Гипертонический криз медсестринская помощь при
Гипертонический криз — патологическое состояние, во время которого стремительно повышаются показатели артериального давления, что несет опасность для здоровья и жизни человека. Поэтому правильно оказанная первая помощь влияет на дальнейшее выздоровление пациента, и предотвращает опасные осложнения. Сестринский уход при гипертоническом кризе включает в себя много этапов, но к основному относится оптимальное оказание неотложной помощи для конкретного случая.
Что входит в обязанности?
Сестринский уход при гипертоническом кризе — преднамеренно организованная медицинская помощь для конкретного пациента. В обязанности медсестры входит такой алгоритм действий:
- предоставление первой помощи во время купирования гипертонического криза;
- постоянное контролирование состояния пациента;
- обеспечение комфортных условий, способствующих выздоровлению больного;
- помощь в осуществлении медицинских мероприятий, которые назначил доктор;
- составление специального рациона;
- консультирование пациента в вопросах бытового характера;
- научение больного самостоятельному обслуживанию с учетом новых обстоятельств;
- доступное донесение информации больному и его семье про специфику болезни и осложнения, про симптомы наступающего приступа, и способы их купирования.
Вернуться к оглавлению
Этапы сестринской помощи при гипертоническом кризе
Сестринский процесс, предусматривающий уход за больным, делится на такие этапы:
1. Осуществление сестринского осмотра | Собрание субъективных данных, объективная оценка полученной информации, оценка психологического состояния и социальной обстановки больного. |
2. Определение реальных и потенциальных проблем человека в течение гипертонической болезни | Сестринское вмешательство заключается в постановке диагноза по всем жалобам. Проблемные вопросы пациента бывают физиологического и психологического характера, вследствие этого на каждую жалобу проводятся свои диагностические процедуры. |
3. Составление персональных лечебных мер | Терапевтические меры бывают краткосрочные (составляются на короткое время) и долгосрочные (продолжаются в течение всего курса терапии). |
4. Написание плана сестринского ухода в проведении терапевтических мер и их выполнения | План ухода выглядит в виде таблицы и может состоять из нескольких решений проблемных вопросов. В таблице фиксируются даты, текущие проблемы, желаемые результаты, проведенные услуги и процедуры, реакция больного на них. |
5. Грамотная оценка результата сестринской деятельности | Оценка полученных результатов с регулированием жизни пациента. А также этот этап подразумевает обсуждения итогов с медицинским персоналом, который участвовал в реабилитации больного. |
Вернуться к оглавлению
Неотложная помощь
Сильное головокружение является симптомом гипертонического криза.
При гипертоническом кризе появляются такие симптомы:
- стремительное повышение артериального давления;
- увеличивающаяся мигрень;
- ощущение вялости и слабости;
- головокружение;
- озноб и дрожь в теле;
- приступы тошноты и рвота;
- боли в области грудной клетки;
- появление мушек перед глазами;
- покраснение кожи лица и шеи.
Появление подобной симптоматики у человека говорит про начало гипертонического криза, вследствие этого требуется вмешательство доктора. Поэтому в обязанности медсестры входит вызов врача и оказание неотложной помощи, которая состоит из таких действий:
- Уложить пациента в полусидячее положение.
- Укутать ноги теплым пледом. Икроножные мышцы можно согреть при помощи грелки или горчичников.
- Предоставить пациенту внеочередную порцию медикаментов, которые прописал доктор для снижения давления. А также по показаниям дают «Корвалол», «Валокордин», «Клофелин» и мочегонные препараты.
- При выраженной сердечной боли применяют «Нитролицерин».
- Поддерживать больного психологически.
Вернуться к оглавлению
Как происходит сбор анамнеза?
Тактика медсестры при сборе анамнеза выглядит в виде подробного исследования жалоб больного. Их тщательное исследование способствует правильной постановке диагноза, и предопределяет последующие действия врача. Дабы сформировать точную картину патологии уточняется период начала болезни (первое обнаружение высокого давления), и что ее спровоцировало. А также во время сбора анамнеза обращают внимание на наследственный фактор недуга, и на способ жизни пациента (питание, физическая активность, род деятельности, семейное положение и прочие моменты).
Вернуться к оглавлению
План лечебных мероприятий
Сестринская помощь больному-гипертонику заключается в снижении кровяного давления за некоторое время.
В организацию медсестринского ухода при гипертонической болезни входит составление плана терапевтических мер:
- Определение цели — снижение кровяного давления за некоторое время, зависящее от состояния пациента и симптоматики заболевания.
- Фиксирование сроков выполнения задач краткосрочного (неотложная помощь) и долгосрочного характера, включающего курс реабилитации после выписывания больного из медицинского учреждения, и самостоятельное купирование гипертонического криза.
В планировании медицинского ухода во время патологического состояния учитывают такие действия:
- вызов доктора;
- предотвращение панического состояния у пациента;
- слежение за позой больного;
- фиксирование пульса, показателей артериального давления, частоты дыхательных движений и сердечных сокращений, температурные показатели тела;
- подготовка инструментов для медицинских действий (шприцы, жгуты, системы для капельного введения медикаментов и прочие).
Вернуться к оглавлению
Изменение плана
Недостижение позитивной динамики в ходе терапевтических мер — повод изменить план. Все изменения оговариваются с лечащим доктором и фиксируются. План считается оптимальным для конкретного случая при таких результатах:
- Во время гипертонического криза сокращается количество жалоб и постепенно уменьшаются показатели кровяного давления.
- Во время последующего лечения профилактические меры оказывают благоприятное воздействие на больного, и ускоряют его выздоровление.
Вернуться к оглавлению
Общение с больным и родственниками
Терапия гипертонического заболевания длительная. Сестринский уход включает в себя профилактику и предупреждение опасных последствий гипертонической болезни. Медсестра оповещает и объясняет пациенту, и его родственникам про регулярный контроль артериального давления, про соблюдение диетического питания, и режима. А также в сестринскую обязанность входит ознакомление больного и его ближнего окружения со всеми особенностями, и возможными последствиями патологического процесса, обучение правилам по уходу во время, и после гипертонического криза.
Источник
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è êëàññèôèêàöèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà. Äåëåíèå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ïî ñòåïåíè òÿæåñòè. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå. Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè îñëîæíåííîì è íåîñëîæíåííîì ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÊÀÇÀÕÑÒÀÍÑÊÎ-ÐÎÑÑÈÉÑÊÈÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ
Êàôåäðà ïðîïåäåâòèêè âíóòðåííèõ áîëåçíåé è ñåñòðèíñêîãî äåëà
Ðåôåðàò
íà òåìó: Àëãîðèòì äåéñòâèÿ ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå.
Âûïîëíèëà: Åñòàåâà À.À.
Ïðîâåðèëà: Àìàíæîëîâà Ò.Ê.
Àëìàòû 2012
Ïëàí
Ââåäåíèå
Êëàññèôèêàöèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ
Äåëåíèå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ïî ñòåïåíè òÿæåñòè
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè íåîñëîæíåííîì ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè îñëîæíåííîì ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç – âíåçàïíîå ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, âûõîäÿùåå çà ïðåäåëû îáû÷íîãî äëÿ áîëüíîãî óðîâíÿ è ñîïðîâîæäàþùååñÿ ïîÿâëåíèåì èëè óñóãóáëåíèåì êëèíè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêè, ÷àùå öåðåáðàëüíîãî èëè êàðäèàëüíîãî ãåíåçà. Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç ìîæåò ðàçâèòüñÿ â ëþáîé ñòàäèè ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè è ïðè ðàçëè÷íûõ âèäàõ ñèìïòîìàòè÷åñêîé ãèïåðòåíçèè. Ôàêòîðàìè, ñïîñîáñòâóþùèìè åãî âîçíèêíîâåíèþ, ÿâëÿþòñÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ïåðåíàïðÿæåíèå, íåáëàãîïðèÿòíûå ìåòåîðîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû, äèñãîðìîíàëüíûå íàðóøåíèÿ, à òàêæå ðàçëè÷íûå èçìåíåíèÿ îáìåíà ýëåêòðîëèòîâ â îðãàíèçìå.
Íåêîòîðûå äîêòîðà ðåêîìåíäóþò èñïîëüçîâàòü êëàññèôèêàöèþ ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ, â êîòîðîé ó÷èòûâàþòñÿ ãåìîäèíàìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè. Ñîãëàñíî ýòîé êëàññèôèêàöèè ðàçëè÷àþò ãèïåðêèíåòè÷åñêèå, ýóêèíåòè÷åñêèå è ãèïîêèíåòè÷åñêèå êðèçû. Äèàãíîç ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà îñíîâàí íà âûÿâëåíèè ñëåäóþùèõ ïðèçíàêîâ:
1. îòíîñèòåëüíî âíåçàïíîå íà÷àëî (îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî íåñêîëüêèõ ÷àñîâ);
2. âûñîêèé äëÿ äàííîãî èíäèâèäóóìà óðîâåíü àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ;
3. êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ: æàëîáû êàðäèàëüíîãî õàðàêòåðà – ñåðäöåáèåíèå, áîëü â îáëàñòè ñåðäöà; öåðåáðàëüíîãî õàðàêòåðà – ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, òîøíîòà, ðâîòà, íàðóøåíèÿ çðåíèÿ; âåãåòàòèâíîãî õàðàêòåðà – îçíîá, äðîæü, æàð, ó÷àùåííîå ìî÷åèñïóñêàíèå, ïîòëèâîñòü.
Êëàññèôèêàöèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà
Ïðàêòè÷åñêèì âðà÷àì íàèáîëåå äîñòóïíà êëàññèôèêàöèÿ Í.À. Ðàòíåðà (1958), êîòîðàÿ ïîçâîëÿåò âûäåëèòü íå òîëüêî âåäóùèé ñèíäðîì è ïàòîãåíåòè÷åñêèé ìåõàíèçì êðèçà, íî è áûñòðî âûðàáîòàòü òàêòèêó ëå÷åíèÿ. Ñîãëàñíî ýòîé êëàññèôèêàöèè âûäåëÿþò êðèçû I (íåéðîâåãåòàòèâíîãî) è II (öåðåáðàëüíîãî) òèïà.
Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç I òèïà ÷àùå âñåãî âñòðå÷àåòñÿ íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè. Êðèç ðàçâèâàåòñÿ áûñòðî, õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèëüíîé ãîëîâíîé áîëüþ, ïîÿâëåíèåì æàðà, äðîæè, ñåðäöåáèåíèÿ, îáùèì âîçáóæäåíèåì, êîëþùåé áîëüþ â îáëàñòè ñåðäöà, ïîëèóðèåé. Ñèñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå ïîâûøàåòñÿ íà 80-100 ìì ðò.ñò., äèàñòîëè÷åñêîå – íà 30-50 ìì ðò.ñò. Íà ÝÊà ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ñìåùåíèå ñåãìåíòà S-T ïîä èçîëèíèþ è óïëîùåíèå çóáöà Ò. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü êðèçà – îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî 2 – 3 ÷, êðèç ñðàâíèòåëüíî áûñòðî è ëåãêî êóïèðóåòñÿ.
Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç II òèïà âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî íà ïîçäíèõ ñòàäèÿõ çàáîëåâàíèÿ. Îí ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî, ïðè íåñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè ìîæåò äëèòüñÿ íåñêîëüêî äíåé. Õàðàêòåðèçóåòñÿ î÷åíü ñèëüíîé ãîëîâíîé áîëüþ, çàòîðìîæåííîñòüþ áîëüíîãî, òîøíîòîé, ðâîòîé, íàðóøåíèåì çðåíèÿ (ìåëüêàíèå «ìóøåê», òåìíûå ïÿòíà, èíîãäà êðàòêîâðåìåííàÿ ïîòåðÿ çðåíèÿ è ñëóõà).
Ïóëüñ ìîæåò áûòü çàìåäëåí, àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå î÷åíü âûñîêîå, îñîáåííî äèàñòîëè÷åñêîå (140-160 ìì ðò.ñò. è áîëåå). Íà ÝÊà ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ðàñøèðåíèå êîìïëåêñà QRS, ñìåùåíèå ñåãìåíòà S-Ò ïîä èçîëèíèþ è ïîÿâëåíèå íåãàòèâíîãî çóáöà Ò. Âî âðåìÿ êðèçà II òèïà ìîæåò ðàçâèòüñÿ íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ äèíàìè÷åñêîãî õàðàêòåðà, èëè ìîçãîâîé èíñóëüò. ×àñòî ýòè êðèçû îñëîæíÿþòñÿ ðàçâèòèåì îñòðîé êîðîíàðíîé èëè îñòðîé ëåâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè, ïðîÿâëÿþùåéñÿ ñåðäå÷íîé àñòìîé è îòåêîì ëåãêèõ. Äëÿ êðèçîâ II òèïà õàðàêòåðíî ðàçâèòèå ãèïåðòîíè÷åñêîé ýíöåôàëîïàòèè.
