñóëüòîâ, ïðè÷åì 30-35% áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíñóëüò, ïîãèáàþò â îñòðîì ïåðèîäå (òî åñòü â ïåðâûå 3-4 íåäåëè). Ó âûæèâøèõ íàáëþäàþòñÿ òå èëè èíûå ïîñëåäñòâèÿ èíñóëüòà (ïî÷òè ó 80%), ïðè÷åì ÷àùå âñåãî ýòî äâèãàòåëüíûå è ðå÷åâûå (ó 35%) íàðóøåíèÿ. Ïðè ýòîì ó ìíîãèõ áîëüíûõ ïðîèñõîäèò ñïîíòàííîå (ñàìîïðîèçâîëüíîå) ÷àñòè÷íîå èëè ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé. Ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå ðåàáèëèòàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ, áëàãîäàðÿ êîòîðûì ìîæíî óñêîðèòü ýòî ñïîíòàííîå âîññòàíîâëåíèå.
Ïîä ðåàáèëèòàöèåé ïîíèìàþò êîìïëåêñ ìåðîïðèÿòèé (ìåäèöèíñêèõ, ïñèõîëîãè÷åñêèõ, ïåäàãîãè÷åñêèõ, ñîöèàëüíûõ, þðèäè÷åñêèõ), íàïðàâëåííûõ íà âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííûõ â ðåçóëüòàòå áîëåçíè èëè òðàâìû ôóíêöèé, íà âîññòàíîâëåíèå ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà ëè÷íîñòè, òî åñòü íà åãî ñîöèàëüíóþ è ïñèõîëîãè÷åñêóþ ðåàäàïòàöèþ.
Îñíîâíûå ïðèíöèïû ðåàáèëèòàöèè:
Ðàííåå íà÷àëî ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé, êîòîðûå ïðîâîäÿòñÿ ñ ïåðâûõ äíåé èíñóëüòà (åñëè ïîçâîëÿåò îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî) è ïîìîãàþò óñêîðèòü òåìï è ñäåëàòü áîëåå ïîëíûì âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé, ïðåäîòâðàòèòü ðàçâèòèå âòîðè÷íûõ îñëîæíåíèé (òðîìáîôëåáèòîâ, êîíòðàêòóð, ïðîëåæíåé, çàñòîéíîé ïíåâìîíèè è ò. ä.).
Äëèòåëüíîñòü è ñèñòåìàòè÷íîñòü âîññòàíîâèòåëüíîé òåðàïèè äîñòèãàþòñÿ òîëüêî áëàãîäàðÿ ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííîé ðåàáèëèòàöèè, êîòîðàÿ äîëæíà íà÷èíàòüñÿ óæå â àíãèîíåâðîëîãè÷åñêîì îòäåëåíèè, êóäà áîëüíîé äîñòàâëÿåòñÿ ìàøèíîé ñêîðîé ïîìîùè, çàòåì ïðîäîëæàòüñÿ â ðåàáèëèòàöèîííîì îòäåëåíèè áîëüíèöû è/èëè â ðåàáèëèòàöèîííîì öåíòðå è â äàëüíåéøåì îñóùåñòâëÿòüñÿ èëè íà áàçå ðåàáèëèòàöèîííîãî îòäåëåíèÿ (èëè êàáèíåòà) ïîëèêëèíèêè, èëè â ðåàáèëèòàöèîííîì ñàíàòîðèè.
Êîìïëåêñíîñòü è àäåêâàòíîñòü ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé ìîãóò îáåñïå÷èòü òîëüêî âûñîêîêâàëèôèöèðîâàííûå ñïåöèàëèñòû: íåâðîëîãè-ðåàáèëèòîëîãè, ìåòîäèñòû ËÔÊ, ëîãîïåäû-àôàçèîëîãè, ôèçèîòåðàïåâòû, ïñèõîòåðàïåâòû, òðóäîòåðàïåâòû.
Áîëüíûå è ÷ëåíû èõ ñåìåé äîëæíû ïðèíèìàòü àêòèâíîå ó÷àñòèå â ðåàáèëèòàöèîííîì ïðîöåññå (â ÷àñòíîñòè, â âûïîëíåíèè “äîìàøíèõ çàäàíèé” âî âòîðîé ïîëîâèíå äíÿ è â âûõîäíûå äíè).
