Гипертонический криз проблемы пациента
«Сестринский процесс при гипертонической болезни»
План статьи:
- Определение гипертонической болезни.
- Этиология и факторы, способствующие развитию гипертонической болезни.
- Особенности клинического течения гипертонической болезни.
- Осложнения гипертонической болезни.
- Диагностика заболевания.
- Принципы лечения и ухода за пациентами с гипертонической болезнью.
Гипертоничекая болезнь – это заболевание, ведущим симптомом которого является стойкое повышение артериального давления, обусловленное нервно – функциональным нарушением сосудистого тонуса.
Причины вторичной (симптоматической ) гипертензии
- Сердечно – сосудистые заболевания (атеросклероз, пороки сердца)
- Эндокринные заболевания (феохромоцитома, тиреотоксикоз, болезнь Иценко – Кушинга)
- Почечные заболевания (острый и хронический гломерулонефриты, хронический пиелонефрит, МКБ)
Причины эссенциальной гипертензии
- Хроническое перенапряжение ЦНС
- Нервно – психические травмы
- Наследственная предрасположенность
Способствующие факторы
- Нарушение функций эндокриннных желез (гипоталамуса, гипофиза)
- Курение
- Употребление в пищу большого количества соли
- Особенности профессии, требующие большой ответственности
- Недостаточный сон
- Злоупотребление алкоголем
- Гиподинамия
- Возраст – мужчины старше 55 лет, женщины старше 65 лет
- Ожирение
- Сахарный диабет
В клинике выделяют 3 стадии болезни:
1 стадия – начальная 2 стадия – 2А – лабильная
2Б – стабильная
3 стадия – склеротическая
Осложнения гипертонической болезни
- Нарушение мозгового кровообращения (инсульт)
- Острая и хроническая сердечная недостаточность
- Инфаркт миокарда
- Почечная недостаточность
- Нарушения сердечного ритма
- Поражение сосудов сетчатки глаза
- Гипертонический криз.
Гипертонический криз – внезапное повышение артериального давления, сопровождающееся нарушениями вегетативной нервной системы, усилением всех симптомов болезни, расстройством коронарного , мозгового, почечного кровообращения и повышением артериального давления до индивидуальных высоких цифр.
Факторы, способствующие развитию гипертонического криза:
- психическое перенапряжение
- физическое перенапряжение
- чрезмерное употребление алкоголя
- курение
- внезапная отмена гипотензивных средств
- недостаточный сон
- гипогликемия
- применение контрацептивов
- преклимактерический период
Симптомы гипертонического криза
- резчайшая головная боль
- преходящие нарушения зрения, слуха, речи
- интенсивные боли в области сердца
- спутанность сознания
- тошнота, рвота
- дрожь в теле, потливость
- могут развиться парезы и параличи, сердечная астма и отёк лёгких, инфаркт миокарда
По течению выделяют 3 формы гипертонической болезни:
1 – лёгкая форма – уровень диастолического давления не превышает 100 мм рт. ст.
2 – умеренная форма — уровень диастолического давления не превышает 115 мм рт. ст.
3 – тяжелая форма — уровень диастолического давления более 115 мм рт. ст.
n2. Время измерения
Факторы, влияющие на вариабельность артериального давления
- Состояние пациента
Средние изменения АД при различных психо – эмоциональных и физических состояниях ( по L. A. Clark и соавт. 1987 )
Основные принципы правильного измерения артериального давления
Пациент должен ровно сидеть, предплечье – лежать горизонтально, плечо – находиться под тупым углом как к туловищу, так и к предплечью
Измерение должно проводиться не ранее, чем через 2 минуты после того, как пациент занял указанную позу и расслабился
Все измерения должны проводиться на одной и той же руке, указанной в медицинской карте пациента
Ширина манжеты должна составлять примерно 1/3 длины плеча
Нижний конец манжеты должен находиться на расстоянии 2,5 см от локтевой впадины
Измерение должно проводиться в тихом помещении
Воздух в манжету накачивается на величину, примерно на 20 мм рт. ст. превышающую систолическое давление; давление в манжете снижается со скоростью 2 – 4 мм рт. ст. в секунду
Дополнительные методы обследования
— ЭКГ ( признаки гипертрофии миокарда левого желудочка сердца)
— УЗИ сердца ( утолщение стенки левого желудочка сердца)
— офтальмоскопия ( на глазном дне отмечается сужение артерий, расширение вен, отёк соска зрительного нерва)
— биохимический анализ крови ( гиперлипидемия вследствие атеросклероза)
— проба мочи по Зимницкому ( изогипостенурия при ХПН)
— общий анализ мочи ( протеинурия, цилиндрурия при ХПН)
Принципы лечения гипертонической болезни
1.Нефармакологические методы
- Отказ от курения или снижение числа выкуренных сигарет
- Снижение массы тела
- Уменьшение потребления соли до 5 – 6 г/сут.
