Два инфаркта подорвало его здоровье

13 ноября 1883 года родился Иван Бардин, советский металлург, вице-президент АН СССР.

Личное дело

Иван Павлович Бардин (1883—1960) родился в селе Широкий Уступ Саратовской губернии. Его отец Павел Дмитриевич был портным — выучился этому ремеслу, когда в четырнадцать лет сбежал из дома. Мать, Дарья Бородачева, вышла замуж, когда ей было всего шестнадцать. Вскоре семья перебралась в Саратов.

Там отец Бардина, страдавший от астмы и малярии, перешел на работу городским фонарщиком. Летом он следил за освещением городского сада «Липки». Иван Бардин вспоминал: «Я помогал отцу в тушении фонарей. Помню, с каким страхом я проделывал это поздно вечером в городском саду “Липки”. Следуя за ночным сторожем, звонившим в колокол, что для посетителей означало, что сад закрыт, я тушил фонари. Мне всегда при этом казалось, что из-за кустов и деревьев, постепенно погружавшихся в темноту, кто-то выскочит, рисовались всякие страхи».

После эпидемии холеры 1892 года в живых из детей Бардиных остался только Иван. Его тетка по материнской линии, Александра Михайловна, настояла на том, чтобы племянник получил образование. Сама она была деревенской учительницей, затем училась в Казани на фельдшера.

Бардин с ее помощью поступил в ремесленное училище Саратова, а затем, когда тетка с мужем получили работу в Новоалександрийском институте сельского хозяйства в Польше — подал документы в Мариинское земледельческое училище, которое готовило управляющих помещичьими имениями.

Окончив его, со второго раза поступил в Новоалександрийский институт сельского хозяйства. В 1905 году был исключен из него из-за «участия в революционном движении» — как и многие студенты, Бардин, по его словам, выражал сочувствие товарищам, которых выгнали за срыв спектакля «Контрабандисты». В том спектакле отрицательно изображалась жизнь пограничных евреев.

В 1906 году Бардин поступил в Киевский политехнический институт — вначале на агрономическое отделение, с которого затем перевелся на химическое со специализацией на металлургии чугуна и стали. Практику Бардин проходил на Брянском заводе. В 1910 году окончил вуз.

Не найдя работы по специальности, по совету знакомого поехал в США. В 1910—1911 годах работал там простым рабочим на заводе по производству сельхозтехники и на металлургическом заводе в городе Гэри близ Чикаго. Не видя там перспектив и из-за начавшихся проблем со здоровьем, Бардин вернулся в Россию и поступил чертежником на Юзовский (ныне Донецкий) металлургический завод. Здесь он познакомился с выдающимся доменщиком-самоучкой Михаилом Курако. После его перехода на Енакиевский металлургический завод Бардин сменил его на посту начальника доменного цеха в Донецке.

В 1915 году по рекомендации Курако Бардин перешел в Енакиево, где после ухода своего учителя стал начальником доменного цеха. В декабре 1917-го был избран главным инженером завода и рудников. После революции Енакиево переходило красным, немцам, белым, затем опять красным. Бардин оставался на своей должности.

В 1921 году, когда Енакиевский, Макеевский и Юзовский металлургические заводы вошли в трест «Югосталь» (из них работал лишь Енакиевский, и то в полсилы), Бардин также был назначен директором завода в Енакиево.

В 1923 году, когда так и не восстановившийся после Гражданской войны комбинат был законсервирован, Бардина послали изучать иностранный опыт в Германию, Бельгию и Великобританию. Там он осматривал металлургические и другие заводы, шахты, расспрашивал об их устройстве собственников и инженеров, некоторых из которых знал еще до революции.

В начале 1924 года вернулся на родину, был назначен главным инженером Макеевского металлургического завода. Руководил восстановлением предприятия.

В 1925—1929 годах был на той же должности на Днепровском металлургическом комбинате имени Дзержинского. Реконструировал несколько доменных и мартеновских печей, доведя производительность завода до довоенного уровня.

С 1929 по 1936 год Бардин работал техническим директором и главным инженером строительства Кузнецкого металлургического комбината. За технические разработки и рекордные сроки строительства (тысяча дней) Бардин, не имея опубликованных научных трудов, получил звание академика АН СССР (без присвоения звания члена-корреспондента). С 1942 по 1960 год был вице-президентом академии наук.

В 1937 году Бардин был назначен главным инженером управления черной металлургии комиссариата (министерства) тяжелой промышленности СССР, в 1938 году работал главой технического совета этого наркомата, а в 1939 году занимал должность заместителя наркома.

Во время Великой Отечественной войны возглавлял Уральский филиал Академии наук СССР.

В 1940—1946 годах был во главе коллектива ученых, занимавшихся разработкой строительства Череповецкого металлургического завода, затем активно участвовал в его возведении.

С 1944 по 1960 год возглавлял Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии (ЦНИИчермет), ныне носящий его имя.

Иван Бардин скончался 7 января 1960 года от сердечного приступа.

Чем знаменит

Иван Бардин, 1920-е

Один из основателей отечественной металлургической науки, кризис-менеджер советской металлургии 1920-х годов. Под его руководством в начале 1930-х был возведен гигант советской промышленности — Кузнецкий (ныне — Новокузнецкий) металлургический комбинат, а в 1939 году был основан Институт металлургии Академии наук СССР. За свою работу Бардин был награжден семью орденами Ленина (1934, 1943, по два в 1945 и в 1953 годах, 1958). Лауреат двух Сталинских премий и Ленинской премии.

О чем надо знать

После смерти Сталина в стране «наверху» стали скептически относиться к его гигантским стройкам. В 1956 году в правительстве поднимался вопрос о нерентабельности и бесперспективности Череповецкого металлургического завода, строительством которого руководил Бардин. Академику удалось отстоять завод, однако то подорвало его здоровье. Уже перенеся два инфаркта, 7 января 1960 года он приехал на заседание комиссии Госплана СССР по развитию черной металлургии. Выступление академика по поводу Череповецкого завода было резким, во время заседания у него случился третий инфаркт, от которого ученый тут же умер.

Читайте также:  Квашеная капуста и инфаркт

Бардину было 76 лет, он уже собирался отойти от дел и даже написал письмо с просьбой освободить от должности. Академик похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Прямая речь

О пути в металлургию (И. П. Бардин «Жизнь инженера»): «Мне было двадцать семь лет, когда я впервые увидал металлургический завод. Он поразил меня. Металлургия захватила все мое существо.

Но путь, которым я шел к металлургии был чрезвычайно извилист и запутан.

Совершенно отчетливо в моей памяти вырисовывается одряхлевший, покосившийся домик у заброшенного пруда на самой окраине села. Мой дед, волостной старшина, часто, сидя на завалинке, мечтал о приобретении пары лошадей, коровенки и нескольких десятин земли. Вспоминаю и своего отца, озорного драчуна, забияку, вечно мятущегося, неспокойного и предприимчивого человека…

Преодолев все препятствия, я в конце концов поступил в Киевский политехнический институт. Однажды я попал на лекцию к металлургу Ижевскому. Он не был оратором, но с первых же лекций захватил меня…

— Доменный процесс, — говорил он, — это сказочно красиво. Это неслыханно тяжелое, но мудрое и радостное превращение бесформенной породы и руды в металл. Когда-нибудь, — мечтал Ижевский, — в России будут построены сотни мощных доменных печей… Ижевский сделался моим наставником и другом. Счастливая встреча с ним подсказала мне мое будущее».

О жизни в Америке (И. П. Бардин «Воспоминания»): «Попав в Нью-Йорк, я захотел посмотреть, что представляет собой Бродвей — улица, о которой я много читал и слыхал. Принялся бродить по Бродвею, заглядывая в окна магазинов. Решил купить себе безопасную бритву, чтобы не нуждаться в парикмахерских. Купил самую дешевую — за один доллар. Утром следующего дня при попытке побриться я изрезал все лицо. Пришлось несколько дней никуда не выходить…

Не владея английским языком, я не понимал даже содержания вывесок. Ориентироваться было трудно, и все виденное воспринималось только зрительно. Запомнились большая скорость поездов и очень короткие остановки на станциях…

Для металлургии США 1911 год был плохим годом. Внутри страны заказов не было. Мы катали рельсы для Канады и Аргентины, но и эти заказы прекратились. Рельсопрокатный цех был переведен на прокатку осевых блюмов [больших металлических заготовок]. Меня вторично перевели из группы по настройке валков в группу, рабочие которой должны были увязывать цепями горячие блюмы и прикреплять их к крюкам крана. Это очень тяжелая, опасная работа. Уже через две недели у меня появились признаки сильнейшего невроза сердца. Пришлось начать лечиться…

Время шло, и я все чаще стал подумывать о возвращении на родину. Все мои попытки устроиться в Америке по специальности и получить серьезные знания в области металлургии были тщетными. Как инженер я не мог найти себе применения, как рабочий — оказался физически слабым. А болеть в Америке нельзя, здесь надо быть только здоровым».

О строительстве Кузнецкого металлургического завода (там же): «Со всех концов страны стекались к нам люди. Вместе с русскими и украинцами работали казахи, киргизы, люди многих национальностей.

Сколько совершили эти ранее неграмотные, никогда не видевшие настоящего завода люди трудовых подвигов!.. Бетонщики вместо 150 замесов давали по 408. Клепальщики делали 266 заклепок в смену при норме 105. Землекопы иногда выполняли по 10 дневных норм за смену.

Комсомольцы производили клепку на большой высоте при 50-градусном морозе.

Огнеупорщики укладывали за смену по 15 тонн кладки на человека. <…>

Я твердо помнил обещание, данное мною редакции газеты “За индустриализацию” в самом начале стройки: завод будет построен за тысячу рабочих дней».

5 фактов об Иване Бардине

  • В 1917 году главный учитель Бардина-металлурга Михаил Курако получил подряд от частной компании — спроектировать и построить на Кузбассе домны по американскому типу. Вместе с группой инженеров он отправился в Сибирь. Оттуда Курако с восторгом писал Бардину о перспективах Кузбасса для металлургии. Однако построить завод не успел — в 1920 году Курако умер в Кузнецке от тифа. Спустя десять лет уже Бардин построил металлургический завод в Кузнецке.
  • Из большой заграничной командировки инженер вернулся в Москву 21 января 1924 года — в день смерти Ленина. «Бесконечная вереница людей с застывшей на лицах скорбью потянулась в Дом союзов, чтобы последний раз взглянуть на дорогого вождя… Народ жег костры, чтобы хоть немного обогреться, и все шел и шел к Ильичу», — вспоминал те дни Бардин.
  • С 1939 по 1960 год был директором Института металлургии и материаловедения имени А. А. Байкова АН СССР. В 1943—1958 годах преподавал в московском Институте стали и сплавов (МИСиС).
  • В 1950-м Бардин женился на своей помощнице Лидии Пегушиной. У обоих уже были дети от предыдущих браков. Союз с Лидией Валентиновной сослуживцы считали мезальянсом (она была моложе Бардина на 25 лет). Однако после смерти академика Лидия Бардина посвятила свою жизнь сохранению памяти о нем. Еще в 1960-х она передала в музей Новокузнецкого комбината и в Кемеровский областной краеведческий музей личные вещи академика. Лидия Бардина умерла в 2000-х в возрасте 96 лет. Она мечтала, чтобы ее московская квартира стала музеем академика, однако этого не случилось.
  • В Череповце проводится ежегодный турнир по боксу памяти металлурга, а в Новокузнецке центральный проспект носит имя Бардина.

Источник

Задания к олимпиаде 2016 год по дисциплине

«Русский язык и культура речи» среди студентов образовательных учреждений СПО

Читайте также:  Как поддержать здоровье после инфаркта

Максимальный балл – 100 баллов

Задания первого тура

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Дремота, созыв, убранство, сметливый, баловаться, облегчить, мизерный, простыня.

(4 балла)

Ответ: дремОта, созЫв, убрАнство, смЕтливый, баловАться, облегчИть, мизЕрный, простынЯ.

2.Часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Нарочно, Фоминична, прачечная, скворечник, гречневый, античный, вечный, скучный.

(4 балла)

Обратите внимание и выпишите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв – ЧН- произносится как:

А) (чн):__________________________________________

Б) (шн): __________________________________________

В) возможны два варианта произношения (чн-чш)__________________________________________

Ответ:

А) (чн) античный, вечный

Б) (шн) нарочно, Фоминична, скворечник, скучный

В) (чн- чш) прачечная, гречневый

3. Установите соответствие между значением слова и его написанием ( 10 баллов):

1.Приоритет

А. Вес товара вместе с тарой

2.Рекреация

Б. Помещения для отдыха в учебных заведениях

3. Рандеву

В. Отрицание всего

4. Баттерфляй

Г. Украшение в виде рисунка, орнамента в конце или в начале книги

5. Брутто

Д. Спасатель, избавитель от бед

6. Мессия

Е. Первенствующее значение, то, что требует первоочередного внимания

7. Муссировать

Ж. Встреча, свидание. Место встречи судов в море и сама встреча.

8. Виньетка

З. Стиль плавания, при котором обе руки одновременно выбрасываются над водой.

9. Нигилизм

И. Неоригинальный, банальный.

10. Тривиальный

К. Распространять сведения и слухи, преувеличивать их значение.

Эталоны ответов к заданию 3.

1-Е; 2-Б; 3-Ж; 4-З; 5-А; 6-Д; 7-К; 8-Г; 9-В; 10-И.

4 . Подберите синонимы к данным словам:

Ад, альтруист, вброд, детерминизм, динамика, профессионал, разлука, разноголосица.

( 8 баллов)

Ответ:

Ад – рай; альтруист – эгоист; вброд – вплавь; детерминизм – индетерминизм; динамика – статика;

Профессионал – дилетант; разлука – свидание; разноголосица – унисон.

5. Определите род имен существительных и распределите их по группам.

(10 баллов)

Аббревиатура, алиби, аннексия, барокко, бенуар, буриме, драхма, каре, кашне, кворум, сафари, сабо, толь, сага, дрель, дрейф, шедевр, фиаско, филиппика, цунами.

Ответ:

Ж. р.: Аббревиатура, аннексия, драхма, филиппика, сага.

М. р.: Бенуар, дрель, дрейф, кворум, толь, шедевр.

Ср.р.: Алиби, барокко, буриме, кашне, каре, сабо, сафари, фиаско, цунами.

6. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

(10 баллов)

Башкиры, татары, болгары, киргизы, казахи, узбеки, валенки, сапоги, метры, килограммы , лимон , апельсины, мандарины, томаты, ставня, песня, брызги, заморозки, ясли, сани.

Ответ:

Башкиры- башкир, татары – татар, болгары – болгар, киргизы – киргизов, казахи –казахов, узбеки – узбеков, валенки – валенок, сапоги – сапог, метры –метров, килограммы – килограммов, лимон – лимонов, апельсины –апельсинов, мандарины – мандаринов, томаты – томатов, ставня – ставен, песня – песен, брызги –брызг, заморозки – заморозков, ясли – яслей, сани – саней.

7. Составьте словосочетания, подбирая к данным прилагательным-паронимам имена существительные. Объясните разницу в значениях прилагательных.

( 4 балла)

а) Командированный – командировочный

б) Гуманистический– гуманный

Эталоны ответов к заданию 7.

а) Командированный (лицо, находящееся в командировке);

командировочный (относящийся к командированному)

б) Гуманистический , относящийся к гуманизму как к мировоззрению);

гуманный (проникнутый любовью к человеку)

8. Замените выделенные в предложениях слова на фразеологизмы.

(6 баллов)

Очень много наговорить, наобещать чего-либо несбыточного.- _____________________________________________________________________________________

О невиновном, но обвиняемом в чем-либо человеке.– _____________________________________________________________________________________

О робком, застенчивом, скромном, послушном человеке. -____________________________________

О чьём-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.- __________________________

Кому-либо грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно; кого-либо гнетут дурные предчувствия._______________________________________________________________________________________

Похожи друг на друга, подходят друг другу.______________________________ __________________

Эталоны ответов к заданию 8.

1.Семь верст до небес и все – лесом.- Очень много наговорить, наобещать чего-либо несбыточного.

2.Без вины виноватые. – О невиновном, но обвиняемом в чем-либо человеке.

3.Тише воды, ниже травы.- О робком, застенчивом человеке.

4.Хоть волком вой.- О чьем-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.

5.Кошки скребут на душе. -Кому-либо грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно; кого-либо гнетут дурные предчувствия.

6.Два сапога пара. – Похожи друг на друга, подходят друг другу.

9. Укажите, какие ошибки допущены в приведённых примерах, объясните их и предложите вариант их исправления. 4 балла

1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.

_______________________________________________________________________________________

2. Он не преступник, он стал несчастным жертвой сложившихся обстоятельств.

_______________________________________________________________________________________

3. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

_______________________________________________________________________________________

4.Два инфаркта подорвало его здоровье.

_______________________________________________________________________________________

10. Исправить недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

10 баллов

1. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

2. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

3. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.

4. Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

5. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.

Эталоны ответов к заданию 10.

1. Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.

2. Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

3. Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.

Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.

4. Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой рощи, партизаны отыскали своего разведчика.

5. С горы были видны густые хвойные леса и луга, пестревшие цветами.

Задание второго тура (30 баллов)

Прочитайте фрагмент из книги К.Д. Ушинского «Родное слово» (1861 г.).

Читайте также:  Что такое инфаркт миокарда что происходит с сердцем

Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же как в прошедшем, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе?..

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.

Выскажите собственное мнение по проблеме, поднятой русским писателем.

Напишите сочинение-рассуждение (можно взять в качестве тезиса цитату из текста).