Ôàêòîðû âîññòàíîâëåíèÿ
Ñàìà âîçìîæíîñòü âîññòàíîâëåíèÿ îñíîâàíà íà òàêîì îáùåáèîëîãè÷åñêîì çàêîíå, êàê ðåîðãàíèçàöèÿ ôóíêöèé, òî åñòü íà ñïîñîáíîñòè ïåðåñòðàèâàòüñÿ è ó÷àñòâîâàòü â âîññòàíîâëåíèè íàðóøåííîé ôóíêöèè òåõ íåéðîíàëüíûõ àíñàìáëåé è ñâÿçåé, êîòîðûå ðàíüøå íå áûëè çàäåéñòâîâàíû â åå ðåàëèçàöèè. Îïðåäåëåííîå çíà÷åíèå â âîññòàíîâëåíèè ôóíêöèé ïîñëå èíñóëüòà èìåþò òàêèå ôàêòîðû, êàê èñ÷åçíîâåíèå îòåêà âîêðóã çîíû ïîðàæåíèÿ (êðîâîèçëèÿíèÿ èëè èíôàðêòà), óëó÷øåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ â ýòîé çîíå, ðàñòîðìàæèâàíèå ôóíêöèîíàëüíî íåäåÿòåëüíûõ íåéðîíîâ.
Ïðîãíîç âîññòàíîâëåíèÿ âî ìíîãîì îïðåäåëÿåòñÿ ðàçìåðîì è ëîêàëèçàöèåé î÷àãà ïîðàæåíèÿ. Ïðîãíîñòè÷åñêè íåáëàãîïðèÿòíà äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ äâèæåíèé ëîêàëèçàöèÿ î÷àãà â çàäíåì áåäðå âíóòðåííåé êàïñóëû, ãäå ñõîäÿòñÿ â îäèí ïó÷îê äâèãàòåëüíûå ïóòè. Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ðå÷è íåáëàãîïðèÿòíà ëîêàëèçàöèÿ î÷àãà â îáîèõ ðå÷åâûõ çîíàõ: â öåíòðå ìîòîðíîé (ñîáñòâåííîé) ðå÷è (â îáëàñòè Áðîêà çàäíåì îòäåëå ëåâîé íèæíåé ëîáíîé èçâèëèíû) è â öåíòðå ñåíñîðíîé (ïîíèìàíèå ðå÷è îêðóæàþùèõ) ðå÷è (â îáëàñòè Âåðíèêå çàäíåì îòäåëå ëåâîé âåðõíåé âèñî÷íîé èçâèëèíû). Íåáëàãîïðèÿòíûìè ôàêòîðàìè ÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå ýìîöèîíàëüíî-âîëåâûå (àñïîíòàííîñòü, ñíèæåíèå ïñèõè÷åñêîé è äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè, òÿæåëàÿ äåïðåññèÿ) è êîãíèòèâíûå (ñíèæåíèå èíòåëëåêòà, ïàìÿòè, âíèìàíèÿ) íàðóøåíèÿ.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè äëÿ àêòèâíîé äâèãàòåëüíîé ðåàáèëèòàöèè ñëóæàò ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, ñòåíîêàðäèÿ ïîêîÿ è íàïðÿæåíèÿ, îñòðûå âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ, õðîíè÷åñêàÿ ïî÷å÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü. Êàê ðå÷åâàÿ, òàê è äâèãàòåëüíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ íåâîçìîæíà ïðè íàëè÷èè ó áîëüíûõ äåìåíöèè è ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèé.
Äâèãàòåëüíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ
Îñíîâíûì ìåòîäîì ðåàáèëèòàöèè ïîñòèíñóëüòíûõ áîëüíûõ ñ íàðóøåíèÿìè äâèæåíèé (ïàðåçû, íàðóøåíèÿ ñòàòèêè è êîîðäèíàöèè) ÿâëÿåòñÿ ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà (êèíåçîòåðàïèÿ), â çàäà÷è êîòîðîé âõîäèò âîññòàíîâëåíèå (ïîëíîå èëè ÷àñòè÷íîå):
îáúåìà äâèæåíèé, ñèëû è ëîâêîñòè â ïàðåòè÷íûõ êîíå÷íîñòÿõ;
ôóíêöèè ðàâíîâåñèÿ ïðè àòàêñèè;
íàâûêîâ ñàìîîáñëóæèâàíèÿ.
Çàíÿòèÿ êèíåçîòåðàïèåé äîëæåí ïðîâîäèòü îïûòíûé ìåòîäèñò, êîòîðûé ïîñëå îñíîâíîãî çàíÿòèÿ ñ áîëüíûì äàåò åìó è åãî ðîäíûì çàäàíèå «íà äîì».
