Грубая дизартрия после инсульта
С каждым годом наблюдается тенденция к «омоложению» контингента с инсультом головного мозга. Данному заболеванию подвержены лица различных возрастных категорий и социального положения.
Инсульт мозга осложняется довольно тяжелыми последствиями, к которым относятся и нарушения речевой функции – афазия, дизартрия, сопровождающиеся существенным психологическим дискомфортом.
Дизартрия после инсульта
Что такое дизартрия?
Дизартрия является одной из форм расстройства произносительной стороны речи, возникновение которой связано с органическими поражениями периферической и центральной нервной системы.
При дизартрии у больных нарушается звукопроизношение, речевое дыхание, интонация речи. Тяжелые нарушения могут осложняться развитием анартрии – полной неспособности к произношению.
Чаще всего дизартрия у взрослых людей возникает после перенесенных инсультов головного мозга, травм головы, нейрохирургических операций либо при злокачественных новообразованиях в головном мозге. Кроме того, развитие дизартрии может наблюдаться при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона и других патологиях.
Как лечить дизартрию?
Шансы на то, что речь у больных после инсульта восстановится полностью, гораздо выше при раннем начале комплексного лечения, которое состоит не только из медикаментозной терапии, но и психологической адаптации, самостоятельных упражнений и логопедических приемов, работы со специалистами по восстановлению речевой функции.
Медикаментозное лечение дизартрии
В нашей клинике реабилитации применяют и медикаментозную терапию: предполагается прием ноотропных и сосудистых препаратов. Ноотропные препараты улучшают когнитивные функции больного, сосудистые – способствуют быстрому восстановлению кровообращения в поврежденной зоне головного мозга. Полное восстановление речи зависит от сроков нормализации кровообращения.
Логопедические упражнения при дизартрии
Подобный вид реабилитации больных позволяет существенно улучшить речевые навыки больных, перенесших инсульт головного мозга при условии безукоризненного соблюдения ими всех рекомендаций специалиста и подкрепления результатов самостоятельными занятиями.
Кроме того, опытные врачи-логопеды объясняют больным и его близким способы компенсации дефицита речевой функции с помощью жестов и обучают их многим другим полезным навыкам.
Немаловажное значение в реабилитации больных после инсультов принадлежит заботе и максимальному вниманию родных и близких. Их повседневный речевой контакт с больным позволяют быстрее вернуть его к полноценной жизни.
Отличные результаты в восстановлении речевой функции достигаются, если пациент выполняет следующие действия:
- проговаривает скороговорки
- вслух зачитывает логопедические тексты
- напевает песни
- выстраивает логические цепочки на события.
Логопед определяет степень сложности упражнений в соответствии с тем, насколько выражены возникшие речевые нарушения. От простых занятий постепенно переходят к сложным, с включением в процесс реабилитации все новых мозговых центров, которые ответственны за логику, память и речь человека.
Для общего укрепления легких проводятся упражнения на развитие дыхания при дизартрии, вызванной инсультом головного мозга.
Самостоятельно пациент может выполнять дыхательную гимнастику, стараться чаще разговаривать с окружающими, надувать воздушные шарики, выдувать через трубочку воздух в стакан с водой и т.д.
Кроме того, логопедические занятия включают в себя и другие виды упражнений:
- пальчиковую гимнастику – позволяет развивать мелкую моторику
- артикуляционную гимнастику, логопедический массаж – развивают моторику артикуляционного аппарата
- дыхательную гимнастику – развивает физиологическое и речевое дыхание
- ортофонические упражнения – при дизартрии развивают голос больного
- упражнения, корректирующие нарушенное, и закрепляющие правильное звукопроизношение
- упражнения, повышающие выразительность речи и развивающие речевую коммуникацию.
Как помочь близкому с дизартрией?
Постинсультное состояние является тяжелым стрессом для лиц, перенесших мозговую атаку, а, как известно, стрессы существенно усугубляют проблемы. В данный период больному, как никогда необходимы покой и забота окружающих, однако при этом они не должны демонстрировать его неполноценность, физическое и психическое нездоровье. При возникновении нарушений речи родным и близким необходимо стараться внимательно выслушать больного, не перебивать его и не договаривать за него фразы.
В нашей больнице занимаются комплексной реабилитацией пациентов после инсультов.
Обратитесь к нам за квалифицированной помощью. Запись по телефону: +7 499 372 47 52
Источник
С каждым годом наблюдается тенденция к «омоложению» контингента больных с инсультом головного мозга. Данному заболеванию подвержены лица различных возрастных категорий и социального положения. Инсульт мозга осложняется довольно тяжелыми последствиями, к которым относятся и нарушения речевой функции – афазия, дизартрия, сопровождающиеся существенным психологическим дискомфортом. Специальные упражнения при дизартрии у взрослых помогают ускорить процесс восстановления пациентов, перенесших мозговую атаку и вернуть их к полноценной жизни.
Что такое дизартрия?
Дизартрия является одной из форм расстройства произносительной стороны речи, возникновение которой связано с органическими поражениями периферической и центральной нервной системы.
При дизартрии у больных нарушается звукопроизношение, речевое дыхание, интонация речи. Тяжелые нарушения могут осложняться развитием анартрии – полной неспособности к произношению.
Чаще всего дизартрия у взрослых людей возникает после перенесенных инсультов головного мозга, травм головы, нейрохирургических операций либо при злокачественных новообразованиях в головном мозге. Кроме того, развитие дизартрии может наблюдаться при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона и других патологиях.
Причины возникновения дизартрии
Дизартрия возникает при повреждении определенного участка головного мозга, что может быть следствием инсульта мозжечка или ствола головного мозга. При дизартрии нарушается подвижность артикуляционных органов: губ, неба, языка, вследствие чего речь больного становится невнятной, глухой и вялой, нечленораздельной либо полностью отсутствовать.
Чаще всего развитие данного состояния связано с параличом той или иной голосовой связки – при параличе правой стороны не происходит полного закрытия правой голосовой связки, при параличе левой стороны, соответственно, левой голосовой связки.
Классификация дизартрии
В соответствии с локализацией поражения дизартрия может быть нескольких видов:
- бульбарной (паретической) – поражены ядра черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге;
- псевдобульбарной – поражены корково-ядерные проводящие пути;
- экстрапирамидной (подкорковой) – поражены подкорковые ядра головного мозга;
- мозжечковой – поражен мозжечок и его проводящие пути;
- корковой – повреждены отделы коры головного мозга;
- афферентной корковой;
- эфферентной корковой;
- стертой – если дизартрические расстройства у больного выражены в легкой степени.
Лечение дизартрии в клинике реабилитации Юсуповской больницы
Шансы на то, что речь у больных после инсульта восстановится полностью, гораздо выше при раннем начале комплексного лечения, которое состоит не только из медикаментозной терапии, но и психологической адаптации, самостоятельных упражнений и логопедических приемов, работы со специалистами по восстановлению речевой функции.
Медикаментозное лечение дизартрии
Медикаментозная терапия в клинике реабилитации Юсуповской больницы предполагает прием ноотропных и сосудистых препаратов. Ноотропные препараты улучшают когнитивные функции больного, сосудистые – способствуют быстрому восстановлению кровообращения в поврежденной зоне головного мозга. Полное восстановление речи зависит от сроков нормализации кровообращения.
Логопедические упражнения при дизартрии
Логопедические упражнения при дизартрии в клинике реабилитации Юсуповской больницы проводят квалифицированные логопеды, имеющие большой опыт работы в данной сфере. Подобный вид реабилитации больных позволяет существенно улучшить речевые навыки больных, перенесших инсульт головного мозга при условии безукоризненного соблюдения ими всех рекомендаций специалиста и подкрепления результатов самостоятельными занятиями.
Кроме того, опытные врачи-логопеды объясняют больным и его близким способы компенсации дефицита речевой функции с помощью жестов и обучают их многим другим полезным навыкам.
Немаловажное значение в реабилитации больных после инсультов принадлежит заботе и максимальному вниманию родных и близких. Их повседневный речевой контакт с больным позволяют быстрее вернуть его к полноценной жизни.
Отличные результаты в восстановлении речевой функции достигаются, если пациент выполняет следующие действия:
- проговаривает скороговорки;
- вслух зачитывает логопедические тексты;
- напевает песни;
- выстраивает логические цепочки на события.
Логопед определяет степень сложности упражнений в соответствии с тем, насколько выражены возникшие речевые нарушения. От простых занятий постепенно переходят к сложным, с включением в процесс реабилитации все новых мозговых центров, которые ответственны за логику, память и речь человека.
Для общего укрепления легких проводятся упражнения на развитие дыхания при дизартрии, вызванной инсультом головного мозга.
Самостоятельно пациент может выполнять дыхательную гимнастику, стараться чаще разговаривать с окружающими, надувать воздушные шарики, выдувать через трубочку воздух в стакан с водой и т.д.
Логопедические голосовые упражнения при дизартрии должны быть систематическими, проводится на фоне назначенного неврологом Юсуповской больницы медикаментозного лечения и реабилитационных мероприятий, к которым относят:
- сегментарно-рефлекторный, точечный массаж;
- акупрессуру;
- лечебную физкультуру;
- лечебные ванны;
- физиотерапию;
- механотерапию;
- иглоукалывание;
- гирудотерапию.
Хорошим фоном для коррекционных занятий являются нетрадиционные формы реабилитационного лечения (дельфинотерапия, сенсорная терапия, изотерапия, пескотерапия и пр.).
Кроме того, логопедические занятия включают в себя и другие виды упражнений:
- пальчиковую гимнастику – позволяет развивать мелкую моторику;
- артикуляционную гимнастику, логопедический массаж – развивают моторику артикуляционного аппарата;
- дыхательную гимнастику – развивает физиологическое и речевое дыхание;
- ортофонические упражнения – при дизартрии развивают голос больного;
- упражнения, корректирующие нарушенное, и закрепляющие правильное звукопроизношение;
- упражнения, повышающие выразительность речи и развивающие речевую коммуникацию.
Психологическая поддержка при дизартрии
Постинсультное состояние является тяжелым стрессом для лиц, перенесших мозговую атаку, а, как известно, стрессы существенно усугубляют проблемы. В данный период больному, как никогда необходимы покой и забота окружающих, однако при этом они не должны демонстрировать его неполноценность, физическое и психическое нездоровье. При возникновении нарушений речи родным и близким необходимо стараться внимательно выслушать больного, не перебивать его и не договаривать за него фразы.
В клинике реабилитации Юсуповской больницы работают высококвалифицированные, опытные психологи, которые оказывают психологическую поддержку как самому пациенту, так и ухаживающим за ним родственникам. Советы и рекомендации наших психологов помогают значительно улучшить эмоциональное состояние больных и настроить их на позитивные результаты.
Восстановлением речевой функции больных после инсультов в Юсуповской больнице занимаются не только основные наблюдающие специалисты – неврологи, но и логопеды, физиотерапевты, психологи. Реабилитационная программа составляется индивидуально для каждого пациента, с учетом его общего состояния, сопутствующих заболеваний и степени выраженности речевых нарушений.
Реабилитационные мероприятия проводятся с использованием новейших медицинских методик, доказавших свою эффективность в мировой практике.
Благодаря высокому профессионализму наших специалистов, современному оснащению клиники реабилитации Юсуповской больницы, а также тесному взаимодействию с близкими и родными, восстановление больных, перенесших инсульт, осложнившийся нарушением речи, происходит в короткие сроки.
Автор
Врач-невролог, руководитель клиники хронической боли
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
- Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.
Наши специалисты
Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, невролог, рефлексотерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре, кинезитерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Логопед-дефектолог
Врач-невролог, к.м.н.
Врач-невролог, к.м.н.
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник
Как человеку восстановить речь после инсульта
Что необходимо предпринять, и как человеку восстановить речь после инсульта? Какие формы нарушений речи могут быть? Какая программа для восстановления речевого расстройства подойдет? Ответы на данные вопросы будут рассматриваться в этой статье.
Какие бывают формы речевых расстройств? У человека перенесшего инсульт может быть одно из двух кардинально отличающихся форм – дизартрия и афазия. Такая информация может быть полезной для составления плана лечения. В чем отличие между этими расстройствами?
Дизартрия. Такое нарушение речи после инсульта является наличием дефектов произношения слов и звуков. В это время человеку легко понимать обращенную к нему речь. Может писать и читать, но у него нарушена работа мышц, которые отвечают за произношение звуков. Такое речевое расстройство иногда называют нарушением артикуляции, которое характерно при поражении подкорковых структур и задних отделов лобных долей.
Афазия. Это нарушение самой речи как проявления высшей нервной деятельности. Человек не может воспринимать или осознавать письменную или устную речь, но может слышать и видеть слова и звуки (это сенсорная афазия). Он не может произнести слово, так как не формируется нужный для этого импульс в отделах неокортекса (моторная афазия). В этом случае человек не может говорить и не понимает обращенную к нему речь. Это расстройство встречается после локализации в бассейне средней левой мозговой артерии патологического процесса.
Лечение афазии. С психологической точки зрения вернуть речь человеку с таким типом расстройства сложнее, ввиду затрудненного контакта с больным. При наличии сенсорной афазии просто не получится рассказать человеку о своих планах и пожеланиях. При наличии моторной афазии он не может даже ответить. Так как чтение текстов и письменная речь тоже нарушена. При наличии тотальной афазии все намного сложнее. Здесь необходимо терпение и работа.
При инсульте потеря речи может сохраниться в течение длительного периода времени. И нужно ежедневно заниматься с человеком. Когда человек хочет что-то сказать его нужно внимательно слушать. Не нужно его перебивать или поправлять. Не нужно договаривать за него предложения даже если поняли смысл фразы. Можно инициировать беседу со стороны здоровых людей. Если случилась сенсорная афазия, на начальном уровне советуется применять картинки с подписями. При этом на иллюстрациях должны быть нарисованы обычные предметы из обихода. Чтобы улучшить контакт с больным можно разрабатывать и альтернативные способы коммуникации.
Если есть моторная афазия, то начинать необходимо с повторения речевых рядов, например, дни недели, счет, времена года, месяцы. Можно пользоваться утвердительными ответами на обычные бытовые вопросы. Например, кушать будешь? – Буду. Полезно применять картинки с подписями, но на них следует изобразить не предметы, а какие-то действия или простые сюжеты.
Лечение дизартрии. Здесь главная цель научить человека произносить слова. Для этого понадобиться прививать навыки мышцам в ротовой полости и нижней челюсти. Как можно это сделать?
Больному с расстройством типа дизартрия следует постоянно выполнять специальные упражнения для языка. Например, высовывать расслабленный или напряженный язык, выполнять круговые движения и упираться языком в зубы. Кроме того нужно будет делать артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и мимических мышц (в области глаз, лба и др.).
Что касается логопедической коррекции, ее следует проводить под руководством специалиста врача-логопеда. Он сможет подобрать нужный комплекс упражнений, чтобы восстановить функцию глотания. Такие расстройства часто встречаются вместе. Кроме того следует проводить медикаментозную терапию, которая направлена на профилактику осложнений и улучшение кровоснабжения головного мозга и трофики.
В заключении отметим, что врачи-логопеды могут помочь родственникам больного намного расширить арсенал средств, которые необходимо применять, помогая восстанавливать речь после инсульта. Здесь описано только направление строительства стратегий, и как их можно воплотить в жизнь. Успех в восстановлении речи будет зависеть от слаженности работы всех участников данного процесса, а именно от медицинских работников, родственников и конечно усилий самого больного.
Дизартрия
Дизартрия — это расстройство речи, которое обусловлено периферическим или двусторонним параличом мышц речедвигательного аппарата, поражением стриопаллидарной системы, поражением мозжечка.
При таком нарушении речи, как дизартрия фразы, произносимые больными, правильно построены, словарный запас не нарушен, но слова они произносят не четко. Особенно трудны для произношения такие звуки как «р» и «л» или шипящие. Речь получается не четкая, смазанная. Такие больные жалуются на ощущение «каши во рту». Также, у таких больных наблюдается изменение интонации, нарушение темпа и ритма речи.
Псевдобульбарная дизартрия —
такой вид нарушения речи появляется при двустороннем поражении корково-ядерных путей, и в следствии этого параличом мышц, которые иннервируются подъязычными, блуждающими и языкоголотковыми нервами.
Псевдобульбарную дизартрию принято делить на три степени. По уровню тяжести и поражения речи.
1) Легкая степень дизартрии. Для нее характерно отсутствие грубых нарушений речи. Проблемы артикуляции заключаются в медленных и не точных движениях языка и губ.
Для больных с таким нарушением речи характерна некоторая смазанность при произношении звуков «ж» «ш» «р» «ц» «ч», звонкие звуки произносятся при недостаточном участии голоса. Также, для произношения трудны мягкие звуки.
2) Средняя степень дизартрии. Наиболее многочисленна. Для этой степени характерны амимичность, ограничены движения языка, мягкое небо малоподвижно, голос с назальным оттенком, обильное слюноотделение, нарушение акта глотания и жевания. Речь невнятна, тихая, смазанная. Дети обычно с поздним развитием речи(около 5-6 лет).
3) Тяжелая степень дизартрии. Анартрия. Для нее характерно глубокое поражение мышц и полное бездействие речевого аппарата. Лицо у таких больных маскообразное, рот постоянно приоткрыт, нижняя челюсть отвисшая. Речь отсутствует полностью, хотя иногда они могут издавать нечленораздельные звуки.
Бульбарная дизартрия —
такое нарушение речи происходит из-за паралича или пареза мышц, которые принимают участие в артикуляции. Такой вид дизартрии часто сопровождается расстройством глотания.
Мозжечковая дизартрия-
появляется при поражении мозжечка или его проводящих путей. Такой вид дизартрии характеризуется растянутостью речи, с нарушенной модуляцией и не постоянной громкостью.
Экстрапирамидная дизартрия
(гиперкинетическая дизартрия, подкорковая дизартрия) возникает при поражении подкорковых узлов и нервных связей. У таких больных речь смазана, «в нос», нарушен темп речи, просодика, интонационно-мелодическая структура.
Паркинсоническая-
такой вид дизартрии наблюдается при паркинсонизме, для него характерна замедленная, невыразительная речь, модуляция голоса нарушена.
Стертая форма дизартрии —
при этой форме дизартрии нарушается произношение свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма.
Холодовая дизартрия —
такая форма дизартрии проявляется при миастеническом синдроме. Проявляется как затрудненная артикуляция во время понижения температуры окружающего пространства.
Экстрапирамидная дизартрия-
данный вид дизартрии обусловлен поражением стриапаллидарной системы.
Преодоление артикуляционных расстройств — После перенесенного инсульта
Страница 12 из 13
Следствием нарушения мозгового кровообращения, кроме афазий, могут быть различные дизартрии. Диагноз дизартрии, ее форм ставит врач невропатолог. Наиболее часто встречающаяся форма этого речевого расстройства называется псевдобульбарной (по названию соответствующего отдела мозга) дизартрией, которая возникает при двустороннем нарушении нервных путей, идущих от коры головного мозга к его подкорковым отделам, к стволу мозга.
При этой форме речевого расстройства у больных полностью сохраняется понимание речи, они могут общаться при помощи письма или азбуки, по которой они указывают пальцем буквы, входящие в слова и фразы.
При псевдобульбарной дизартрии у больных нередко наблюдается полное отсутствие движений языка, губ, мягкого нёба, гортани либо крайняя замедленность, заторможенность этих движений. Язык больного подтянут кзади, спинка языка закруглена и закрывает вход в глотку. Больной с трудом высовывает малоподвижный язык вперед, во многих случаях может пододвинуть его лишь к зубам, не выдвигая из полости рта. Амплитуда движений языка настолько мала, что больной не всегда может облизать губы, поднять язык вверх. Наименее подвижным оказывается кончик языка, он напряжен, почти не меняет своего положения, если надо облизать губы, опустить язык вниз.
Так как при псевдобульбарной дизартрии нарушаются движения не только языка, но и губ, мягкого нёба, глотки, гортани, больной не только молчит, но и не ест обычную пищу из-за нарушения жевания и глотания. Нередко больные поперхиваются жидкой пищей. И как следствие нарушения сглатывания слюны у них наблюдается слюнотечение.
Псевдобульбарная дизартрия проявляется в разной степени тяжести, и для преодоления этого недуга подчас требуется довольно длительное время. Хотя по мере восстановления речи у больных наблюдается и уменьшение слюнотечения, но долгое время сохраняется «гнусавый» оттенок голоса из-за плохой подвижности мягкого нёба, несмотря на расширение амплитуды движений языка и губ.
Преодоление псевдобульбарной дизартрии возможно только при ежедневной тренировке движений мышц языка, губ, мягкого нёба и глотки. Для этого используется особая гимнастика артикуляционного аппарата, сочетаемая с легким массажем органов артикуляции, при этом желательно проводить и посильную для больного общую гимнастику.
Надо постоянно помнить о чрезвычайно быстро возникающей усталости больного, в связи с чем желательно после каждых 5—7 минут занятий (а иногда и чаще) делать небольшие перерывы, давая ему отдохнуть. Многие больные могут тренироваться сами, сидя перед зеркалом и постепенно добиваясь все большей амплитуды движений языка и губ.
Вот основные упражнения, содействующие преодолению артикуляционных расстройств при этой форме дизартрии.
I. Подготовительные упражнения.
1. Упражнения для мышц шеи: медленно, спокойно поворачивать 2—3 раза голову в стороны (вдох носом, выдох ртом), нагибать голову вниз (выдох носом), не спеша поднимать ее прямо (вдох ртом).
2. Гимнастика мышц зева и глотки:
а) по возможности широко открыть рот, вдохнуть и плавно выдохнуть воздух (позевывание);
б) покашливание (имитировать кашель);
в) зажав слегка ноздри, пальцем сдувать с ладони ватку или бумажку, дуть на зажженную спичку, на воду, надувать щеки при крепко сжатых губах.
Выполнение упражнений контролировать, наблюдая за собой в зеркале.
II. Проводить очень легкий массаж мягкого нёба подушечкой повернутого ногтем вниз большого пальца (ноготь должен быть либо аккуратно обрезан, либо закрыт напальчником гигиенической перчатки). Это упражнение должно быть очень кратким, достаточно прикоснуться к мягкому нёбу 3—4 раза, чтобы возникло необходимое для преодоления малой подвижности мягкого нёба рвотное движение.
III. Гимнастика и массаж артикуляционных мышц.
1. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, затем движение нижней челюстью в стороны, выдвижение нижней челюсти вперед и отведение ее назад.
2. Растягивание углов рта в улыбку, оскаливание зубов, стягивание губ в дудочку. Произнесение звуков «у», «о», «а»; затем парных звуков «и—у», «и—а», «и—о», а в дальнейшем звуков «а—о— у», «и—а—и», «а—и—а», «у—и—у», «и—у—и».
3. Одновременно надуть обе щеки, затем надувать их попеременно то правую, то левую. Втянуть щеки в пространство между зубами. Втягивать губы в рот. Поднимать верхнюю и опускать нижнюю губу. Пробовать фыркать и цокать.
4. Высовывать язык вперед лопаткой, жалом, поднимать язык к верхним зубам, к верхней губе, опускать язык в полость рта, на зубы; позже — к нижней губе, делать круговые движения языком в разные стороны в полости рта, вокруг зубов, вокруг рта, присасывать язык к нёбу.
С целью массажа языка рекомендуются упражнения: движения языком между слегка сжатыми зубами, легкое покусывание языка, круговое движение языка вокруг губ, присасывание языка к нёбу, воспроизведение кучерского «тпру».
Кроме этого желательно проводить гимнастику мускулатуры лица: «хмурить» по заданию лоб, брови, морщиться, имитируя зубную боль или ощущение кислого во рту, поднимать и опускать брови, имитируя удивление, попеременно закрывать веки глаз, имитируя прищуривание то левым, то правым глазом, попеременно поднимать углы рта, делать нюхательные движения, оскаливать зубы, имитируя откусывание хлеба. Проводится очень мягкий (1 минуту) массаж губ, щек, мышц лба.
Не каждый больной на одном занятии сможет выполнить все рекомендованные выше упражнения. Следует исполнять одно-два из каждой группы упражнений одновременно на каждом занятии, особенно в начале восстановительного лечения. В дальнейшем, по мере улучшения состояния, объем выполняемых упражнений постепенно расширяется, включаются новые задания. Постоянно надо помнить, что больные с дизартрией очень утомляемы, и гимнастические занятия должны длиться не более 15—-20 минут (а иногда и меньше), с небольшими перерывами на отдых.
Параллельно с проведением специальных упражнений для мышц, участвующих в артикуляции, с больными ведутся и занятия по восстановлению речи. Вначале следует добиваться появления отдельных звуков, слогов, простых слов, затем фраз и сложных в артикуляционном отношении слов (например: электрификация). Больным с дизартрией легкой степени даются задания на четкое произнесение скороговорок типа: «На дворе трава, а на траве дрова», «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать», «Карл у Клары украл кораллы», «Шла Саша по шоссе».
С каждым занятием больным необходимо постепенно увеличивать свою речевую активность. Параллельно воспитывается самоконтроль за правильностью речи. В занятиях с больным надо быть терпеливым, гибким, деликатным и в то же время пунктуальным в организационных вопросах, не жалеть своего времени, не забывать о расписании занятий, помнить, что без помощи близких людей самому больному трудно справиться с речевым дефектом.
Как понять язык тела, анализ тела и движений. практическое упражнение
Источник