Инфаркт миокарда удаление тромба

Инфаркт миокарда удаление тромба thumbnail

Тромбоз камер сердца – широко распространенная патология, обусловленная нарушениями в комплексе систем и реакций. Чаще всего в основе возникновения находится кардиальные заболевания, а главную роль в формировании тромба играет патологическая активация плазменных факторов свертывания крови. Морфологический субстрат патологии заключается в образовании кровяных сгустков в полости сердца. Этот процесс грозит не только возникновением серьезных осложнений, но и возможностью летального исхода.

Что такое тромб и как он образовывается?

Образование тромбаДля запуска процесса тромбообразования необходимы несколько условий:

  • поврежденная стенка сосуда;
  • снижение скорости кровотока;
  • расстройства реологических свойств крови.

Эти факторы являются пусковым механизмом для целого ряда биохимических реакций, принимающих участие в образовании тромба.

Выделяют три основные стадии процесса:

  1. Высвобождение из разрушенных тромбоцитов фермента тромбопластина.
  2. Тромбопластин с помощью ионов Са2+ ускоряет превращение неактивного белка плазмы протромбина в тромбин.
  3. Под влиянием тромбина из фибриногена образуется нерастворимый фибрин. Из нитей последнего формируется сетка, в которой задерживаются клетки крови. Образовавшееся конструкция плотно закрывает повреждённое место, останавливая кровотечение. В норме этот процесс занимает 5-10 минут.

После заживления пораженного участка рассасывание образовавшегося тромба обеспечивает система фибринолиза. Нарушение баланса между взаимодействием этих двух систем определяет риск возникновение и развития тромбоза.

Почему происходит формирование згустка?

В норме тромбообразование – физиологический процесс, который не ведет к развитию патологий. И только под воздействием некоторых факторов, образовавшиеся сгустки не рассасываются, а прикрепляются к сосудам, закупоривая их просвет и нарушая кровоток.

К факторам риска относятся такие заболевания сердечно-сосудистой системы:

  • аневризма сердца;
  • мерцательная аритмия;
  • инфаркт миокарда;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • врождённые и приобретённые пороки клапанов;
  • дилатационная кардиомиопатия;
  • хроническая сердечная недостаточность (ХСН).

Риск развития тромбоза значительно увеличивается при наличии у больного нескольких из вышеперечисленных болезней.

Образовавшийся тромб в сердце классифицируют на право- или левосторонний, предсердный и желудочковый (пристеночные). Особая разновидность сгустков (шаровидные) встречаются при митральном стенозе.

Осложнения и их последствия

Тромбоэмболия легочной артерииНаиболее опасным осложнением тромбоза сердца является отрыв флотирующей части и закупорка сосудов. При расположении кровяного сгустка в венах большого круга кровообращения, правом предсердии или желудочке наибольшей опасностью обладает тромбоэмболия легочной артерии. Тяжесть состояния зависит от калибра закупоренного сосуда.

При обтурации больших — наступает легочной инфаркт. В таком случае пациенты могут чувствовать боль за грудиной, нарушение дыхания, повышение температуры и выраженную слабость. Возможно падение артериального давления и нарастание частоты сердцебиений. Прогноз неблагоприятный — в большинстве случаев наступает мгновенная смерть.

В большой круг кровообращения тромбы попадают из левых отделов, откуда могут перемещаться в двух направлениях — вверх и вниз. Если отрывается тромб в сердце и двигается вверх, он в конечном итоге попадает в сосуды головного мозга (ГМ). Как результат — развиваются симптомы ишемического инсульта.

Тромбоэмболии артерий нижних конечностей, поражение почечных и мезентериальных сосудов возникает при движении тромба вниз. Наиболее сложно протекает тромбоз брыжеечных артерий – развивается клиника перитонита с последующим некрозом брыжейки. Обтурация в нижних конечностях имеет более благоприятный исход из-за развитого в них коллатерального кровотока.

Отрыв тромба из левой половины сердца может привести к таким последствиям:

  • тромбоз артерий ГМ с клиникой ишемического инсульта;
  • обтурация яремной вены, для которой характерно выраженная головная боль, головокружение, сильное сердцебиение и нарушения зрения;
  • клиника острого инфаркта миокарда (ИМ) при попадании эмбола в коронарные артерии;
  • тромбоз почечных артерий сопровождается сильной болью в поясничной области, нарушением мочеиспускания;
  • закупорка мезентериальных сосудов проявляется перитонитом с последующим некрозом кишечника;
  • наличие тромба в артериях конечностей сопровождается побледнением и посинением кожи, исчезновением в них пульсации, при отсутствии своевременной помощи может образоваться гангрена.

Каждое из этих осложнений требует специально подобранной терапии, основная цель которой — удаление оторвавшегося сгустка и избежание появления новых. Кроме того, важно помнить, что отслоение тромба в независимости от его первичной локализации является самой распространенной причиной сердечных приступов.

Профилактика внутрисердечного тромбоза

Профилактика возникновения и прогрессирования данного заболевания заключается в правильном питании, регулярных физических нагрузках и поддержании нормальной вязкости крови. Также важное место в предотвращении развития тромбоза занимает своевременное и адекватное лечение способствующих ему заболеваний.

