Инсульт упражнения для мышления

Инсульт упражнения для мышления thumbnail

Инсульт упражнения для мышления

По данным статистики России каждые полторы минуты кто-то переносит инсульт. И все с разными последствиями. Кто-то быстро идет на поправку и может восстановить подвижность организма практически до предынсультного состояния. Кому-то реабилитация дается очень тяжело. И в том и другом случае для человека после инсульта самыми главными остаются три вещи:

  1. Компетентная и своевременная медицинская помощь, грамотная реабилитация.
  2. Понимание того, для чего нужно жить дальше и пытаться восстановиться.
  3. Поддержка близких людей, которые часто становятся «движущей силой» выздоровления.

Памятка для тех, кто рядом

  1. Старайтесь как можно больше разговаривать с человеком после инсульта. Не отстраняйте его от решения бытовых и семейных вопросов. Не договаривайте за него слова и фразы, лучше подождать, когда он сам их произнесет.
  2. Если после инсульта у человека сохраняется подвижность, старайтесь поручать ему посильные задания: порезать овощи, вытереть пыль, помыть посуду. Пусть это будет дольше, чем обычно. Но так человек будет чувствовать свою нужность, не будет изолированным от привычной жизни.
  3. Всегда верить в успех реабилитации, напоминать о том, чего удалось достичь, сравнивать результаты месячной давности и сегодняшнего дня, чтобы был виден прогресс.
  4. Оставить место для юмора. Здесь каждый сам отмеряет границы, понимая, где можно «приперчить» так, чтобы не унизить и не обидеть близкого.

Самое сложное для тех, кто заботится о больном – не опускать руки, когда сам человек не хочет заниматься, все время отговаривается: «потом», «не хочу», «а зачем», «это ничего не изменит». В такие минуты они похожи на детей, которые не хотят учить свои уроки. Как в таких случаях поступать? Почти так же, как и с детьми: сделать занятия увлекательными и веселыми, почти как детская игра!

Игры

Игра на координацию движений. С ее помощью в некоторых реабилитационных центрах уже прошли успешное восстановление несколько пациентов. Задача игрока – обвести крючочком все пальчики. Но если задеть какой-то пальчик, раздается звуковой сигнал, так что нужно стараться быть внимательным и аккуратным!

Тренажеры для дыхания «Футбол»«Летающий шарик» могут понадобиться на артикуляционной гимнастике при нарушении речи. Также мышцы лица может помочь разработать озорная игра «Кривляки».

Для восстановления речи благоприятно:

– разучивать стишки,

– петь песни (если человек может повторить мотив – это уже прогресс),

– повторять скороговорки (лучше взрослые и озорные, типа «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ» или «О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана Манили меня?»),

– слушать радиоспектакли и аудиокниги (важно, чтобы записанная речь была выразительной).

Для развития мелкой моторики рук используют:

  • Паззлы. Желательно с крупными деталями и четкими рисунками. Например, «Мир животных».
  • Пинцет. Им можно захватывать кусочки порванной бумаги, бусины, фасолины, макароны.
  • Шнуровки, например, «Сыр» или «Ботинок». Можете попробовать игру на ловкость «Достань конфетку».
  • «Стучалка». Такая простая детская забава очень помогает в развитии координации движений.
  • Матрешка. Порадуйте близкого – спрячьте внутри вкусняшку или мотивирующую записку.
  • Тренажер «Левое-правое».
  • Мозаики. Хорошо подойдет вот такая – из палочек с готовыми заданиями.
  • Прописи. Они могут быть деревянными или на бумаге.
  • Многим пациентам рекомендуют лепку из пластилина или теста. Начинают, как всегда, с простых заданий: скатать шарик, колбаску, сделать лепешку. Затем собирают фигуры из нескольких деталей, а потом – выщипывают части фигуры из большого куска.

Очень помогает в реабилитации рисование. Кисти можно использовать, а можно рисовать и просто пальцами и ладошками. Это поможет снова найти контакт со своим телом, научится чувствовать его. Но при таком рисовании краски лучше использовать пальчиковые (они, к слову, легко смываются и отстирываются).

И, конечно, раскраски. Они помогают тренировать силу нажатия, регулировать длину штрихов, оттачивают аккуратность. Раскраски сейчас бывают не только в классическом исполнении, но и многоразовые.

