Инсульт мероприятие для детей

Инсульт мероприятие для детей thumbnail

Конспект внеклассного мероприятия

«Мы выбираем здоровье»

hello_html_3b2dc522.jpg

Цели:

  1. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

  2. Обобщать знания детей о здоровом образе жизни, подвести к осознанию, что заботиться о своем здоровье может и должен каждый человек.

  3. Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья, дать представление о болезни – инсульт.

  4. Развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас.

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы говорим «Здравствуйте», а это значит, что мы друг другу желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (ответы детей). Правильно, ЗДОРОВЬЕ для человека – самая главная ценность. Его не купишь ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете реализоваться в современном мире.

Открытие темы и цели занятия.


– Ребята, ответьте на вопрос: Что на свете дороже всего? (Здоровье)
– Почему вы так считаете? (ответы учащихся).
– Как вы думаете, о чем мы будет говорить на нашем занятии? Правильно, о здоровье. А что именно нам следует узнать? (ответы детей).
Учитель: Молодцы! Правильно!

Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой,
Как воздух нужны.
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика. В общем, сама красота!
Здоровье своё бережём с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед!
Учитель: Что помогает нам оставаться сильными, крепкими, бодрыми? (Спорт.)


– Ещё в Древней Греции на высокой скале были высечены слова: «Если хочешь быть сильным – бегай! Если хочешь быть красивым – бегай! Если хочешь быть умным – бегай!»

– Как вы понимаете эти слова? (Люди, которые заботятся о своём здоровье, должны вести активный образ жизни, заниматься спортом, тогда они будут непобедимыми, умными, красивыми.)

Правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто постоянно живёт по этим правилам, а не следует им от случая к случаю. О таком человеке говорят: «Он ведёт здоровый образ жизни».

А как вы понимаете, что такое «здоровый образ жизни»? Из чего он складывается? (работа с таблицей).hello_html_40176ab4.png

hello_html_63764df3.jpg

Учитель: Ребята, мы с вами узнали, что одним из составляющих «здорового образа жизни», является двигательная активность. Сказали о том, что спорт – это здоровье. Давайте, сейчас покажем какие мы ловкие, смелые, умелые.

Физминутка : hello_html_m14a53b40.jpg

Движенье – это здоровье,

Движенье – это жизнь!

Не ленись – потянись.

Ставим дружно ноги врозь.

Три наклона вниз,

На четвёртый выпрямись.

Раз – направо, два – налево.

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

hello_html_m330d2a1b.jpg

Итак, физическая нагрузка необходима для организма. Но упражнения приносят пользу в том случае, если они включены в режим дня и выполняются систематически.

Учитель: Но, ребята, очень часто так бывает, что люди хорошо знают правила сохранения и укрепления здоровья, но почти никогда их не выполняют. Как вы думаете, будут эти люди здоровы? (ответы детей). И тогда люди начинают болеть. Наше государство заботится о здоровье своих граждан, и поэтому 2015 г. объявлен Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, годом борьбы с сердечно – сосудистыми заболеваниями.

hello_html_m3ddfe640.jpg

Сегодня 29 октября отмечается Всемирный день борьбы с инсультом. По всему миру проходят мероприятия, которые помогают людям лучше узнать, что такое инсульт и почему так важно с ним бороться.

Дети тоже могут защитить взрослых, главное – чтобы Вы знали, как?! Именно об этом мы сейчас поговорим!

У человека главным органом является – головной мозг! Он дает команды нашему сердцу работать, рукам и ногам двигаться, легким дышать. Но как любой другой орган он может жить, только если его питает кровь. А когда кровь перестает поступать к головному мозгу, его клеточки начинают умирать и возникает – инсульт.

Итак, инсульт – это острое нарушение мозгового кровообращения.

hello_html_3a7db81.pnghello_html_59ff6743.jpg

Инсульт – одна из лидирующих причин смертности. Каждые 2 сек. в мире происходит инсульт, каждые 10 сек. человек умирает.

Причем болезнь может поразить как пожилого, так и молодого и даже ребенка.

Для того чтобы снизить количество инсультов, важно знать его первые признаки и, чтобы их определить, есть простой тест.

  1. «У» – улыбнуться – Попросите человека улыбнуться.

Первый признак инсульта – он не сможет этого сделать обоими уголками рта, улыбка получится кривой.

  1. «З» – заговорить – Попросите сказать простое предложение, например «сегодня хорошая погода».