- Ограничение потребления жидкости до 1,2 л/сут.
- Повышение потребление калия до 120 мг/сут.
- Увеличение потребления кальция до 800 – 1200 мг/сут.
- Повышенное потребление магния
- Повышенное потребление растительной клетчатки до 24 мг/сут.
- Повышенное потребление полноценного белка
- Витамин С в дозе 500 мг/сут.
- Уменьшение потребления кофеина
- Увеличение физической активности
- Создание оптимальных условий труда и быта
- Нормализация сна
- Фитотерапия
- Фармакологические методы
- Диуретики (фуросемид, спироналоктон, верошпирон, индапамин)
- В – блокаторы (атенолол, тенормин, анаприлин)
- Антагонисты кальция (нифедипин, верапамил)
- Ингибиторы АПФ (каптоприл, эналаприл, лизиноприл)
Сестринские вмешательства при гипертоническом кризе
- Вызвать врача через посредника
- Придать пациенту положение в постели с возвышенным изголовьем
- Расстегнуть стесняющую одежду
- Обеспечить доступ свежего воздуха
- Измерить артериальное давление, пульс и частоту дыхательных движений
- Поставить горчичники на затылок и икроножные мышцы, пиявки на сосцевидные отростки, применить горячие ножные ванны
- Приготовить к приходу врача: шприцы, капельную систему, гипотензивные средства(25% р-р сульфата магния, 1% р-р дибазола, 2% р-р папаверина гидрохлорида, 0,01% р-р клофеллина, 5% р-р пентамина), 0,9% физраствор, успокаивающие средства(р-р реланиума 2,0), мочегонные средства(р-р лазикса 2,0), бронхолитики(2,4% р-р эуфиллина)
- Выполнить назначения врача
- Продолжать каждые 15 минут контролировать гемодинамические показатели и об изменениях сообщать врачу
Ситуационная задача
Пациентка Н. , 52 лет, доставлена в приёмное отделение больницы бригадой скорой помощи с жалобами на резкую головную боль, сердцебиение, выраженную одышку с затруднённым вдохом, приступ удушья, боли в области сердца, чувство страха смерти.
При объективном обследовании выявлено: пациентка беспокойна, кожные покровы бледные, отмечается акроцианоз, выражение лица испуганное, АД – 260/140 мм рт. ст. , ЧДД – 32 дыхания в минуту, ЧСС – 110 ударов в минуту, тоны сердца приглушены, ритмичные, в месте проекции клапана аорты отмечается акцент 2 тона
Задание: 1. Что, по вашему мнению, случилось с пациенткой?
- Выделите настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы пациентки.
- Сформулируйте сестринский диагноз
- Разработайте сестринский процесс для приоритетной проблемы.
Эталон ответа
к ситуационной задаче
- Гипертонический криз, осложнившийся острой левожелудочковой недостаточностью по типу «сердечной астмы».
- Настоящие проблемы – головная боль, сердцебиение, одышка, приступ удушья, боли в области сердца, чувство страха смерти.