Можно запастись головоломками:

  • Танграм,
  • Многоразовые карточки «Головоломки»,
  • Магнитная игра «Деловые жуки»,

Все эти игры развивают мелкую моторику, помогут в восстановлении мыслительных процессов. К тому же они очень компактны, поэтому их легко брать с собой в поездки (например, в санаторий или центр реабилитации).

Некоторые люди после инсульта увлекаются разгадыванием кроссвордов, сканвордов и т.п. Попробуйте и другие игры со словами, например «Словодел» или Настольную игру «Словечки». Обе они хороши и в случае потери речи.

Не забывайте о расслабляющих массажах и гимнастике для глаз. В первом случае могут помочь тактильные мячики, а во втором – обычный карандаш, за движениями которого нужно следить глазами.

Используйте и подручные средства:

– закручивайте крышки на банках и бутылках,

-перебирайте макароны, фасоль,

– рисуйте на манке пальцами и палочкой,

– прицепляйте бельевые прищепки к краю коробки,

– рвите и комкайте бумагу.

И, конечно, помните о прекрасном: чаще смотрите позитивные фильмы, слушайте любимую музыку или звуки природы, читайте любимую литературу, бывайте на свежем воздухе (насколько это возможно), общайтесь с единомышленниками. Это важно как для того, кто восстанавливается после инсульта, так и для тех, кто ему в этом помогает, отдавая родному человеку частичку своего сердца.

Источник

Разнообразные мнестические расстройства – распространенное следствие острых нарушений мозгового кровообращения. Восстановление памяти требует последовательной упорной работы, грамотного составления комплекса упражнений дипломированными специалистами, мотивации на выздоровления у человека.

Каждый человек время от времени испытывает незначительные расстройства памяти. В силу биологических процессов с возрастом воспоминания могут становиться размытее. У некоторых пожилых людей потеря памяти мешает нормальному функционированию, что называется слабоумием. Однако чаще всего разнообразные нарушения мнестической функции встречается у лиц, переживших острое нарушение мозгового кровообращения – инсульт.

По данным Национальной ассоциации по борьбе с инсультами, некоторая степень потери памяти затрагивает около трети людей, столкнувшихся с ОНМК. Однако есть действенные и проверенные методики, позволяющие вернуть или улучшить мнестическую функцию.

Дефицит памяти после инсульта может варьироваться. Степень мнестических расстройств зависит от возраста пациента, тяжести инсульта, зоны, где произошло ОНМК, и даже поддержка, которую человек получает от семьи и друзей.

К сожалению, никакие лекарства не способны устранить потерю памяти. Но там, где лекарства бессильны, можно предпринять простые шаги: с помощью занятий, терапии и реабилитации добиться восстановления памяти после инсульта.

неврологическая реабилитация

Что представляет собой потеря памяти после инсульта?

Больной может столкнуться со следующими типами нарушений мнестической функции в аспектах:

  • Вербальный – память на имена, услышанные истории и информацию, связанную с речевой деятельностью.
  • Визуальный – память о формах, лицах, маршрутах и ​​увиденных вещах
  • Информационный – память на усвоенную информацию, ранее имеющиеся навыки, проблемы в приобретении новых знаний.
  • Сосудистая деменция – распространенное постинсультное состояние, включающее ухудшению или потерю мыслительных способностей.

Симптомы потери памяти после инсульта могут включать:

  • путаница в интерпретации, анализе, систематизации полученных сигналов и их сравнении с ранее усвоенной информации;
  • проблемы с кратковременной памятью;
  • склонность бродить или возможность заблудиться в знакомых местах, дезориентация в пространстве;
  • сложность следовать пунктам полученной инструкции;
  • проблемы с совершением денежных транзакций.

Потеря памяти может быть прямым результатом инсульта, но также может быть вызвана или усугублена приемом лекарств, употреблением алкоголя, табака и наркотиков, недостатком сна, депрессией и стрессом, неполноценным питанием.

Память может улучшиться со временем, как спонтанно, так и в результате реабилитации.Однако иногда симптомы мнестических расстройств могут наблюдаться годами. При потере памяти могут быть полезны лекарства, используемые в терапии связанных проблем, таких как беспокойство, депрессия или нарушения сна.

мужчина на восстановлении памяти после инсульта

Как восстановить память после инсульта?

