Инсульт потеря речи прогноз

Инсульт потеря речи прогноз thumbnail

Речь играет одну из важнейших ролей в жизни человека. За речевой аппарат отвечают определенные зоны мозговой коры. Поражения структур головного мозга, к которым относится и острое нарушение кровообращения, приводят к серьёзным расстройствам. Одним из наиболее частых последствий инсультов различных форм является дисфункция речи. Именно ухудшение артикуляции часто становится первым признаком, позволяющим выявить сосудистый разрыв. Человек, у которого случился инсульт:

  • расставляет слова в неправильном порядке;
  • не может вспомнить названия предметов;
  • не понимает людей, которые к нему обратились;
  • не может выговорить некоторые звуки;
  • теряет способность ясно выражать свои мысли.

Речевое нарушение носит долговременный характер, но поддается коррекции. Также бывают случаи, когда речь восстанавливается постепенно сама по себе. К сожалению, это происходит крайне редко, и пациенту не обойтись без реабилитации под присмотром врачей и близких.

Восстановление речи после инсульта

Почему нарушается речевая функция

Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:

  • разрыва нейронных связей;
  • тяжелого нарушения питания нейронов;
  • давления гематомы на нервные ткани.

Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:

  • зона поражения;
  • своевременность лечения;
  • качество реабилитационных мер.

Пациенты, а также их близкие, задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта, особенно в случае её полной утраты. Прежде всего, лечение должно быть комплексным и проходить под строгим контролем медиков. Стратегия терапии определяется реабилитологом, невропатологом и логопедом, назначения которых основываются на конкретном виде речевого нарушения.

Мнение эксперта

Автор: Наталия Юрьевна Буканова

логопед-дефектолог

Согласно статистическим данным, в России регистрируется один из самых высоких показателей по заболеваемости инсультом. Ежегодно болезнь поражает 3 человека на 100 тысяч населения. Кроме того, инсульт занимает третье место в структуре смертности, уступая инфарктам и опухолевым образованиям. В 20% случаев у пациентов развивается стойкая нетрудоспособность, 60% становятся инвалидами, а у 10% утрачивается способность к самообслуживанию. Речевая дисфункция на фоне инсульта приводит к социальной дезадаптации. По статистике афазия регистрируется у 30-35% больных, дизартрия — у 15%.

Опытные неврологи Юсуповской больницы проводят полный курс диагностических мероприятий, необходимых для выявления инсульта. Для этого используется современное медицинское оборудование: КТ, МРТ. Исследование проводятся как для первичного обследования, так и с целью динамического наблюдения за лечением. Терапия подбирается в зависимости от состояния. Индивидуальный подход к каждому пациенту позволяет сократить сроки пребывания в стационаре и ускорить восстановление. С больными Юсуповской больницы проводят занятия опытные инструкторы ЛФК и массажисты.

Разновидности речевых расстройств

Когда в головном мозге происходит разрыв сосуда, в первую очередь нарушаются речевые функции. При кровоизлиянии появляются различные нарушения артикуляции. Кроме афазии, существуют и другие виды дисфункции речи:

  • дизартрия;
  • диспраксия.

Афазия после инсульта

Исходя из глубины повреждения, выделяют следующие виды:

  1. Тотальная. Наиболее сложная форма афазии. Характеризуется полным отсутствием речевых способностей. В таком состоянии пациент находится на грани потери сознания и не узнает близких людей.
  2. Сенсорная. Центр Вернике отвечает за способность человека распознавать речь. Его поражение приводит к сенсорной афазии. После инсульта пациент воспринимает родной язык как абсолютно для него чужой, и не узнаёт ни одного слова.
  3. Моторная. Больной с такой афазией всё понимает, но его дикция нечеткая, а речь после перенесённого инсульта представлена набором звуков.
  4. Амнестическая. Нарушение памяти — основной симптом данной афазии. Человеку трудно назвать предметы вокруг себя, большинство слов он просто не помнит.
  5. Семантическая. К пациенту с подобной афазией необходимо обращаться максимально коротко и незамысловато, так как он не воспринимает длинные предложения с различными оборотами.
  6. Динамическая. Больной не просто не может произносить длинные предложения, но также испытывает трудности с построением фраз. Его мысли спутаны и всё сказанное им кажется бессмысленным.

Определение того или иного вида афазии очень важно, так как каждая из форм требует специальной тактики и стратегии лечения. Но даже при правильной реабилитации, длительность восстановления речи после инсульта индивидуальна, и назвать точное время невозможно.

