Игры мелкой моторики после инсульта
По данным статистики России каждые полторы минуты кто-то переносит инсульт. И все с разными последствиями. Кто-то быстро идет на поправку и может восстановить подвижность организма практически до предынсультного состояния. Кому-то реабилитация дается очень тяжело. И в том и другом случае для человека после инсульта самыми главными остаются три вещи:
- Компетентная и своевременная медицинская помощь, грамотная реабилитация.
- Понимание того, для чего нужно жить дальше и пытаться восстановиться.
- Поддержка близких людей, которые часто становятся «движущей силой» выздоровления.
Памятка для тех, кто рядом
- Старайтесь как можно больше разговаривать с человеком после инсульта. Не отстраняйте его от решения бытовых и семейных вопросов. Не договаривайте за него слова и фразы, лучше подождать, когда он сам их произнесет.
- Если после инсульта у человека сохраняется подвижность, старайтесь поручать ему посильные задания: порезать овощи, вытереть пыль, помыть посуду. Пусть это будет дольше, чем обычно. Но так человек будет чувствовать свою нужность, не будет изолированным от привычной жизни.
- Всегда верить в успех реабилитации, напоминать о том, чего удалось достичь, сравнивать результаты месячной давности и сегодняшнего дня, чтобы был виден прогресс.
- Оставить место для юмора. Здесь каждый сам отмеряет границы, понимая, где можно «приперчить» так, чтобы не унизить и не обидеть близкого.
Самое сложное для тех, кто заботится о больном – не опускать руки, когда сам человек не хочет заниматься, все время отговаривается: «потом», «не хочу», «а зачем», «это ничего не изменит». В такие минуты они похожи на детей, которые не хотят учить свои уроки. Как в таких случаях поступать? Почти так же, как и с детьми: сделать занятия увлекательными и веселыми, почти как детская игра!
Игры
Игра на координацию движений. С ее помощью в некоторых реабилитационных центрах уже прошли успешное восстановление несколько пациентов. Задача игрока – обвести крючочком все пальчики. Но если задеть какой-то пальчик, раздается звуковой сигнал, так что нужно стараться быть внимательным и аккуратным!
Тренажеры для дыхания «Футбол», «Летающий шарик» могут понадобиться на артикуляционной гимнастике при нарушении речи. Также мышцы лица может помочь разработать озорная игра «Кривляки».
Для восстановления речи благоприятно:
– разучивать стишки,
– петь песни (если человек может повторить мотив – это уже прогресс),
– повторять скороговорки (лучше взрослые и озорные, типа «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ» или «О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана Манили меня?»),
– слушать радиоспектакли и аудиокниги (важно, чтобы записанная речь была выразительной).
Для развития мелкой моторики рук используют:
- Паззлы. Желательно с крупными деталями и четкими рисунками. Например, «Мир животных».
- Пинцет. Им можно захватывать кусочки порванной бумаги, бусины, фасолины, макароны.
- Шнуровки, например, «Сыр» или «Ботинок». Можете попробовать игру на ловкость «Достань конфетку».
- «Стучалка». Такая простая детская забава очень помогает в развитии координации движений.
- Матрешка. Порадуйте близкого – спрячьте внутри вкусняшку или мотивирующую записку.
- Тренажер «Левое-правое».
- Мозаики. Хорошо подойдет вот такая – из палочек с готовыми заданиями.
- Прописи. Они могут быть деревянными или на бумаге.
- Многим пациентам рекомендуют лепку из пластилина или теста. Начинают, как всегда, с простых заданий: скатать шарик, колбаску, сделать лепешку. Затем собирают фигуры из нескольких деталей, а потом – выщипывают части фигуры из большого куска.
Очень помогает в реабилитации рисование. Кисти можно использовать, а можно рисовать и просто пальцами и ладошками. Это поможет снова найти контакт со своим телом, научится чувствовать его. Но при таком рисовании краски лучше использовать пальчиковые (они, к слову, легко смываются и отстирываются).
И, конечно, раскраски. Они помогают тренировать силу нажатия, регулировать длину штрихов, оттачивают аккуратность. Раскраски сейчас бывают не только в классическом исполнении, но и многоразовые.
Можно запастись головоломками:
- Танграм,
- Многоразовые карточки «Головоломки»,
- Магнитная игра «Деловые жуки»,
Все эти игры развивают мелкую моторику, помогут в восстановлении мыслительных процессов. К тому же они очень компактны, поэтому их легко брать с собой в поездки (например, в санаторий или центр реабилитации).
Некоторые люди после инсульта увлекаются разгадыванием кроссвордов, сканвордов и т.п. Попробуйте и другие игры со словами, например «Словодел» или Настольную игру «Словечки». Обе они хороши и в случае потери речи.
Не забывайте о расслабляющих массажах и гимнастике для глаз. В первом случае могут помочь тактильные мячики, а во втором – обычный карандаш, за движениями которого нужно следить глазами.
Используйте и подручные средства:
– закручивайте крышки на банках и бутылках,
-перебирайте макароны, фасоль,
– рисуйте на манке пальцами и палочкой,
– прицепляйте бельевые прищепки к краю коробки,
– рвите и комкайте бумагу.
И, конечно, помните о прекрасном: чаще смотрите позитивные фильмы, слушайте любимую музыку или звуки природы, читайте любимую литературу, бывайте на свежем воздухе (насколько это возможно), общайтесь с единомышленниками. Это важно как для того, кто восстанавливается после инсульта, так и для тех, кто ему в этом помогает, отдавая родному человеку частичку своего сердца.
Источник
Развитие мелкой моторики
Напомню постулат, известный всем опытным воспитателям детских садов: «Есть прямая зависимость между развитием руки и речью». Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее малыши начинают говорить. Ускоренному развитию речи способствуют лепка, вдевание шнурков в дырки, вырезанные в картоне, сборка пазлов и т. п. Вспомните, как при особо усердном выполнении мелкой работы многие непроизвольно высовывают язык или двигают им во рту, как бы помогая своим рукам. Думаю, вы и сами понимаете важность развития руки и мелкой моторики для восстановления речи.
Приведу следующие примеры. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии ручной работы на развитие головного мозга. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Метод акупунктуры — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга.
Наши с вами предки также наверняка догадывались о чем-то таком. Хорошо знакомые нам с детства ладушки и другие подобные им народные игры не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж пальцев рук, развитие точных движений ладоней. Это и надо делать как можно чаще. Обязательно попробуйте играть в ладушки с пострадавшим от инсульта. Эта игра развивает двигательные функции руки, координацию движений, благодаря ей массажируются пальцы.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь руки и мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить говорить, например, малыша, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или заниматься мелкой моторикой.
…
Мелкая моторика рук взаимодействует с таки ми высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся ваша дальнейшая жизнь потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
Поэтому упражнения на развитие мелкой моторики являются важнейшей составляющей лечебной физкультуры. Эти упражнения требуют концентрации внимания, ловкости руки, гибкости пальцев. Например, мне при параличе руки помогло разминание жгута из полотенца с совершением действий, напоминающих обработку теста. Также я прокатывал кистью поврежденной руки мяч по столу движениями вперед-назад до предела и при этом стремился сохранить прямолинейность движения, что вначале давалось трудно. На первых порах, при затруднениях координации руки, я перекладывал игрушки, сначала крупные, потом мелкие, со стола в ящик. Затем стал делать то же самое с грецкими орехами, складывая их в пластиковые ячейки из-под конфет.
Также на первых порах, если в этом есть необходимость, следует пытаться адаптировать свои руки к бытовым условиям. Я, например, набирал пострадавшей рукой разные цифры на диске старого телефона. Поочередно нажимал двухклавишный выключатель света, передвигал костяшки старых бухгалтерских счетов, пытался поворачивать дверную ручку, нажимать кнопку слива воды в бачке унитаза, перебирал кнопки на клавиатуре неработающего компьютера, якобы набирая слова, и пр.
Кстати говоря, врачи рекомендуют почаще складывать дули, кукиши, до предела протискивая большой палец между другими пальцами ослабленной руки. Очень важно с усилием нажимать подушечкой большого пальца на подушечки других пальцев ослабленной руки. Последнее упражнение, согласно су-джок-терапии, особенно благотворно влияет на восстановление функций мозга, тренирует память. Очень эффективное упражнение на мелкую моторику — быстрое вращение двух грецких орехов в ладони пострадавшей руки как по часовой, так и против часовой стрелки.
Мой совет: активнее занимайтесь массажем пальцев и кистей, перебирайте крупные, а затем более мелкие предметы — пуговицы, бусины, крупы, гайки, болты, спички. Очень хорошо помогает лепка мелких фигурок из пластилина, для этой цели лучше брать пластилин, не прилипающий к рукам. Очень полезно высыпать спички из спичечной коробки, собирая их затем по одной пострадавшей от инсульта рукой. Старайтесь писать больной рукой — сначала толстым фломастером, затем более тонкими ручками.
Недавно в продаже появился прекрасный массажер для кисти и предплечья, который сам направляет вашу кисть, запястье, локоть, зону предплечья. Вам нужно только научиться удерживать его в руке разными способами. Это кистевой массажер Powerball, представляющий собой шар, удерживаемый в руке. Другой рукой или с помощью нити в этом шаре запускается вращение ротора с герконом. Ротор может раскрутиться внутри шара до 15 000 оборотов в минуту. В результате движение передается кисти, которая сама начинает совершать вращательные движения. Предусмотрено шесть способов удержания шара в руке, развивающих шесть групп мышц кисти, запястья, локтя, предплечья.
Рис. 1. Приспособления для разработки кисти и стопы
В целях восстановления чувствительности, улучшения кровообращения и двигательной активности суставов и мышц, воздействия на биологически активные точки, наращивания мышечной силы показано ежедневное применение:
• массажных валиков для прокатывания подошвы пострадавшей ноги;
• массажных кистевых эспандеров, мячиков и резиновых колец (если отсутствует спастика сгибателей пальцев);
• перетягивание руками каната на подвешенном вверху блоке с движением руки вверх;
• подтягивание вверх и подъем пластиковых бутылок по 0,25, 0,3, 0,5, 0,6 л или по 1, 1,5 и 2 л и пр.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
5. Нарушение моторики
Гипертиреоз, увеличение содержания тиреоидного гормона, увеличение моторики, уменьшение времени прохождения пищи, уменьшение времени переваривания и абсорбции жиров, диарея и стеаторея. Сахарный диабет: диарея носит вторичный характер и связана с
6.6. Расстройства воли, моторики и влечений
Расстройства волиВоля – это целенаправленная деятельность человека, способность ставить перед собой цели. Большое значение в формировании волевых актов имеет мотивационная сфера человека, которая представляет собой
Развитие моторики рук
Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев
Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий и игрушек
Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,
Игры и упражнения для развития ручной моторики
Массаж рук
Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько:Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по
Средства, используемые при нарушении моторики кишечника и кишечном дисбактериозе
Диарея (понос) – частое или однократное опорожнение кишечника с выделением жидких каловых масс. Причинами диареи могут быть инфекционные заболевания (сальмонеллез, дизентерия),
Регуляция моторики желудочно-кишечного тракта
Регуляция моторной функции пищеварительного тракта осуществляется нейрогуморальными механизмами.Активация блуждающего нерва усиливает перистальтику пищевода и расслабляет тонус кардии желудка. Симпатические волокна
Бульон из мелкой речной рыбы
Ингредиенты:1 кг речной рыбы, 2 луковицы, лавровый лист, соль.Способ приготовления:Рыбу промыть, выпотрошить, почистить. Лук очистить, вымыть.Рыбу залить кипящей водой (3 л), варить в течение 10–15 минут, периодически снимая пену.Добавить лук,
Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей
Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,
Игры на развитие мелкой моторики
Модное по нынешним временам словосочетание «мелкая моторика». Все молодые родители устремились развивать ее у собственных чад и обсуждать успехи и волшебные подробности своих занятий на разных форумах, площадках, блогах и прочих
Развитие мелкой моторики
Напомню постулат, известный всем опытным воспитателям детских садов: «Есть прямая зависимость между развитием руки и речью». Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее малыши начинают говорить. Ускоренному развитию речи
Комплекс упражнений для улучшения моторики кишечника и профилактики запоров при дисбактериозе
Упражнения этого комплекса лучше выполнять утром и/или во второй половине дня, но не ранее чем через 2 ч после приема пищи. Не следует спешить, упражнения надо выполнять
Суп из мелкой рыбы с солеными огурцами
На 1000–1200 г рыбы – 5 соленых огурцов, ? стакана огуречного рассола, ? стакана сметаны, 6–8 горошин черного перца, 1–2 лавровых листа.
Нарушения моторики желудка и гастриты
В равных долях:Трава волчецаТрава золототысячникаТрава полыни горькойГотовить как простой настой (см. гл. 1).Принимать по 1/3–1/2 стакана 3 раза в день. Рекомендуется при ахилии желудка («вялом» желудке).Кожура апельсина 2 частиКора
Источник
Инсульт – это тяжелое заболевание головного мозга, характеризующееся нарушением кровообращения, очаговыми поражениями тканей мозга, гибелью нейронов. Инсульт может быть геморрагическим или ишемическим. Геморрагический инсульт встречается реже чем ишемический, характеризуется разрывом кровеносных сосудов и кровоизлиянием в ткани мозга. Ишемический инсульт чаще диагностируется у людей старшего возраста, характеризуется нарушением кровотока в церебральных артериях и гибелью нейронов в области кровоснабжения тканей мозга пораженной артерией. При развитии инсульта пациенту требуется неотложная помощь: чем раньше больной поступает в стационар, тем эффективнее будет оказанная врачами помощь.
Помимо медикаментозного лечения инсульта, большое значение придается восстановительной терапии, которую начинают проводить в остром периоде заболевания. В Юсуповской больнице для восстановления пациентов после инфаркта и инсульта применяют различные методы физиотерапии, ЛФК. С помощью комплексной восстановительной программы проводится реабилитация пациента – восстановление двигательной активности, координации движений, зрительной функции, чувствительности. Отделение нейрореабилитации больницы оснащено современными аппаратами, вертикализаторами и различными тренажерами, в том числе роботизированными.
Влияние ЛФК на нервную систему больного
Лечебная физкультура – это выполнение определенных физических упражнений, которые начинаются с самых простых движений пациента после того, как он приходит в сознание, затем физическая нагрузка постепенно увеличивается, упражнения усложняются. ЛФК помогает улучшить кровообращение в органах и тканях, ускоряет процесс восстановления различных функций организма, улучшает обмен веществ. Упражнения лечебной физкультуры для каждого пациента подбираются индивидуально в зависимости от тяжести состояния больного и сопутствующих заболеваний. Индивидуальную программу лечебной физкультуры в Юсуповской больнице составляет врач-реабилитолог.
Пассивная и активная реабилитация
Первые занятия с больным проводит инструктор по лечебной физкультуре в палате. Больной выполняет простые движения руками и ногами с помощью инструктора – такая реабилитация называется пассивной. Пассивная реабилитация верхних и нижних конечностей начинается с разработки крупных суставов с последовательным переходом на мелкие суставы. Восстановительная терапия начинается с плечевого и тазобедренного суставов. После разработки тазобедренного сустава инструктор помогает пациенту сгибать и разгибать нижнюю конечность, разрабатывает коленный, затем голеностопный сустав, последними врач разрабатывает суставы стопы.
Специалист по реабилитации выполняет массаж от стопы к бедру. Во время реабилитации рук упражнения начинают с разработки плечевого сустава, затем проводятся сгибательно-разгибательные и вращательные движения рук в области локтя, суставов кисти. Массаж верхних конечностей выполняется от пальцев рук к плечу. Комплекс упражнений в сочетании с массажем стимулируют работу мозга. При частичном восстановлении двигательной функции упражнения ЛФК становятся более сложными, больной начинает выполнять упражнения самостоятельно. Увеличивается время проведения гимнастики с 10 минут до получаса, начинается активная реабилитация пациента.
В случае если поражение мозга значительное, пациент парализован, потеряна чувствительность, проводится реабилитация с помощью медикаментозного лечения, массажа, электромагнитной стимуляции нервных клеток, иглоукалывания, рефлексотерапии. После частичного восстановления двигательной функции врач-реабилитолог вводит в программу занятия лечебной гимнастикой.
Реабилитационные упражнения на тренажерах
В Юсуповской больнице используют два вида тренажеров для реабилитации пациентов после инсульта – механические и роботизированные. Механические тренажеры – это велотренажеры, беговые дорожки, тренажеры для восстановления баланса равновесия и походки. Роботизированные тренажеры оснащены электронными биодатчиками, которые стимулируют активность, воздействуя на пораженные конечности. Роботизированные тренажеры обладают широкой функциональностью, они программируется с учетом потребностей пациента, способствует передаче нервных импульсов от мозга к поврежденной конечности, стимулирует двигательную активность.
Реабилитационные упражнения после инсульта выполняются с помощью многофункциональных тренажеров, спортивных снарядов. Существуют различные виды тренажеров:
Для восстановления двигательной активности используют тренажер в режиме – сгибание и разгибание, тренажер для разработки суставов конечностей, тренажерные дорожки, велотренажеры.
Для лежачих больных применяют тренажеры в виде кровати или велосипеда.
Для восстановления равновесия и походки, двигательной активности применяют горизонтальный тренажер.
Для больных, которые еще не могут стоять, для развития и укрепления мышц спины создан сидячий тренажер.
Упражнения для рук
Упражнения для рук улучшают двигательную активность, помогают восстановлению утраченных функций. В тяжелых случаях и при отсутствии ранней реабилитации нередко функции руки не восстанавливаются или восстанавливаются частично. В некоторых случаях реабилитация не помогает, врачи проводят биполярную стимуляцию – воздействие на неподвижные суставы и мышцы тела с помощью искусственно созданных импульсов от мозга к телу. Это способствует восстановлению рефлексов и чувствительности, улучшению кровообращения в тканях. Дальше пациент проходит реабилитацию с помощью ЛФК и других методов.
Наиболее тяжело восстанавливается двигательная активность кистей рук, моторика пальцев. Часто можно видеть у больного после инсульта дрожание кистей, он не может держать в руке шариковую ручку, писать, плохо захватывает предметы. Специально для таких пациентов проводят занятия лепки из пластилина, с кубиком Рубика, учат писать заново, работать на силиконовом тренажере. Врачи применяют рефлексотерапию, если пациент перенес тяжелый инсульт. Это помогает восстановить мелкую моторику, улучшить хватательные движения, сгибание и разгибание пальцев, суставов кисти руки. В Юсуповской больнице пациенты проходят реабилитацию на компьютеризованных тренажерах с помощью комплексной программы восстановления, которая включает массаж, упражнения лечебной физкультуры.
Упражнения для рук не сложные, не требующие специальных тренажеров или приспособлений, больной может их выполнять в домашних условиях:
Лечь на кровать, руки отвести назад и взяться за спинку кровати. Напрячь мышцы рук и тела, имитируя подтягивание. Приподнять вверх ноги или вытянуть прямо.
Вращательными движениями согнутых рук разминать плечевой сустав.
Сесть ровно на кровати, завести руки за спину как можно ближе друг к другу, голову откинуть назад, затем вернуться в прежнее положение.
Для плечевого сустава
Восстановление предплечья и плечевого сустава проходит с помощью сгибательных и разгибательных упражнений, вращения, отжимания, напряжения и расслабления мышц, хлопков в ладоши, массажа. Для этого используют тренажеры, гантели, различные приспособления. Сначала руку разминают, затем проводится комплекс упражнений, лечебную гимнастику всегда совмещают с массажем конечностей. Комплекс упражнений для плечевого сустава:
Больной лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. Инструктор придерживает руку в области локтя, чтобы избежать сгибания, второй рукой берет ладонь пациента и выполняет движения рукой больного вверх и вниз.
Инструктор выполняет круговые движения зафиксированной в выпрямленном состоянии рукой больного.
Больной лежит на спине, рука слегка отведена в сторону. Инструктор переворачивает выпрямленную руку ладонью вниз, затем вверх.
Для нижних конечностей
Упражнения для нижних конечностей начинают выполнять, как только пациент приходит в себя. На начальном этапе инструктор помогает сгибать и разгибать нижние конечности, со временем больной сможет имитировать ходьбу в положении лежа, затем вставать с кровати, учиться держать равновесие, ходить без поддержки. Упражнения для пациентов в положении лежа:
Пациент находится в положении на спине, нога выпрямлена. Инструктор поворачивает ногу стопой внутрь, затем наружу.
Пациент в положении лежа на спине, нога согнута в колене. Придерживая одной рукой под коленом, инструктор выполняет круговые движения конечностью, придерживая и надавливая второй рукой в области тазобедренного сустава.
Больной находится в положении лежа на спине, пораженная нога согнута в колене. Инструктор фиксирует ногу под прямым углом, придерживая второй рукой под коленом, сгибает и разгибает нижнюю конечность.
Больной в таком же положении на спине, с фиксацией ноги под прямым углом. Инструктор, придерживая ногу пациента под коленом, отводит ее в сторону от туловища и возвращает назад.
Данные упражнения выполняются пациентом после того, как ему разрешат сидеть:
В положении полусидя, держась обеими руками за края кровати, как можно ровнее вытянуть вперед обе ноги, прогнуться, откинув голову назад. Во время вытягивания конечностей сделать глубокий вдох, принять прежнее положение и выдохнуть.
Прежнее положение тела, дыхание сохранять спокойное и глубокое, медленно приподнять вверх правую ногу и опустить назад, затем левую ногу.
В положении полусидя согнуть ногу, подтянуть как можно ближе к груди согнутую в колене ногу (можно помогать руками), голову во время упражнения наклонить вперед. Сгибая ногу, сделать вдох, разгибая конечность, сделать выдох, вернуться в прежнее положение.
ЛФК для восстановления зрительной функции
В Юсуповской больнице пациенты с нарушением зрения смогут пройти обследование, лечение, реабилитацию, а также в случае необходимости хирургическое лечение в сети партнерских клиник. Реабилитация после инсульта включает упражнения, которые затем можно применять дома. В зависимости от вида нарушения зрения проводится восстановительная терапия:
При нарушении бокового зрения проводится интенсивное медикаментозное и восстановительное лечение, неповрежденные участки коры мозга берут на себя утраченную функцию, и зрение восстанавливается. В этом случае врач отмечает красной линией отрывок текста на странице книги, со стороны которой ослаблено боковое зрение. Прежде чем начать читать пациент должен отыскать взглядом красную линию – это будет начало текста.
При параличе глазодвигательного нерва пациент не может смотреть прямо, его глаза смотрят в разные стороны. Такое нарушение со временем может пройти при правильном и своевременном лечении и реабилитации. При парезе глазодвигательного нерва может нарушиться аккомодация. Со временем пациент привыкает пользоваться только центральным зрением. Для определения нарушения восприятия предметов на дальнем и близком расстоянии проводят следующий тест: врач берет в каждую руку по карандашу и подносит один из карандашей ближе к лицу пациента, затем отводит руку назад.
Если развивается атрофия глазодвигательного нерва, у больного нарушается функция мышцы верхнего века. Может наблюдаться нистагм или дрожание глазных яблок. Нередко такое состояние приводит к инвалидности по зрению.
Для восстановления зрения врач предлагает пациенту нарисовать вторую половину предмета на рисунке или принять участие в компьютерной игре определенного типа. Пациенту предлагают следить взглядом за карандашом в руке врача, который двигается перед лицом пациента вправо, затем влево, вверх или вниз. Пациент должен следить за карандашом, не поворачивая голову. Для улучшения кровообращения необходим и полезен массаж глаз. Глаза закрыты, мягкими движениями по кругу пациент массирует глазные яблоки, слегка надавливая на них. Выполнять упражнение следует в течение 10-20 секунд.
Для восстановления зрительной функции проводится ряд упражнений для глаз:
Вращение глаза вправо, затем влево – повторить несколько раз.
Смотреть вверх, затем вниз – движение повторить несколько раз.
Движение глазами по кругу – в правую сторону, затем в левую сторону.
Небольшой перерыв с закрытыми глазами, глаза открыть и несколько секунд часто моргать.
Зажмуриться с усилием и расслабиться – повторить несколько раз.
Зафиксировать глаз на предмете, затем поворачивать голову вправо и влево не отрывая взгляда от предмета – выполнить несколько раз.
Восстановление мелкой моторики
Восстановление мелкой моторики проходит с помощью простых упражнений, позволяющих восстановить тонкие движения рук, гибкость пальцев. Наиболее эффективные занятия для восстановления мелкой моторики – это складывание паззлов, различных предметов из мелких частей конструктора, рисование, застегивание пуговиц на одежде, шнурование обуви. Для восстановления функции кисти и пальцев больному предлагают взять в руку два ореха и перекатывать их движением ладони и пальцев. Рекомендуют больным после инсульта для развития мелкой моторики:
Перебирать фасоль с горохом, отделяя горох от фасоли.
Использовать специальные силиконовые тренажеры для рук с шипами для массажа ладони и пальцев.
Закручивать и раскручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, включать и выключать освещение в комнате, писать тексты.
Восстановление речи
Речевая функция после инсульта восстанавливается гораздо хуже, чем двигательная. Её восстановление может идти длительное время, в течение нескольких лет. Врачи-логопеды Юсуповской больницы разрабатывают программу и занимаются с пациентом восстановлением речи весь период его нахождения в стационаре, после выписки из стационара реабилитацией больного занимаются его родственники. Для восстановления речи используют приемы:
Произношение неполного слова – больной должен закончить слово самостоятельно.
Если речевая функция полностью утрачена, реабилитация начинается с произношения отдельных звуков.
Когда больной научится произносить слова, его заставляют повторять небольшие стихотворения и поговорки.
Пение считается одним из лучших методов восстановления речи.
Чтобы больной смог научиться говорить быстрее, следует тренировать мимические мышцы лица и мышцы языка. Для этого больного учат сворачивать губы трубочкой, как можно дальше высовывать изо рта язык, облизывать языком губы сначала в одну сторону, затем в другую. Слегка прикусывать по очереди нижнюю, затем верхнюю губу, оскаливать зубы.
Реабилитация больного в домашних условиях
Перед выпиской пациента из стационара родственники получают рекомендации по уходу за больным после инсульта. Рекомендации по реабилитации предоставит лечащий врач. Программа реабилитационных упражнений выполняется каждый день без перерывов, 2-3 раза в день. Выполнение физических упражнений не должно утомлять больного, вызывать у него боль. Упражнения в положении сидя помогают подготовить больного к ходьбе.
При улучшении состояния выполняются упражнения в положении стоя, они помогают максимально устранять неврологические нарушения путем восстановления тонких движений. Больной выполняет упражнения с эспандером. С положения стоя наклоняется и поднимает спичечный коробок с пола. Выполняет дыхательную гимнастику с поднятием рук вверх на вдохе, встает на кончики пальцев, затем опускается на всю стопу, опускает руки, делает выдох, наклоняясь вперед. Комплексная программа восстановления направлена на снижение мышечного тонуса, улучшение кровообращения, профилактику контрактуры суставов, восстановление и сохранение мелкой моторики, речи, предотвращение образования пролежней и развития воспалительных процессов.
В Юсуповской больнице применяют современные методы реабилитации, используют различные виды тренажеров, упражнения лечебной физкультуры. Врачи-реабилитологи разрабатывают индивидуальную программу реабилитации для каждого больного.
Автор
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
- Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.
Наши специалисты
Заведующий отделением восстановительной медици?