 ñïåöèàëüíûõ ðåàáèëèòàöèîííûõ öåíòðàõ êðîìå êèíåçîòåðàïèè áîëüíûì íàçíà÷àåòñÿ ýëåêòðîñòèìóëÿöèÿ íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà ïàðåòè÷íûõ êîíå÷íîñòåé è ïðîâîäÿòñÿ çàíÿòèÿ ñ ïðèìåíåíèåì ìåòîäà áèîëîãè÷åñêîé îáðàòíîé ñâÿçè.  îñíîâå ýòîãî ìåòîäà ëåæàò ïîñòîÿííîå îòñëåæèâàíèå ðàçëè÷íûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïàðàìåòðîâ (íàïðèìåð, âåëè÷èíû ìûøå÷íîãî íàïðÿæåíèÿ, ñîñòîÿíèÿ ðàâíîâåñèÿ è ò. ä.) è ïåðåäà÷à èõ ïàöèåíòó è âðà÷ó ñ ïîìîùüþ ðàçëè÷íûõ ýëåêòðîííûõ ïðèáîðîâ â ôîðìå çðèòåëüíûõ, çâóêîâûõ èëè èíûõ ñèãíàëîâ îáðàòíîé ñâÿçè. Äëÿ áîëüíîãî ýòè ñèãíàëû ÿâëÿþòñÿ èñòî÷íèêîì äîïîëíèòåëüíîé èíôîðìàöèè î ðåçóëüòàòàõ âûïîëíåíèÿ äâèæåíèé. Óïðàæíåíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì áèîëîãè÷åñêîé îáðàòíîé ñâÿçè (êàê ïðàâèëî, ïðèìåíÿþòñÿ ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííûå êîìïüþòåðíûå èãðû) íå òîëüêî ñïîñîáñòâóþò âîññòàíîâëåíèþ íàðóøåííûõ ôóíêöèé (ëîâêîñòè, ñèëû, ðàâíîâåñèÿ è ò. ä.), íî è ïîâûøàþò àêòèâíîñòü áîëüíîãî, óëó÷øàþò ôóíêöèþ âíèìàíèÿ, áûñòðîòó ðåàêöèè.
Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé íà÷èíàþò óæå â ïåðâûå äíè ïîñëå èíñóëüòà, êàê òîëüêî ïîçâîëÿò îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî è ñîñòîÿíèå åãî ñîçíàíèÿ. Ñíà÷àëà ýòî ïàññèâíàÿ ãèìíàñòèêà (äâèæåíèÿ âî âñåõ ñóñòàâàõ ïàðåòè÷íûõ êîíå÷íîñòåé ñîâåðøàåò íå áîëüíîé, à ìåòîäèñò ëèáî èíñòðóêòèðóåìûå èì ðîäñòâåííèêè èëè ñèäåëêà), ëåãêèå, âûïîëíÿåìûå áåç íàïðÿæåíèÿ äâèæåíèÿ â òåõ ñóñòàâàõ ïàðåòè÷íûõ êîíå÷íîñòåé, ãäå îíè ñîõðàíèëèñü, è â çäîðîâûõ êîíå÷íîñòÿõ, äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà. Óïðàæíåíèÿ ïðîâîäÿòñÿ ïîä êîíòðîëåì ïóëüñà è äàâëåíèÿ ñ îáÿçàòåëüíûìè ïàóçàìè äëÿ îòäûõà.  äàëüíåéøåì óïðàæíåíèÿ óñëîæíÿþòñÿ, áîëüíîãî íà÷èíàþò ñàæàòü, à çàòåì îáó÷àþò ñàäèòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî è âñòàâàòü ñ ïîñòåëè. Ñðîêè àêòèâèçàöèè áîëüíûõ îïðåäåëÿþòñÿ ìíîãèìè ôàêòîðàìè: òÿæåñòüþ èíñóëüòà (ðàçìåðàìè êðîâîèçëèÿíèÿ èëè èíôàðêòà, âåëè÷èíîé îòåêà, äèñëîêàöèåé ìîçãîâûõ ñòðóêòóð), îáùèì ñîñòîÿíèåì áîëüíîãî, ñîñòîÿíèåì ãåìîäèíàìèêè, òÿæåñòüþ ïàðåçà. Ó íåêîòîðûõ ïàöèåíòîâ àêòèâèçàöèþ (áîëüíîé íà÷èíàåò âñòàâàòü) íà÷èíàþò ñ 3-5-ãî äíÿ ïîñëå èíñóëüòà, â äðóãèõ ñëó÷àÿõ ÷åðåç 2-3 íåäåëè.