Дизартрия после инсульта

Также дисфункция речи после инсульта проявляется в виде дизартрии, обусловленной нарушением подвижности мышц речевого аппарата. Нередко данное расстройство сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Бывают также очень тяжелые случаи, при которых речедвигательные мышцы полностью парализованы. Такое состояние называется анартрией.

Для данного расстройства речи после инсульта характерны следующие симптомы:

  • затрудненная подвижность органов артикуляции;
  • неразборчивая и смазанная речь;
  • звуковые искажения;
  • неплавная речь с запинаниями;
  • замедленный или напротив ускоренный темп речи;
  • изменения тембра голоса;
  • бедные интонации, монотонность;
  • тенденция пациента гримасничать.

Существует несколько форм данной дисфункции речи. Каждая из них обусловлена конкретной локализацией мозгового повреждения, а также обширностью кровоизлияния или размером гематомы.

Если у пациента после инсульта наблюдается дизартрия, то восстановление речевой функции происходит с помощью логопеда. Специалист устанавливает форму нарушения и составляет программу упражнений, процедур и массажа.

Диспраксия после инсульта

Расстройство, при котором речевая дисфункция после инсульта вызвана нарушением движения и координации мышц, позволяющим воспроизводить звуки, называется диспраксией. В отличие от дизартрии, при которой наступает паралич, в случае диспраксии мышцы остаются подвижными. Нарушается только последовательность их работы, что и мешает пациенту правильно выговаривать звуки.

Как восстановить речевые способности после инсульта

После перенесенной болезни больной учится общаться заново. Возвращение утраченной после инсульта речи — трудоёмкий и длительный процесс, требующий разностороннего воздействия. Реабилитация должна представлять собой комплексное лечение, которое включает в себя разнообразные восстановительные мероприятия. Одну из главных ролей в процессе приобретения утраченных речевых способностей играет раннее обращение к врачу. Помощь пациенту должна быть оказана в первые часы после инсульта. Также важно установить, какие именно речевые аспекты были повреждены. Специалист должен провести диагностические тесты, на основе которых делает заключение.

Реабилитационные методы улучшения речи после кровоизлияния в мозг представлены:

  • приёмом определённых лекарств;
  • упражнениями, позволяющими восстановить произношение;
  • логопедической терапией;
  • дополнительными мерами: хирургическими операциями, физиотерапией, массажем.

Успех реабилитации зависит также от общей обстановки, в которой пребывает пациент. Ему необходима умиротворенная атмосфера, вдали от шума и резких звуков. Стрессы и беспокойства только замедлят ход выздоровления.

Способствовать реабилитационному процессу также должны родные пациента и близкие ему люди. С больным нужно постоянно общаться, даже если первое время он вообще не может ответить.
Решительный настрой и упорство также должны присутствовать у самого пациента. Однако, очень важно, чтобы реабилитация речи после инсульта была систематизированной. Работать нужно интенсивно, но при этом не перенапрягаясь. План процедур, занятий, их длительность и интенсивность определяются специалистами.

Полезные упражнения

Частично и даже полностью восстановить речь после инсульта можно с помощью ряда полезных упражнений. Они назначаются всем пациентам вне независимости от формы афазии. Занятия призваны улучшить функционирование мышечного аппарата, принимающего участие в произношении. В комплекс входят различные виды зарядки для губ, языка и челюстей:

  1. Проведите по губам языком сначала в одну, затем в другую сторону.
  2. Напряжение и расслабление языка. Попытайтесь прикоснуться его кончиком к верхнему нёбу, верните в исходное положение и расслабьте.
  3. Сворачивайте губы трубочкой как будто хотите поцеловать кого-то и удерживайте их в таком состоянии в течение нескольких секунд.
  4. Облизывайте губы языком, двигая им по кругу, поочередно меняя направление (снизу-вверх и сверху-вниз).
  5. Вытягивайте голову и шею вперед, открыв при этом рот и выдвинув язык.     
  6. Щёлкайте языком о твёрдое небо, имитируя звук скачущей лошади.
  7. Сомкните губы и попытайтесь растянуть их в улыбке, показав при этом зубы. Затем постарайтесь снова улыбнуться, но на сей раз не размыкая губ и не показывая зубов.
  8. Чтобы улучшить произношение шипящих согласных звуков, произносите каждый из них, максимально выдвигая язык вперёд.
  9. Растягивайте гласные звуки, пытаясь артикулировать как можно правильнее.

