Афазия при инсульте это
Когда пожилой человек пытается что-то объяснить родственникам, а у него получается или бессмысленный набор звуков, или совершенно неподходящие для ситуации слова, это называется афазией. Основная ее причина у людей старшего возраста – мозговой инсульт, в результате которого отмирают клетки в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь. И чтобы Ваш пожилой родственник не получил тяжелой депрессии и не стал предпринимать суицидальных попыток, связанных с афазией после инсульта, необходимо как можно раньше начинать ее лечение. Большая часть лечебных мероприятий ложится на плечи родных больному людей.
Из-за чего при инсульте возникает афазия
В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.
Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).
Как распознать афазию
Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.
Так, об афазии сенсорного характера (Вернике), можно говорить, если у больного присутствует:
- непонимание обращенной речи;
- непонимание иносказаний, поговорок, пословиц;
- жалобы на то, что все вокруг стали говорить как будто «на иностранном языке»;
- забывание начальной части длинного предложения собеседника, утрата понимания длинных речевых конструкций, что побуждает больного задавать вопросы относительно выскользнувших из памяти слов.
При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.
Если после инсульта развилась мнестическая афазия, пожилой человек:
- может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
- начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
- говорит медленно, тщательно подбирая слова;
- заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.
Это – акустико-мнестическая афазия. Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:
- человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
- ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.
Выделяют также амнестическую афазию, развивающуюся при инсульте теменно-височной доли. В этом случае человек забывает, как называются отдельные предметы, но помнит, для чего они нужны. Такой больной вместо «ручка» может сказать «штука, которой пишут», и тому подобное.
Не сразу заметна семантическая афазия. В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.
Все указанные виды синдрома – афазия Вернике, мнестический, семантический и амнестический виды – объединяются под общим названием «сенсорная афазия», когда у человека после инсульта имеются затруднения с пониманием речи. Зачастую сам больной не понимает, что он говорит.
Второй основной тип заболевания – моторная афазия. В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:
- Афферентная моторная афазия. В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
- Динамическая афазия. Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
- Афазия Брока. Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.
Речь больного моторной афазией очень краткая, состоит почти из одних существительных и глаголов, между которыми человек делает паузу. Он может повторять один слог (например, «ла») или звук (например, мычать), пытаясь с помощью интонации вложить в него смысл. Во время беседы такой человек часто плачет, так как он страдает от того, что неспособен донести свою мысль.
Диагноз моторной афазии должен ставить врач-невролог, так как в быту может быть трудно отличить именно этот синдром от того, который называется дизартрией. Дизартрия возникает при поражении центров мозга, которые несут команду к мышцам, участвующих в формировании речи (движении языка, губ, голосовых связок). Больные с дизартрией понимают обращенную речь и правильно строят предложения. Но из-за изменения их тембра голоса и невозможности произнести отдельные звуки их речь становится неразборчивой. Если к этому присоединяется нарушение дыхания, это вынуждает больного пожилого человека разговаривать короткими предложениями. Описания, прилагательные, наречия из речи не пропадают.
Третий «большой» вид афазии, наряду с сенсорным и моторным типом, это – тотальная афазия. Она характеризуется нарушением и понимания, и воспроизведения речи. Данное состояние можно заподозрить по таким симптомам:
- в ответ на обращенную речь смотрит на говорящего, не понимая. Если упростить предложение, заменить слова более простыми, примитивными, может выполнять просьбу, но понятно ответить все же не может;
- такой человек, перенесший инсульт, неспособен внятно сформулировать просьбу;
- пропускает в предложении сразу несколько слов. Остальные слова – самые простые. Никаких литературных оборотов: гипербол, сравнений, сложных деепричастных оборотов, в речи нет. В тяжелых случаях из фраз пропадают даже прилагательные и наречия: предложение состоит из одних существительных.
Как лечить афазию
Как всех учат с детства, «нервные клетки не восстанавливаются». На самом деле это не совсем так: даже у глубоких старцев между живыми нейронами могут образовываться новые связи – «мостики», по которым информация будет идти от нервной клетки с одной стороны от очага инсульта до нейрона на другой стороне. Но для этого нужны:
- ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
- достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
- обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
- устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.
По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.
Терапия должна быть:
- начата как можно раньше;
- проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
- направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.
В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.
Рассмотрим каждый вид терапии подробно.
