Балл по шкале nihss при инсультах
Источник
При оценке по шкале NIHSS необходимо строго следовать разделам шкалы, регистрируя баллы в каждом из подразделов по очереди. Нельзя возвращаться назад и изменять выставленные ранее оценки. Следуйте инструкциям для каждого из подразделов. Оценка должна отражать то, что на самом деле делает пациент, а не то, что, по мнению исследователя, пациент может делать. Регистрируйте ответы и оценки испытуемого в процессе исследования, работайте быстро. Если это не указано в инструкциях к соответствующему подразделу, не следует тренировать больного и/или добиваться от него лучшего выполнения команды.
Уровень бодрствования
Если полноценное исследование невозможно (например, из-за эндотрахеальной трубки, языкового барьера или повреждения оротрахеальной области), оценивается общий уровень ответов и реакций.
Оценка 3 ставится только в тех случаях, когда пациент в коме и не реагирует на болевые раздражители или его реакции носят рефлекторный характер (разгибание конечностей).
Ясное сознание, живо реагирует
Оглушение и/или сомноленция; можно добиться ответов и выполнения инструкций при минимальной стимуляции.
Глубокое оглушение или сопор, реагирует только на сильные и болевые раздражители, но движения не стереотипны.
Атония, арефлексия и ареактивность или ответы на раздражители состоят из рефлекторных нецеленаправленных движений и/или вегетативных реакций.
Уровень бодрствования: ответы на вопросы
Пациента просят назвать текущий месяц и свой возраст. Ответы должны быть точными, нельзя засчитывать ответ, который близок к правильному. Если пациент не воспринимает вопрос (афазия, значительное снижение уровня бодрствования), ставится оценка 2. Если пациент не может говорить из-за механических препятствий (эндотрахеальная трубка, повреждение челюстно-лицевой области), тяжелой дизартрии или других проблем, не связанных с афазией, ставится оценка 1. Важно, чтобы оценивался только первый ответ и исследователь никак не помогал пациенту.
Правильные ответы на оба вопроса.
Правильный ответ на один вопрос.
Не ответил на оба вопроса.
Уровень бодрствования: выполнение команд
Пациента просят открыть и затем закрыть глаза, сжать и разжать кулак непарализованной руки. Если есть препятствия (например, невозможно использовать руку), замените эту команду другой командой, предусматривающей одноэтапное действие. Если сделана явная попытка, но действие не завершено из-за слабости, результат зачитывается. Если пациент не реагирует на произнесение команды, ему следует продемонстрировать, что от него требуется, и затем оценить результат (повторил оба, одно или ни одного). Оценивается только первая попытка.
Выполнил обе команды.
Выполнил одну команду.
Не выполнил ни одной из команд.
Движения глазных яблок
Норма.
Частичный парез взора; нарушены движения одного или обоих глаз, но нет тонической девиации глазных яблок и полного паралича взора.
Тоническая девиация глазных яблок или полный паралич взора, который сохраняется при проверке окулоцефалических рефлексов.
Поля зрения
Поля зрения (верхние и нижние квадранты) исследуют методом конфронтации, путем подсчета количества пальцев или пугающих резких движений от периферии к центру глаза. Можно давать пациентам соответствующие подсказки, но если они смотрят в направлении движущихся пальцев, это можно расценивать как норму. Если один глаз не видит или отсутствует, исследуется второй. Оценка 1 ставится только в случае выявления четкой асимметрии (включая квадрантанопсию). Если пациент слеп (по любой причине), ставится 3. Здесь же исследуется одновременная стимуляция с обеих сторон, и, если есть гемиигнорирование, ставится 1 и результат используется в разделе “Гемиигнорирование (неглект)”.
Поля зрения не нарушены.
Частичная гемианопсия.
Полная гемианопсия.
Слепота (включая корковую).
Нарушение функции лицевого нерва
Нормальные симметричные движения мимических мышц.
Легкий парез мимических мышц (сглажена носо-губная складка, асимметричная улыбка).
Умеренный прозопарез (полный или выраженный парез нижней группы мимических мышц).
Паралич одной или обеих половин лица (отсутствие движений в верхней и нижней части лица).