Второй признак инсульта – речь будет замедленна, человек может не вспомнить текст или произнести предложение.

  1. «П» – поднять – Попросите поднять обе руки.

Третий признак инсульта – он не сможет или только частично сможет поднять руки.

«Р» –  решение.  – Если у человека возникнут проблемы даже при выполнении одного из этих заданий – звони в скорую помощь!!!!

У врача есть только 4,5 часа, чтобы спасти жизнь больного.

hello_html_m177728cc.jpg

Как же избежать инсульта?!!!

  1. Уделять внимание физическим нагрузкам, не менее 30мин в день!

2. Правильно питаться!

3. Избегать вредных привычек:

– курение

– переедание

– употребление алкоголя и др.

4.Спать не менее 8 часов в день.

5.Контролировать артериальное давление, сердечный ритм и уровень холестерина.hello_html_m2cacf93.png

hello_html_m17b8a674.png

hello_html_m785ffc.png

Помни «Ваше здоровье в Ваших руках!»

Итог.

Учитель: Ребята, вы помните сказку В.Катаева «Цветик – семицветик»? В ней рассказывается о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать лепесток, подбросить его вверх и сказать волшебные слова, как тотчас же любое желание исполнялось. Когда у Жени остался последний лепесток, она увидела грустного мальчика Витю, у которого болела нога, и который поэтому не мог бегать и играть с другими детьми. Жене стало его жалко, она оторвала последний лепесток и загадала, чтобы Витя выздоровел. И Витя стал здоровым. На этом сказка кончается.

Давайте и мы представим, что Волшебница и нам подарила цветок, но не простой, а волшебный цветок здоровья. Как бы он выглядел? (На доске открывается цветок, дети по очереди отрывают лепестки, переворачивают и читают то, что написано на обратной стороне лепестков.)

•Здоровье – это красота.
•Здоровье – это сила и ум.
•Здоровье – это самое большое богатство.
•Здоровье – это то, что нужно беречь.
•Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным.
•Здоровье – это долгая счастливая жизнь.
•Здоровье – это когда ты весел, и у тебя всё получается.

Учитель: Что же нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей). Правильно, необходимо хотеть и уметь заботиться о своём здоровье.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго,

Грустить и петь, смеяться и любить,

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

hello_html_42b092d2.jpg

Источник

Ольга Маслова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Инсульт: симптомы и первая помощь»

Конспект НОД по познавательному развитию в

подготовительной к школе группе

Тема:«Инсульт: симптомы и первая помощь

Разработала: Маслова О. Н.

2017 г.

Цель:

Организация работы по профилактике хронических неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей.

Задачи:

1 Формирование способностей к распознаванию симптомов заболевания- инсульт.

2 Содействие формированию элементарных навыков оказания первой доврачебной помощи при инсульте.

3Вовлечение родителей в совместную практическую деятельность: «Оказание первой, доврачебной помощи».

4 Воспитание потребности в ЗОЖ.

Предварительная работа:

Беседа о внутренних органах (рассматривание иллюстраций о строении головного мозга, подготовка памяток для родителей.

Способы:

1 Беседа о значении головного мозга.

2 Компьютерная презентации- «Инсульт: симптомы и первая помощь

3 Игровое упражнение «Определи признаки инсульта».

4 Зарисовка признаков инсульта.

5 Практическое задание по оказанию первой доврачебной помощи.

6Рефлексия.

Средства: Простые карандаши, листы бумаги, фото больных, телефон, подушка, тазик, кукла, зеркала.

Ход занятия.

3 сл. Сегодня я хочу поговорить с вами о головном мозге. Один из самых главных органов человека — мозг. Он как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. В него, как по проводам, приходят сообщения отвсех органов чувств и от всех внутренних органов; сердца, легких, желудка, почек и других,а он отдает приказы всему организму, как реагировать на эти сигналы. В мозгу хранится память обо всем,что с вами было, что узнали, чему научились.

А где находится мозг?

Определенный участок головного мозга регулирует работу того или иного органа. Мозг помогает человеку быть человеком. Думать. Ходить. Делать разную работу.

Нашему мозгу нужна еда. Как вы думаете чем питается наш мозг (Ответы детей)

Как кислород поступает к мозгу? (Ответы детей).(Помощь родителей).

4 сл. Коварным и опасным врагом головного мозга является болезнь- инсульт. Причиной инсульта является недостаток кислорода в сосудах головного мозга. Мозгу нечем питаться и клетки головного мозга умирают.

Инсульт – это настоящая катастрофа, которая может привести к смерти. Он получается из-за нарушения кровообращения в головном мозге, и его надо восстановить так быстро, как это возможно.

5 сл Развитие тяжелых последствий инсульта можно предотвратить. Какие последствия могут быть? (Ответы детей).Чтобы этого не случилось-необходимо срочно вызвать скорую и доставить человека в больницу. Время здесь бесценно.

Как же вести себя в подобной ситуации и можно ли узнать, что чело веку грозит опасность? Внимательность еще никому не мешала. Если вовремя разгадать «язык тела» и заметить признаки подступающего приступа, можно спасти человеку жизнь.

6 сл. Посмотрите, какие есть сигналы тела которые говорят о приближении приступа инсульта.

1 Возьмите зеркало, посмотрите на себя, обратите внимание на свою улыбку, видите, ротик у вас красивый, улыбка ровная. Положите зеркала и посмотрите на эту картинку. Что вы видите? Да, уголок рта опущен, улыбка не получилось. Это значит,что у человека возможно- инсульт.

2 Поднимите ваши руки вверх, в стороны. Ваши руки работают дружно. У человека перенесшего приступ инсульта рука не поднимается вовсе или поднимается чуть-чуть. И этот признак говорит о том, что у человека возможно приступ инсульта.

3 Давайте спросим родителей. Как выдумаете, что означает эта картинка? Нарушение речи, непонимание больным произнесенных слов.

4 Резкая сильная головная боль.

5 Нарушение зрения вплоть до кратковременной слепоты.

Конечно не все эти признаки можно заметить со стороны, но если проявить внимательность, то инсульт сам себя выдаст.

7 сл. Так существует несколько приемов, известных как УЗП

8 сл У- Улыбка. Попросите человека улыбнуться. Улыбнитесь друг другу.

Если улыбка получится кривой и неестественной значит у человека приступ инсульта. Один уголок рта останется неподвижным, потому как половина тела откажет.

9 сл. З- Заговорить. Скажите как вас зовут? Если речь человека стала неразборчивой, он произносит несвязные по смыслу слова,значит он перенес приступ инсульта.

10 сл. П-поднять руки. Если у человека инсульт, то он не сможет поднять обе руки на один уровень-рука на пораженной части тела или не двинется, или будет значительно ниже второй. Человеку срочно нужна помощь.

11 сл Еще раз вспомним признаки инсульта. (Ответы детей).

Попробуйте зарисовать их. Рисуют признаки инсульта.

Давайте проверим как вы запомнили признаки инсульта. На столе лежат картинки, возьмите одну. Присаживайтесь на свое место и внимательно рассмотрите картинку. Определите какой признак изображен на картинке.

А сейчас встанут те у кого такой же признак что и на слайде? Какой это признак (Ответы детей)

12 сл. 1 Сильная головная боль.

13 сл. 2 Кривая, неестественная улыбка.

14сл. 3Не может поднять руки на один уровень.

15сл. При малейшем подозрении необходимо принять срочные меры. Первым делом нужно попросить кого-то вызвать скорую помощь, а самому заняться больным.

Что нужно предпринять дальше расскажет вам Ольга Валентиновна.

(представляю)

Действия, которые необходимо предпринять в случае инсульта:

17 сл. 1 Если больной находится в сознании, его необходимо уложить на жесткую кровать или на пол,подложив под голову подушку или куртку,чтобы голова и плечи располагались чуть выше тела. Таким образом, вы снизите кровяное давление в головном мозге и поспособствуете частичному оттоку крови.

2Если инсульт случился вовремя еды, человека начало тошнить, переверните его на бок, предложите тазик или пакет.

Не передвигайте больного до приезда кареты скорой помощи и не позволяйте ему ходить.

18 сл. 3 Проследите,чтобы человек мог свободно дышать (снимите галстук, шарф, расстегните рубашку, ослабьте пояс на брюках). Если вы находитесь в помещении, откройте окна, чтобы впустить свежий воздух.

19 сл. 4 Измерьте больному давление. При значениях от 140/90,дайте ему выпить его лекарство от гипертонии. Если это невозможно, опустите ноги больного в таз с теплой водой или обложите бутылками с теплой водой 40-45 градусов.

20 сл. 5 Если человек потерял сознание и не дышит, необходимо провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

6 Если вы помогаете незнакомому человеку,не давайте больному никаких лекарств до приезда скорой помощи, Вы можете быть уверены, что даете ему спасительную пилюлю,которая не раз выручала вас в подобных ситуациях, а у человека может быть аллергия на тот или иной компонент лекарства.

7Говорите с пострадавшим спокойным подбадривающим тоном- очень важно успокоить его, потому что паника в подобной ситуации может лишь усугубить проблему. Не показывайте пострадавшему, что вы напуганы или сильно взволнованы, даже если это так.

21 сл 8 Когда приедет бригада скорой помощи, постарайтесь рассказать как можно больше симптомов, что произошло. Чем дольше не будет оказываться профессиональная медицинская помощь, тем дольше мозг будет оставаться без кислорода, а, следовательно, будут отказывать определенные его участки. Если больному вовремя не помочь, он может навсегда разучиться говорить, глотать, моргать или даже умереть.

22сл. Предлагаю вам провести учения по оказанию первой доврачебной помощи. Действия детей и родителей.

Инсульт – это чрезвычайно опасное для жизни явление, и от того, насколько быстро вы среагируете и окажете первую помощь, будет зависеть дальнейшая судьба пострадавшего. Знания об оказании первой помощи при инсульте пригодятся не только, если рядом с вами живут пожилые люди – быть может, вам удастся спасти жизнь совершенно незнакомого прохожего на улице… Очень важно знать, что инсульт можно избежать.

23 сл Как вы думаете, что нужно делать чтобы избежать приступа инсульта? Ответы детей. Привлечение родителей.

Рефлексия.

24 сл. Чему вы научились? Что нового узнали?

А чтобы вы не забыли, я вам каждому дам такую памятку. Возьмете домой, мамам и папам расскажите о том, что узнали.

Источник

Инсульт у детей представляет собой внезапно развивающееся нарушение мозгового кровообращения в результате окклюзии или разрыва церебральных или прецеребральных артерий (сонных и/или позвоночных), при котором возникает повреждение вещества мозга и острое нарушение его функций.

Особенности инсульта у детей

На сегодняшний день специалисты отмечают увеличение заболеваемости острыми цереброваскулярными заболеваниями и ростом числа инсультов в детском возрасте.

Наиболее часто инсульты развиваются у малышей:

– во внутриутробном периоде – фетальный инсульт;

– перинатальный инсульт, который развивается у ребенка в период от тридцатой недели гестационного возраста до первых 28 дней жизни (у новорожденных).

По статистике эти виды инсультов встречаются – 1 случай на 4000 младенцев, рожденных живыми.

Это связано с учащением возникновения:

  • тяжелых внутриутробных инфекций с поражением церебральных сосудов плода;
  • различных патологий во время беременности;
  • выраженной фетоплацентарной недостаточностью с тяжелой внутриутробной гипоксией плода;
  • патологических родов;
  • врожденных аномалий сосудов и сердечнососудистой системы;
  • патологических состояний, которые сопровождаются внутрисосудистым тромбообразованием.

Значительно реже диагностируют острое нарушение кровообращения в церебральных сосудах у детей всех возрастных групп от месяца и до подросткового периода – ювенильный или детский инсульт, составляющий от 2 до 5 случаев на 100 000 детей.

Причины возникновения острого нарушения сосудов головного мозга у детей отличаются от этиологических факторов, вызывающих развитие инсультов у взрослых пациентов (атеросклероз и гипертоническая болезнь).

К ним относятся:

  • прогрессирующие сердечно-сосудистые заболевания: ревмокардиты, врожденные и приобретенные пороки сердца, бактериальные эндокардиты, тяжелые аритмии;
  • наследственные аномалии церебральных сосудов (аневризмы) и приобретенные васкулиты;
  • тяжелая эндокринная патология  и стойкие нарушения обмена веществ;
  • менингиты и менингоэнцефалиты;
  • необластические процессы (лейкозы, опухоли мозга);
  • первичная артериальная гипертензия (чаще у подростков);
  • травмы головы на фоне врожденных пороков сосудов;
  • выраженные и длительные спазмы артерий мозга (мигренозный статус, частые  приступы мигрени).

