Алгоритм оказания неотложной помощи медсестрой при гипертоническом кризе
Опасность гипертонии заключается в том, что при ней в несколько раз возрастает вероятность возникновения гипертонического криза – состояния, когда артериальное давление внезапно повышается до предельно тревожного уровня. Нагрузка на сердце при этом значительно увеличивается, что может вызвать необратимые последствия, если своевременно не обратиться за медицинской помощью.
Симптомы ГК
Внезапный подъём кровяного давления сопровождается следующими симптомами:
- учащенное сердцебиение;
- боль в грудной клетке;
- нехватка воздуха;
- потемнение в глазах;
- сильная головная боль;
- тошнота, доходящая до рвоты;
- слабость;
- покраснение кожных покровов;
- озноб.
Но основным показателем, по которому определяется гипертонический криз – это подъём верхнего значения артериального давления больше чем на 30 единиц.
Пошаговый алгоритм действий медсестры
У пациента, находящегося на стационарном лечении, появляется больше шансов избежать осложнений гипертонического криза, ведь медсестра точно знает как оказать первую помощь до прихода врача.
Алгоритм действий медсестры при гипертоническом кризе заключается в следующем:
- вызвать лечащего врача;
- помочь больному принять удобное положение полулёжа;
- открыть окно для поступления свежего воздуха или использовать кислородную маску
- ослабить воротниковую зону;
- измерить давление;
- помочь принять препарат, назначенный для нормализации давления;
- при сильной боли в грудной клетке дать Нитроглицерин;
- приложить ко лбу холодный компресс;
- согреть ноги с помощью одеяла или грелки;
- оказать моральную поддержку;
- подготовить отчёт о состоянии пациента к приходу врача.
Действия медработника меняются в зависимости от вида гипертонического криза. Неосложненный возникает внезапно, обычно после сильного стресса, тогда нужно как можно быстрее измерить артериальное давление и пульсовую разницу, затем купировать приступ с помощью подходящих гипотензивных и мочегонных препаратов.
Осложнённый гипертонический криз проявляется на фоне других заболеваний сердечно-сосудистой системы с возникающими обострениями, здесь тактика медсестры заключается в регулярном контроле показателей тонометра, и в случае значительного их повышения – необходимости обеспечить пациента нужным лекарственным средством, вызвав дежурного доктора.
Какие лекарства можно давать при ГК?
До прихода лечащего врача, медсестра должна принять базовые меры для нормализации давления. Для этого стоит использовать назначенные ранее гипотензивные препараты короткого действия, не превышая указанной дозы. Пульс стабилизируется с помощью Нитроглицерина. Помимо гипотензивных лекарственных средств, для устранения симптомов гипертонического криза используются следующие медикаменты:
- мочегонные;
- обезболивающие;
- противорвотные;
- седативные;
- сосудорасширяющие.
Все лекарственные средства назначаются после подробного изучения амбулаторной карты, ведь многие из них имеют противопоказания и серьезные побочные эффекты.
Что входит в обязанности медсестры?
Неотложная помощь при гипертоническом кризе заключается в купировании криза, снятии сопутствующих симптомов, поведении назначенных процедур и принятии профилактических мер, чтобы избежать возникновения серьезных осложнений.
Сестринский уход включает в себя помощь во всем: принять лекарство, придать удобное положение полулежа, обеспечить доступ свежего воздуха.
Немаловажно и человеческое участие, нужно успокоить и приободрить больного, чтобы настроить его на выздоровление.
Главная обязанность медсестры – это постоянное наблюдение за состоянием больного. Все лечебные мероприятия проводятся совместно с постоянным мониторингом артериального давления и пульса, фиксация изменений состояния больного нужна для того, чтобы врач подобрал подходящий препарат и разработал дальнейший план лечения.
Что не входит в обязанности медработника?
Первая помощь должна проводится экстренно, но стоит помнить, что во время приступа категорически запрещается сбивать повышенное давление двойной дозой лекарств. Снижение должно происходить постепенно, чтобы избежать закупорки сосудов.
В обязанности медсестры не входит назначение схемы терапевтического лечения, этим занимается врач, исходя из клинической картины заболевания и физиологических особенностей пациента.
Больного с гипертоническим кризом нельзя оставлять без присмотра, во время приступа требуется применить все знания и умения медработника, чтобы не допустить летального исхода.
Работа с семьей пациента
В обязанность медсестры входит также общение с родственниками пациента. Их нужно информировать о состоянии больного, назначенной схеме о лечения, а также провести профилактическую беседу, главная цель которой, обучить родных и близких тактике действий, если гипертонический криз случится повторно в домашних условиях.
Медсестра должна рассказать как распознать симптомы приступа и что предпринять для оказания первой доврачебной помощи.
Также необходимо объяснить особенности питания и режима дня в период реабилитации и после.
Полезное видео
На видео ниже вы узнаете дополнительную информацию об оказании первой помощи при гипертоническом кризе:
Гипертонический криз в пожилом возрасте становится причиной инфаркта и инсульта – состояний на грани жизни и смерти, когда медицинская помощь должна оказываться незамедлительно. Многое зависит от тактики медсестры, её опыта поведения в критических ситуациях.
Должен соблюдаться четкий алгоритм действий, чтобы своевременно купировать приступ и помочь больному психологически настроиться на выздоровление.
Источник
Среди болезней сердца и сосудов артериальная гипертензия занимает первое место по популярности. Заболевание часто приводит к очень серьёзным последствиям, поэтому требует повышенного внимания. Если лечение проводится в домашних условиях, то алгоритм действий медсестры при гипертоническом кризе подразумевает постоянный контроль пациента, оказание необходимой помощи и непосредственно лечение болезни лекарственными препаратами, назначенными врачом.
Симптомы гипертонического криза
В случае осложненного гипертонического криза необходима срочная госпитализация
Симптоматика различается в зависимости от степени тяжести заболевания:
- Осложнённый. Развивается постепенно. Симптоматика начинается за несколько дней, как правило, с лёгкого недомогания. На начальном этапе отмечается шум в ушах, тошнота, возможно, головокружение, нередко рвота. Далее, присоединяются сильные головные боли, ухудшается слух, теряется острота зрения, появляется отдышка. Часто начинают дрожать руки и ноги, появляется сильная слабость. Все эти явления сопровождаются повышенным кровяным давлением;
- Неосложнённый. Данный вид криза развивается гораздо стремительнее, чем предыдущий. К характерным признакам относятся, внезапные головные боли, шум в ушах, ухудшается зрение и слух. Кровяное давление резко повышается и держится достаточно длительное время. Затем возникает головокружение, в большинстве случаев рвота.
Примечание. Некоторые пациенты жаловались на присутствие болевых ощущений в области грудной клетки, поэтому часто заболевание путают со стенокардией
Алгоритм действий медсестры
Во время неотложной помощи при гипертоническом кризе алгоритм действий медсестры, следующий:
- Прежде всего необходимо измерить кровяное давление пациента.
- Далее, следует уложить пострадавшего в постель (положение «полусидя»). В этот момент важно обеспечить больного полным физическим и психическим покоем.
- Чтобы облегчить дыхание больного, нужно обеспечить помещение притоком свежего воздуха.
- Нелишним в данном случае будет кислородная ингаляция.
- Поставьте пострадавшему горчичники на икроножные мышцы и затылок. Это поможет улучшить состояние и снять головные боли.
- Наложите холодный компресс ко лбу пострадавшего.
- Можно сделать горячие ванны для ног и рук (в том числе горчичные).
- Подготовьте необходимые лекарственные препараты.
- При независимом сестринском вмешательстве при гипертоническом кризе, возможно, применение лекарственных средств, таких как «Лазикс» и «Пентамин».
- В случае зависимого сестринского вмешательства при гипертоническом кризе подразумевается введение «Панангина», глюкозы, «Лазикса», «Дибазола», «Анальгина», «Нитроглицерина», «Гепарина», «Морфина».
Сестринский уход
Чтобы организовать правильный сестринский процесс при возникновении гипертонического криза, необходимы навыки и определённые знания. В случае с гипертоническим кризом медсестра должна знать все особенности заболевания, чтобы правильно оказать первую помощь и улучшить состояние пострадавшего.
Любая ошибка медсестры может привести к осложнениям течения болезни и серьёзным необратимым последствиям. Поэтому важно, чтобы медицинский работник имел работы с пациентами, страдающими от артериальной гипертензии.
Тактика медицинской сестры при возникновении гипертонического криза — купирование приступа, устранении симптомов и проведение профилактических мер, чтобы не допустить повторный приступ.
Для купирования гипертонического криза подбираются препараты на основе индивидуальных особенностей организма пациента
Что входит в обязанности?
При уходе за пациентом сестринское вмешательство подразумевает следующие мероприятия:
- Проведение всех необходимых процедур, назначенных лечащим врачом;
- Первая неотложная помощь при купировании гипертензивного криза;
- Решение вопросов по организации условий, способствующих улучшению состояния пациента;
- Обучение заболевшего и членов его семьи правилам первой помощи во время приступа, а также информирование об особенностях болезни;
- Составление правильного диетического меню от артериальной гипертензии;
- Постоянный контроль состояния пациента. При подозрении на гипертонический криз медсестра должна предпринять все меры по предотвращению приступа.
Обратите внимание. Сестринский уход при гипертоническом кризе также подразумевает ежедневное подведение итогов по работе с пациентом. Данное мероприятие поможет отслеживать состояние пациента и корректировать методы лечения.
Работа с семьёй пациента
Немаловажную роль в лечении заболевания играют члены семьи. Именно они могут помочь больному справиться с недугом. Для этого, как правило, проводятся беседы, цель которых — максимально точно проинформировать родственников пациента о возможных причинах, мерах профилактики и прочем.
От компетентности медицинской сестры зависит здоровье семьи
Работа с семьёй заболевшего осуществляется по следующему принципу:
- Прежде всего необходимо провести беседу не только с пациентом, но и с его семьёй о важности диетотерапии и исключении соли из рациона гипертоника.
- Рассказать о возможных последствиях после гипертонического криза и убедить членов семьи улучшить условия проживания заболевшего (устранение стрессовых ситуаций, нормализация режима питания, обеспечение гипертоника отдыхом, достаточным сном и прочее).
- Немаловажными профилактическими мерами являются — доступ свежего воздуха в помещение, приём пищи не позднее чем за 4 часа до сна, запрет просмотра фильмов ужасов и передач, которые способны вызвать волнение и тревогу. Всё это должен знать не только пациент, но и его семья.
- В случае необходимости следует назначить успокаивающие средства для снятия стрессов и напряжения (только после консультации с врачом).
- Проинформировать пациента и его семью об опасности вредных привычек и об их влиянии на кровяное давление.
- Убедить семью в необходимости постоянного контроля за тем, как пациент принимает назначенные врачом препараты от артериальной гипертензии (в частности, контроль соблюдения дозировок и регулярности приёма). Кроме этого, важно следить за массой тела больного и не допускать прибавки в весе.
- Можно порекомендовать прохождение специального теста, оценивающего угрозу гипертонической болезни (1 раз в год).
- Важным моментом в работе с семьёй является донесение необходимой информации о том, как правильно измерять кровяное давление, а также частоту пульса.
- Рассказать обо всех возможных последствиях гипертензивного криза, о причинах появления болезни и о мерах профилактики.
Важно! Приступ может начаться в любое время, поэтому в отсутствие медсестры члены семьи и пациент должны знать все тонкости при оказании первой доврачебной помощи во время криза. Для этого необходимо предоставить полную информацию об алгоритме действий при внезапном кризе. Нелишним будет показ действий наглядно.
Чтобы максимально улучшить результаты терапевтических мероприятий, нужно собрать как можно больше информации о пациенте. Для этого необходимо расспросить заболевшего о том, какие у него отношения с семьёй, как часто происходят стрессовые ситуации, изучить особенности питания пациента и имеются ли вредные привычки.
Кроме этого, важно знать о том, какие препараты употребляет больной, есть ли среди членов семьи люди с хроническими болезнями артериального давления и, какие условия труда у пациента (график, наличие/отсутствие вредных факторов и прочее). Вся эта информация поможет более точно определить возможные причины, влияющие на появление приступов и назначить грамотное лечение.
Источник
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è êëàññèôèêàöèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà. Äåëåíèå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ïî ñòåïåíè òÿæåñòè. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå. Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè îñëîæíåííîì è íåîñëîæíåííîì ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÊÀÇÀÕÑÒÀÍÑÊÎ-ÐÎÑÑÈÉÑÊÈÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ
Êàôåäðà ïðîïåäåâòèêè âíóòðåííèõ áîëåçíåé è ñåñòðèíñêîãî äåëà
Ðåôåðàò
íà òåìó: Àëãîðèòì äåéñòâèÿ ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå.
Âûïîëíèëà: Åñòàåâà À.À.
Ïðîâåðèëà: Àìàíæîëîâà Ò.Ê.
Àëìàòû 2012
Ïëàí
Ââåäåíèå
Êëàññèôèêàöèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ
Äåëåíèå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ïî ñòåïåíè òÿæåñòè
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè íåîñëîæíåííîì ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè îñëîæíåííîì ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç – âíåçàïíîå ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, âûõîäÿùåå çà ïðåäåëû îáû÷íîãî äëÿ áîëüíîãî óðîâíÿ è ñîïðîâîæäàþùååñÿ ïîÿâëåíèåì èëè óñóãóáëåíèåì êëèíè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêè, ÷àùå öåðåáðàëüíîãî èëè êàðäèàëüíîãî ãåíåçà. Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç ìîæåò ðàçâèòüñÿ â ëþáîé ñòàäèè ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè è ïðè ðàçëè÷íûõ âèäàõ ñèìïòîìàòè÷åñêîé ãèïåðòåíçèè. Ôàêòîðàìè, ñïîñîáñòâóþùèìè åãî âîçíèêíîâåíèþ, ÿâëÿþòñÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ïåðåíàïðÿæåíèå, íåáëàãîïðèÿòíûå ìåòåîðîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû, äèñãîðìîíàëüíûå íàðóøåíèÿ, à òàêæå ðàçëè÷íûå èçìåíåíèÿ îáìåíà ýëåêòðîëèòîâ â îðãàíèçìå.
