Игры на развитие мелкой моторики после инсульта
По данным статистики России каждые полторы минуты кто-то переносит инсульт. И все с разными последствиями. Кто-то быстро идет на поправку и может восстановить подвижность организма практически до предынсультного состояния. Кому-то реабилитация дается очень тяжело. И в том и другом случае для человека после инсульта самыми главными остаются три вещи:
- Компетентная и своевременная медицинская помощь, грамотная реабилитация.
- Понимание того, для чего нужно жить дальше и пытаться восстановиться.
- Поддержка близких людей, которые часто становятся «движущей силой» выздоровления.
Памятка для тех, кто рядом
- Старайтесь как можно больше разговаривать с человеком после инсульта. Не отстраняйте его от решения бытовых и семейных вопросов. Не договаривайте за него слова и фразы, лучше подождать, когда он сам их произнесет.
- Если после инсульта у человека сохраняется подвижность, старайтесь поручать ему посильные задания: порезать овощи, вытереть пыль, помыть посуду. Пусть это будет дольше, чем обычно. Но так человек будет чувствовать свою нужность, не будет изолированным от привычной жизни.
- Всегда верить в успех реабилитации, напоминать о том, чего удалось достичь, сравнивать результаты месячной давности и сегодняшнего дня, чтобы был виден прогресс.
- Оставить место для юмора. Здесь каждый сам отмеряет границы, понимая, где можно «приперчить» так, чтобы не унизить и не обидеть близкого.
Самое сложное для тех, кто заботится о больном – не опускать руки, когда сам человек не хочет заниматься, все время отговаривается: «потом», «не хочу», «а зачем», «это ничего не изменит». В такие минуты они похожи на детей, которые не хотят учить свои уроки. Как в таких случаях поступать? Почти так же, как и с детьми: сделать занятия увлекательными и веселыми, почти как детская игра!
Игры
Игра на координацию движений. С ее помощью в некоторых реабилитационных центрах уже прошли успешное восстановление несколько пациентов. Задача игрока – обвести крючочком все пальчики. Но если задеть какой-то пальчик, раздается звуковой сигнал, так что нужно стараться быть внимательным и аккуратным!
Тренажеры для дыхания «Футбол», «Летающий шарик» могут понадобиться на артикуляционной гимнастике при нарушении речи. Также мышцы лица может помочь разработать озорная игра «Кривляки».
Для восстановления речи благоприятно:
– разучивать стишки,
– петь песни (если человек может повторить мотив – это уже прогресс),
– повторять скороговорки (лучше взрослые и озорные, типа «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ» или «О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана Манили меня?»),
– слушать радиоспектакли и аудиокниги (важно, чтобы записанная речь была выразительной).
Для развития мелкой моторики рук используют:
- Паззлы. Желательно с крупными деталями и четкими рисунками. Например, «Мир животных».
- Пинцет. Им можно захватывать кусочки порванной бумаги, бусины, фасолины, макароны.
- Шнуровки, например, «Сыр» или «Ботинок». Можете попробовать игру на ловкость «Достань конфетку».
- «Стучалка». Такая простая детская забава очень помогает в развитии координации движений.
- Матрешка. Порадуйте близкого – спрячьте внутри вкусняшку или мотивирующую записку.
- Тренажер «Левое-правое».
- Мозаики. Хорошо подойдет вот такая – из палочек с готовыми заданиями.
- Прописи. Они могут быть деревянными или на бумаге.
- Многим пациентам рекомендуют лепку из пластилина или теста. Начинают, как всегда, с простых заданий: скатать шарик, колбаску, сделать лепешку. Затем собирают фигуры из нескольких деталей, а потом – выщипывают части фигуры из большого куска.
Очень помогает в реабилитации рисование. Кисти можно использовать, а можно рисовать и просто пальцами и ладошками. Это поможет снова найти контакт со своим телом, научится чувствовать его. Но при таком рисовании краски лучше использовать пальчиковые (они, к слову, легко смываются и отстирываются).
И, конечно, раскраски. Они помогают тренировать силу нажатия, регулировать длину штрихов, оттачивают аккуратность. Раскраски сейчас бывают не только в классическом исполнении, но и многоразовые.
Можно запастись головоломками:
- Танграм,
- Многоразовые карточки «Головоломки»,
- Магнитная игра «Деловые жуки»,
Все эти игры развивают мелкую моторику, помогут в восстановлении мыслительных процессов. К тому же они очень компактны, поэтому их легко брать с собой в поездки (например, в санаторий или центр реабилитации).
Некоторые люди после инсульта увлекаются разгадыванием кроссвордов, сканвордов и т.п. Попробуйте и другие игры со словами, например «Словодел» или Настольную игру «Словечки». Обе они хороши и в случае потери речи.
Не забывайте о расслабляющих массажах и гимнастике для глаз. В первом случае могут помочь тактильные мячики, а во втором – обычный карандаш, за движениями которого нужно следить глазами.
Используйте и подручные средства:
– закручивайте крышки на банках и бутылках,
-перебирайте макароны, фасоль,
– рисуйте на манке пальцами и палочкой,
– прицепляйте бельевые прищепки к краю коробки,
– рвите и комкайте бумагу.
И, конечно, помните о прекрасном: чаще смотрите позитивные фильмы, слушайте любимую музыку или звуки природы, читайте любимую литературу, бывайте на свежем воздухе (насколько это возможно), общайтесь с единомышленниками. Это важно как для того, кто восстанавливается после инсульта, так и для тех, кто ему в этом помогает, отдавая родному человеку частичку своего сердца.
Источник
Развитие мелкой моторики
Напомню постулат, известный всем опытным воспитателям детских садов: «Есть прямая зависимость между развитием руки и речью». Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее малыши начинают говорить. Ускоренному развитию речи способствуют лепка, вдевание шнурков в дырки, вырезанные в картоне, сборка пазлов и т. п. Вспомните, как при особо усердном выполнении мелкой работы многие непроизвольно высовывают язык или двигают им во рту, как бы помогая своим рукам. Думаю, вы и сами понимаете важность развития руки и мелкой моторики для восстановления речи.
Приведу следующие примеры. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии ручной работы на развитие головного мозга. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Метод акупунктуры — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга.
Наши с вами предки также наверняка догадывались о чем-то таком. Хорошо знакомые нам с детства ладушки и другие подобные им народные игры не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж пальцев рук, развитие точных движений ладоней. Это и надо делать как можно чаще. Обязательно попробуйте играть в ладушки с пострадавшим от инсульта. Эта игра развивает двигательные функции руки, координацию движений, благодаря ей массажируются пальцы.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь руки и мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить говорить, например, малыша, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или заниматься мелкой моторикой.
…
Мелкая моторика рук взаимодействует с таки ми высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся ваша дальнейшая жизнь потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
Поэтому упражнения на развитие мелкой моторики являются важнейшей составляющей лечебной физкультуры. Эти упражнения требуют концентрации внимания, ловкости руки, гибкости пальцев. Например, мне при параличе руки помогло разминание жгута из полотенца с совершением действий, напоминающих обработку теста. Также я прокатывал кистью поврежденной руки мяч по столу движениями вперед-назад до предела и при этом стремился сохранить прямолинейность движения, что вначале давалось трудно. На первых порах, при затруднениях координации руки, я перекладывал игрушки, сначала крупные, потом мелкие, со стола в ящик. Затем стал делать то же самое с грецкими орехами, складывая их в пластиковые ячейки из-под конфет.
Также на первых порах, если в этом есть необходимость, следует пытаться адаптировать свои руки к бытовым условиям. Я, например, набирал пострадавшей рукой разные цифры на диске старого телефона. Поочередно нажимал двухклавишный выключатель света, передвигал костяшки старых бухгалтерских счетов, пытался поворачивать дверную ручку, нажимать кнопку слива воды в бачке унитаза, перебирал кнопки на клавиатуре неработающего компьютера, якобы набирая слова, и пр.
Кстати говоря, врачи рекомендуют почаще складывать дули, кукиши, до предела протискивая большой палец между другими пальцами ослабленной руки. Очень важно с усилием нажимать подушечкой большого пальца на подушечки других пальцев ослабленной руки. Последнее упражнение, согласно су-джок-терапии, особенно благотворно влияет на восстановление функций мозга, тренирует память. Очень эффективное упражнение на мелкую моторику — быстрое вращение двух грецких орехов в ладони пострадавшей руки как по часовой, так и против часовой стрелки.
Мой совет: активнее занимайтесь массажем пальцев и кистей, перебирайте крупные, а затем более мелкие предметы — пуговицы, бусины, крупы, гайки, болты, спички. Очень хорошо помогает лепка мелких фигурок из пластилина, для этой цели лучше брать пластилин, не прилипающий к рукам. Очень полезно высыпать спички из спичечной коробки, собирая их затем по одной пострадавшей от инсульта рукой. Старайтесь писать больной рукой — сначала толстым фломастером, затем более тонкими ручками.
Недавно в продаже появился прекрасный массажер для кисти и предплечья, который сам направляет вашу кисть, запястье, локоть, зону предплечья. Вам нужно только научиться удерживать его в руке разными способами. Это кистевой массажер Powerball, представляющий собой шар, удерживаемый в руке. Другой рукой или с помощью нити в этом шаре запускается вращение ротора с герконом. Ротор может раскрутиться внутри шара до 15 000 оборотов в минуту. В результате движение передается кисти, которая сама начинает совершать вращательные движения. Предусмотрено шесть способов удержания шара в руке, развивающих шесть групп мышц кисти, запястья, локтя, предплечья.
Рис. 1. Приспособления для разработки кисти и стопы
В целях восстановления чувствительности, улучшения кровообращения и двигательной активности суставов и мышц, воздействия на биологически активные точки, наращивания мышечной силы показано ежедневное применение:
• массажных валиков для прокатывания подошвы пострадавшей ноги;
• массажных кистевых эспандеров, мячиков и резиновых колец (если отсутствует спастика сгибателей пальцев);
• перетягивание руками каната на подвешенном вверху блоке с движением руки вверх;
• подтягивание вверх и подъем пластиковых бутылок по 0,25, 0,3, 0,5, 0,6 л или по 1, 1,5 и 2 л и пр.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
5. Нарушение моторики
Гипертиреоз, увеличение содержания тиреоидного гормона, увеличение моторики, уменьшение времени прохождения пищи, уменьшение времени переваривания и абсорбции жиров, диарея и стеаторея. Сахарный диабет: диарея носит вторичный характер и связана с
6.6. Расстройства воли, моторики и влечений
Расстройства волиВоля – это целенаправленная деятельность человека, способность ставить перед собой цели. Большое значение в формировании волевых актов имеет мотивационная сфера человека, которая представляет собой
Развитие моторики рук
Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев
Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий и игрушек
Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,
Игры и упражнения для развития ручной моторики
Массаж рук
Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько:Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по
Средства, используемые при нарушении моторики кишечника и кишечном дисбактериозе
Диарея (понос) – частое или однократное опорожнение кишечника с выделением жидких каловых масс. Причинами диареи могут быть инфекционные заболевания (сальмонеллез, дизентерия),
Регуляция моторики желудочно-кишечного тракта
Регуляция моторной функции пищеварительного тракта осуществляется нейрогуморальными механизмами.Активация блуждающего нерва усиливает перистальтику пищевода и расслабляет тонус кардии желудка. Симпатические волокна
Бульон из мелкой речной рыбы
Ингредиенты:1 кг речной рыбы, 2 луковицы, лавровый лист, соль.Способ приготовления:Рыбу промыть, выпотрошить, почистить. Лук очистить, вымыть.Рыбу залить кипящей водой (3 л), варить в течение 10–15 минут, периодически снимая пену.Добавить лук,
Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей
Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,
Игры на развитие мелкой моторики
Модное по нынешним временам словосочетание «мелкая моторика». Все молодые родители устремились развивать ее у собственных чад и обсуждать успехи и волшебные подробности своих занятий на разных форумах, площадках, блогах и прочих
Развитие мелкой моторики
Напомню постулат, известный всем опытным воспитателям детских садов: «Есть прямая зависимость между развитием руки и речью». Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее малыши начинают говорить. Ускоренному развитию речи
Комплекс упражнений для улучшения моторики кишечника и профилактики запоров при дисбактериозе
Упражнения этого комплекса лучше выполнять утром и/или во второй половине дня, но не ранее чем через 2 ч после приема пищи. Не следует спешить, упражнения надо выполнять
Суп из мелкой рыбы с солеными огурцами
На 1000–1200 г рыбы – 5 соленых огурцов, ? стакана огуречного рассола, ? стакана сметаны, 6–8 горошин черного перца, 1–2 лавровых листа.
Нарушения моторики желудка и гастриты
В равных долях:Трава волчецаТрава золототысячникаТрава полыни горькойГотовить как простой настой (см. гл. 1).Принимать по 1/3–1/2 стакана 3 раза в день. Рекомендуется при ахилии желудка («вялом» желудке).Кожура апельсина 2 частиКора
Источник
Инсульты – это тяжелые поражения ткани головного мозга, обусловленные острыми нарушениями церебрального кровообращения. На фоне продолжительного спазма магистральных сосудов или их закупорки развивается ишемическая форма, а при разрыве сосудистой стенки и последующем кровоизлиянии – геморрагическая. В первом случае симптомы могут нарастать постепенно, а во втором они всегда проявляются резко. При этом недостаточность мозгового кровообращения дает довольно грозные осложнения, одни из них – параличи и нарушения мелкой моторики после инсульта.
Восстановление таких больных занимает весьма продолжительное время, но реабилитационные мероприятия нужно как можно раньше. И делать их нужно под контролем опытных врачей. Специалисты клиники «Веримед» помогут пациенту вернуться к полноценной жизни.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это четкие целенаправленные движения кистей и пальцев рук, контролируемые центральной нервной системой. Они возможны только при безупречно согласованной работе головного мозга, органов зрения и проводящих импульс нервов. Существует неразрывная связь между двигательной активностью и когнитивными функциями. Поэтому, для восстановления мелкой моторики после инсульта в полном объеме требуется не только разработка мышц и суставов, но и упражнения, направленные на активизацию мыслительных процессов.
Симптомы нарушения моторики рук после инсульта
Клиническими признаками нарушения двигательной активности являются:
- резкое снижение мышечной силы (до полного исчезновения);
- быстрая утомляемость мышц;
- выраженное нарушение подвижности суставов на фоне контрактур;
- нарушение координации движений;
- снижение или потеря местной чувствительности.
Подвижность и координация могут дополнительно страдать вследствие развития болевого синдрома и отечности тканей.
Что мешает восстановлению моторики после инсульта
Улучшение двигательной активности рук и восстановление мелкой моторики после острых нарушений мозгового кровообращения – процесс довольно сложный. Он может быть ускорен применением эффективных методов лечения, а может быть и замедлен.
Причинами замедления (а иногда – и невозможности) реабилитации могут стать:
- неверный диагноз;
- поздно начатое лечение;
- серьезные нарушения питания местных тканей (нарушения кровообращения);
- травмы или хронические патологии близлежащих областей;
- депрессивные и апатичные состояния пациента;
- другие психические расстройства.
Как проводится восстановление моторики?
Борьба с нарушениями моторики рук после инсульта требует комплексного подхода. Лечение важно начать как можно раньше. Своевременная терапия дает гораздо больше шансов на быстрое достижение положительных результатов.
Обратите внимание: Важно помнить, что каждый день без тренировок способствует формированию в ЦНС стереотипа отсутствия движения. Прямым следствием становятся нарушения трофики тканей; развивается атрофия мускулатуры и декальцинация костной ткани.
Основными методами развития моторики рук в восстановительном периоде после перенесенного инсульта являются массаж и гимнастические упражнения.
Кисти и пальцы содержат огромное количество нервных окончаний. Если из ЦНС не поступает адекватный сигнал к движению, важно направить его от пальцев к мозгу. Местный массаж, назначаемый пациентам, способствует восстановлению путей передачи нервных импульсов – т. н. рефлекторной дуги. Кроме того, физическое воздействие на ткани способствует улучшению местного кровотока (микроциркуляции) и, соответственно, улучшению трофики тканей. Благодаря профессиональному массажу, применяемому в комплексе с другими методиками, можно в сжатые сроки восстановить способность к активным точным движениям, а также тактильную чувствительность.
Еще один важный момент при восстановлении мелкой моторики после инсульта – регулярное выполнение гимнастических упражнений. Такие занятия служат для профилактики дальнейшего снижения двигательной активности, предупреждают развитие мышечных и суставных контрактур и способствуют восстановлению функций. Регулярные занятия под руководством врачей помогают пациентам после инсульта быстрее адаптироваться в бытовых условиях. Возможность полного самообслуживания является одной из важнейших задач реабилитационных методик.
Все упражнения необходимо выполнять обеими руками синхронно. Обычно нарушена подвижность одной из них, и симметричные действия значительно ускорят восстановление. Продолжительность гимнастики должна составлять не более 8-10 минут в час, чтобы не развивалась значительная усталость. Комплекс движений важно повторять регулярно, чтобы заново сформировать мышечный рефлекс и двигательный стереотип.
Примеры упражнений:
- Сожмите пальцы в кулак, увеличивая усилия в финальной фазе движения. Медленно разожмите их, стараясь представить себе действие каждой мышцы.
- Поместите кисти рук на горизонтальную поверхность, развернув их ладонями кверху. Немного раздвиньте пальцы. Приподнимите мизинцы, стараясь сохранить неподвижность остальных пальцев. Зафиксируйте их в этом положении на 3-5 секунд и расслабьте. Выполните аналогичное упражнение последовательно для всех остальных пальцев.
- Положите ладони на стол так же, как и при выполнении предыдущего упражнения. Поочередно опишите круги (по часовой стрелке и против нее) приподнятыми пальцами, начиная с мизинца.
Для разработки мелкой моторики при восстановлении после инсульта полезно использовать подручные материалы. Отличного эффекта позволяют добиться такие действия, как перебирание крупы, лепка из пластилина, застегивание пуговиц и завязывание узлов на веревке.
Влияние психологического настроя при развитии моторики рук
Инсульт нередко становится настоящей трагедией как для больного, так и для его семьи. Поражения мозга провоцируют снижение психической активности и эмоциональную лабильность. Больной может как бы «махнуть рукой» на себя, у него появляется безразличие, периодически сменяющееся вспышками раздражительности и даже гнева. Апатия бывает настолько велика, что человек не хочет выполнять никаких упражнений, пытаться вставать, хоть как-то двигаться.
К объективным причинам снижения психологической активности добавляются внутренние переживания, обусловленные изменением привычного образа жизни, невозможностью обхаживать себя, принимать какие-то глобальные решения. Неподвижность, изоляция, боязнь стать обузой, страх перед будущим превращают еще вчера активного и свободолюбивого человека в совершенно безвольного и апатичного. Он теряет веру в собственные силы, возможность развития моторики рук и возвращению к прежней жизни. На этом фоне может появиться депрессия, которая только усугубит ситуацию.
Такому человеку обязательно нужна не только моральная поддержка родных и близких, но и помощь врача.
Опыт психологов и психиатров центра «Веримед» позволяют быстро и точно определить корень имеющейся проблемы, найти «ключик» как к самому пациенту, так и к его родственникам. Специалисты подберут правильную схему терапии, способствующую мотивации пациента на выполнение необходимых упражнений, устраняющую основные проявления апатии, депрессии и других психических расстройств. А с верой в скорейшее выздоровление восстановление мелкой моторики рук после инсульта пойдет гораздо быстрее.
Не позвольте упадническому настроению погубить вашу дальнейшую жизнь – звоните нам просто сейчас!
Источник