Изменение почерка после инсульта
Анатомо-физиологические основы письма. Письменная речь – это средство общения людей при помощи определенных графических знаков, отражающих устную речь, мысли, закрепляющая их во времени и являющаяся способом передачи их на расстоянии. Письмо стало возможным благодаря усложнению трудовой деятельности человека в результате возникновения второй сигнальной системы. Оно (письмо) является сложным условно-рефлекторным процессом, преимущественно осуществляющимся при помощи речедвигательного, речесенсорного, зрительного, двигательного анализаторов. Внешние регулирующие механизмы письменной речи располагаются в левом полушарии. Мышечный комплекс движений письма осуществляется при помощи эфферентных систем (пирамидной, паллидарно-пирамидной, мозжечковой) и периферических нервов. Нарушение этих анализаторов и эфферентных систем приводит к различным проявлениям нарушения письма, которые в основном выявляются в двух формах: 1. аналитико-синтетических, и 2. изменении почерка.
Аграфия. Аналитико-синтетичесие нарушения письма обычно наблюдаются у взрослых, страдающих различными формами афазии, и обозначаются как аграфия. Последняя в основном характеризуется следующим симптомо-комплексом:
[1] литеральные, слоговые, вербальные параграфии (перестановка букв, слогов и т.д.);
[2] распад конструкции букв на составные элементы без возможности их синнтезироания;
[3] сохранность написания отдельных букв, бессмысленный набор букв при написании слов и предложений;
[4] оптико-пространственная аграфия;
[5] зеркальное письмо;
[6] нарушение письма стереотипными повторениями одних и тех же букв и цифр.
Аграфия, наблюдаемая при сенсорной афазии, характеризуется тем, что у больного, который может списывать тест и подписываться (т.е. сохранены двигательные стереотипы) имеются грубые нарушения письменного воспроизведения теста под диктовку, а также самостоятельного письма. Нередко такие больные не могут квалифицировать услышанный звук.
Если у больного отмечаются явления «жаргонофазии, то она проявляется при письменном изложении мысли: больной пишет на непонятном для окружающих жаргоне. Нередко в написанном тексте обнаруживаются персеверации (раз применив обозначение для предмета, больной застревает на нем, неадекватно используя его в последующих предложениях) [жаргон греч. aphasia – утрата речи, немота – проявление сенсорной афазии в виде логореи и множественных литеральных, вербальных парафазий, отчего речь пациентов делается непонятной ни им самим, ни окружающим их людям;].
Аграфия при моторной афазии проявляется в искажении написания слов, а именно в последовательности слогов (параграфия). При этом предложения больным строятся грамматически неправильно.
Поражения затылочной или затылочно-теменной области могут выявляться в зрительной форме аграфии: искажение начертательного изображения (величины и формы) письменных знаков вследствие нарушения правильного восприятия пространства. Почерк таких больных характеризуется неравномерностью величины букв, их угловатостью, неустойчивым направлением строки.
При поражении теменной или теменно-затылочной области левого полушария (поля 39 и 40 [смотреть]) иногда может наблюдаться зеркальное письмо.
Нарушение письма при поражении анализаторов и вставочных эфферентных систем. Нарушение двигательного анализатора (например, поражении задних столбов) проявляющееся в виде исчезновения информации от мышечно-суставных рецепторов правой руки, обуславливает также расстройство координации движений. Почерк характеризуется непостоянным наклоном и размером букв, отсутствием прямых длинных штрихов, которые обычно преломляются в нескольких местах. Больной не может аккуратно провести прямую линию.
Поражение палидарно-нигральной системы (синдром паркинсонизма) также сопровождается изменениями почерка, который становится мелким (микрография). Дрожание обуславливает ритмичную извилистость штрихов. Пи хорее ранним симптомом болезни может быть изменение почерка, который становится неряшливым , беспорядочным, резко тактичным.
Поражение мостомозжечковых систем, проявляющееся двигательной атаксией конечностей и интенционным дрожанием, значительно изменяет почерк: наблюдается излом и извилистость штрихов букв, которые становятся неравномерными по размеру (то слишком большие, то слишком маленькие). Иногда такие больные не могут поставить точку – получается тире.
Источник: «Практикум по неврологии» Г.В. Архангельский; издательство «Медицина», Москва, 1967.
Источник
Авторы:
Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.
Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами. В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих. Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.
Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.
Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет. И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны. Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.
Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности. Так, известный русский композитор Альфред Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.
Моторная афазия
Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения. При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова. Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач. Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.
Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже. И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н. «телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».
Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».
Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.
По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».
По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:
— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);
— Рассказ по картинке;
— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;
— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;
— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.