Òÿæåñòü êëèíè÷åñêîé êàðòèíû ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå II òèïà òðåáóåò íåìåäëåííîãî (â òå÷åíèå 10-15 ìèí) ñíèæåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ â öåëÿõ óñòðàíåíèÿ ïåðèôåðè÷åñêîé âàçîêîíñòðèêöèè.
Âàæíûì óñëîâèåì ÿâëÿåòñÿ ïîñòåïåííîå ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (íà 30 % îò èñõîäíîãî óðîâíÿ, äèàñòîëè÷åñêîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå äî 100-110 ìì ðò.ñò.), òàê êàê ðåçêîå åãî ñíèæåíèå ìîæåò ïîâëå÷ü òÿæåëûå ðàññòðîéñòâà ìåõàíèçìîâ àóòîðåãóëÿöèè ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ è ðàçâèòèå èøåìèè ìîçãà.
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ
ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç äîâðà÷åáíûé ïîìîùü
×àùå âñåãî ãèïåðòåíçèâíûé êðèç áûâàåò ñïðîâîöèðîâàí íåðâíî-ïñèõè÷åñêèì ïåðåíàïðÿæåíèåì áîëüíîãî, à òàêæå íàðóøåíèÿìè ïðåäïèñàííîãî êàðäèîëîãîì îáðàçà æèçíè ïðè ãèïåðòîíèè. Òî åñòü ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç ìîæåò ñòàòü ñëåäñòâèåì çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëåì, êóðåíèÿ, ñàìîñòîÿòåëüíîé îòìåíîé íàçíà÷åííûõ ðàíåå êàðäèîëîãîì ëåêàðñòâ, èçáûòêà â ðàöèîíå áîëüíîãî ïîâàðåííîé ñîëè è ò.ä. Èíîãäà ó áîëüíûõ, îòëè÷àþùèõñÿ ìåòåî÷óâñòâèòåëüíîñòüþ, ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç âîçíèêàåò êàê ðåàêöèÿ íà ïîãîäíûå óñëîâèÿ èëè, ÷àùå, íà èõ èçìåíåíèÿ.
Îáû÷íî ãèïåðòåíçèâíûé êðèç äèàãíîñòèðóåòñÿ ïðè ïîäúåìå íèæíåãî (äèàñòîëè÷åñêîãî) äàâëåíèÿ âûøå 120 ìì ðò.ñò. Îäíàêî íåëüçÿ ñêàçàòü, ÷òî âåëè÷èíà àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ – ñàìûé íàäåæíûé äèàãíîñòè÷åñêèé ïîêàçàòåëü ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðèçíàêè ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ÷åòêî ïðîñëåæèâàþòñÿ íà ôîíå íåçíà÷èòåëüíîãî ïîâûøåíèÿ äàâëåíèÿ. È íàîáîðîò: ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ äàæå çàïðåäåëüíàÿ âåëè÷èíà àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ ïðèçíàêàìè ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà.
Äåëåíèå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ïî ñòåïåíè òÿæåñòè
 íàñòîÿùåå âðåìÿ òàêòèêà âðà÷à âî âðåìÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà îïðåäåëÿåòñÿ ñðîêàìè îêàçàíèÿ áîëüíîìó ýêñòðåííîé ïîìîùè. Ïîýòîìó îáùåïðèíÿòûì ÿâëÿåòñÿ òàêîå äåëåíèå êðèçîâ:
1. êðèç, òðåáóþùèé ïðîâåäåíèÿ íåîòëîæíûõ ìåðîïðèÿòèé;
2. êðèç, òðåáóþùèé îêàçàíèÿ ýêñòðåííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.