Âàæíûé ýòàï ðåàáèëèòàöèè îáó÷åíèå ñòîÿíèþ è õîäüáå. Ó áîëüíûõ ñ âûðàæåííûì ïàðåçîì íîãè ýòîìó ýòàïó ïðåäøåñòâóåò èìèòàöèÿ õîäüáû ëåæà â ïîñòåëè èëè ñèäÿ â êðåñëå. Áîëüíîé ó÷èòñÿ ñòîÿòü âíà÷àëå ñ ïîääåðæêîé ìåòîäèñòà, çàòåì ñàìîñòîÿòåëüíî, äåðæàñü çà ïðèêðîâàòíóþ ðàìó èëè ñïèíêó êðîâàòè. Ïðè ýòîì áîëüíîé ñòàðàåòñÿ ðàâíîìåðíî ðàñïðåäåëÿòü âåñ òåëà íà ïàðåòè÷íóþ è çäîðîâóþ íîãè.  äàëüíåéøåì ïàöèåíò îáó÷àåòñÿ õîäüáå. Ñíà÷àëà ýòî õîäüáà íà ìåñòå, çàòåì õîäüáà ïî ïàëàòå ñ îïîðîé íà ïðèêðîâàòíóþ ðàìó, ïîòîì ñàìîñòîÿòåëüíàÿ õîäüáà ñ îïîðîé íà ÷åòûðåõ- èëè òðåõíîæíóþ òðîñòü. Ïðè õîðîøåé óñòîé÷èâîñòè áîëüíîãî ñðàçó ó÷àò õîäèòü ñ îïîðîé íà ïàëêó.
Ê ñàìîñòîÿòåëüíîé õîäüáå áåç îïîðû íà ïàëêó áîëüíîé ìîæåò ïðèñòóïèòü òîëüêî ïðè õîðîøåì ðàâíîâåñèè è óìåðåííîì èëè ëåãêîì ïàðåçå íîãè. Ðàññòîÿíèå è îáúåì ïåðåäâèæåíèé ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþòñÿ: õîäüáà ïî ïàëàòå (èëè êâàðòèðå), çàòåì õîäüáà ïî áîëüíè÷íîìó êîðèäîðó, ïî ëåñòíèöå, âûõîä íà óëèöó è, íàêîíåö, ïîëüçîâàíèå òðàíñïîðòîì.
Íåêîòîðûå áîëüíûå ñ ëåãêèìè íàðóøåíèÿìè «ïðîïóñêàþò» ìíîãèå âûøåóïîìÿíóòûå ýòàïû è ñðàçó íà÷èíàþò ñàìîñòîÿòåëüíî õîäèòü íà îòíîñèòåëüíî áîëüøèå ðàññòîÿíèÿ, äðóãèå «çàñòðåâàþò» íà îòäåëüíûõ ýòàïàõ. Ó ìíîãèõ áîëüíûõ èìååòñÿ òåíäåíöèÿ ê îòâèñàíèþ ïàðåòè÷íîé ñòîïû, ÷òî çàòðóäíÿåò âîññòàíîâëåíèå õîäüáû. Òàêèì áîëüíûì ðåêîìåíäóåòñÿ íîñèòü áîòèíêè ñ âûñîêèì æåñòêèì êðåïëåíèåì. Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ðàñòÿæåíèÿ ñóìêè ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ó áîëüíûõ ñ âûðàæåííûì ïàðåçîì ðóêè âî âðåìÿ õîäüáû ðåêîìåíäóåòñÿ ôèêñèðîâàòü ðóêó êîñûíêîé.
Âîññòàíîâëåíèå ñàìîîáñëóæèâàíèÿ è äðóãèõ áûòîâûõ íàâûêîâ òàêæå ïðîèñõîäèò ïîýòàïíî. Âíà÷àëå ýòî îáó÷åíèå ïðîñòåéøèì íàâûêàì ñàìîîáñëóæèâàíèÿ: ñàìîñòîÿòåëüíîìó ïðèåìó ïèùè; íàâûêàì ëè÷íîé ãèãèåíû, òàêèì, êàê óìûâàíèå, áðèòüå è òàê äàëåå (ðå÷ü èäåò î òÿæåëûõ áîëüíûõ, ó êîòîðûõ ýòè íàâûêè óòðà÷åíû); çàòåì îáó÷åíèå ñàìîñòîÿòåëüíîìó îäåâàíèþ (÷òî äîâîëüíî íåïðîñòî ïðè ïàðàëèçîâàííîé ðóêå), ïîëüçîâàíèþ òóàëåòîì è âàííîé. Ñàìîñòîÿòåëüíî ïîëüçîâàòüñÿ òóàëåòîì è âàííîé áîëüíûì ñ ãåìèïàðåçîì è àòàêñèåé ïîìîãàþò ðàçëè÷íûå òåõíè÷åñêèå ïðèñïîñîáëåíèÿ ïîðó÷íè ó óíèòàçà, ñêîáû â ñòåíàõ âàííîé êîìíàòû, äåðåâÿííûå ñòóëü÷èêè â âàííå. Ýòè ïðèñïîñîáëåíèÿ íåòðóäíî ñäåëàòü êàê â áîëüíèöå, òàê è â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ.