Приоритетные проблемы – повышение АД, приступ удушья
Потенциальная проблема – риск развития отёка лёгких
- Повышение АД, приступ удушья у пациентки с гипертонической болезнью
- Краткосрочная цель – снизить АД до индивидуальных рабочих цифр, устранить приступ удушья в течение 30-40 минут
Долгосрочная цель – к моменту выписки из стационара стабилизировать АД, исключить риск развития осложнений
- Планирование сестринских вмешательств
- Вызвать врача через посредника
- Придать пациенту вынужденное положение «ортопноэ»
- Успокоить пациента
- Измерить АД, ЧДД, ЧСС
- Провести оксигенотерапию через пеногаситель
- Наложить венозные жгуты на бёдра
- Приготовить к приходу врача: мочегонные средства (2,0 – 6,0 р-ра лазикса), успокаивающие средства (2,0 р-ра реланиума), сердечные гликозиды ( 0,05% р-р строфантина 1,0), бронхолитики (2,4% р-р эуфиллина 10,0), наркотические анальгетики (1% р-р морфина гидрохлорида)
- Выполнить назначения врача
- Продолжить контролировать каждые 15 минут АД, ЧДД, ЧСС и об изменениях сообщать врачу
Робот блога считает, что это может быть вам интересно
- Сестринский уход и процесс при лихорадке
- Сестринский процесс при раке желудка
- Сестринская помощь в трансфузиологии
- Сестринский процесс при пороках сердца
- Сестринский процесс при пневмониях
- Сестринский процесс при атеросклерозе
- ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
- Алгоритм оказания помощи при поступлении беременной с гестозом
- Сестринский процесс и уход при лихорадке 2(второй) стадии
- Сестринский процесс и уход при лихорадке 1(первой) стадии
- Общие принципы наложения бинтовых повязок. Виды бинтовых повязок.
- Современная стерилизация
- Определение состояния сознания больного пациента
- Настоящие проблемы пациента
- Подготовка пациента(больного) к плановой операции
- Сестринский уход в неврологии
- Сестринский процесс при гастрите
- Инструкция для медицинский работников с вирусными гепатитами В и С и ВИЧ-инфекцией
- Сестринский уход за тяжелобольным пациентами. Отдельные элементы.
- Деловой этикет в профессиональной деятельности медицинской сестры.
Источник
Гипертоническая болезнь – это общее заболевание, характеризующееся повышением артериального давления, которое не связано с каким-либо известным заболеванием внутренних органов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при ООН считает повышенным артериальное давление (независимо от возраста) свыше 140/90 мм рт. ст.
Факторы риска гипертонической болезни:
1. Наследственность.
2. Частые и значительные психоэмоциональные перегрузки.
3. Избыточное потребление поваренной соли (более 4 – 6 г/сут).
4. Ожирение.
5. Курение.
6. Злоупотребление алкоголем.
Проблемы пациента:
А. Существующие (настоящие):
– головные боли;
– головокружения;
– нарушение сна;
– раздражительность;
– отсутствие обязательного чередования труда и отдыха;
– отсутствие соблюдения малосолевой диеты;
– отсутствие постоянного приема лекарственных препаратов;
– недостаток знаний о факторах, способствующих повышению АД.
Б. Потенциальные;
– риск развития гипертонического криза;
– риск развития острого инфаркта миокарда или острого нарушения мозгового кровообращения;
– раннее ухудшение зрения;
– риск развития хронической почечной недостаточности.
Сбор информации при первичном обследовании:
1. Расспрос пациента об условиях профессиональной деятельности, о взаимоотношениях в семье и с коллегами на работе.
2. Расспрос пациента о наличии гипертонической болезни у ближайших родственников.
3. Исследование особенностей питания пациента.
4. Расспрос пациента о вредных привычках:
– курение (что курит, количество сигарет или папирос в сутки);
– употребление алкоголя (как часто и в каком количестве).
5. Расспрос пациента о приеме лекарственных препаратов: какие медикаменты принимает, частота, регулярность их приема и переносимость (энап, атенолол. клофелин и др.).
6. Расспрос пациента о жалобах на момент обследования.
7. Осмотр пациента:
– цвет кожных покровов;
– наличие цианоза;
– положение в постели;
– исследование пульса:
– измерение артериального давления.
Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:
1. Провести беседу с пациентом/семьей о необходимости соблюдения диеты с ограничением соли (не выше 4-6 г/сут).
2. Убедить пациента в необходимости щадящего режима дня (улучшение служебных и домашних условий, возможное изменение условий работы, характера отдыха и т. п.).
3. Обеспечить пациенту достаточный сон. разъяснить условия, способствующие сну: проветривание помещения, недопустимость приема пищи непосредственно перед сном, нежелательность просмотра тревожащих телепередач. При необходимости проконсультироваться с врачом о назначении успокаивающих или снотворных препаратов.