Íåîòëîæíûå ìåðîïðèÿòèÿ ïðîâîäÿò òîãäà, êîãäà ðèñê ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé èç-çà ðåçêîãî ñíèæåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, êàê ïðàâèëî, ïðåâûøàåò ðèñê ïîðàæåíèÿ îðãàíîâ-ìèøåíåé (ìîçãà, ñåðäöà, ïî÷åê).  ïîäîáíûõ ñèòóàöèÿõ ñëåäóåò äîáèòüñÿ ñíèæåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ â òå÷åíèå 24 ÷.  ýòó ãðóïïó ìîãóò áûòü îòíåñåíû áîëüíûå ñ ãèïåðòîíè÷åñêèì êðèçîì I òèïà (íåéðîâåãåòàòèâíûì, ãèïåðêèíåòè÷åñêèì). Äëÿ êóïèðîâàíèÿ êðèçà ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû êàê òàáëåòèðîâàííûå ôîðìû ïðåïàðàòîâ (êëîôåëèí, íèôåäèïèí, êàïòîïðèë), òàê è âíóòðèâåííûå èëè âíóòðèìûøå÷íûå èíúåêöèè ðàóñåäèëà (ïî 1 ìë 0,1-0,25% ðàñòâîðà) èëè äèáàçîëà (ïî 4-5 ìë 1% ðàñòâîðà). Ýôôåêòèâíûì ÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå äðîïåðèäîëà (ïî 2-4 ìë 0,25 % ðàñòâîðà âíóòðèìûøå÷íî) èëè àìèíàçèíà (ïî 1 ìë 2,5 % ðàñòâîðà âíóòðèìûøå÷íî).
 ðÿäå ñëó÷àåâ ïðè íåéðîâåãåòàòèâíîì êðèçå ñ âûðàæåííûì ãèïåðêèíåòè÷åñêèì ñèíäðîìîì õîðîøèé ýôôåêò äàåò ââåäåíèå îáçèäàíà ïî 3-5 ìã â 20 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà âíóòðèâåííî ìåäëåííî. Âîçìîæíî âíóòðèâåííîå ââåäåíèå âåðàèàìèëà. Íà÷àëüíàÿ äîçà – 5 ìã, ìàêñèìàëüíàÿ îáùàÿ äîçà – 20 ìã. Ãîñïèòàëèçàöèÿ äàííîé êàòåãîðèè áîëüíûõ íå îáÿçàòåëüíà.
Ñîñòîÿíèÿ, òðåáóþùèå îêàçàíèÿ ýêñòðåííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, õàðàêòåðèçóþòñÿ çíà÷èòåëüíûì ðèñêîì ïîðàæåíèÿ îðãàíîâ-ìèøåíåé. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå íåîáõîäèìî ñíèçèòü â òå÷åíèå 1 ÷.
Ýòî êàñàåòñÿ áîëüíûõ ñ ãèïåðòîíè÷åñêèì êðèçîì II òèïà (öåðåáðàëüíûì, ãèïî- è ýóêèíåòè÷åñêèì).  òàêîé ñèòóàöèè ïðåïàðàòîì âûáîðà ÿâëÿåòñÿ íàòðèÿ íèòðîïðóññèä, îêàçûâàþùèé ìîùíîå àíòèãèïåðòåíçèâíîå äåéñòâèå, êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ â ïåðâûå 2-5 ìèí. Ïðåïàðàò áûñòðî âûâîäèòñÿ èç îðãàíèçìà, ÷òî îáëåã÷àåò åãî òèòðîâàíèå.
Íàòðèÿ íèòðîïðóññèä ââîäÿò âíóòðèâåííî êàïåëüíî â 500 ìë 5 % ðàñòâîðà ãëþêîçû ïîä êîíòðîëåì óðîâíÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Õîðîøèé ýôôåêò ïðè êðèçàõ äàåò äèàçîêñèä, êîòîðûé ââîäÿò âíóòðèâåííî â äîçå 150-300 ìë.
Äëÿ êóïèðîâàíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà II òèïà íà äîãîñïèòàëüíîì ýòàïå øèðîêî èñïîëüçóþò ãàíãëèîáëîêèðóþùèå ïðåïàðàòû: ïåíòàìèí (1 ìë 5 % ðàñòâîðà) èëè áåíçîãåêñîíèé (1 ìë 2,5% ðàñòâîðà), êîòîðûå ââîäÿò â 20 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà âíóòðèâåííî ìåäëåííî ïîä êîíòðîëåì àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Åñëè êðèç îñëîæíèëñÿ îñòðîé êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ, òî íàðÿäó ñ ãèïîòåíçèâíîé òåðàïèåé íåîáõîäèìî êóïèðîâàòü áîëåâîé ïðèñòóï, ÷òî äîñòèãàåòñÿ íàçíà÷åíèåì íèòðîãëèöåðèíà – 2 ìë 1 % ñïèðòîâîãî ðàñòâîðà âíóòðèâåííî êàïåëüèî èëè äðîïåðÿäîëà (ïî 0,1 ìã/êã ìàññû òåëà) â ñî÷åòàíèè ñ ôåíòàíèëîì (1-2 ìë 0,005% ðàñòâîðà âíóòðèâåííî).
Îäíîâðåìåííî íàçíà÷àþò äèóðåòè÷åñêèå ïðåïàðàòû, èç êîòîðûõ íàèáîëåå ýôôåêòèâåí ôóðîñåìèä (ïî 60-80 ìã âíóòðèâåííî ñòðóéíî). Ïîñëåäíèé îñîáåííî ïîêàçàí ïðè çàäåðæêå íàòðèÿ è æèäêîñòè â îðãàíèçìå, à òàêæå ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå, îñëîæíèâøåìñÿ ëåâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ (îòåêîì ëåãêèõ) èëè ãèïåðòîíè÷åñêîé ýíöåôàëîïàòèåé ñ ïðèçíàêàìè ãèïåðâîëåìèè è îòåêà ìîçãà.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå ìàãíèÿ ñóëüôàòà (ïî 10 ìë 25% ðàñòâîðà) âíóòðèìûøå÷íî èëè âíóòðèâåííî ìåäëåííî.
Íà äîãîñïèòàëüíîì ýòàïå ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà â íàñòîÿùåå âðåìÿ øèðîêî ïðèìåíÿþò àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ ãðóïïû íèôåäèïèíà, êîòîðûå ñíèæàþò äèàñòîëè÷åñêîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå áîëåå ýôôåêòèâíî, ÷åì ïðåïàðàòû ãðóïïû âåðàïàìèëà. Èñïîëüçóþò êàê òàáëåòèðîâàííóþ ôîðìó íèôåäèïèíà (ïî 10-20 ìã, èëè ïî 1-2 òàáëåòêè ïîä ÿçûê 2-3 ðàçà ñ èíòåðâàëîì â 10-15 ìèí), òàê è åãî æèäêóþ ôîðìó (íèôåäèïèí â êàïëÿõ, ïî 5-10 êàïåëü íà ïðèåì). Äëÿ ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà íàçíà÷àþò êàïîòåí (ñóáëèíãâàëüíî ïî 25-50 ìã).
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
n Ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå ïåðâûì ñåáå íà ïîìîùü ïðèõîäèò ñàì ïàöèåíò. Ïðè âîçíèêíîâåíèè ñèìïòîìîâ êðèçà íóæíî: âî-ïåðâûõ, èçìåðèòü àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå (ïðè íàëè÷èè òàêîé âîçìîæíîñòè). Âûñîêèå öèôðû äàâëåíèÿ è âíåçàïíîå ðàçâèòèå ñèìïòîìîâ ïîäòâåðæäàþò äèàãíîç ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà.
n Ëåêàðñòâà ïåðâîé ïîìîùè ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå ýòî Êëîôåëèí (äîçà äî 0,15 ìã.) è Ýíàëàïðèë (äîçà äî 10 ìã.). Èñïîëüçóåòñÿ òîëüêî îäèí èç ïðåïàðàòîâ. Åñëè ñïóñòÿ ïîë ÷àñà ïîñëå ïðèåìà ïåðâîé äîçû ëåêàðñòâà (òàáëåòêà êëàäåòñÿ ïîä ÿçûê) äàâëåíèå íå ñíèçèëîñü ìîæíî ïðèíÿòü åùå îäíó äîçó, íî íå áîëåå. Åñëè æå äàâëåíèå ñíèçèëîñü íà 40-60 ìì.ðò.ñò, òî áîëüøå ñíèæàòü åãî íå íóæíî.
n Ïðè âîçíèêíîâåíèè æãó÷èõ áîëåé â ãðóäè è îäûøêè íóæíî ñðî÷íî ïîëîæèòü ïîä ÿçûê òàáëåòêó íèòðîãëèöåðèíà. Ïðè ñîõðàíåíèè áîëåé â òå÷åíèå 5 ìèíóò ìîæíî ïðèíÿòü åùå îäíó òàáëåòêó (ìàêñèìàëüíî 3 òàáëåòêè).
n Ïîñëå îñóùåñòâëåíèÿ ìåð ýêñòðåííîé ïîìîùè íóæíî ñðî÷íî âûçâàòü ñêîðóþ ïîìîùü! Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé îïàñíûõ îñëîæíåíèé è ïîòîìó òðåáóåò ýêñòðåííîé êâàëèôèöèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.
Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè íåîñëîæíåííîì ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
äåéñòâèÿ | îáîñíîâàíèå |
Âûçâàòü âðà÷à . | Äëÿ îêàçàíèÿ êâàëèôèöèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè |
Óñïîêîèòü áîëüíîãî, ðàññòåãíóòü ñòåñíÿþùóþ îäåæäó, îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà. | Äëÿ óìåíüøåíèÿ íåéðîâåãåòàòèâíîé ñèìïòîìàòèêè. |
Óëîæèòü ñ âûñîêî ïîäíÿòûì èçãîëîâüåì. Ïðè ðâîòå ïîâåðíóòü ãîëîâó íàáîê, ïîäëîæèòü ëîòîê. | Óìåíüøèòü âíóòðè÷åðåïíîå äàâëåíèå, ïðåäóïðåäèòü àñïèðàöèþ ðâîòíûõ ìàññ. |
Ïîñòàâèòü ãîð÷è÷íèêè íà èêðîíîæíûå ìûøöû, âîðîòíèêîâóþ çîíó. | Ðàñøèðèòü ïåðèôåðè÷åñêèå ñîñóäû, óìåíüøèòü ÀÄ. |
Äàòü ïîä ÿçûê íèôåäèïèí èëè êàïîòåí, êîðèíôàð, êëîôåëèí. | Äëÿ óìåíüøåíèÿ ÀÄ. |
Äàòü 0,325 àñïèðèíà, ìåäëåííî ðàçæåâàòü. | Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òðîìáîçà. |
Èçìåðèòü ÀÄ, ïîäñ÷èòàòü ïóëüñ, ×ÄÄ. | Êîíòðîëü ñîñòîÿíèÿ |
Äàòü óâëàæíåííûé êèñëîðîä | Äëÿ óìåíüøåíèÿ ãèïîêñèè. |
Ïîäãîòîâèòü ê ïðèõîäó âðà÷à:
– ñèñòåìó äëÿ â/â âëèâàíèÿ, øïðèöû äëÿ â/â, â/ì è ï/ê ââåäåíèÿ ïðåïàðàòîâ, æãóò, âàòíûå øàðèêè, 700 ñïèðò, àïïàðàò ÝÊ;
– ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû: äðîïåðèäîë (àìï.), àìèíàëîë (àìï.), ëàçèêñ, ëàáåòàëîë, ðàñòâîð ñóëüôàòà ìàãíèÿ, öåðóêàë (àìï.), êëîôåëèí (àìï.), 0,5 % ðàñòâîð äèáàçîëà.
Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè îñëîæíåííîì ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
äåéñòâèÿ | îáîñíîâàíèå |
Âûçâàòü âðà÷à. | Äëÿ îêàçàíèÿ êâàëèôèöèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè |
Îáåñïå÷èòü ôèçè÷åñêèé è ïñèõîëîãè÷åñêèé ïîêîé, óñòðàíèòü âñå ðàçäðàæàþùèå ôàêòîðû (ÿðêèé ñâåò, ãðîìêèé ðàçãîâîð, ìóçûêà). Îñâîáîäèòü îò ñòåñíÿþùåé îäåæäû, îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà. | Äëÿ óìåíüøåíèÿ íåéðîâåãåòàòèâíîé ñèìïòîìàòèêè. |
Óëîæèòü ïàöèåíòà, ïðèïîäíÿâ ãîëîâíîé êîíåö êðîâàòè, ïðè ðâîòå ïîâåðíóòü ãîëîâó íàáîê, ïðèãîòîâèòü ëîòîê. | Óìåíüøèòü âíóòðè÷åðåïíîå äàâëåíèå, ïðåäóïðåäèòü àñïèðàöèþ ðâîòíûõ ìàññ. |
Ïîñòàâèòü ãîð÷è÷íèêè íà èêðîíîæíûå ìûøöû. Ê ãîëîâå ïîëîæèòü (ïîäâåñèòü) ïóçûðü ñî ëüäîì èëè õîëîäíûé êîìïðåññ. | Ðàñøèðèòü ïåðèôåðè÷åñêèå ñîñóäû, óìåíüøèòü ÀÄ. |
Äàòü ïîä ÿçûê íèôåäèïèí èëè êàïîòåí, êîðèíôàð, êëîôåëèí. | Äëÿ óìåíüøåíèÿ ÀÄ. |
Äàòü 0,325 àñïèðèíà, ìåäëåííî ðàçæåâàòü. | Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òðîìáîçà. |
Èçìåðèòü ÀÄ, ïîäñ÷èòàòü ïóëüñ, ×ÄÄ. | Êîíòðîëü ñîñòîÿíèÿ |
Äàòü óâëàæíåííûé êèñëîðîä | Äëÿ óìåíüøåíèÿ ãèïîêñèè. |
Ïîäãîòîâèòü ê ïðèõîäó âðà÷à:
– ñèñòåìó äëÿ â/â âëèâàíèÿ, øïðèöû äëÿ â/â, â/ì è ï/ê ââåäåíèÿ ïðåïàðàòîâ, æãóò, âàòíûå øàðèêè, 700 ñïèðò, àïïàðàò ÝÊÃ;
– ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû: 5% ïåíòàìèí, 0,5% àðôîíàä, íèòðîïðóññèä íàòðèÿ, ëàçèêñ, ñóëüôàò ìàãíèÿ, ýóôèëëèí (àìï.), 1% ðàñòâîð íèòðîãëèöåðèíà, èçîòîíè÷åñêèé ðàñòâîð õëîðèäà íàòðèÿ.
Çàêëþ÷åíèå
Îáû÷íî ãèïåðòåíçèâíûé êðèç äèàãíîñòèðóåòñÿ ïðè ïîäúåìå íèæíåãî (äèàñòîëè÷åñêîãî) äàâëåíèÿ âûøå 120 ìì ðò.ñò. Îäíàêî íåëüçÿ ñêàçàòü, ÷òî âåëè÷èíà àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ – ñàìûé íàäåæíûé äèàãíîñòè÷åñêèé ïîêàçàòåëü ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðèçíàêè ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ÷åòêî ïðîñëåæèâàþòñÿ íà ôîíå íåçíà÷èòåëüíîãî ïîâûøåíèÿ äàâëåíèÿ. È íàîáîðîò: ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ äàæå çàïðåäåëüíàÿ âåëè÷èíà àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ ïðèçíàêàìè ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Ðîìàíþê Â.Ï., Ëàïîòíèêîâ Â.À., Íàêàòèñ ß.À. Èñòîðèÿ ñåñòðèíñêîãî äåëà â Ðîññèè. – ÑÏá.: ÑÏáÃÌÀ, 1998.
Ñåñòðèíñêîå äåëî. Ïðîãðàììà äëÿ ñðåäíèõ ñïåöèàëüíûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé. – Ì., 1990.
Âíóòðåííèå áîëåçíè: Ó÷åáíèê/ Ô.È. Êîìàðîâ, Â.Ã. Êóêåñ, À.Ñ. Ñìåòíåâ è äð.; ïîä ðåäàêöèåé Ô.È. Êîìàðîâà, Ì.: «Ìåäèöèíà», 1990ã.
Ìóõèíà Ñ.À., Òàðíîâñêàÿ È.È. Îáùèé óõîä çà áîëüíûìè. Ó÷åá. ïîñîáèå. – Ì.: Ìåäèöèíà, 1989.
Ïàóòêèí Þ.Ô. Ýëåìåíòû îáùåãî óõîäà çà áîëüíûìè. Ó÷åá. ïîñîáèå. – Ì.: Èçä-âî ÓÄÍ, 1988.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник