Что почитать после инсульта
Авторы:
Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.
Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами. В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих. Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.
Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.
Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет. И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны. Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.
Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности. Так, известный русский композитор Альфред Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.
Моторная афазия
Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения. При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова. Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач. Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.
Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже. И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н. «телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».
Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».
Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.
По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».
По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:
— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);
— Рассказ по картинке;
— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;
— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;
— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.
На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.
Сенсорная афазия
В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.
Понимание речи включает три основных компонента:
— Понимание значения слова;
— Понимание значения предложения;
— Понимание значения целевого высказывания.
Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом. Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник. Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.
Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.
Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).
Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.
Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки. Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом. Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.
Восстановление чтения и письма
Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой. Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к. письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни. Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к. у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.
Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:
— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);
— Разрезная азбука, букварь;
— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.
Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление. В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз. Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.
Источник
Одним из последствий инсульта является нарушение речи разной степени тяжести. О важности ранней реабилитации под наблюдением специалиста, а также о том, как близкие пациента могут, сами того не желая, навредить ему, Medical Note поговорил с врачом-нейропсихологом московской Клиники восстановительной неврологии Алиной Николаевной Ильичевой.
Врач-нейропсихолог московской Клиники восстановительной неврологии Алина Николаевна Ильичева.
Инсульт занимает третье место в мире среди причин смертности, а также является одной из основных причин инвалидизации. Если человека удается спасти, какие последствия возможны?
— Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое достаточно быстро развивается (несколько минут или часов) и влечет за собой гибель клеток головного мозга из-за кислородного голодания. Различают несколько видов инсульта. Преобладает инсульт по ишемическому типу (инфаркт мозга) — это более 70% всех инсультов.
Последствия очень серьезные и зависят от того, в каком полушарии случилось сдавливание или разрыв сосудов: в доминантном или в субдоминантном.
Сдавливание сосуда происходит из-за закупоривания тромбом, поэтому клетки мозга не получают кислород. Ведь мозг насыщается кислородом, благодаря кровеносной системе. И если сосуд закупорился оторвавшимся тромбом, нарушается питание мозга, и в этом случае говорят об ишемическом инсульте.
Причиной геморрагического инсульта становится разрыв сосуда, когда мозг заливает кровью. В доминантном полушарии — у большинства людей это левое — находятся речевые центры.
Если инсульт случился в доминантном полушарии, то последствием станет афазия, то есть нарушение речи. Оно может быть полным или частичным и охватывает все языковые уровни: лексику, грамматику, фонетику, синтаксис.
Наиболее часто встречаются два вида: моторная афазия, когда человек теряет способность говорить, произносить звуки и слова, и сенсорная афазия, когда человек перестает понимать речь, значение слов.
Есть также речевые афазии, которые затрагивают мнестические процессы (память): человек не помнит недавние события и не может о них сказать.
Все эти нарушения речи, вызванные инсультом, можно и нужно корректировать с нейропсихологом в процессе реабилитации.
Нарушения речи после инсульта корректирует нейропсихолог.
Как скоро после инсульта надо приступать к реабилитации?
— Реабилитацию надо начинать, как только стабилизируется общее состояние, как только человек придет в состояние сознания. Надо, конечно, понимать, что реабилитация предстоит длительная, но затягивать с ее началом нельзя.
Какие методики по восстановлению речи используют в вашей клинике?
— Для восстановления речи после инсульта используется медикаментозная поддержка, физиотерапия, а также различные развивающие методики, которыми занимается нейропсихолог. Они направлены на восстановление памяти, гнозиса (восприятия), праксиса (способности выполнять целенаправленные двигательные акты, например, шевелить рукой), речи.
С пациентом в период реабилитации также занимается логопед и логопед-афазиолог.
Если у пациента в результате инсульта поражено доминантное полушарие, то в работе по восстановлению речи врач может опереться на зеркальные центры, которые находятся в субдоминантном полушарии.
Например, человек — правша, у него не работает правая рука, но его можно научить писать левой, пусть и не так хорошо, как он писал правой. Но не надо забывать, что письмо и жесты — это вид речевой деятельности. Поэтому если пациент полностью утратил речь, можно использовать криптограммы (карточки с рисунками) для общения или язык жестов.
Как правильно вести себя родственникам человека, перенесшего инсульт?
— Родственникам надо сохранять спокойствие, доброжелательность по отношению к больному и обязательно довериться специалистам. Очень важно, чтобы родные сами, без консультации с врачом, не принимали решений о тех или иных способах реабилитации.
Не надо покупать буквари, давать больному карточки со словами или буквами, предлагать различные упражнения без консультации специалиста.
Желая достичь максимально быстрого выздоровления, близкие в интернете находят программы реабилитации и просят больного все это выполнить, а у него не получается. И в такие моменты он только укрепляется в своей неполноценности. Ведь человек уже пострадал, перенес серьезное заболевание, у него и так высок риск развития постинсультной депрессии, а тут еще упражнения, которые не соответствуют его плану реабилитации.
Или родные предлагают больному такие упражнения, которые у него не вызывают никаких трудностей, тогда он слышит: «А ты, оказывается, все умеешь. А почему не говоришь? Ты, наверное, просто ленишься». Это тоже усугубляет положение. Такое поведение родственников — это то же самое, как бездумно назначать лекарства, заниматься самолечением.
Реабилитацию при нарушениях речи после инсульта надо начинать как можно скорее и проводить под контролем нейропсихолога.
От каких еще ошибок поможет уберечь специалист, занимающийся реабилитацией после инсульта?
— Родным людям бывает тяжело понять, что реабилитация больного, перенесшего инсульт, — тяжелый, кропотливый труд для него. Часто близкие, не видя мгновенных результатов, начинают нервничать и упрекать больного: «Ты не хочешь, не стараешься». А ведь в его состоянии успех — даже то, что он пальцем может показать предмет или самостоятельно сел.
И неспециалист не понимает, что даже такие простые вещи — это положительная динамика реабилитационного процесса. Родственники не могут правильно интерпретировать достижения больного, не могут из-за отсутствия медицинских знаний оценить, сколько ему труда потребовалось.
От чего зависит прогноз реабилитации?
— Прогноз зависит от величины очага поражения, локализации, от того, какие корковые зоны поражены, насколько затронуты высшие психические функции. Главное, как можно раньше начать реабилитацию под контролем специалиста.
Нейропсихолог занимается больным каждый день?
— Интенсивность и частота занятий зависят от общего состояния больного, от степени его утомления и истощаемости. Важна поддержка семьи и общий настрой. Доказано, что при инсультах страдает мышление, правда, не все его виды.
Однако это может оценить только нейропсихолог. Исходя из этого, и строятся сеансы по реабилитации. Процесс восстановления речи занимает минимум от трех до шести месяцев.
Возможно ли полное излечение, восстановление после инсульта?
— Шансы на восстановление повышаются при ранней реабилитации, сохранности интеллекта больного, активной заинтересованности больного в восстановлении и поддержке семьи, правильно подобранной программе реабилитации.
Существует ли профилактика инсульта? Как защитить себя и близких от такого тяжелого заболевания?
— Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни. Человек должен правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, работы и отдыха, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, а также регулярно проходить диспансеризацию и проверять сосуды.
В зоне риска находятся мужчины старше 50 лет. Однако в последние годы инсульт молодеет и затрагивает людей и в 40, и в 30 лет. К этому приводят эмоциональные перегрузки и малоподвижный образ жизни, неправильное питание.
Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни.
Что бы вы посоветовали тем, кто столкнулся с этой бедой и старается вернуться к полноценной жизни?
— Реабилитацию после инсульта не надо откладывать на время после выписки из больницы, начинать надо как можно быстрее и обязательно под контролем специалистов. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что непрофессиональный подход к реабилитации вредит больному, увеличивает вероятность развития депрессии, потери желания что-то делать.
Часто родственники быстро все бросают, так как не видят сиюминутных улучшений. Или же, наоборот, окружают больного гиперопекой и не дают ему самому делать то, что он вполне может делать самостоятельно, тем самым снижая его мотивацию на восстановление.
Читайте также:
Что такое качественная реабилитация: интервью с доктором Купрейчиком
Источник
Эта книга написана человеком, перенесшим инсульт в тяжелой форме. Его мужество и настойчивость, нежелание смириться с инвалидностью совершили чудо: Сергей Викентьевич Кузнецов смог вернуться к активной жизни в довольно короткие сроки. Его уникальный опыт станет поддержкой каждому.
Вы узнаете о том, что такое инсульт, о его последствиях, первых этапах лечения, наиболее эффективных приемах и способах восстановления здоровья.
У вас или близкого вам человека случился инсульт? Не отчаивайтесь, у вас есть надежда. На любой стадии постинсультного состояния восстановление здоровья возможно.
Содержание:
Сергей Викентьевич Кузнецов – Жизнь после инсульта 1
От автора Почему я написал эту книгу и как ее читать? 1
Предисловие 1
Глава 1 – Что нужно знать об инсульте 2
Глава 2 – Перспективы и основные направления восстановления после инсульта 7
Глава 3 – Психосоматика наоборот, или диалог с организмом 16
Глава 4 – Практика восстановления функций организма 18
Приложения – Лечебная гимнастика в первые дни после инсульта. Первые движения (По А. Н. Беловой) 25
Сергей Викентьевич Кузнецов
Жизнь после инсульта
От автора Почему я написал эту книгу и как ее читать?
Книга эта написана человеком, перенесшим инсульт в тяжелой форме, что привело первоначально к инвалидности 2-й группы с полной нетрудоспособностью. Благодаря грамотному и комплексному применению методов лекарственной и физиотерапии, нетрадиционных методов лечения и психологических методов воздействия автору удалось восстановить свой организм в довольно короткие сроки.
Книга предназначена тем, кто желает поднять на ноги близкого человека или же пытается подняться сам после тяжелого инсульта, кто хочет делать все собственными руками, ходить самостоятельно и общаться без помех.
Это не занимательная книга, и поднятые в ней вопросы может воспринять только тот, кто был или находится в данный момент в шкуре инсультника, или близкий ему человек. Эта книга окажется незаменимой для того, кто только что перенес тяжелый инсульт, растерян, подавлен, не знает, что и как ему делать, начиная буквально с первых дней, часов, недель, спустя месяцы или через год после случившегося. Она поможет избежать первых ошибок при восстановлении здоровья, ведь в ней содержатся ценные советы, которые очень сложно получить в реальной жизни. Также эта книга даст надежду тем, кого отчаяние бесполезности предпринятых усилий охватывает спустя долгое время после инсульта.
Прочитав ее, вы узнаете о том, что такое инсульт, о его последствиях, первых этапах лечения, наиболее эффективных приемах и способах восстановления здоровья после инсульта. Также в этой книге даются советы по уходу за больным человеком, по одеванию и раздеванию, передвижению, лечению травами и плодами, по восстановлению речи и двигательных функций конечностей и т. п. Большинство советов, содержащихся в книге, не требуют больших денежных затрат и рассчитаны на тех, кому медицинская помощь недоступна из-за дороговизны, или тех, кто проживает вдали от крупных медицинских центров.
Лечение после инсульта – это не просто последовательность приема лекарств, уколов, сеансов иглорефлексотерапии, массажей, лечебной физкультуры и иных физиопроцедур, что подробно описывается в книге. Это также и новое мировоззрение, миропонимание и восприятие себя самого и своего организма, своей новой роли в жизни и в обществе. Это комплексная и в то же время цельная философия успеха, философия эффективного восстановления здоровья, и требует она не беглого пролистывания страниц, а внимательного и вдумчивого чтения.
Предисловие
У вас или близкого вам человека произошел или, как говорят врачи, развился инсульт. Скорее всего, организм до этого момента сообщал вам о сбоях в своей работе, как, например, сигнализирует водителю о неисправностях в охлаждающей системе автомобиля специальная лампочка. Вы же не спешили ликвидировать неисправность, не торопились к врачу, надеясь успеть “доехать целыми”. О том, как нужно было вести себя и беречь свое здоровье, говорить уже поздно – не вините себя ни в чем. Да, то, что случилось, – ужасная расплата за ваши беспечность и самонадеянность, но заниматься самобичеванием поздно. В данный момент важнее переключиться от поиска причин развития инсульта к задаче быстрого и эффективного восстановления здоровья после случившегося. При этом следует понимать, что впереди у вас неблизкий и трудный путь. Запаситесь желанием восстановиться и терпением, приготовьтесь к новому упорному ежедневному труду. Теперь это – ваша новая работа, ваша новая профессия, если хотите. Это именно восстановительный период, а не время отпуска, лежания в постели, ничегонеделания или вынужденного отдыха.