4. Обучить пациента приемам релаксации для снятия напряжения и тревоги.
5. Информировать пациента о влиянии курения и алкоголя на уровень артериального давления.
6. Информировать пациента о действии лекарственных препаратов. назначенных лечащим врачом, убедить его в необходимости систематического и длительного их приема только в назначенных дозах и их сочетаний с приемом пищи.
7. Провести беседу о возможных осложнениях гипертонической болезни, указать на их причины.
8. Контролировать массу тела пациента, соблюдение режима и диеты.
9. Проводить контроль передаваемых продуктов родственниками или другими близкими людьми у стационарных пациентов.
10. Обучить пациента (семью):
– определять частоту пульса; измерять артериальное давление;
– распознавать начальные симптомы гипертонического криза;
– оказывать доврачебную помощь при этом.
Источник
Артериальная гипертензия – это состояние, при котором регистрируется повторное или постоянное повышение давления выше 140/90, как минимум при 2-х посещениях врача. Высокое давление безболезненное, но потенциально смертельное заболевание, причем заболеваемость среди населения увеличивается. По оценкам специалистов, в нашей стране до 35% взрослых в возрасте 25–64 лет страдают гипертонией. Частота заболевания увеличивается с возрастом, повышая риск сердечно-сосудистых и мозговых проблем. Важную роль в лечении болезни играет сестринский процесс при гипертонической болезни. Каковы должны быть действия медсестры при гипертонии? В чем заключается сестринское дело при высоком АД?
Основы сестринского процесса при гипертонической болезни
Алгоритм действий медсестры при гипертонии – это специально организованный метод индивидуального ухода за каждым пациентом.
Сестринская помощь во время работы с пациентом:
- создание условий для лечения;
- осуществление всех гигиенических процедур;
- работа по профилактике заболевания;
- помощь в реализации некоторых пожеланий пациента;
- проведение обучения пациента и его родственников (приобретение ними необходимых навыков, направленных на поддержку здоровья пациента);
- расширение научных знаний и исследовательской деятельности с последующим применением на практике.
Этапы сестринского процесса при гипертонической болезни:
- уход за пациентом;
- диагностика;
- определение цели медицинского вмешательства;
- подготовка плана ухода и его реализация;
- анализ результатов.
Важно! Следует иметь в виду, сестринский процесс при артериальной гипертензии особенно важен при атеросклерозе, вызванном гипертонической болезнью.
Этапы сестринского ухода при гипертонической болезни включают определенные действия, направленные на поддержку и улучшение состояния пациента.
1 этап
Цель 1-го этапа – проведение сестринского опроса, включающего сбор субъективной информации, объективный анализ результатов и психосоциального состояния пациента.
1 этап процесса заключается в следующем:
- установление доверия пациенту;
- получение ответа на вопрос: «Что ожидает человек от лечения?»;
- анализ всей необходимой информации для создания правильного плана ухода за больным.
2 этап
Цель 2-го этапа сестринского процесса – выявление все существующих потенциальных проблем пациента, больного гипертонией. Сестринские вмешательства также включают в себя диагностику всех жалоб. Проблемы пациента могут быть физиологическими и психологическими, поэтому необходима диагностика каждой жалобы.
Таблица физиологических проблем и их диагноз
Проблема | Диагноз |
Расстройства сна | Повреждения нервной системы из-за гипертонии |
Сердцебиение | Повышенное влияние на сердце симпатоадренальной системы |
Боль в области сердца | Повреждение коронарной системы |
Повышенная усталость | Вследствие гипертонии |
Снижение производительности | |
Носовое кровотечение | |
Одышка | Астма, отек легких |
Ухудшение зрения | Поражение сетчатки глаза |
Ухудшение слуха | В результате гипертонии |
Каковы следующие особенности сестринского процесса при гипертонической болезни? Важную роль играют психологические проблемы и их диагностика.
Проблема | Диагноз |
Тревога | Отсутствие знаний о болезни, ее причинах, симптомах, характеристиках лечения и т. д. |
Отсутствие знаний и навыков в самопомощи и уходе |
3 этап
Тактика, определяющая деятельность медсестры в работе школы артериальной гипертонии, помогает разработать индивидуальный план лечения. Задачи – краткосрочные, рассчитанные на неделю или немного больше, и долгосрочные, применяющиеся на протяжении всего терапевтического курса.
