Дизартрия у взрослых при инсульте

Дизартрия у взрослых при инсульте thumbnail

С каждым годом наблюдается тенденция к «омоложению» контингента больных с инсультом головного мозга. Данному заболеванию подвержены лица различных возрастных категорий и социального положения. Инсульт мозга осложняется довольно тяжелыми последствиями, к которым относятся и нарушения речевой функции – афазия, дизартрия, сопровождающиеся существенным психологическим дискомфортом. Специальные упражнения при дизартрии у взрослых помогают ускорить процесс восстановления пациентов, перенесших мозговую атаку и вернуть их к полноценной жизни. 

Что такое дизартрия?

Дизартрия является одной из форм расстройства произносительной стороны речи, возникновение которой связано с органическими поражениями периферической и центральной нервной системы.

При дизартрии у больных нарушается звукопроизношение, речевое дыхание, интонация речи. Тяжелые нарушения могут осложняться развитием анартрии – полной неспособности к произношению.

Чаще всего дизартрия у взрослых людей возникает после перенесенных инсультов головного мозга, травм головы, нейрохирургических операций либо при злокачественных новообразованиях в головном мозге. Кроме того, развитие дизартрии может наблюдаться при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона и других патологиях.

Причины возникновения дизартрии

Дизартрия возникает при повреждении определенного участка головного мозга, что может быть следствием инсульта мозжечка или ствола головного мозга. При дизартрии нарушается подвижность артикуляционных органов: губ, неба, языка, вследствие чего речь больного становится невнятной, глухой и вялой, нечленораздельной либо полностью отсутствовать.

Чаще всего развитие данного состояния связано с параличом той или иной голосовой связки – при параличе правой стороны не происходит полного закрытия правой голосовой связки, при параличе левой стороны, соответственно, левой голосовой связки.

Классификация дизартрии

В соответствии с локализацией поражения дизартрия может быть нескольких видов:

  • бульбарной (паретической) – поражены ядра черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге;
  • псевдобульбарной – поражены корково-ядерные проводящие пути;
  • экстрапирамидной (подкорковой) – поражены подкорковые ядра головного мозга;
  • мозжечковой – поражен мозжечок и его проводящие пути;
  • корковой – повреждены отделы коры головного мозга;
  • афферентной корковой;
  • эфферентной корковой;
  • стертой – если дизартрические расстройства у больного выражены в легкой степени.

Лечение дизартрии в клинике реабилитации Юсуповской больницы

Шансы на то, что речь у больных после инсульта восстановится полностью, гораздо выше при раннем начале комплексного лечения, которое состоит не только из медикаментозной терапии, но и психологической адаптации, самостоятельных упражнений и логопедических приемов, работы со специалистами по восстановлению речевой функции.

Медикаментозное лечение дизартрии

Медикаментозная терапия в клинике реабилитации Юсуповской больницы предполагает прием ноотропных и сосудистых препаратов. Ноотропные препараты улучшают когнитивные функции больного, сосудистые – способствуют быстрому восстановлению кровообращения в поврежденной зоне головного мозга. Полное восстановление речи зависит от сроков нормализации кровообращения.

Логопедические упражнения при дизартрии

Логопедические упражнения при дизартрии в клинике реабилитации Юсуповской больницы проводят квалифицированные логопеды, имеющие большой опыт работы в данной сфере. Подобный вид реабилитации больных позволяет существенно улучшить речевые навыки больных, перенесших инсульт головного мозга при условии безукоризненного соблюдения ими всех рекомендаций специалиста и подкрепления результатов самостоятельными занятиями.

Кроме того, опытные врачи-логопеды объясняют больным и его близким способы компенсации дефицита речевой функции с помощью жестов и обучают их многим другим полезным навыкам.

Немаловажное значение в реабилитации больных после инсультов принадлежит заботе и максимальному вниманию родных и близких. Их повседневный речевой контакт с больным позволяют быстрее вернуть его к полноценной жизни.

Отличные результаты в восстановлении речевой функции достигаются, если пациент выполняет следующие действия:

  • проговаривает скороговорки;
  • вслух зачитывает логопедические тексты;
  • напевает песни;
  • выстраивает логические цепочки на события.