Разнообразные методы «перестройки» мозга предназначены для улучшения мышления и памяти после инсульта. Обучение может помочь повысить бдительность и внимание, но нет научных доказательств того, что такая терапия может улучшить способность выполнять повседневные задачи. Такое обучение может быть пройдено самостоятельно, под контролем специалиста, с помощью компьютерных программ и приложений. Чтобы стимулировать мозг, улучшить память и когнитивные способности, следует попробовать свои силы в новых хобби, которые затрагивают как разум, так и тело. Кроме того, необходимо регулярно выполнять упражнения: адекватная физическая тренировка идет на благо и физическому, и психическому здоровью.

Стимулируйте свой мозг

Игры, которые требуют активного использования ресурсов мозга, будь то простые шашки или сложные игры, как шахматы, могут помочь восстановить функцию памяти.Определите обязательные ежедневные процедуры, такие как чтение книги, разгадывание кроссвордов, составление пазлов. Установите, когда именно вы будете выполнять эти задания. Каждый день проводите их в определенной последовательности.

Работайте со специалистами по реабилитации

Логопедия способствует выздоровлению. Занятия с логопедом помогают стимулировать мозг к созданию нервных связей от неповрежденных частей мозга к зонам, пораженным инсультом.

Обретите решимость выздороветь

Уверенность в восстановлении всегда срабатывает в пользу человека. Подходите к занятиям целеустремленно, ответственно и с вдохновением.

Размещайте напоминания для себя

Оставьте заметки в ключевых областях, таких как знаки в ванной комнате, напоминающие о необходимости почистить зубы. Используйте будильник на смартфоне, чтобы напомнить себе о назначениях и о том, когда следует принимать лекарства. Как только вы сформируете последовательную и повторяющуюся рутину, привычка поможет восстановить память.

Записывайте ежедневные и специальные мероприятия в ежедневнике.Держите всегда под рукой блокнот с важной информацией.Организуйте информацию в разделах, таких как встречи, телефонные номера и лекарства.

Составьте письменные инструкции о том, как пользоваться обычными предметами домашнего обихода, такими как телефоны и микроволновые печи.Если писать сложно, можете использовать диктофонили приложение на смартфоне для записи заметок.Вы также можете попросить других людей записывать вещи для вас.

Используйте ассоциации

Мнемоника – это творческий способ запоминания вещей. Он часто принимает форму аббревиатуры. Например, запоминание слова «ВОЛОС», составленное из первых букв: возвышение, ограничение, лед, отдых, сжатие – быстрый способ вспомнить, как лечить растяжение связок. Вы можете придумать свою собственную аббревиатуру для шагов, чтобы приготовить знакомую еду.

Хорошо работают и рифмы, которые ассоциируют название объектов с их свойствами. Например: «У Анны волосы кучерявы».Используйте подсказки, которые помогут вспомнить определенные задачи или информацию. Чтобы создать сигнал для памяти, подключите задачу или фрагмент информации к чему-то значимому, например к изображению, знакомому имени или песне.

Будьте организованы

Облегчение поиска предметов, необходимых для повседневной деятельности, их расположение на видном месте, поможет вспомнить, что и когда нужно делать. Определите для всех вещей свое место. Например, повесьте ключи на крючок у двери. Уберите личные вещи на те полочки в шкафу, где они должны быть. Приготовьте одежду, которую нужно одеть утром, прежде чем ложиться вечером спать. Положите зубную щетку на раковину там, где вы обязательно ее увидите.Этикетки на шкафах и ящиках помогут вам знать, где лежат определенные предметы. Это не обязательно должны быть написанные ярлыки: вместо них можно использовать картинки.

Повторяйте и репетируйте

Когда получаете новую информацию, повторяйте ее несколько раз. Просматривайте материал столько раз, сколько нужно, чтобы он «загрузился» в память. Не бойтесь проговорить своими словами то, что вам сказали, чтобы убедиться, что вы правильно поняли сообщение собеседника.

Если вам нужно сделать презентацию или выступить с речью, разбейте материал на более мелкие сегменты. Так будет легче запомнить текст.Будьте проще. Старайтесь не заниматься слишком многими вещами одновременно.Разбейте задачи на простые шаги.

Оставайтесь активными

Встаньте с кровати и двигайся как можно больше. Каждый день устраивайте часовые прогулки на свежем воздухе. Посещайте кабинеты ЛФК. Даже аэробные упражнения, проводимые в домашних условиях, способствуют восстановлению функции мозга после инсульта. Физическая нагрузка помогает снять стресс, а преодоление стрессового состояния важно для здоровья мозга.

Накормите свой мозг «правильными» продуктами

По данным Американской ассоциации инсульта, здоровая для мозга диета включает много свежих фруктов и овощей, а также рыбу, богатую омега-3 жирными кислотами. Такое питание поможет добиться скорейшего восстановления когнитивного потенциала. Здоровая диета и маленькие порции помогут сбросить лишний вес и достигнуть лучшего физического самочувствия. В свою очередь, благополучие тела положительно отразиться на психическом состоянии и увеличит скорость умственного восстановления.

восстановление памяти инсульт

Заключение

Разнообразные мнестические расстройства – распространенное следствие острых нарушений мозгового кровообращения. Восстановление памяти требует последовательной упорной работы, грамотного составления комплекса упражнений дипломированными специалистами, мотивации на выздоровления у человека.

неврологическая реабилитация

Источник

При инсульте перекрывается просвет или разрывается стенка какого-либо сосуда головного мозга, в результате чего нарушается кровообращение и начинается гибель клеток головного мозга. При этом сам процесс может развиваться очень быстро, и чем дольше пострадавшему не оказывается помощь, тем тяжелее могут быть последствия. В этой статье специально дляCogniFit (“КогниФит”) психологи Михаил Позняк и Светлана Храмова вам о том, каковы когнитивные последствия инсульта. Вы узнаете, какие упражнения помогут максимально восстановить пострадавшие когнитивные функции и повысить качество жизни перенёсшего инсульт человека.

Что такое инсульт?

Что такое инсульт?

Заболевания сосудов мозга занимают 2-ое место по смертности среди заболеваний системы кровообращения после ишемической болезни сердца.

Инсульт — это нарушение кровоснабжения головного мозга (острое нарушение мозгового кровообращения, ОНМК). Во время инсульта возникает очаговая общемозговая неврологическая симптоматика (потеря сознания, паралич и т.п.), которая сохраняется в течение суток или приводит к смерти больного в более короткий промежуток времени. К инсультам относят инфаркт мозга, кровоизлияние в мозг и субарахноидальное кровоизлияние, имеющие клинические различия. Узнайте ещё больше об инсульте здесь.

Насколько разнообразна клиническая картина инсульта, настолько разнообразны его последствия. И, конечно же, чем раньше и квалифицированнее оказать помощь пострадавшему, тем больше шансов на сохранение его жизни и на то, чтоб последствия этого страшного заболевания будут наименее трагичными.

Я более двух лет работаю старшим психологом и организатором досуговой деятельности в сети пансионатов для престарелых и людей с ограниченными возможностями, и позволю себе опираться, помимо общих знаний об обозначенной проблеме, на собственный практический опыт, приобретённый совместно с моей коллегой, проходившей стажировку в одном из наших пансионатов.

Основная работа по лечению инсульта связана с восстановлением повреждённых участков нервной ткани и работой по профилактике нераспространения очагов поражения на здоровые нервные клетки. Такое лечение проводят врачи с помощью нейрорепарантов и нейропротекторов – специальных препаратов для восстановления и защиты нервных клеток.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Проверьте, как работает ваш мозг, с помощью Общего когнитивного теста CogniFit

Кроме фармакологической составляющей, в лечении обязательно присутствует работа массажиста и психолога. Задача первого – восстановление двигательной активности за счёт работы с конечностями и прочими участками тела, задача второго — работа с эмоциональной и когнитивной сферой для создания внутренней активности мозга, направленной на восстановление поврежденных функций.

Последствия инсульта

Пострадавшие от инсульта часто имеют разные нарушения в работе мозга, которые формируют различные картины отклонений и в двигательной активности, и в поведении, и в состоянии человека в целом. В том числе имеют место быть разнообразные когнитивные последствия инсульта Это проявляется как в степени тяжести состояния, так и в типе поражения — в зависимости от того, какая когнитивная функция наиболее пострадала. 

Типичные состояния перенёсших инсульт связаны, в первую очередь, с соматическими проявлениями (нарушением двигательной активности вследствие отказа или повреждения структур мозга, отвечающих за те или иные двигательные функции) и подавленным эмоциональным состоянием.

