Ян мерхольц реабилитация после инсульта
Книга “Ранняя реабилитация после инсульта”
Автор: Мерхольц Я. Под ред. проф. Г.Е.Ивановой
ISBN: 978-5-00030-677-2
Книга посвящена одной из актуальных проблем современной неврологии: физической реабилитации в раннем постинсультном периоде. По признанию многих специалистов, одним из наиболее важных методов лечения больных, перенесших инсульт, является ЛФК, которая по эффективности нередко превосходит лекарственный или нейрохирургический методы лечения. В предлагаемой вниманию читателя публикации дается ответ на многочисленные вопросы, касающиеся раннего постинсультного периода, в частности, насколько эффективна ЛФК в раннем постинсультном периоде, когда ее следует начинать, какие методики наиболее действенны. Особую ценность представляет то, что описанные методы реабилитации основываются на научных данных, имеющих высокий уровень
доказательности. Кроме того, в книге приводятся сведения о заболеваемости инсультом, рисках и причинах его развития, показателях выживаемости, вероятности различных исходов, неотложной помощи на догоспитальном этапе, интенсивной терапии при инсульте. Отдельная глава посвящена этическим вопросам ухода за пациентами после инсульта.
Данная книга предназначена для неврологов, специалистов по ЛФ.
Содержание книги “Ранняя реабилитация после инсульта”
1 Общие сведения о заболеваемости инсультом, рисках и причинах его развития, показателях выживаемости, вероятности различных исходов, а также о родственных заболеваниях
Определение
Заболеваемость и распространенность
Заболеваемость инсультом
Распространенность инсульта
Выживаемость
Факторы риска
Немодифицируемые
факторы риска
Модифицируемые
факторы риска
Локализация поражения и симптомы
Восстановление двигательных функций и реабилитация после инсульта
Течение постинсультного периода
Прогноз
Самообслуживание и способность ходить после инсульта
Качество жизни после инсульта
Заключение
2 Неотложная и срочная доклиническая помощь при инсульте
Введение
Симптомы инсульта: дифференциальная диагностика
Мероприятия на месте происшествия
Сбор анамнеза заболевания
Клинический осмотр
Основные манипуляции, проводимые бригадой скорой помощи
Заключение
3 Интенсивная терапия при инсульте
Лечение ишемического инсульта
Общая информация
В отделении интенсивной терапии и реанимации
Специальные методы диагностики
Лечение
Специальное лечение
Лечение осложнений
Особые случаи
Прогноз
Заключение
Лечение геморрагического инсульта
Внутримозговое (паренхиматозное) кровоизлияние
Субарахноидальное кровоизлияние
Заключение
4 Ранняя активизация: перспектива или риск?
5 Оптимизация восстановления двигательных функций после инсульта
Острая стадия инсульта
Нарушения и адаптация к ним
Мышечная слабость
Нарушение координации движений
Спастичность
Адаптивные изменения
Взаимосвязь между приобретением двигательных навыков, пластичностью мозга и окружающими условиями
Приобретение двигательных навыков
Концентрация внимания
Постановка задачи
Практика
Проведение ЛФК и возможность практиковаться
Влияние окружающей обстановки и тренировки навыков на нейропластичность
Реабилитационная среда
Тренировки с ориентацией на освоение конкретного навыка, направленные на улучшение функциональных возможностей и координации движений
Роль нижних конечностей в поддержании вертикального положения, движении в необходимом направлении и сохранении равновесия
Тренировка с ориентацией на освоение конкретного навыка
Функциональные упражнения с нагрузкой за счет собственной массы тела
Многократные вставания из положения сидя
Упражнения без нагрузки собственной массой тела
Активное растяжение мышц
Повышение выносливости и улучшение физической формы
Руководство по выполнению упражнений: поддержание равновесия
Специфичность регуляции позы
Рекомендации по проведению занятий: принятие положения стоя и сидя
Рекомендации по проведению занятий: ходьба
Рекомендации по проведению занятий: дотягивание до предметов и выполнение действий с ними
Оценка в неврологической реабилитации
6 Уход за пациентами, перенесшими инсульт
План лечения и ухода
Инсультный центр
Сестринский уход в острой фазе инсульта
Мониторинг и поддержание жизненно важных функций
Сбор анамнеза и планирование мероприятий по уходу за пациентом
Профилактика и раннее выявление сердечно-сосудистых осложнений
Наблюдение и безопасность в ходе лечения
Профилактические мероприятия
Фаза реабилитации
Помощь в общении
Помощь при умывании и одевании
Помощь в осуществлении