Сила мышц левой руки
Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45°(если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.
Рука не опускается в течение 10 с.
Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности.
Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности.
Рука сразу падает, но в ней есть движения.
Движения в руке отсутствуют.
исследовать невозможно.
Сила мышц правой руки
Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45°(если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.
Рука не опускается в течение 10 с.
Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности.
Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности.
Рука сразу падает, но в ней есть движения.
Движения в руке отсутствуют.
исследовать невозможно.
Сила мышц левой ноги
Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.
Нога не опускается в течение 5 с.
Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати.
Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати.
Нога сразу падает, но в ней есть движения.
Движения в ноге отсутствуют.
исследовать невозможно.
Сила мышц правой ноги
Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.
Нога не опускается в течение 5 с.
Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати.
Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати.
Нога сразу падает, но в ней есть движения.
Движения в ноге отсутствуют.
исследовать невозможно.
Атаксия в конечностях
Данный раздел предусматривает выявление признаков поражения мозжечка с одной стороны. Исследование проводится с открытыми глазами. Если есть ограничение полей зрения, исследование проводится в той области, где нет нарушений. С обеих сторон выполняются пальце-носо-пальцевая и коленно-пяточная проба. Баллы начисляются только в том случае, когда выраженность атаксии превосходит выраженность пареза. Если пациент не доступен контакту или парализован, атаксия отсутствует. Если пациент не видит, проводится пальце-носовая проба. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.
Атаксии нет.
Атаксия в одной конечности.
Атаксия в двух конечностях.
исследовать невозможно.
Чувствительность
Исследуется с помощью уколов булавкой (зубочисткой) и прикосновений. При нарушении сознания или афазии оцениваются гримасы, отдергивание конечности. Оцениваются только гипестезия, вызванная инсультом (по гемитипу), поэтому для верификации необходимо сравнивать реакцию на уколы в различных частях тела (предплечья и плечи, бедра, туловище, лицо). Оценка 2 ставится только в тех случаях, когда грубое снижение чувствительности в одной половине тела не вызывает сомнений, поэтому пациенты с афазией или нарушением сознания на уровне сопора получат 0 или 1. При двусторонней гемигипестезии, вызванной стволовым инсультом, ставится 2. Пациенты в коме автоматически получают 2.
Норма.
Легкая или умеренная гемигипестезия; на пораженной стороне пациент ощущает уколы как менее острые или как прикосновения.
Тяжелая гемигипестезия или гемианестезия; пациент не ощущает ни уколов, ни прикосновений.
Речь
Сведения относительно понимания обращенной речи уже получены в ходе исследования предыдущих разделов. Для изучения речевой продукции пациента просят описать события на картинке, назвать предметы и прочесть отрывок текста (см. приложение). Если исследованию речи мешают проблемы со зрением, попросите пациента назвать предметы, помещаемые ему в руку, повторить фразу и рассказать о каком-либо событии из его жизни. Если установлена эндотрахеальная трубка, пациента следует попросить выполнить задания письменно. Больные в коме автоматически получают 3. При нарушении сознания оценку определяет исследователь, но 3 ставится только при мутизме и полном игнорировании простых команд.
Норма.
Легкая или умеренная афазия; речь искажена или нарушено понимание, но пациент может высказать свою мысль и понять исследователя.
Тяжелая афазия; возможна лишь фрагментарная коммуникация, понимание речи пациента сильно затруднено, со слов пациента исследователь не может понять, что изображено на картинках.
Мутизм, тотальная афазия; пациент не произносит никаких звуков и совершенно не понимает обращенной речи.
Дизартрия
Не нужно говорить пациенту, что именно вы собираетесь оценивать. При нормальной артикуляции пациент говорит внятно, у него не вызывает затруднений произнесение сложных сочетаний звуков, скороговорок.
При тяжелой афазии оценивается произношение отдельных звуков и фрагментов слов, при мутизме ставится 2. Если исследовать силу невозможно (интубация, травма лица) делается соответствующая отметка.
Норма.
Легкая или умеренная дизартрия; некоторые звуки «смазаны», понимание слов вызывает некоторые затруднения.