Существует большое количество подобных упражнений, которые можно выполнять как самостоятельно, так и при участии педагога. Для эффективного восстановления речи после инсульта, такой зарядкой необходимо заниматься несколько раз в день, по 5–10 подходов за один сеанс. Для выполнения данных упражнений нет ограничений: они будут полезны для всех пациентов с речевыми расстройствами после инсульта.

Помощь логопеда после инсульта

На ранних стадиях реабилитации речи после инсульта логопед обязательно присутствует на каждом сеансе, помогая больному с упражнениями и контролируя правильность их выполнения. При успешном восстановительном процессе, в дальнейшем пациент может выполнять их самостоятельно. Хотя многим людям, перенёсшим инсульт, показана также групповая логопедическая терапия. Чтобы она дала эффект, необходимо точно придерживаться рекомендаций специалиста и ответственно подходить к занятиям.

Методика логопедической терапии выбирается, исходя из обследования пациента. Врач проверяет реакцию больного на громкость речи, а также способность оценивать и понимать её. Для восстановления артикуляции логопед вовлекает разные структуры мозга. Логопедические упражнения делятся на:

  1. Фонетические — направлены на улучшение иннервации и подвижности мимических мышц.
  2. Семантические — представляют собой ряд манипуляций, целью которых является активизация мышления больного. Например, ему необходимо продолжить фразу или вступить с логопедом в импровизированный диалог на определенную тематику.
  3. Наглядные — метод иллюстраций. С помощью картинок пациент учится находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие — пение, арт-терапия, обучение игре на музыкальных инструментах (особенно полезна игра на губной гармошке).

Впоследствии сеансы могут проводить и близкие пациенту люди. Для этого им понадобится много терпения и выдержки. Очень важно чтобы они грамотно организовали лечебный процесс и смогли вовлечь в него пациента с максимально дружественным и позитивным настроем, поддерживали его, подмечали успехи и хвалили больного за хорошие результаты.

Медикаментозное лечение

Одной из главных составляющих в реабилитации речи после инсульта является медикаментозная терапия. Врачи применяют различные группы препаратов, среди которых:

  1. Антидепрессанты, призванные бороться со стрессом и грустным настроением.
  2. Седативные препараты, которые снимают эмоциональное напряжение, облегчают процесс естественного засыпания.
  3. Нейропротекторы, сохраняющие строение нейронов и восстанавливающие их функциональность.
  4. Антикоагулянты для предупреждения образования тромбов и разжижения крови.
  5. Ноотропы применяются для того, чтобы улучшить память пациента, а также мышление и восприятие информации.

Важную роль в реабилитации речи играет хорошее мозговое кровообращение. Инсульт ухудшает работу мозговых клеток, поэтому медикаментозная терапия включает препараты, стимулирующие их функционирование.

Через сколько восстанавливается речь

Реабилитация речевых функций обычно начинается через неделю после разрыва сосуда в мозге при условии, что состояние пациента стабильно. Однако бывают ситуации, когда больной не способен приступить к упражнениям даже спустя месяц. Так или иначе восстановительную терапию следует начать не позднее, чем через два месяца. В противном случае вернуть утраченные способности будет гораздо труднее.

Как правило, реабилитационный процесс протекает медленно и постепенно. В зависимости от афазии, на восстановление речи могут уйти дни, недели и месяцы. Иногда артикуляция возвращается рывками — человек в течение долгого промежутка времени не демонстрирует результатов, но внезапно речь резко улучшается.

Точный прогноз касательно времени восстановления речи после инсульта дать очень сложно. Реабилитация представляет собой поэтапный процесс с четкой последовательностью. Продолжительность каждого этапа варьируется и является индивидуальной для всех пациентов. В среднем максимальное улучшение речевых способностей наблюдается в первые полгода после болезни. Весь восстановительный период продолжается от трёх до пяти лет.

Источник

Когда пожилой человек пытается что-то объяснить родственникам, а у него получается или бессмысленный набор звуков, или совершенно неподходящие для ситуации слова, это называется афазией. Основная ее причина у людей старшего возраста – мозговой инсульт, в результате которого отмирают клетки в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь. И чтобы Ваш пожилой родственник не получил тяжелой депрессии и не стал предпринимать суицидальных попыток, связанных с афазией после инсульта, необходимо как можно раньше начинать ее лечение. Большая часть лечебных мероприятий ложится на плечи родных больному людей.

Из-за чего при инсульте возникает афазия

В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.

Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).

Как распознать афазию

Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.

Так, об афазии сенсорного характера (Вернике), можно говорить, если у больного присутствует:

  • непонимание обращенной речи;
  • непонимание иносказаний, поговорок, пословиц;
  • жалобы на то, что все вокруг стали говорить как будто «на иностранном языке»;
  • забывание начальной части длинного предложения собеседника, утрата понимания длинных речевых конструкций, что побуждает больного задавать вопросы относительно выскользнувших из памяти слов.

При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.

Если после инсульта развилась мнестическая афазия, пожилой человек:

  • может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
  • начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
  • говорит медленно, тщательно подбирая слова;
  • заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.

Это – акустико-мнестическая афазия. Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:

  • человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
  • ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.

Выделяют также амнестическую афазию, развивающуюся при инсульте теменно-височной доли. В этом случае человек забывает, как называются отдельные предметы, но помнит, для чего они нужны. Такой больной вместо «ручка» может сказать «штука, которой пишут», и тому подобное.

Не сразу заметна семантическая афазия. В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.

Все указанные виды синдрома – афазия Вернике, мнестический, семантический и амнестический виды – объединяются под общим названием «сенсорная афазия», когда у человека после инсульта имеются затруднения с пониманием речи. Зачастую сам больной не понимает, что он говорит.

Второй основной тип заболевания – моторная афазия. В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:

  1. Афферентная моторная афазия. В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
  2. Динамическая афазия. Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
  3. Афазия Брока. Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.

Речь больного моторной афазией очень краткая, состоит почти из одних существительных и глаголов, между которыми человек делает паузу. Он может повторять один слог (например, «ла») или звук (например, мычать), пытаясь с помощью интонации вложить в него смысл. Во время беседы такой человек часто плачет, так как он страдает от того, что неспособен донести свою мысль.

Диагноз моторной афазии должен ставить врач-невролог, так как в быту может быть трудно отличить именно этот синдром от того, который называется дизартрией. Дизартрия возникает при поражении центров мозга, которые несут команду к мышцам, участвующих в формировании речи (движении языка, губ, голосовых связок). Больные с дизартрией понимают обращенную речь и правильно строят предложения. Но из-за изменения их тембра голоса и невозможности произнести отдельные звуки их речь становится неразборчивой. Если к этому присоединяется нарушение дыхания, это вынуждает больного пожилого человека разговаривать короткими предложениями. Описания, прилагательные, наречия из речи не пропадают.

Третий «большой» вид афазии, наряду с сенсорным и моторным типом, это – тотальная афазия. Она характеризуется нарушением и понимания, и воспроизведения речи. Данное состояние можно заподозрить по таким симптомам:

  • в ответ на обращенную речь смотрит на говорящего, не понимая. Если упростить предложение, заменить слова более простыми, примитивными, может выполнять просьбу, но понятно ответить все же не может;
  • такой человек, перенесший инсульт, неспособен внятно сформулировать просьбу;
  • пропускает в предложении сразу несколько слов. Остальные слова – самые простые. Никаких литературных оборотов: гипербол, сравнений, сложных деепричастных оборотов, в речи нет. В тяжелых случаях из фраз пропадают даже прилагательные и наречия: предложение состоит из одних существительных.

Как лечить афазию

Как всех учат с детства, «нервные клетки не восстанавливаются». На самом деле это не совсем так: даже у глубоких старцев между живыми нейронами могут образовываться новые связи – «мостики», по которым информация будет идти от нервной клетки с одной стороны от очага инсульта до нейрона на другой стороне. Но для этого нужны:

  1. ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
  2. достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
  3. обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
  4. устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.

По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.

Терапия должна быть:

  • начата как можно раньше;
  • проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
  • направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.

В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.

Рассмотрим каждый вид терапии подробно.

Медикаментозное лечение

Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:

  • «Церебролизин» («Семакс»);
  • «Глиатилин» («Холитилин», «Церетон»);
  • «Сомазина» («Цераксон»);
  • препараты янтарной кислоты «Цитофлавин», «Реамберин», «Мексидол»;
  • витамины B-группы: «Нейромидин», «Мильгамма».

Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.

Кроме указанных препаратов больному вводят те лекарства, которых требует его состояние. Поэтому, если афазия после инсульта дополняется другими, более опасными для жизни нарушениями, комплекс лечения непосредственно нарушения речи «урезается» — для уменьшения лекарственной нагрузки на внутренние органы.