физиологических отправлений
Гемиплегия плеча
Отек кисти
Реакция отрицания
Рекомендации для членов семьи
7 Этические вопросы, касающиеся ухода за пациентами с инсультом
Предмет обсуждения
Юридическое обоснование лечения
Содержание
Методы лечения
Решения, принятые с учетом медицинских показаний
Значение термина «показание»
Значение термина «прогноз»
Умирание больного как специфическая прогностическая ответственность
Принятие решений с учетом пожеланий пациента
Коммуникативное определение индивидуальных показаний и желаний пациента
Внутренние факторы, влияющие на принятие решений
Внешние факторы, влияющие на принятие решений
Примеры страниц из книги “Ранняя реабилитация после инсульта”
Источник
15%
Товар временно отсутствует
Характеристики
Тип переплета
Твердый переплет
Редакторы
Галина Канакина
Описание
Книга посвящена одной из актуальных проблем современной неврологии: физической реабилитации в раннем постинсультном периоде. По признанию многих специалистов, одним из наиболее важных методов лечения больных, перенесших инсульт, является ЛФК, которая по эффективности нередко превосходит лекарственный или нейрохирургический методы лечения. В предлагаемой вниманию читателя публикации дается ответ на многочисленные вопросы, касающиеся раннего постинсультного периода, в частности, насколько эффективна ЛФК в раннем постинсультном периоде, когда ее следует начинать, какие методики наиболее действенны. Особую ценность представляет то, что описанные методы реабилитации основываются на научных данных, имеющих высокий уровеньдоказательности. Кроме того, в книге приводятся сведения о заболеваемости инсультом, рисках и причинах его развития, показателях выживаемости, вероятности различных исходов, неотложной помощи на догоспитальном этапе, интенсивной терапии при инсульте. Отдельная глава посвящена этическим вопросам ухода за пациентами после инсульта.Данная книга предназначена для неврологов, специалистов по ЛФ.
Мы расскажем Вам про скидки и новинки!
Просто подпишитесь на наши рассылки
Вход
и регистрация
- Используйте введённые ранее данные
- Отслеживайте статус заказа
- Сохраняйте историю заказа
- Получайте персонализированные предложения
Выберите свой город
Анадырь
Архангельск
Астрахань
Барнаул
Белгород
Великий Новгород
Владивосток
Волгоград
Воронеж
Выборг
Екатеринбург
Ижевск
Иркутск
Казань
Калининград
Кемерово
Краснодар
Красноярск
Нижний Новгород
Новосибирск
Омск
Пермь
Петропавловск-Камчатский
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Симферополь
Ставрополь
Сургут
Тула
Тюмень
Уфа
Хабаровск
Челябинск
Якутск
Ярославль
Выберите свой город из списка или воспользуйтесь поиском.
Если вы не можете найти свой город или населенный пункт — выберите ближайший найденый.
Ошибка
К сожалению сервис временно недоступен, просим повторить попытку позже
Источник
Инсульт можно определить как нарушение функций определенной области головного мозга сосудистого генеза [1]. Инсультом также называют острое нарушение мозгового кровообращения, приводящее к повреждению тканей мозга и развитию соответствующей симптоматики.
Окклюзия – препятствие кровотоку через сосуд; артериальная окклюзия может развиваться вследствие тромбоза, эмболии или внешнего сдавления сосуда опухолью, отёком и т.п.
Инфаркт – некроз тканей вследствие артериальной окклюзии и прекращения артериального кровоснабжения. Инфаркт может развиваться в любом органе и ткани (инфаркт миокарда, инфаркт легкого, мозга и т.д.).
Выделяют следующие типы инсульта:
— ишемический инсульт (инфаркт мозга) — 80-83% всех случаев;
— геморрагический инсульт (внутримозговое кровоизлияние) — 10-12%;
— субарахноидальное кровоизлияние (кровоизлияние под паутинную оболочку) – 7-8% случаев.
Ишемический инсульт является по сути инфарктом мозга, то есть развивается вследствие того, что прекращается артериальное кровоснабжение какой-либо зоны мозга. Это, в свою очередь, обусловлено одной из трех основных причин:
1) Артериальный тромбоз (образование тромба в просвете сосуда с последующей окклюзией сосуда; чаще всего тромб возникает в области атеросклеротической бляшки);
2) Тромбоэмболия (образование тромба в других отделах сердечно-сосудистой системы – чаще всего в левых камерах сердца при серьезной органической патологии сердца; миграция тромба в сосудистое русло мозга с последующей окклюзией мозговой артерии, подробнее об этом здесь);
3) Системное падение артериального давления, общее критическое снижение кровоснабжения тканей головного мозга.