Существуют специальные шкалы, по которым можно классифицировать степень риска развития венозного или артериального тромбоэмболизма. Последние включают:

  • Профилактика тромба в сердцевозраст пациента старше 65 лет;
  • наличие злокачественных ноовобразований;
  • повышенная свертываемость крови;
  • беременность;
  • длительный постельный режим после травмы;
  • ожирение;
  • прием гормональных препаратов (пероральных контрацептивов, стероидная терапия ревматологических патологий);
  • большие полостные операции;
  • наличие сопутствующих патологий сосудов (атеросклероз, тромбофлебит, варикозное расширение вен).

Кроме того, оценивается общее состояние пациента, наличие признаков сердечной недостаточности (тотальной или для отдельного желудочка) и симптомов со стороны других органов и систем.

Трудности в постановке диагноза внутрисердечного тромбоза возникают из-за того, что неподвижные тромбы никак себя не проявляют, которые только усиливают характерные признаки основного заболевания.

Диагностика и лечение пациента

После выявления пациента из группы высокого риска необходимо проведение комплекса исследований. Стандартная процедура электрокардиографии (ЭКГ) в данном случае не информативна. Лабораторные маркеры повышенной свертываемости крови и угнетение фибринолиза не являются специфическими, так как характерны для многих заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Для верификации диагноза потребуются:

  • Диагностика сердца пациентаУЗИ с допплерографией – отображает скорость и направление тока крови в сердце;
  • сцинтиграфия — определяет локализацию нарушений в коронарных сосудах и степень кровоснабжения миокарда;
  • МРТ – отображает состояние сердечных тканей;
  • рентген сердца — позволяет диагностировать аневризму, гипертрофию миокарда, дилатационную кардиомиопатию, а также наличие тромботических бляшек;
  • рентгенокимограмма – позволяет диагностировать место локализации тромба.

Постановка диагноза тромбоза требует начала лечения. Препараты выбора для длительной медикаментозной терапии:

  • антиагреганты, которые снижает степень агрегации и адгезии тромбоцитов. К ним относятся Ацетилсалициловая кислота, Дипиридамол, Клопидогрель;
  • антикоагулянты, механизм действия которых направлен на угнетение процессов активации факторов свёртывания крови. Наиболее часто используются Дабигатран, Ривароксабан, Гепарин.

Больным с тромбоэмболией легочной артерии, инфарктом миокарда и ишемическим инсультом показана тромболитическая терапия (Альтеплаза, Урокиназа, Тенектоплаза), в последующем добавляются антиагрегантные и антикоагулятные средства.

Процедура тромболизиса противопоказана при наличии аневризмы аорты, кишечных кровотечений, инсультов и тяжелых травм черепа в анамнезе. Заболевания сетчатки, состояние беременности и лактации, повышенное или пониженное артериальное давление являются относительными противопоказаниями.

Кроме побочных эффектов, тромболитическая терапия может сопровождаться следующими осложнениями:

  • реперфузионные аритмии;
  • феномен «оглушенного миокарда»;
  • повторная окклюзия;
  • кровотечения;
  • артериальная гипотония;
  • аллергические реакции.

Терапию тромболитиками рекомендовано прекратить, если её применение несёт большую угрозу для жизни пациента, чем само заболевание.

Аортокоронарное шунтированиеУдаление внутрисердечных сгустков хирургическим методом возможно только в специализированных отделениях. Суть операции лежит в извлечении тромботических масс с помощью эндоскопа, проведенного в сердечную полость.

Также эффективными в случае тромбоза венечных артерий будут аортокоронарное шунтирование и стентирование под контролем рентгена (на экран постоянно поступают фото в режиме реального времени). Суть первой операции лежит в обходе пораженного участка с помощью сосудистых протезов, а второй – в установлении в просвете сосуда специального каркаса для его расширения.

Важно помнить, что оперативное вмешательство не ликвидирует сам патологический процесс, а проводится для возобновления кровотока или же во избежание возможных осложнений в случае отрыва сгустка.

Выбор метода лечения и рекомендации по реабилитации индивидуален в каждой конкретной ситуации. Необходимо учитывать все возможные риски и противопоказания для получения максимально позитивного результата.

Выводы

На сегодняшний день профилактика и лечение тромбоза полости сердца является передовым направлением кардиологии. Сам процесс тромбообразования имеет две стороны: с одной – защита организма от больших кровопотерь, с другой – возникновение тяжелых заболеваний с риском смерти. Поэтому необходимо знать какие болезни приводят к патологическому формированию кровяных сгустков, симптомы и возможные осложнения тромбоза сердца, чтобы успеть вовремя получить медицинскую помощь и шанс на полное выздоровление.