Логопед определяет степень сложности упражнений в соответствии с тем, насколько выражены возникшие речевые нарушения. От простых занятий постепенно переходят к сложным, с включением в процесс реабилитации все новых мозговых центров, которые ответственны за логику, память и речь человека.

Для общего укрепления легких проводятся упражнения на развитие дыхания при дизартрии, вызванной инсультом головного мозга.

Самостоятельно пациент может выполнять дыхательную гимнастику, стараться чаще разговаривать с окружающими, надувать воздушные шарики, выдувать через трубочку воздух в стакан с водой и т.д.

Логопедические голосовые упражнения при дизартрии должны быть систематическими, проводится на фоне назначенного неврологом Юсуповской больницы медикаментозного лечения и реабилитационных мероприятий, к которым относят:

  • сегментарно-рефлекторный, точечный массаж;
  • акупрессуру;
  • лечебную физкультуру;
  • лечебные ванны;
  • физиотерапию;
  • механотерапию;
  • иглоукалывание;
  • гирудотерапию.

Хорошим фоном для коррекционных занятий являются нетрадиционные формы реабилитационного лечения (дельфинотерапия, сенсорная терапия, изотерапия, пескотерапия и пр.).

Кроме того, логопедические занятия включают в себя и другие виды упражнений:

  • пальчиковую гимнастику – позволяет развивать мелкую моторику;
  • артикуляционную гимнастику, логопедический массаж – развивают моторику артикуляционного аппарата;
  • дыхательную гимнастику – развивает физиологическое и речевое дыхание;
  • ортофонические упражнения – при дизартрии развивают голос больного;
  • упражнения, корректирующие нарушенное, и закрепляющие правильное звукопроизношение;
  • упражнения, повышающие выразительность речи и развивающие речевую коммуникацию.

Психологическая поддержка при дизартрии

Постинсультное состояние является тяжелым стрессом для лиц, перенесших мозговую атаку, а, как известно, стрессы существенно усугубляют проблемы. В данный период больному, как никогда необходимы покой и забота окружающих, однако при этом они не должны демонстрировать его неполноценность, физическое и психическое нездоровье. При возникновении нарушений речи родным и близким необходимо стараться внимательно выслушать больного, не перебивать его и не договаривать за него фразы.

В клинике реабилитации Юсуповской больницы работают высококвалифицированные, опытные психологи, которые оказывают психологическую поддержку как самому пациенту, так и ухаживающим за ним родственникам. Советы и рекомендации наших психологов помогают значительно улучшить эмоциональное состояние больных и настроить их на позитивные результаты.

Восстановлением речевой функции больных после инсультов в Юсуповской больнице занимаются не только основные наблюдающие специалисты – неврологи, но и логопеды, физиотерапевты, психологи. Реабилитационная программа составляется индивидуально для каждого пациента, с учетом его общего состояния, сопутствующих заболеваний и степени выраженности речевых нарушений.

Реабилитационные мероприятия проводятся с использованием новейших медицинских методик, доказавших свою эффективность в мировой практике.

Благодаря высокому профессионализму наших специалистов, современному оснащению клиники реабилитации Юсуповской больницы, а также тесному взаимодействию с близкими и родными, восстановление больных, перенесших инсульт, осложнившийся нарушением речи, происходит в короткие сроки.

Источник

С каждым годом наблюдается тенденция к «омоложению» контингента с инсультом головного мозга. Данному заболеванию подвержены лица различных возрастных категорий и социального положения.

Инсульт мозга осложняется довольно тяжелыми последствиями, к которым относятся и нарушения речевой функции – афазия, дизартрия, сопровождающиеся существенным психологическим дискомфортом.

Дизартрия после инсульта

Что такое дизартрия?

Дизартрия является одной из форм расстройства произносительной стороны речи, возникновение которой связано с органическими поражениями периферической и центральной нервной системы.

При дизартрии у больных нарушается звукопроизношение, речевое дыхание, интонация речи. Тяжелые нарушения могут осложняться развитием анартрии – полной неспособности к произношению.

Чаще всего дизартрия у взрослых людей возникает после перенесенных инсультов головного мозга, травм головы, нейрохирургических операций либо при злокачественных новообразованиях в головном мозге. Кроме того, развитие дизартрии может наблюдаться при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона и других патологиях.

Как лечить дизартрию?