Ïðè õîðîøåì âîññòàíîâëåíèè íàâûêîâ ñàìîîáñëóæèâàíèÿ è õîäüáû áîëüíûõ íàäî ïðèâëåêàòü ê äîìàøíèì ðàáîòàì; áîëüíûõ ìîëîäîãî âîçðàñòà ñ ëåãêèìè ïîñòèíñóëüòíûìè íàðóøåíèÿìè ñëåäóåò ãîòîâèòü ê âîçâðàùåíèþ íà ðàáîòó.
Áîðüáà ñ îñëîæíåíèÿìè ïîñòèíñóëüòíîãî ïåðèîäà
Îäíèì èç ãðîçíûõ îñëîæíåíèé ïîñòèíñóëüòíîãî ïåðèîäà ÿâëÿåòñÿ íàðàñòàíèå òîíóñà (ñïàñòè÷íîñòè) â ìûøöàõ ïàðåòè÷íûõ êîíå÷íîñòåé.  îäíèõ ñëó÷àÿõ îíî ìîæåò íàáëþäàòüñÿ óæå â ïåðâûå äíè ïîñëå èíñóëüòà, â äðóãèõ ÷åðåç 1-3 ìåñÿöà. Íàðàñòàíèå ñïàñòè÷íîñòè ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàçâèòèþ êîíòðàêòóð.
Ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà óìåíüøåíèå ñïàñòè÷íîñòè è ïðåäîòâðàùåíèå ðàçâèòèÿ êîíòðàêòóð, âêëþ÷àþò:
ëå÷åíèå ïîëîæåíèåì: óêëàäêà êîíå÷íîñòåé ñ èñïîëüçîâàíèåì ñïåöèàëüíûõ ëîíãåò íà 2 ÷àñà (1-2 ðàçà â äåíü) òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû ìûøöû, â êîòîðûõ íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåíèå òîíóñà, áûëè ðàñòÿíóòû;
èçáèðàòåëüíûé ìàññàæ: â òåõ ìûøöàõ, ãäå òîíóñ ïîâûøåí (íàïðèìåð, â ñãèáàòåëÿõ ïðåäïëå÷üÿ, êèñòè, ïàëüöåâ è ðàçãèáàòåëÿõ ãîëåíè), ïðèìåíÿåòñÿ ëèøü ëåãêîå ïîãëàæèâàíèå â ìåäëåííîì òåìïå, à â ìûøöàõ-àíòàãîíèñòàõ, ãäå òîíóñ èëè íå èçìåíåí, èëè ñëåãêà ïîâûøåí, èñïîëüçóþòñÿ ðàñòèðàíèå è íåãëóáîêîå ðàçìèíàíèå â áîëåå áûñòðîì òåìïå;
òåïëîëå÷åíèå: ïàðàôèíîâûå èëè îçîêåðèòîâûå àïïëèêàöèè íà ñïàñòè÷íûå ìûøöû;
íàçíà÷åíèå ìèîðåëàêñàíòîâ: ñðåäñòâàìè âûáîðà ÿâëÿþòñÿ ñèðäàëóä (îò 1 äî 4 ìã 2-3 ðàçà â äåíü), áàêëîôåí (îò 10 äî 25 ìã 2-3 ðàçà â äåíü), ìèäîêàëì (150 ìã 2-3 ðàçà â äåíü).
Ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ìèîðåëàêñàíòû ïðîòèâîïîêàçàíû, êîãäà èìååòñÿ äèññîöèàöèÿ ìåæäó âûðàæåííîé ñïàñòè÷íîñòüþ ìûøö ïàðåòè÷íîé ðóêè è ëåãêèì ïîâûøåíèåì òîíóñà èëè ãèïîòîíèåé ìûøö íîãè.  ýòèõ ñëó÷àÿõ ïðèìåíåíèå ìèîðåëàêñàíòîâ ìîæåò ïðèâåñòè ê ñíèæåíèþ ñèëû â ïàðåòè÷íîé íîãå è óõóäøåíèþ õîäüáû.  îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ ìèîðåëàêñàíòû ìîãóò âûçâàòü ó÷àùåíèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ, íàðóøåíèå ðàâíîâåñèÿ, îáùóþ ñëàáîñòü, à ïðèåì ñèðäàëóäà ñíèæåíèå ÀÄ.
Áîëüíûì ñî ñïàñòè÷íîñòüþ çàïðåùåíû óïðàæíåíèÿ (÷àñòî ðåêîìåíäóåìûå íåñâåäóùèìè ëþäüìè), êîòîðûå ìîãóò åå óñèëèòü: ñæèìàíèå ðåçèíîâîãî ìÿ÷à èëè êîëüöà, èñïîëüçîâàíèå ýñïàíäåðà äëÿ ðàçâèòèÿ ñãèáàòåëüíûõ äâèæåíèé â ëîêòåâîì ñóñòàâå.
Äðóãèì îñëîæíåíèåì, âîçíèêàþùèì ó ðÿäà (â 15-20% ñëó÷àåâ) áîëüíûõ â ïîñòèíñóëüòíîì ïåðèîäå (ïåðâûå 1-3 ìåñÿöà), ÿâëÿþòñÿ òðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â ñóñòàâàõ ïàðåòè÷íûõ êîíå÷íîñòåé àðòðîïàòèè è ñèíäðîì áîëüíîãî ïëå÷à, íàñòóïàþùèå âñëåäñòâèå ðàñòÿæåíèÿ ñóñòàâíîé ñóìêè. Ëå÷åíèå àðòðîïàòèé âêëþ÷àåò:
îáåçáîëèâàþùèå ïðîöåäóðû: ýëåêòðîëå÷åíèå (äèíàìè÷åñêèå èëè ñèíóñîèäàëüíî-ìîäóëèðîâàííûå òîêè), ìàãíèòîòåðàïèÿ, ëàçåðî- è èãëîòåðàïèÿ;
ïðîöåäóðû, óëó÷øàþùèå òðîôèêó ïîðàæåííûõ òêàíåé: ïàðàôèíîâûå èëè îçîêåðèòîâûå àïïëèêàöèè, ãèäðîïðîöåäóðû è àíàáîëè÷åñêèå ãîðìîíû (ðåòàáîëèë);
íàçíà÷åíèå àíòèäåïðåññàíòîâ;
ïðè ñèíäðîìå áîëüíîãî ïëå÷à – íîøåíèå ôèêñèðóþùåé ïîâÿçêè.
Ëå÷åíèå àðòðîïàòèé äîëæíî íà÷èíàòüñÿ ïðè ïåðâûõ æå ïðîÿâëåíèÿõ (íåáîëüøàÿ áîëåçíåííîñòü ïðè äâèæåíèè, ïðèïóõëîñòü) è ïðîâîäèòüñÿ íà ôîíå êèíåçîòåðàïèè.
Ðå÷åâàÿ ðåàáèëèòàöèÿ
Áîëåå ÷åì ó òðåòè áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíñóëüò, íàáëþäàþòñÿ ðå÷åâûå íàðóøåíèÿ: àôàçèÿ è äèçàðòðèÿ. Îñíîâîé ðå÷åâîé ðåàáèëèòàöèè ÿâëÿþòñÿ çàíÿòèÿ ñ ëîãîïåäîì-àôàçèîëîãîì èëè íåéðîïñèõîëîãîì â ñî÷åòàíèè ñ âûïîëíåíèåì «äîìàøíèõ» çàäàíèé. Çàíÿòèÿ ïî âîññòàíîâëåíèþ ðå÷è (ñîáñòâåííîé ðå÷è, ïîíèìàíèÿ ðå÷è îêðóæàþùèõ) âêëþ÷àþò òàêæå óïðàæíåíèÿ ïî âîññòàíîâëåíèþ îáû÷íî íàðóøåííûõ ïðè àôàçèè (è ñîõðàííûõ ïðè äèçàðòðèè) ïèñüìà, ÷òåíèÿ è ñ÷åòà. Îïðåäåëåííóþ ïîìîùü â çàíÿòèÿõ, êîòîðûå ïðîâîäÿò ðîäñòâåííèêè áîëüíîãî ïðè îòñóòñòâèè â äàííîé ìåñòíîñòè ëîãîïåäà-àôàçèîëîãà, ìîæåò îêàçàòü äîñòóïíî íàïèñàííîå ïîñîáèå Ì. Ê. Áóðëàêîâîé «Êîððåêöèÿ ñëîæíûõ ðå÷åâûõ ðàññòðîéñòâ: Ñáîðíèê óïðàæíåíèé» (Ì.: Ì. Â. Ñåêà÷åâ, 1997).