Источник

Âñåì çäðàâñòâóéòå )

ìîÿ ïåðâàÿ ïîïûòêà ÷òî-ëèáî íàïèñàòü..ïîýòîìó íå ñóäèòå ñòðîãî )

Äîñèæèâàÿ ñâîé î÷åðåäíîé áîëüíè÷íûé â ýòîì áåñêîíå÷íîì ãîäó, ðåøèëà ïîäåëèòüñÿ ñâîåé èñòîðèåé. Ó÷èòûâàÿ òî, ÷òî ìíå (âñåãî) 38 ëåò, ìîæåò áûòü, êîãî-òî îíà íàïóãàåò, êîãî-òî –  ïðåäóïðåäèò, à êîìó-òî – ïîìîæåò..

 ñåðåäèíå àïðåëÿ ýòîãî ãîäà ÿ ïîåõàëà ïî ðàáî÷èì äåëàì â ñîñåäíèé ðàéîí ãîðîäà. Áûëà íå íà ìàøèíå â òîò äåíü. Ïîîáùàëàñü, îáìåíÿëèñü äîêóìåíòàìè, ñìîòðþ ïî êàðòå, êàê äîéòè äî áëèæàéøåé ñòàíöèè ìåòðî è – ïîíèìàþ, ÷òî ñîðâàëñÿ ñåðäå÷íûé ðèòì.. Ó ìåíÿ ïðèñòóïû àðèòìèè íåñêîëüêî ëåò êàê, áûëà ïîïûòêà îïåðàöèè – íåóäà÷íàÿ, ïîòîì ïðèñòóïû ñòàëè ïîðåæå, è òàáëåòêè ïîñòîÿííî íå ïèëà, äóìàëè – ìîæåò, âîîáùå âñ¸ ïðîéäåò ñàìî ñîáîé (òàê æå, êàê è íà÷àëîñü â îäèí íå î÷åíü ïðåêðàñíûé äåíü). Ñåðäöå ïðîâàëèëîñü è çàïðûãàëî, ñòàëî ïåðåõâàòûâàòü äûõàíèå, îùóùåíèÿ – êàê ïîñëå ñòîìåòðîâêè íà âðåìÿ. Ïðèñåëà íà ñêàìåå÷êó âî äâîðå, äîñòàëà òàáëåòêè, ðàçæåâàëà, ïîä ÿçûê. Ïóëüñ ñîñ÷èòàòü íå ñìîãëà – ñëèøêîì ÷àñòûé è ñ ïðîâàëàìè. Ïîêà òàáëåòêè äåéñòâóþò, ïûòàþñü ñîîáðàçèòü, ÷òî äåëàòü. Ïîíèìàþ, ÷òî ãäå-òî ñîâñåì ðÿäîì çäåñü 33ÿ áîëüíèöà – íó âîò ïðÿìî íà ñîñåäíåé óëèöå. 10 ìèíóò..15..20.. íåò, ëó÷øå íå ñòàíîâèòñÿ, òîëüêî áóõàåò ÷óòü ïîðåæå. À ñîëíöå-òî êàêîå âûêàòèëîñü àïðåëüñêîå…îõ, ãóëÿòü áû ñåé÷àñ ñ ñûíîì ïîñëå øêîëû, à íå ïîìèðàòü â ýòîì áåçëþäíîì äâîðèêå. Ïîíèìàþ, ÷òî íàäî âñòàòü è èäòè. Âñòàëà. Ïîøëà. Ãîëîâà êðóæèòñÿ, íîãè äâèãàþòñÿ ñ òðóäîì, êàê áóäòî ïî ïîÿñ â âîäå èäó. Íó âîò æå áîëüíè÷êà íàêîíåö, óðà.. ñèëû êîí÷èëèñü ó øëàãáàóìà. Ñåëà íà çàáîð, ãëàçà çàêðûëà, äûøàòü ñîâñåì íåâìîãîòó. «..âóøêà, âû â ïîðÿäêå?» Ïàðåíü, òðîãàåò ìåíÿ çà ðóêó. Ãîâîðþ, äà, íåìíîæêî ïëîõî, ïîìîãèòå äîéòè äî ïðèåìíîãî. Ïîøëè, îí ìåíÿ äåðæèò. Ñåáå âíóòðè êàê ìàíòðó: äåðæèñü, äåðæèñü, íå ñðóáàéñÿ, íàäî îáÿçàòåëüíî ñêàçàòü äèàãíîç è âñ¸ ïðî ìîè ëåêàðñòâà âðà÷àì. Ñèëû îïÿòü çàêîí÷èëèñü óæå íà ïàíäóñå. Ïðîâàë. È ñíîâà èäåì, âîò äâåðè ïðèåìíèêà. Ñàíèòàð âûêàòûâàåò êðåñëî-êàòàëêó íàâñòðå÷ó. Áëàãîäàðþ ïàðíÿ è æåíùèíó êàêóþ-òî, êîòîðàÿ òîæå ïîìîãàëà ìíå äîéòè. Âðà÷è îêðóæàþò: «÷òî ñëó÷èëîñü?» ïûòàÿñü ïðîäûøàòüñÿ, ãîâîðþ, ÷òî ïàðîêñèçì àðèòìèè, ñèíäðîì âïâ, ïðèíÿëà 3 ïðîïàíîðìà ïîä ÿçûê ìèíóò 40 êàê, ýôôåêòà íåò. Ñ÷èòàþò ïóëüñ…- ìíîãî. «Ìîæåò, â ðåàíèìàöèþ?…» íåååò, ìíå áû ïðîñòî êàïåëüíèöó, ðèòì âîññòàíîâèòñÿ, è ÿ äîìîé… äàâëåíèå ïîíèæå ïðèâû÷íîãî, íî ïîêà äåðæó, è ýòî õîðîøî. «Ñìîæåøü êóðòêó ñíÿòü è íà êóøåòêó, ñíèìåì ÝÊÃ?» êîíå÷íî, ñìîãó, ÿ æå ñèëüíàÿ äåâî÷êà.. ðàññòåãèâàþñü…ïðîâààààë…ÿ íà êðåñëå ïåðåä çàêðûòîé äâåðüþ, ñâåðõó ãðîçíàÿ íàäïèñü ÐÅÀÍÈÌÀÖÈß, ïèêïèê – äâåðü îòêðûëàñü, áåãîì ïî÷åìó-òî âíóòðü. Âðà÷-äåâóøêà, êîòîðàÿ ìåíÿ âåçåò, áûñòðî è ãðîìêî ãîâîðèò: «ÔÏ, áûñòðàÿ, ìîæåò âñòàòü». Çàâîçÿò â áëîê, ðàçäåâàþò, ó ìåíÿ åñòü ñèëû áîðîòüñÿ çà òðóñû, ÷òîá èõ îñòàâèëè ) è äàæå ñåðäöå óæå êàê-òî íå áåñïîêîèò ñèëüíî, à âîò äûøàòü ñîâñåì òÿæêî. Ïðèñîñêè ìîíèòîðà íà ãðóäü, êèñëîðîä ÷åðåç òðóáî÷êè â íîñ..