На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.
Сенсорная афазия
В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.
Понимание речи включает три основных компонента:
— Понимание значения слова;
— Понимание значения предложения;
— Понимание значения целевого высказывания.
Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом. Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник. Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.
Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.
Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).
Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.
Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки. Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом. Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.
Восстановление чтения и письма
Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой. Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к. письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни. Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к. у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.
Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:
— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);
— Разрезная азбука, букварь;
— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.
Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление. В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз. Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.
Источник
— Почерк формируется в детстве, в 7-10 лет, когда ребёнок обучается навыкам письма, — рассказывает Светлана Шишкова, нейропсихолог, кандидат наук, руководитель научно-практического центра «Дом». — К 13-14 годам почерк меняется. Педагоги и родители считают, что он портится, а графологи утверждают, что к этому возрасту почерк уходит от шаблона и приобретает индивидуальные черты. К 20 годам почерк формируется окончательно. Поэтому диагностику почерка начинают проводить в этом возрасте.
Однако на протяжении жизни почерк меняется. Виной тому изменения, происходящие в организме.
Мёд в голове
Впервые о связи почерка и здоровья заговорили в 1966 году, после выхода книги Паолы Коломбо «Графотерапевтика». В ней было высказано революционное по тем временам предположение: почерк может указать на нарушения работы эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой систем, суставов и желудка. Сегодня, спустя полвека, удалось экспериментально доказать, что к изменению почерка приводят не только грубые поражения, но и любые, даже незначительные изменения в кровообращении мозга и работе нервной системы.
— Самый тревожный сигнал — когда почерк меняется резко, в одночасье, — продолжает Светлана Шишкова. — Чаще всего это говорит о сосудистых катастрофах головного мозга.
У пациентов, перенесших нарушения кровообращения головного мозга, утрачивается чёткость письма. Буквы становятся крупнее, часто меняются местами. Такие изменения могут быть первыми признаками перенесённого микроинсульта (большой инсульт не нуждается в тонкой диагностике). Поэтому, даже если ничего тревожного со здоровьем на первый взгляд не произошло, нужно срочно обратиться к неврологу.
При болезни Паркинсона (дрожательный паралич) почерк становится рваным, мелким, уменьшающимся по ходу письма (размер букв как бы сходит на нет). Это связано с тем, что человек пытается унять дрожание рук и строго контролирует себя.
Неравномерные дрожащие буквы также свидетельствуют о болезни Альцгеймера (деменции). Анализ почерка помогает выявить болезнь на ранних стадиях, что позволяет начать лечение, способное затормозить развитие болезни.
Новую методику определения болезней Паркинсона и Альцгеймера с помощью компьютерных технологий сегодня уже используют в Израиле. Прибор, состоящий из электронной ручки и бумаги, оценивает время контакта ручки с бумагой, скорость письма, размер букв и промежутки между словами, степень давления ручки на бумагу и т. д. Прибор позволяет с точностью 95% выявить болезнь Паркинсона до появления симптомов заболевания и предотвратить их, до того как они начнут влиять на качество жизни. Этот прибор позволяет диагностировать синдром гиперактивности с нарушением внимания у детей.
В 2015 году в исследовательском центре университета Кембриджа группа специалистов для выявления болезней центральной нервной системы и мозга предложила использовать цифровую ручку, оснащённую камерой и программным обеспечением. При первом же тестировании учёные безошибочно определили пациентов с когнитивными нарушениями.
Кривые буквы
Анализ почерка позволяет точно диагностировать психические нарушения.
Дрожащий неразборчивый почерк, волнистые или зигзагообразные буквы характерны для пациентов, страдающих алкоголизмом.
Дрожащий витиеватый почерк, наползание букв друг на друга, большие интервалы между словами, отсутствие конечных штрихов — приметы почерка людей с истерией.
Фонари (непомерно большие буквы на фоне обычных) говорят о частичном поражении (или воспалении) определённого участка мозга.
Растянутый почерк, ненужные завитки и украшения, незаконченность, противоположные наклоны — показатели психоастении (бессилие и слабость психики).
Искривлённый почерк с ненужными точками — показатель эпилепсии. Различный наклон в одном предложении или слове позволяет заподозрить шизофрению.
Прописи для креатива
Хорошие новости: с помощью письма можно улучшить работу мозга. Прописи помогают активизировать мозг и согласовать работу правого и левого полушарий, улучшить концентрацию внимания, развить речь и повысить интеллект. В Японии, например, занятия с учителями каллиграфии обязательны во многих крупных компаниях. Там считают, что это лучшая тренировка для развития творческого потенциала специалистов.
Источник