Î÷åíü îïàñíà â òàêîé ñèòóàöèè ðå÷åâàÿ èçîëÿöèÿ áîëüíîãî. Âðà÷è äîëæíû âíóøàòü ðîäíûì è áëèçêèì áîëüíîãî, ÷òî íå òîëüêî ñïåöèàëüíûå çàíÿòèÿ, íî è îáû÷íûé ïîñòîÿííûé áûòîâîé ðå÷åâîé êîíòàêò ñ áîëüíûì ñàìè ïî ñåáå ñïîñîáñòâóþò âîññòàíîâëåíèþ ó íåãî êàê ñîáñòâåííîé ðå÷è, òàê è ïîíèìàíèþ ðå÷è îêðóæàþùèõ.
Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ è ñîöèàëüíàÿ ðåàäàïòàöèÿ. Ìåäèêàìåíòîçíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ
Ó áîëüøèíñòâà áîëüíûõ ñ ïîñëåäñòâèÿìè èíñóëüòà â òîé èëè èíîé ìåðå íàáëþäàåòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ è ñîöèàëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ, ÷åìó ñïîñîáñòâóþò òàêèå ôàêòîðû, êàê âûðàæåííûé äâèãàòåëüíûé è ðå÷åâîé äåôèöèò, áîëåâîé ñèíäðîì, êîãíèòèâíûå è ýìîöèîíàëüíî-âîëåâûå íàðóøåíèÿ, ïîòåðÿ ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà. Òàêèå áîëüíûå íóæäàþòñÿ â çäîðîâîì ïñèõîëîãè÷åñêîì êëèìàòå â ñåìüå, ñîçäàíèþ êîòîðîãî âî ìíîãîì äîëæíû ñïîñîáñòâîâàòü ðàçúÿñíèòåëüíûå áåñåäû, ïðîâîäèìûå ñ ðîäíûìè è áëèçêèìè áîëüíîãî âðà÷àìè-ðåàáèëèòîëîãàìè. Ñåìüÿ äîëæíà, ñ îäíîé ñòîðîíû, îêàçûâàòü áîëüíîìó ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîääåðæêó, ñïîñîáñòâîâàòü ñîçäàíèþ îïòèìèñòè÷åñêîãî íàñòðîÿ, à ñ äðóãîé ïîìîãàòü âûðàáîòàòü ó íåãî ðåàëèñòè÷åñêèé ïîäõîä ê èìåþùåìóñÿ íåäóãó, ê âîçìîæíîñòÿì è ïðåäåëàì âîññòàíîâëåíèÿ. Åñëè áîëüíîé íå â ñîñòîÿíèè âåðíóòüñÿ íà ðàáîòó, íåîáõîäèìî ïî ìåðå âîçìîæíîñòè ïðèâëåêàòü åãî ê âûïîëíåíèþ äîìàøíèõ äåë, ïîìî÷ü íàéòè åìó èíòåðåñíîå õîááè, ïðèâëåêàòü ê ó÷àñòèþ â ðàçëè÷íûõ êóëüòóðíûõ, îáùåñòâåííûõ è ðåëèãèîçíûõ ìåðîïðèÿòèÿõ.
Äëÿ óìåíüøåíèÿ âûðàæåííîñòè àñòåíîäåïðåññèâíîãî ñèíäðîìà ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèåì àíòèäåïðåññàíòîâ (àìèòðèïòèëèíà, ìåëèïðàìèíà, ôëóîêñåòèíà), íàïðèìåð ñàðîòåíà (àìèòðèïòèëèíà). Ñóùåñòâóåò ïðîëîíãèðîâàííàÿ ôîðìà àìèòðèïòèëèíà ñàðîòåí-ðåòàðä, ÷òî ñîçäàåò äîïîëíèòåëüíîå óäîáñòâî äëÿ ïàöèåíòà è âðà÷à.  ïîñëåäíåå âðåìÿ âñå áîëüøåå ïðèìåíåíèå íàõîäÿò àíòèäåïðåññàíòû íîâîãî êëàññà ñåëåêòèâíûå èíãèáèòîðû îáðàòíîãî çàõâàòà ñåðîòîíèíà.  ÷àñòíîñòè, õîðîøî çàðåêîìåíäîâàë ñåáÿ öèïðàìèë (öèòàëîïðîì), êîòîðûé ýôôåêòèâíî ñíèìàåò ïðîÿâëåíèÿ äåïðåññèè, õîðîøî ïåðåíîñèòñÿ è ïðàêòè÷åñêè íå èìååò ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ. Ïðè êîãíèòèâíûõ è ðå÷åâûõ íàðóøåíèÿõ ïðèìåíÿþòñÿ ïðåïàðàòû ñ íîîòðîïíûì äåéñòâèåì: êóðñû íîîòðîïèëà â âèäå âíóòðèâåííûõ êàïåëüíûõ âëèâàíèé (ïî 6-12 ã íà îäíî âëèâàíèå, êóðñ 10-15 âëèâàíèé) èëè âíóòðèìûøå÷íûõ (20%-5,0 ¹ 20-30) ëèáî ïåðîðàëüíî (ïî 1,2 ã 2 ðàçà â äåíü â ïåðâóþ ïîëîâèíó äíÿ â òå÷åíèå 2-3 ìåñÿöåâ, 2-3 êóðñà â ãîä); êóðñû (2 ðàçà â ãîä) öåðåáðîëèçèíà (ïî 5 âíóòðèìûøå÷íî åæåäíåâíî ¹ 20-30 èëè ïî 10-20 ã âíóòðèâåííî êàïåëüíî íà 150-200 ôèçðàñòâîðà ¹ 20).  ïîñëåäíåå âðåìÿ ïîÿâëÿþòñÿ ñîîáùåíèÿ î òîì, ÷òî ïðè êîãíèòèâíûõ íàðóøåíèÿõ (îñîáåííî íàðóøåíèÿõ ïàìÿòè) õîðîøî çàðåêîìåíäîâàëè ñåáÿ ãëèàòèëèí è ñåìàêñ.
Ïðîôèëàêòèêà ïîâòîðíûõ èíñóëüòîâ
Ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ îáÿçàòåëüíî äîëæíà âêëþ÷àòü â ñåáÿ è ïðîôèëàêòèêó ïîâòîðíûõ èíñóëüòîâ ñ ó÷åòîì ìåõàíèçìà ðàçâèòèÿ ïåðâîãî èíñóëüòà. Áîëüíûì ñ ãèïåðòîíè÷åñêèì êðîâîèçëèÿíèåì â ìîçã è ëàêóíàðíûì èíôàðêòîì (íà ôîíå ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè) îáÿçàòåëüíî ïðîâîäèòñÿ êîððåêöèÿ ÀÄ. Âñåì áîëüíûì ñ èøåìè÷åñêèì èíñóëüòîì íàçíà÷àþòñÿ â ïðîôèëàêòè÷åñêèõ öåëÿõ àíòèàãðåãàíòû (ìàëûå äîçû àñïèðèíà èëè êóðàíòèë â äîçå äî 150 ìã/ñóòêè). Áîëüíûå ñ êàðäèîýìáîëè÷åñêèì èíñóëüòîì íàðÿäó ñ àíòèàãðåãàíòàìè îáÿçàòåëüíî äîëæíû ïðèíèìàòü àíòèêîàãóëÿíòû (ôåíèëèí èëè ñèíêóìàð) ïîä êîíòðîëåì ïðîòðîìáèíà êðîâè. Áîëüíûå ñ ãåìîäèíàìè÷åñêè çíà÷èìûì ñòåíîçîì âíóòðåííåé ñîííîé àðòåðèè (áîëåå 70%) èëè ñ ïîäîçðåíèåì íà ýìáîëîãåííóþ áëÿøêó â íåé (÷òî ìîæíî óñòàíîâèòü ïðè äóïëåêñíîì ñêàíèðîâàíèè) äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà êîíñóëüòàöèþ â ñïåöèàëèçèðîâàííûé íåâðîëîãè÷åñêèé öåíòð â öåëÿõ îïðåäåëåíèÿ ïîêàçàíèé ê ðåêîíñòðóêòèâíîé îïåðàöèè íà ñîñóäàõ.
Äëÿ âñåõ áîëüíûõ îáÿçàòåëåí çäîðîâûé îáðàç æèçíè: îòêàç îò êóðåíèÿ è çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëåì, àíòèñêëåðîòè÷åñêàÿ äèåòà, ïîñèëüíàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü.
ñîäåðæàíèå ..
9
10
11
..
Источник