Инсульт не говорит как общаться
Одним из последствий инсульта является нарушение речи разной степени тяжести. О важности ранней реабилитации под наблюдением специалиста, а также о том, как близкие пациента могут, сами того не желая, навредить ему, Medical Note поговорил с врачом-нейропсихологом московской Клиники восстановительной неврологии Алиной Николаевной Ильичевой.
Врач-нейропсихолог московской Клиники восстановительной неврологии Алина Николаевна Ильичева.
Инсульт занимает третье место в мире среди причин смертности, а также является одной из основных причин инвалидизации. Если человека удается спасти, какие последствия возможны?
— Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое достаточно быстро развивается (несколько минут или часов) и влечет за собой гибель клеток головного мозга из-за кислородного голодания. Различают несколько видов инсульта. Преобладает инсульт по ишемическому типу (инфаркт мозга) — это более 70% всех инсультов.
Последствия очень серьезные и зависят от того, в каком полушарии случилось сдавливание или разрыв сосудов: в доминантном или в субдоминантном.
Сдавливание сосуда происходит из-за закупоривания тромбом, поэтому клетки мозга не получают кислород. Ведь мозг насыщается кислородом, благодаря кровеносной системе. И если сосуд закупорился оторвавшимся тромбом, нарушается питание мозга, и в этом случае говорят об ишемическом инсульте.
Причиной геморрагического инсульта становится разрыв сосуда, когда мозг заливает кровью. В доминантном полушарии — у большинства людей это левое — находятся речевые центры.
Если инсульт случился в доминантном полушарии, то последствием станет афазия, то есть нарушение речи. Оно может быть полным или частичным и охватывает все языковые уровни: лексику, грамматику, фонетику, синтаксис.
Наиболее часто встречаются два вида: моторная афазия, когда человек теряет способность говорить, произносить звуки и слова, и сенсорная афазия, когда человек перестает понимать речь, значение слов.
Есть также речевые афазии, которые затрагивают мнестические процессы (память): человек не помнит недавние события и не может о них сказать.
Все эти нарушения речи, вызванные инсультом, можно и нужно корректировать с нейропсихологом в процессе реабилитации.
Нарушения речи после инсульта корректирует нейропсихолог.
Как скоро после инсульта надо приступать к реабилитации?
— Реабилитацию надо начинать, как только стабилизируется общее состояние, как только человек придет в состояние сознания. Надо, конечно, понимать, что реабилитация предстоит длительная, но затягивать с ее началом нельзя.
Какие методики по восстановлению речи используют в вашей клинике?
— Для восстановления речи после инсульта используется медикаментозная поддержка, физиотерапия, а также различные развивающие методики, которыми занимается нейропсихолог. Они направлены на восстановление памяти, гнозиса (восприятия), праксиса (способности выполнять целенаправленные двигательные акты, например, шевелить рукой), речи.
С пациентом в период реабилитации также занимается логопед и логопед-афазиолог.
Если у пациента в результате инсульта поражено доминантное полушарие, то в работе по восстановлению речи врач может опереться на зеркальные центры, которые находятся в субдоминантном полушарии.
Например, человек — правша, у него не работает правая рука, но его можно научить писать левой, пусть и не так хорошо, как он писал правой. Но не надо забывать, что письмо и жесты — это вид речевой деятельности. Поэтому если пациент полностью утратил речь, можно использовать криптограммы (карточки с рисунками) для общения или язык жестов.
Как правильно вести себя родственникам человека, перенесшего инсульт?
— Родственникам надо сохранять спокойствие, доброжелательность по отношению к больному и обязательно довериться специалистам. Очень важно, чтобы родные сами, без консультации с врачом, не принимали решений о тех или иных способах реабилитации.
Не надо покупать буквари, давать больному карточки со словами или буквами, предлагать различные упражнения без консультации специалиста.
Желая достичь максимально быстрого выздоровления, близкие в интернете находят программы реабилитации и просят больного все это выполнить, а у него не получается. И в такие моменты он только укрепляется в своей неполноценности. Ведь человек уже пострадал, перенес серьезное заболевание, у него и так высок риск развития постинсультной депрессии, а тут еще упражнения, которые не соответствуют его плану реабилитации.
Или родные предлагают больному такие упражнения, которые у него не вызывают никаких трудностей, тогда он слышит: «А ты, оказывается, все умеешь. А почему не говоришь? Ты, наверное, просто ленишься». Это тоже усугубляет положение. Такое поведение родственников — это то же самое, как бездумно назначать лекарства, заниматься самолечением.
Реабилитацию при нарушениях речи после инсульта надо начинать как можно скорее и проводить под контролем нейропсихолога.
От каких еще ошибок поможет уберечь специалист, занимающийся реабилитацией после инсульта?
— Родным людям бывает тяжело понять, что реабилитация больного, перенесшего инсульт, — тяжелый, кропотливый труд для него. Часто близкие, не видя мгновенных результатов, начинают нервничать и упрекать больного: «Ты не хочешь, не стараешься». А ведь в его состоянии успех — даже то, что он пальцем может показать предмет или самостоятельно сел.
И неспециалист не понимает, что даже такие простые вещи — это положительная динамика реабилитационного процесса. Родственники не могут правильно интерпретировать достижения больного, не могут из-за отсутствия медицинских знаний оценить, сколько ему труда потребовалось.
От чего зависит прогноз реабилитации?
— Прогноз зависит от величины очага поражения, локализации, от того, какие корковые зоны поражены, насколько затронуты высшие психические функции. Главное, как можно раньше начать реабилитацию под контролем специалиста.
Нейропсихолог занимается больным каждый день?
— Интенсивность и частота занятий зависят от общего состояния больного, от степени его утомления и истощаемости. Важна поддержка семьи и общий настрой. Доказано, что при инсультах страдает мышление, правда, не все его виды.
Однако это может оценить только нейропсихолог. Исходя из этого, и строятся сеансы по реабилитации. Процесс восстановления речи занимает минимум от трех до шести месяцев.
Возможно ли полное излечение, восстановление после инсульта?
— Шансы на восстановление повышаются при ранней реабилитации, сохранности интеллекта больного, активной заинтересованности больного в восстановлении и поддержке семьи, правильно подобранной программе реабилитации.
Существует ли профилактика инсульта? Как защитить себя и близких от такого тяжелого заболевания?
— Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни. Человек должен правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, работы и отдыха, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, а также регулярно проходить диспансеризацию и проверять сосуды.
В зоне риска находятся мужчины старше 50 лет. Однако в последние годы инсульт молодеет и затрагивает людей и в 40, и в 30 лет. К этому приводят эмоциональные перегрузки и малоподвижный образ жизни, неправильное питание.
Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни.
Что бы вы посоветовали тем, кто столкнулся с этой бедой и старается вернуться к полноценной жизни?
— Реабилитацию после инсульта не надо откладывать на время после выписки из больницы, начинать надо как можно быстрее и обязательно под контролем специалистов. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что непрофессиональный подход к реабилитации вредит больному, увеличивает вероятность развития депрессии, потери желания что-то делать.
Часто родственники быстро все бросают, так как не видят сиюминутных улучшений. Или же, наоборот, окружают больного гиперопекой и не дают ему самому делать то, что он вполне может делать самостоятельно, тем самым снижая его мотивацию на восстановление.
Читайте также:
Что такое качественная реабилитация: интервью с доктором Купрейчиком
Источник
Различные нарушения речевой функции — частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.
Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.
Почему человек теряет способность говорить?
Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.
Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).
При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.
Типичные центры речи у человека
Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.
Другие нарушения речи
В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.
Другой вариант — отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.
Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.
Как развивается потеря и восстановление речи
В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.
Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.
Далее пациент начинает произносить отдельные звуки, не умея соединить их в слова. Чтобы заново научить пациента артикуляции, требуется время.
Советы и приемы логопеда
Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.
Несколько советов для родственников:
- Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
- Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
- Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
- Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
- Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.
Способы работы логопеда
Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.
- Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
- Задания усложняются постепенно.
- Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
- Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
- Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
- Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
- Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.
Врач называет словами изображенные предметы, пациент вспоминает их значение и пытается произнести
Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.
В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.
Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей.
Какие упражнения можно выполнять дома
Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения — до 10.
- Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
- Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
- Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.
Важно объяснить больному значение и методику упражнений
«Языковые» упражнения:
- скрутить язык в «трубочку»;
- при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
- упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
- облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
- такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
- закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
- «цокать», соприкасаясь с небом;
- пытаемся достать кончика носа и подбородка.
Рекомендуется заканчивать «урок» заданиями, улучшающими настроение:
- посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
- широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.
Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.
Источник
Инсульт – патология, при которой нарушается мозговое кровообращение за достаточно короткий период времени: от 2-3 минут до нескольких часов. В таком случае клетки мозга погибают, что влечет за собой различные осложнения, среди которых – нарушение речевой функции.
Восстановление речи после инсульта предполагает прием специальных препаратов, посещение логопеда и выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях не обойтись без оперативного вмешательства.
Общие правила и рекомендации
Чтобы снизить выраженность негативных последствий инсульта, важно правильно оказать первую помощь. Если удалось обнаружить первые признаки нарушения мозгового кровообращения, следует немедленно вызвать первую помощь. Это – внезапно возникшая острая головная боль, повышение артериального давления, онемение одной части лица, рвота, кровоизлияние в сетчатке глаза.
Первая помощь заключается в следующем:
- Запрещается давать человеку еду и питье. В противном случае можно вызвать паралич органов, ответственных за глотание.
- Если возникла рвота, голову пострадавшего поворачивают на бок, что позволяет избежать попадания массы в дыхательные пути.
- Человеку, находящемуся в стадии приступа, запрещается делать резкие движения.
- С больного снимают сдавливающие элементы одежды: ослабляют воротник, ремень, галстук.
- Если, измерив давление, удалось выявить его повышение, разрешается дать человеку соответствующую таблетку.
При потере сознания, аритмичности дыхания и пульса проводят сердечно-легочные реанимационные мероприятия.
Восстановление больных, перенесших инсульт, — достаточно длительный и поэтапный процесс, который проводится в несколько стадий. Сразу после оказания первой помощи человека помещают в реанимационное отделение, где проводят контроль состояния здоровья и проводят необходимые лечебные мероприятия. Далее больного переводят в неврологический стационар, где врачи борются за восстановление пораженных мозговых клеток.
После выписки из стационарного отделения восстановление нарушенных функций ложится на плечи родственников. Вернуть речь можно только немедикаментозным способом, ведь мозговые клетки уже разрушены и не поддаются коррекции лекарственными препаратами.
Однако, можно максимально приспособить человека к жизни за счет иных нейронов, которые не были повреждены в процессе острого нарушения кровообращения. Как можно восстановить речь после инсульта в каждом конкретном случае, зависит от степени поражения головного мозга. К общепризнанным методам реабилитации относят занятия с логопедом.
Классификация и симптомы речевых нарушений
Проблемы с речью, возникшие после инсульта, могут быть разных видов. Некоторые люди и вовсе утрачивают возможность говорить, но мыслительный процесс при этом не нарушается. В таком случае задействуют невербальную методику общения.
Многие люди, перенесшие инсульт, попросту, стесняются разговаривать и плохо идут на контакт с окружающими, включая родственников. Однако, родным не стоит опускать руки, а нужно всеми возможными способами пытаться вернуть пострадавшего к нормальной жизни.
Степени дизартрии
Нарушение речи (дизартрия) может иметь различную степень выраженности, которую логопеды определяют с учетом выраженности клинических проявлений и уровня внятности речи больного, понятной для окружающих.
Исходя из этого, дизартрию можно разделить по следующим степеням:
- Начальная степень – первая имеет название стертой дизартрии. Клинические проявления слабо выражены. Их сможет выявить только логопед. Среди характерных симптомов – редкое проглатывание слогов, невыразительная речь.
- Вторая степень – типичная. В таком случае изменения речи более заметны, но она понятна для окружающих. Сравнить изменения, присущи 3 степени, можно с невнятной речью пьяного человека.
- Третья степень – выраженная. Наблюдается существенное нарушение речевой функции. Понять, о чем говорит больной, могут только родственники.
- Четвертая степень – полное искажение речи или ее отсутствие.
Восстановить речевую функцию полностью возможно при нарушении 1 степени, тогда как 4 степень практически не поддается коррекции.
Виды афазии
Потеря речи после инсульта протекает по типу афазии – системного нарушения, вызванного локальными патологическими изменениями в коре головного мозга. Афазия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:
- Тотальная. Возникает в первые дни после приступа. Человек не говорит вообще, не распознает обращенную речь.
- Моторная. Следующая стадия, которая последует после тотальной афазии – моторная. Выражается в отсутствии речевой функции. Несмотря на трудности общения, человек узнает родственников и понимает обращения.
