Инсульт в речевом центре

Инсульт в речевом центре thumbnail

восстановление речи после инсульта

Восстановление речи после инсульта – одна из ключевых частей реабилитации. Именно эта функция страдает у большинства пострадавших после ишемического и геморрагического удара.

Проявляется это в неспособности выговаривать звуки, выстраивать предложения, подбирать слова. Человек не всегда понимает речь, когда к нему обращаются, испытывает затруднения с разбором написанного. По статистике, речевые функции восстанавливаются часто, если соблюдаются меры реабилитации.

Виды нарушений

Патологии, к которым ведет ухудшение кровоснабжение мозга, вызывает множественные двигательные осложнения, расстройство чувствительности. Одним из частых осложнений является нарушение речи после инсульта. Люди, перенесшие это заболевание, сталкиваются с дизартрией, афазией и диспраксией.

После инсульта могут отмечаться комбинация этих нарушений.

Афазия

Справочно. Инсульт вызывает местное повреждение тканей речевых центров, утрату способности понимать письменную, устную речь, выражать свои мысли.

По типу афазии выделяют несколько видов нарушения речи при инсульте:

  • Сенсорная. Ее связывают с гибелью нервных клеток в центре Вернике. У больных наблюдаются нарушения звукового восприятия слова. Людей с таким поражением отличает непонимание того, что говорят другие. Им кажется, что к ним обращаются на иностранном языке. Часто они способны понять начала обращенного к ним предложения, но вскоре забывают сказанное, теряются.
  • Моторная. Из-за повреждения центра Брока возникает моторная афазия после инсульта. Человек теряет способность говорить, затрудняется подбирать слова, формулировать высказывания, упускает важные моменты, путает названия, обозначающие разные понятия. Во многих ситуациях они выкрикивают и повторяют отдельные бессмысленные слова. Патология неплохо поддается лечению.
  • Семантическая. Человек не произносит и не понимает смысл отдельных словосочетаний. Простые фразы остаются доступными. Прогноз при такой афазии достаточно благоприятный.
  • Амнестическая. Нарушения связаны с расстройствами памяти. Пациент не помнит отдельные слова.

Справочно. При поражении большого объема мозга, наблюдается полная афазия. Для нее характерно абсолютное отсутствие речи.

Больной находится без сознания, не воспринимает обращений к нему, не узнает близких.

Дизартрия

Развитие патологии связывают со слабостью мышечного аппарата, используемого в артикуляции. Интеллект часто сохранен, больной понимает речь, которая к нему обращена, способен сам говорить короткие предложения.

Часто речь его невнятная, трудно понимаемая. Нет чистоты произношения. Голос становится тихим, замедленным.

Диспраксия

Справочно. В основе расстройства лежит не паралич, не слабость мышц, а нарушение координации.

Не соблюдается порядок и последовательность движения мышц для получения четких и ясных звуков. Слова получаются стертыми. Отмечаются частые повторы слов, но связано это с попыткой добиться правильного произношения, а не со слабоумием, как может показаться.

Причины речевых нарушений

Возможность говорить, произносить слова, понимать письменные тексты и обращение обуславливается работой центров, расположенных в различных областях головного мозга. Это теменная зона, премоторная кора, префронтальная кора левого или правого полушария, теменно-височный участок.

Расположение речевых центров в том или ином полушарии зависит от того, правша человек или левша. Почти у 100% правшей и большей части левшей они находятся в левом полушарии. У пятой части левшей отмечают смешанное расположение, еще у 20% — центры локализованы справа. Это обуславливает особенности поражения речи и обычно более мягкие симптомы.

Справочно. Разрыв нейронных связей, сдавливание тканей гематомой, отеки, кровоизлияния, нарушения питания на любом из этих участков ведет к соответствующему расстройству речи.

Обширность области повреждения оказывает непосредственное воздействие на остроту проявления патологии, возможности обеспечить восстановление речи после инсульта.

Уровень речевого поражения зависит также от того, как быстро была оказана человеку помощь. Важно, насколько пострадавший готов принимать лечебную помощь, выполняет меры, необходимые для коррекции и реабилитации.