Объём сочинения не менее 15-18 предложений.

№№

Содержание критерия

баллы

1.

Соответствие теме

8

2.

Оригинальность и глубина раскрытия темы (отсутствие штампов клише, общих фраз, банальных суждений).

8

3.

Индивидуальность стиля, богатство и выразительность речи.

4

4.

Грамотность

10

Итого

30

Задания к олимпиаде 2016 год по дисциплине

«Русский язык и культура речи» среди студентов образовательных учреждений СПО

Максимальный балл – 100 баллов

Задания первого тура

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Дремота, созыв, убранство, сметливый, баловаться, облегчить, мизерный, простыня.

(4 балла)

2.Часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Нарочно, Фоминична, прачечная, скворечник, гречневый, античный, вечный, скучный.

(4 балла)

Обратите внимание и выпишите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв – ЧН- произносится как:

А) (чн):__________________________________________

Б) (шн): __________________________________________

В) возможны два варианта произношения (чн-чш)__________________________________________

3. Установите соответствие между значением слова и его написанием ( 10 баллов):

1.Приоритет

А. Вес товара вместе с тарой

2.Рекреация

Б. Помещения для отдыха в учебных заведениях

3. Рандеву

В. Отрицание всего

4. Баттерфляй

Г. Украшение в виде рисунка, орнамента в конце или в начале книги

5. Брутто

Д. Спасатель, избавитель от бед

6. Мессия

Е. Первенствующее значение, то, что требует первоочередного внимания

7. Муссировать

Ж. Встреча, свидание. Место встречи судов в море и сама встреча.

8. Виньетка

З. Стиль плавания, при котором обе руки одновременно выбрасываются над водой.

9. Нигилизм

И. Неоригинальный, банальный.

10. Тривиальный

К. Распространять сведения и слухи, преувеличивать их значение.

4 . Подберите синонимы к данным словам:

Ад, альтруист, вброд, детерминизм, динамика, профессионал, разлука, разноголосица.

( 8 баллов)

5. Определите род имен существительных и распределите их по группам.

(10 баллов)

Аббревиатура, алиби, аннексия, барокко, бенуар, буриме, драхма, каре, кашне, кворум, сафари, сабо, толь, сага, дрель, дрейф, шедевр, фиаско, филиппика, цунами.

6. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

(10 баллов)

Башкиры, татары, болгары, киргизы, казахи, узбеки, валенки, сапоги, метры, килограммы , лимон , апельсины, мандарины, томаты, ставня, песня, брызги, заморозки, ясли, сани.

7. Составьте словосочетания, подбирая к данным прилагательным-паронимам имена существительные. Объясните разницу в значениях прилагательных.

( 4 балла)

а) Командированный – командировочный

б) Гуманистический– гуманный

8. Замените выделенные в предложениях слова на фразеологизмы.

(6 баллов)

Очень много наговорить, наобещать чего-либо несбыточного.- _____________________________________________________________________________________

О невиновном, но обвиняемом в чем-либо человеке.– _____________________________________________________________________________________

О робком, застенчивом, скромном, послушном человеке. -____________________________________

О чьём-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.- __________________________

Кому-либо грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно; кого-либо гнетут дурные предчувствия._______________________________________________________________________________________

Похожи друг на друга, подходят друг другу.______________________________ __________________

9. Укажите, какие ошибки допущены в приведённых примерах, объясните их и предложите вариант их исправления. 4 балла

1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.

_______________________________________________________________________________________

2. Он не преступник, он стал несчастным жертвой сложившихся обстоятельств.

_______________________________________________________________________________________

3. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

_______________________________________________________________________________________

4.Два инфаркта подорвало его здоровье.

_______________________________________________________________________________________

10. Исправить недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

10 баллов

1. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

2. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

3. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.

4. Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

5. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.

Задание второго тура (30 баллов)

Прочитайте фрагмент из книги К.Д. Ушинского «Родное слово» (1861 г.).

Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же как в прошедшем, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе?..

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.

Выскажите собственное мнение по проблеме, поднятой русским писателем.

Напишите сочинение-рассуждение (можно взять в качестве тезиса цитату из текста).

Объём сочинения не менее 15-18 предложений.

№№

Содержание критерия

баллы

1.

Соответствие теме

8

2.

Оригинальность и глубина раскрытия темы (отсутствие штампов клише, общих фраз, банальных суждений).

8

3.

Индивидуальность стиля, богатство и выразительность речи.

4

4.

Грамотность

10

Итого

30

Источник