Гордин рафаил калманович инфаркт

В прошлом номере “Солидарность” писала о награждении победителей Всероссийского грантового конкурса Фонда некоммерческих программ “Династия”. Наши корреспонденты встретились с одним из десяти счастливых обладателей медали Януша КОРЧАКА и личного гранта в размере 100 000, рублей учителем математики московской средней школы № 57 Рафаилом ГОРДИНЫМ.

Свой грант Рафаил Гордин получил за “вполне конкретное дело” – он вместе со своими бывшими учениками-программистами создал целую компьютерную систему, включающую в себя пять тысяч задач по геометрии, с возможными методами их решения. Это своеобразный помощник учителя. Программа может подобрать любой методический материал, для любого урока и даже для целого учебника по геометрии. Подбирать задачи можно по разным параметрам, стоит только указать свои пожелания в специальных графах. Например, тему предстоящего урока: “Треугольники”. И система выдает все имеющиеся задачи, в которых фигурируют треугольники. Можно сузить параметры поиска и прибавить к теме “объект” – например, запросить все задачи, где задействована высота треугольника. Или поискать только те задачи, в которых используется теорема Пифагора. Можно выбирать задачи и по качественным признакам. В системе есть “учебные задачи” – для закрепления пройденного материала, “важные задачи” – задачи, без которых трудно представить себе объяснение определенной темы урока, “красивые задачи” – изящно изложенные, с нестандартными решениями, “ключевые задачи” – которые подходят для разных тем, “сложные задачи”, задачи на “построение”, “вычисление”, “доказательство”…

В системе есть и ссылки на источники, из которых взяты задачи. А источники самые разные. Рафаил Калманович признался, что собрать такую коллекцию было нелегко – первые три года на поиски уходило все свободное время, приходилось и ночами сидеть, ведь многие варианты решения задач учителю приходилось записывать самому. Он находил задачи в старинных задачниках позапрошлого века: “Уровень преподавания геометрии в тогдашних лицеях и гимназиях был очень высоким”, – считает Гордин. Автор программы рылся в иностранных журналах, в методичках польских и венгерских математических олимпиад, вступительных экзаменов в вузы, покупал старые учебники в букинистических магазинах. Некоторые книги приносили бывшие ученики. Одну ценную книгу кто-то из школьников нашел на улице, тоже пригодилась. Некоторые задачи для своей системы Рафаил Калманович придумывал сам, другие слышал от коллег – он называет это “математическим фольклором”.
Работа над программой началась в 1991 году, через несколько лет диски с ее первой версией попали в некоторые российские школы, есть программа, конечно, и в школе, где работает Гордин. Система помогает учителю не только в педагогической работе, она не раз выручала его в финансовом плане, с ее помощью он издал уже несколько учебников.

Сегодня техническим обновлением программы занимаются в московском Центре непрерывного математического образования, ее перевели на новый язык программирования, и теперь программу можно найти в Интернете.
– Геометрия – это очень важная дисциплина, – считает учитель. – С ее помощью легче всего научить человека думать, рассуждать, строить алгоритмы. Наши программисты потому и славятся на весь мир, что хорошо знают геометрию. К тому же это очень красивая наука.

Рафаил Гордин работает в школе № 57 уже 30 лет. А учителем и того больше. Его бывшие ученики, теперь уже известные ученые-математики Роман Смоленский, Максим Спиваковский, Алексей Бондам, Михаил Филькитберг, Александр Кузнецов успешно работают в России и за рубежом.

Его урок – это какой-то единый порыв к знанию ученика и учителя. Звенит звонок, мгновение – и у доски уже ученик. Такое впечатление, будто двое ученых – один помладше, другой постарше – работают над новым математическим открытием; одному пришла в голову интересная идея, он поделился ей и теперь доказывает, чем же она хороша. На самом деле – это проверка домашнего задания. И вот у доски уже другой ученик, который рассказывает, как решил задачу, учитель делает вид, что не понимает, провоцирует класс, и ребята все вместе раскладывают по полочкам решение, чтобы доказать “непонятливому” учителю, что решение правильное.

– Нужно сделать так, чтобы дети думали, что они как бы сами открывают законы геометрии, – считает Рафаил Калманович. – Это очень важно. Тогда им интереснее докапываться до истины, и формулы легче запоминаются.ы
По ходу решения учитель, между делом, напоминает, что параллелограммы, в которые можно вписать окружность – это ромб и квадрат. Рассказывает, что педальный треугольник и велосипед имеют один корень, “пед”, что по-гречески значит “нога”. Между делом доказывает теорему, которая поможет решить следующую задачу. В классе – ни одного зевающего, рисующего на парте, считающего ворон за окном. Все в процессе решения, хотя идет уже второй урок геометрии. Да не урок это вовсе, а будто какая-то викторина, участники которой чертят на доске треугольники и параллелограммы, вертят их, как хотят, кидают формулы, числа, геометрические понятия… В итоге решена очередная сложная задача.

После всего этого трудно было поверить словам Рафаила Калмановича: “Работать учителем я никогда не хотел”. В школе Рафаилу всегда нравилась математика, “нравилось решать задачи”, потому он и не пошел по стопам своих родителей (врача и агронома), а поступил в Минский университет на факультет математики. Рафаил Гордин мечтал стать ученым, но судьба распорядилась иначе. Когда он оканчивал университет (1970 год), были очень сложные времена: “Евреев не хотели брать в науку. В аспирантуру меня не пустили и распределили преподавать математику в торговом техникуме. Мне не нравилось преподавать, я еле отмучился три положенных года”. После этого Рафаил приехал в Москву, попытался устроиться работать программистом, но годы были упущены, нужен был опыт работы… В итоге судьба снова усадила Гордина за учительский стол.

– В школе я увидел, как загораются глаза детей, когда они узнают от меня что-то новое и интересное, – рассказывает Рафаил Калманович. – Я почувствовал отдачу практически мгновенно и понял: это – мое.

Никаких педагогических секретов у учителя Рафаила Гордина нет: “Если мне говорят о новаторах в педагогике, я не верю. Ничего нового в преподавании со времен сократовских бесед не придумали. Нужно каждый день готовиться к урокам, всегда быть в тонусе и искренне хотеть, чтобы тебя поняли”.

Помимо математики, Рафаил Калманович занимается и воспитанием (классным руководством). Со своим классом, который он проводил во взрослую жизнь в конце прошлого учебного года, Гордин ходил в консерваторию (была такая возможность): “Это самое лучшее место в Москве, куда можно отвести детей”. Он сам любит классическую музыку и считает, что детей надо как можно раньше приучать к прекрасному. А ребят своего нового класса приучает к чистоте, учит мыть пол и доску в классе: “Каждый день, каждой новой паре дежурных рассказываю и показываю как что нужно делать, ведь если не сделать это сейчас, после будет поздно”.

Теперь Рафаил Гордин не жалеет, что стал учителем. “Ведь профессиональный математик, как спортсмен, блистает до 30 лет, а учитель, наоборот, как хороший коньяк, с годами все лучше”. Вот только коньяку достаточно постоять, а “учителю нужно трудиться каждый день, а бывает и ночь, как каторжнику, тогда что-нибудь обязательно получится”.

Алена КУЗНЕЦОВА

Комментарии:

Источник