Дипломная работа сестринская помощь при инсульте

Дипломная работа сестринская помощь при инсульте thumbnail

Дипломная работа сестринская помощь при инсульте

Особенность реабилитации пациентов перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Анализ основных факторов риска и причин инсульта. Дифференциально-диагностическая характеристика болезни. Роль медсестры в обучении родственников уходу за больным.

Подобные документы

  • Связь строения тела и предрасположенности к заболеваниям, изучение конституциональных особенностей организма человека, для индивидуализации клинических проявлений болезни. Данные по соматотипированию лиц, перенесших нарушение мозгового кровообращения.

    статья, добавлен 02.09.2013

  • Физиологические особенности сосудов головного мозга. Причины возникновения инсульта и анализ факторов риска. Описание сестринского ухода за пациентами с инсультом, методика реабилитации пациентов, перенёсших острое нарушение мозгового кровообращения.

    курсовая работа, добавлен 17.05.2018

  • Инсульт: определение, основные причины развития, классификация, клиника, течения, осложнения, профилактика. Различные аспекты реабилитации больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Методические рекомендации по нейрореабилитационной помощи.

    дипломная работа, добавлен 13.06.2015

  • Инсульт как острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным появлением очаговой неврологической симптоматики. Виды инсульта (ишемический инсульт, внутримозговое и субарахноидальное кровоизлияния), методы диагностики и первая помощь.

    курсовая работа, добавлен 22.01.2015

  • Классификация инсультов, клиническая картина. Сестринский процесс в реабилитации больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Лечение пациентов, перенесших инсульт. Оценка эффективности сестринского процесса при реабилитации пациентов.

    дипломная работа, добавлен 03.11.2015

  • Характеристика особенностей реабилитации пациента перенесшего ОНМК. Рассмотрение эффективных форм сестринской помощи больным. Изучение методов ухода и реабилитации пациентов в домашних условиях. Роль медсестры в обучении родственников уходу за больным.

    курсовая работа, добавлен 26.03.2015

  • Сбор анамнеза и осмотр больной. Результаты инструментальных методов и лабораторных исследований. Постановка диагноза: острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу. Разработка плана лечения. Рекомендации по профилактике заболевания.

    история болезни, добавлен 14.12.2016

  • Клиническая картина развития острого нарушения мозгового кровообращения. Симптомы и диагностика инсульта. Дифференциальная диагностика на догоспитальном этапе. Основные действия при оказании помощи больным. Показания и противопоказания к госпитализации.

    курсовая работа, добавлен 28.04.2015

  • Классификация инсультов: геморрагический; смешанный; переходящее нарушение мозгового кровообращения; ишемический. Обследование больного с диагнозом: Острое нарушение мозгового кровообращения. Причины различных видов инсульта, дифференциальная диагностика.

    презентация, добавлен 22.09.2015

  • Актуальность проблемы неврологической реабилитации больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Применение лечебного костюма “Адели-92” как метода коррекции двигательных неврологических дефектов на больных с центральным гемипарезом.

    статья, добавлен 01.08.2013

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Сестринский процесс при инсульте

Ирина Баранова

Кардиолог

Высшее образование:

Кардиолог

Кубанский государственный медицинский университет (КубГМУ, КубГМА, КубГМИ)

Уровень образования — Специалист

1993-1999

Дополнительное образование:

«Кардиология», «Курс по магнитно-резонансной томографии сердечно-сосудистой системы»

НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова

«Курс по функциональной диагностике»

НЦССХ им. А. Н. Бакулева

«Курс по клинической фармакологии»

Российская медицинская академия последипломного образования

«Экстренная кардиология»

Кантональный госпиталь Женевы, Женева (Швейцария)

«Курс по терапии»

Российского государственного медицинского института Росздрава

Контакты: baranova@cardioplanet.ru

Так как инсульт представляет собой поражение коры головного мозга путем кровоизлияния или ишемического некроза, в зависимости от локализации процесса человек теряет способность к осуществлению некоторых функций. Они могут заключаться в потере социальной и профессиональной способности, но также затрагивают витальные (необходимые для жизни) функции.