- Сенсорная. Человек не понимает обращенную речь, что вызвано органическим поражением центра, отвечающего за звуковые анализы устной речи.
- Семантическая. Больной понимает простые обращения и высказывания, однако остаются трудности с понимаем сложных речей.
- Амнестическая. Человеку трудно называть предметы, однако повторные, диалогические, спонтанные речевые функции не нарушены.
Скорректировать подобные нарушения функции речи, которые пропадают после инсульта, можно специальными реабилитационными мероприятиями: педагогическими, психологическими, социальными.
Причины нарушения речи при инсульте
Расстройство речи после приступа (инсульта) обусловлено поражением соответствующих областей головного мозга. Например, если произошел ишемический инсульт, нарушается кровообращение в органе, а при геморрагическом возникает локальное кровоизлияние.
Подобные патологические изменения вызывают гибель клеток в речевом центре или прекращение передачи нервных импульсов от коры органа к голосовому аппарату. Насколько выраженными будут речевые изменения, зависит от отдела и обширности поражения головного мозга.
Как восстановить речь после инсульта
Перед тем, как восстанавливать речь после ишемического или геморрагического инсульта, врач проводит комплексную диагностику, по результатам которой оценивает состояние компонентов речи больного:
- определяет, насколько человек понимает обращения окружающих, включая сложные лексико-грамматические конструкции, каков объем восприятия слов на слух;
- насколько правильно больной строит свои высказывания;
- имеются или отсутствуют дефекты внутренней речи, трудности в формулировке высказываний;
- насколько полно человек контролирует свою речь.
По результатам проведенной диагностики врач определяет методику коррекции нарушений, например, с помощью логопедических занятий или практических упражнений. Не нужно надеяться, что добиться восстановления речи можно будет за короткий срок. В большинстве случаев требуется комплексная терапия с применением нескольких методов.
Лекарственные средства
Геморрагический, ишемический инсульт требуют не только проведения логопедических и психологических занятий для коррекции нарушений, но и приема определенных препаратов, которые назначают на любом этапе восстановления:
- дегидратационных;
- нейрометаболических церебропротекторов;
- с рассасывающим действием;
- ангиопротекторов;
- витаминных средств;
- противосудорожных;
- гепатопротекторов;
- препаратов для регуляции эмоционального и поведенческого состояния.
Любое лекарственное средство назначают в индивидуальном порядке, с учетом особенностей нарушения речевой функции и степени изменений.
Занятия с логопедом
Что делать при потере речи после инсульта, подскажет логопед во время урока. В первую очередь врач определяет особенности нарушения функции, по которым в индивидуальном порядке составляет этапы восстановления. Логопедические упражнения в 30% случаев позволяют скорректировать выраженные расстройства уже к стадии выписки из отделения.
Далее занятия продолжают проводить в домашних условиях, но время от времени (каждый месяц или неделю) посещают специалиста для определения уровня восстановления речи. Достичь возвращения правильной речи можно, соблюдая следующие принципы реабилитации:
- систематическое наблюдение за реакцией на громкие и тихие звуки, голоса;
- постепенное повышение речевой нагрузки в процессе уроков;
- обучение произношению, наблюдая за тем, как человек понимает смысл произносимых речевых конструкций;
- больший уклон на то, что интересно больному, учет его пожеланий;
- использование музыкальных приемов, например, изучение названий, слов во время подпевания любимой песни;
- сочетание устной речи с рисованием: при невозможности произнести какое-либо слово, больной может нарисовать, что оно означает.
После того, как человек будет в состоянии произносить отдельные слова, хотя бы минимальный объем, можно изучать скороговорки для развития речи.
Специальные упражнения
Чтобы нормализовать разговорную функцию, родным рекомендуется проводить с больным упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях. Сразу нужно понимать, что входящие в комплекс упражнения для человека, перенесшего инсульт, будут даваться очень сложно.
Итак, примерный комплекс речевой гимнастики, которая поможет восстановить речь у взрослого:
- сложить губы в трубочку, после вернув в исходную позу, стараться удержаться в обоих положениях по 5 секунд;
- верхней губой захватить нижнюю, удержаться 5 секунд, после вернувшись в исходную позу (то же самое проделать с нижней губой, стараясь захватить верхнюю);
- высунуть язык как можно дальше, удержаться в такой позе 3 секунды;
- облизать верхнюю и нижнюю губу, двигаясь справа налево, потом наоборот;
- язык сложить в трубочку, высунуть и удержаться в такой позе 3 секунды.
В комплексе с речевыми нагрузками проводят тренировку письма.
Дополнительные методы восстановления
Назначают физиотерапевтические процедуры, среди которых – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, магнитотерапия, лазеротерапия, грязелечение, мануальная терапия.
Человеку, перенесшему инсульт, показано правильное питание с включением в рацион растительного масла, морепродуктов, овощей и фруктов, которые включают клетчатку и фолиевую кислоту. Важно урегулировать питьевой режим, выпивая в день не меньше 2 л. жидкости.
Из рациона убирают животный жир, копчености, острую, жареную, маринованную, кондитерскую пищу. Ограничивают до минимума соль, крепкий чай и кофе. Под запретом – спиртное.
Не менее эффективна народная медицина. Например, для приготовления отваров и настоев можно задействовать зверобой, чабрец, землянику, календулу, можжевельник. Такие средства помогают повысить защитную функцию организма, нормализовать деятельность сосудов в головном мозге.
Оперативное вмешательство
Полностью восстановить речь методом оперативного вмешательства невозможно, хоть и существует методика, которую используют крайне редко и при неэффективности иных способов лечения. Это – операция, в ходе которой нейрохирург создает мост, соединяющий речевую область и область, которая не повредилась во время приступа.
Терапевтический эффект от операции имеет слабую выраженность, речь может восстановиться не в полном объеме и, поэтому, ее назначают не часто.
Массаж
Нарушение речи после инсульта можно восстановить методом массажа. Применяют поглаживания, растирания, разминания, легкие постукивания, поколачивания. Начинают манипуляции с шейного отдела, постепенно двигаясь к нижним конечностям.
Прохождение систематических курсов массажа помогает устранить мышечное напряжение, нормализовать кровообращение. Важно довериться в данном вопросе квалифицированному врачу.
Лечение стволовыми клетками
Вернуть речь после инсульта помогает терапия стволовыми клетками. Важно начать таковую как можно раньше. Сразу после стабилизации состояния (в течение первого месяца после приступа) у человека берут образец жировой ткани для выделения и выращивания клеток. Период выращивания – 1-1,5 месяца.
По истечении данного времени больному вливают в кровь полученную суспензию методом капельного введения. Первые положительные изменения можно наблюдать по истечении 2 месяцев.
Роботизированные манипуляторы
В последние годы хорошо зарекомендовали себя роботизированные манипуляторы – специально созданные приспособления, которые помогают ускорить восстановление и устранить нарушения после инсульта. Один из таковых – робо-рука, построенная по принципу экзоскелета.
Особенности работы всех робо-рук одинаковый: при невозможности человеком выполнять определенные движения, автоматически подключается электропривод робо-руки, которая помогает дотянуть конечность больного до определенного предмета.
Соответствующие исследования подтвердили, что за счет применения роботизированной руки большинству больных удалось восстановить и пораженную область мозга, которая ответственна за речевую функцию.
Сколько восстанавливается речь
Насколько быстро можно будет восстановить функцию, и каков прогноз потери речи, зависит от уровня патологических изменений в головном мозге. На период выздоровления влияет и быстрота обучения, особенности реабилитационного периода.
Примерные сроки восстановления можно пометить в таблицу:
Вид приступа и наличие последствий | Срок выздоровления |
По ишемическому типу: минимальные неврологические дефекты, включая изменения в речевой функции | Полная реабилитация спустя 2-3 месяца |
По ишемическому или геморрагическому типу: выраженные неврологические изменения, стойкий дефицит речевой функции | Полная реабилитация спустя несколько лет, а иногда и больше |
По ишемическому или геморрагическому типу: тяжелые неврологические изменения, полная потеря речи, паралич одной стороны туловища | Полная реабилитация невозможна |
По статистике, чаще возможно полное восстановление речи при ишемическом инсульте. Более длительное восстановление функции наблюдается у лиц, перенесших геморрагический приступ.
Если не удалось избежать инсульта, не нужно отчаиваться и опускать руки. Большое значение в выздоровлении имеет настрой человека. Научно доказано, что положительное отношение к проблеме и желание вернуть утраченные функции в разы быстрее помогает полностью выздороветь.
Видео инструкция по восстановлению речи
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Источник