Особенности восстановительного процесса

Для достижения положительного результата в реабилитации к терапии приступают сразу после того, как произошел инсульт. Сначала занятия могут длиться всего несколько минут, через месяц длительность каждого может доходить до 2 часов каждый день.
особенности восстановительного процесса
В острый период инсульта занятия должны быть естественными и физиологическими. Это просто обращение к пациенту, разговор с ним, предоставление возможности слушать музыку. Никакие манипуляции не проводятся.

После завершения острого периода и возвращения домой начинается интенсивная логопедическая реабилитация.

Внимание. Ключом к возможности возврата утраченных функций считается регулярность. Общаться с пострадавшим, давать ему слушать музыку, делать упражнения для восстановления речи после инсульта, надо ежедневно.

Такие факторы, как интенсивность, продолжительность, тип занятий должны зависеть от самочувствия больного. При тяжелом состоянии, повышенном давлении специальные занятия следует отложить и остановиться на обычном тихом разговоре или слушании спокойной музыки.

В течение занятия при необходимости делают перерывы. Не стоит переутомлять пострадавшего.

Эмоциональный фон должен быть спокойным, не агрессивным. В общении с больным избегают безразличия и отношения к нему как к обреченному. Несмотря на тяжесть инсульта, у многих людей способность воспринимать отношение других остается сохранным.

Справочно. Реабилитационный процесс должен быть комплексный, включать массаж, работу с логопедом, артикуляционную гимнастику, прием медикаментов.

Учет всех этих моментов станет ключом к тому, как быстро восстановить речь после инсульта.

Читайте также:  Как спасти мозг при инсульте

Взаимодействие с пострадавшим

Особое влияние на восстановление речевых функций имеет взаимодействие с больным. Во многих случаях интеллект при расстройствах понимания речи, произношения не затронут.

Справочно. Разговор необходимо вести естественно, без напряжения. При этом желательно произносить слова, фразы медленнее, чем обычно. Тон должен быть натуральным, таким, который обычно используется при общении со взрослым человеком. От того, что он заболел, в ребенка он не превратился.

После обращения к пострадавшему, у него должно быть время на ответ. Не нужно его торопить, это вызывает только отрицательные эмоции.

В обращении используются предложения, состоящие из нескольких слов. Лучше тему для разговора поддерживать одну, не перепрыгивать на другую, потом на третью. Часто использовать в обращении вопросы, на которые можно ответить односложно.

При разговоре нужно отключать звуковые устройства. Они создают определенные помехи, мешают больному понимать, что ему говорят, самому произносить слова.
Улучшению понимания способствует мимика, жесты, рисование.
взаимодействие с пострадавшим
Если то, что сказал больной, непонятно, лучше переспросить. Понимание человеком лжи усугубит его психоэмоциональное состояние.

Занятия с логопедом

До выписки из стационара при поражении речи проводится консультация с логопедом. Определяется характер речевой патологии, назначается реабилитационную программу.

В первые недели болезни специалиста лучше вызывать на дом. Так больному будет спокойнее и комфортнее.

Справочно. Периодически, если психологическое и физическое состояние человека после перенесенного инсульта позволяет, занятия проводятся в группе. Это позволяет больному адаптироваться к обществу, увидеть, что он не одинок, обрести веру в себя. Важен также соревновательный эффект.

При проведении занятий логопед использует фонетические, семантические, образные, творческие методики.

Фонетические связаны с коррекцией звукопроизношения. Упражнения направлены на улучшение работы мышц губ, языка, нижней части лица. Произносятся отдельные звуки, скороговорки.
занятия с логопедом
Семантические требуют способности найти смысл, продолжив предложение или дополнив ассоциацию.

Образные направлены на компенсацию сенсорного дефицита. Применяются картинки, по ним делают попытку составить рассказ, найти связь.

Творческие методы показаны всем перенесшим инсульт. С пострадавшим от инсульта занимаются пением, арт-терапией.

Принципы организации домашних занятий

Сеансы с логопедом обычно носят курсовой характер. Основная нагрузка по восстановлению речи после инсульта падает на занятия в домашних условиях. Однако основаны они на принципах и рекомендациях, определенных логопедией.

Среди них:

  • Тренируется способность воспринимать различные по громкости звуки.
  • Задания постепенно усложняются.
  • Занятия строятся от простого к более сложному. Сначала восстанавливают звуковое произношение, затем осваивают речевых конструкций.
  • На занятиях внимание уделяют пониманию.
  • Для поддержания интереса больного используются важные для него темы.
  • Пострадавший активно вовлекается в процесс говорения. Так, близкий начинает произносить фразу, а он ее заканчивает.
  • Используется пение. Больного просят петь или подпевать знакомые песни.
  • Речь сочетается с рисованием. Когда пострадавший не может что-то сказать, выразить свою мысль, его просят это нарисовать.