Во время лечения заболевания и периода реабилитации помогает обеспечить выполнение потерянных функций медицинская сестра. Рассмотрим подробнее сестринский процесс при инсульте.

Виды сестринской помощи

Медицинская сестра чаще является лишь выполняющим обязанности персоналом. Обычно дает назначения, прописывает необходимые процедуры лечащий врач или консилиум. Но помимо поручений доктора, средний медицинский персонал имеет свои поручения и обязанности, независимо от предписаний.

Сестринский процесс делится на:

  • зависимые вмешательства — выполнение назначений врача;
  • независимые вмешательства — выполнение обязанностей, которые не требуют одобрения доктора;
  • взаимозависимые вмешательства — назначение рекомендаций доктором и выполнение последних медсестрой после проведения некоторых манипуляций средним персоналом.

Сестринский процесс при инсульте

Этапность процесса

Медицинская сестра в инсультном отделении всегда имеет четко очерченный план действий, и всегда следует установленным канонам. Тактика сестринского процесса в лечении инсульта имеет 5 этапов.

  1. Первичный осмотр пациента и оценка его состояния. На этой стадии медицинская сестра определяет степень поражения, и в каком уходе нуждается больной. Для полной картины поможет тщательно собранный анамнез: жалобы или неврологическое состояние самого пациента, описание выпадения функций родственниками, предыдущий осмотр врачом и анамнез заболеваний в истории болезни, медицинские работники.
  2. Предварительный сестринский диагноз. После собранной информации сестра определяет степень угнетения жизненно необходимых функций организма, степень пареза конечностей. И на фоне собранной картины разграничивает потенциальные и настоящие проблемы, в борьбе с которыми нужна помощь со стороны.
  3. Этап планирования. После установления степени поражения, медицинская сестра разрабатывает план по борьбе с выявленными симптомами для обеспечения жизнедеятельности пациента и скорейшего выздоровления. Поставленные цели и задачи должны быть выполнимыми, четко очерченными с конкретными заданиями и сроками выполнения.
  4. Этап выполнения. На данной ступени медицинская сестра, взаимодействуя с другими сотрудниками и специалистами, производит выполнение намеченного плана. Подробнее о возможных действиях ниже. Эта ступень, по сути, и выполняется на протяжении всех периодов лечения (от острого периода до реабилитации).
  5. Оценка эффективности проделанной работы. Заключительный этап производится практически на протяжении всего периода терапии по достижению поставленной цели. Выполненную работу должна оценивать сама медицинская сестра, но важно учитывать мнение пациента.
Читайте также:  Состояние после инсульта реабилитация

Оказание помощи больному

Последний этап может быть оценен тремя градациями:

  • цель выполнена;
  • цель выполнена частично;
  • цель не выполнена.

В случае неполного или недостижения поставленных задач, средний медицинский персонал должен указать причину, которая помешала полностью осуществить план.

Общие правила сестринского ухода на этапе выполнения

В разные периоды терапии медицинская сестра сталкивается с различными проблемами, связанными со здоровьем пациента, которые необходимо устранить.

На протяжении всего периода лечения средний медицинский персонал выполняет назначения врача, которые заключаются в постановке капельниц с лекарством, внутримышечных и внутривенных инъекций. Важно контролировать прием и таблетированных препаратов, так как многие пациенты с инсультом находятся в стационаре с парезом конечностей той или иной степени. То есть самостоятельно принять препарат они не смогут. Также не исключена легкая заторможенность и степень сознания «оглушение». Физических причин невозможности принять лекарство нет, но есть ментальные расстройства. Также атеросклеротическая деменция (на фоне физиологических признаков старения) может сыграть злую шутку на кратковременной памяти.

Помимо контроля лекарственной терапии, медсестра отвечает за динамические данные. Ежедневно контролируются физиологические отправления (стул, диурез), 2 раза в сутки измеряется температура тела и артериальное давление. При нестабильном состоянии пациента артериальное давление измеряется на обеих руках каждые 3 часа, так как о возможном повторном инсульте или возможном постинсультном инфаркте в первую очередь может сообщить повышенное нестабильное давление крови. Контролируются пульс на магистральных артериях, его расхождение с частотой сердечных сокращений, частота дыхательных движений.

Помощь медсестры

До стабилизации состояния медицинская сестра контролирует уровень сознания. Все данные записываются в листе назначений, что потом переносится врачом в историю болезни.

Функции медсестры в раннем периоде

Острый период — самый тяжелый для пациента. Как раз в эти несколько суток решается судьба пациента, снижение риска летальности и степень восстановления утраченных функций.

Этот период требует от медсестры наибольшей отдачи и ухода за пациентом. Прежде всего, для среднего медицинского персонала на первом месте должны стоять следующие вопросы:

  • обеспечение дыхательной функции и профилактика апноэ;
  • обеспечение нутритивного и гидратационного баланса;
  • профилактика вторичных осложнений и повторного инсульта;
  • снижение риска тромбоза вен и артерий нижних конечностей;
  • контроль гемодинамики;
  • контроль и снятие боли и отеков в парализованных конечностях;
  • контроль и коррекция психического состояния пациента;
  • профилактика пролежней и увлажнение кожных покровов;
  • обеспечение функциональной способности тазовых органов;
  • сведение к минимуму эмоционального и физического стресса для организма.

Оценка состояния больного

Обеспечение витальных функций

Первым делом стоит профилактика апноэ или аспирации. Для этого, сразу после помещения в стационар, медицинская сестра должна проверить ротовую полость на наличие зубных протезов, рвотных масс, западения корня языка. Причиной отсутствия дыхания может стать нарушение кашлевого рефлекса с дальнейшим накоплением бронхиального секрета в бронхах.

Для решения подобных вопросов, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • санация ротовой полости или трахеостомы с удалением секрета из трахеи и бронхов;
  • принятие специального положения (Тренделенбурга) с опущенным головным концом и поворотом головы влево;
  • периодическое выполнение дыхательной гимнастики пассивной.
Читайте также:  Признаки инсульта у волнистых попугаев

При нарушении двигательных функций, питанием тоже занимается медсестра. Если имеется стволовая симптоматика, и произошло нарушение сознания, рефлекса глотания, то пациенту необходимо поставить назогастральный зонд. Каждые 4 часа медсестра кормит пациента жидкой гомогенной пищей с помощью шприца через зонд. Если у больного парез конечностей, то медсестра просто помогает больному есть обычную пищу.

Гидратация заключается в осуществлении парентеральных и энтеральных инфузий. С помощью них поддерживается водный баланс с учетом физиологических потерь.

Профилактика осложнений

В первую очередь, для избежания повторного инсульта, необходимо круглосуточно находиться рядом с пациентом, четко следовать указаниям врача и обеспечивать максимальный эмоциональный и физический покой. В случае повышения артериального давления, появления жалоб со стороны пациента — срочно связываться с врачом и оказывать неотложную помощь.

Чтобы избежать развития или появления тромбоза сосудов нижних конечностей, нужно туго забинтовывать ноги эластичным бинтом. Отсутствие движений и невозможность ранней активизации из-за высокого риска повторного нарушения мозгового кровообращения требуют тугого бинтования. Не помешает придать конечности подвышенное положение. С помощью подушек или валиков поднять конечность под углом 30°. Также это уменьшит отеки и улучшит циркуляцию.

Профилактика пролежней занимает в работе медсестры особое место. Этому нужно уделять должное внимание и не пренебрегать. Целесообразно придерживаться следующего:

  • соблюдать правило ежедневной смены нательного белья;
  • смена постельного белья по мере загрязнения;
  • соблюдать правила гигиены по отношению к пациенту и протирать места соприкосновения камфорным спиртом;
  • каждые 2 часа при отсутствии самостоятельного движения менять положения пациента (часто используемые позы: лежа на спине, на животе, на боку, поза «лягушки», поза Фаулера и Симса);
  • подкладывать специальные валики под крестец, пятки и лопатки.