êàòåòåð â âåíó – íå ÷óâñòâóþ âîîáùå, òåëî êàê ðåçèíîâîå. Ïðèøåë âðà÷ èç ïðèåìíîãî, ãîâîðèò, áûëà ó íàñ, ïîìíþ…ó íåå êëèíè÷åñêàÿ ñìåðü â àíàìíåçå (áûëî òàêîå..). Îïÿòü ïðîâàëèëàñü íåìíîæêî… Ïîäõîäÿò-óõîäÿò âðà÷è, äåâî÷êè-ìåäñåñòðû. Äåëàþò âñ¸ î÷åíü áûñòðî, íèêàêèõ ëèøíèõ ñëîâ. ×òî-òî ââåëè â âåíó, ñìîòðÿò ðèòì íà ìîíèòîðå, âåøàþò êàïåëüíèöó. Äåâóøêå-äîêòîðó íå íðàâèòñÿ, êàê ÿ äûøó. Âêëþ÷àåò ñáîêó àïïàðàò ÈÂË, ïðîñèò ìåäñåñòðó ïðèãîòîâèòü òðóáêó. Êðè÷ó (íó, èëè ìíå òàê êàæåòñÿ) – íå íàäî òðóáêó, ïîæàëóéñòà, ÿ èõ áîþñü, ÿ ñàìà áóäó äûøàòü!.. âìåñòî èâë íàäåëè ìíå ìàñêó âî âñå ëèöî, êîòîðàÿ äîäûõèâàåò çà òåáÿ, åñëè ñâîåãî äûõàíèÿ íå õâàòàåò, è ïèùèò áàñîâèòî, åñëè çàáûâàåøü äûøàòü.  íåé òÿæåëî, êàê â ìàñêå ïîä âîäîé, çàòî íàäåæíî. Ëåæó, äûøó. Ïîëó÷øå âðîäå. Ïðîøó – ïîçâîíèòå ìóæó, òåëåôîí â ñóìêå, îí íå çíàåò, ãäå ÿ… à òåëåôîí áûë íà áëîêèðîâêå, ñàìà ïîñòàâèëà..â îáùåì, ïîçâîíèòü íå ñìîãëè. Ìóæ íàøåë ìåíÿ ïîçæå ñàì, îáçâîíèâ ïî 2 ðàçà âñå áîëüíèöû è óñïåâ íàïèñàòü çàÿâëåíèå â ïîëèöèþ î ìîåé ïðîïàæå… Âå÷åð. Ðèòì âîññòàíîâèëñÿ, ìàñêó óáðàëè. ß ðâóñü äîìîé. Î÷åíü íå ëþáëþ áîëüíèöû, íå ìîãó â íèõ ñïàòü âîîáùå, èçìàòûâàþñü. Ãîâîðþ, îòïóñòèòå, ó ìåíÿ æå òàêîå íå ïåðâûé ðàç, äîìà ïîåì, ïîñïëþ, è çàâòðà êàê îãóðåö áóäó. Âðà÷ – «íåò óæ, ëåæè! Íàñìîòðåëàñü ÿ íà òåáÿ..» êàê ÷óâñòâîâàëà îíà..à ìîãëà áû è îòïóñòèòü, ìåñòî â ðåàíèìàöèè â ñóòêè ñòîèò áîëüøå 10òð, è êàíäèäàòîâ òàì ïîëåæàòü â áîëüøîé áîëüíèöå âñåãäà íàâàëîì.. ìåíÿ íàøåë ìóæ è åãî ïóñòèëè êî ìíå íåíàäîëãî, ñ÷àñòüå êàêîå!.. Ãëàçà øàëüíûå, çàïàâøèå..äåðæèìñÿ çà ðóêè, åãî ðóêà ïîäðàãèâàåò..ïðîñòè ìåíÿ, ìîé õîðîøèé, íå óñïåëà ïîçâîíèòü-ïðåäóïðåäèòü, äóìàëà – ñàìà âûêàðàáêàþñü.. îñòàþñü íî÷åâàòü â ðåàíèìàöèè.. ïîâåðíóëàñü íàáîê ïîóäîáíåå, ñìîãëà äàæå çàñíóòü. Ñêâîçü ñîí ÷óâñòâóþ – îõ, êàê áîëèò ãîëîâààà…îòõîäíÿê ÷òî-ëè ïîñëå ñòðåññà èëè ëåêàðñòâ? Áîëèò î÷åíü ñèëüíî è ïî÷åìó-òî òîëüêî ñïðàâà. Ïûòàþñü ïîâåðíóòüñÿ íà äðóãîé áîê è..÷òî çà ôèãíÿ? Ïî÷åìó-òî íå ìîãó ïîøåâåëèòü ëåâîé ðóêîé è ëåâîé íîãîé. Ïðîñòî íå ÷óâñòâóþ èõ, õîòÿ âîò æå îíè, æèâûå è òåïëûå. Ñòðàõà íåò, âñå ýìîöèè êàê-òî ïðèòóïèëèñü. Çîâó Àíþ (ìåäñåñòðó). Îíà çîâåò âðà÷à. Òà âûñëóøèâàåò ìîè æàëîáû è çîâåò äðóãîãî âðà÷à, âìåñòå îñìàòðèâàþò ìåíÿ. «ïîäíèìè ðóêè…ïîäíèìè íîãè..ñîâñåì íå ìîæåøü? Ãîëîâà êàê áîëèò? Óëûáíèñü..ïîêàæè ÿçûê..êîëåì èãîëêîé âîò òàê – ÷óâñòâóåøü?…» óáåæàëè. Àíÿ íàïðÿãëàñü, ïîãðóñòíåëà.. ãîâîðèò «..à äàâàé-êà ïîñòàâèì òåáå âñå æå êàòåòåð ìî÷åâîé». Ïðîøëî ñêîëüêî-òî âðåìåíè, íà ÷àñàõ áûëî îêîëî ïîëóíî÷è. Âðà÷ ïîäõîäèëà êî ìíå, çâîíÿ êóäà-òî, ñïðàøèâàëà, íå õóæå ëè, íå òÿæåëåå ëè äûøàòü (ÿ ïîòîì óæå óçíàëà, ÷òî íå õîòåëè äàâàòü ìàøèíó ñðåäè íî÷è, ÷òîá îòâåçòè ìåíÿ â 13óþ..è â 13îé ÿ íå î÷åíü áûëà íóæíà…ìîÿ âðà÷ çâîíèëà-ðóãàëàñü, îáúÿñíÿëà, ÷òî ïàöèåíòêà ìîëîäàÿ, òÿæåëàÿ, ñ÷åò èäåò íà ìèíóòû…). Áàõ! Âêëþ÷èëè ÿðêî ñâåò, çàøëè âðà÷è, è äâîå ñî ñêîðîé â ñèíåì, êàòàëêà. Ó Àíè òèõîíüêî ñïðàøèâàþ – «êóäà ìåíÿ? ×òî ïðîèñõîäèò?» Ãîâîðèò, íå âîëíóéñÿ, ñåé÷àñ ñâîçèì òåáÿ â 13óþ áîëüíèöó íà Àâòîçàâîä íà êîíñóëüòàöèþ. Ìåíÿ ïåðåêëàäûâàþò íà êàòàëêó, çàáîòëèâî óêóòûâàþò îäåÿëîì, âåçóò, ãðóçÿò â ðåàíèìîáèëü. Õìóðûå è íåðàçãîâîð÷èâûå ñêîðÿêè óñòðàèâàþòñÿ â ñàëîíå ðÿäîì ñî ìíîé, êàê áîëüøèå ñèíèå óñòàëûå âîðîáüè. Åäåì, ìîë÷èì. Ìíå ïî-ïðåæíåìó íå ñòðàøíî..è äàæå íå î÷åíü èíòåðåñíî, ÷òî áóäåò äàëüøå. Âèäèìî, ÷òî-òî òèïà øîêà, à ìîæåò, ïðîñòî ïîâðåæäåííûé ìîçã òàê òîðìîçèë.. Åäåì áûñòðî. Êîãäà âûâîçÿò èç ìàøèíû, ñ òåìíîãî íî÷íîãî íåáà ìíå íà ëèöî ïàäàåò íåñêîëüêî êàïåëü òåïëîãî âåñåííåãî äîæäÿ. «Îé», ãîâîðþ, «äîæäèê!..» «Äîæäèꅻ – ïåðåãëÿíóëèñü ñêîðÿêè.  ïðèåìíîì 13îé òåìíî è ïóñòî. Ïîñðåäè íî÷è íàì íèêòî íå ðàä. Íåñêîëüêî ðàç çâó÷èò «ïî äîãîâîðåííîñò腻. Ïðèõîäèò î÷åíü íåäîâîëüíàÿ ïîæèëàÿ âðà÷-íåâðîëîã, îñìàòðèâàåò ìåíÿ åùå ðàç, ïîäðîáíî. Âåçóò íà ÊÒ (òàì âñå ñïÿò, ïîòîì ðàçîãðåâàþò àïïàðàò), ïîòîì íà ðåíòãåí (èñòîðèÿ ïîâòîðÿåòñÿ). Ïðèâîçÿò îáðàòíî â ïðèåìíèê. Íà ÊÒ âñå ÷èñòî, íî òàêîå ìîæåò áûòü â ñàìîì íà÷àëå, à êëèíèêà î÷åíü äàæå õàðàêòåðíàÿ. Ñêîðÿêè ñïðàøèâàþò – «âåçåì îáðàòíî?» «Íó óæ íåò», îòâå÷àåò íåâðîëîã, «ÿ ïîòîì ñèäåòü íå õî÷ó…». Ìåíÿ äîëãî-äîëãî âåçóò ïåðåõîäàìè, êîðèäîðàìè, ëèôòàìè ïî ýòîé áåñêîíå÷íîé áîëüíèöå, ïðèâîçÿò â äëèííîå òåìíîå ïîìåùåíèå ñ ïðèãëóøåííûì ñâåòîì. Íåéðîðåàíèìàöèÿ. 12 êîåê â ðÿä, 1 çàïàñíàÿ ñáîêó, áóäåò ìîÿ… Ïîïèñêèâàþò ïðèáîðû, îãîíå÷êè â òåìíîòå. Ëþäè íà ãðàíè…Êòî ñïèò ñàì, êîìó ïîìîãàþò â ýòîì ëåêàðñòâà è àïïàðàòû. Ìåäáðàò áóäèò âðà÷à, òîò òîëüêî ïðèëåã, ÷óâñòâóåòñÿ…óñòàëûé, âçúåðîøåííûé.. Ñìîòðÿò ìîè áóìàãè, íåäîâåð÷èâî ïîäõîäÿò – «ðàññêàçûâàé, êàê äåëî áûëî». Ðàññêàçûâàþ. Ýìîöèé ïî-ïðåæíåìó íåò. Êà÷àåò ãîëîâîé. «ó ìåíÿ íå ñêëàäûâàåòñÿ â ãîëîâå! – âàø âîçðàñò è âñå âàøè..çàáîëåâàíèÿ…» ãîâîðþ – «ÿ íè÷åãî íå ïðèäóìûâàþ…» Âðà÷ ñîñðåäîòî÷åííî î ÷åì-òî äóìàåò, åùå ðàç ñìîòðèò ìîè áóìàãè. Êàê áû ïðî ñåáÿ «à ðå÷ü-òî âñå-òàêè íàðóøåíà…» Ïîäõîäèò åùå êòî-òî èç ïåðñîíàëà, ïåðåãîâàðèâàþòñÿ, íå ñëûøó, î ÷åì. Ïîòîì âðà÷ ãîâîðèò «ïî ïðîòîêîëó – ïðÿìûå ïîêàçàíèÿ, íî áóäåò î÷åíü îáèäíî ïîòîì óâèäåòü â ãîëîâå êðîâü..» (çäåñü ðåøàëñÿ âîïðîñ î òðîìáîëèçèñå – ïðîöåäóðå ðàñòâîðåíèÿ òðîìáà ñ ïîìîùüþ ââåäåíèÿ ñïåöèàëüíîãî ëåêàðñòâà ÷åðåç âåíó. Äîëæíî âûïîëíÿòüñÿ î÷åíü ìíîãî óñëîâèé îäíîâðåìåííî, ÷òîáû ýòó ïðîöåäóðó ìîæíî áûëî âûïîëíèòü, íî, ò.ê. õàðàêòåð èíñóëüòà áûë íà òîò ìîìåíò äî êîíöà íåïîíÿòåí, òî áûë ðèñê, ÷òî åñëè èíñóëüò ãåìîððàãè÷åñêèé, ò.å. ñâÿçàí ñ êðîâîèçëèÿíèåì â ìîçã, òî òðîìáîëèçèñ ìîã óñóãóáèòü ïîâðåæäåíèÿ, ò.ê. óñèëèâàåò êðîâîòå÷åíèå. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñëè èíñóëüò èøåìè÷åñêèé, ò.å. âûçâàí çàêóïîðêîé ñîñóäà â ãîëîâå èç-çà ïðèëåòåâøåãî òóäà òðîìáà, òî òðîìáîëèçèñ ïîçâîëèë áû áûñòðî ðàñòâîðèòü ýòîò òðîìá, è ïîÿâëÿëàñü íàäåæäà íà ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå. Ìåíÿ âåëè êàê èøåìè÷åñêèé èíñóëüò, íî ðèñê áûë, è âðà÷ äîëæåí áûë ïðèíÿòü íåïðîñòîå ðåøåíèå..) Ìíå ïîñòàâèëè êàïåëüíèöó ñ ïðåïàðàòîì..ïåðåíåñëà åå íå î÷åíü õîðîøî, îïÿòü ñòàëî òÿæåëåå äûøàòü..ìåäáðàò ñèäåë ðÿäîì ñî ìíîé, äåðæàë çà ðóêó, óñïîêàèâàë..÷åãî-òî åùå êîëîëè..â ïîëóìðàêå ðåàíèìàöèè êòî-òî ñòîíàë, êòî-òî êðÿõòåë, êòî-òî ïîíåìíîæêó ñèäåë íà êðîâàòè (ñ÷àñòëèâ÷èêè..), êòî-òî ëåæàë íåäâèæíî, ïðèêîâàííûé ê êðîâàòè ñâîèì ñîñòîÿíèåì è òðóáêîé èâë.. íåñëûøíî, ñëîâíî òåíè, õîäèëè ìåäñåñòðû, ïèêàëè è ïîïèñêèâàëè ïðèáîðû. Ìåíÿ ïîòèõîíüêó ñòàëî íàêðûâàòü íàêîíåö-òî, ïîÿâèëèñü ýìîöèè..ñïðîñèëà ó ìåäáðàòà «÷òî ñî ìíîé?» «ó òåáÿ èíñóëüò. Âèäèìî, èç-çà ïðèñòóïà àðèòìèè òðîìá óëåòåë â ìîçã è çàêóïîðèë òàì ñîñóä. Íå âîëíóéñÿ..òåáÿ âîâðåìÿ ïðèâåçëè, ìû òåáÿ ïîëå÷èì è ïîïðàâèøüñÿ!» ïîòîì íàñòóïèëî ñåðîå óòðî, íåéðîðåàíèìàöèÿ îæèëà, ïîÿâèëàñü íîâàÿ ñìåíà ïåðñîíàëà, âñå ïîêàòèëîñü, êàê îáû÷íî – óòðåííÿÿ óáîðêà, òóàëåò, àíàëèçû, îñìîòðû, ïðîöåäóðû… Êîãî-òî – ñòàáèëüíîãî – ïåðåâîäèëè â îòäåëåíèå, êîãî-òî óâîçèëè â ìîðã.. è íå âñåãäà èñõîä çàâèñåë îò óñèëèé âðà÷åé. Ó ìåíÿ ê îáåäó ïîÿâèëñÿ ïðîãðåññ – ñìîãëà íåìíîæêî øåâåëèòü áîëüøèì ïàëüöåì íà ëåâîé íîãå. ß îáðàäîâàëàñü ýòîìó íåèìîâåðíî, ïîñòîÿííî ñìîòðåëà íà ïàëåö, øåâåëèëà èì, è êàæäîìó ïðîõîäÿùåìó ðàäîñòíî ïîâòîðÿëà –«øåâåëèòñÿ, ñìîòðèòå!…» ëþäè óëûáàëèñü…  îòäåëåíèå äëÿ áîëüíûõ ÎÍÌÊ ìåíÿ ïåðåâåëè íà ñëåäóþùåå óòðî. ß áûëà ñòàáèëüíàÿ, õîòÿ è íå áåç ïðèêëþ÷åíèé çà âðåìÿ íàõîæäåíèÿ â ðåàíèìàöèè, è ó ìåíÿ áûë ïðîãðåññ – ìîãëà øåâåëèòü ïîíåìíîãó âñåìè ïàëüöàìè íà íîãå, íåìíîãî ïîäíèìàòü íîãó. Ïîÿâèëàñü ÷óâñòâèòåëüíîñòü è â ðóêå, õîòÿ è íå òàê âûðàæåííî. Äàëüøå 2 íåäåëè â ïåðâîì íåâðîëîãè÷åñêîì îòäåëåíèè, ãäå ëåæàëè òîëüêî ïîñëå èíñóëüòà. Ëþäè ðàçíûõ âîçðàñòîâ, õîòÿ, êîíå÷íî, â îñíîâíîì ïîæèëûå. Ìîåãî âîçðàñòà +/- íå áûëî ïðàêòè÷åñêè íèêîãî. Ðàçíîé òÿæåñòè èíñóëüòû, è âñå ëþäè ïî-ðàçíîìó âîññòàíàâëèâàëèñü. Êòî-òî ñêàòûâàëñÿ â äåïðåññèþ, êòî-òî íàñòðàèâàëñÿ áîðîòüñÿ çà ñåáÿ. Î÷åíü áûëî âèäíî, åñëè ÷åëîâåêà äåðæàò è ïîääåðæèâàþò â ýòîé æèçíè ðîäíûå èëè êàêàÿ-òî öåëü – òàêèå áûñòðåå âñòàâàëè, îõîòíåå çàíèìàëèñü ãèìíàñòèêîé, ÷àùå óëûáàëèñü è ðàäîâàëèñü ïðîñòûì æèòåéñêèì ìîìåíòàì. Çà 2 íåäåëè ÿ ïðàêòè÷åñêè âåðíóëàñü â ïðåæíåå ñîñòîÿíèå – âðà÷è ýòî íàçâàëè «ïîëíîñòüþ îáðàòèìûé íåâðîëîãè÷åñêèé äåôèöèò ïîñëå óñïåøíî ïðîâåäåííîãî òðîìáîëèçèñà». Íåìíîãî îñòàëèñü ïðîáëåìû â ðóêå, íî ýòî ìåëî÷è…Ñêàçàëè, ÷òî ÿ ñ÷àñòëèâ÷èê. Ìíîãî ðàç ñ÷àñòëèâ÷èê. ×òî äîøëà äî áîëüíèöû, à íå óïàëà ãäå-íèáóäü ïîä çàáîðîì. ×òî íå óøëà äîìîé ïîñëå âîññòàíîâëåíèÿ ðèòìà è îñòàëàñü â áîëüíèöå. ×òî âîâðåìÿ ñìîãëà ñêàçàòü îá óõóäøåíèè, à âðà÷è âîâðåìÿ îòðåàãèðîâàëè è ïðèëîæèëè âñå óñèëèÿ, ÷òîáû êàê ìîæíî áûñòðåå äîñòàâèòü ìåíÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííîå îòäåëåíèå è íà÷àòü ëå÷åíèå. ×òî ïîïàëà èìåííî â 13óþ áîëüíèöó, â ðåãèîíàëüíûé ñîñóäèñòûé öåíòð, ñïåöèàëèçèðóþùèéñÿ íà èíôàðêòàõ è èíñóëüòàõ…

Çà÷åì ÿ âñå ýòî íàïèñàëà? ß õîòåëà, âî-ïåðâûõ, ïîáëàãîäàðèòü âñåõ âðà÷åé. È â 33åé, è â 13îé áîëüíèöå, è âî âñåõ îñòàëüíûõ áîëüíèöàõ, è ðàáîòàþùèõ íà ñêîðîé. Ýòî àäñêèé òðóä, ïîâåðüòå. Àáñîëþòíî èçìàòûâàþùèé, è ìîðàëüíî, è ôèçè÷åñêè. Òðàâìèðóþùèé ïñèõèêó, óáèâàþùèé çäîðîâüå â íîëü. Ðàáîòàòü â öåéòíîòå, ïîñòîÿííî ïðèíèìàÿ ðåøåíèÿ, îò êîòîðûõ çàâèñèò æèçíü è çäîðîâüå äðóãèõ ëþäåé. Äà, â íàøèõ ðîññèéñêèõ ðåàëèÿõ ÷àñòî áûâàåò òàê, ÷òî ôàêò âûçäîðîâëåíèÿ èëè îñëîæíåíèé è äàæå ñìåðòè ïàöèåíòà çàâèñèò ìíîãî îò ÷åãî, è ïîõîæ íà ëîòåðåþ..óâû..íî áåç âðà÷åé âñ¸ ýòî ïðèîáðåëî áû õàðàêòåð õàîñà…

È âòîðîå. Áîðèòåñü çà ñåáÿ è ñâîèõ ðîäíûõ. È ñëåäèòå çà ñâîèì çäîðîâüåì! Âñå áîëÿ÷êè ñåé÷àñ êàòàñòðîôè÷åñêè ìîëîäåþò. Ñî ìíîé â ïàëàòå ëåæàëà äåâî÷êà 32õ ëåò. Ïîñëå òÿæåëåííîãî ãåìîððàãè÷åñêîãî èíñóëüòà. Êðîâü â ãîëîâå, ãåìàòîìà 6ñì. Íå ïüåò, íå êóðèò, áëàãîïîëó÷íàÿ ñåìüÿ, ëþáÿùèé ìóæ, ñûí-ïåðâîêëàøêà. Ñêîðàÿ, êîãäà ïðèåõàëà ê íèì íà ñóäîðîãè è ïîòåðþ ñîçíàíèÿ, ñíà÷àëà ïðåäïîëîæèëà, ÷òî íàêóðèëèñü èëè øèðíóëàñü ÷åì-òî. Ïîòîì ïîíÿëè, ÷òî äåëî ïëîõî…äîì÷àëè..äîëãî-äîëãî âûõàæèâàëè, íàäåæäû íå áûëî…ñïàñëè..äåâî÷êà ñåé÷àñ ïîòèõîíüêó âîçâðàùàåòñÿ ê æèçíè, ïðîáóåò õîäèòü..íåñêîëüêî êóðñîâ ðåàáèëèòàöèè..ýòî âñ¸ òÿæåëî, íî âîçìîæíî…è ìîãëî áûòü ãîðàçäî õóæå.

Ìîæåò áûòü, ìîÿ èñòîðèÿ äàæå íåìíîãî ðîæäåñòâåíñêàÿ )

Äîáðà âñåì.

È ÇÄÎÐÎÂÜß!

Источник