Инсульт в речи только да и нет
В цивилизованных странах ежегодно регистрируются сотни тысяч случаев инсульта. К сожалению, если «пропустить» первые минуты и часы этого грозного заболевания, процесс становится необратимым… Вот почему так важно знать правила первой помощи при инсульте
Когда происходит инсульт?
Инсульт происходит, когда перекрывается просвет или разрывается стенка какого-либо сосуда, расположенного в головном мозге. Инсульт может быть ишемическим (когда тромб полностью перекрывает просвет кровеносного сосуда) и геморрагическим (когда рвется стенка артерии, снабжающей кровью тот или иной участок мозга, образуется гематома). При этом, естественно, нарушается нормальный режим кровоснабжения и начинается гибель клеток головного мозга. Процесс повреждения структур мозга может развиваться крайне стремительно, и чем дольше человеку не оказывается должная медицинская помощь, тем больше необратимых изменений происходит.
Из-за чего случается инсульт
Какой-то одной причины возникновения инсульта не существует, поэтому принято говорить о комплексе факторов риска, которые могут привести к инсульту. В первую очередь это, конечно, наследственность. Если у человека «слабые» сосуды (то есть наблюдается генетически обусловленная слабость соединительной ткани), у него может развиться аневризма (расширение или расслоение стенки сосуда, питающего головной мозг), которая, достигнув определенного размера, может «порваться» и произойдет геморрагический инсульт. Если же у человека есть склонность к накоплению «плохого» холестерина, то в его сосудах будут образовываться атеросклеротические бляшки, сужающие просвет и способствующие образованию тромбов. «Работают» и такие факторы риска, как курение, гипертония, аритмия, избыточный вес и сахарный диабет. Поэтому чувствовать себя застрахованным от инсульта не может никто.
Учим правила инсульта
«Да зачем они мне, — скажете вы, — я же вполне здоровый человек, да и в круг моих родных и знакомых входят молодые, полные жизненных сил, люди». К сожалению, инсульт редко интересуется возрастом того, к кому приходит. Безусловно, в группе риска находятся мужчины старше 45 лет и женщины старше 55 лет, но сегодня нередки случаи инсульта и у 30-летних, и у тех, кому только исполнилось 25. Причем, чем моложе человек, тем менее ожидаемыми у него могут быть признаки, характерные для инсульта, а следовательно — тем дольше он будет оставаться без помощи, и тем более печальными могут оказаться последствия мозговой катастрофы.
Подозреваете инсульт?
Не откладывайте, если вы плохо себя чувствуете или думаете, что ваше состояние серьезное. Звоните 103.
Улыбнись — заговори — подними руки
Симптомы инсульта, как правило, развиваются очень быстро. Сценарий, примерно одинаков, может меняться только последовательность их возникновения. Обычно у человека начинается приступ резкой, нестерпимой головной боли, он жалуется на то, что голову буквально «разрывает». Может измениться походка, она становится неустойчивой, человек падает, или начаться парез (онемение) мышц конечностей или лица. Для инсульта характерен односторонний парез, когда мышечная слабость проявляется только на левой или на правой стороне тела. Из-за этого у больного как бы «перекашивается» рот и даже изменяются черты лица. Речь становится менее четкой — или замедляется, или, наоборот, человек начинает говорить очень быстро, но непонятно. Также возможны туман перед глазами, расфокусировка взгляда, больному становится трудно формулировать свои мысли и подбирать слова.
Врачи рекомендуют запомнить три основных приема распознавания симптомов инсульта: УЛЫБНИСЬ — ЗАГОВОРИ — ПОДНИМИ РУКИ (УЗП)
- Попросите человека УЛЫБНУТЬСЯ. При инсульте улыбка получается «кривой», поскольку мышцы одной стороны лица слушаются гораздо хуже.
- ЗАГОВОРИТЕ с ним и попросите ответить на простой вопрос, например: «Как тебя зовут?» Обычно в момент мозговой катастрофы человек не может связно выговорить даже свое имя.
- Предложите ему ПОДНЯТЬ ОБЕ РУКИ одновременно. Как правило, с этим заданием больному справиться не удается, руки не могут подняться на один уровень, поскольку одна сторона тела слушается хуже.
Что делать дальше?
Срочно, без промедления, вызывайте скорую помощь. Если это невозможно — везите больного в ближайшую больницу или медпункт самостоятельно. Но очень-очень быстро! Не надо ничего ждать, а тем более «вестись» на слова пострадавшего о том, что «сейчас все пройдет». Если это инсульт — то ничего не пройдет, больному станет хуже, он может умереть или остаться глубоким инвалидом на всю жизнь!До приезда бригады скорой помощи (или пока вы везете пострадавшего в больницу), нужно сделать следующее:
- уложить его так, чтобы голова была выше туловища, предоставить доступ свежего воздуха (открыть окно, при невозможности — вывести больного из душного помещения на улицу), снять всю стесняющую одежду (воротнички, манжеты, ремень);
- положить одномоментно под язык 10 таблеток глицина. Внимание! Не путать с нитроглицерином (он противопоказан при мозговых катастрофах!!!!), а именно Глицина® — препарата, доказано улучшающего мозговое кровообращение. С 1999 года глицин введен в табель оснащенности всех бригад скорой помощи, но чем раньше больной получит препарат, тем лучше, поэтому лучше, если он будет в вашей офисной или домашней аптечке постоянно;
- измерьте артериальное давление, скорее всего, оно будет повышенным, поэтому человеку нужно дать препарат, который он принимает «от давления» постоянно (в случае, если ему этот препарат назначен врачом). Если лекарства под рукой нет — опустите ноги больного в таз с горячей водой;
- если начинается рвота — поверните голову больного набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути. Когда рвота прекратится — постарайтесь снова дать больному глицин и его лекарство от гипертензии.
Если после комплекса этих мероприятий человеку «полегчало» — это не означает, что инсульт прошел стороной. Расслабляться рановато, поскольку все вышеописанные симптомы могли быть признаками транзиторной (преходящей) ишемической атаки (ТИА), то есть сосуд головного мозга был перекрыт не полностью, а лишь частично. Но подобный приступ в любой момент может обернуться и настоящим инсультом. Предотвратить его смогут лишь квалифицированные действия медиков, качественное обследование сосудов головного мозга, которое возможно только в клинике, и, конечно же, адекватная терапия этого состояния.
Записаться к неврологу
Наименование | Стоимость | |
---|---|---|
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный | 1 800 ₽ | Количество Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный |
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный, д.м.н./профессора | 4 000 ₽ | Количество Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный, д.м.н./профессора |
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный, к.м.н. | 2 200 ₽ | Количество Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный, к.м.н. |
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный | 1 200 ₽ | Количество Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный |
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный, д.м.н./профессора | 2 500 ₽ | Количество Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный, д.м.н./профессора |
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный, к.м.н. | 1 500 ₽ | Количество Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный, к.м.н. |
Если у вас возникли подозрения на инсульт, то обратитесь к врачу. Консультации в комментариях не проводятся.
Источник
Одним из последствий инсульта является нарушение речи разной степени тяжести. О важности ранней реабилитации под наблюдением специалиста, а также о том, как близкие пациента могут, сами того не желая, навредить ему, Medical Note поговорил с врачом-нейропсихологом московской Клиники восстановительной неврологии Алиной Николаевной Ильичевой.
Врач-нейропсихолог московской Клиники восстановительной неврологии Алина Николаевна Ильичева.
Инсульт занимает третье место в мире среди причин смертности, а также является одной из основных причин инвалидизации. Если человека удается спасти, какие последствия возможны?
— Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое достаточно быстро развивается (несколько минут или часов) и влечет за собой гибель клеток головного мозга из-за кислородного голодания. Различают несколько видов инсульта. Преобладает инсульт по ишемическому типу (инфаркт мозга) — это более 70% всех инсультов.
Последствия очень серьезные и зависят от того, в каком полушарии случилось сдавливание или разрыв сосудов: в доминантном или в субдоминантном.
Сдавливание сосуда происходит из-за закупоривания тромбом, поэтому клетки мозга не получают кислород. Ведь мозг насыщается кислородом, благодаря кровеносной системе. И если сосуд закупорился оторвавшимся тромбом, нарушается питание мозга, и в этом случае говорят об ишемическом инсульте.
Причиной геморрагического инсульта становится разрыв сосуда, когда мозг заливает кровью. В доминантном полушарии — у большинства людей это левое — находятся речевые центры.
Если инсульт случился в доминантном полушарии, то последствием станет афазия, то есть нарушение речи. Оно может быть полным или частичным и охватывает все языковые уровни: лексику, грамматику, фонетику, синтаксис.
Наиболее часто встречаются два вида: моторная афазия, когда человек теряет способность говорить, произносить звуки и слова, и сенсорная афазия, когда человек перестает понимать речь, значение слов.
Есть также речевые афазии, которые затрагивают мнестические процессы (память): человек не помнит недавние события и не может о них сказать.
Все эти нарушения речи, вызванные инсультом, можно и нужно корректировать с нейропсихологом в процессе реабилитации.
Нарушения речи после инсульта корректирует нейропсихолог.
Как скоро после инсульта надо приступать к реабилитации?
— Реабилитацию надо начинать, как только стабилизируется общее состояние, как только человек придет в состояние сознания. Надо, конечно, понимать, что реабилитация предстоит длительная, но затягивать с ее началом нельзя.
Какие методики по восстановлению речи используют в вашей клинике?
— Для восстановления речи после инсульта используется медикаментозная поддержка, физиотерапия, а также различные развивающие методики, которыми занимается нейропсихолог. Они направлены на восстановление памяти, гнозиса (восприятия), праксиса (способности выполнять целенаправленные двигательные акты, например, шевелить рукой), речи.
С пациентом в период реабилитации также занимается логопед и логопед-афазиолог.
Если у пациента в результате инсульта поражено доминантное полушарие, то в работе по восстановлению речи врач может опереться на зеркальные центры, которые находятся в субдоминантном полушарии.
Например, человек — правша, у него не работает правая рука, но его можно научить писать левой, пусть и не так хорошо, как он писал правой. Но не надо забывать, что письмо и жесты — это вид речевой деятельности. Поэтому если пациент полностью утратил речь, можно использовать криптограммы (карточки с рисунками) для общения или язык жестов.
Как правильно вести себя родственникам человека, перенесшего инсульт?
— Родственникам надо сохранять спокойствие, доброжелательность по отношению к больному и обязательно довериться специалистам. Очень важно, чтобы родные сами, без консультации с врачом, не принимали решений о тех или иных способах реабилитации.
Не надо покупать буквари, давать больному карточки со словами или буквами, предлагать различные упражнения без консультации специалиста.
Желая достичь максимально быстрого выздоровления, близкие в интернете находят программы реабилитации и просят больного все это выполнить, а у него не получается. И в такие моменты он только укрепляется в своей неполноценности. Ведь человек уже пострадал, перенес серьезное заболевание, у него и так высок риск развития постинсультной депрессии, а тут еще упражнения, которые не соответствуют его плану реабилитации.
Или родные предлагают больному такие упражнения, которые у него не вызывают никаких трудностей, тогда он слышит: «А ты, оказывается, все умеешь. А почему не говоришь? Ты, наверное, просто ленишься». Это тоже усугубляет положение. Такое поведение родственников — это то же самое, как бездумно назначать лекарства, заниматься самолечением.
Реабилитацию при нарушениях речи после инсульта надо начинать как можно скорее и проводить под контролем нейропсихолога.
От каких еще ошибок поможет уберечь специалист, занимающийся реабилитацией после инсульта?