Для более точного определения целей и роли медсестры в лечении гипертонии важно, чтобы задачи отвечали следующим критериям:
- реальность достижения;
- срочность осуществления;
- участие пациентов в обсуждении.
Перед установлением конкретной цели вмешательства, медсестра должна определить:
- какие действия пациент способен делать самостоятельно;
- может ли пациент освоить особенности самообслуживания.
4 этап
Цель этого этапа сестринского процесса – разработка плана и стандарта сестринского вмешательства, их реализация.
План содержит следующие пункты:
- первичная дата;
- проблема пациента;
- целевой результат;
- описание медицинской помощи;
- ответ пациента на сестринское вмешательство;
- целевая дата.
Этот план может содержать несколько потенциальных решений проблемы. Это обеспечивает высокий процент достижения эффективности лечения.
При осуществлении плана медсестра должна соблюдать следующие правила:
- разработанный план должен осуществляться систематически;
- в процессе осуществления необходимо привлекать пациента и его родственников;
- при любых изменениях в состоянии пациента или появлении/устранении жалоб (симптомов), следует провести изменения плана;
- все запланированные процедуры должны выполняться точно в соответствии с алгоритмом сестринского процесса при гипертонической болезни.
Пятый этап
Грамотный анализ и оценка результатов работы сестринского вмешательства – важный этап для разработки дальнейшего режима жизни больного гипертонией.
Во время оценки можно получить ответы на следующие вопросы:
- есть ли какой-то прогресс в установленном лечении;
- соответствует ли ожидаемый результат достигнутому;
- насколько эффективно сестринское вмешательство по каждой из проблем больного;
- необходим ли пересмотр плана.
Для более точных результатов итоговая оценка осуществляется той же медицинской сестрой, что и проводила первичный осмотр пациента. Оценивание целесообразности лечения будет неполным, если за время сестринского ухода не были соблюдены следующие правила:
- не записывались все сестринские вмешательства (значительные и незначительные);
- действия документировались не сразу;
- не отмечались все отклонения в состоянии больного от нормы;
- использовались нечеткие термины;
- остались пустые графы в плане.
А главное, в результате сестринского ухода пациенту должно стать лучше, он и его близкие должны обучиться основным действиям из разработанного плана.
Проблемы пациента
Особенности сестринской деятельности при гипертонической болезни включают изучение проблем больного и предупреждение их развития.
Признаки зависят от степени гипертонии:
- 1 степень – гипертония без изменений органов в системе кровообращения, глазном дне, почках. Иногда присутствуют головные боли, невротические проблемы, усталость, спутанность сознания, головокружение, носовое кровотечение.
- 2 степень – неуклонное повышение АД, изменения органов – гипертрофия левого желудочка, почек, изменения глазного дна, незначительные изменения артерий. У пациента присутствуют субъективные трудности, сходные с проявлениями болезни 1 степени.
- 3 степень – функциональные расстройства в отдельных органах. Сердце – проявления ишемической болезни, инфаркта миокарда, сердечной недостаточности. ЦНС – кровоизлияние в мозг. Почки – нефропатия = уменьшение функции почек. Глазное дно – гипертоническая ретинопатия = геморрагия сетчатки глаза.
В соответствии с проблемами больного составляется план. Сестринский процесс основывается на рисках заболевания – при подозрении на гипертонический криз составляется алгоритм, нацеленный на первую помощь при гипертоническом кризе. При паренхиматозной почечной (нефрогенной) артериальной гипертензии делается упор на контроль состояния почек.
Классификация гипертонии
Ситуация с гипертонической болезнью осложняется тем, что всего третья часть мужчин и половина женщин, осведомлены об имеющейся у них болезни. Лечится из них 21% мужчин и 46% женщин. Процент эффективности терапии еще ниже – это 6 и 18% соответственно. Сестра должна проинформировать пациента, что снижение давления всего на несколько делений поможет избежать развития опасных патологий – это ишемическая болезнь сердца, мозговые инсульты.
Успех при лечении и для профилактики напрямую зависит от знаний пациента о своем заболевании. Сестринский процесс при гипертонической болезни состоит в ознакомлении человека со стадиями ГБ. Дифференцируют три степени патологии.
Первая стадия считается обратимой. АД поднимается на короткое время, может нормализоваться самостоятельно, возникает из-за сопутствующих неблагоприятных обстоятельств. Второй этап характеризуется устойчивым повышением АД, оно снижается только под действием препаратов. На этой стадии возможны осложнения у пациента в виде гипертонических кризов, патологии сердца.
Сестра обязана ознакомить пациента с риском осложнений, убедить его вовремя обратиться за помощью для выявления уровня и динамики артериального давления, назначения адекватного лечения. При необходимости не стоит стесняться проконсультироваться с доктором по поводу нужных медикаментозных средств, их дозировки и условий приема. Всю важную информацию следкет довести до больного.
Сбор информации в ходе первичного обследования
Как и при другой болезни, основной обязанностью медсестры является получение личной, семейной, фармакологической, социальной, профессиональной истории (составление анамнеза). Собирается информация о генетической предрасположенности, принимаемых лекарствах, личных данных, проблемах со здоровьем, условиях труда, стиле жизни (курение, пищевые привычки, степень физической нагрузки), восприимчивости к стрессу. Для диагностики очень важен семейный анамнез, т. к. генетическая предрасположенность – один из самых опасных факторов риска.
Также проводится медицинский осмотр в сотрудничестве с участковым (лечащим) врачом (визуально, пальпацией, прослушиванием, постукиванием). Наиболее важная роль медсестры и необходимая часть диагностики – это измерение артериального давления в нескольких положениях пациента (лежа, стоя). Необходимо соблюдение принципов и алгоритма измерения артериального давления!
Особенности заболевания
Артериальная гипертензия (АГ) развивается при патологически повышенном артериальном давлении (АД). Патология настолько распространена, что многие гипертоники и не подозревают о своих проблемах. Распознать опасность можно по целому комплексу признаков:
- Регулярная головная боль, преимущественно в височной и затылочной области;
- Головокружение, потеря координации и ориентации в пространстве;
- Низкая работоспособность, повышенная утомляемость и раздражительность;
- Провалы в памяти, онемение и слабость рук и ног.
При отсутствии адекватного и своевременного лечения возможны серьезные осложнения в виде инсульта головного мозга, инфаркта миокарда, острой почечной и сердечной патологий.
Сестринские вмешательства, в т. ч. работа с семьей пациента
Уход за больным с гипертонией обычно проводится амбулаторно. Госпитализация требуется лишь небольшому проценту пациентов. Стационарный уход рекомендуется при заболевании, устойчивом к амбулаторному лечению, гипертоническом кризе, коронарных осложнениях, дифференциальной диагностике вторичной гипертензии.
Медсестра информирует пациента с режимом лечения, оформляет медицинскую карту. Во время госпитализации медсестра в сотрудничестве с пациентом составляет сестринскую документацию, оказывает необходимую сестринскую помощь в соответствии с потребностями больного.
Вмешательства при осложнениях (при гипертоническом кризе)
После оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе, проводимой врачом, необходим сестринский уход.
Уход за больным, независимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе:
- информирование больного (в приемлемой форме) о его состоянии здоровья, возможных осложнениях и необходимых изменениях в рационе;
- мотивирование пациента активно заниматься лечением, придерживаться установленного терапевтического режима;
- оценка состояния больного в зависимости от степени его самодостаточности;
- введение пациенту лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача;
- регулярный контроль физиологических функций больного (определения пульса, показателей давления и др.), их запись;
- контроль питания;
- обеспечение безопасности пациента;
- ведение сестринской документации.
Важен психологический подход медсестры к пациенту, приведение его к позитивному отношению к жизни. При необходимости в процесс лечения вовлекается семья пациента.
При переведении на домашнее лечение самому больному и членам его семьи подчеркивается необходимость регулярного использования лекарственных средств, регулярные визиты к врачу, соблюдение правильного питания, необходимое количество физических упражнений и активного отдыха, регулярные измерения артериального давления (используется любой подходящий для больного тонометр).
Почему повышается АД
Гипертония – самая распространенная болезнь сердечно-сосудистой системы. Патология возникает в случае разлада работы центров, отвечающих за функции сердца и сосудистого русла, проявляется повышением артериального давления. По данным ВОЗ, повышенными считаются показатели у взрослых больше 140/90 мм рт. ст. без учета возраста пациента.
Разбалансировка в организме приводит к сопротивлению периферических сосудов в ответ на увеличение однократно выброшенного сердцем пациента количества крови. Катализатором такого явления могут выступать следующие причины:
- стрессы, психоэмоциональные расстройства;
- непосильные физические нагрузки;
- лишний вес;
- алкогольная зависимость, курение;
- неправильное питание с избытком соли;
- генетическая предрасположенность;
- нарушение метаболизма;
- недостаточный по времени и качеству сон;
- гиподинамия.
Гипертония может проявиться как следствие особенностей профессиональной деятельности, которая требует напряженного внимания и высокой ответственности. Поэтому при первичном обследовании важен сестринский опрос больного для выявления причин повышения давления.
Это отношения пациента с коллегами на работе и в семье, сбор сведений о гипертонии у кровных родственников. Важно чтобы больной рассказал об имеющихся вредных привычках, образе жизни и питании. Необходимо выяснить, принимает ли больной гипотензивные средства, как часто и в какой дозировке. Имеется ли предрасположенность к аллергическим реакциям.
Цель сестринского процесса при гипертонической болезни
Задача медсестры – провести безошибочный сбор биологического материала. Важно знать принципы сбора мочи и крови. Другая часть диагностики – визуальные методы обследования. К ним относятся рентгенография грудной клетки, ультразвуковое исследование сердца, электрография, глазные исследования. Медсестра готовит пациента к обследованиям.
Цели ухода за больным:
- предоставление пациенту достаточной информации о проводимых исследованиях;
- мотивация к сотрудничеству в лечении, соблюдению назначенных терапевтических шагов;
- обеспечение информации о важности самоконтроля в домашней обстановке.
Обучение пациента
Образование пациентов с диагностированным заболеванием – это неотъемлемая часть любого собеседования больного с врачом или медсестрой после постановки диагноза. Проведение образования – это сложный процесс, включенный в виды сестринских вмешательств. Он требует следования поставленным целям, для обеспечения надлежащей информированности пациента.
Процесс образования представляет собой систематический, постепенный, логичный, основанный на науке, планируемый процесс деятельности, где медсестра – это учитель, а больной – ученик. Они участвуют в учебных мероприятиях, приводящих к желаемым изменениям.
При общении между медсестрой и пациентом, медицинский работник должен знать о своем влиянии на больного человека. Поэтому необходимо подумать о том, что следует ему рассказывать. Процесс коммуникации состоит из пяти компонентов, каждых из которых должен быть включен в общение, иначе коммуникационный процесс не будет выполнен.
- 1 компонент – медсестра, сообщающая пациенту его диагноз. Стиль, в котором сообщение будет передано, может зависеть от нескольких факторов. Например, от коммуникационных способностей или потребности.
- 2 компонент – больной, получающий сообщение. На получение сообщения влияет культура, опыт, цели человека.
- 3 компонент – сообщение, которое зависит от человека, его собственных пониманий происходящего.
- 4 компонент – обратная связь, в которой медсестра получает ответы от пациента, чтобы определить, понял ли он сообщение. Этот компонент очень важен.
- 5 компонент – конкретная ситуация и окружающая среда. В этом разделе важно подумать о коммуникационных барьерах, которые могут повлиять на результат всего процесса коммуникации.
Процесс образования несколько похож на процесс сестринского ухода, но с той разницей, что ухода сосредоточен на диагностике физических и диагностических потребностей. Основная задача процесса образования – определение приоритетных потребностей в обучении пациентов, стилей обучения, готовности больного учиться. Образовательный процесс делится на несколько этапов, которые не могут быть заменены или пропущены.
- 1 этап – первоначальный диагноз, когда медсестра выясняет, кого и почему она должна обучать. После первого этапа медсестра планирует, какой стиль и инструменты будет использовать.
- 2 этап – определение цели текущего процесса, планирование постепенных шагов, которые будут предприняты для обучения пациента.
- 3 этап – реализация, где сам процесс образования осуществляется с использованием выбранных методов и инструментов.
- 4 этап – последняя часть образовательного процесса, заключается в оценке результатов, достигнутых целей.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Источник