Дизартрия речи при инсульте

Дизартрия речи при инсульте thumbnail

В некоторых источниках говорится, что после перенесенного инсульта необходимо сразу же начинать занятия по восстановлению речи, но это абсолютно не верное решение, в острый постинсультный период, который длится семь дней, необходимо направить все усилия на сохранение человеку жизни.

Помощь в реабилитации

Восстановление речи после инсульта зависит от степени тяжести перенесенного заболевания и необходимости медикаментозной терапии, поэтому не стоит ожидать от больного в очень тяжелом состоянии быстрых положительных результатов. Нужно набраться терпения и начинать логопедические упражнения после того как угроза для жизни человека минует. Как вернуть речь? Как быстро восстанавливается речь после инсульта? Об этом и многом другом, касаемо этой темы читайте в статье ниже. И по ссылке.

Как восстановить речь после инсульта

После проведения всех необходимых обследований, специалисты назначают пациенту комбинированный курс терапии. Только правильно подобранное комплексное лечение поможет вернуть человеку речевой аппарат и улучшить общее состояние. Следуйте всем инструкциям врачей, в том числе и по поводу помощи в восстановлении речи, не стоит заниматься самолечением, это может привести к перегрузке пострадавшего, что негативно скажется на протекании реабилитации.

Основные виды нарушения речи после инсульта

За речевой аппарат отвечают отделы коры головного мозга, при наступлении инсульта, в первую очередь страдает речь, происходят расстройства нарушение речи, которых существует несколько видов:

Когда пopaжается пoдкopкoвая cтpуктуpа гoлoвнoгo мoзгa, возникает дизартрия. При этом нapушается пpoизнoшeние cлoв, в связи с расстройством peчeвoгo дыxaния, apтикуляции, интoнaции, фoнeмaтичecкoгo cтpoя. Именно поэтому разобрать, что говорит пострадавший весьма тяжело. При этом нaблюдaeтcя пoвышeние cлюнooтдeлeния, зaмeдлeннoе пpoизнoшeние, а за счет того, что мышцы лицa мeнee пoдвижны, произносимые звуки искажаются и становятся невнятными. Но больной, при этом, понимает речь, может писать и читать.

Дизapтpия делется на: мозжечковую, подкорковую, бульбарную.

Когда гoлoвнoй мoзг пoлучaeт нeдocтaтoчно нepвного импульcа, то возникает афaзия. Во время протекания этого заболевания речевая деятельность нарушена полностью или частичо, пpи этом слух и артикуляция сохранены. B зaвиcимocти oт того какая часть головного мозга поражена афазию делят на несколько типов, об этом читайте в следующей главе.

Понятие и разновидности афазии:

Ссылка на информационное видео

Виды афазий:

Тотальная афазия — полное отсутствие речи, больной не понимает, что происходит вокруг и не узнает близких.

Моторная афазия — пациент произносит речь в виде отдельных звуков, при этом все понимая.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) — больной воспринимает родной язык как чужой и абсолютно его не узнает и не понимает.

Семантическая афазия — пациент понимает только простые предложения, без синонимов и различных оборотов речи.

Амнестическая афазия — Пациенту тяжело определить как называются предметы вокруг него.

Динамическая афазия — больной не может произнести длинную фразу и текст, не может построить план предложения и высказать его.

Каждый человек индивидуален, поэтому сколько по времени восстанавливается речь, ответить сложно. Определяя вид афазии, врачи выбирают метод лечения, который данному пациенту поможет наилучшим образом.

Методы лечения афазии

Логопедический метод. Занимаются данным методом специалисты логопеды, они используют в лечении мелодическую интонацию, с помощью компьютерных технологий, при которой активируется правое полушарие мозга. Таким образом, в результате взаимодействия инноваций, речевой гимнастики и фармакологических методов достигается желаемый результат и полное восстановление речи. При более тяжелых случаях врачи назначают дополнительные мероприятия.

Хирургическое вмешательство. С помощью этого метода можно произвести реваскуляризацию больных, перенесших инсульт, это улучшает кровообращение головного мозга и оптимизирует состояние нервных клеток с возвращая их к жизни. Если этот метод и другие не помогли, то назначают экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Физиотерапевтические процедуры. Электростимуляция голосовых связок, ее назначают при моторной афазии. Также используется терапия при помощи иглорефлексии.

Функциональное биоуправление — осуществляется визуальным контролем над речью .

Методы лечения дизартрии

Использование лекарственных препаратов, благодаря чему препятствуется образование осложнений и улучшается кровообращение.

Обучение больного, который перенес инсульт, заново учить слова. Для начала восстанавливают навык работы рта и подвижной челюсти. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

— гимнастика для языка (напряжение и расслабление языка, прижатие языком зубов и выполнение круговых движений).

— логопедические занятия (врач-логопед назначит мероприятия по восстановлению функции глотания).

Источник: www.1proinsult.ru

Источник

В результате инсульта может пострадать способность говорить, читать, слушать, писать, жестикулировать, способность понимать сказанное или написанное. Люди, перенесшие инсульт часто сталкиваются с проблемой утраты или снижения коммуникативных способностей. В самом общем виде, коммуникативными способностями можно назвать способность воспроизводить и понимать речь. 

Виды нарушений общения после перенесенного инсульта

Афазия – это нарушение или утрата речи. Условно можно разделить афазию на два вида – моторную и сенсорную Если человек не может говорить, но понимает устную речь, врачи говорят о “моторной афазии”. Если человек не понимает устных высказываний, но сам может произносить слова и фразы, врачи говорят о “сенсорной афазии”.

Врачи выделяют несколько видов моторных нарушений, с которыми может столкнуться человек, перенесший инсульт: дизартрию и апраксию. Что это такое? Расскажем подробнее далее.

Дизартрия речи после перенесенного инсульта

Дизартрия речи – это моторный тип нарушения речевой деятельности человека, который возникает из-за паралича, частичного ослабления или проблем с координацией речевой мускулатуры тела. 

Другими словами, дизартрия речи возникает тогда, когда органы тела, которые раньше отвечали за речь, не могут выполнять свою функцию из-за неврологических нарушений, вызванных инсультом. Степень дизартрии зависит от того, какой участок мозга был поражен при инсульте и от тяжести этого поражения. 

c5e9a61d6e2098c5e942548eb09356107e892b6e.jpg

По некоторым оценкам, дизартрия может развиваться у 20% пациентов с инсультом.

Апраксия речи после перенесенного инсульта

Апраксия речи – это вид моторного нарушения планирования двигательной активности, которое приводит к тому, что для человека становится невозможным по своей воле сформировать и произнести правильный звук. Другими словами, при апраксии речи человеку сложно осуществлять слаженные движения губ и языка, которые отвечают за произношение слов.

При апраксии речи могут также возникать интонационные дефекты при построении фразы, такие как:

  • замедление скорости речи;
  • монотонность;
  • изменение громкости голоса. 

Чем опасны нарушения речи после перенесенного инсульта?

Нарушения коммуникативных способностей затрудняют социальную реабилитацию человека, перенесшего инсульт, негативно влияют на его самоощущение и психологическое состояние, на качество его жизни. Нарушения речи можно и нужно корректировать, это важная часть постинсультной реабилитации. 

Обычно оценка и лечение нарушений коммуникативных способностей производится сертифицированными логопедами. Общие цели речевой и языковой терапии заключаются в ускорении восстановления коммуникативных способностей, в оказании помощи пациентам в разработке стратегий компенсации нарушений коммуникативных способностей и в консультировании и обучении лиц, находящихся в окружении пациента, вспомогательным видам коммуникации, с целью ее облегчения, снижения степени изоляции пациента и соответствия желаниям и нуждам пациента. Компенсаторные и вспомогательные виды коммуникации могут варьировать от низкотехнологичных стратегий, таких как использование бумаги, карандаша и коммуникационных досок, книг, до высокотехнологичных приспособлений, включая смартфоны и устройства, генерирующие речь. 

Как лечат афазию после перенесенного инсульта?

У пациентов с афазией рекомендовано проведение логопедической терапии. 

Как продемонстрировано в клинических исследованиях, ежедневная терапия афазии на очень ранних стадиях восстановления после инсульта (с началом терапии на третий день) улучшает коммуникативные способности у пациентов с умеренной или тяжёлой афазией. При этом терапия афазии сохраняет свою эффективность на всех стадиях реабилитации. 

Интенсивная терапия является, по мнению специалистов, наиболее благоприятной, однако соглашение по вопросам оптимального количества, интенсивности, распределения или продолжительности лечения не достигнуто. Интенсивная терапия может проводиться при наличии её переносимости и осуществимости. 

Разработан ряд терапевтических подходов для лечения афазии. Выделить какой-либо один как превосходящий остальные затруднительно. 

Сегодня собрано немало доказательств эффективности компьютеризованной терапии в качестве дополнения к лечению, проводимому логопедом.  

Решение о фармакотерапии афазии в дополнение к логопедическим вмешательствам должно приниматься, исходя из специфики конкретного случая, однако на настоящий момент времени рекомендации о применении какого-либо конкретного режима в рамках рутинной практики отсутствуют. В нескольких небольших исследованиях было показано, что лекарственная терапия, по всей видимости, обладает эффективностью в сочетании с логопедическими вмешательствами. К числу перспективных лекарственных препаратов относятся мемантин и ингибиторы ацетилхолинэстеразы. 

Методы стимуляции мозга, включая эпидуральную кортикальную стимуляцию, повторную транскраниальную магнитную стимуляцию и tDCS, использовались для модуляции возбудимости коры головного мозга при постинсультном восстановлении речевой функции. Небольшие исследования продемонстрировали терапевтические преимущества при применении методов стимуляции мозга, обычно в комбинации с поведенческой логопедической терапией. Стимуляция мозга в сочетании с логопедическими вмешательствами может оказывать благоприятные эффекты у отдельных пациентов, однако стимуляции мозга продолжает рассатриваться экспертами как экспериментальный подход и пока не может быть рекомендована для применения в рутинной практике. 

Групповая терапия при афазии

Групповая терапия может быть полезной в рамках различных видов помощи, включая создание групп пациентов с афазией по месту жительства. Этому методу было посвящено два систематических обзора, которые показали, что групповые занятия могут способствовать улучшению специфических лингвистических навыков, однако превосходства над индивидуальной терапией продемонстрировано не было. Также существуют данные о том, что участие в амбулаторных группах и группах по месту жительства может способствовать созданию круга общения и препятствовать изоляции от общества.

Как могут помочь родственники человека, перенесшего инсульт, в лечении афазии?

Терапия афазии должна включать обучение партнеров по коммуникации. Это эффективный метод улучшения коммуникации или повышения степени участия в ней партнера. К партнерам по коммуникации могут относиться члены семьи и ухаживающие лица, работники здравоохранения и другие члены общества или организации.

Моторные нарушения речи после инсульта: дизартрия и апраксия речи

Дизартрия – это собирательное название для группы речевых расстройств, вызванных полным параличом, частичным ослаблением или нарушением координации речевой мускулатуры после неврологического повреждения. Дизартрия может затрагивать (отдельно или в комбинации) любую из подсистем, лежащих в основе производства речи: дыхательную, ларингеальную, велофарингеальную и орально-артикуляторную. Как уже говорилось выше, по некоторым оценкам, дизартрия развивается у 20% пациентов, перенесших инсульт, хотя тип дизартрии и её специфические характеристики варьируют в зависимости от таких факторов, как участок поражения и его тяжесть. 

Апраксия речи – это нарушение планирования или программирования двигательной активности, приводящее к невозможности произвольного образования правильных звуков речи. Помимо нарушений в порождении отдельных звуков, при апраксии могут наблюдаться интонационные дефекты построения фразы, такие как замедление скорости речи, монотонность, варьирование громкости голоса. Апраксия речи в типичных случаях сочетается с афазией. 

Моторные нарушения речи оказывают влияние на эффективность коммуникации, снижая внятность речи и непринуждённость общения. Их наличие может отрицательно сказываться на возвращении пациента к профессиональной деятельности, на его вовлечённости в общественную жизнь, его ощущении благополучие и на качество его жизни. 

Как лечат моторные нарушения речи после перенесенного инсульта?

Для коррекции моторных речевых нарушений у пациентов, которые перенесли инсульт, используются методы поведенческой терапии. Поведенческая терапия моторных речевых расстройств включает поддержку и консультирование пациентов. Выбор методов зависит от целей, приоритетов и условий проведения терапии, а также от проблем, с которыми столкнулся пациент. Поведенческая терапия может фокусироваться, с одной стороны, на физиологии речи, воздействуя на нарушения со стороны дыхания, фонации, артикуляции и резонаторов. С другой – могут включать стратегии, нацеленные на общие аспекты порождения речи: на увеличение точности артикуляции, коррекцию скорости и громкости речи, а также улучшения её интонационной структуры. На настоящий момент времени эффективность этих подходов не оценивалась в высококачественных клинических исследованиях, однако небольшие исследования показали положительные результаты. У пациентов с моторными нарушениями речи на фоне проведения терапии может наблюдаться улучшение, даже при хроническом течении. У специалистов нет единого мнения относительно оптимального количества занятий, распределения форм работы, вариабельности терапии, оптимальных методов, частоты и времени проведения сеансов. 

У пациентов с моторными нарушениями речи могут наблюдаться положительные изменения на фоне применения средств альтернативной и дополненной коммуникации, которые могут варьировать от обычных досок для рисования и алфавита, до портативных усилительных систем и высокотехнологичных электронных устройств с возможностью отслеживания движений глаз. В помощь пациентам также могут проводиться занятия по освоению специальных техник (например, использования жестов). Средства альтернативной и дополненной коммуникации и специальные техники могут быть полезны пациентам с моторными нарушениями речи, когда их собственная речь пациентов не позволяет удовлетворить их индивидуальные потребности в общении. 

Когда личный контакт с пациентом невозможен или затруднителен, может использоваться телереабилитация. Исследования показывают, что телереабилитация всё чаще используется в лечении дизартрии. 

Как могут помочь родственники человека, перенесшего инсульт, в лечении моторных нарушений речи?

Для улучшения эффективности коммуникации могут рассматриваться методы воздействия на окружающую среду пациента, где особую роль играет обучение его постоянных собеседников приемам преодоления коммуникативных помех. 

Что еще можно сделать при нарушениях речи после инсульта?

Также в целях лечения последствий инсульта, связанных с ухудшением способности к эффективной коммуникации, могут рассматриваться мероприятия, направленные на повышение социальной активности и улучшение психосоциального самочувствия пациента. 

Нарушения речи и ее восстановление после инсульта: видео

В рамках медико-образовательного цикла о восстановлении после инсульта “Школа восстановления после инсульта Спадис” проводятся онлайн-занятия с логопедом.

Предлагаем вашему вниманию несколько видеозаписей онлайн-занятий, посвященных восстановлению речи и другим логопедическим задачам, которые могут стоять перед теми, кто перенес инсульт:

1.  “Речь после инсульта: нарушения и восстановление”, занятие №7:

2. “Преодоление афазии: что мы можем сделать сами?”, занятие №11:

Занятия Школы восстановления после инсульта Спадис, посвященные восстановлению речи, проводит Ольга Вячеславовна Серебровская, логопед высшей квалификационной категории, медицинский психолог, заместитель главного врача ГБУЗ “Центр патологии речи и нейрореабилитации” ДЗМ по психолого-логопедической работе.

Ольге Вячеславовне Серебровской можно задать вопрос о восстановлении речи после инсульта на нашем сайте, в рубрике “Вопрос специалисту” по ссылке – https://s.spadys.ru/questions 

Источник

Нарушение речи при инсульте – это симптом, который встречается у многих больных. Конечно, это не такой критический симптом, как паралич тела или определенных его участков. Но отсутствие связной речи значительно усложняет жизнь больного и людей, ухаживающих за ним. О видах расстройства речи, встречающихся при инсульте, а также способах борьбы сафазией поговорим в этой статье.

Расположение речевых центров в головном мозге

Головной мозг человека в центральной нервной системе считается самым важным органом. В стволе головного мозга расположены ядра, которые определенным отделам посылают импульсы (двигательные, речевые и т.д.).

Зоны, отвечающие за речь человека, находятся в доминантном полушарии. У правшей речевые центры находятся в левом полушарии, а у левшей, наоборот, в правом.

В процессе воспроизведения речи непосредственное участие принимает центр Брока, расположенной в нижней части лобной доли головного мозга. Цент Брока сокращает мышцы речеобразующих органов, а также ответственен за процесс речевой артикуляции. Кроме того, эта зона отвечает за правильность высказываний, порядок слов в предложение и суть самих предложений. Если в зоне Брока произошли нарушения, высказывания больного становятся невнятными, он не может четко сформулировать свои мысли. Но при этом больной четко понимает речь окружающих.

В задней части височной извилины расположен центр Вернике, который ответственен за понимание письменной и устной речи. Зона Вернике – это слуховой центр, производящий анализ и сопоставление услышанной речи.

Также в человеческом мозгу имеются и другие центры, расположенные в различных участках. Вспомогательные центры ответственны за способность человека читать, логически мыслить, распознавать звуки.

речевые зоны мозгаРечевые зоны головного мозга

Речевые расстройства: виды и признаки

У пациентов, перенесших инсульт, потеря речи бывает 2 типов:

  • дизартрия;
  • афазия.

Рассмотрим более подробно каждый из типов и подтипов речевых расстройств, возникающих при инсульте.

Дизapтpия

Этот тип расстройства речи встречается при инсульте, затрагивающем подкорные структуры мозга. У пациента, страдающего дизартирией, наблюдается неразборчивая речь.

Кроме того, у пациента замедляется произношение звуков и отдельных слов, артикуляция становится слабой, повышается слюноотделение. Но человек понимает речь окружающих, способность к чтению и письму остается.

Существуют 4 типа дизартрии:

  • легкая форма патологии. Симптомы дизартрии может увидеть только врач;
  • окружающие понимают больного, но у него имеются некоторые дефекты произношения;
  • возникает серьезное расстройство речи, слова больного понятны только близким людям;
  • речь полностью пропадает.

Пациентам с дизартирией для восстановления речи при инсульте назначаются специальные упражнения, призванные восстановить упругость мышц органов речи.

Aфaзия

Патология характеризуется частичной или полной утратой речи, но при этом артикуляция и слух сохраняются. Мозг больного получает малое количество нервных импульсов, поэтому речевые органы не могут выразить мысли.

Афазия подразделяется на следующие типы:

  1. Моторная афазия.
  2. Сенсорная афазия.
  3. Динамическая афазия.
  4. Акустико-мнестическая афазия.
  5. Амнестическая афазия.
  6. Тотальная афазия.

Моторная афазия

Патология наблюдается при инсульте, затронувшем верхнюю долю основной артерии мозга. Если моторная афазия в легкой форме, пациент произносит слова и предложения. Но возможно нарушение порядка слов. Некоторые больные повторяют слова по слогам, но общий смысл их остается ясным.

Если форма афазии тяжелая, то при инсульте пропадает речь полностью. Больные способны произносить только гласные звуки, но при этом понимают речь окружающих.

Лечение моторной афазии рекомендовано начинать через 7 дней после инсульта. Больному рекомендовано петь песни, выговаривать несложные слова.

Ceнcopнaя aфaзия

Патология характеризуется поражением центра Вернике. У больного сохраняется слуховая функция, но речь он перестает понимать.

Больной активно жестикулирует руками, произносит обрывки слов, не связанные друг с другом.

Проблема может проявляться в легкой форме, тогда инсультный больной узнает простые фразы и слова. П

рогноз не очень благоприятный, но при регулярных занятиях с логопедом нарушения частично лечатся.

Динaмичecкaя aфaзия

Данная патология возникает при поражении задних лобных участков головного мозга (доминантного полушария).

У больного искажен мыслительный процесс, ему трудно построить в голове связные предложения, а затем воспроизвести их.

Афазия динамического типа проявляется спонтанными высказываниями, смысл которых нарушен.

Лечить динамическую афазию можно и нужно. В ходе терапии логопед предлагает больному описать определенные образы и картинки. Постепенно возвращается способность больного планировать речь.

Aкуcтикo-мнecтичecкaя aфaзия

Нарушение речевых функций связаны с проблемами задних и средних отделов височной части мозга.

Больной, страдающий акустико-мнестической афазией, не может удержат в голове информацию, слухоречевая память снижается.

Частично сохранены письмо и чтение. Но, поскольку больной не способен в памяти удержать информацию, ему трудно пересказать текст или выполнить математические действия в устной форме.

Aмнecтичecкaя aфaзия

При инсульте, затронувшем нижний отдел височной области, возникает амнестическая афазия. Это самое щадящее речевое нарушение, возникающее при инсульте у взрослого. Речь у пациента адекватная, сохраняются мыслительные и слуховые функции.

Особенность этой патологии характеризуется в сложности подбора некоторых фраз и слов, пациент забывает названия предметов и имена, не может описать определенные вещи.

Тотальная афазия

При обширных поражениях головного мозга наблюдается тотальная афазия. Пациент не может понимать и воспроизводить речь, но при этом он слышит окружающих.

Чувствительность снижается, поведение становится пассивным.

Лечить речевые патологии нужно начинать немедленно.

Как восстановить речь при инсульте

Исследования, проведенные учеными по всему миру, показали, что полностью избавиться от последствий инсульта можно только в первые 3 месяца после удара.

Если с момента начала заболевания прошло от 6 месяцев до 2 лет, можно улучшить состояние больного, но реабилитационный процесс будет более длительным и сложным.

При терапии последствий инсульта, связанных с речью, нужно уделять особое внимание занятиям с логопедом, а также другими медицинскими специалистами, специализация которых направлена на восстановление речи.

тренировки под руководством логопедаТренировки под руководством логопеда

Помимо этого, больным, у которых возникли речевые нарушения, связанные с перенесенным инсультом, показаны занятия с психологом. Проблемы с речью отрицательно влияют на психологическое состояние больного.

Занятия с врачомЗанятия с врачом способствуют скорейшему восстановлению речи

При дизартрии показан лечебный массаж, физиотерапия и электростимуляция.

Надо отметить, что процесс восстановления напрямую зависит от пациента – больной должен проявить терпение, верить в свои силы и надеяться на лучшее.

Народные методы

При инсульте нарушается процесс кровообращения, повреждается белое и серое вещество, а также кора мозга. Именно эти процессы могут спровоцировать нарушение речи у больных, а также другую патологическую симптоматику.

 Хвойный чайХвойный чай с лимоном ускорит выздоровление

Помочь восстановить речевые функции после перенесенного инсульта может не только медикаментозная терапия, но и советы народной медицины:

  • Чай их хвойного отвара и лимона. Чтобы приготовить лекарство, необходимо взять 0.5 апельсина без кожуры и отвар, приготовленный из хвойных веточек (30 грамм веточек хвойного дерева залить литром кипятка). В термосе смешат все компоненты и настаивать около четырех часов. Пить один раз в сутки по стакану отвара.
  • Настой из корней декоративных пионов помогает восстановить функции головного мозга после перенесенного инсульта. Чтобы приготовить лекарство, достаточно залить два-три измельченных корня пиона 30 мл этилового спирта. Настаивать 7 дней в темном месте. Принимать лекарство 3 раза в день по пятнадцать-двадцать капель.
  • Березовый деготь в виде лекарственного отвара поможет вылечить последствия инсульта ишемического типа. Готовить лекарство рекомендуют, как обыкновенный чай. Пить отвар по стакану два раза в сутки. Березовый деготь – это эффективное средство народной медицины, разжижающее кровь и предотвращающее образование тромбов и холестериновых бляшек.
  • Если нарушена мимика лица, медицинские специалисты рекомендуют приготовить лекарственную мазь из порошка из лавровых листьев. Любой детский крем подойдет в качестве основы для мази. Для приготовления мази необходимо взять четыре – шесть листьев лавра, размельчить их с тюбиком крема (80 мл). Втирать лекарство перед сном в мышцы лица массирующими движениями.

Для лечения речевых последствий инсульта советы народной медицины нужно применять очень осторожно, поскольку существует вероятность возникновения аллергической реакции. Перед началом терапии нужно принять лекарство в минимально дозе. Если побочных эффектов не возникло, терапию можно продолжить.

Сторонники народной медицины советуют людям, перенесшим инсульт, включать в свой ежедневный рацион орехи, сухофрукты, калину и ягоды боярышника. В этих лекарствах содержатся витамины и микроэлементы, необходимые для восстановления клеток головного мозга. Правильно подобранная диета после инсульта – это залог быстрого восстановления после удара.

Источник