При реабилитации используется чтение коротких стихов и потешек. Ритм организовывает речь человека, позволяет быстрее ее восстановить. Потешки и детские стихотворения – обычно не сложные, легко воспринимаются и повторяются.

Периодически в течение дня с пострадавшим после инсульта повторяют скороговорки. Они улучшают дикцию, восстанавливают подвижность языка. Скороговорки обычно подбирает логопед в зависимости от сложности и буквы, которую необходимо разработать.

Справочно. Кроме непосредственно занятий, связанных с нормализацией речевых способностей, больному показана лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе, диета.

Упражнения

Если есть физическая возможность, человеку после инсульта в домашних условиях рекомендуется выполнять логопедические упражнения самостоятельно. В начале достаточно 5 минут, постепенно продолжительность занятий возрастает до пятнадцати.

Для восстановления подвижности губ их вытягивают, захватывают поочередно нижней губой верхнюю, потом наоборот. Пальцами оттягивают их вверх, влево, вправо. Больного просят улыбнуться, оскалиться, потом сделать вид, что он грустит.

Для нормального произношения нужно, чтобы хорошо работали мышцы языка. Человека, пострадавшего от инсульта, просят насколько возможно высунуть изо рта язык, изобразить змеиное шипение. После возвращения в рот, нужно дотронуться до верхнего неба, потом нижнего, прикоснуться к щеке.
упражнения для восстановления речи
Больной облизывает губы сначала по часовой стрелке, затем — против, пытается во рту сделать движение языком по кругу, издает цокающий звук.

Можно изобразить воздушный поцелуй с причмокиванием.

Каждое движение выполняют до 10 раз.

Массаж

Действия, направленные на разработку мышц лица и губ, начинают не раньше двух недель после инсульта.

Кожу вокруг рта разглаживают, переминают, делают по ней легкие постукивания. Подобные движения повторяют на щеках.

Читайте также:  Инсульт у человека причины

Врачебные назначения

Справочно. В настоящее время не существует лекарства, которое могло бы восстановить речь.

Тем не менее, используется медикаментозное лечение, восстанавливающее кровообращение, активизирующее мозговые процессы, снимающее боль, судороги:

  • Ноотропные средства. Направлены на улучшение памяти, активизацию процессов мышления. Среди них особо отмечают Пирацетам, Луцетам.
  • Седативные. Препараты, обладающие такими свойствами, успокаивают, снимают лишнее возбуждение. Используется настойка валерианы, пустырника, Персил.
  • Лекарства, улучшающие кровоснабжения. К этой группе относят Кавинтон, Церебролизин.
  • Препараты, направленные на нормализацию питания тканей мозга. Используются таблетки Актовегин, Пирацетам, Кортексин.
  • Противосудорожные и расслабляющие. Назначается Лорезепам, Миокалм. Они помогают, в том числе, снизить напряжение лицевых мышц.
  • Гипотензивные. Используются для снижения давления. Применяются препараты группы сартанов, антагонисты кальция, бета и альфа-блокаторы. Мочегонные средства снижают давние и уменьшают отеки.
  • Антикоагулянты уменьшают вязкость крови. Назначается Варфарин, Дипаксин, Тромексан.

Отдельного внимания заслуживает терапия стволовыми клетками. Эта инновационная технология в настоящее время пока проходит испытания и широко не используется. Тем не менее, она доказала свою эффективность в восстановлении сосудов, удалении тромбов, холестериновых бляшек, активизации защитных функций, возвращении речи.

Терапия основана на пересадке стволовых клеток. Ее проводят дважды с трехмесячным перерывом.

В дополнение к лекарственным способам нарушения лечат методами физиотерапии.

Народные средства

Восстановить мозговую активность, вернуть речевые функции, позволяют некоторые народные средства.

В течение 14 дней принимают мумие в объеме до 2 мг перед сном. Всего проводят три курса, между ними должен быть пятидневный перерыв.

Другой способ — до 500 мл вещества растворяют в двух столовых ложках воды и принимают три раза в день десятидневным курсом. Делают перерыв пять дней, затем курс повторяют.