Ювенильные инсульты отличаются от острых нарушений мозгового кровообращения у взрослых:

1)   у детей чаще возникают геморрагические инсульты;

  • особенностями клинических проявлений ювенильных инсультов являются – локальные неврологические симптомы, которые значительно преобладают над общей мозговой симптоматикой;
  • сложностью диагностики:
  • у новорожденных и у детей до года в связи с отсутствием явных признаков или симптомов инсульта;
  • редким их развитием у детей старшего возраста;
  • частым формированием микроинсультов или лакунарных инфарктов мозга с минимальной очаговой симптоматикой;
  • особенностями лечения, прогнозом и последствиями – при своевременной диагностике и терапии инсульта регресс неврологических нарушений у детей происходит значительно быстрее в связи с хорошей нейропластичностью (способности к восстановлению структуры и функций) нейронов головного мозга.

Виды нарушения кровоснабжения

Морфологически и клинически выделяют следующие виды инсультов:

  • Ишемический инсульт у детей (серое размягчение мозга):
  • тромботический (тромбоэмболический) инфаркт мозга;
  • инсульт по типу гемореологической микроокклюзии;
  • глубинный мелкоочаговый (лакунарный) инфаркт мозга;
  • гемодинамический ишемический инсульт;
  • Геморрагический инсульт (кровоизлияние в мозг):

1)  кровоизлияние в вещество мозга (внутримозговое или паренхиматозное);

2)  излитие крови под оболочки мозга:

  • при субарахноидальном кровоизлиянии гематома расположена между паутинной и мягкой (глубокой) оболочкой головного мозга;
  • эпидуральное кровоизлияние локализовано между черепной коробкой и твердой оболочкой мозга;
  • субдуральное кровоизлияние – гематома расположена в пространстве между паутинной и твердой (поверхностной) оболочкой мозга;
  • внутрижелудочковое (вентрикулярное) кровоизлияние.
  • Смешанные инсульты (красное размягчение мозга) – патологическое состояние, при котором ишемический инсульт осложняется множественными кровоизлияниями: это заболевание встречается достаточно редко, но отличается сложностью диагностики и серьезным прогнозом для здоровья и жизни.

Причины развития

– внутриутробного (пренатального) и перинатального инсульта

Эти виды инсультов у малышей развиваются в 25 раз чаще, чем у детей всех остальных возрастных групп.

Перинатальные инсульты развиваются в связи с разрывом или окклюзией сосудов головного мозга или позвоночных артерий в результате:

  • тяжелых перинатальных черепно-мозговых травм;
  • родовых травм шейного отдела позвоночника со значительной компрессией    позвоночных артерий
  • тяжелых внутриутробных инфекций плода и новорожденного;
  • сложных врожденных пороков сердца;
  • аплазии, гипоплазии или окклюзии церебральных сосудов;
  • разрыва аневризм мозговых артерий или артериовенозных мальформаций;
  • нейроинфекций (перинатального менингита, менингоэнцефалита);
  • гиперкоагуляциями различного генеза.

Факторами риска развития перинатального или фетального инсульта являются:

  • тяжелые роды (стремительные или затяжные роды,  неправильные акушерские вмешательства, несоответствие размеров головки новорожденного и родовых путей матери);
  • патологическая беременность (недоношенная, переношенная, тяжелые гестозы, серьезные инфекционно-токсические заболевания, сепсис, фетоплацентарная недостаточность);
  • реализация внутриутробных инфекций (хламидиоз, токсоплазмоз, краснуха, гепатит) с поражением церебральных сосудов или развитием нейроинфекции;
  • внутриутробная гипотрофия или гипоксия плода.

 – геморрагического инсульта

Геморрагический инсульт в детском возрасте происходит в связи с разрывом церебральных сосудов, возникновением кровоизлияний в вещество мозга (паренхиматозные геморрагические инсульты), в желудочки и/или под оболочки мозга.

В педиатрии это в большинстве случаев связано:

1)  с неправильным внутриутробным развитием артерий мозга:

  • наличием артериовенозных мальформаций (аномальным соединением артерий и вен головного мозга или прецеребральных артерий);
  • аневризмами (врожденными аномальными расширениями с нарушениями структуры стенки внутримозговых артерий с их истончением): многокамерные, мешотчатые или веретенообразные аневризмы, патологическая извитость сосудов;

2) с ослаблением или приобретенными нарушениями структуры сосудистой стенки:

  • воспаления и токсические поражения сосудов (ревматизм, гепатиты, хламидиоз, детские инфекции, туберкулез);
  • перенесенные инфекционно-токсические поражения мозга;
  • сахарный диабет, метаболические заболевания;
  • опухолями головного мозга.