Постинсультные когнитивные нарушения

Каковы когнитивные последствия инсульта? Что касается постинсультных когнитивных нарушений, то, как правило, это:

а) нарушения речи, вербальных и невербальных коммуникаций в целом;
б) замедление восприятия и обработки любой информации, а также реакции на нее;
в) снижение уровня внимания, общая рассеянность;
г) сбои в работе кратковременной, оперативной (рабочей) и долговременной памяти от частичного до полного отсутствия;
д) ухудшение аналитического, логического (порой и в целом) мышления), от частичного до тотального;
е) снижение уровня общей когнитивной сложности и общего интеллекта и воображения.

Чаще всего постинсультное состояние выглядит как общее снижение качества работы всех (когнитивных в том числе) элементов психики. Такое состояние можно характеризовать как деменцию той или иной степени — от лёгкой до тяжёлой, в связи с чем, помимо прочего, пережившие инсульт могут иметь проблемы с социализацией и адекватностью восприятия себя и окружающего пространства.

Пережившие инсульт могут иметь проблемы с социализацией и самовоспрятием

Диагностика каждого постинсультного подопечного проводится в процессе знакомства и дальнейшего общения с человеком, и чаще всего не требует проведения специальных методик на выявление когнитивных нарушений, таких как полное нейропсихическое тестирование. Это связано с тем, что большинство пострадавших от инсульта в нашем пансионате — это люди, как правило, пожилые и несамостоятельные, и картина их состояния достаточно очевидна. После короткого скрининга уже выявляются базовые нарушения, и далее вырисовывается полная картина состояния его когнитивной сферы.

Однако, во всех остальных случаях, особенно если состояние человека после инсульта достаточно приемлемое для быстрого восстановления и ведения привычного образа жизни, необходимо проводить тщательную диагностику в более детальной проработке и точечном выявлении конкретных нарушений с помощью нейропсихологических тестов и тестов на поведенческую оценку.

Случается, что у человека после инсульта нарушается определённая функция (например, наблюдаются проблемы с речью), а остальные когнитивные качества страдают практически незаметно.

Как восстановить когнитивные функции после инсульта?

В любом случае работа со всеми пострадавшими ведётся по принципу «делаем всё от нас зависящее», и зачастую необходимо применять индивидуальный подход. Работа по восстановлению когнитивных функций, как мы уже отмечали выше, начинается с назначения специальных препаратов врачами и продолжается восстановительными упражнениями, связанными с полезной нейропсихической нагрузкой для коррекции тех или иных когнитивных функций.

Упражнения для восстановления когнитивных функций

Как победить когнитивные последствия инсульта? Среди разнообразного множества упражнений для восстановления когнитивных качеств, мы бы выделили следующие.

  • Работа с мелкой моторикой, разнообразные действия с пальцами рук (фигуры из пальцев, счёт на пальцах, двигательные упражнения для пальцев и т.д.). Итальянский педагог и врач Мария Монтессори говорила об интеллекте детей на кончиках пальцев. В восстановлении когнитивных функций у взрослых мелкая моторика продолжает играть важную роль.
  • Упражнения на мышление. Разнообразные загадки, разбор
    нестандартных ситуаций, игры наподобие «Лишнее слово», задачи на рассуждение, логические задачи, проработка разнообразных кейсов из житейских ситуаций, а также работа с арифметическим счётом. Кстати, последние исследования показывают, что наивысшая активность в префронтальной коре достигается путем арифметического счёта, чтения вслух и письма, и если человек после инсульта в состоянии безболезненно всё это выполнять, то его обязательно надо загружать такой деятельностью.
  • Упражнения на кратковременную память (например, запоминание блока слов или цифр с повторением через определённое время), упражнения на оперативную память (выполнение «многослойных» задач) и долговременную память (работа с воспоминаниями, стимуляция приятных образов из прошлого, восстановление конкретной долгосрочной информации и т.п.). Эти и многие другие упражнения включает когнитивная тренировка CogniFit («КогниФит») при инсульте.
  • Упражнения на воображение: сочинение фраз, предложений и рассказов, моделирование стандартных и нестандартных ситуаций, сочинение условий к простым арифметическим задачам, описание придуманного образа (одежда, природа, ситуация и прочее) и т.п.
  • Упражнения на восстановление речи: работа с картинками, трудные слова, скороговорки (задача сказать не быстро, а правильно), проработка звуков, имитация звуков живой и неживой природы, пение песен и т.д.
  • Работа с вниманием и внимательностью (например, найти в комнате или на улице что-то определённого цвета, формы, на ту или иную букву и т.д.).
  • Творческие задания (рисование, лепка, аппликация и т.п).

