Инфаркт малыш и карлсон
Театр Сатиры (Основная сцена)
Триумфальная пл., 2
Возрастной ценз: 0+
Продолжительность 2 часа, с одним антрактом
Премьера состоялась 3 марта 1968 года
Спектакль был поставлен в 1968 году и до сегодняшнего дня не сходит со сцены, став символом детского репертуара Театра сатиры, более того — это одна из самых старых детских постановок в стране.
Спектакль по знаменитой повести Астрид Линдгрен появился в России даже раньше, чем в Швеции. В роли Карлсона Спартак Мишулин выступил более 2000 раз, объехав с этим спектаклем всю страну. Сам артист говорил, что Карлсон будет одним из самых любимых персонажей, пока дети не перестанут быть одинокими, а этого не случится, так как даже самые любящие родители больше остального заняты материальными заботами. И пока ребёнок чувствует себя одиноким, он верит в Карлсона. Карлсон, каким его видел Спартак Мишулин, — это выросший ребёнок, в котором жива детская душа. В нём сочетаются застенчивость и хвастовство, капризы и ласка, жадность и обидчивость, самоуверенность и шаловливость, грусть и восторженность — всё то, что парадоксальным образом наполняет внутренний мир ребёнка.
Сегодня артисты театра стараются сделать всё, чтобы с уходом Мишулина спектакль оставался на высоте и продолжал радовать зрителей. Декорации для спектакля создал знаменитый театральный художник Борис Мессерер. Перед зрителями открывается вращающийся город Стокгольм, каморка Карлсона, окружённая дымоходными трубами и уютная комната Малыша, где горит камин, а на окнах висят симпатичные занавески.
Автор инсценировки: С. Прокофьева
Постановка: Маргарита Микаэлян
Режиссер: Спартак Мишулин
Композитор: Андрей Эшпай
Художник: Борис Мессерер
В ролях:
Малыш — Марина Маняхина / Арина Кирсанова
Карлсон — Сергей Чурбаков / Павел Мисаилов
Астрид — Вероника Агапова / Елена Синилова
Бетан — Мария Козакова / Арина Кирсанова
Мама — Ольга Суркова / Татьяна Титова / Ольга Кузнецова
Фрекен Бок — Наталия Фекленко / Наталия Защипина
Филле — Антон Буглак / Сергей Беляев / Артем Минин
Рулле — Максим Демченко / Сергей Беляев
Пелле — Евгений Толоконников / Артем Минин / Никита Манилов
Старушки — Татьяна Титова / Ольга Суркова / Анастасия Кузнецова
Ольга Кузнецова / Лилия Шарапова / Майя Горбань
— Тебе-то, конечно, пустяки, – огрызнулся Карлсон, потирая коленку. – Вот сам бы свалился, тогда бы я на тебя поглядел.
— Тебе больно? – встревожился Малыш.
— Еще бы не больно! Если хочешь знать, то я сейчас самый тяжелый больной в мире. И если уж я расшибся для твоего удовольствия, значит, ты и должен меня лечить…
Карлсон сразу же бухнулся в постель.
— Давай лекарство! – крикнул он Малышу.
Малыш протянул ему банку. Ему было очень интересно, поможет ли Карлсону это лекарство.
До сих пор он считал, что лекарство должно быть горьким, но Карлсон заявил, что от ушибов лучше всего помогает варенье. Это было бы здорово…
Сначала казалось, что нет, не поможет. Карлсон выпил варенье прямо из банки, через край, и задумался. Словно прислушивался, что у него происходит внутри.
— Больше варенья нет? – спросил он потом.
— Нет.
— Ни капельки?
Малыш заглянул в банку и сказал:
— Ни капельки.
И только тогда Карлсон воскликнул:
— Ура! Случилось чудо. Я выздоровел.
Малыш с надеждой подумал, что может быть, и ему завтра удастся ушибить коленку.
А Карлсон сказал:
— Теперь я непрочь немного поразвлечься. Пойдем баловаться…
Они совсем немного погуляли по крышам, и вдруг Карлсон сказал:
— Тсс!
Малыш тоже увидел двух мужчин, которые лезли на чердак.
— Воры! – радостно прошептал Малыш.
Загрузка…
Adblock
detector
Источник
Родители наших маленьких пациентов, которым предстоит процедура лечения зубов под общим обезболиванием (наркоз Севоран), очень часто сильно волнуются, беспокоясь о том, как пройдет само наркозное лечение, как малыш проснется после него, а также о состоянии ребенка после наркоза.
Очень часто родители спрашивают детского стоматолога: “Ребенок такой маленький, ему разве можно делать наркоз, это не опасно?”. Лучший ответ на такой вопрос – данные статистики проведенных наркозных лечений в нашей клинике за год. Итак, самому нашему маленькому пациенту на момент наркозного лечения исполнился 1 год и 1 месяц. Малышу проводилась пластика уздечки языка лазером. Время наркозного лечения было совсем небольшим, всего 15 минут. Однако, ребенку немногим старше -1 год и 4 месяца, в условиях ингаляционной анестезии (Севоран), проводилось восстановление (реконструирование) передних зубов, разрушенных кариозным процессом практически до уровня десны. Средний возраст нашего пациента, которому проводилось лечение зубов под наркозом, составил 4 года и один месяц.
Еще один вопрос, который часто беспокоит родителей, касается времени, которое необходимо провести ребенку под наркозом, для того, чтобы вылечить зубы. Средняя продолжительность наркозного лечения, согласно статистическим данным, составляет 2 часа. Самый короткий наркоз – 15 минут, время самого продолжительного наркозного лечения составила 4 часа 45 минут у 3-х летнего карапуза. Еще раз отметим, что время наркозного лечения определяется объемом предстоящего стоматологического вмешательства и не зависит от возраста пациента.
Еще один популярный вопрос, родители искренне недоумевают: “Неужели доктор сможет вылечить все зубы за 30 минут, ведь именно это время указанно на сайте?”.
Отвечаем: 30 минут под Севораном, это минимальное время, за которое в большинстве случаев, пациента можно ввести в наркоз, выполнить стоматологическую процедуру (например, коррекцию уздечки языка или удаление зуба) и вывести из наркоза.
И последний вопрос, на который ежедневно отвечают наши администраторы: “Почему в вашей клинике такой дешевый наркоз?”
Конечно, это вопрос, который настораживает некоторых родителей, особенно, если они были на консультации в других детских специализированных клиниках.
Отвечаем: руководство клиники не ставит задачу получения сверхприбыли за наркозное лечение, а хочет сделать лечение зубов под наркозом доступным для максимального количества нуждающихся детей. Детская стоматология представлена в большинстве частных стоматологических клиник, однако даже в Москве, не говоря о регионах, мало клиник, где проводится лечение и удаление зубов под наркозом и седацией, что обусловлено высокими требования, предъявляемыми к клинике, и дорогостоящим наркозным оборудованием. В связи с этим, стоимость лечения зубов под наркозом держится на стабильно высоком уровне.
Лечение детей в условиях ингаляционной анестезии является приоритетным направлением работы нашей детской зубной клиники. Наш коллектив стремится оказывать медицинские услуги на самом высоком уровне, по ценам ниже среднего на аналогичные услуги в других детских стоматологиях.
В гостях у Карлсона интересно и совсем не страшно лечить зубки, и что немаловажно, доступно для среднего бюджета.
10 ноября 2014
Источник
Но прежде чем рассматривать и толковать сюжет, предлагаю из имеющегося у нас материала составить психологический портрет Малыша и закрепить основные пункты теории Фрейда по толкованию сновидений.
Начнём с Малыша. Как видно из самого начала мульта, ещё с титров, Малыш стоит у перехода, ожидая зелёный сигнал светофора. У него за плечами ранец, следовательно, он идёт из школы. Но заметьте: рядом нет родителей! То есть, в свои семь с небольшим, Малыш считается достаточно самостоятельным, чтобы не быть под пристальной родительской опекой. Чуть позже мы узнаём возможную причину такого воспитания: в его семье, помимо него самого, есть старший брат и сестрёнка. В таких семьях (путь и шведских) самому младшему ребенку достаётся самая невыгодная роль. В основном, из-за стандартного в таких случаях задиристого характера брата. Таким образом, можно заключить, что у Малыша присутствуют определённые психологические мотивы вести себя по-иному. В ходе нашего анализа мы поймём, что такое психическое изобретение как «Карлсон» могло появиться только в результате серьёзного ментального соревнования с членами семьи.
В мультфильме не показано, когда Малыш ложится спать, но мы можем предположить, что это происходит после обеда. И тут ему снится сон…Да, зрители могут об этом и не догадываться, но вряд ли летающий с пропеллером мужчина мог существовать на самом деле, да и окна в детской комнате никогда так сильно не раскрыты – в целях безопасности. Поэтому у нас есть полное право воспринимать эти места мультфильма как сновидение.
Но прежде, чем рассматривать непосредственно сновидение Малыша, предлагаю вспомнить опорные пункты фрейдовского толкования снов. Его главным утверждением является то, что сновидение – это всегда исполнение нашего желания. Даже если нам кажется, что такого, как нам снилось, мы никогда бы пожелать не могли, то это наше заблуждение, потому что действительные желания носят иррациональный характер и являются бессознательными. И такое место как «бессознательное» и есть первопричина наших сновидений. У сновидения ночью только один способ познания – воспоминание (поскольку все наши органы чувств во сне бездействуют), следовательно, материал сновидений составляют только уже увиденные или услышанные вещи.
Мы верим в реальность образов сновидений, потому что во сне у нас нет других впечатлений для сравнения, ибо мы оторваны от внешнего мира.
Итак, если представить наиболее просто механизм появления сновидений, то он будет выглядеть следующим образом: у нас есть бессознательное желание, которое сидит внутри нашей психики. Как правило, это желание не является чем-то конкретным, как, скажем, посмотреть какой-то фильм. Это желание инстинктивно, порой животно, зачастую сексуально и редко вяжется с принципами морали. Вот почему о нём в сознательном состоянии мы не вспоминаем, точнее, не даём себе вспомнить, так как у нас есть вторая психическая система, которая как цензура прикрывает все непотребное. Причём, делает это очень ловко. Правда, в состоянии сна, наше сознание становится уязвимее и бессознательное желание начинает потихоньку себя проявлять. В качестве средств такого проявления, оно берет недавние образы и мысли, в качестве языка, которым и хочет себя выразить. Но наша цензура даже и во сне чрезвычайно мощна, поэтому она, словно стража, ставит щит этим бессознательным желаниям. Чтобы обойти этот щит, бессознательные желания должны переодеться или замаскироваться под что-то. В результате этого в сновидении возникают не просто образы, а образы-символы, за которыми, чтобы обмануть нашу цензуру, и сидят бессознательные желания. В результате такой работы и происходит искажение сновидения, а также его смещение. Или, если сказать по-другому, с помощью искаженных и невероятных образов сновидения наши желания прячутся от цензуры.
Малыш хочет собаку. Почему? Если подвергнуть анализу эту, кажущуюся понятной идею, то мы получим очень интересную трактовку. В сущности, собака – это друг. То есть тот, кто всегда находится с тобой и не способен на предательство. Малышу очень нужен такой друг, потому что дружить ему не с кем. Его старший братец в меру своего статуса противен, сестра не интересна, как представитель другого пола, родители индифферентны, а уличные дети задиристы и хулиганисты. Итак, собака – это бессознательное и сознательное желание Малыша. От сознательного там только воплощение необходимости дружить в образе и существе собаки.
Сновидение начинается. Малыш сидит на подоконнике и тут слышит непонятный шум. Из окна становится виден порхающий рыжеволосый коротышка с пропеллером. Он говорит: «Скажите, а можно тут у вас совершить посадку?» Прежде, чем заняться толкованием этой фразы, важно заметить, что все слова, предложения и образы в сновидении – это уже виденные и слышанные слова и образы в бодрствовании.
Когда нечто в сновидении имеет характер разговора, то есть говорится или слышится, а не просто мыслится – что, как правило, можно с уверенностью различить, – то это проистекает из разговоров в бодрствующей жизни, которые, однако, перерабатываются, раздробляются, слегка изменяются и, самое главное, вырываются из контекста.
Поэтому, мы можем предположить, что Малыш уже слышал эту фразу днём, скажем, когда смотрел по телевизору что-то про самолёты. Кстати пропеллер у Карлсона – это оттуда же, просто в сновидении под действием смещения, фантазия Малыша приспособила его к этому странному объекту. Кстати, давайте сразу обозначим, что означает образ Карлсона. У него есть пропеллер – от впечатлений от самолётов, рыжие волосы – как и окраска щенка. Но в нашем анализе Карлсон – это ещё и переработанный образ отца Малыша. Насколько нам известно из мультфильма, характер отца довольно жесткий, но слегка безучастный. А Малышу хочется видеть в папе героя – человека с пропеллером, который умеет летать и обязательно с ним подружится и даже возьмет покатать. Вместо этого, как мы видим, отец строг и не слишком любит отрываться от собственных дел.
Раз уж мы взяли фрейдистскую теорию, мне, наверное, не уйти от вопроса об Эдиповом комплексе, когда первое сексуальное желание ребенка направляется на его мать, а первое желание совершить насилие – на отца. Но здесь, как раз таки другой случай. Вернее, Эдипов комплекс конечно же был, но для толкования он не представляет ценности. И вот почему: Отношения мальчика к отцу амбивалентно. Помимо ненависти, из-за которой хотелось бы устранить отца в качестве соперника, обычно имеется и некоторая доля привязанности к нему. Обе установки сливаются в отождествлении с отцом: хотелось бы занять место отца, потому что он вызывает восхищение: хотелось бы быть таким, как он, и поэтому желательно его устранить.
Таким образом, сновидение исказило образ отца, придав ему, отчасти, недавнее впечатление дня (пропеллер, посадка), отчасти проявив в этом образе реализацию бессознательного желания – найти друга. Фраза Карлсона «Я мужчина в полном расцвете сил» только подтверждает наше предположение. Очевидно, малыш слышал это от отца, когда тот произносил эти слова в разговоре с матерью. Возможно, он стал свидетелем сцены, когда отец предлагал в связи со сказанным маме Малыша «немножко пошалить». По понятным причинам, Малыш воспринял эти слова дословно и его бессознательное образовало сновидение с участием Карлсона. Кроме того, фраза «спокойствие, только спокойствие» – это любимая присказка отца – вкладывается в уста изобретенного друга. В мультфильме Карлсону постоянно требуется топливо для пропеллера в виде сладостей и варенья. Это тоже входит в нашу теорию. Дело в том, что сладкое, столь любимое Малышом, достается ему слишком редко, так как его непосредственный конкурент – брат забирает все раньше. Таким образом, бессознательное Малыша как бы ставит вещи на свои места: варенье должно достаться не брату, а возможно увиденные кадры про заправку самолетов топливом превращаются работой сновидения в заправку вареньем.
В мультфильме есть также один очень важный для анализа элемент. Наказанный за шалости Малыш, слышит об братца и обиды в свой адрес. Он решает рассказать маме о своих наблюдениях. Он ставит вопрос о том, что, неужели ему, Малышу, после смерти брата придётся жить с его женой. Раз уж он донашивает его вещи. Таким образом, братец является самым главным препятствием. Дело в том, что помимо эдиповкской неприязни к отцу, мальчик испытывает также и более дружелюбное чувство к своему родителю. Ведь отец для ребенка – это как бы его проекция в будущее. Но правило очереди, место в которой Малышу – всегда за братом, искажает это представление.
Очень знаменательным моментом в мультфильме является сам полёт Малыша на шее у Карлсона. Фрейд объясняет полёты в сновидении следующим образом:
Сновидения, которых человек летает или испытывает чувство страха, также повторяют впечатления детства, а именно относятся к подвижным играм, которые столь привлекательны для ребенка. Кто из родных не делал вид, будто ребенок летает, держа его на вытянутых руках и бегая с ним по комнате, или не играл с ним в «падение», усаживая его на колени и неожиданно раздвигая ноги, или поднимая его вверх и внезапно лишая поддержки.
Другое объяснение полётов во сне – это ночные эрекции, так как увеличивающийся в размерах орган не утяжеляется, а наоборот, поднимается вверх (в древности такие органы даже изображались с крылышками). Но в случае с Малышом от этого придётся отказаться, так как ему нет и восьми.
Вернемся к отношениям с отцом и матерью. Очень значительно, когда Карлсон, прикинувшись больным, говорит Малышу: «Ты должен стать для меня родной матерью». Это означает, что восприятие отца не в качестве соперника (Эдипов комплекс), а в качестве друга, говорит о том, что он становится на место матери. Это слишком сложная тема, поэтому обсуждать здесь мы её не станем, а всех интересующихся отошлём к работе Фрейда «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве».
Сновидение Малыша и образ Карлсона – это наиболее яркий пример взаимодействия трёх основополагающих инструментов, которыми пользуется сновидение: цензура (искажение образа ради воплощения бессознательного желания); смещение и сгущение, которые насытили образ воспоминаниями недавних сцен.
Финальная сцена мультфильма. Малышу на его восьмилетие дарят собаку. Желание исполнено, потребность в образе Карлсона, как его заменителя исчезла. Держа под мышкой щенка, Малыш оглядывает пустую комнату и произносит: «Карлсон, ты где?»
Обсуждение устроим в комментах, а вот использованная литература: Фрейд. «Толкование сновидений», «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве», «Тотем и табу», «Достоевский и отцеубийство».
Источник
Синдром Карлсона у детей – особенность психического развития, характеризующаяся наличием воображаемого друга. Персонаж – человек, животное, сказочное существо, литературный герой – создается воображением ребенка. Синдром проявляется эпизодами общения, игры, бытовых ритуалов с невидимым товарищем. Ребенок спрашивает, озвучивает просьбы, ставит дополнительную тарелку, делится одеждой, игрушками. Диагностика проводится методом беседы, наблюдения. Чрезмерно замкнутым, предпочитающим фантазии реальному миру детям требуется семейная, индивидуальная психотерапия.
Общие сведения
Название синдрома возникло благодаря повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» о мальчике и воображаемом человечке, живущем на крыше. Особенность дружбы персонажей книги – встречи происходят при переживании одиночества, обиды, грусти ребенком. Общение с Карлсоном компенсирует мягкость, нерешительность Малыша, направлено против требований, запретов родителей. Синонимичные названия синдрома – невидимый друг, воображаемый партнер. Данная психологическая особенность проявляется у детей с 3 лет, к 6 годам симптомы исчезают. Информация о распространенности синдрома отсутствует – часто проявления не вызывают беспокойства родителей, проходят самостоятельно, не препятствуя развитию, социализации ребенка.
Причины синдрома Карлсона у детей
Активное формирование воображения у детей становится основой для создания невидимого товарища. Отсутствие внешних стимулов, способных увлечь ребенка, делает фантазирование источником развлечений. Причинами выраженного синдрома Карлсона являются психологические проблемы. Выдуманный персонаж помогает справиться с негативными эмоциями, компенсирует недостающие личностные качества. Провоцирующими факторами являются:
- Дефицит общения. Возраст 3-7 лет – период интенсивного развития коммуникативных навыков. Вымышленный товарищ удовлетворяет потребность ребенка общаться, играть, устраняет чувство заброшенности, ненужности, возникающее при чрезмерной занятости родителей, непринятии сверстниками.
- Страхи, фобии. Придуманный персонаж наделяется храбростью, отвагой, становится защитником ребенка. Фантазия позволяет победить чувство неуверенности, детские страхи.
- Чувство вины. Дети чувствуют свою причастность к семейным ссорам, проблемам родителей. Отношения с другом-невидимкой используются для переноса вины либо получения оправданий, поддержки.
- Гиперопека, запреты. Тотальный родительский контроль, чрезмерная забота, ограничения, правила не оставляют пространства для самостоятельности, реализации желаний ребенка. Дружба с воображаемым партнером становится способом почувствовать свободу, собственную значимость.
- Недостаток интересных событий. Фантазия используется для переживания новых впечатлений. Ребенок выдумывает персонажей, обстановку, события, которые захватывают эмоционально – позволяют пережить радость, восторг, удивление, страх.
Патогенез
Феномен придуманного спутника отслеживается на ранних этапах филогенеза – в ранние исторические времена воображаемые партнеры являлись сверхъестественными существами: духами, домашними богами, домовыми, ангелами-хранителями, музами. Оберегали, обеспечивали комфорт, помогали принимать важные решения, становились источниками вдохновения. В онтогенетическом развитии выдуманные друзья возникают у 3-6 летних детей, выполняют аналогичные функции. Основой синдрома Карлсона является интенсивное развитие воображения – функции мышления, реализующей отделение от конкретной ситуации, создание новых образов. Появление вымышленного товарища провоцируется психологическими проблемами различного типа – страхами, одиночеством, блокированными потребностями. Персонажу приписываются черты, позволяющие снизить чувство дискомфорта, компенсировать эмоциональную напряженность. Фантазийное общение, игры, бытовые ритуалы восстанавливают комфортное состояние ребенка.
Симптомы синдрома Карлсона у детей
Воображаемый товарищ – человек (ребенок, взрослый), животное, герой сказки, мифа, религиозного учения – наделяется определенным набором качеств, зависящих от особенностей психологической проблемы, составляющей основу синдрома. Дети, испытывающие страх, создают храброго, готового защищать персонажа. Чувство одиночества порождает доброго, общительного, веселого компаньона, готового играть, развлекаться. Товарищ, склонный к проказам, шалостям, приключениям компенсирует родительскую гиперопеку, строгие правила воспитания. Дети, страдающие от чувства вины, имеют партнера, способного поддержать, высказать одобрение, оправдать либо перенять вину.
Синдром Карлсона проявляется рассказами о придуманном партнере. Дети редко скрывают его существование в воображении, они организуют повседневные ритуалы, игры с учетом потребностей, желаний товарища. Во время приема пищи ставят дополнительный столовый прибор, просят маму дать еды, кладут вторую подушку, делят игрушки на двоих, озвучивают правила игры. Общаясь, подбадривают, осуждают, спорят с фантазийным персонажем. При ярко выраженной симптоматике дети большую часть времени проводят с вымышленным героем в ущерб реальным межличностным контактам.
Осложнения
Осложнение синдрома Карлсона – проблемы социальной адаптации. При выраженной клинической картине ребенок отказывается играть со сверстниками, не пытается подружиться, избегает контакта с матерью, отцом. Дружба-фантазия становится приоритетной – любая ситуация поддается контролю, является эмоционально комфортной. У детей 5-8 лет симптомы постепенно редуцируются. Уход в фантазии может закрепиться как способ психологической защиты, проявляться у подростков, взрослых. Он снижает социальную активность, препятствует установлению продуктивных межличностных контактов.
Диагностика
Большинство случаев синдрома Карлсона не становятся причиной обращения к врачу – у ребенка есть «особый» друг, но сохраняется социальная активность, интерес к общению с детьми, родителями. Постепенно выдуманная дружба заменяется реальными отношениями, учебой, спортом, творчеством. Вопрос о необходимости медицинской помощи возникает, когда ребенок замыкается, отказывается контактировать с людьми, не отделяет фантазию от реальности, не проявляет интереса к деятельности, свойственной возрасту (игры, учеба, творчество). Диагностика осуществляется врачом-психиатром, психологом, психотерапевтом. Используются следующие методы:
- Беседа. Специалист опрашивает родителей об особенностях проявлений синдрома, их продолжительности, частоте, сопутствующих эмоционально-поведенческих особенностях. Беседа с ребенком позволяет узнать имя друга, возраст, личные качества.
- Наблюдение. Оценивается поведение ребенка, эмоциональные реакции, взаимоотношения с мамой, папой, преобладающий способ воспитания. Фантазийный персонаж может «присутствовать» на приеме врача, в таком случае наблюдение позволяет предположить причины развития дружбы.
- Проективная психодиагностика. Рисуночный метод исследования дает наиболее подробную информацию о выдуманном персонаже, его качествах, особенностях дружбы. По особенностям изображения, результатам пострисуночного опроса определяются эмоциональные проблемы (страх, переживание вины, неуверенность, одиночество).
В детском возрасте дифференциальная диагностика не представляет сложности: основной симптом – наличие выдуманного персонажа – является уникальным. Эпизодические проявления синдрома Карлсона у пациентов подросткового, юношеского возраста требуют различения с галлюцинаторной, бредовой симптоматикой, характерной для шизофрении. Ключевой критерий – критическое восприятие «друга», различение реальности и фантазии. Дополнительно исследуются эмоционально-личностные черты, особенности мышления.
Лечение синдрома Карлсона у детей
Если нафантазированная дружба не становится центральной в жизни ребенка, не заменяет общения с реальными людьми, то лечение не требуется. Симптомы проходят к концу дошкольного детства. Помощь психотерапевта необходима, когда синдром развивается на базе серьезных психических проблем – повышенной тревожности, неуверенности, страхов, подавленной агрессии, заниженной самооценки. Применяются:
- Консультирование. Психотерапевт проводит беседу с родителями, поясняя влияние воспитания, семейных отношений на развитие синдрома. Дает индивидуальные рекомендации: проводить больше времени вместе, снизить уровень запретов, требований, высказывать похвалу, поддерживать.
- Когнитивно-бихевиоральная терапия. Индивидуальные занятия направлены на устранение имеющихся поведенческих и эмоциональных нарушений. Психотерапевт помогает ребенку почувствовать, проговорить имеющиеся страх, обиды, неприятные чувства, заменить их продуктивными.
- Семейная психотерапия. Встречи психотерапевта, ребенка и родителей позволяют изменить внутрисемейные отношения, способствующие развитию синдрома. В ходе тренингов, игр участники научаются замечать и корректировать поведение, стиль воспитания.
Прогноз и профилактика
Синдром Карлсона – проблема социального характера. Прогноз определяется готовностью родителей стать более внимательными к проблемам ребенка. Исход благоприятный – фантазийная дружба сменяется реальной. Профилактика основана на поддержании доверительных, доброжелательных семейных отношений, являющихся основой эмоционального комфорта ребенка. Развитие детского воображения необходимо поддерживать творческими занятиями – рисованием, моделированием, лепкой, играми. Важно помнить: выдуманный друг – помощник малыша. Нельзя ругать, наказывать за существующую дружбу. Ровное, спокойное отношение к фантазии без лишнего подыгрывания способствует постепенному самостоятельному исчезновению симптомов.
Источник