Инфаркт отдых на море

Инфаркт отдых на море thumbnail

Всегда ли это так опасно? Может ли от отпуска на море при больном сердце или сосудах быть польза? Или только вред?

Путешествовать хочется всем. И ласкового моря и солнышка тоже хочется. Но чем старше мы становимся, тем больше ограничений предъявляет нам собственный организм — то спать ему надо не меньше 8 часов, когда пару лет назад хватало и 5, то изжога от любимой еды настигает, а то сердечко начинает пошаливать, да голова на погоду реагировать.
Сердечно-сосудистые проблемы — бич нашего времени. А в нашей стране особенно, потому что мы мало того, неправильно питаемся, но еще и мало двигаемся.
Но от этого нам на море хочется не меньше. Появляются страхи — а как же жара, а как же перелет, а духота, а солнечная активность….
И все те же вопросы встают перед молодыми еще людьми, которые недугов пока не имеют, но решили отправить на отдых пожилых родителей.
Совсем нельзя? Дача и все? Если вы были когда-нибудь за границей, то видели какое количество немецких и английских бабушек и дедушек отдыхают на пляжах той же Испании.
И все они долетели туда на самолете, и все они, даже при очень хорошем уровне медицины, не юноши и девушки, все имеют целый букет хронических болячек. И при этом радуются жизни!
Испанцы доказали, что полчаса на солнышке — это профилактика и лечение сердечно-сосудистых болезней. Как это? Ведь первый совет врача — панамка на голову и в тень! И тут нет никаких противоречий. Солнце дарит нам тот самый жизненно необходимый для наших сосудов витамин D, который многие бабуси и дедуси помнят в виде рыбьего жира, так нелюбимого в детстве. Солнце — полезно! Только в определенных дозах и в определенное время. Испанские врачи это доказали. И, имея сердечно-сосудистые проблемы, можно находиться на солнышке. Только не на пляже в полдень в августе месяце! Тут и здоровый человек может до больничной койки дозагораться.

hard2
Не случайно же европейские пенсионеры предпочитают отдыхать в начале и в конце сезона, не только потому, что это дешевле (а это тоже важно!), но и потому, что солнце еще не так активно, нет такой духоты и жары, как в пик сезона. Утренняя прогулка, встреча солнышка, его проводы на закате — и необходимую дозу полезных веществ можно получить без вреда и с удовольствием!
А вот в августе, имея проблемы с сердцем и сосудами, лучше в жаркую Испанию не ехать, зачем платить максимальные деньги за то, что придется проводить большую часть дня в номере. Солнышка тут достаточно и в мае, и в сентябре!
Какие еще советы дают врачи? Во-первых, не забывать о диете. В Испании прекрасная возможность побаловать свое сердечко полезной пищей — овощами, рыбкой, другими морепродуктами, свежими фруктами, что лучше и сделать. Не стоит налегать на все сразу, даже если в гостинице «все включено».
Самыми опасными в плане обострения заболевания являются, как правило, первые 4 дня отдыха. Во-первых, перелет утомляет даже молодых и здоровых, во-вторых, с возрастом нам снова, как детям, требуется акклиматизация. Даже, приезжая на дачу, испытывая просто избыток кислорода по сравнению с городом, мы вдруг начинаем чувствовать себя не лучше, а хуже! Организм привыкает к новым условиям.
Море. Море — это чудо! Но, если больное сердце и нелады с сосудами, то купаться надо осторожно. Во-первых, никогда не входить в воду резко, как молодые иногда делают, прямо с разбега, забудьте, это в прошлом, во-вторых, чем больше разница температур воздуха и воды, тем осторожнее надо быть. И уж точно не надо испытывать свои возможности в способностях доплыть до буйков, даже если хочется доказать внукам, что есть еще порох в пороховницах. Спазм сосудов чреват многими проблемами, вплоть до потери сознания, что на глубине и далеко от берега — беда.
И такая беда недавно случилась в Испании с молодым человеком 18 лет! Он умер в море от инфаркта. Совсем юный. Но, если в 18 лет мы не всегда отдаем себе отчет в возможных проблемах со здоровьем, и иногда даже не знаем о них, а сердце тем и коварно, что не всегда выказывает проблемы, то уж в среднем и старшем возрасте рисковать совершенно не стоит. Тут уж точно «тише едешь, дальше будешь». Но это не значит, что обязательно надо ходить пешком. Если вы занимаетесь дома спортом, делаете зарядку, например, много ходите, то можно попробовать взять велосипед напрокат. Ничего страшного, если вам больше понравится устойчивый трехколесный. На нем не надо сохранять равновесие, а значит, можно передвигаться медленно, по набережной, вдоль моря, и сердечко получит необходимый ему минимум нагрузки, без лишнего напряжения.