— Родным людям бывает тяжело понять, что реабилитация больного, перенесшего инсульт, — тяжелый, кропотливый труд для него. Часто близкие, не видя мгновенных результатов, начинают нервничать и упрекать больного: «Ты не хочешь, не стараешься». А ведь в его состоянии успех — даже то, что он пальцем может показать предмет или самостоятельно сел.
И неспециалист не понимает, что даже такие простые вещи — это положительная динамика реабилитационного процесса. Родственники не могут правильно интерпретировать достижения больного, не могут из-за отсутствия медицинских знаний оценить, сколько ему труда потребовалось.
От чего зависит прогноз реабилитации?
— Прогноз зависит от величины очага поражения, локализации, от того, какие корковые зоны поражены, насколько затронуты высшие психические функции. Главное, как можно раньше начать реабилитацию под контролем специалиста.
Нейропсихолог занимается больным каждый день?
— Интенсивность и частота занятий зависят от общего состояния больного, от степени его утомления и истощаемости. Важна поддержка семьи и общий настрой. Доказано, что при инсультах страдает мышление, правда, не все его виды.
Однако это может оценить только нейропсихолог. Исходя из этого, и строятся сеансы по реабилитации. Процесс восстановления речи занимает минимум от трех до шести месяцев.
Возможно ли полное излечение, восстановление после инсульта?
— Шансы на восстановление повышаются при ранней реабилитации, сохранности интеллекта больного, активной заинтересованности больного в восстановлении и поддержке семьи, правильно подобранной программе реабилитации.
Существует ли профилактика инсульта? Как защитить себя и близких от такого тяжелого заболевания?
— Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни. Человек должен правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, работы и отдыха, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, а также регулярно проходить диспансеризацию и проверять сосуды.
В зоне риска находятся мужчины старше 50 лет. Однако в последние годы инсульт молодеет и затрагивает людей и в 40, и в 30 лет. К этому приводят эмоциональные перегрузки и малоподвижный образ жизни, неправильное питание.
Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни.
Что бы вы посоветовали тем, кто столкнулся с этой бедой и старается вернуться к полноценной жизни?
— Реабилитацию после инсульта не надо откладывать на время после выписки из больницы, начинать надо как можно быстрее и обязательно под контролем специалистов. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что непрофессиональный подход к реабилитации вредит больному, увеличивает вероятность развития депрессии, потери желания что-то делать.
Часто родственники быстро все бросают, так как не видят сиюминутных улучшений. Или же, наоборот, окружают больного гиперопекой и не дают ему самому делать то, что он вполне может делать самостоятельно, тем самым снижая его мотивацию на восстановление.
Читайте также:
Что такое качественная реабилитация: интервью с доктором Купрейчиком
Источник
От автора: В статье даны пояснения и рекомендации для близких, чтобы помочь родственнику с нарушениями речи после инсульта или черепно-мозговой травмы.
Почему пишу об этом? Проработав 3 года в НМХЦ им. Пирогова, в отделении нейрореабилитации с пациентами, перенесшими инсульт и тяжелые черепно-мозговые травмы, и столкнулась с тем, как мало люди и их близкие знают об инсульте, его последствиях и о том, что теперь делать.
К сожалению, после инсульта могут возникать самые разные нарушения: двигательные, координационно-пространственные, речевые, мнестические и т.д. Здесь напишу только про речевые, т.к. работала в основном именно с ними.
Сразу уточню: этот текст для “обычных людей” – для родственников пациентов, перенесших инсульт, не для специалистов, поэтому здесь не будет классификации нарушений речи (афазий), локализации нарушений и подробных описаний реабилитационного процесса.
Почему нарушается речь?
Афази́я — это локальное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи. Возникает после инсульта, черепно-мозговой травмы или других органических повреждений головного мозга.
У большинства людей (правшей) речевые центры находятся в левом полушарии мозга (у левшей, соответственно, в правом) – т.е. повреждение именно этих отделов мозга будет давать разнообразные речевые нарушения (помимо двигательных, координационных и др.).