3) травмами головы.

 – ишемического инсульта

Ишемические инсульты обычно развиваются в результате закупорки артерии тромбом или эмболом,

которые возникают на фоне тяжелых заболеваний:

  • болезней сердца (врожденные или приобретенные пороки сердца, ревматические кардиты, аритмии, миокардиодистрофии, миксомы предсердий, бактериальный эндокардит);
  • заболеваний крови, которые сопровождаются расстройствами свертываемости крови (протромботическими расстройствами) при геморрагических диатезах, серповидно-клеточной анемии, гемофилии, тромбоцитопенической пурпуры;
  • инфекционно-токсических и воспалительных заболеваний мозга (менингит, энцефалит);
  • васкулитов (вирусной, бактериальной или инфекционно-аллергической природы);
  • аутоиммунных заболеваний;
  • опухолей мозга, лейкозов;
  • эндокринных заболеваний и тяжелых метаболических патологий;
  • оперативных вмешательств на сердце и головном мозге;
  • длительных спазмов сосудов головного мозга (мигрень с аурой).

Симптомы и признаки

Все клинические проявления детских инсультов в большинстве случаев не отличаются от типичных признаков инфаркта мозга или геморрагического инсульта взрослых, но их диагностика затруднена, особенно у детей раннего возраста. Малыши не могут четко описать свои ощущения, а родители и родственники зачастую не обращают должного внимания на появление у ребенка неврологических симптомов. Кроме того, многие практикующие врачи – педиатры, семейные врачи и детские неврологи и на сегодняшний день не могут утвердительно ответить на вопрос: «бывает ли инсульт у детей?».

Поэтому детский инсульт диагностируется поздно или не устанавливается, а все клинические симптомы болезни объясняются другими причинами – от переутомления ребенка до нейроинфекций невыясненной этиологии.

Также отмечается больше случаев лакунарных или глубоких мелкоочаговых инсультов с поражением мелких пенетрирующих мозговых артерий, которые сопровождаются проявлением изолированных клинических синдромов – моторного и сенсорного инсульта без проявления общей мозговой симптоматики.

Клиническими проявлениями ювенильных инсультов являются:

  • внезапные временные затруднения или потеря речи (афатический вариант) при поражении речевого центра, многословная и/или бессвязная речь, отсутствие понимания малышом обращенной речи окружающих и своей;
  • слабость верхней или нижней конечности (гемипарез или гемиплегия) и/или бесчувственность и асимметрия лица, при этом ребенок старается не использовать одну руку, может отмечаться внезапная хромота, слабость в ноге, болевой синдром;
  • внезапные нарушения координации движений, головокружения, которые малыш может не замечать;
  • резкое ухудшение зрения, чаще на один глаз;
  • потеря слуха, шум в ушах;
  • внезапные изменения настроения, поведения, характера, памяти или умственных способностей ребенка;
  • острая беспричинная головная боль, длительная головная боль, повышение температуры тела до высоких цифр (при обширных инсультах или поражении центров терморегуляции);
  • судороги, тики;
  • нарушение контроля работы мочевого пузыря и/или кишечника – недержание мочи или кала (энурез, энкопрез).

Симптомы перинатальных инсультов появляются сразу после рождения или в первые три дня.

Для них характерна следующая симптоматика:

  • общее возбуждение, постоянный, часто монотонный крик, нарушение сна или наоборот вялость, апатия ребенка;
  • бурная реакция на любые раздражители, звуки;
  • срыгивания, нарушения сосания и глотания;
  • повышенная судорожная готовность, напряжения затылочных мышц;
  • снижение тонуса конечностей или стойкий гипертонус мышц;
  • внезапное возникновение и прогрессирование косоглазия.

Первая помощь

При появлении у ребенка любых внезапно возникающих клинических проявлений детского инсульта необходимо:

  • уложить ребенка на спину с приподнятым головным концом  на 20-30 сантиметров (высокие подушки), чтобы избежать развития и прогрессирования отека головного мозга;
  • открыть окно или форточку для притока свежего воздуха;
  • снять с ребенка всю стесняющую одежду, снять пояс, ремень и расстегнуть воротничок рубашки, блузки или платья;
  • при рвоте и судорогах повернуть голову на бок, очистить от слизи или рвотных масс ротовую полость;
  • незамедлительно вызвать врача или бригаду «скорой помощи»;
  • при остановке дыхания или кровообращения (при обширных инсультах) – начать проведения реанимационных мероприятий.

Для диагностики и назначения адекватного лечения ребенок должен быть госпитализирован в неврологическое отделение детской профильной больницы или в детское отделение непрофильной больницы, как можно скорее после появления первых симптомов развития инсульта для оказания специализированной помощи.

Диагностика

Диагностика ин­сультов у детей любого возраста крайне затруднена, особенно в острой стадии заболевания. Необходимо полное комплекс­ное обследование пациента:

  • клинический и биохимический анализ крови, коагулограмма;
  • ЭЭГ (электроэнцефалографическое обследование);
  • МРТ и КТ головного мозга;
  • компьютерная реоэнцефалография;
  • ангио – и флебография церебральных и позвоночных сосудов;
  • спиральная компьютерная томография церебральных сосудов;
  • доплерография или рентгенография конкретных артерий;
  • нейросоннография (УЗИ головного мозга и его структур через открытый большой родничок у детей до года);
  • ЭхоЭГ (эхоэнцефалография);
  • спинномозговая пункция (при необходимости).

Лечение инсульта у детей

При появлении первых признаков ювенильного инсульта необходимо незамедлительное назначение терапии (в первые три – шесть часов от начала острого нарушения кровообращения) в связи с быстрым поражением клеток мозга – при массивной их гибели  последствия часто необратимы.
На первом этапе стационарной помощи определяется вид и причина инсульта, проводится устранение жизненно опасных симптомов, способствующих прогрессированию заболевания (повышенное давление, отек мозга, нарушения сердечной деятельности и метаболических нарушений) – базисная терапия.

При выраженном болевом синдроме назначаются обезболивающие препараты (промедол или морфин), антиконвульсанты (седуксен, изобутират натрия) – при судорожном синдроме, антиоксиданты, ноотропы (нейропротекторы для восстановления нейронов).

Специфическое лечение зависит от вида инсульта – ишемический или геморрагический.
После стабилизации состояния назначаются физиопроцедуры, лечебный массаж, ЛФК, занятия с логопедом и психологом, проводится профилактика осложнений (пневмонии и пролежней).

Осложнения и последствия

Повреждение тканей мозга в результате инсульта в детском возрасте могут приобретать осложненное течение и/или приводят к тяжелым последствиям:

  • параличам или парезам, чаще с одной стороны тела, противоположной локализации очага инсульта;
  • стойким нарушениям речи;
  • психологическим трудностям (изменениям настроения, поведения, характера);
  • формированию умственной отсталости;
  • стойким нарушениям координации движений;
  • нарушениям функционирования тазовых органов (кишечника и/или мочевого пузыря);
  • развитию детского церебрального паралича;
  • потере зрения или слуха;
  • проблемам с коммуникацией.

Своевременная диагностика и лечение детских инсультов достаточно часто приводят к постепенному восстановлению нарушенных функций головного мозга и минимальным последствиям данного заболевания, что связано с продолжающейся дифференцировкой и способности к восстановлению структуры  и функции нейронов и нарушенных между ними связей.

Большое значение имеет настрой и психологическая поддержка родителей, полные курсы реабилитации, что часто требует больших психологических и финансовых затрат.

Прогноз

Прогноз для здоровья и жизни после перенесенного инсульта у детей зависит от вида, течения заболевания, размера и локализации очага, своевременности и адекватности назначенного лечения и объема реабилитационных мероприятий. Он более благоприятный при лакунарных или мелкоочаговых внутримозговых инсультах по сравнению с инсультами у пациентов зрелого и пожилого возраста, что связано с нейропластичностью неповрежденных нервных клеток – способностью выполнять функции погибших нейронов, созданием новых нервных путей.

При обширных, стволовых, мозжечковых инсультах, особенно у подростков или на фоне тяжелой фоновой патологии – прогноз неблагоприятный (летальный исход составляет от 5 до 16 %), в большинстве случаев формируется стойкая инвалидность, полное восстановление функций – в 5% случаев.

Реабилитация

Реабилитация после инсульта у детей должна начинаться как можно раньше. После оценки всех неврологических расстройств, тяжести заболевания рассматривается вероятность проведения ранних реабилитационных мероприятий. Они выполняются по индивидуальному плану в специальных реабилитационных отделениях (центрах) и/ или на дому. Родителей необходимо ставить в известность о длительности реабилитационного периода, индивидуальных особенностях его течения и необходимости психологической поддержки ребенка.

Источник