Геморрагический инсульт развивается вследствие разрыва артериального сосуда, кровоизлияния и образования гематомы в ткани мозга, что приводит к сдавлению мозгового вещества и гибели соответствующей зоны мозга.
Таким образом, оба типа инсульта – ишемический (окклюзия сосуда) и геморрагический (разрыв сосуда) приводят к повреждению и гибели определенной части мозга. Как следствие этого, может развиваться нарушение целого ряда функций, за которые отвечает данный отдел ЦНС:
1) Двигательные расстройства. К ним относятся парезы (частичное нарушение функций мышц) и параличи (полное нарушение функций мышц). Парезы и параличи могут быть как вялыми (снижение тонуса), так и спастическими (повышение тонуса мышц) – в обоих случаях может существенно нарушаться двигательная функция, вовлекающая одну или несколько конечностей. Из-за перекреста нервных путей пораженная сторона тела обычно расположена противоположно по отношению к очагу поражения мозга (так, если поражено левое полушарие мозга, то двигательные нарушания чаще развиваются на правой стороне тела). Частым вариантом поражения является спастический гемипарез – повышение тонуса сгибателей руки, разгибателей колена и подошвенных сгибателей стопы (поза Вернике-Манна).
2) Нарушения речеобразования и понимания речи;
3) Расстройства чувствительности – тактильной, вибрационной, температурной, выпадения полей зрения и т.д.;
4) Нарушения глотания;
5) Нарушения координации, головокружения;
6) Ухудшения функций когнитивной сферы;
7) Дисфункции тазовых органов;
8) Другие симптомы неврологического дефицита.
Тема пост-инсультной реабилитации весьма обширна и включает в себя целый перечень вопросов, таких как сроки начала реабилитации, особенности двигательного режима, восстановление утраченных социальных и бытовых функций, взаимодействие со специалистами различного профиля. Тактика реабилитации и объём вмешательства может существенно варьировать в зависимости от объёма поражения, вовлечения в патологический процесс различных функций, мотивированности пациента. Поэтому в рамках данной главы лишь конспективно обозначаются основные принципы и направления, которые необходимо учитывать при построении занятий с человеком, перенесшим инсульт.
Стандартная практика йоги (включающая основные направления практики в обычном, неадаптированном варианте) не является базисным направлением реабилитации – скорее, практика йоги должна приспосабливаться под общие направления реабилитации.
1) Идеомоторная тренировка (ИТ), которая подразумевает представление движения и выполнение действия в уме. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что за счет ИТ можно активировать соответствующие нервно-мышечные соединения [1]. При выполнении ИТ на парализованную конечность повышается активность её мышц, при этом оценка запоминания в баллах (зрительное, вербальное, кинестетическое воспроизведение движения) коррелирует с выраженностью улучшений [2].
2) Пассивная работа в пораженной конечности: выполняется с помощью инструктора, обученных членов семьи, а также с помощью здоровой конечности самого пациента. Выполняется сгибание-разгибание (а также другие физиологические движения) в суставах пораженной конечности, начиная с крупных суставов и постепенно переходя к мелким; это позволяет создать поток афферентных (направленных от периферии к центру) импульсов, установить и усилить связи между ЦНС и периферическим рецепторным аппаратом, стимулировать реорганизацию воспринимающих и управляющих зон ЦНС. Регулярное движение в суставах (даже пассивное) позволяет избежать развития анкилозов (нарушений подвижности) суставов, улучшить кровообращение и обмен веществ в мышцах и других мягких тканях. Движения выполняются в медленном темпе, плавно и без рывков, число повторов по каждой из суставных осей составляет 5-10 раз.
3) Лечение положением: фиксация конечности с помощью лангет, грузов и т.п. в положении, в котором спазмированные мышечные группы подвергаются умеренному растяжению, что позволяет “перенастроить” нервно-мышечный аппарат, регулирующий тонус мышц в пораженной конечности – начиная от корковых моторных зон, соответствующих спинальных моторных центров и периферических двигательных структур. Например, при спастическом гемипарезе верхняя конечность (имеющая тенденцию к сгибанию в локтевом и лучезапястном суставах, сгибанию пальцев кисти и внутренней ротации) фиксируется в положении разгибания локтя, кисти и пальцев; нога, имеющая тенденцию к разгибанию в колене, фиксируется в положении умеренного сгибания колена и т.д. Фиксация при лечении положением может сочетаться с техниками общей мышечной релаксации (шавасана, йога-нидра).
4) Проведение пассивных упражнений должно переходить в лечение положением.