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Персональная когнитивная тренировка CogniFit (“КогниФит”)

Важной частью работы является зарядка для тела, естественно, проходящая с учётом возможностей тех или иных подопечных и индивидуальных противопоказаний. Двигательная активность помогает восстанавливать когнитивные нарушения, при грамотном проведении специалистом — мотивирует подопечных, создаёт общий позитивный настрой.

Также стоить отметить полезность досуговой деятельности. Различные викторины, игры и прочие мероприятия, помимо полезной нагрузки на когнитивную сферу, формируют позитивный эмоциональный фон. Многие из упражнений для восстановления когнитивных функций и реабилитации мультифункциональны и затрагивают работу нескольких высших психических функций одновременно.

Принцип, которому я следую вместе с моими коллегами: главная цель любого упражнения — это сам процесс упражнения. Наша задача — нагрузить полезной работой мозг, активизировать работу нейронов. И если даже подопечный с поставленной в конкретном упражнении задачей не справился (например, дал неправильный ответ), его мозг работал, он был активен, эмоционально включён, а значит постепенно при прочих благоприятных обстоятельствах придёт и правильное решение.

Огромную роль в восстановлении играет эмоциональное состояние человека, его мотивация и настрой на работу, которая может оказаться не только непривычно трудной, но и, в каком-то смысле, унизительной для личности, которая ещё недавно вела обычный образ жизни и решала разнообразные трудные задачи, а сегодня оказалась в сложнейшем положении. И здесь важнейшим помощником является окружение.

Как помочь близкому справиться с последствиями инсульта? Полезные советы

Профессиональный психолог-аниматор или родственник, друзья, коллеги или просто неравнодушные люди, оказавшиеся рядом, и пришедшие на помощь — неважно кто конкретно, любая поддержка со стороны, вера и надежда, исходящая от окружения — всё это является необходимой частью мотивационного процесса, без которого часто человеку не справиться в одиночку со своей проблемой и не победить когнитивные последствия инсульта.

Создание позитивного поля вокруг фактически начинающего жить заново человека – важнейшая часть восстановительной работы. Также важнейшим фактором в восстановлении когнитивных качеств является социализация. Общение как таковое – уже мощнейший ресурс, терапевтическое значение позитивного общения и просто нахождения человека среди людей трудно переоценить.

Отдельной частью нашей работы можно считать работу с персоналом и родственниками постояльцев.ак победить когнитивные последствия инсульта?

В работе с родственниками возникают следующие проблемы. Многие из них не готовы принять ситуацию, они часто умом понимают, что их близкий любимый человек оказался практически беспомощным, но поведенчески и эмоционально либо чрезмерно подавленны, либо психологически защищают себя, продолжая удерживать образ близкого человека из прошлого, как бы не замечая изменений. Это приносит и самим больным, и их родственникам большие страдания.

Принятие ситуации и настрой на борьбу, на поддержку и мотивацию своего родственника гораздо эффективнее и не несёт с собой долговременные сильные страдания, которые, в свою очередь, провоцируют тревожность и депрессивное состояние перенёсшего инсульт, который видит, как больно родственнику наблюдать его таким, каким он стал. Это разрушает всю мотивационно-терапевтическую конструкцию внутри восстановительного процесса.

Конечно, принять ситуацию и действовать рационально — непросто. Это своего рода эмоциональный труд для любого человека. Но труд этот благородный и благодарный.

Бывает и наоборот, родственник отворачивается от пострадавшего от инсульта, как бы смирившись с тем, что человека уже не вернуть. Здесь также приходится работать, доказывая необходимость положительных эмоций, получаемых от общения с близкими людьми, которые верят, надеются, и главное, продолжают любить, во что бы то ни стало.

Работа с восстановлением когнитивных функций после инсульта сложная, но интересная и благодарная. Да, не всегда получается добиться положительного результата. Бывает так, что вещи, на которые человек не в силах повлиять, берут верх. Но самое главное — работать по принципу «мы делаем всё от нас зависящее». Очень важно, если что-то не получается восстановить, хотя бы постараться держать человека в максимально возможном для этой ситуации положительном эмоциональном поле.

Источник