Медикаментозное лечение
Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:
- «Церебролизин» («Семакс»);
- «Глиатилин» («Холитилин», «Церетон»);
- «Сомазина» («Цераксон»);
- препараты янтарной кислоты «Цитофлавин», «Реамберин», «Мексидол»;
- витамины B-группы: «Нейромидин», «Мильгамма».
Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.
Кроме указанных препаратов больному вводят те лекарства, которых требует его состояние. Поэтому, если афазия после инсульта дополняется другими, более опасными для жизни нарушениями, комплекс лечения непосредственно нарушения речи «урезается» — для уменьшения лекарственной нагрузки на внутренние органы.
Физиотерапия
Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:
- иглорефлексотерапия;
- электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
- воздействие на кору мозга магнитным полем.
Занятия с логопедом
Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.
Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:
- Строить с больным диалог.
- Добиваться понимания.
- Тренировать чтение.
- Вспоминать навыки письма.
Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.
Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.
Примеры упражнений:
- Раздувание щек.
- Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
- Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
- Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
- Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
- Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
- С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
- Цоканье языком по нёбу.
- Изображение поцелуев.
- Произношение простых привычных слов.
С афазиологом разучивают фразу или слово, с которого можно начать общение, «вспоминают» счет от 1 до 10 и в обратном порядке.
Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.
При сенсорной афазии помогают тренировки с карточками, на которых нарисованы картинки. Можно пользоваться специальными компьютерными программами (например, программа для логопедов авторства Рябцун) или приложениями на телефоне. Афазиолог просит больного объяснить, что он хочет сказать, с помощью картинок. Также, если человек путает буквы в словах, просит показать, где, к примеру, изображена «бочка», а где «почка».
Если речь пострадала несильно, или на более поздних этапах лечения прибегают к диктантам, чтению вслух. Для лечения важно также проговаривать скороговорки, тренирующие, в особенности, те звуки, которые у больного не получается выговаривать.
После каждого удачно выполненного задания больного хвалят.
Кроме упражнений и диктантов, логопед-афазиолог выполняет логопедический массаж. Для этого он аккуратно, с помощью шпателя или ложки массирует разные зоны языка, губы, щеки, небо. Задача массажа – восстановить тонус мышц этих областей, чтобы улучшить речь.
Занятия с психотерапевтом
Больных с афазией после инсульта, особенно ее моторной разновидностью (когда они понимают речь, но не могут ее воспроизвести), отличает слезливость, подавленное настроение. Чтобы у них не развилась депрессия, нужны занятия с психотерапевтом. Этот специалист оценит психическое состояние Вашего родственника, и на основании этого назначит соответствующий вид психотерапии, который может быть дополнен необходимой медикаментозной поддержкой.
В большинстве случаев психотерапевт проводит занятия не только с самим больным, но и с его родственниками. Он объясняет, как им нужно выстроить линию поведения по отношению к больному, как общаться с ним, как реагировать на его слезы или приступы злости.
Альтернативные методы лечения
В данный момент для лечения тяжелых, не поддающихся стандартной терапии, форм афазии, могут применяться:
- Введение в кровь стволовых клеток – тех человеческих клеток, которые могут превращаться в любые другие клетки организма. Предполагается, что стволовые клетки, чувствуя «сигналы» из поврежденного инсультом мозга, направляются туда и замещают (хотя бы частично) погибшие участки нервной ткани. В результате объем погибшей ткани мозга уменьшается, и дальнейшие занятия с логопедом получают больше шансов восстановить речь.
- Операция под названием экстра-интракраниальное анастомозирование. Оно заключается в создании искусственного соединения между артерией, лежащей вне полости черепа (височной артерии) и средней мозговой артерии, питающей мозг. Операция пока не получила широкого применения и направлена на улучшение кровоснабжения мозга.
Что делать в домашних условиях
После выписки родственникам нужно будет продолжать терапию, начатую в стационаре:
- прием медикаментов в таблетках;
- упражнения для речевого аппарата: назначенные врачом или те, которые указаны выше;
- проговаривание скороговорок;
- при необходимости – занятия с психологом и психотерапевтом.
С больным нужно обращаться вежливо, стараться не акцентировать внимание на том, что его речь непонятна, повторять, что это временная трудность и совместными усилиями вы справитесь с этой болезнью. Говорите четко, ясно, но – не так как с умственно отсталым или несмышленым младенцем и не громко. Старайтесь затрагивать только те темы, которые будут вселять в него оптимизм.
Не изолируйте пожилого родственника. Напротив, старайтесь собирать вокруг него многих родственников и друзей, которые будут общаться с ним и между собой, чтобы он слышал их речь. Если нарушения речи тяжелые, то задавать ему вопросы лучше таким образом, чтобы он мог ответить отрицательно или утвердительно.
Передачи и видео больному смотреть можно, но – не более 2 часов в сутки. Это объясняется тем, что нельзя перегружать отдельные зоны еще не до конца восстановившегося мозга, чтобы не вызвать ухудшения состояния. Просматриваемые передачи, фильмы или видео должны быть обязательно позитивными.
Источник
Когда меня привезли из больницы 29.09.2017г. в Центр нейрореабилитации, я вообще не говорила, только издавала не членораздельные звуки.
03.10.2017. при обследовании афазиологом, был поставлен диагноз: комплексная сенсорная афазия (акустико –гностическая, акустико-мнестическая). Неродинамические нарушения по типу комплексной моторной афазии (эффернтно-афферентной). Дефект тяжелой степени выраженности.
Выписной эпикриз 2017г.
Я не знаю, по-видимому, организм регулирует какую информацию может получать больной человек.
В то время, я понимала, что я заболела, но была уверена, что через месяц – два я выздоровлю и поеду на работу.
Я не знала, что так долго и мучительно надо восстанавливать организм и функции, необходимые нам для нормальной жизни без помощи других людей. Если бы я знала об этом, то сошла бы с ума.
У меня были две задачи: ходить и говорить, ходить и говорить.
О чем-то другом я тогда не думала. Не знала, как все будет, но вера была. Технически я не понимала, как все будет происходить. Просто мне казалось, что я проснусь, и, вдруг заговорю.
Дефект тяжелой степени выраженности
Никто не говорил со мною о том, что нужно делать чтобы заговорить.
Света всегда спокойно говорила мне что все будет хорошо, что я выздоровлю, буду говорить и ходить.
А как?
Афазиолог, специалист по восставленною речи в Центре реабилитации Марина Васильевна занималась со мною каждый день по 20 минут.
Света привозила меня в кабинет, оставляла и мы пытались заниматься с логопедом речью.
Самое интересное, в кабинете были шкафы с книгами, я с интересом изучала их, могла прочитать их названия, но все это в мыслях, прочитать вслух я не могла.
Марина Васильевна мучилась со мною, я не могла сказать нормального слова. Она задавала домашнее задание, чтобы я каждый день дополнительно занималась речью. Света пыталась помочь мне. Но все было бесполезно. Только в конце реабилитации я могла сказать: пить чай, есть кашу, и все. Но не могла сказать на память. Забывала эти слова.
Но во время нахождения в Центре, я научилась очень хорошо матерится. Так четко и много.
Откуда оно взялось?
Специалисты говорят, что многие «инсультники» могут хорошо матерится, но не могут говорить.
Когда я пыталась что-то сказать, а меня никто не понимал, а сильно материлась.
Злилась и материлась.
Только Света более-менее понимала меня на обычные бытовые темы.
24 октября 2017г. в выписном эпикризе указано: комплексная сенсорная афазия (акустико –гностическая, акустико-мнестическая). Неродинамические нарушения по типу комплексной моторной афазии (эффернтно-афферентной). Дефект тяжелой степени выраженности. Дефект обусловлен заинтересованностью задней трети верхней височной извилины и срединных отделов височной извилины коры левого полушария, с вовлечением подкорковых структур.
В выписке указано, что в результате проведения курса речевой коррекции наблюдается восстановление возможности понимания обращенной речи в рамках простого ситуативного диалога.
Нет надежды
По русски, говоря, дурочка! Многие из моего окружения думали, что я стала дурочкой.
Мама, говорила, что она посмотрела на меня в больнице и поняла, что разум у меня остался.
При выписке лечащий врач Корягина Татьяна Дмитриевна, несколько раз говорила мне, чтобы я дома занималась с логопедом.
Судя по выписке, афазиологи считали, что подкорка не восстановится, поэтому Татьяна Дмитриевна знала, что шансов у меня с восстановлением речи нет!
Я этого, конечно, не знала.
Но, почему-то, я запомнила ее слова.
Вы можете прочитать статью как научиться говорить?
Детский логопед для инсутницы о том, как я стала потихоньку говорить.
Букварь Жуковой для инсультницы.
Просьба от автора
Источник