Составьте распорядок дня и старайтесь его придерживаться. Поверьте, он будет очень плотным и насыщенным, а временами и трудновыполнимым. Относитесь к выполнению упражнений, водным процедурам, работе с массажерами и т. п. как к ежедневной, тяжелой, но необходимой работе. Не поддавайтесь отчаянию, если желаемый результат приходит не так быстро, как вам хотелось бы.
У меня развился геморрагический инсульт в тяжелой форме. Зона поражения головного мозга была размером примерно с куриное яйцо. При неглубоком кровоизлиянии могла бы помочь нейрохирургическая операция. Однако в моем случае, в связи с неповерхностным кровоизлиянием, она не дала бы положительных результатов, поэтому мне оставалось лишь медикаментозное лечение.
В результате инсульта у меня возникли паралич (гемипарез) правой руки и правой ноги, повреждения лицевого нерва и речи, девиация (западание, отклонение) языка вправо, моторная афазия, деменция, ухудшились слух и зрение, развились контрактуры. В течение первого месяца после случившегося я не мог поднять руку или ногу, пошевелить пальцами правой руки или ноги. Прогнозы врачей через месяц лечения были неутешительными. Предполагалось, что полгода я проведу в лежачем положении, а потом всю жизнь буду ходить с помощью костыля или трости, волоча правую ногу, а моя правая рука навсегда останется нерабочей, будет висеть плетью.
Только через полтора месяца я начал садиться на кровати и примерно в это же время впервые пошевелил большим пальцем правой руки. Этот день был самым радостным для моих близких после инсульта. Имея слабую ногу и слабую руку, используя четырехопорную трость, я начал делать первые неуверенные шаги непослушной ногой по больничной палате, а затем и по коридору. Спустя 4 месяца мои близкие привезли меня на медико-социальную экспертизу (МСЭК). Состояние мое было таково, что без каких-либо взяток, блата, степени крутизны, без какой-либо подготовки вопроса и предварительных уговоров впервые увидевшие меня члены медико-социальной экспертной комиссии сразу же присвоили мне 2-ю группу инвалидности и 3-ю степень ограничения трудовой деятельности (“полностью нетрудоспособен и нуждается в посторонней помощи”). Прогноз моего возможного восстановления врачи официально оценили как маловероятный.
А теперь – прошу вашего особого внимания! Уже спустя девять месяцев после инсульта я на свой страх и риск сделал первую пробную поездку на своем автомобиле. Еще через месяц я под контролем второго водителя совершил первый безостановочный автопробег по оживленной автотрассе М4 “Дон”, преодолев расстояние в 360 км за 5 часов.
В настоящее время я смело и уверенно вожу автомобиль, совершаю сложные маневры в условиях гололеда, пробок и напряженного движения миллионного города, практически ежемесячно совершаю безостановочные автопробеги по 400 км с довольно высокой средней скоростью передвижения (более 80 км в час). Не стоит говорить и о том, что я полностью обслуживаю себя сам и в посторонней помощи не нуждаюсь. А как работают мои память и мозг, вы сможете понять, прочитав эту книгу, написанную и набранную лично мною на клавиатуре компьютера.
Указанное выше подтверждает, что, несмотря на мрачные медицинские прогнозы, можно быстро и эффективно восстановить здоровье после инсульта.
Я согласен с общеизвестной истиной, что инсульт – малоизученная болезнь, возникающая в результате поражения участков головного мозга. Это связано с тем, что мозг человека исследован врачами всего на 40 %. С точки зрения науки он используется организмом всего на 20 %. Как работают остальные 60 % мозга и для чего человек носит в собственной голове неиспользуемые им 80 % мозга, никто пока точно не знает. Полной загадкой являются также взаимосвязь нейронов в голове, нейропластичность мозга, его способность самовосстановиться. Практически неизвестно, как лечить повреждения мозга. Каждый раз лечение происходит, можно сказать, эмпирическим путем, в попытках повлиять на потаенные участки этого органа.
Источник