hard3
И никогда не надо никого стесняться! Если здоровье позволяет плавать только на глубине «по колено» — так и делайте. Если вас смущают выступающие на ногах варикозные узлы — долой стеснение, в этом нет ничего плохого, наденьте шорты а дайте ногам подышать. Никто и никогда косо на вас не посмотрит, в Европе все относятся с пониманием к любым проблемам со здоровьем. Можете сидеть в линии прибоя на стульчике и поливать себя водичкой из детского ведерка, и никто не скажет, что «бабка на старости лет совсем ку-ку». У нас, увы, могут. Если считаете, что вам удобнее передвигаться в моторизированном кресле для инвалидов, даже если можете ходить самостоятельно — возьмите его напрокат! Помните, что никому нет никакого дела то того, что вам удобно, если это не нарушает общественный порядок, чужие права и закон.

Читайте также:  Инфаркт был 15 лет назад

А вот что реально беспокоит врачей, так это тромбоз от застоя крови в ногах, который может случиться в путешествии. Многие говорят, мол, из-за этого боятся лететь на самолете. Испанцы предупреждают, что дело не в виде транспорта, а в долгом нахождении в неподвижном состоянии, неважно, самолет это, поезд, машина ли. Просто в поезде обычно больше места, машину мы всегда можем остановить, чтобы размяться, а самолет не остановят, и салон там достаточно тесный, ноги устают и затекают быстро. Поэтому врачи рекомендуют хотя бы раз в полчаса вставать и делать несколько шагов по проходу. Не хочется в туалет — а сходите. Понятно, что неудобно, понятно, что иногда и соседей еще надо беспокоить, но ради здоровья — нужно. А если путешествуете с членом семьи, который страдает варикозным расширением вен, лишним весом, сосудистыми проблемами, то по возможности предоставьте ему место около прохода, чтобы можно было хотя бы встать и постоять несколько минут — «разогнать кровь». И, конечно же, перед перелетом и вообще, путешествием, лучше еще и еще раз проконсультироваться у врача о препаратах, которые необходимо во-первых, принять в дорогу, во-вторых, взять вообще в дорожную аптечку, в-третьих, положить в ручную кладь как можно ближе, чтобы можно было сразу же достать их по необходимости. Лучше заранее сказать тем, с кем вы летите, соседям по креслу или стюардессе, где лежат таблетки, и какая доза вам необходима.
Иногда врачи в целях профилактики тромбоза рекомендуют увеличить дозу препарата, предостерегающего образование тромбов, как пациенты его называют между собой, «разжижающего кровь». Не стоит также забывать, что обычная вода тоже может в этом помогать, поэтому не стоит стесняться попросить стюардессу принести лишний стаканчик минеральной воды.
И еще, — очень важный момент, — это страховка. Тут европейские бабушки и дедушки, да и не только они, но и более молодые пациенты с хроническими заболеваниями, имеют преимущества, единая для стран ЕС страховка избавляет их от ряда проблем. Нам же необходимо всегда оформлять страховой полюс.
Обратите на него особое внимание. Если еще о возрасте страхуемого многие страховые компании предупреждают, и сообщают о том, что после определенного возраста страховка обойдется дороже, то о том, что полюс может не покрывать обострения хронических болезней, сообщить забывают. А именно «хроника» и есть главная наша проблема с возрастом. Значит, надо не полениться и найти страховую компанию, которая сможет предоставить страховку, по которой окажут помощь даже в случае обострения хронического недуга. Это, пожалуй, самое