Физиотерапия

Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:

  • иглорефлексотерапия;
  • электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
  • воздействие на кору мозга магнитным полем.

Занятия с логопедом

Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.

Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:

  1. Строить с больным диалог.
  2. Добиваться понимания.
  3. Тренировать чтение.
  4. Вспоминать навыки письма.

Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.

Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.

Примеры упражнений:

  • Раздувание щек.
  • Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
  • Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
  • Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
  • Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
  • Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
  • С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
  • Цоканье языком по нёбу.
  • Изображение поцелуев.
  • Произношение простых привычных слов.

С афазиологом разучивают фразу или слово, с которого можно начать общение, «вспоминают» счет от 1 до 10 и в обратном порядке.

Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.

При сенсорной афазии помогают тренировки с карточками, на которых нарисованы картинки. Можно пользоваться специальными компьютерными программами (например, программа для логопедов авторства Рябцун) или приложениями на телефоне. Афазиолог просит больного объяснить, что он хочет сказать, с помощью картинок. Также, если человек путает буквы в словах, просит показать, где, к примеру, изображена «бочка», а где «почка».

Если речь пострадала несильно, или на более поздних этапах лечения прибегают к диктантам, чтению вслух. Для лечения важно также проговаривать скороговорки, тренирующие, в особенности, те звуки, которые у больного не получается выговаривать.

После каждого удачно выполненного задания больного хвалят.

Кроме упражнений и диктантов, логопед-афазиолог выполняет логопедический массаж. Для этого он аккуратно, с помощью шпателя или ложки массирует разные зоны языка, губы, щеки, небо. Задача массажа – восстановить тонус мышц этих областей, чтобы улучшить речь.

Занятия с психотерапевтом

Больных с афазией после инсульта, особенно ее моторной разновидностью (когда они понимают речь, но не могут ее воспроизвести), отличает слезливость, подавленное настроение. Чтобы у них не развилась депрессия, нужны занятия с психотерапевтом. Этот специалист оценит психическое состояние Вашего родственника, и на основании этого назначит соответствующий вид психотерапии, который может быть дополнен необходимой медикаментозной поддержкой.

В большинстве случаев психотерапевт проводит занятия не только с самим больным, но и с его родственниками. Он объясняет, как им нужно выстроить линию поведения по отношению к больному, как общаться с ним, как реагировать на его слезы или приступы злости.

Альтернативные методы лечения

В данный момент для лечения тяжелых, не поддающихся стандартной терапии, форм афазии, могут применяться:

  1. Введение в кровь стволовых клеток – тех человеческих клеток, которые могут превращаться в любые другие клетки организма. Предполагается, что стволовые клетки, чувствуя «сигналы» из поврежденного инсультом мозга, направляются туда и замещают (хотя бы частично) погибшие участки нервной ткани. В результате объем погибшей ткани мозга уменьшается, и дальнейшие занятия с логопедом получают больше шансов восстановить речь.
  2. Операция под названием экстра-интракраниальное анастомозирование. Оно заключается в создании искусственного соединения между артерией, лежащей вне полости черепа (височной артерии) и средней мозговой артерии, питающей мозг. Операция пока не получила широкого применения и направлена на улучшение кровоснабжения мозга.

Что делать в домашних условиях

После выписки родственникам нужно будет продолжать терапию, начатую в стационаре:

  • прием медикаментов в таблетках;
  • упражнения для речевого аппарата: назначенные врачом или те, которые указаны выше;
  • проговаривание скороговорок;
  • при необходимости – занятия с психологом и психотерапевтом.

С больным нужно обращаться вежливо, стараться не акцентировать внимание на том, что его речь непонятна, повторять, что это временная трудность и совместными усилиями вы справитесь с этой болезнью. Говорите четко, ясно, но – не так как с умственно отсталым или несмышленым младенцем и не громко. Старайтесь затрагивать только те темы, которые будут вселять в него оптимизм.

Не изолируйте пожилого родственника. Напротив, старайтесь собирать вокруг него многих родственников и друзей, которые будут общаться с ним и между собой, чтобы он слышал их речь. Если нарушения речи тяжелые, то задавать ему вопросы лучше таким образом, чтобы он мог ответить отрицательно или утвердительно.

Передачи и видео больному смотреть можно, но – не более 2 часов в сутки. Это объясняется тем, что нельзя перегружать отдельные зоны еще не до конца восстановившегося мозга, чтобы не вызвать ухудшения состояния. Просматриваемые передачи, фильмы или видео должны быть обязательно позитивными.

Источник