Дизартрия при стволовом инсульте

Дизартрия при стволовом инсульте thumbnail

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Общие сведения

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Дизартрия

Дизартрия

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

  • токсикозы беременности,
  • гипоксия плода,
  • резус-конфликт,
  • хронические соматические заболевания матери,
  • патологическое течение родов,
  • родовые травмы,
  • асфиксия при рождении,
  • ядерная желтуха новорожденных,
  • недоношенность и др.

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

  • нейроинфекций (менингита, энцефалита),
  • гнойного среднего отита,
  • гидроцефалии,
  • черепно-мозговой травмы,
  • тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Классификация

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Осложнения

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Диагностика

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

  1. Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии – ЭЭГ, электронейромиографии – ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

  • мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Источник

Дизартрия – это нарушение речи, которое развивается в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи. Этиология дизартрии рассматривается как симптом сложного поражения мозга мозжечкового, бульбарного и псевдобульбарного вида. Дизартрия развивается при поражении нервной системы, занимается изучением дизартрии неврология. Для изучения нарушения пользуются двумя основными подходами: неврологическим и нейрофонетическим. Дизартрия нарушение неврологическое, чем обусловлены методы ее лечения. В некоторых случаях требуется безотлагательное вмешательство при прогрессирующих и тяжелых расстройствах нервной системы.

В Юсуповской больнице, в отделении неврологии занимаются лечением неврологических заболеваний и различных нарушений, возникших в результате неврологического заболевания. Специалисты больницы применяют современные методики лечения и реабилитации неврологических больных, занимаются восстановлением речи и утерянных способностей. С больными ведет занятия логопед, психотерапевт, специалисты по лечебной физкультуре. В реабилитационном отделении можно пройти курсы лечебного массажа, врач-логопед занимается с пациентами артикуляционной гимнастикой, обучает самомассажу лица.

Причины дизартрии

Спастико-паретическая дизартрия

Заболевание диагностируется с псевдобульбарной дизартрией, у больного наблюдаются нарушения в формировании произвольной моторики, нарушения дифференцированных и сложных артикуляций. Дизартрия может проявляться различными синдромами: гиперкинетическим, паретическим, спастическим. Спастический синдром проявляется высоким тонусом мышц, гиперкинетический синдром характеризуется наличием насильственных движений (тремора), высоким тонусом мышц, паретический проявляется низким тонусом отдельных мышц речевого аппарата в сочетании с высоким тонусом остальных мышц.

При спастическом типе нарушается произношение переднеязычных звуков, которые заменяются щелевыми. Голос больного гнусавый, речь становится невнятной, монотонной, замедленной. У ребенка наблюдается аритмичное поверхностное дыхание, которое не синхронизируется с речью. При разговоре у ребенка резко возрастает тонус мышц артикуляционного аппарата, верхних и нижних конечностей. Подвижность языка ограничена, ребенок с трудом сглатывает слюну, при разговоре наблюдается слюнотечение. Дети со спастической дизартрией с трудом жуют и откусывают. Различают три степени нарушения: легкая, средняя и тяжелая.

При легкой степени ребенок произносит нечетко только некоторые звуки, устная речь довольно внятная. Средняя степень нарушения отличается неспособностью ребенка произносить большую часть звуков. Тяжелая степень нарушения характеризуется неспособностью произносить большую часть звуков, речь невнятная, возникают непроизвольные содружественные движения, которые сопровождаются выполнением активных движений мышц лица и конечностей. Паретический тип расстройства характеризуется снижением тонуса отдельных мышц речевого аппарата, мышцы языка напряжены в корне, кончике и боковых отделах органа. Паретический тип имеет смешанный характер, наблюдается при псевдобульбарной дизартрии.

У ребенка меняется звукопроизношение, мягкое нёбо нередко провисает, что приводит к развитию речи в нос. Нарушается произношение звуков «л», «у», «и», «ы». В результате расстройств речевого аппарата (вялого паралича губ) нарушается произношение звуков «м», «п», «б». У ребенка отмечается гипомимия лица и постоянное слюнотечение. Наиболее часто встречается гиперкинетический вариант расстройства. У детей нарушается темпоритмические организационные движения, автоматизация звуков, может наблюдаться потеря речи. Наиболее часто спастико-паретическая дизартрия наблюдается у детей с ДЦП.