Шансы на то, что речь у больных после инсульта восстановится полностью, гораздо выше при раннем начале комплексного лечения, которое состоит не только из медикаментозной терапии, но и психологической адаптации, самостоятельных упражнений и логопедических приемов, работы со специалистами по восстановлению речевой функции.

Медикаментозное лечение дизартрии

В нашей клинике реабилитации применяют и медикаментозную терапию: предполагается прием ноотропных и сосудистых препаратов. Ноотропные препараты улучшают когнитивные функции больного, сосудистые – способствуют быстрому восстановлению кровообращения в поврежденной зоне головного мозга. Полное восстановление речи зависит от сроков нормализации кровообращения.

Логопедические упражнения при дизартрии

Подобный вид реабилитации больных позволяет существенно улучшить речевые навыки больных, перенесших инсульт головного мозга при условии безукоризненного соблюдения ими всех рекомендаций специалиста и подкрепления результатов самостоятельными занятиями.

Кроме того, опытные врачи-логопеды объясняют больным и его близким способы компенсации дефицита речевой функции с помощью жестов и обучают их многим другим полезным навыкам.

Немаловажное значение в реабилитации больных после инсультов принадлежит заботе и максимальному вниманию родных и близких. Их повседневный речевой контакт с больным позволяют быстрее вернуть его к полноценной жизни.

Отличные результаты в восстановлении речевой функции достигаются, если пациент выполняет следующие действия:

  • проговаривает скороговорки
  • вслух зачитывает логопедические тексты
  • напевает песни
  • выстраивает логические цепочки на события.

Логопед определяет степень сложности упражнений в соответствии с тем, насколько выражены возникшие речевые нарушения. От простых занятий постепенно переходят к сложным, с включением в процесс реабилитации все новых мозговых центров, которые ответственны за логику, память и речь человека.

Для общего укрепления легких проводятся упражнения на развитие дыхания при дизартрии, вызванной инсультом головного мозга.

Самостоятельно пациент может выполнять дыхательную гимнастику, стараться чаще разговаривать с окружающими, надувать воздушные шарики, выдувать через трубочку воздух в стакан с водой и т.д.

Кроме того, логопедические занятия включают в себя и другие виды упражнений:

  • пальчиковую гимнастику – позволяет развивать мелкую моторику
  • артикуляционную гимнастику, логопедический массаж – развивают моторику артикуляционного аппарата
  • дыхательную гимнастику – развивает физиологическое и речевое дыхание
  • ортофонические упражнения – при дизартрии развивают голос больного
  • упражнения, корректирующие нарушенное, и закрепляющие правильное звукопроизношение
  • упражнения, повышающие выразительность речи и развивающие речевую коммуникацию.

Как помочь близкому с дизартрией?

Постинсультное состояние является тяжелым стрессом для лиц, перенесших мозговую атаку, а, как известно, стрессы существенно усугубляют проблемы. В данный период больному, как никогда необходимы покой и забота окружающих, однако при этом они не должны демонстрировать его неполноценность, физическое и психическое нездоровье. При возникновении нарушений речи родным и близким необходимо стараться внимательно выслушать больного, не перебивать его и не договаривать за него фразы.

В нашей больнице занимаются комплексной реабилитацией пациентов после инсультов.

Обратитесь к нам за квалифицированной помощью. Запись по телефону: +7 499 372 47 52

Источник

Дизартрия как следствие инсульта

Дизартрия после инсульта восстанавливается или нет

Органические поражения двигательных отделов центральной нервной системы обусловленные ОНМК способствуют не только нарушение речи в виде афазий, но и таким нарушением речи как дизартрия.

Дизартрия – это расстройство фонемо-фонематической стороны речи. Клинические формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отдел двигательной системы пострадал. В нашей стране признание получила топическая классификация приобретенной дизартрии Е.Н.Винарской. данная классификация в дальнейшем была применена Е.М.Мастюковой по отношению к детям.

При всех формах дизартрии нарушается звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических признаков. Внятность произношения снижается в связи с усилением слюноотделения и появлением характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также нарушаются.

И в зависимости от локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. [21,22,23]

Бульбарная форма дизартрии обусловлена поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений – произвольных и непроизвольных.

В связи с тем, что поражение может носить очаговый характер, соответственно из акта произношения исключаются действия тех или иных мышц. Органические движения мышц приводит к стойким расстройствам произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых звуков может быть сужен до 2-3.

В речи больных появляются дополнительные призвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятность речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов в оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения.

Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.

Псевдобульбарная форма дизартрии возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. При данной локализации очага поражения характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями.

Высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точных мышечных движений. Определяется повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движения губ и языка, слюнотечение, оральные синкинезии.

Речь монотонная, смазанная, голос немодулированный.

Экстрапирамидная дизартрия является следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусом мышц.Возникает

Дистония и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы. Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез) и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез).

Гиперкинезы усиливаются при усложнении движения и повышения уровня его произвольности.

Поэтому при экстрапирамидной дизартрии наблюдаются расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения просодических компонентов речи.

Корковая дизартрия– следствие очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерны такие нарушения как дезорганизация сложных двигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все его элементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, может быть саливация.

Мозжечкова дизартрия – возникает при поражении мозжечка или его проводящих путей, речь замедленная, толчкообразная, скандированная. Снижены тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушения темпа и плавности речи.

Нарушение темпа речи в виде полтерн, у больных после инсульта.

У больных с ОНМК могут также наблюдаться проявления нарушений темпа речи. Полтерн (спотыкание)- патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики.

Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикуляция. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушения синтаксиса (провалы, повторения, телескопирования. вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления.

Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний.

D.Weiss чистые формы спотыкания делит на следующие группы:

Первая группа- с моторными расстройствами; основными симптомами нарушения являются ускоренная речь и отклонения в артикуляции звуков речи.

Вторая группа- с сенсорными расстройствами; в клинике спотыкания преобладают трудности нахождения необходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.

Третья группа- с общей трудностью трудность формулирования речи, несмотря на достаточный запас слов.

Четвертая группа – со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (а-а, э-э) или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи. [ ]22,23

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

1. Афазия возникает примерно в трети случаев острых нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

2. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очаг поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

3. Специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности. У больных афазии, дизартрии, нарушение темпа речи.

4. Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых недель и дней с момента ОНМК или травмы по разрешению лечащего врача и под его контролем.

На раннем этапе после мозгового инсульта рекомендована работа при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи, без объяснения, без использования схем.

Раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути.

5. На более поздних этапах восстановления речевых функций пациенту объясняется структура и план занятия, показывают средства, которыми он может пользоваться при выполнении задания.

Было проведено обследование пациентов с нарушениями речи, перенесших нарушение мозгового кровообращения. Работа проводилась в неврологическом отделении ГУЗ РКДЦ МЗ УР.

Было обследовано 10 пациентов. Все пациенты были обследованы после острых нарушений мозгового кровообращения произошедших в разные периоды времени.

Цель исследования: изучить состояние устной и письменной речи больных, перенесших нарушения мозгового кровообращения.

Экспериментальная группа.

1. Пациентка К.В.З. 1937г.р. мсестра, пенсионерка.

Диагноз: ОНМК, по типу тромбоэмболии, моторная афазия и правосторонний гемипарез.

2. Пациент А.В.И. , 12.10.26г.р. ИГТУ, доцент

Диагноз: Острое нарушение мозгового кровообращения с умеренным правосторонним гемипарезом. Частичная моторная афазия.

3. Пациент П.В.В. 1939г. пенсионер

Диагноз: Последствия ОНМК (2001, 2003) с правосторонним гемипарезом и моторной афазией.

Источник: https://studbooks.net/1866157/pedagogika/dizartriya_sledstvie_insulta

Виды нарушения речи после инсульта

Дизартрия после инсульта восстанавливается или нет

В некоторых источниках говорится, что после перенесенного инсульта необходимо сразу же начинать занятия по восстановлению речи, но это абсолютно не верное решение, в острый постинсультный период, который длится семь дней, необходимо направить все усилия на сохранение человеку жизни.

Помощь в реабилитации

Восстановление речи после инсульта зависит от степени тяжести перенесенного заболевания и необходимости медикаментозной терапии, поэтому не стоит ожидать от больного в очень тяжелом состоянии быстрых положительных результатов.

Нужно набраться терпения и начинать логопедические упражнения после того как угроза для жизни человека минует. Как вернуть речь? Как быстро восстанавливается речь после инсульта? Об этом и многом другом, касаемо этой темы читайте в статье ниже.