Успокоиться, снять мышечное напряжение, эмоциональный дискомфорт помогают хвойные ванны. Используются также водные процедуры с другими эфирными маслами.

Заваривается чай из шалфея. Его пьют до пяти раз в день. Эффективен чай из календулы, шиповника и репешка.

В рот ежедневно кладут кусочки черной редьки. Она провоцирует покалывание, жжение.

Скорость восстановления речи

Процесс возврата речевых способностей — длительный. Медленный, поступательный прогресс отмечается у большинства пострадавших от сенсорной афазии. Возможности расширяются деть ото дня.

Другого типа прогресс отмечают при моторной афазии. Более чем в 60% случаев больному и его близким кажется, будто прогресса в восстановлении долгое время нет. Потом вдруг наблюдается резкое улучшение.

Справочно. На возврат способностей говорить отводится обычно до пяти лет. Если за этот срок улучшений не произошло, вероятно, больной навсегда утратил возможность снова выражать мысли, понимать других людей.

Прогноз

Возможность нормализации речи зависит от степени тяжести инсульта, выполнения реабилитационных назначений.

Если все рекомендованные меры выполняются, речь восстанавливается в следующем соотношении:

  • у 55% больных, переживших тяжелый инсульт;
  • у 76% перенесших заболевание средней тяжести;
  • у 92% после легкого инсульта.

Важно. Исследователи отмечают, что при несоблюдении рекомендаций по реабилитации, шанс на восстановление имеют не более 15% больных.

Программы, ориентированные на то, как восстановить речь после инсульта, носят разноплановый характер. Они предполагает упражнения, массаж. Важной составляющей считается соблюдение лекарственных назначений, применение народных средств, логопедические занятия.

Источник

Нарушение речи при инсульте – это один из наиболее часто встречающихся симптомов. В некоторых ситуациях это состояние воспринимается не так серьезно, как, например, паралич.

Тем не менее, подобный дефект способен существенно осложнить жизнь пациенту и его близким. Какие виды расстройства речи встречаются при инсульте, как их различают неврологи, и в чем их особенности – об этом пойдет речь дальше.

Занятие с логопедом

После инсульта часто возникают расстройства речи

Расположение центров речи в головном мозге

Речевой центр расположен в доминирующем полушарии и состоит из двух зон – моторной и сенсорной. Если человек правша, то у него доминируют левые отделы головного мозга, если левша – правые.

Моторная зона, или центр Брока, расположена в третьей лобной извилине, задненижней ее части. Она контролирует воспроизведение устной и письменной речи, а также язык жестов. Сигналы из этой зоны приводят в движение мышцы, ответственные за произношение звуков. Вместе с отделами, лежащими кпереди от нее, зона Брока образует передние речевые центры.

Сенсорная зона, или центр Вернике, расположена в заднем отделе верхней височной извилины. В этой зоне сохраняется информация, благодаря которой человек может осмысленно воспринимать речь, строить предложения из отдельных слов. Анатомически и функционально эта область связана с функциями памяти, слуха и опознавания объектов. Зона Вернике, переднезатылочные и нижнетеменные отделы головного мозга образуют задние речевые отделы.

Если говорить очень обобщенно, зона Брока отвечает за исходящую речь, а Вернике – за входящую.

Кроме того, с речевыми процессами тесно связаны зрительная и слуховая кора. Первая отвечает за способность прочтения слов, вторая – за восприятие и распознавание звуков. Учитывая тесную анатомическую и функциональную связь этих зон, инсульты, поражающие только один речевой отдел, – достаточно редкое явление.

Дизартрия

Неврологи разделяют нарушения речи на две большие группы – дизартрии и афазии.

Дизартрия развивается вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата.

То есть, пациент не может произносить слова из-за пареза речевых мышц. В зависимости от места расположения очага дизартрия может быть:

  • бульбарной;
  • псевдобульбарной;
  • коркововой;
  • подкорковой;
  • мозжечковой.

Диагностика этой группы речевых расстройств не представляет сложностей. Пациент хорошо воспринимает речь на слух, у него сохранна так называемая внутренняя речь. Чтение и письмо не нарушены. Дизартрии хорошо поддаются восстановлению.

Афазия

Это более сложное нарушение речи. Оно носят системный характер, охватывает организацию речи на разных уровнях и ее связи с другими психическими процессами. Как следствие, у пациента с афазией дезинтегрируется вся психическая сфера.

В зависимости от того, какой участок коры поврежден, различают такие виды нарушений, или афазий:

  • моторная – афферентная и эфферентная;
  • сенсорная;
  • динамическая;
  • акустико-мнестическая;
  • амнестическая;
  • тотальная.

Для правильной диагностики разных форм афазии имеет значение не только локализация очага, но и тяжесть, давность заболевания. Каждое из этих нарушений характеризуется определенными особенностями и заслуживает отдельного внимания.

Моторная афазия

Моторная афазия – одно из самых тяжелых нарушений. В зависимости от того, где локализуется поражение, она бывает афферентной и эфферентной. Нередко врачи диагностируют комбинацию этих расстройств. Подобные ситуации особенно проблематичны в плане реабилитации пациента.

Афазия Брока

Афферентно-моторная афазия обусловлена угнетением нижних отделов в постцентральной извилине и прилегающих нижнетеменных отделах (40, 7 поля)

Афферентная моторная афазия возникают из-за невозможности регуляции головным мозгом произвольных движений языка и губ. Другими словами, пациент попросту не может выполнить движение, необходимое для произношения определенного звука. Неврологи называют подобное состояние оральной апраксией. При этом, так как парез двигательных мышц отсутствует, непроизвольные движения могут наблюдаться. Внешне это проявляется как отсутствие речи, искаженное воспроизведение звуков или поиски правильной артикуляции.

Эфферентная моторная афазия развивается в том случае, если имеет место поражение отделов головного мозга, ответственных за плавное произношение артикуляционных единиц. При этом пациент может произносить какой-либо звук, слог, или слово изолированно, но сказать простую фразу из нескольких слов для него невозможно. Предложения становятся разорванными, нарушаются грамматические конструкции.

Эфферентная моторная афазия многовариантна

Данный вид афазии обусловлен нарушением мозгового кровообращения в премоторных отделах левого полушария (44, 45 поля)

Сенсорная афазия

Второе ее название – акустико-гностическая. Характеризуется грубым расстройством понимания речи при ее слуховом восприятии. Чужие предложения пациент воспринимает как хаотичный поток звуков. Кроме того, у больных отсутствует слуховой контроль над собственной речью, из-за чего они не сразу осознают свою болезнь.

Динамическая афазия

Может протекать в двух вариантах. При первом нарушается речевое программирование, при втором – возникают трудности с грамматическими конструкциями. Речь пациентов бедна, односложна. Дикция, как правило, изменена мало.

Акустико-мнестическая афазия

В основе акустико-мнестической афазии лежит снижение слухоречевой памяти

Обусловлена угнетением функционирования височно-затылочной области коры головного мозга

Возникает из-за невозможности воспринимать речь на слух. В отличие от акустико-гностического расстройства, у пациента наблюдается патология слуховой мнестической деятельности. Он хорошо слышит и воспринимает речь, но не может удержать в памяти только что услышанную информацию. Параллельно наблюдается сужение запоминающих способностей. В результате больные не могут понимать развернутые тексты, которые требуют слуховой памяти.

Амнестическая афазия

Диагностируется в тех случаях, если имеется поражение теменно-височных отделов головного мозга. Пациент забывает название предметов, окружающих его в повседневной жизни. При этом он помнит их назначение и свойства. В результате, когда больной хочет сказать «ручка», он произносит – «то, чем пишут».

При амнестической афазии пациент затрудняется подбирать нужные слова

Этот вид афазии представляет собой трудности в назывании предметов, хотя больному их значение и употребление известно

Тотальная афазия

Эта патология представляет собой комбинацию моторного и сенсорного расстройства. У таких пациентов устная речь отсутствует во всех ее проявлениях. При прогрессировании болезни нарушается восприятие и письменной речи.

В заключение

Расстройства речи при инсульте – очень разнородная группа нарушений. Разные механизмы развития обуславливают разную способность к восстановлению. Некоторые из них исчезают довольно быстро, другие требуют длительной и основательной терапии. Поэтому, если у человека отмечаются нарушения речи, раннее отсутствовавшие, он должен немедленно обратиться за помощью к медикам. Только специалист сможет установить истинную причину дискомфорта и назначить адекватное лечение.

Источник