Спастический парез у таких детей связан с ослаблением иннервации черепно-мозговых нервов (ЧМН). Дизартрия этой формы может сопровождаться общим или избирательным поражением центральных нейронов V, VII, IX, X, XI, XII пар ЧМН. Формируется различная степень участия мышц речевого аппарата в разговорной речи. Голос у таких больных не звонкий, не громкий, речь замедлена, вдох неглубокий. Чем громче голос, тем выше разборчивость речи у больного. У детей после шести лет жизни редко встречаются грубые лексико-грамматические нарушения, наблюдается легкая смазанность речи при произношении всех звуков, больше нарушено произношение сонорных и щелевых звуков.

Логопедия: дизартрия и способы лечения

Для лечения дизартрии разработаны методы лечения в зависимости от сложности поражения мозга. Первые проявления дизартрии появляются в раннем детстве. Ограниченная подвижность органов артикуляции возникает при поражении заднелобного и подкоркового отдела головного мозга. Дизартрия имеет три степени тяжести:

  • Стертая дизартрия – дети не отличаются от сверстников, наблюдаются расстройства речи при произношении шипящих и свистящих звуков. Ребенок со стертой дизартрией быстрее устает во время любых физических нагрузок.
  • Типичная дизартрия – выраженные расстройства речи.
  • Анартрия – тяжелая степень дизартрии. Отсутствует нормальная речь.

Лечение дизартрии начинают после полного обследования ребенка. Обследование проводят невролог и логопед. Определяется форма заболевания и степень развития дизартрии. Выявление заболевания в раннем возрасте увеличивает шансы на выздоровление. Врач-логопед разрабатывает индивидуальную программу лечения для пациента. Разрабатывается грамматический строй, фонетический слух, врач помогает развивать навыки разговорной речи, использует методы коррекции речи для устранения дефектов в произношении звуков.

Проводится специальная артикуляционная гимнастика, которая помогает снять повышенный тонус мышц органов артикуляции, укрепить лицевые мышцы. Врач-логопед проводит логопедический и точечный массаж, проводит занятия по улучшению мелкой моторики. Помимо логопедических приемов, лечебной физкультуры, ребенок получает медикаментозное лечение. Чаще всего детям с дизартрией назначают препараты ноотропы, влияющие на улучшение мозговой деятельности. При развитии необратимых процессов в организме ребенка основным направлением лечения будет формирование речи и адаптация больного в социуме.

Дизартрия возникает при поражении пары черепных нервов

Угрожающий жизни бульбарный синдром возникает при поражении девятой, десятой и двенадцатой пары черепных нервов. Поражение черепных нервов происходит при полинейропатии всех видов, инсультах, опухолях, травмах головного мозга и абсцессах, менингитах, энцефалитах.

Структура речевого дефекта при дизартрии

Структура дефекта при дизартрии – это нарушение звукопроизношения в результате изменения тонуса мышц, участвующих в артикуляции, гиперкинезов губ и языка, нарушения дыхания, различных синкинезий. Речь больного невнятная и смазанная. Технология формирования голоса при дизартрии проходит в несколько этапов:

  • Подготовительный этап.
  • Постановка точных движений артикуляционных органов.
  • Формирование воздушной струи.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Работа с фонематическими процессами.
  • Постановка опорных звуков.
  • Этап формирования умений и навыков речи.
  • Формирование коммуникативных навыков у ребенка.

Формирование движения артикуляционных органов проводится с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Развитие мелкой моторики проводится с помощью массажа рук, пальчиковой гимнастики, ребенка обучают самомассажу пальцев рук. Ребенок играет с конструктором, нанизывает на нитку бусы, завязывает шнурки, выполняет другие упражнения. На этапе формирования навыков и умения правильно говорить проводится постановка звука, отработка артикуляции, создание воздушной струи и постановка голоса для произношения звонких и сонорных звуков. А также постановка изолированного звука, автоматизация и дифференциация звуков. Дифференциация звуков проходит с использованием нескольких приемов:

  • Демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков.
  • Фонематический анализ, синтез, фонематические представления звука.
  • Связь буквы и звука.

Постановка звука проходит тремя способами:

  • По подражанию.
  • Механическим способом.
  • Смешанным способом.

Стертая дизартрия наиболее распространенная форма нарушения, сложно поддается коррекции. Механизмы невнятной речи при стертой дизартрии связаны с нарушением организации деятельности мозга, нарушением иннервации артикуляторных органов. Стертая дизартрия характеризуется нечеткой артикуляцией звуков сразу нескольких фонетических групп, у ребенка возникают сложности с автоматизацией звуков, речь становится маловыразительной. Наиболее трудным считается добиться нормализации просодики и автоматизации звуков. Ребенок со стертой дизартрией проходит одновременное лечение у логопеда и невролога. Причиной развития стертой дизартрии является неполноценность иннервации органов артикуляции – языка, губ, мягкого нёба. Органическое поражение нервной системы происходит во время внутриутробного развития, во время родов или в раннем постнатальном периоде.

Характер поражения мозга – кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Причины постцентральной корковой дизартрии – это поражение нижних отделов постцентральных полей коры мозга, в большинстве случаев левого полушария. При таком типе нарушения голос, тембр речи не нарушен, ребенок хорошо слышит ошибки в произношении звуков, старается исправить – это отражается на плавности речи и приводит к ее замедлению. Характер поражения мозга – кинетическая премоторная корковая дизартрия. Развивается в результате поражения премоторных полей коры мозга, чаще всего левого полушария. У больного не нарушен тембр голоса, голос звучный, ребенок заменяет щелевые звуки смычными.

Напряженность артикуляции вызывает усиление громкости голоса, оглушению некоторых смычных и редко щелевых согласных. Подкорковая дизартрия относится к экстрапирамидным дизартриям. Расстройства речи разнообразные: голос переходит от резкого и хриплого к шепоту, колеблется в громкости и тембре. Часто артикуляция гласных нарушается больше, чем согласных звуков. Больной слышит нарушение артикуляции, отдельные звуки произносит четко и правильно. При возникновении патологических непроизвольных движений речь становится невнятной, звуки искажаются.

Псевдобульбарная дизартрия развивается при двустороннем поражении центральных двигательных кортикобульбарных нервов. Она характеризуется повышенным тонусом мышц, пирамидными спастическими параличами артикуляционных мышц. Нарушены произвольные движения, тонкие движения языка. Смычные звуки, вибрант «р» ребенок заменяет щелевыми звуками, сложно щелевые заменяет плоскощелевыми звуками, больше нарушена артикуляция твердых согласных. Ребенок хорошо слышит нарушения речи и пытается их исправлять – это чаще всего приводит к повышению тонуса парализованных групп мышц, усилению нарушения артикуляции.

Псевдобульбарная дизартрия обусловлена спастическим параличом артикуляционных мышц, высоким тонусом мышц. Характеризуются паретический и спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Мозжечковая дизартрия связана с поражением мозжечка и других структур мозга. Характеризуется нарушением дыхания, артикуляции и фонации. Речь ребенка скандированная, замедленная, больной с трудом артикулирует из-за гипотонии мышц.

Нарушены переднеязычные, смычные звуки, аффрикаты. Выражены просодические нарушения, речь гнусавая. Бульбарная дизартрия развивается при одностороннем или двустороннем поражении двигательных периферических нервов. Характеризуется сниженными или полностью отсутствующими нижнечелюстными и глоточными рефлексами, расстройствами произвольных и непроизвольных движений, вялыми параличами артикуляционных мышц, атрофией мышц артикуляционного аппарата. Речь больного замедлена, в речи преобладают глухие плоскощелевые звуки, гласные и звонкие согласные звучат глухо. Тембр речи изменен, речь гнусавая, голос слабый.

Психолингвистические аспекты дизартрии

Структура дефекта речи больного определяется с помощью знаний психолингвистики о развитии речевого процесса. При дизартрии проявляются голосовые, артикуляционно-фонетические, просодические и темпоритмические нарушения речи. Ребенок с дизартрией из-за нарушений мозговой деятельности не может сформировать высказывания, правильно подобрать и произнести слова. Дизартрия затрудняет общение ребенка со сверстниками, характеризуется семантическими нарушениями.

Дизартрия при ДЦП

Детский церебральный паралич развивается при поражении двигательных путей и зон головного мозга. Центральная нервная система перестает контролировать двигательную активность мышц, развивается поражение двигательной функции. Поражение двигательной функции может быть легким или тяжелым. При тяжелом поражении ребенок не может передвигаться, но сохраняются движения, в легких случаях возникает нарушение тонуса мышц, развивается дипраксия. У детей с ДЦП сложности возникают на всех стадиях физического развития – им трудно удерживать и поднимать голову, они поздно встают на ноги, с трудом сидят, развиваются проблемы с речью.

Дизартрия у детей с ДЦП связана с высоким тонусом мышц, ребенок прилагает большие усилия для совершения движения – это становится причиной нарастания тонуса артикуляционных мышц и мышц конечностей. Отставание в развитии речи происходит из-за позднего формирования речевых отделов в коре головного мозга. Из-за болезни ребенок меньше общается со сверстниками, постоянно пребывает в ограниченном пространстве – это сказывается на его психологическом состоянии и общем развитии. У детей с тяжелой формой ДЦП нередко речь отсутствует полностью.

Дизартрия при инсульте

Дизартрия после инсульта нередко проявляется в виде отклонений в произношении звуков. Нередко восстановление речи занимает более длительный период, чем работа над восстановлением двигательной функции. При дизартрии после инсульта больной хорошо понимает чужую речь, но не может правильно говорить, часто не может писать и читать.

Дизартрия глазами нейропсихолога

Дизартрия – это неврологическое заболевание, симптомы дизартрии относятся к неврологическим симптомам. Этиология дизартрии – это локальные поражения ЦНС, поражение головного мозга. Неврологи создавали классификации заболевания. Впервые дизартрию разделили на церебральную и бульбарную форму заболевания в начале 19 века. В середине 20 века была предложена систематизация форм дизартрии в зависимости от локализации поражения мозга и вызвавшего дизартрию заболевания. Ученые, которые изучали дизартрию, установили, что на развитие речи большое влияние оказывает двигательная активность.

В начале двадцатого века невролог Бехтеров с помощью опытов доказал, что развитию речи помогает мимика, хорошо развитая мелкая моторика. Область, отвечающая за развитие речи, расположена в коре головного мозга рядом с областью, отвечающей за двигательные мышцы. В настоящее время дизартрию изучает неврологи (нейропсихологи), лечение заболевания проводят неврологи (нейропсихологи) и логопеды. Нейропсихолог проверяет развитие речи, мышления, внимания, моторики и памяти у ребенка, первым обнаруживает нарушения в развитии речи, симптомы поражения нервной системы.

Дизартрия у взрослых: причины

У взрослых также может развиться дизартрия, причины возникновения различные:

  • Травма мозга.
  • Инсульт геморрагический или ишемический
  • Нейроинфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Демиелизирующие заболевания.
  • Сосудистая недостаточность.

В отличие от детей взрослые не теряют способность понимать чужую речь. В результате развития различных заболеваний или травмы у больного нарушается слаженная и одновременная работа нейромышечных систем. Развивается дизартрия. В результате нарушения работы дыхательной системы происходит затихание голоса, нарушение артикуляции приводит к неразборчивости речи, поражение ЦНС нарушает двигательную активность различных групп мышц, в том числе артикуляционного аппарата. В Юсуповской больнице лечение больных с нарушением речи проводят с помощью медикаментозной терапии, занятий ЛФК, занятий с логопедом, различных физиотерапевтических процедур. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.

Источник