И по ссылке.

Как восстановить речь после инсульта

После проведения всех необходимых обследований, специалисты назначают пациенту комбинированный курс терапии.

Только правильно подобранное комплексное лечение поможет вернуть человеку речевой аппарат и улучшить общее состояние.

Следуйте всем инструкциям врачей, в том числе и по поводу помощи в восстановлении речи, не стоит заниматься самолечением, это может привести к перегрузке пострадавшего, что негативно скажется на протекании реабилитации.

Основные виды нарушения речи после инсульта

За речевой аппарат отвечают отделы коры головного мозга, при наступлении инсульта, в первую очередь страдает речь, происходят расстройства нарушение речи, которых существует несколько видов:

Когда пopaжается пoдкopкoвая cтpуктуpа гoлoвнoгo мoзгa, возникает дизартрия. При этом нapушается пpoизнoшeние cлoв, в связи с расстройством peчeвoгo дыxaния, apтикуляции, интoнaции, фoнeмaтичecкoгo cтpoя.

Именно поэтому разобрать, что говорит пострадавший весьма тяжело. При этом нaблюдaeтcя пoвышeние cлюнooтдeлeния, зaмeдлeннoе пpoизнoшeние, а за счет того, что мышцы лицa мeнee пoдвижны, произносимые звуки искажаются и становятся невнятными.

Но больной, при этом, понимает речь, может писать и читать.

Дизapтpия делется на: мозжечковую, подкорковую, бульбарную.

Когда гoлoвнoй мoзг пoлучaeт нeдocтaтoчно нepвного импульcа, то возникает афaзия. Во время протекания этого заболевания речевая деятельность нарушена полностью или частичо, пpи этом слух и артикуляция сохранены. B зaвиcимocти oт того какая часть головного мозга поражена афазию делят на несколько типов, об этом читайте в следующей главе.

Понятие и разновидности афазии:

Ссылка на информационное видео

Виды афазий:

Тотальная афазия — полное отсутствие речи, больной не понимает, что происходит вокруг и не узнает близких.

Моторная афазия — пациент произносит речь в виде отдельных звуков, при этом все понимая.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) — больной воспринимает родной язык как чужой и абсолютно его не узнает и не понимает.

Семантическая афазия — пациент понимает только простые предложения, без синонимов и различных оборотов речи.

Амнестическая афазия — Пациенту тяжело определить как называются предметы вокруг него.

Динамическая афазия — больной не может произнести длинную фразу и текст, не может построить план предложения и высказать его.

Каждый человек индивидуален, поэтому сколько по времени восстанавливается речь, ответить сложно. Определяя вид афазии, врачи выбирают метод лечения, который данному пациенту поможет наилучшим образом.

Методы лечения афазии

Логопедический метод. Занимаются данным методом специалисты логопеды, они используют в лечении мелодическую интонацию, с помощью компьютерных технологий, при которой активируется правое полушарие мозга.

Таким образом, в результате взаимодействия инноваций, речевой гимнастики и фармакологических методов достигается желаемый результат и полное восстановление речи.

При более тяжелых случаях врачи назначают дополнительные мероприятия.

Хирургическое вмешательство. С помощью этого метода можно произвести реваскуляризацию больных, перенесших инсульт, это улучшает кровообращение головного мозга и оптимизирует состояние нервных клеток с возвращая их к жизни. Если этот метод и другие не помогли, то назначают экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Физиотерапевтические процедуры. Электростимуляция ых связок, ее назначают при моторной афазии. Также используется терапия при помощи иглорефлексии.

Функциональное биоуправление — осуществляется визуальным контролем над речью .

Методы лечения дизартрии

Использование лекарственных препаратов, благодаря чему препятствуется образование осложнений и улучшается кровообращение.

Обучение больного, который перенес инсульт, заново учить слова. Для начала восстанавливают навык работы рта и подвижной челюсти. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

— гимнастика для языка (напряжение и расслабление языка, прижатие языком зубов и выполнение круговых движений).

— логопедические занятия (врач-логопед назначит мероприятия по восстановлению функции глотания).

Источник: www.1proinsult.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5af46f239e29a26bab21693e/5b151a5457906a7e7fe2064d

Источник