Устранение боли и отеков в парализованной конечности в основном достигается вышеперечисленными методами профилактики тромбоза конечностей. Помимо этого, медицинская сестра каждый день осуществляет парализованными конечностями некоторый объем пассивных движений, что поможет улучшить циркуляцию, отток лимфы и провести профилактику артропатий.

Нормализация физиологических отправлений

Инсульт может нарушить функции тазовых органов. Это может проявиться слабостью сфинктеров вследствие центрального пареза и недержанием мочи и кала или рефлекторной задержкой и невозможностью опорожниться.

Для нормализации диуреза устанавливают катетер. Женщинам процедуру выполняют медсестры. Если пациент — мужчина, то дело предоставляется урологу из-за сложности строения (поворотов и стриктур) мужской уретры.

Что касается стула, то чаще всего у больных развивается парез кишечника с дальнейшим запором. Для решения проблемы сразу медсестры делают клизмы. А после нормализации состояния (излишнее натуживание может спровоцировать повторный случай геморрагического инсульта) помочь можно щадящими слабительными (Дюфалак).

Работа медсестры во время реабилитации

После восстановления функциональности организма и установления стабильного состояния, начинается реабилитационный период. На этом этапе больше восстанавливают двигательную активность, речевые отклонения, психическую сферу. Максимально восстанавливают социальную, бытовую и при необходимости профессиональную трудоспособность.

Медсестра на этом этапе принимает также активное участие, и выполнение поставленных задач даже больше зависят от организованности работы среднего медицинского персонала.

Для восстановления двигательной активности медсестра выполняет лечебную физкультуру вечером и в выходные, следит за индивидуальной работой пациента над собой, помогает больному передвигаться.

При восстановлении психических и сенсоневральных нарушений медсестра выступает в качестве учителя, следуя указаниям логопеда. Она заново учит больного читать, писать, произносить звуки и в дальнейшем предложения.

Восстанавить бытовую трудоспособность, то есть возобновить навыки самообслуживания помогут организация режима труда и отдыха. Медсестра должна тактично распределять активную и пассивную нагрузку, быть опорой для пациента. Поможет быстрому восстановлению поддержка больного с моральной и физической стороны.

Перед выпиской медсестра проводит беседу с родственниками по поводу дальнейшего ухода, занятий и соблюдения специальной диеты.

Источник

Äèàãíîñòèêà è ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ñ èíñóëüòîì. Èíñóëüò: îïðåäåëåíèå, ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ, êëèíèêà òå÷åíèÿ, îñëîæíåíèÿ, ðàçëè÷íûå âèäû. Ðîëü ïàëàòíîé ìåäñåñòðû ïî óõîäó çà áîëüíûìè ñ èíñóëüòîì. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ â ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíñóëüòû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Реабилитация после травмы инсульта

1. ïîâûøåíèå ïðîôåññèîíàëüíîãî è ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà ìåäèöèíñêîé ñåñòðû;

2. ïîâûøåíèå ýôôåêòèâíîñòè îðãàíèçàöèîííûõ ôîðì è òåõíîëîãèé ñåñòðèíñêîé ïîìîùè çà ñ÷åò: ôîðìèðîâàíèÿ èíôîðìàöèîííîãî áëîêà äëÿ ÷ëåíîâ ïðîôåññèîíàëüíîé áðèãàäû;

3. ñòàíäàðòèçàöèè ñåñòðèíñêèõ ìàíèïóëÿöèé;

4. ÷åòêîãî ïëàíèðîâàíèÿ è îðãàíèçàöèè ðàáî÷åãî âðåìåíè;