Íåêîòîðûå äîêòîðà ðåêîìåíäóþò èñïîëüçîâàòü êëàññèôèêàöèþ ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ, â êîòîðîé ó÷èòûâàþòñÿ ãåìîäèíàìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè. Ñîãëàñíî ýòîé êëàññèôèêàöèè ðàçëè÷àþò ãèïåðêèíåòè÷åñêèå, ýóêèíåòè÷åñêèå è ãèïîêèíåòè÷åñêèå êðèçû. Äèàãíîç ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà îñíîâàí íà âûÿâëåíèè ñëåäóþùèõ ïðèçíàêîâ:
1. îòíîñèòåëüíî âíåçàïíîå íà÷àëî (îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî íåñêîëüêèõ ÷àñîâ);
2. âûñîêèé äëÿ äàííîãî èíäèâèäóóìà óðîâåíü àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ;
3. êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ: æàëîáû êàðäèàëüíîãî õàðàêòåðà – ñåðäöåáèåíèå, áîëü â îáëàñòè ñåðäöà; öåðåáðàëüíîãî õàðàêòåðà – ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, òîøíîòà, ðâîòà, íàðóøåíèÿ çðåíèÿ; âåãåòàòèâíîãî õàðàêòåðà – îçíîá, äðîæü, æàð, ó÷àùåííîå ìî÷åèñïóñêàíèå, ïîòëèâîñòü.
Êëàññèôèêàöèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà
Ïðàêòè÷åñêèì âðà÷àì íàèáîëåå äîñòóïíà êëàññèôèêàöèÿ Í.À. Ðàòíåðà (1958), êîòîðàÿ ïîçâîëÿåò âûäåëèòü íå òîëüêî âåäóùèé ñèíäðîì è ïàòîãåíåòè÷åñêèé ìåõàíèçì êðèçà, íî è áûñòðî âûðàáîòàòü òàêòèêó ëå÷åíèÿ. Ñîãëàñíî ýòîé êëàññèôèêàöèè âûäåëÿþò êðèçû I (íåéðîâåãåòàòèâíîãî) è II (öåðåáðàëüíîãî) òèïà.
Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç I òèïà ÷àùå âñåãî âñòðå÷àåòñÿ íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè. Êðèç ðàçâèâàåòñÿ áûñòðî, õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèëüíîé ãîëîâíîé áîëüþ, ïîÿâëåíèåì æàðà, äðîæè, ñåðäöåáèåíèÿ, îáùèì âîçáóæäåíèåì, êîëþùåé áîëüþ â îáëàñòè ñåðäöà, ïîëèóðèåé. Ñèñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå ïîâûøàåòñÿ íà 80-100 ìì ðò.ñò., äèàñòîëè÷åñêîå – íà 30-50 ìì ðò.ñò. Íà ÝÊà ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ñìåùåíèå ñåãìåíòà S-T ïîä èçîëèíèþ è óïëîùåíèå çóáöà Ò. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü êðèçà – îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî 2 – 3 ÷, êðèç ñðàâíèòåëüíî áûñòðî è ëåãêî êóïèðóåòñÿ.
Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç II òèïà âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî íà ïîçäíèõ ñòàäèÿõ çàáîëåâàíèÿ. Îí ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî, ïðè íåñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè ìîæåò äëèòüñÿ íåñêîëüêî äíåé. Õàðàêòåðèçóåòñÿ î÷åíü ñèëüíîé ãîëîâíîé áîëüþ, çàòîðìîæåííîñòüþ áîëüíîãî, òîøíîòîé, ðâîòîé, íàðóøåíèåì çðåíèÿ (ìåëüêàíèå «ìóøåê», òåìíûå ïÿòíà, èíîãäà êðàòêîâðåìåííàÿ ïîòåðÿ çðåíèÿ è ñëóõà).
Ïóëüñ ìîæåò áûòü çàìåäëåí, àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå î÷åíü âûñîêîå, îñîáåííî äèàñòîëè÷åñêîå (140-160 ìì ðò.ñò. è áîëåå). Íà ÝÊà ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ðàñøèðåíèå êîìïëåêñà QRS, ñìåùåíèå ñåãìåíòà S-Ò ïîä èçîëèíèþ è ïîÿâëåíèå íåãàòèâíîãî çóáöà Ò. Âî âðåìÿ êðèçà II òèïà ìîæåò ðàçâèòüñÿ íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ äèíàìè÷åñêîãî õàðàêòåðà, èëè ìîçãîâîé èíñóëüò. ×àñòî ýòè êðèçû îñëîæíÿþòñÿ ðàçâèòèåì îñòðîé êîðîíàðíîé èëè îñòðîé ëåâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè, ïðîÿâëÿþùåéñÿ ñåðäå÷íîé àñòìîé è îòåêîì ëåãêèõ. Äëÿ êðèçîâ II òèïà õàðàêòåðíî ðàçâèòèå ãèïåðòîíè÷åñêîé ýíöåôàëîïàòèè.
Òÿæåñòü êëèíè÷åñêîé êàðòèíû ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå II òèïà òðåáóåò íåìåäëåííîãî (â òå÷åíèå 10-15 ìèí) ñíèæåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ â öåëÿõ óñòðàíåíèÿ ïåðèôåðè÷åñêîé âàçîêîíñòðèêöèè.
Âàæíûì óñëîâèåì ÿâëÿåòñÿ ïîñòåïåííîå ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (íà 30 % îò èñõîäíîãî óðîâíÿ, äèàñòîëè÷åñêîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå äî 100-110 ìì ðò.ñò.), òàê êàê ðåçêîå åãî ñíèæåíèå ìîæåò ïîâëå÷ü òÿæåëûå ðàññòðîéñòâà ìåõàíèçìîâ àóòîðåãóëÿöèè ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ è ðàçâèòèå èøåìèè ìîçãà.
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ
ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç äîâðà÷åáíûé ïîìîùü
×àùå âñåãî ãèïåðòåíçèâíûé êðèç áûâàåò ñïðîâîöèðîâàí íåðâíî-ïñèõè÷åñêèì ïåðåíàïðÿæåíèåì áîëüíîãî, à òàêæå íàðóøåíèÿìè ïðåäïèñàííîãî êàðäèîëîãîì îáðàçà æèçíè ïðè ãèïåðòîíèè. Òî åñòü ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç ìîæåò ñòàòü ñëåäñòâèåì çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëåì, êóðåíèÿ, ñàìîñòîÿòåëüíîé îòìåíîé íàçíà÷åííûõ ðàíåå êàðäèîëîãîì ëåêàðñòâ, èçáûòêà â ðàöèîíå áîëüíîãî ïîâàðåííîé ñîëè è ò.ä. Èíîãäà ó áîëüíûõ, îòëè÷àþùèõñÿ ìåòåî÷óâñòâèòåëüíîñòüþ, ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç âîçíèêàåò êàê ðåàêöèÿ íà ïîãîäíûå óñëîâèÿ èëè, ÷àùå, íà èõ èçìåíåíèÿ.
Îáû÷íî ãèïåðòåíçèâíûé êðèç äèàãíîñòèðóåòñÿ ïðè ïîäúåìå íèæíåãî (äèàñòîëè÷åñêîãî) äàâëåíèÿ âûøå 120 ìì ðò.ñò. Îäíàêî íåëüçÿ ñêàçàòü, ÷òî âåëè÷èíà àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ – ñàìûé íàäåæíûé äèàãíîñòè÷åñêèé ïîêàçàòåëü ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðèçíàêè ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ÷åòêî ïðîñëåæèâàþòñÿ íà ôîíå íåçíà÷èòåëüíîãî ïîâûøåíèÿ äàâëåíèÿ. È íàîáîðîò: ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ äàæå çàïðåäåëüíàÿ âåëè÷èíà àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ ïðèçíàêàìè ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà.
Äåëåíèå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ïî ñòåïåíè òÿæåñòè
 íàñòîÿùåå âðåìÿ òàêòèêà âðà÷à âî âðåìÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà îïðåäåëÿåòñÿ ñðîêàìè îêàçàíèÿ áîëüíîìó ýêñòðåííîé ïîìîùè. Ïîýòîìó îáùåïðèíÿòûì ÿâëÿåòñÿ òàêîå äåëåíèå êðèçîâ:
1. êðèç, òðåáóþùèé ïðîâåäåíèÿ íåîòëîæíûõ ìåðîïðèÿòèé;
2. êðèç, òðåáóþùèé îêàçàíèÿ ýêñòðåííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.
Íåîòëîæíûå ìåðîïðèÿòèÿ ïðîâîäÿò òîãäà, êîãäà ðèñê ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé èç-çà ðåçêîãî ñíèæåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, êàê ïðàâèëî, ïðåâûøàåò ðèñê ïîðàæåíèÿ îðãàíîâ-ìèøåíåé (ìîçãà, ñåðäöà, ïî÷åê).  ïîäîáíûõ ñèòóàöèÿõ ñëåäóåò äîáèòüñÿ ñíèæåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ â òå÷åíèå 24 ÷.  ýòó ãðóïïó ìîãóò áûòü îòíåñåíû áîëüíûå ñ ãèïåðòîíè÷åñêèì êðèçîì I òèïà (íåéðîâåãåòàòèâíûì, ãèïåðêèíåòè÷åñêèì). Äëÿ êóïèðîâàíèÿ êðèçà ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû êàê òàáëåòèðîâàííûå ôîðìû ïðåïàðàòîâ (êëîôåëèí, íèôåäèïèí, êàïòîïðèë), òàê è âíóòðèâåííûå èëè âíóòðèìûøå÷íûå èíúåêöèè ðàóñåäèëà (ïî 1 ìë 0,1-0,25% ðàñòâîðà) èëè äèáàçîëà (ïî 4-5 ìë 1% ðàñòâîðà). Ýôôåêòèâíûì ÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå äðîïåðèäîëà (ïî 2-4 ìë 0,25 % ðàñòâîðà âíóòðèìûøå÷íî) èëè àìèíàçèíà (ïî 1 ìë 2,5 % ðàñòâîðà âíóòðèìûøå÷íî).
 ðÿäå ñëó÷àåâ ïðè íåéðîâåãåòàòèâíîì êðèçå ñ âûðàæåííûì ãèïåðêèíåòè÷åñêèì ñèíäðîìîì õîðîøèé ýôôåêò äàåò ââåäåíèå îáçèäàíà ïî 3-5 ìã â 20 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà âíóòðèâåííî ìåäëåííî. Âîçìîæíî âíóòðèâåííîå ââåäåíèå âåðàèàìèëà. Íà÷àëüíàÿ äîçà – 5 ìã, ìàêñèìàëüíàÿ îáùàÿ äîçà – 20 ìã. Ãîñïèòàëèçàöèÿ äàííîé êàòåãîðèè áîëüíûõ íå îáÿçàòåëüíà.
Ñîñòîÿíèÿ, òðåáóþùèå îêàçàíèÿ ýêñòðåííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, õàðàêòåðèçóþòñÿ çíà÷èòåëüíûì ðèñêîì ïîðàæåíèÿ îðãàíîâ-ìèøåíåé. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå íåîáõîäèìî ñíèçèòü â òå÷åíèå 1 ÷.
Ýòî êàñàåòñÿ áîëüíûõ ñ ãèïåðòîíè÷åñêèì êðèçîì II òèïà (öåðåáðàëüíûì, ãèïî- è ýóêèíåòè÷åñêèì).  òàêîé ñèòóàöèè ïðåïàðàòîì âûáîðà ÿâëÿåòñÿ íàòðèÿ íèòðîïðóññèä, îêàçûâàþùèé ìîùíîå àíòèãèïåðòåíçèâíîå äåéñòâèå, êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ â ïåðâûå 2-5 ìèí. Ïðåïàðàò áûñòðî âûâîäèòñÿ èç îðãàíèçìà, ÷òî îáëåã÷àåò åãî òèòðîâàíèå.
Íàòðèÿ íèòðîïðóññèä ââîäÿò âíóòðèâåííî êàïåëüíî â 500 ìë 5 % ðàñòâîðà ãëþêîçû ïîä êîíòðîëåì óðîâíÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Õîðîøèé ýôôåêò ïðè êðèçàõ äàåò äèàçîêñèä, êîòîðûé ââîäÿò âíóòðèâåííî â äîçå 150-300 ìë.
Äëÿ êóïèðîâàíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà II òèïà íà äîãîñïèòàëüíîì ýòàïå øèðîêî èñïîëüçóþò ãàíãëèîáëîêèðóþùèå ïðåïàðàòû: ïåíòàìèí (1 ìë 5 % ðàñòâîðà) èëè áåíçîãåêñîíèé (1 ìë 2,5% ðàñòâîðà), êîòîðûå ââîäÿò â 20 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà âíóòðèâåííî ìåäëåííî ïîä êîíòðîëåì àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Åñëè êðèç îñëîæíèëñÿ îñòðîé êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ, òî íàðÿäó ñ ãèïîòåíçèâíîé òåðàïèåé íåîáõîäèìî êóïèðîâàòü áîëåâîé ïðèñòóï, ÷òî äîñòèãàåòñÿ íàçíà÷åíèåì íèòðîãëèöåðèíà – 2 ìë 1 % ñïèðòîâîãî ðàñòâîðà âíóòðèâåííî êàïåëüèî èëè äðîïåðÿäîëà (ïî 0,1 ìã/êã ìàññû òåëà) â ñî÷åòàíèè ñ ôåíòàíèëîì (1-2 ìë 0,005% ðàñòâîðà âíóòðèâåííî).
Îäíîâðåìåííî íàçíà÷àþò äèóðåòè÷åñêèå ïðåïàðàòû, èç êîòîðûõ íàèáîëåå ýôôåêòèâåí ôóðîñåìèä (ïî 60-80 ìã âíóòðèâåííî ñòðóéíî). Ïîñëåäíèé îñîáåííî ïîêàçàí ïðè çàäåðæêå íàòðèÿ è æèäêîñòè â îðãàíèçìå, à òàêæå ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå, îñëîæíèâøåìñÿ ëåâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ (îòåêîì ëåãêèõ) èëè ãèïåðòîíè÷åñêîé ýíöåôàëîïàòèåé ñ ïðèçíàêàìè ãèïåðâîëåìèè è îòåêà ìîçãà.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå ìàãíèÿ ñóëüôàòà (ïî 10 ìë 25% ðàñòâîðà) âíóòðèìûøå÷íî èëè âíóòðèâåííî ìåäëåííî.
Íà äîãîñïèòàëüíîì ýòàïå ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà â íàñòîÿùåå âðåìÿ øèðîêî ïðèìåíÿþò àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ ãðóïïû íèôåäèïèíà, êîòîðûå ñíèæàþò äèàñòîëè÷åñêîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå áîëåå ýôôåêòèâíî, ÷åì ïðåïàðàòû ãðóïïû âåðàïàìèëà. Èñïîëüçóþò êàê òàáëåòèðîâàííóþ ôîðìó íèôåäèïèíà (ïî 10-20 ìã, èëè ïî 1-2 òàáëåòêè ïîä ÿçûê 2-3 ðàçà ñ èíòåðâàëîì â 10-15 ìèí), òàê è åãî æèäêóþ ôîðìó (íèôåäèïèí â êàïëÿõ, ïî 5-10 êàïåëü íà ïðèåì). Äëÿ ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà íàçíà÷àþò êàïîòåí (ñóáëèíãâàëüíî ïî 25-50 ìã).
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
n Ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå ïåðâûì ñåáå íà ïîìîùü ïðèõîäèò ñàì ïàöèåíò. Ïðè âîçíèêíîâåíèè ñèìïòîìîâ êðèçà íóæíî: âî-ïåðâûõ, èçìåðèòü àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå (ïðè íàëè÷èè òàêîé âîçìîæíîñòè). Âûñîêèå öèôðû äàâëåíèÿ è âíåçàïíîå ðàçâèòèå ñèìïòîìîâ ïîäòâåðæäàþò äèàãíîç ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà.
n Ëåêàðñòâà ïåðâîé ïîìîùè ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå ýòî Êëîôåëèí (äîçà äî 0,15 ìã.) è Ýíàëàïðèë (äîçà äî 10 ìã.). Èñïîëüçóåòñÿ òîëüêî îäèí èç ïðåïàðàòîâ. Åñëè ñïóñòÿ ïîë ÷àñà ïîñëå ïðèåìà ïåðâîé äîçû ëåêàðñòâà (òàáëåòêà êëàäåòñÿ ïîä ÿçûê) äàâëåíèå íå ñíèçèëîñü ìîæíî ïðèíÿòü åùå îäíó äîçó, íî íå áîëåå. Åñëè æå äàâëåíèå ñíèçèëîñü íà 40-60 ìì.ðò.ñò, òî áîëüøå ñíèæàòü åãî íå íóæíî.
n Ïðè âîçíèêíîâåíèè æãó÷èõ áîëåé â ãðóäè è îäûøêè íóæíî ñðî÷íî ïîëîæèòü ïîä ÿçûê òàáëåòêó íèòðîãëèöåðèíà. Ïðè ñîõðàíåíèè áîëåé â òå÷åíèå 5 ìèíóò ìîæíî ïðèíÿòü åùå îäíó òàáëåòêó (ìàêñèìàëüíî 3 òàáëåòêè).
n Ïîñëå îñóùåñòâëåíèÿ ìåð ýêñòðåííîé ïîìîùè íóæíî ñðî÷íî âûçâàòü ñêîðóþ ïîìîùü! Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé îïàñíûõ îñëîæíåíèé è ïîòîìó òðåáóåò ýêñòðåííîé êâàëèôèöèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.
Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè íåîñëîæíåííîì ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
äåéñòâèÿ | îáîñíîâàíèå |
Âûçâàòü âðà÷à . | Äëÿ îêàçàíèÿ êâàëèôèöèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè |
Óñïîêîèòü áîëüíîãî, ðàññòåãíóòü ñòåñíÿþùóþ îäåæäó, îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà. | Äëÿ óìåíüøåíèÿ íåéðîâåãåòàòèâíîé ñèìïòîìàòèêè. |
Óëîæèòü ñ âûñîêî ïîäíÿòûì èçãîëîâüåì. Ïðè ðâîòå ïîâåðíóòü ãîëîâó íàáîê, ïîäëîæèòü ëîòîê. | Óìåíüøèòü âíóòðè÷åðåïíîå äàâëåíèå, ïðåäóïðåäèòü àñïèðàöèþ ðâîòíûõ ìàññ. |
Ïîñòàâèòü ãîð÷è÷íèêè íà èêðîíîæíûå ìûøöû, âîðîòíèêîâóþ çîíó. | Ðàñøèðèòü ïåðèôåðè÷åñêèå ñîñóäû, óìåíüøèòü ÀÄ. |
Äàòü ïîä ÿçûê íèôåäèïèí èëè êàïîòåí, êîðèíôàð, êëîôåëèí. | Äëÿ óìåíüøåíèÿ ÀÄ. |
Äàòü 0,325 àñïèðèíà, ìåäëåííî ðàçæåâàòü. | Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òðîìáîçà. |
Èçìåðèòü ÀÄ, ïîäñ÷èòàòü ïóëüñ, ×ÄÄ. | Êîíòðîëü ñîñòîÿíèÿ |
Äàòü óâëàæíåííûé êèñëîðîä | Äëÿ óìåíüøåíèÿ ãèïîêñèè. |
Ïîäãîòîâèòü ê ïðèõîäó âðà÷à:
– ñèñòåìó äëÿ â/â âëèâàíèÿ, øïðèöû äëÿ â/â, â/ì è ï/ê ââåäåíèÿ ïðåïàðàòîâ, æãóò, âàòíûå øàðèêè, 700 ñïèðò, àïïàðàò ÝÊ;
– ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû: äðîïåðèäîë (àìï.), àìèíàëîë (àìï.), ëàçèêñ, ëàáåòàëîë, ðàñòâîð ñóëüôàòà ìàãíèÿ, öåðóêàë (àìï.), êëîôåëèí (àìï.), 0,5 % ðàñòâîð äèáàçîëà.
Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïðè îñëîæíåííîì ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
äåéñòâèÿ | îáîñíîâàíèå |
Âûçâàòü âðà÷à. | Äëÿ îêàçàíèÿ êâàëèôèöèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè |
Îáåñïå÷èòü ôèçè÷åñêèé è ïñèõîëîãè÷åñêèé ïîêîé, óñòðàíèòü âñå ðàçäðàæàþùèå ôàêòîðû (ÿðêèé ñâåò, ãðîìêèé ðàçãîâîð, ìóçûêà). Îñâîáîäèòü îò ñòåñíÿþùåé îäåæäû, îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà. | Äëÿ óìåíüøåíèÿ íåéðîâåãåòàòèâíîé ñèìïòîìàòèêè. |
Óëîæèòü ïàöèåíòà, ïðèïîäíÿâ ãîëîâíîé êîíåö êðîâàòè, ïðè ðâîòå ïîâåðíóòü ãîëîâó íàáîê, ïðèãîòîâèòü ëîòîê. | Óìåíüøèòü âíóòðè÷åðåïíîå äàâëåíèå, ïðåäóïðåäèòü àñïèðàöèþ ðâîòíûõ ìàññ. |
Ïîñòàâèòü ãîð÷è÷íèêè íà èêðîíîæíûå ìûøöû. Ê ãîëîâå ïîëîæèòü (ïîäâåñèòü) ïóçûðü ñî ëüäîì èëè õîëîäíûé êîìïðåññ. | Ðàñøèðèòü ïåðèôåðè÷åñêèå ñîñóäû, óìåíüøèòü ÀÄ. |
Äàòü ïîä ÿçûê íèôåäèïèí èëè êàïîòåí, êîðèíôàð, êëîôåëèí. | Äëÿ óìåíüøåíèÿ ÀÄ. |
Äàòü 0,325 àñïèðèíà, ìåäëåííî ðàçæåâàòü. | Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òðîìáîçà. |
Èçìåðèòü ÀÄ, ïîäñ÷èòàòü ïóëüñ, ×ÄÄ. | Êîíòðîëü ñîñòîÿíèÿ |
Äàòü óâëàæíåííûé êèñëîðîä | Äëÿ óìåíüøåíèÿ ãèïîêñèè. |
Ïîäãîòîâèòü ê ïðèõîäó âðà÷à:
– ñèñòåìó äëÿ â/â âëèâàíèÿ, øïðèöû äëÿ â/â, â/ì è ï/ê ââåäåíèÿ ïðåïàðàòîâ, æãóò, âàòíûå øàðèêè, 700 ñïèðò, àïïàðàò ÝÊÃ;
– ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû: 5% ïåíòàìèí, 0,5% àðôîíàä, íèòðîïðóññèä íàòðèÿ, ëàçèêñ, ñóëüôàò ìàãíèÿ, ýóôèëëèí (àìï.), 1% ðàñòâîð íèòðîãëèöåðèíà, èçîòîíè÷åñêèé ðàñòâîð õëîðèäà íàòðèÿ.
Çàêëþ÷åíèå
Îáû÷íî ãèïåðòåíçèâíûé êðèç äèàãíîñòèðóåòñÿ ïðè ïîäúåìå íèæíåãî (äèàñòîëè÷åñêîãî) äàâëåíèÿ âûøå 120 ìì ðò.ñò. Îäíàêî íåëüçÿ ñêàçàòü, ÷òî âåëè÷èíà àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ – ñàìûé íàäåæíûé äèàãíîñòè÷åñêèé ïîêàçàòåëü ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðèçíàêè ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ÷åòêî ïðîñëåæèâàþòñÿ íà ôîíå íåçíà÷èòåëüíîãî ïîâûøåíèÿ äàâëåíèÿ. È íàîáîðîò: ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ äàæå çàïðåäåëüíàÿ âåëè÷èíà àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ ïðèçíàêàìè ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Ðîìàíþê Â.Ï., Ëàïîòíèêîâ Â.À., Íàêàòèñ ß.À. Èñòîðèÿ ñåñòðèíñêîãî äåëà â Ðîññèè. – ÑÏá.: ÑÏáÃÌÀ, 1998.
Ñåñòðèíñêîå äåëî. Ïðîãðàììà äëÿ ñðåäíèõ ñïåöèàëüíûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé. – Ì., 1990.
Âíóòðåííèå áîëåçíè: Ó÷åáíèê/ Ô.È. Êîìàðîâ, Â.Ã. Êóêåñ, À.Ñ. Ñìåòíåâ è äð.; ïîä ðåäàêöèåé Ô.È. Êîìàðîâà, Ì.: «Ìåäèöèíà», 1990ã.
Ìóõèíà Ñ.À., Òàðíîâñêàÿ È.È. Îáùèé óõîä çà áîëüíûìè. Ó÷åá. ïîñîáèå. – Ì.: Ìåäèöèíà, 1989.
Ïàóòêèí Þ.Ô. Ýëåìåíòû îáùåãî óõîäà çà áîëüíûìè. Ó÷åá. ïîñîáèå. – Ì.: Èçä-âî ÓÄÍ, 1988.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник