Гордин рафаил калманович инфаркт

В прошлом номере “Солидарность” писала о награждении победителей Всероссийского грантового конкурса Фонда некоммерческих программ “Династия”. Наши корреспонденты встретились с одним из десяти счастливых обладателей медали Януша КОРЧАКА и личного гранта в размере 100 000, рублей учителем математики московской средней школы № 57 Рафаилом ГОРДИНЫМ.

Свой грант Рафаил Гордин получил за “вполне конкретное дело” – он вместе со своими бывшими учениками-программистами создал целую компьютерную систему, включающую в себя пять тысяч задач по геометрии, с возможными методами их решения. Это своеобразный помощник учителя. Программа может подобрать любой методический материал, для любого урока и даже для целого учебника по геометрии. Подбирать задачи можно по разным параметрам, стоит только указать свои пожелания в специальных графах. Например, тему предстоящего урока: “Треугольники”. И система выдает все имеющиеся задачи, в которых фигурируют треугольники. Можно сузить параметры поиска и прибавить к теме “объект” – например, запросить все задачи, где задействована высота треугольника. Или поискать только те задачи, в которых используется теорема Пифагора. Можно выбирать задачи и по качественным признакам. В системе есть “учебные задачи” – для закрепления пройденного материала, “важные задачи” – задачи, без которых трудно представить себе объяснение определенной темы урока, “красивые задачи” – изящно изложенные, с нестандартными решениями, “ключевые задачи” – которые подходят для разных тем, “сложные задачи”, задачи на “построение”, “вычисление”, “доказательство”…

В системе есть и ссылки на источники, из которых взяты задачи. А источники самые разные. Рафаил Калманович признался, что собрать такую коллекцию было нелегко – первые три года на поиски уходило все свободное время, приходилось и ночами сидеть, ведь многие варианты решения задач учителю приходилось записывать самому. Он находил задачи в старинных задачниках позапрошлого века: “Уровень преподавания геометрии в тогдашних лицеях и гимназиях был очень высоким”, – считает Гордин. Автор программы рылся в иностранных журналах, в методичках польских и венгерских математических олимпиад, вступительных экзаменов в вузы, покупал старые учебники в букинистических магазинах. Некоторые книги приносили бывшие ученики. Одну ценную книгу кто-то из школьников нашел на улице, тоже пригодилась. Некоторые задачи для своей системы Рафаил Калманович придумывал сам, другие слышал от коллег – он называет это “математическим фольклором”.
Работа над программой началась в 1991 году, через несколько лет диски с ее первой версией попали в некоторые российские школы, есть программа, конечно, и в школе, где работает Гордин. Система помогает учителю не только в педагогической работе, она не раз выручала его в финансовом плане, с ее помощью он издал уже несколько учебников.

Читайте также:  Питание при инфаркте что полезно

Сегодня техническим обновлением программы занимаются в московском Центре непрерывного математического образования, ее перевели на новый язык программирования, и теперь программу можно найти в Интернете.
– Геометрия – это очень важная дисциплина, – считает учитель. – С ее помощью легче всего научить человека думать, рассуждать, строить алгоритмы. Наши программисты потому и славятся на весь мир, что хорошо знают геометрию. К тому же это очень красивая наука.

Рафаил Гордин работает в школе № 57 уже 30 лет. А учителем и того больше. Его бывшие ученики, теперь уже известные ученые-математики Роман Смоленский, Максим Спиваковский, Алексей Бондам, Михаил Филькитберг, Александр Кузнецов успешно работают в России и за рубежом.

Его урок – это какой-то единый порыв к знанию ученика и учителя. Звенит звонок, мгновение – и у доски уже ученик. Такое впечатление, будто двое ученых – один помладше, другой постарше – работают над новым математическим открытием; одному пришла в голову интересная идея, он поделился ей и теперь доказывает, чем же она хороша. На самом деле – это проверка домашнего задания. И вот у доски уже другой ученик, который рассказывает, как решил задачу, учитель делает вид, что не понимает, провоцирует класс, и ребята все вместе раскладывают по полочкам решение, чтобы доказать “непонятливому” учителю, что решение правильное.

– Нужно сделать так, чтобы дети думали, что они как бы сами открывают законы геометрии, – считает Рафаил Калманович. – Это очень важно. Тогда им интереснее докапываться до истины, и формулы легче запоминаются.ы
По ходу решения учитель, между делом, напоминает, что параллелограммы, в которые можно вписать окружность – это ромб и квадрат. Рассказывает, что педальный треугольник и велосипед имеют один корень, “пед”, что по-гречески значит “нога”. Между делом доказывает теорему, которая поможет решить следующую задачу. В классе – ни одного зевающего, рисующего на парте, считающего ворон за окном. Все в процессе решения, хотя идет уже второй урок геометрии. Да не урок это вовсе, а будто какая-то викторина, участники которой чертят на доске треугольники и параллелограммы, вертят их, как хотят, кидают формулы, числа, геометрические понятия… В итоге решена очередная сложная задача.

Читайте также:  Геморрагический и ишемический инфаркт легкого

После всего этого трудно было поверить словам Рафаила Калмановича: “Работать учителем я никогда не хотел”. В школе Рафаилу всегда нравилась математика, “нравилось решать задачи”, потому он и не пошел по стопам своих родителей (врача и агронома), а поступил в Минский университет на факультет математики. Рафаил Гордин мечтал стать ученым, но судьба распорядилась иначе. Когда он оканчивал университет (1970 год), были очень сложные времена: “Евреев не хотели брать в науку. В аспирантуру меня не пустили и распределили преподавать математику в торговом техникуме. Мне не нравилось преподавать, я еле отмучился три положенных года”. После этого Рафаил приехал в Москву, попытался устроиться работать программистом, но годы были упущены, нужен был опыт работы… В итоге судьба снова усадила Гордина за учительский стол.

– В школе я увидел, как загораются глаза детей, когда они узнают от меня что-то новое и интересное, – рассказывает Рафаил Калманович. – Я почувствовал отдачу практически мгновенно и понял: это – мое.

Никаких педагогических секретов у учителя Рафаила Гордина нет: “Если мне говорят о новаторах в педагогике, я не верю. Ничего нового в преподавании со времен сократовских бесед не придумали. Нужно каждый день готовиться к урокам, всегда быть в тонусе и искренне хотеть, чтобы тебя поняли”.

Помимо математики, Рафаил Калманович занимается и воспитанием (классным руководством). Со своим классом, который он проводил во взрослую жизнь в конце прошлого учебного года, Гордин ходил в консерваторию (была такая возможность): “Это самое лучшее место в Москве, куда можно отвести детей”. Он сам любит классическую музыку и считает, что детей надо как можно раньше приучать к прекрасному. А ребят своего нового класса приучает к чистоте, учит мыть пол и доску в классе: “Каждый день, каждой новой паре дежурных рассказываю и показываю как что нужно делать, ведь если не сделать это сейчас, после будет поздно”.

Читайте также:  Виды инфарктов по виду поражения миокарда

Теперь Рафаил Гордин не жалеет, что стал учителем. “Ведь профессиональный математик, как спортсмен, блистает до 30 лет, а учитель, наоборот, как хороший коньяк, с годами все лучше”. Вот только коньяку достаточно постоять, а “учителю нужно трудиться каждый день, а бывает и ночь, как каторжнику, тогда что-нибудь обязательно получится”.

Алена КУЗНЕЦОВА

Комментарии:

Источник