Что читать после инсульта

Что читать после инсульта thumbnail

Авторы:

Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.

Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Что читать после инсульта

Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами. В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих. Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.

Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.

Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет. И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны. Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.

Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности. Так, известный русский композитор Альфред  Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.

Моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения. При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова. Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач. Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.

Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже. И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н. «телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».

Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».

Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.

По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».

По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:

— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);

— Рассказ по картинке;

— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;

— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;

— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.

На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.

Сенсорная афазия

В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.

Понимание речи включает три основных компонента:

— Понимание значения слова;

— Понимание значения предложения;

— Понимание значения целевого высказывания.

Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом. Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник. Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.

Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.

Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).

Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические  параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки. Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом. Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.

Восстановление чтения и письма

Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать  и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой. Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к.  письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни. Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к. у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.

Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:

— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);

— Разрезная азбука, букварь;

— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.

Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление. В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз. Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.

Источник

От автора
Почему я написал эту книгу и как ее читать?

Книга эта написана человеком, перенесшим инсульт в тяжелой форме, что привело первоначально к инвалидности 2-й группы с полной нетрудоспособностью. Благодаря грамотному и комплексному применению методов лекарственной и физиотерапии, нетрадиционных методов лечения и психологических методов воздействия автору удалось восстановить свой организм в довольно короткие сроки.

Книга предназначена тем, кто желает поднять на ноги близкого человека или же пытается подняться сам после тяжелого инсульта, кто хочет делать все собственными руками, ходить самостоятельно и общаться без помех.

Это не занимательная книга, и поднятые в ней вопросы может воспринять только тот, кто был или находится в данный момент в шкуре инсультника, или близкий ему человек. Эта книга окажется незаменимой для того, кто только что перенес тяжелый инсульт, растерян, подавлен, не знает, что и как ему делать, начиная буквально с первых дней, часов, недель, спустя месяцы или через год после случившегося. Она поможет избежать первых ошибок при восстановлении здоровья, ведь в ней содержатся ценные советы, которые очень сложно получить в реальной жизни. Также эта книга даст надежду тем, кого отчаяние бесполезности предпринятых усилий охватывает спустя долгое время после инсульта.

Прочитав ее, вы узнаете о том, что такое инсульт, о его последствиях, первых этапах лечения, наиболее эффективных приемах и способах восстановления здоровья после инсульта. Также в этой книге даются советы по уходу за больным человеком, по одеванию и раздеванию, передвижению, лечению травами и плодами, по восстановлению речи и двигательных функций конечностей и т. п. Большинство советов, содержащихся в книге, не требуют больших денежных затрат и рассчитаны на тех, кому медицинская помощь недоступна из-за дороговизны, или тех, кто проживает вдали от крупных медицинских центров.

Автор книги стремился на примере собственного восстановления, опираясь на советы, полученные от врачей-специалистов, помочь людям, попавшим в аналогичную ситуацию, а также их близким как можно быстрей и эффективней преодолеть последствия инсульта.

Лечение после инсульта – это не просто последовательность приема лекарств, уколов, сеансов иглорефлексотерапии, массажей, лечебной физкультуры и иных физиопроцедур, что подробно описывается в книге. Это также и новое мировоззрение, миропонимание и восприятие себя самого и своего организма, своей новой роли в жизни и в обществе. Это комплексная и в то же время цельная философия успеха, философия эффективного восстановления здоровья, и требует она не беглого пролистывания страниц, а внимательного и вдумчивого чтения.

Предисловие

У вас или близкого вам человека произошел или, как говорят врачи, развился инсульт. Скорее всего, организм до этого момента сообщал вам о сбоях в своей работе, как, например, сигнализирует водителю о неисправностях в охлаждающей системе автомобиля специальная лампочка. Вы же не спешили ликвидировать неисправность, не торопились к врачу, надеясь успеть «доехать целыми». О том, как нужно было вести себя и беречь свое здоровье, говорить уже поздно – не вините себя ни в чем. Да, то, что случилось, – ужасная расплата за ваши беспечность и самонадеянность, но заниматься самобичеванием поздно. В данный момент важнее переключиться от поиска причин развития инсульта к задаче быстрого и эффективного восстановления здоровья после случившегося. При этом следует понимать, что впереди у вас неблизкий и трудный путь. Запаситесь желанием восстановиться и терпением, приготовьтесь к новому упорному ежедневному труду. Теперь это – ваша новая работа, ваша новая профессия, если хотите. Это именно восстановительный период, а не время отпуска, лежания в постели, ничегонеделания или вынужденного отдыха.

Составьте распорядок дня и старайтесь его придерживаться. Поверьте, он будет очень плотным и насыщенным, а временами и трудновыполнимым. Относитесь к выполнению упражнений, водным процедурам, работе с массажерами и т. п. как к ежедневной, тяжелой, но необходимой работе. Не поддавайтесь отчаянию, если желаемый результат приходит не так быстро, как вам хотелось бы.

У меня развился геморрагический инсульт в тяжелой форме. Зона поражения головного мозга была размером примерно с куриное яйцо. При неглубоком кровоизлиянии могла бы помочь нейрохирургическая операция. Однако в моем случае, в связи с неповерхностным кровоизлиянием, она не дала бы положительных результатов, поэтому мне оставалось лишь медикаментозное лечение.

В результате инсульта у меня возникли паралич (гемипарез) правой руки и правой ноги, повреждения лицевого нерва и речи, девиация (западание, отклонение) языка вправо, моторная афазия, деменция, ухудшились слух и зрение, развились контрактуры. В течение первого месяца после случившегося я не мог поднять руку или ногу, пошевелить пальцами правой руки или ноги. Прогнозы врачей через месяц лечения были неутешительными. Предполагалось, что полгода я проведу в лежачем положении, а потом всю жизнь буду ходить с помощью костыля или трости, волоча правую ногу, а моя правая рука навсегда останется нерабочей, будет висеть плетью.

Только через полтора месяца я начал садиться на кровати и примерно в это же время впервые пошевелил большим пальцем правой руки. Этот день был самым радостным для моих близких после инсульта. Имея слабую ногу и слабую руку, используя четырехопорную трость, я начал делать первые неуверенные шаги непослушной ногой по больничной палате, а затем и по коридору. Спустя 4 месяца мои близкие привезли меня на медико-социальную экспертизу (МСЭК). Состояние мое было таково, что без каких-либо взяток, блата, степени крутизны, без какой-либо подготовки вопроса и предварительных уговоров впервые увидевшие меня члены медико-социальной экспертной комиссии сразу же присвоили мне 2-ю группу инвалидности и 3-ю степень ограничения трудовой деятельности («полностью нетрудоспособен и нуждается в посторонней помощи»). Прогноз моего возможного восстановления врачи официально оценили как маловероятный.

А теперь – прошу вашего особого внимания! Уже спустя девять месяцев после инсульта я на свой страх и риск сделал первую пробную поездку на своем автомобиле. Еще через месяц я под контролем второго водителя совершил первый безостановочный автопробег по оживленной автотрассе М4 «Дон», преодолев расстояние в 360 км за 5 часов.

В настоящее время я смело и уверенно вожу автомобиль, совершаю сложные маневры в условиях гололеда, пробок и напряженного движения миллионного города, практически ежемесячно совершаю безостановочные автопробеги по 400 км с довольно высокой средней скоростью передвижения (более 80 км в час). Не стоит говорить и о том, что я полностью обслуживаю себя сам и в посторонней помощи не нуждаюсь. А как работают мои память и мозг, вы сможете понять, прочитав эту книгу, написанную и набранную лично мною на клавиатуре компьютера.

Указанное выше подтверждает, что, несмотря на мрачные медицинские прогнозы, можно быстро и эффективно восстановить здоровье после инсульта.

Я согласен с общеизвестной истиной, что инсульт – малоизученная болезнь, возникающая в результате поражения участков головного мозга. Это связано с тем, что мозг человека исследован врачами всего на 40 %. С точки зрения науки он используется организмом всего на 20 %. Как работают остальные 60 % мозга и для чего человек носит в собственной голове неиспользуемые им 80 % мозга, никто пока точно не знает. Полной загадкой являются также взаимосвязь нейронов в голове, нейропластичность мозга, его способность самовосстановиться. Практически неизвестно, как лечить повреждения мозга. Каждый раз лечение происходит, можно сказать, эмпирическим путем, в попытках повлиять на потаенные участки этого органа.

В связи с этим многие врачи уклоняются от конкретных ответов на вопросы о восстановлении здоровья своих пациентов. Наиболее типичный ответ: «Что-то восстановится, а что-то нет. На все воля Божья». Подробных и полных советов и рекомендаций никто из них не дает. Довольно трудно найти врача, который грамотно проведет лечение в первые часы и дни после инсульта. Но еще большая проблема – найти специалиста по реабилитации и восстановлению здоровья после инсульта, который мог бы отслеживать изменения в вашем организме, корректировать процесс реабилитации.

На поликлиники, в том числе и элитные, и на мероприятия невропатологов в рамках диспансерного учета и установленных официально временных промежутков поликлинического приема надежды мало. Знаниями о последних достижениях фармацевтики и об особенностях применения новых лекарственных средств и современной медтехники многие последователи Гиппократа также не блещут. «Светила» медицинской науки в подавляющем большинстве на поверку оказываются специалистами по острым состояниям и могут дать ценные рекомендации в основном в период действия «терапевтического окна» (об этом термине подробнее расскажу дальше), в острейший и острый постинсультные периоды. Найти специалиста, действительно готового дать дельные советы по восстановлению пациента в острый и более поздние постинсультные периоды, – величайшая редкость.

Не способствуют этому и автоматизация труда медработников, унификация и кодирование болезни по МКБ и иные современные подходы и огрехи общедоступной заформализованной медицины.

В результате пострадавший от инсульта или близкие ему люди начинают на стороне и по крохам собирать знания и разнообразные рекомендации по самовосстановлению. Однако такие советы неспециалистов могут и повредить здоровью. Так, например, пострадавшему от ишемического инсульта могут совсем не подойти способы лечения геморрагического инсульта.

Я много общался с невропатологами, врачами высшей категории, учеными и практикующими специалистами в области нейрореабилитации, по их советам прочитал и изучил много специальной литературы, применил и испытал на себе различные приемы восстановления после инсульта, которые дали положительный эффект. Именно поэтому я и решил оказать помощь другим людям, попавшим в аналогичную ситуацию. Думаю, что мои советы и рекомендации не разойдутся с мнением специалистов. В этой книге я опишу методы своего восстановления, в том числе и характер лекарственного лечения.

Большинство этих советов носят универсальный характер и подойдут при всех видах инсульта. Но лекарственное и физиотерапевтическое воздействие следует применять только после консультаций с лечащими врачами и специалистами в области нейрореабилитации.

В своей книге я старался популярно и доходчиво рассказать об инсульте, механизме этого заболевания, необходимых шагах по восстановлению организма после удара. Возможно, вы найдете в ней сравнения, пояснения и выводы, которые несколько отличаются от признанных официально. Я попытался понять и прояснить сложные явления и термины, описанные в многотомных медицинских энциклопедиях, перекладывая их на понятный обычным людям язык.

К сожалению, в одной книге невозможно охватить все материалы по этой теме. Не получится подробно описать, например, все упражнения лечебной физкультуры, приемы массажа, самовнушения и аутотренинга, особенности диалога со своим организмом и многое другое из того, что я использовал в своем лечении и что могло бы стать прекрасным подспорьем для вас. Но и изложенного здесь достаточно для того, чтобы успешно приступить к постижению премудрости восстановления после случившегося. А для начала побеседуем подробно о самом инсульте и его возможных последствиях.

Глава 1
Что нужно знать об инсульте

Что это такое?

Итак, у вас или у близкого вам человека развился инсульт. Что же это такое и почему это случилось с вами?

В древности на Руси об этом состоянии говорили – «хватила кондрашка», «схватил кондратий», позже стали называть его апоплексическим ударом.

А теперь я позволю себе привести здесь несколько медицинских понятий. Возможно, это покажется вам немного утомительным, не особо познавательным и перегруженным специальными медицинскими терминами, однако знать это нужно каждому, кто столкнулся с инсультом. Я постараюсь подать материал так, как его понял и осмыслил я сам после долгих разговоров с врачами.

Итак, приступим.

Инсульт (от лат. Insulto – «скачу», «впрыгиваю»), или мозговой удар, – острое нарушение мозгового кровообращения при гипертонической болезни, атеросклерозе и некоторых других заболеваниях. Это очень опасное состояние, вызывающее кровоизлияние в головной мозг или закупорку тромбом мозгового сосуда, развивающееся внезапно по причине острого нарушения мозгового кровообращения и сохраняющееся не менее суток.

Наиболее часто встречающимися факторами риска для развития инсульта считаются:

• генетическая предрасположенность к сосудистым заболеваниям головного мозга;

• гипертоническая болезнь;

• недостаточная физическая активность;

• нарушения жирового обмена и (или) ожирение;

• курение;

• возраст больного как таковой;

• стрессы и длительное нервно-психическое перенапряжение.

При сочетании двух и более неблагоприятных факторов предрасположение к инсульту увеличивается.

Чаще всего инсульт возникает при гипертонической болезни, при симптоматической артериальной гипертензии, обусловленной патологией почек, атеросклерозом сосудов мозга, заболеваниями крови, эндокринных органов, при ревматизме и васкулитах, интоксикациях.

Причиной инсульта может быть сама гипертоническая болезнь (80–85 % случаев). Реже кровоизлияния обусловливаются атеросклерозом, заболеваниями крови, воспалительными изменениями мозговых сосудов, интоксикацией, авитаминозами и другими причинами. Измененные при этих состояниях сосуды особенно чувствительны к физическому и умственному напряжению. К развитию инсульта могут привести также и эмоциональные факторы, особенно отрицательные.

Источник