сложное в подготовке к путешествию в не очень здоровом состоянии организма. Как ни грустно это звучит, но не стоит игнорировать такую опцию, как страховка от невыезда. Люди с сердечно-сосудистыми недугами не могут быть точно уверенными в том, что определенного числа не грянет магнитная буря, не подскачет давление, и они смогут спокойно вылететь на отдых. Зачем терять деньги, если можно получить их от страховой компании (внимательно читайте условия договора! Там тоже есть оговорки в пользу страховщиков) и поехать, когда состояние нормализуется.
А в остальном врачи не имеют железных аргументов против того, чтобы человек со слабым сердцем или сосудами ехал на море в Испанию. Просто каждый случай индивидуальный. Кому-то скажут — вам только дача, а кому-то дадут добро на поездку. Мы иногда сами себя заверяем в том, что ехать нам опасно, даже не спросив у врача и не попытавшись вникнуть подробнее в ситуацию.
Еще один совет — возьмите в поездку зонтик! Светлых тонов, для защиты от солнышка. Обязательно уделите внимание удобной, лучше ортопедической, обуви, ведь именно от неудобной обуви в жару часто возникают проблемы с сосудами ног. Купите себе в Испании веер, он тоже вас выручит, и будет сувенир на память. И как бы ни хотелось увидеть как можно больше интересных мест, не переоценивайте свои возможности. Не записывайтесь на экскурсии, где дорога займет больше двух часов, не отправляйтесь в дальние пешие походы, не карабкайтесь в горы, не ныряйте с аквалангом и не взмывайте в небо на воздушных шарах. Вот это уже будет опрометчиво, а неспешная прогулка по набережной, когда жара уже спала или еще не наступила, легкий салатик с только что пойманными креветками под небольшое количество красного вина (врачи Испании не запрещают, если чуть-чуть) — эта та самая радость, за которой мы обычно забываем, что у нас что-то болит. Не стоит себе в ней отказывать. А вот подготовку стоит провести со всей тщательностью.
И, если ваш лечащий доктор категорически против, возможно это не зависть, а реальные основания беспокоиться, подумайте об этом.
Кстати, о врачах. Нелишним будет узнать у доктора, как называются ваши постоянные лекарства в Испании, есть ли там аналоги, по рецептам ли они. Чтобы на случай необходимости заранее владеть информацией, ну и испанские препараты могут оказаться лучше наших, это, увы, проверенный факт, так что купить имеет смысл, а вот эксперименты с употреблением лучше проводить под строгим контролем доктора.

Читайте также:  Транспортировка больного инфарктом миокарда

Пусть ваше сердце получит от отпуска только порцию здоровья и удовольствия! И будет биться долго и счастливо.

Источник

Пациенты

с сердечно-сосудистыми

заболеваниями зачастую не решаются на длительные поездки. Однако необоснованное запрещение путешествовать усугубляет снижение качества жизни, связанное с болезнью. Поэтому врачи должны поддерживать пациента в желании путешествовать, если, конечно, нет

каких-либо

особых причин, делающих дальние поездки невозможными.

Чтобы дать правильный совет, необходимо принять во внимание вид транспорта и цель путешествия (см. раздел «Опасности и преимущества каждого вида транспорта»).

Научно-исследовательских

работ, посвященных путешествиям пациентов, страдающих серьезными

сердечно-сосудистыми

заболеваниями, очень мало, поэтому в основе приведенных здесь рекомендаций лежит скорее опыт, накопленный автором и его коллегами, и здравый смысл, нежели строгие факты.

Подготовка к путешествию

При поездках за границу необходимо адекватное медицинское страхование. В Британском фонде больных

с сердечно-сосудистыми

заболеваниями можно получить информацию о страховых компаниях, оказывающих такого рода услуги.

Как и положено, перед путешествием надо провести вакцинацию, профилактику малярии и т. п.

Проблемы на отдыхе

Обезвоживание. При

желудочно-кишечных

расстройствах потеря жидкости происходит быстро, а это может усугубить гипотензию, особенно если пациент принимает ингибиторы АПФ.

При жарком климате наблюдается усиленное потоотделение; если не происходит адекватного восполнения соли и воды, это может привести к умеренной дегидратации. У пациентов с сердечной недостаточностью нередко развиваются тяжелые нарушения функции почек.

Таким больным сразу же по прибытии к месту назначения рекомендуется взвеситься при первой же возможности (как правило, весы в ванных комнатах отелей не точны, поэтому лучше пользоваться одними и теми же весами). В случае потери веса более чем на 3 кг необходимо принять меры.

Если пациент принимает мочегонные, их следует отменить до восстановления веса. Необходимо увеличить потребление соли (в виде соленых орешков, хрустящего картофеля и т. п.), а также объем выпитой жидкости. Не следует возмещать недостаток жидкости, употребляя алкогольные напитки.

Пациентам с поносом и рвотой нужно сразу же взвеситься, чтобы следить за по 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 следующей регидратацией. Можно посоветовать не принимать диуретики до восстановления массы тела.

Полезно также отменить ингибиторы АПФ до тех пор, пока пациент не возвратится к нормальному весу, так как обезвоживание обычно ведет к активации

ренин-ангиотензиновой

системы как защиты против гипотензии. В этих условиях даже низкая доза ингибиторов АПФ короткого действия вызывает сильную и длительную гипотензию и может привести к почечной недостаточности.

Изменения в диете. Такие изменения могут повлиять на обмен натрия. С уменьшением потребления соли снижается давление, особенно у пациентов, принимающих ингибиторы АПФ. Значительное увеличение концентрации натрия в организме зачастую вызывает отек легких или периферические отеки у пациентов с сердечной недостаточностью. Изменения в диете могут отразиться и на антикоагулянтной терапии за счет влияния на кишечную флору, так как происходит поглощение витамина К и всасывание некоторых препаратов. Нужно предупредить пациентов о необходимости соблюдать умеренность в употреблении алкоголя.

Ежедневное взвешивание позволяет оценивать гидратацию и солевой баланс. Коагуляционные тесты должны проводиться до путешествия. В случае пребывании за границей более двух — трех недель эти анализы необходимо по возвращении сделать вновь.

Алкоголь. При сердечно

м заболевании неалкогольного происхождения допускается умеренное потребление алкоголя.

Фоточувствительность. Терапия амиодароном вызывает острую повышенную чувствительность кожи к солнечному свету, хотя проходят месяцы или годы, прежде чем в коже накапливается достаточное количество препарата.

Повышенную реакцию вызывает свет видимого спектра, поэтому стандартные кремы для загара считаются неэффективными. Необходимо порекомендовать пациентам носить панаму и прикрывать руки и ноги, выходя на солнце. Если это

по каким-то

причинам невозможно, целесообразно использовать крем, блокирующий весь видимый спектр. Он имеется в специальных аптеках.

Особые советы пациентам с распространенными кардиологическими проблемами

Пароксизмальная фибрилляция предсердий. Если пациент беспокоится перед полетом, предложите ему за час до вылета принять

бета-блокатор

(25 — 59 мг атенолола, к примеру), чтобы предотвратить приступ.

Проверьте, нет ли противопоказаний к назначению

бета-блокаторов.

Непременно за несколько дней проведите пробное лечение, чтобы убедиться в отсутствии обратной реакции, способной причинить пациенту вред в полете. Для пациентов с болезнями органов дыхания альтернативным препаратом может служить верапамил (80 мг внутрь).

Больных нужно обучить приемам, помогающим остановить приступ (проба Вальсальвы, погружение лица в холодную воду; можно также порекомендовать быстро выпить большой стакан ледяной воды).

Верапамил

и бета-блокаторы

(но не в комбинации) — единственные препараты, которые пациенты могут безопасно назначать себе сами. Эти лекарства останавливают некоторые приступы и контролируют скорость желудочковых сокращений.

Атенолол или верапамил (один раз в день) контролируют скорость сердечных сокращений; при этом большинство пациентов возвращаются к синусовому ритму в течение 24 часов. Риск тромбоэмболии сохраняется все время, пока отсутствует синусовый ритм. Поэтому, если нет уверенности, что синусовый ритм восстановился, необходимо срочно обратиться за помощью.

Стенокардия. Для беспокойных больных оптимальной защитой может служить прием лекарственного препарата за час до путешествия.

Бета-блокатор

может быть добавлен к обычной схеме лечения. Не назначайте вместе

бета-блокатор

и верапамил.

Пациенты, принимающие ингибиторы АПФ в связи с гипертензией или сердечной недостаточностью, должны избегать обезвоживания. Для контроля за гидратацией достаточно внимательно следить за весом. В большинстве отелей имеются напольные весы, а сопровождающие туристическую группу операторы всегда готовы прийти на помощь.

Инфаркт миокарда в недалеком прошлом. В первые две недели после инфаркта миокарда поездки и полеты запрещаются; желательно также воздерживаться от ненужных переездов в течение шести недель. При отсутствии противопоказаний пациентам назначается ежедневный профилактический прием

бета-блокатора,

так как доказано, что он снижает смертность по крайней мере в течение года после инфаркта.

При приеме ингибиторов АПФ, как уже было сказано выше, необходимо избегать обезвоживания. Имеется повышенный риск венозных тромбозов.

Недавнее хирургическая операция на сердце. Следует воздерживаться от длительных поездок в течение минимум двух (а предпочтительно даже шести) недель после операции. В послеоперационный период повышается риск ТГВ.

Сердечная недостаточность. Основная опасность для таких пациентов заключается в излишествах разного рода, будь то алкоголь, соль или инсоляция. Все эти моменты освещены выше.

Поражения клапанов сердца. Особых рекомендаций для таких больных не существует, но при развитии на фоне этого состояния аритмий, стенокардии или сердечной недостаточности необходимо принять соответствующие меры.

 Обратите внимание!

——————————————————————————–

Опасности и преимущества различных видов транспорта

Путешествие на автомобиле

Преимущества. Автомобиль считается наиболее привычным и почти не вызывающим у больного тревоги видом транспорта. Пациент, как правило, едет «от двери до двери» и в любой момент может остановиться.

Недостатки. Длительные поездки могут вызывать напряжение, особенно если пациент сам ведет машину.

Советы. В случае длительных поездок необходимо делать остановки.

Противопоказания. Для пассажиров четких противопоказаний нет, но любое состояние, сопряженное с риском внезапной потери контроля над управлением, исключает возможность вождения.

Путешествие по железной дороге и на автобусе

Преимущества. С поездкой на поезде или автобусе связано меньше стрессовых ситуаций, чем при вождении. Обычно есть возможность сходить в туалет; пациенты могут встать и размять ноги.

Недостатки. В случае возникновения проблем не всегда просто остановиться.

Советы. Для многих поезд и автобус — идеальные средства передвижения.

Противопоказания. Для пассажироров четкие противопоказания отсутствуют.

Морское путешествие

Преимущества. Отсутствие стрессовых ситуаций (если, конечно, пациент не страдает морской болезнью).

Недостатки. Бывает нелегко получить квалифицированную меди

цинскую помощь, хотя на борту имеется медицинский персонал. Недомогания чаще развиваются именно во время морских путешествий и связаны с потерей солей и воды при рвоте. Кроме того, не исключено, что пациент не будет иметь возможность принять препарат обычным образом.

Советы. Больным, недавно перенесшим тяжелые заболевания, например, инфаркт миокарда или приступ стенокардии, путешествовать морем не рекомендуется. Изменения в диете и образе жизни могут существенно повлиять на состояние

сердечно-сосудистой

системы (см. ниже раздел «Подготовка к путешествию»)

Полезно иметь с собой антигистаминные препараты от морской болезни, которые в случае предрасположенности следует принимать профилактически, или же просто иметь с собой на всякий случай. Ниже приводятся рекомендации на случай обезвоживания.

Путешествие на самолете

Преимущества. Самолет — самый быстрый способ передвижения на длинные расстояния, с ним, как правило, связано меньше неудобств, чем с остальными видами транспорта.

Недостатки. Некоторые пациенты очень волнуются перед полетом. У самых заядлых путешественников после возникновения у них сердечных проблем может наблюдаться повышенная тревожность; тревога же нередко провоцирует аритмию или приступ стенокардии. Даже в специальных кабинах напряжение кислорода падает примерно до 75 mmHg (103 mmHg на уровне моря). Это приводит к пониженному насыщению крови кислородом, что очень опасно для пациентов с тяжелыми легочными заболеваниями, а также сопутствующими им сердечными заболеваниями или сердечной недостаточностью и стенокардией. Длительное ожидание в аэропортах и долгий путь к выходу после приземления могут создавать дополнительные трудности. Воздействие длительных перелетов на водный баланс неоднозначно. Пониженное давление в кабинах может привести к увеличению вентиляции и потере жидкости в процессе дыхания. Недостаток питья или же избыток алкоголя только усугубляют ситуацию. У пациентов, получающих ингибиторы АПФ и диуретики, при обезвоживании развивается гипотензия. Длительное обездвиживание, особенно с опущенными ногами, может стать причиной тромбоза глубоких вен (ТГВ). Риск снижается, если пациент уже принимает варфарин, но другие сердечные больные относятся к группе повышенного риска.

Советы. Следует поинтересоваться, предоставляет ли аэропорт соответствующее обслуживание

(носильщик, электрические вагонетки, кресло для больных и т. п.). Все авиалинии IATA имеют единый медицинский сертификат и врачебную комплектацию, с которой пациент может ознакомиться во время покупки билета. Пациенты со стенокардией или пароксизмальной фибрилляцией предсердий должны до вылета принять

бета-блокатор

(при отсутствии противопоказаний).

С гипоксией можно бороться путем дополнительной оксигенации, которую предоставляют сами авиалинии (если это указано в перечне услуг). Риск отравления двуокисью углерода для пациентов с респираторными заболеваниями стоит оценить предварительно: перед тем как заказать билеты, необходимо сделать специальные анализы газового состава крови.

Для предовращения ТГВ пациентам следует пить столько, сколько необходимо. Во время длительного перелета следует также регулярно делать упражнения для ног. Неясно, снижает ли риск ТГВ прием аспирина. Нужно обязательно предупредить пациента о последствиях чрезмерного употребления алкоголя.

Пациентам с тяжелой стенокардией или сердечной недостаточностью не стоит летать самолетом без крайней необходимости. В общем случае, если пациент способен пройти сотню ярдов по ровной местности с обычной скоростью без затруднений дыхания и болей в груди, значит, он может путешествовать на самолетах. В течение десяти дней после кардиохирургических манипуляций или неосложненного инфаркта миокарда летать запрещается. В более тяжелых случаях этот интервал удлиняется.

Если в аэропортах имеются кресла для больных, это должно быть указано в рекламных проспектах.

Источник

Читайте также:  Реабилитация при инфаркте мозга