5) Устранение патологических синкинезий (синкинезия – содружественное движение). При повреждениях ЦНС могут меняться нормальные взаимодействия между моторными зонами и различными двигательными сегментами, в силу чего при движении в одной конечности возникают неконтролируемые движения или усиления спазма мышц в другой. Например, при вращении стопы в голеностопном суставе усиливается спастическое сгибание кисти и пальцев руки. При построении комплекса упражнений следует выявлять подобные явления и по возможности работать над их устранением. На первом этапе (при описанном выше примере синкинезии) перед выполнением вращения стопой выполняется разгибание пальцев руки и запястья и их фиксация в этом положении (с помощью упора ладони в стену или в сиденье, либо с помощью здоровой руки). В последующем пациент учится выполнять движение, обратное синкинетическому, а также произвольно усилием воли подавлять патологическое движение, расслабляя кисть.
6) Занятия начинают с движений в крупных суставах сначала здоровой, а потом пораженной стороны. Пациентам также показаны упражнения для симметричных мышц второй конечности.
7) Пациента обучают технике дыхания уджайи, которое выполняется мягко, без натуживаний. Удлиненный выдох с уджайи используется при движениях, направленных на растяжение спастичных мышц. Если позволяет состояние пациента, он может быть обучен технике полного дыхания в положении сидя, также в сочетании с уджайи.
8) В практике используются координированные с дыханием двигательные акты, включающие одно- и разно-направленные движения конечностей и глаз (раздел «Глазодвигательная гимнастика»).
9) Упражнения на мелкую моторику (см. соответствующий раздел).
10) Следует строить курс занятий так, чтобы программа постоянно усложнялась и регулярно включала бы в себя новые упражнения или комбинации движений, требующие от пациента определенных физических и когнитивных усилий – так как регулярное повторение одних и тех же упражнений, не требующих усилий и сознательного участия пациента, менее эффективны.
11) Как отдельные техники, так и в сочетании с лечением положением, используются техники релаксации – шавасана и йога-нидра.
12) В реабилитации приветствуется ранний переход от абстрактных упражнений к освоению конкретных бытовых навыков: вставанию, ходьбе, открытию двери и т.п.
Начинать реабилитационные мероприятия следует лишь после того, как миновали острый период и угроза жизни пациента (сроки начала реабилитации определяются врачом-неврологом). Но при этом следует помнить, что раннее начало восстановительных упражнений способствует нейропластичности, позволяет предотвратить обусловленные гипокинезией осложнения — тромбозы, пролежни, застойные явления в лёгких, контрактуры [3].
Для лиц, перенесших инсульт, ряд техник йоги является противопоказанным. Из практики исключаются:
1) Техники, создающие перепады внутричерепного давления: капалабхати, бхастрика, агнисара-дхаути-крийя;
2) Все перевернутые асаны, в которых голова находится ниже области таза;
3) Симпатотонические техники (сурья-бхедана);
4) Глубокие запрокидывание головы назад (разгибание) и глубокий наклон головы вперед (сгибание шейного отдела) с предельной амплитудой, а также ротация в шейном отделе (повороты головы) с предельными амплитудами;
5) Силовые статические фиксации.
Существенное значение имеет модель взаимоотношений инструктора-реабилитолога с пациентом, уровень коммуникативности, доступность изложения. Излишне подробные, непонятные или неуместные инструкции могут осложнять процесс усвоения и воспроизведения материала. Чрезмерные инструкции создают представление о задании как о слишком сложном, снижая мотивацию и эффективность. На начальных этапах инструкции должны быть односоставными и короткими, содержать информацию только об одной или двух важных особенностях движения [1].
Желательно также, чтобы обучение движению включало в себя демонстрацию инструктором или врачом, что позволяет пациенту лучше уловить смысл упражнения [5]. Исследования показали, зрительный анализатор автоматически определяет постоянные компоненты действия при попытке понять, как его воспроизводить. Сочетание визуальной демонстрации и упражнений, по всей видимости, эффективнее, чем просто практические упражнения [6].
Список литературы:
- Ян Мерхольц «Ранняя реабилитация после инсульта», МЕДпресс-Информ, 2014
- «Реабилитация в неврологии» В.А. Епифанов, А.В. Епифанов, Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2014
- Malouin F,Belleville S, Richards CL, Desrosiers J, Doyon J. Working memory and mental practice outcomes after stroke. Arch Phys Med Rehabil. 2004; 85(2):177-183
- Biernaskie J., Chernenko G., Corbett D. Efficacy of rehabilitation experience declines with time after local ischemic brain injury. J. Neurosci 2004; 24:1245-1254
- Magill RA, Motor learninig concepts and applications, 6th ed. New-York: McGraw-Hill; 2001
- Shea CH, Wright DL, Wulf G, Whitacre C.Physical and observational practice afford unique learning opportunities. J Mot Behav. 2000;32(1):27-36
Источник