В зависимости от тяжести повреждения (площади повреждённого участка мозга), нарушения речи можно поделить на лёгкие, средние и тяжёлые. Стоит добавить, что у одного пациента вполне может встречаться сразу несколько афазий – если инсульт был множественным (или повторным), или если повреждение затронуло сразу несколько соседних участков.
Как это может выглядеть?
Например, так: пациент активно пытается что-то сказать, но его речь абсолютно не понятна – она похожа на какой-то причудливый иностранный язык (в афазиологии такая речь описывается словами “словесная окрошка”). Также выяснится, что и нашу речь он не понимает: такой пациент не сможет выполнить простейшую просьбу закрыть глаза или пошевелить левой рукой.
Здесь мы имеем дело с одной из самых тяжелых афазий (сенсо-моторная афазия), когда нарушается одновременно и понимание обращенной речи, и собственное произнесение слов. Представьте, что вы оказались в Китае – вы вполне слышите речь жителей, но совершенно не понимаете, что именно означают эти странные сочетания звуков. Больной человек находится сейчас в том же положении – у него нарушена функция фонематического слуха, когда мозг анализирует слышимые звуки, складывая их в знакомые слова. Слышать он слышит, но не может анализировать и распознавать.
В менее тяжёлых случаях или при других типах афазий, речь человека может становиться нечёткой, он может заикаться или “застревать” на отдельных звуках, менять их местами, забывать слова или использовать их не по назначению, может испытывать трудности с логико-грамматическими конструкциями (например, будет сложно понять отличия между сочетаниями “брат отца” и “отец брата”) и т.д.
Нарушается ли мышление при нарушении речи?
И да, и нет.
Да, в том смысле, что у нас речь и мышление неразрывно связаны: мы думаем словами, и продукция нашего мышления тоже, в большинстве своём, вербальна. Поэтому при нарушении речи нарушается и память (словесно-логическая), и мышление.
Тем не менее (за исключением случаев тяжелой сенсо-моторной афазии), человек с нарушением речи чаще всего понимает всё, что ему говорят, узнаёт близких и запоминает новых людей. Кроме того, он сохраняет весь набор бытовых навыков и знаний о мире, т.е. он не положит кошку в холодильник и не начнёт жевать одеяло.
У нас есть знакомый детский логопед. Может ли он помочь?
Только если у него есть специальные знания по афазиологии. Если нет, то иногда работа с детским логопедом может не принести пользы, а то и ухудшить ситуацию. Дело в том, что цели и методы работы отличаются у детского логопеда и логопеда-афазиолога (это же относится к нейропсихологу, работающему с детьми и нейропсихологу в отделении нейрореабилитации – это разные специалисты). Вы же не пойдёте к стоматологу, если болит ухо – вот и здесь лучше идти к узкому специалисту именно в этой области.
Как долго нужно будет заниматься?
Это зависит от тяжести афазии. Иногда (в лёгких случаях) улучшение наступает довольно быстро, буквально за пару недель (пишу из личного опыта, когда работала с пациентами 5 дней в неделю, плюс была высокая активность самого пациента и его близких).
В тяжелых случаях это вопрос многих месяцев, а то и лет постоянной работы со специалистами (логопед, нейропсихолог). И даже после этого речь может не восстановиться полностью, т.к. повреждение части мозга, к сожалению, необратимо.
Когда можно начинать работать с пациентом?
Чем раньше, тем лучше. В нашем отделении работа с пациентами начиналась уже в реанимации. Поэтому, запомните пожалуйста: если у вашего близкого есть речевые нарушения, а также нарушения глотания (он давится или попёрхивается слюной/едой/водой) – обязательно просите, чтобы с ним работал логопед и/или нейропсихолог.
Самые общие рекомендации по помощи пациентам с речевыми нарушениями будут в следующей статье.
Любые вопросы приветствуются.
Продолжение можно прочитать здесь и вот тут.
И еще здесь.
Источник