Грубая дизартрия; слова настолько искажены, что их очень трудно понять (причина не в афазии), или отмечается анартрия/мутизм.
исследовать невозможно
Гемиигнорирование (неглект)
Под сенсорным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия на половине тела (обычно левой) при нанесении стимулов одновременно с обеих сторон при отсутствии гемигипестезии. Под визуальным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия объектов в левой половине поля зрения при отсутствии левосторонней гемианопсии. Как правило, достаточно данных из предыдущих разделов. Если исследовать зрительное гемиигнорирование невозможно ввиду зрительных нарушений, а восприятие болевых раздражителей не нарушено, оценка 0. Анозогнозия свидетельствует о гемиигнорировании. Оценка в данном разделе ставится только при наличии гемиишорирования, поэтому заключение «исследовать невозможно» к нему неприменимо.
Норма.
Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых).
Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства.
Источник
Инсульт становится следствием резкого нарушения кровообращения мозга. В 80% случаев у пациентов наблюдается ишемический инсульт. В отличие от геморрагического инсульта он поддается терапии, т.к. сопровождается сужением и закупоркой кровеносных сосудов (не кровоизлиянием). Оценивают состояние больного по шкале, разработанной в США при Национальном Институте Здоровья.
Описание шкалы
Шкала используется для оценки здоровья пациента, поступившего в клинику с диагнозом инсульт (ишемический). По шкале определяют насколько сильно поврежден мозг (нервные клетки) и как болезнь будет развиваться.
Шкала зарекомендована как наиболее точная система оценки последствий инсульта. Тестовая надёжность подтверждена клиническими испытаниями.
Как ее используют
Тест проводят при первичном обследовании и спустя 21 день лечения в стационаре. Он занимает не более 10 минут. Во время теста производят исследование по 15 параметрам. Каждый параметр оценивается по шкале от 0 до 4 баллов.
Общий бал по 15 пунктам характеризует клиническую картину инсульта и определяет неврологический статус пациента (как сильно нарушены нейросвязи клеток и как именно это отражается на жизнедеятельности). По количеству баллов также определяют целесообразность лечения.
Тромболитическое лечение (растворение тромба медикаментами) назначают при оценке в диапазоне 5-24 включительно. В остальных случаях тромболизис неэффективен. Вероятность полного восстановления в 60-70% случаев через год лечения возможна при оценке менее 10. При более чем 20 баллах последует та или иная степень инвалидности. Возможность полного восстановления наблюдается лишь в 4-16% случаев.
Важно: Суммарная оценка также прогнозирует возможную смерть пациента (31-42 балла). Чем выше итог, тем тяжелее последствия.
Тестовые задания
В шкале для оценки степени последствий после инсульта используются специальные тесты, из которых и составляется общая картина поражения.
Уровень бодрости
На этом этапе врач наблюдает общее состояние пациента и насколько он активен. Выявляет степень осознания происходящего при помощи раздражителей и стимуляций (прикосновения, болевые воздействия).
Ответы на вопросы
Задается 2-3 вопроса общего характера для выявления реакции и способности говорить. Когда этот тест невозможен ввиду наличия эндотрахеальной трубки или языкового барьера, оцениваются только реакции. Требуется ответить на вопрос или показать каким-либо жестом (знаком).
Пациенту задают вопросы: «Сколько вам лет?», » Какой месяц идёт?». Засчитывается только первый ответ пациента. Не засчитываются ответы, которые близки к истине.
Выполнение команд
Врач предлагает выполнить ряд действий по инструкции (обычно 2 действия). Манипуляции выполняется ровно так, как попросит доктор (закрыть и открыть глаза, сжать пальцы вместе и разжать кулак и т.д.). Если пациент не может выполнить просьбу из-за языкового барьера или по инвалидности (паралич конечности), он повторяет движения, который врач показывает жестами. Оцениваются только первые реакции (усилия) и соответствие их заданным движениям.
Движение глазных яблок
На следующем этапе оценивается движение глазных яблок по горизонтали. Пациент смотрит за движением пальцев рук. Врач, не спеша, направляет палец в сторону. Оценивается возможность слежения за двигающимся объектом. Для начала устанавливается в третьем на контакт с больным. Зачем врач отходит от него на расстоянии и следит за реакцией. Далее просит понаблюдать за движением пальца, ручки или указки.
Поле зрения
Больной считает число пальцев с различных углов, находящихся в поле зрения (по центру и периферии).
Работа лицевого нерва
Выявляют нарушения лицевой мускулатуры. Пациенту необходимо улыбнуться, оскалиться, надуть щеки или пошевелить мышцами лица.
Сила мышц левой руки
Пациенту дают задание продержать 10 секунд руку (вниз ладонью) под углом 90° (сидя) или 45° (лежа). Врач устанавливает правильное положение руки.
Сила мышц правой руки
Пациент проделывает аналогичные действия только правой рукой.
Мышечная сила левой ноги
Пациента просят поднять ногу под углом 30°, лежа в кровати, и удержать ее в таком положении 5 секунд.
Мышечная сила правой ноги
Аналогичную манипуляцию проводят и для правой ноги.
Важно. Оценка мышечной активности по тестам 7-10 необходима для разработки специальных упражнений на тренажерах.
Атаксия конечностей
Выявляется степень атаксии (расстройства координации движения). Если нарушено поле зрения (левое или правое) исследование проводят по функционирующей стороне. Делают пальценосовую и пяточноколенную пробы. Ослабленность не засчитывается за атаксию. Таким образом выявляют поражение мозжечка (отдела мозга, ответственного за движение).
Степень чувствительности
Анализируется способность восприятия прикосновений или лёгких надавливаний зубочисткой (руки и ноги). Нажатия производятся то слева, то справа, начиная с кистей (ступней).
Речь
Больному предлагают посмотреть на картинку или текст и описать событие. Если пациент не имеет возможности говорить, ему дают тетрадь и ручку для записи. Когда пациент незрячий, он описывает предметы, помещаемые в ладонь.
Дизартрия
Выявляется степень дизартрии (нарушения произношения) в форме диалога. Врач просит повторить за ним слова и выражения. Тест оценивается по внятности и четкости произношения.
Неглект
Выявляется неглект (игнорирование пациентом тела, конечности или пространства). Производится тест при функционировании обеих сторон тела (если сохраняется чувствительность). При помощи прикосновений и уколов оценивают восприятие чувствительных сенсоров левой стороны туловища (неглект проявляется при поражении правого полушария мозга).
Как подсчитываются результаты
Тесты имеют бальную оценку. Баллы после обследования суммируются. За каждый 1-й ответ ставится 0 баллов, 2-ой — 1 балл, 3-ий — 2 балла, 4-ый — 3 балла.
Тест 1
- Осознанная и своевременная реакция. Ответы на все вопросы даются без затруднений (четко и быстро). Пациент активен, находится в сознании.
- Наблюдается сонливость, заторможенность, апатичность, приглушенность (состояние сомноленции). Плохо воспринимает происходящее вокруг. Реагирует на прикосновения (раздражители). Отвечает на вопросы с замедлением, иногда при помощи врача (по команде).
- Сознание угнетено, сохраняется рефлекторная способность, но отсутствует самопроизвольность движений (состояние стопора). Врач производит повторную стимуляцию (иногда болезненную) для определения отсутствия рефлексов. Присутствует невнятная и протяжная речь.
- Полное отсутствие сознания (кома). Пациент не реагирует на раздражители или сохраняется только рефлекторная способность к восприятию (глубокий сопор). Стимуляция ограничивается защитными движениями и учащением дыхания. Речь отсутствует.
Тест 2
- На все вопросы даны четкие ответы (правильные).
- Все ответы даны с замедлением или при помощи манипуляций, один из ответов оказался неверным.
- Все вопросы остались без ответа. Пациент их не воспринял или не смог ответить ни на один из них.
Справка. Если больной не воспринимает вопросы — 2 балла. Если речь затруднена механическим препятствием, не связанным со стопором (афазией) — 1 балл. Оценивается сразу 2 параметра: реакция и способность внятно отвечать.
Тест 3
- Движения выполняются по инструкции, точно и без замедления.
- Действие по инструкции повторено единожды. Для выполнения 2-го движения были приложены все усилия.
- Все команды выполнены неправильно или остались без реакции.
Тест 4
- Взгляд поворачивается вслед за движением пальца. Реакция в норме.
- Яблоко частично парализовано. Движение одного или обоих яблок затруднено. Глазные мышцы в норме. Обзор происходит без явных деформаций и искажений, зрачок не дергается вверх и в бок, следя за движением (отсутствует девиация глазного яблока). На фоне инсульта появилось косоглазие.
- Глаза не двигаются. Взор парализован. Присутствует явная тоническая девиация (вертикальное косоглазие).
Тест 5
- Все ответы правильные, зрение в норме.
- Асимметрия зрения или частичная гемианопсия (пациент плохо видит, сколько пальцев было показано).
- Гемианопсия, зрачки не направлены в сторону пальцев. Пациент не называет ни одного правильного ответа.
- Слепота.
Справка. Когда пациент слепой — 3 балла. При этом неважно, стало это следствием инсульта или другой болезни.
Тест 6
- Сокращение мышц в норме.
- Улыбка симметрична, носогубная складка сглажена.
- Умеренная неподвижность мышц в одной области.
- Полный паралич мышц и челюсти (одной из сторон лица, всей мускулатуры верхней или нижней половины).
Тест 7-8
- Рука держится на уровне.
- Опускается раньше 10 секунд.
- Рука пытается удержаться под углом. Пациент не может сохранить заданного положения рук или вовсе не может их поднять.
- Конечности опускаются без сопротивления.
Справка. Если исследование невозможно провести по причине отсутствия конечности или перелома, делается отметка. Этот фактор учитывается, т.к. при подсчете общего балла даже небольшое отклонение существенно сказывается на выборе метода лечения. При отсутствии активных движений дают оценку 4. В этом случае руку не удаётся согнуть под любым углом.
Тест 9-10
- Пациент выполняет задание.
- Нога постепенно опускается, не выдерживая и 5 сек.
- Нога сопротивляется силе тяжести, но не выдерживает нагрузки. Не удаётся сохранить положение, нога падает. Или вовсе не удаётся поднять ее.
- Нога падает без сопротивления.
Справка. Если ногу не удаётся согнуть под любым градусом или отсутствуют движения — 4 балла.
Тест 11
- Все пробы для рук и ног (обеих) пройдены без ошибок.
- Одна из проб не пройдена или пройдена частично для левых (правых) конечностей.
- Неудачная проба для верхних и нижних конечностей.
Справка. Если пациент без сознания или не реагирует на просьбы теста — оценка 0. Если отсутствует конечность, не работает сустав или человек парализован, баллы не проставляются.
Тест 12
- Ощущения присутствуют, боль ощущается.
- Болевая чувствительность занижена незначительно. На поврежденной стороне тела боль выражена менее ярко.
- Порог боли отсутствует или значительно занижен. Не ощущаются даже уколы.
Справка. При состоянии комы — оценка 2. Если состояние характеризуется стопором, болевой порог оценивается по гримасе.
Тест 13
- Событие описано верно и точно.
- Речь нарушена, несвязна или замедленна.
- Отсутствие речи.
- Кома.
Тест 14
- Произношение внятное.
- Нарушение артикуляции. Речь понятна, но присутствуют дефекты (звуки выговариваются нечетко).
- Речь присутствует, но понять ее невозможно.
- Кома.
Справка. Если человек подключен к аппарату жизнеобеспечения или имеется физический барьер, делается соответствующая пометка.
Тест 15
- Реакция на раздражители в норме.
- С одной стороны не воспринимается один из сигналов: звуковых, обонятельных, зрительных.
- Рефлексы ее реакция отсутствует на более чем 2 вида сигналов.
- Полное отсутствие реакции. Кома.
Шкала NIHSS оценивает тяжесть инсульта по объективным данным. На данный момент этот тест используется врачами в острой стадии заболевания (первые 6 дней). Задания выполняются в определенной последовательности. Пациента к тесту заранее не подготавливают.
Источник