5. äîêóìåíòàëüíîãî ïîäòâåðæäåíèÿ óõîäà çà áîëüíûìè, ïîçâîëÿþùåãî óñòàíîâèòü âêëàä êàæäîãî ó÷àñòíèêà ëå÷åáíîãî ïðîöåññà â ðåàáèëèòàöèþ êîíêðåòíîãî ïàöèåíòà. Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà èãðàåò âàæíóþ ðîëü â îáó÷åíèè êàê ïàöèåíòîâ, òàê è èõ ðîäñòâåííèêîâ. Íàó÷èòü ïàöèåíòà íåêîòîðûì íàâûêàì ñàìîîáñëóæèâàíèÿ, ó÷èòûâàÿ îáùåå ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî. Íàó÷èòü ðîäñòâåííèêîâ íàâûêàì óõîäà çà òÿæåëîáîëüíûì ïàöèåíòîì. Äëÿ óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà, ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà äîëæíà ïðèâëå÷ü ðîäñòâåííèêîâ, êîòîðûå òàê æå ñìîãóò îñóùåñòâëÿòü óõîä çà ïàöèåíòîì, ñíà÷àëà â ñòåíàõ ñòàöèîíàðà, çàòåì â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ. Òàê êàê, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ðîäñòâåííèêè ñàìè ïîíèìàþò çíà÷èìîñòü ïîëó÷åíèÿ íàâûêîâ ïî óõîäó, è ñàìè ñòðåìÿòñÿ ê ó÷åáå. Ðàöèîíàëüíîé ðåàáèëèòàöèè ñïîñîáñòâóåò âûñîêèé ïðîôåññèîíàëüíûé óðîâåíü ïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ â äàííîé îáëàñòè. Îäíàêî íåîáõîäèìî óäåëÿòü áîëüøåå âíèìàíèå èíôîðìèðîâàííîñòè íàñåëåíèÿ î ñèìïòîìàõ íàðóøåíèÿõ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ è îáÿçàòåëüíîãî îáðàùåíèÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ â íåâðîëîãè÷åñêèå îòäåëåíèÿ è öåíòðû, âî èçáåæàíèå òÿæåëûõ ïîñëåäñòâèé è ïîòåðè âðåìåíè («çîëîòîãî ÷àñà èëè òåðàïåâòè÷åñêîãî îêíà»).

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1.Â.Â. Ìèõååâ “Íåðâíûå áîëåçíè” – Ìîñêâà “Ìåäèöèíà” 2014 ã.

2.À.Í. Áåëîâà “Íåéðîðåàáèëèòàöèÿ: ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé” – Ì.: Àíòèäîð, 2010 ã – ñ.568

3.À.Ñ. Êàäûêîâ “Ðåàáèëèòàöèÿ ïîñëå èíñóëüòà” – Ì. “Ìèêëîø” 2013 ã. – ñ.176

5.Î.À. Áàëóíîâ, Þ.Â. Êîöèáèíñêàÿ “Ðîëü íåêîòîðûõ ñîöèàëüíî-áûòîâûõ ôàêòîðîâ â ôîðìèðîâàíèè àäàïòàöèè ó áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíñóëüò” // Íåâðîëîãè÷åñêèé æóðíàë ò.6, ¹ 6 – 2014 ñ.28-30

6.Å.È. Ãóñåâ, À.Í. Êîíîâàëîâ, À.Á. Ãåõò “Ðåàáèëèòàöèÿ â íåâðîëîãèè” // Êðåìëåâñêàÿ ìåäèöèíà – 2011 ã. ¹ 5 ñ.29-32

7.À.Ñ. Êàäûêîâ “Ðåàáèëèòàöèÿ ïîñëå èíñóëüòà” // Ðîññèéñêèé ìåäèöèíñêèé æóðíàë – 2012 ã. ¹ 1 ñ.21-24

8.À.Ñ. Êàäûêîâ, Í.Â. Øàõíàðîíîâà, Ë.À. ×åðíèêîâà “Ïðîäîëæèòåëüíîñòü äâèãàòåëüíîé è ðå÷åâîé ðåàáèëèòàöèè ïîñëå èíñóëüòà” // Âîññòàíîâèòåëüíàÿ íåâðîëîãèÿ – 2 – ì, 2012 ã. ñ.76-77

9.Î.À. Áàëóíîâ “Áàíê äàííûõ ïîñòèíñóëüòíûõ áîëüíûõ: ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ýôôåêòèâíîñòü ðåàáèëèòàöèîííîãî ïðîöåññà” // Æóðíàë íåâðîïàòîëîãèè è ïñèõèàòðèè èì.Ñ. Ñ. Êîðñàêîâà – 2014 ã. – ¹ 3 ñ.60-65

10.Í.Ê. Áàþíåïîâ, Ã.Ñ. Áóðä, Ì.Ê. Äóáðîâñêàÿ “Ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ïðè îñòðûõ íàðóøåíèÿõ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ: Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè – Ì., 2015 ã.

11.Á.Ñ. Âèëåíñêèé “Èíñóëüò” – Ñàíêò-Ïåòåðáóðã: Ìåä. èíôîðìàöèîííîå àãåíòñòâî, 2015 ã.

12.À.Ñ. Êàäûêîâ “Âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé è ñîöèàëüíàÿ ðåàäàïòàöèÿ áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíñóëüò (îñíîâíûå ôàêòîðû ðåàáèëèòàöèè): Àâòîðåô. äèñ. ä-ðà ìåä. íàóê – Ì., 2011 ã.

13.À.Ñ. Êàäûêîâ “Ðåàáèëèòàöèÿ ïîñëå èíñóëüòà” // Ðîññèéñêèé ìåäèöèíñêèé æóðíàë – 2014 ã. ¹ 1 ñ.21-24

14.Ñåñòðèíñêîå äåëî (Îáçîð ëèòåðàòóðû) Âñåðîññèéñêèé ó÷åáíî-íàó÷íî-ìåòîäè÷åñêèé Öåíòð ïî íåïðåðûâíîìó ìåäèöèíñêîìó è ôàðìàöåâòè÷åñêîìó îáðàçîâàíèþ – Ìîñêâà, 2008 ã.

15. Âåñòíèê ìåäñåñòðèíñêèõ àññîöèàöèé // Ñåñòðèíñêîå äåëî – ¹ 1-2004 ã. ñ. 19-32

16.È.Ã. Ëàâðîâà, Ê.Â. Ìàéñòðàõ “Ñîöèàëüíàÿ ãèãèåíà è îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ” – Ìîñêâà “Ìåäèöèíà”, 1987 ã.

17.”Èíñóëüò – áîëåçíü íàøåãî âðåìåíè,” // Æóðíàë “Ñåñòðèíñêîå äåëî – 2014 ¹ 3 ñ.6-10

18.Êà÷åñòâî ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Óïðàâëåíèå êà÷åñòâîì ñåñòðèíñêîé ïîìîùè // Æóðíàë “Ñåñòðèíñêîå äåëî”, 2014 ¹ 3 – ñ.11-13

19.Òåõíîëîãèÿ “Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ” íà ïðàêòèêå // Æóðíàë “Ñåñòðèíñêîå äåëî” – 2011 ã. ¹ 6 – ñ.21-22,27

20.Ïî îöåíêå êà÷åñòâà ðàáîòû ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèé è óäîâëåòâîðåííîñòè ïàöèåíòîâ // Ìåòîäè÷åñêèå ìàòåðèàëû – Ìîñêâà – 2013 ã. – ñ.95

21.Îöåíêà êà÷åñòâà è ýôôåêòèâíîñòè ìåäèöèíñêîé ïîìîùè // Ìåòîäè÷åñêèå ìàòåðèàëû – Ìîñêâà – 2014 ñ.73

22. È.Ñ. Áàõòèíà, À.Ã. Áîéêî, ÝÌ. Îâñÿííèêîâ “Ñåñòðèíñêîå äåëî ìåíåäæìåíò è ëèäåðñòâî” // Ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå äëÿ ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð – Ñàíêò-Ïåòåðáóðã-2012 – ñ. 196

23.Ñ.À. Ìóõèíà, È.È. Òàðíîâñêàÿ “Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà” Ì. èñòîã 2016 ñ.180

24.Ã.Ì. Òðîôèìîâà “Ìåíåäæìåíò â ñåñòðèíñêîì äåëå” // Æóðíàë Ñåñòðèíñêîå äåëî 2016-¹2-1ñ.5-8

25.Ïðîãðàììà ïîäãîòîâêè ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà 1 ýòàï. Çäîðîâüå è ëþäè. èì çàíèìàþùèåñÿ. Ðàçðàáîòàíî è ïåðåñìîòðåíî Áåâåðëè Áèøîï, Ê – ¹ 8-2015.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник